Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2004

26 сентября 2007: 10-ая церемония ТЭФИ: Что осталось за кадром

Е. АФАНАСЬЕВА
Добрый вечер. В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. И каждое воскресенье мы говорим о персонах и программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на развитие отечественного телевидения. Сегодня разумеется речь о главном событии и антисобытии прошедшей недели - о 10-й церемонии ТЭФИ. В гостях у нас обладатели двух призов, обладатель главного считайте, приза за личный вклад в развитие телевидения Анатолий Григорьевич Лысенко и обладатель приза в номинации "Лучшее ток-шоу" - "Свобода слова" Савик Шустер. Несколько минут отвлекусь от наших гостей и как обычно я начинала "Телехранитель" с того, что рассказывала то, что вы не могли видеть на экране, но что происходит в телевизионном закулисье, что появится на экране через некоторое время. И сегодня эта рубрика также о ТЭФИ, потому что слишком много в этот раз оставалось за кадром. О письме академиков повторяться не буду, "Эхо Москвы" очень много об этом рассказывало. Сейчас комментарии были. И вчера Ксения Ларина с Ириной Петровской об этом говорили. Во-первых, зрители не видели первую часть вручения призов, в так называемых внеэкранных номинациях. Она прошла в четверг и была представлена ее ведущими, питерскими телевизионщиками и актерами Андреем Максимковым, Андреем Сазоновым и Юрием Владовским как общее собрание единого государственного телеканала, сотрудники которого только один раз в год на закрытом заседании могут не претворяться, что каналы у них разные, честно признают, что у нас одно на всех телевидение, один бюджет, один зритель и фамилию этого зрителя мы все знаем. Мы не услышали также прозвучавшую в тот день реплику президента академии В. Познера, который более чем иронично, но ирония была грустной, сказал своим коллегам, что ему приятно быть президентом такой объективной корпорации. Уже в четверг в телеакадемическом воздухе снова запахло так называемым протестным голосованием, которое было опробовано еще в прошлом году. В этот раз голосовали против не только Первого канала, лидера последних сезонов, как это случилось год назад, а по принципу все против всех. И, похоже, что академики часто не знали, как политическую невинность соблюсти и капитал профессиональных оценок не потерять. И на всякий случай во избежание недоразумений в сложных ситуациях голосовали за самый не политизированный из всех каналов, канал "Культура", в итоге канал "Культура" стал таким победителем, как на олимпиаде подсчитывают в командном зачете количество медалей, так канал "Культура" в этот раз выиграл. У них 10 статуэток. Церемонию в эфире транслировали, но атмосфера в кулуарах, в закулисье в четверг и пятницу вряд ли попала на экран. А атмосфера была как-то не праздника, но похорон, по крайней мере, по моему ощущению, может быть, мои гости сейчас меня поправят. И даже выставленное в холле концертного зала "Россия" панно с разноцветными гвоздиками, надписью "ТЭФИ - 10 лет", больше напоминало почему-то не праздничный букет, а траурный венок. И об этих же венках на могилке закрытых программ говорили очень многие победители, особенно Савик Шустер, представлявший канал НТВ, где 4 победы из 5 канала были получены программами, которых уже в эфире нет. Это "Намедни", "Свобода слова" и "Красная стрела". Ну, подрезали еще несколько эпизодов церемонии, об этом поговорим позже. Исчезло выступление Ирэны Лесневской, сильно сократили овацию, устроенную залом Леониду Парфенову, которого буквально вызывали на бис, и реплику В. Познера после этой овации, который поинтересовался, в зале ли г-н Кулистиков, нынешний гендиректор НТВ. Но ни Кулистикова, ни его коллег с двух первых каналов Олега Добродеева и Константина Эрнста в зале не было. И в этом нарочитом не присутствии руководителей трех главных каналов крылся еще один знак серьезного неблагополучия в телевизионном сообществе. В общем, вопрос, который оставила 10-я церемония, звучит, скорее всего, так - доживет ли ТЭФИ до 11-й годовщины. С этим вопросом я обращаюсь к моим гостям. Анатолий Григорьевич, вы в телевизионном сообществе чертову кучу лет, видели разные времена.
А. ЛЫСЕНКО
Вообще я внимательно слушал ваш текст, хотелось встать снять шляпу, коей у меня нет и посыпать голову пеплом и выброситься с 14-го этажа в окно.
