Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Рецензии на книги // Колодец в небо

Издание:

Рецензия с сайта www.rus.delfi.lv

 

Елену Афанасьеву трудно с кем-либо сравнить из авторов современной русской беллетристики. В ее пользу свидетельствует покровительство и даже промоушн со стороны мэтра и главного стилиста развлекательных жанров Бориса Акунина. Афанасьевой удаются "истории-игры", которые столь ценимы "честным злодеем" Акуниным-Чхартишвили (о том, что по-японски означает "акунин", читайте в "Алмазной колеснице"…)

Для Афанасьевой, как и для Акунина, характерны следующие признаки литературной игры: хронологическая разноплановость повествования, несколько уровней адресации, жонглирование приемами жанров.

Всякий детектив — беллетристика, но не всякая беллетристика — детектив. Афанасьева это хорошо понимает. Мастер европейской беллетристики А.Перес-Реверте открыл новый способ закручивания интриги: действие должно вращаться не столько вокруг событий и сильных персонажей, сколько вокруг артефактов, обладающих своей историей, тайной, уводящей в глубь веков.

В новой книге Афанасьевой "Колодец в небо" артефактом, провоцирующим действие романа, является древняя камея, странным образом влияющая на жизнь тех, кто соприкасается с ней, на протяжении многих веков. Действие разворачивается и в наши дни, и в 1928 году, и в России 19 века, и в Средние века и даже в Древнем Риме в 117 г.н.э., когда по заказу "легендатора" (о том, что это за профессия, рассказано в одноименной главе) Марка Гибериуса Прима великий мастер резьбы по камню Апелла создает потрясающую камею, изображающую императора с супругой.

История камеи начинается во II в.н.э. и продолжается вплоть до нашего времени, когда читатель снова встречается с Женей Жуковой, главной героиней первых двух романов Афанасьевой " Ne - bud - duroi . ru " и "Знак змеи". Среди повествователей "Колодца в небо" главным является все же Ирина Тенишева, которая в 1928 году купила в антикварной лавке старинную камею за 28 руб.

Ирина родом из "бывших", то есть из дворян, сейчас служит машинисткой в издательстве, получает гроши, которые по праздникам предпочитает потратить не на краковскую колбасу, отраву для желудка, а на модные ботики отложить (хоть зимой и не по погоде будет) да в синематограф сходить. Молодец все-таки Афанасьева: чтобы расставить необходимые декорации, оказалось достаточно прибегнуть к кино-цитатам из "Собачьего сердца". А вот это уже акунинские приемчики.

Взять, к примеру, сравнение Ириной глаз красивой стервы, жены профессора, специалиста по камеям, с "ножиками для колки льда". Кино-цитата всегда подкреплена сюжетно: эта ледяная красотка явно замешана в смерти любовницы мужа. Какова же взаимосвязь между происхождением Ирины, "случайной" встречей персонажей над трупом молодой женщины в переулке, римской камеей, пролетарским искусством и мистическими знамениями? Читателю предстоит разобраться в хитросплетении разных удивительных судеб.

У Афанасьевой нет случайных имен и артефактов. Их распознание — еще один уровень игры в литературу. Неслучайно Тенишева — из семьи тех, кому принадлежало знаменитое училище, где учились Набоков и многие впоследствии известные люди. Неслучайно в тексте упоминаются "акмеисты" и звучит акмеистская поэзия ("акме" и "камея"). Неслучайны все эти разбросанные по тексту "ножики для колки льда".

http :// rus . delfi . lv / news / entertainment / books / article . php ? id =11828897

 

29 декабря 2006