Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Рецензии на книги // Знак змеи

Детектив, влюбленный в Ростов

 

В издательстве «Захаров», известном своим сотрудничеством с Борисом Акуниным, вышел детектив коренной ростовчанки Елены Афанасьевой «Знак змеи», где значительная часть действия разворачивается в Ростове — современном и старинном.

Елена Афанасьева закончила журфак РГУ, работала в газете «Наше время», в том числе парламентским корреспондентом, потом переехала в Москву, писала в «Новой газете» и журнале «Политбюро», а после его закрытия посвятила время детективам.

Тяжелый том «Знак змеи» — второй детектив Афанасьевой, первый назывался Ne - bud - duroi . ru и подарил второму несколько персонажей. «Знак змеи» можно поставить в один ряд с книгами автора иронических детективов Татьяны Поляковой и недалеко от произведений Иоанны Хмелевской. В середину закрученной во времени (древность — начало XX века — наши дни) и в пространстве (Москва — Ростов — Рим) интриги помещены пять больших алмазов, которые, как и положено таким камням, будят страс ти и меняют судьбы разнообразных героев. Не рассуждая о литературных достоинствах книги, хочется остановиться на ростовских главах.

Героиня — энергичная дама, дизайнер интерьеров Лика Ахвелиди — в Москве живет не так давно, чтобы забыть о нахичеванском дворике, где провела детство. Возвращаясь в Ростов, она испытывает сложную гамму противоречивых чувств — на несколько страниц лирического текста, пожалуй, лучшего по стилю во всем романе. Точные картинки, узнаваемые и потому приятные для ростовчан: неизбывный мотив про «левый, левый, левый берег Дона», армянские бабушки, которые про закаленную фитнесом фигуру могут только сочувственно сказать: «Отощала!», ведерные масштабы мариновки баклажанов — весь этот провинциализм, который писательница явно стала гораздо больше любить, когда отделила себя от него Московской кольцевой автодорогой. А вот другой Ростов — 1911 года, когда электричество было проведено на Пушкинской только от Таганрогского «прошпекта» до Николаевского переулка. Но уже был «электробиограф госпожи Штиммер», где смотрели «синема», а растасканная ныне на офисы гостиница «Московская» была самой большой «хотелью».

За Ростов можно не беспокоиться — в художественной прозе он останется красавцем, городом с колоритом и характером. Бывшая ростовчанка добавила еще несколько штрихов к этому портрету.

http :// www . gorodn . ru / archive /588/5_8. htm

Юлия Уракчеева
2 февраля 2007