Е. АФАНАСЬЕВА
То есть все не так страшно, я преувеличиваю.
А. ЛЫСЕНКО
Как говорил Марк Твен: слухи о моей смерти несколько преувеличены.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ой, как хорошо.
А. ЛЫСЕНКО
Я помню выступление на "Эхо Москвы" после первой ТЭФИ там тоже был задан вопрос, доживем ли мы до второй.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это 1994 год.
А. ЛЫСЕНКО
Да, как ни странно, дожили. Я бы понимаете, это как коньяк, то ли он пахнет клопами, то ли клопы пахнут коньяком. Можно сказать, что да, выглядело траурно. Я этого не заметил. Может быть, я со свойственным моему возрасту оптимизмом смотрю в будущее. Есть много сложностей, неблагополучия. Есть много непонятного в самой ТЭФИ в оценках, в подразделениях, в организации есть. Была достаточно занудливо-похоронная церемония, отягощенная музыкой, у меня было ощущение, что сейчас смерть очередного члена Политбюро. Было это, и в то же время была неприкрытая радость людей, которые победили. И для меня победа канала "Культура", хотя, знаете, я не рассматриваю, это трагедия, кстати, даже не со стороны телевидения, со стороны окружения телевизионного все время подогревается - кто победил, Первый канал больше набрал, Второй канал больше:
Е. АФАНАСЬЕВА
А откуда это идет?
А. ЛЫСЕНКО
Это идет от комментариев.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это в наш огород.
А. ЛЫСЕНКО
В ваш. От комментариев. Понимаете, я ради интереса поднял список всех премий за 10 лет. Честно скажу, что за редчайшим исключением 5% может быть случайных, а так классная работа, классные профессионалы.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы честно не соглашались с оценками коллег?
А. ЛЫСЕНКО
Честно.
Е. АФАНАСЬЕВА
И год на год не приходится или каждый год одинаковый процент. Сейчас, когда голосование пультиками в зале этого больше или меньше?
А. ЛЫСЕНКО
Пультик нажимать с присущим многим из нас техническим идиотизмом это довольно сложный процесс, нажать одну кнопку из двух. Что заполнить и отдать "Эрнсту и Янгу", компании, которая держала в тайне и вскрывала, в общем, я большой разницы не вижу.
Е. АФАНАСЬЕВА
Мне казалось, что года три назад без промежуточных троек голосовали, потому что обычно упрекали в том, что когда есть тройки, каналы начинают менять голоса.
А. ЛЫСЕНКО
Я вам скажу честно, это красивая легенда о мнении каналов. Это чудное общество, я не случайно его назвал террариум единомышленников. Здесь тебе будут улыбаться, я не хочу никого обижать, в глаза и говорить: старик, я отдал свой голос тебе, хотя он точно отдал свой голос другому, здесь нельзя ничем управлять. Корпоративным духом, к сожалению, еще не пахнет. Нет корпоративного духа на телевидении в целом, я уж не говорю о каналах. Тем более что люди у нас бродят с канала на канал, ты не успеваешь уследить, чье это лицо, а оно уже спина этого канала.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик, а вам как кажется, ситуация в сообществе, вы не так давно работали на телевидении, но наблюдаете его давно. Ситуация в сообществе сейчас критическая или сгущены краски?
С. ШУСТЕР
Я бы даже не взялся бы говорить об этом. Потому что я реально работаю на телевидении 4-й год, я реально не знаю все внутренности, я мало общаюсь с академиками и обсуждаю работу телеакадемии. Поэтому я один из самых некомпетентных людей.
А. ЛЫСЕНКО
И один из самых счастливых тогда.
С. ШУСТЕР
Но если я буду говорить как журналист, если мне надо было бы писать отчет о том, что я увидел в пятницу вечером, то, конечно, первая фраза была бы обязательно об отсутствии руководителей трех каналов.
Е. АФАНАСЬЕВА
Как вам кажется, это личная обида на какую-то ситуацию в сообществе, это их позиция, протестующая против чего? Ваши ощущения.
С. ШУСТЕР
Я даже не знаю, может быть, Анатолий Григорьевич лучше ответит.
А. ЛЫСЕНКО
Я попробую объяснить. Тот разогрев, который идет, кто победит, Первый канал или Второй, и они просто наверное не очень умеют держать лицо и удар.
Е. АФАНАСЬЕВА
По-моему, этих господ нельзя обвинить в том, что они удар не держат. Удары на их головы валились разные и держали.
А. ЛЫСЕНКО
Удары приходятся профессиональные. Но одно дело получать удары от власть держащих, а другое дело от своих коллег. Это разное восприятие и выдержать в зале, когда ты не получаешь ничего, трудно.
Е. АФАНАСЬЕВА
В прошлом году "мочили" Первый, а второй не "мочили", почему Добродеев тогда не пришел?
А. ЛЫСЕНКО
Обратите внимание, на первый раз голосовало человек 110-115 по первой номинации, на втором 90.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тут вопрос от Галины как раз: "Почему сначала голосовало 100, потом 85, из академиков 134".
А. ЛЫСЕНКО
Я вам сейчас скажу об умении держать удар. Я очень внимательно наблюдаю и знаю практически всех, сколько я видел, получил - ура, пошел праздновать, бросил пульт, пошел праздновать. Не получил - а, да будьте вы:
Е. АФАНАСЬЕВА
То есть академики просто относились не слишком серьезно к своим обязанностям:
А. ЛЫСЕНКО
Они люди, это эмоции. Вот почему проголосовать и отправить, все проголосуют и отправят, и будут ждать там, и рвать на себе волосы или наоборот улыбаться. А здесь, конечно, ну, не получил, и гори все огнем, больше я видеть эту церемонию не хочу. Людей видеть не хочу, и ТЭФИ будь оно неладно. А в следующий год я все равно буду участвовать в этой борьбе.
С. ШУСТЕР
Это же правда, Лена. Нет ни одной телевизионной премии в Европе, Америке, которая определяется пультиками. Это же думский способ голосования.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это же решение академии было, я так понимаю.
А. ЛЫСЕНКО
Я бы так сказал, это радостная игрушка, которую предложили:
Е. АФАНАСЬЕВА
Так может, уже наигрались?
А. ЛЫСЕНКО
Думаю, что да. Я лично предложил следующее: ТЭФИ проводить старомодным способом.
Е. АФАНАСЬЕВА
Почему его придумали, потому что для ТЭФИ, как корпорации телевизионщиков, как объясняли организаторы церемонии, по крайней мере, в прошлом году когда это был Первый канал, важнее телеверсия, нежели события в зале и это придает какой-то экшен, драйв. В прошлом году даже в зале мелькали циферки, как менялись голоса, в этом году академики этого не видели, отчего в зале голосование было совсем скучным под траурную музыку, а только телезрители видели. Но ведь насколько это психологически воздействовало на сидящих в зале. Я замечала, когда цифры мелькали в прошлом году, кто-то рассказывал из академиков, что просто смотрят: ровно - ага, сейчас я добавлю туда, или туда. Или прекрасно выступала у нас телеведущая:
А. ЛЫСЕНКО
Но это нелепость.
Е. АФАНАСЬЕВА
И она тут же через 2 номинации в списке в тройке и за нее голосуй. Кстати, вопрос насчет подготовки голосования пришел по Интернету. "Считаете ли вы корректным выступление В. Познера перед собственной номинацией. Ведь он брал интервью у Ларри Кинга. Нечестно. Другие номинанты такого были лишены", - Ольга Гуго, Москва. Савик, ваше мнение.
С. ШУСТЕР
Вы имеете в виду разговор с Ларри Кингом, который состоялся в преддверии голосования. Ларри Кинг, как самый знаменитый высокооплачиваемый, по крайней мере, интервьюер в мире, появился перед той номинацией совершенно справедливо и правильно. То, что президент телеакадемии ему задавал вопросы, я не думаю, что это повлияло на академиков, я думаю, что они не первый раз видят Познера в роли задающего вопросы. Мне кажется, что это не должно было повлиять. А если повлияло, то очень странно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Анатолий Григорьевич, на вас с пультиком повлияло?
А. ЛЫСЕНКО
На меня нет. На меня даже если бы Ларри Кинг живьем вышел, не повлияло бы. Ларри Кинг, присутствие его в церемонии придало вес церемонии. А интервью, я считаю, было некорректным.
С. ШУСТЕР
А я вам скажу по поводу зрелища. Зрелище, экшен - это когда Роберто Бениньи получает "Оскар" за "Жизнь прекрасна" и проходится по спинкам стульев и целует первых попавшихся. Это экшен.
А. ЛЫСЕНКО
Но еще не дозрели.
Е. АФАНАСЬЕВА
Давайте поговорим еще об экшене. Как вам кажется, та идея, которая была придумана с телемостами, представляли номинации в информационных программах ведущие трех каналов, каждый их своей студии, из программы "Время", из "Вестей" и с НТВ, потом телемост с Ларри Кингом, исполнение "Время вперед", дирижировал Гергиев из Петербурга, один солист был на Байкале, другой в Египте. Вы профессионалы телевидения, это был прямой эфир?
А. ЛЫСЕНКО
Нет, конечно. Во-первых, как вы понимаете, время в Питере, Египте и на Байкале немножко отличается.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, там почему-то было светло на Байкале. Хотя уже в Москве темнело.
А. ЛЫСЕНКО
Да, если в Москве темнело, то там уже было: Я специально посмотрел на часы, думаю, елки-палки, как хорошо, светло.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вот когда записывали авторы, немножко ошиблись.
А. ЛЫСЕНКО
Но это красиво, номер был красивый, он показывал действительно масштабность явления. В принципе сделать это достаточно трудно технически, вы не забудьте, там перепад по времени и дирижировать из Москвы, мы это делали, Володя Ворошилов у него дирижировал оркестром, по-моему, Светланов, в Баку мы намучились с этим, очень небольшая разница была, но запоздание было. Так что новостей не было, но сделано было красиво.
С. ШУСТЕР
Очень красиво.
А. ЛЫСЕНКО
Это было эффективно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вообще с производством этой церемонии возникло много вопросов. Потому что договор на производство, я объясню ситуацию слушателям. Три главных канала: Первый, Россия и НТВ по очереди транслируют церемонию, так как это дело всей корпорации. В этом году очередь НТВ была, и еще летом договор на производство церемонии заключил прежний гендиректор Николай Сенкевич с телекомпанией ВИД. Потом руководство поменялось, нынешнее, по крайней мере, я разговаривала с генпродюсером Александром Левиным, они сказали, что договор был заключен таким образом, что у них не было никакой возможности вмешаться в подготовку процесса и телеверсии. То есть дело канала осталось вставить кассету в эфир, выдать текст и все. Причем сейчас, когда появились какие-то упреки в несколько затянутости, не динамичности, не интересности церемонии, то есть канал теперь кивает на телекомпанию ВИД, телекомпания говорит, что это дело канала. Найти, кто подрезал вот эти вещи, которые особенно интересно выглядят на канале НТВ, когда какие-то уколы в его адрес были вырезаны, невозможно, потому что тоже НТВ говорит, что они не имели права вмешиваться и ничего не решали, в общем, ВИДу это наверное было и не надо. Как вам кажется, производство такой церемонии, как должно организовываться? Может быть, должна делать какая-то отдельная компания, нанятая академией или как?
А. ЛЫСЕНКО
Во-первых, это действительно нанимает академия, кстати говоря:
Е. АФАНАСЬЕВА
ВИД наняла академия.
А. ЛЫСЕНКО
Вообще там всем занимается академия. Но я твердо убежден в одной вещи, режиссура церемонии и режиссура телевидения, как говорят в Одессе, две большие разницы. И как бы я ни уважал режиссеров телевидения, сделать массовую церемонию, кроме Жени Гинзбурга, вот надо было просто пригласить Женю Гинзбурга и поручить ему делать, это было и телевизионно и великолепно. А так это две разные профессии.
Е. АФАНАСЬЕВА
Для кого она все-таки должна быть первична, для телезрителей, собрать рейтинг, в том числе показать сообщество зрителям или для профессионалов?:
А. ЛЫСЕНКО
На этот вопрос вам никто никогда не ответит. По-моему если бы вообще не были включены телекамеры, люди в зале все равно были бы эмоциональны. Потому что всем хотелось получить премию.
Е. АФАНАСЬЕВА
А вам как кажется Савик?
С. ШУСТЕР
Мне кажется, что рейтинг важная составляющая, ведь надо, чтобы это увидели. Это все же телевидение это роль телевидения, чтобы увидели:
Е. АФАНАСЬЕВА
Возможности.
С. ШУСТЕР
Несомненно. Потом все же мы видим какие-то тенденции и в производстве телевидения. И мне кажется, это важно. Рейтинг сам по себе очень важен. Мне кажется, что церемония затянута, что может быть слишком много номинаций.
Е. АФАНАСЬЕВА
Кстати, как раз документальную часть вполне можно было перенести туда, где днем раньше вручали внеэфирные:
А. ЛЫСЕНКО
Люди обижаются.
Е. АФАНАСЬЕВА
В прошлом году тоже телекомпания ВИД готовила, но несмотря на то, что были какие-то в зале огрехи. Помните, полетел сервер, на котором была закачана вся информация, люди долго ждали в зале. Но, несмотря на какие-то оплошности, она в эфире выглядела очень ярко и динамично. Готовил тот же ВИД, но говорят, лично занимался этой церемонией Константин Эрнст и возможно, что это была его заслуга.
А. ЛЫСЕНКО
Если это чисто режиссерски Костик делал, вы знаете, нужно разделить эти работы. Нужно делать версию для зрителей и версию для зала.
Е. АФАНАСЬЕВА
Академия будет заниматься этим?
А. ЛЫСЕНКО
Думаю, что это будет обсуждаться. Кстати, вы говорите корпоративность и прочее, вот смотрите, я люблю очень цифры по своей первой профессии, если взять цифры голосования, больше всего получил статуэток канал "Культура". Получается, что за канал "Культура" голосовали и с Первого канала люди, и со Второго, и представители местных студий. Смесь. А почему, вы задумывались?
Е. АФАНАСЬЕВА
Можно я сейчас вас перебью. Мы запустим интерактивное голосование и договорим. Итак. Мы хотим спросить вас, вы, если смотрели церемонию, видели, как определяли академики победителей, как показалось лично вам, чем руководствовались телевизионные академики при выборе победителей, исходя из профессиональных оценок, представленных на работу номинаций или из корпоративных интересов внутрикорпоративных войн, каких-то закулисных факторов. Если вам кажется, что профессионализм в оценках был преимущественен, вы звоните 995-81-21, если вам кажется, что корпоративные войны сыграли свое веское слово, позвоните 995-81-22.
С. ШУСТЕР
Я хотел Анатолию Григорьевичу вопрос задать. Потому что у меня на крыше очень много тарелок, я очень много смотрю всякого телевидения и вижу, что тенденция, она: все вот эти фестивали, конкурсы, они уходят в народ. Они пытаются уйти в народ. Скажем мисс той или другой страны раньше выбиралась узкой группой людей. А, новости.
Е. АФАНАСЬЕВА
Новости. Давайте еще раз прервемся, извините, Анатолий Григорьевич, пришла Ксения.

НОВОСТИ
Е. АФАНАСЬЕВА
Всего за 2 минуты нам позвонило чуть больше чем 860 человек. И голоса разделились почти поровну: 49% считают, что профессионализм в оценках первичен, 51% решил, что корпоративные интересы превалировали. Что скажете?
А. ЛЫСЕНКО
Я бы сказал так, может быть продолжить, это объясняет очень многое. Вот получила "Культура", это что корпоративно, "Культура" представлена в академии, может быть 5-6 людьми.
Е. АФАНАСЬЕВА
ВГТРК представлено большим отрядом академиков.
А. ЛЫСЕНКО
Внутренние есть споры и прочее. Почему - да потому что это показывает профессиональный вкус академии. Это оценено возрастом академии, за средний, более солидным, вкусовыми вещами. И вот, например, номинация, в которой участвовал Савик. Может быть, сказать да, протестное, корпоративное, победил Савик, не хочу при нем говорить всякие комплименты, но из 3-х представленных работ ближе всех и точнее всех жанр ток-шоу в "Свободе слова",
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик когда получал премию, сказал, что впервые узнал, просидев три часа, что ток-шоу "Свобода слова" - это развлекательная программа. Как вы к этому отнеслись? Три ток-шоу таких: "К барьеру!", "Основной инстинкт":
А. ЛЫСЕНКО
Но ближе ток-шоу.
С. ШУСТЕР
Я думаю, что неправильно держат ток-шоу в развлекательных программах.
Е. АФАНАСЬЕВА
На вопрос, почему туда поставили, организаторы говорили, что так академия решила.
А. ЛЫСЕНКО
У нас ток-шоу и "Домино" и "Большая стирка", и представляете себе сочетание "Большой стирки" или она была?
Е. АФАНАСЬЕВА
Они были в номинации, но не попали в тройку.
А. ЛЫСЕНКО
А так представьте себе номинацию "Свобода слова", "Большая стирка" и "Окна" Нагиева. Вот трогательно.
С. ШУСТЕР
Очень трогательно, но я думаю, что это легко разделить, потому что информационной частью может быть политическое ток-шоу, а там развлекательное ток-шоу.
Е. АФАНАСЬЕВА
Конечно, это вопрос к академикам. Савик, а вы во многом, когда смотрели церемонию, вы не академик, насколько я знаю, много было номинаций, где вы не соглашались с выбором академиков и понимали или не понимали, почему они так выбрали?
С. ШУСТЕР
Понимаете, там были такие голосования очень близкие: 30, 31: один голос определял. Трудно говорить, что с чем-то я не соглашался абсолютно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Можно я скажу несколько сомнений своих, а вы прокомментируете. Меня удивило то, что из всех сериалов, вошедших в тройку, "Участок", очень рейтинговый народный сериал, "Бедная Настя", технологически новое дело на телевидении, и "Всегда говори "всегда", достаточно крепко сделанный сериал и что из них победил "Всегда говори "всегда". Как вам кажется, это логично?
А. ЛЫСЕНКО
Трудно сказать, но опять-таки, как говорил Никита Сергеевич Хрущев: кому нравится арбуз, а кому свиные хрящики, никто никому не указчик. Черт его знает. "Настя" с технологической точки зрения классная штука, с точки зрения большого искусства - ну мыло-мылом. Тут очень трудно определить, что лучше, что хуже. Сказать, что они голосовали только потому, что это Второй канал, могу дать голову на отсечение, что процентов 50 вообще толком не знает, где что идет. Вы не забудьте, что это тележурналисты, а не телезрители. Это разные вещи.
С. ШУСТЕР
Лена, я убежден, что "9/11 по Фаренгейту" не был лучшим фильмом. Просто убежден.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это политическое было решение
С. ШУСТЕР
Это политическое решение.
А. ЛЫСЕНКО
И на слуху.
Е. АФАНАСЬЕВА
Значит, мы приходим к тому, что у нас решения тоже были политические.
С. ШУСТЕР
У каждого человека много измерений, он же не одномерен, и поэтому у каждого разная мотивация.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик, тут много вопросов к вам, я прочту один, Лариса Ивановна из Москвы спрашивает: "Зачем вы остались на НТВ, Савик, очевидно только деньги, неужели в Италии вы не могли найти работу?" Дальше не буду цитировать, смысл похож.
С. ШУСТЕР
Мне как-то трудно на такие вопросы отвечать, почему я согласился остаться на НТВ, я, в общем, остался в профессии журналиста, я занимаюсь журналистикой, мне важно этим заниматься. Я на российском рынке работаю уже более 10 лет и сейчас уезжать в Италию и начинать все заново, это очень просто, если мы будем говорить, корпоративно, то я скажу следующее, что в журналистике вообще очень много безработицы, это тоже надо понимать.
Е. АФАНАСЬЕВА
В последнее время ее стало больше.
С. ШУСТЕР
Ее стало больше, а что, Берлускони такой человек, который расширяет журналистский рынок в Италии, что ли?
А. ЛЫСЕНКО
Или позволяет делать то, что хочешь.
Е. АФАНАСЬЕВА
Ситуация в Италии не лучше, чем в России?
А. ЛЫСЕНКО
А нигде журналист не может делать то, что хочет. За исключением тех случаев, если ему принадлежит телеканал.
Е. АФАНАСЬЕВА
Леонид Майлис: "Есть ли надежда на возвращение Вашей программы в эфир?"
С. ШУСТЕР
Это вопрос ко мне-то неправильный.
Е. АФАНАСЬЕВА
То есть это надо адресовать к руководству НТВ.
С. ШУСТЕР
Я думаю, что да.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тогда несколько слов о том, чем вы занимаетесь сейчас.
С. ШУСТЕР
Я занимаюсь документалистикой, создана дирекция документального кино, я изучаю это, надо сказать. Я только что вернулся из Италии, я был там, на очень старом телефестивале, я был в жюри, я много чему научился. Мы не будем производить внутри компании, мы будем только работать с внешними производителями, что я считаю, неплохо, потому что даже "Би-би-си", вот великая "Би-би-си", у них в уставе сейчас написано, что 25% они должны заказывать на стороне. Это развивает. И знаете, я даже учебники читаю, там написано, что это самая высокая форма журналистики.
А. ЛЫСЕНКО
Кстати, это были самые большие успехи и советской:
С. ШУСТЕР
Совершенно верно.
Е. АФАНАСЬЕВА
На пейджер Павел кроме поздравлений, говорит: "Спросите Савика по поводу вашей беседы с ним из вагона поезда в Италии". Я напомню, что когда закрыли программу Савика, он был в Италии, в студии были мои коллеги Анна Качкаева, Ирина Петровская и Арина Бородина, мы разговаривали по телефону, поезд все время въезжал в туннель. Савик пропадал из эфира на самых острых вопросах, на что слушатели присылали нам на пейджер, что только туннель может защитить мужчину от 4-х разъяренных женщин.
А. ЛЫСЕНКО
Я думаю, что расписание было составлено с корпоративной точки зрения.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик, вы не очень на нас тогда обиделись? Слушатели волновались сильно, что мы на вас нападали.
С. ШУСТЕР
Нет, абсолютно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Хорошо. Было много вопросов, почему вы придаете такое значение церемонии ТЭФИ, в общем, это внутреннее дело. Мы и не придаем, наверное. Есть вопрос от Татьяны, почему игнорируется канал ТВЦ при вручении статуэток. Это тоже можно объяснить корпоративными интересами.
А. ЛЫСЕНКО
Никто никого не игнорирует. У меня есть некоторое отношение к каналу ТВЦ.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы активно работали:
А. ЛЫСЕНКО
В этом году они получили за прекрасную работу Игоря Шадхана, кстати, документалистика высочайшего класса. Мне непонятно, почему не получило "Времечко", хотя это не имеет отношения к ТВЦ, но какое-то неустойчивое неприятие программы, не могу даже понять.
С. ШУСТЕР
А почему, наверное, была "Красная стрела" в этой номинации.
Е. АФАНАСЬЕВА
Хрюн и Степан затмили просто. А "Времечко" кстати, много раз входит в тройку, и ни разу так и не получило. Но по количеству номинаций у них рекорд.
А. ЛЫСЕНКО
Савик начал говорить правильную вещь, что нужно переводить нас:
С. ШУСТЕР
На интерактив:
А. ЛЫСЕНКО
Хотя тут тоже разные каналы, кто видит канал, условно говоря, "Культура"? - 5%.
Е. АФАНАСЬЕВА
Нет, 5% вы имеете в виду зона покрытия:
А. ЛЫСЕНКО
И РЕН-ТВ маленький, хотя в этом году:Можно говорить, что корпоративно они получили за "24" или Оля Романова, блестящая ведущая. Ну, вот как, она получила действительно профессионально, как сегодня, на мой взгляд, лучшая ведущая аналитической программы.
Е. АФАНАСЬЕВА
Тут Савика спрашивают, шансы "Фиорентины" в розыгрыше Лиги чемпионов.
С. ШУСТЕР
"Фиорентина" сейчас заканчивает первый тайм в матче с "Сандорией" дома, а я сижу на "Эхо Москвы".
А. ЛЫСЕНКО
И нервничаю.
Е. АФАНАСЬЕВА
Огромное количество сообщений на пейджер с поддержкой Савику. "Так трудно с вами расстаться, вы тот журналист, который не унижал ни своих гостей, ни слушателей. Когда мы с вами встретимся, скучно без вас на ТВ", - Ирина.
С. ШУСТЕР
Мне бы хотелось:
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы так и будете работать в документальном кино или нет?
С. ШУСТЕР
Не сразу. Все же этот фестиваль, на котором я был в Италии, где представлены работы от Японии до Северной Европы, то есть Скандинавии, в общем-то эти хождения ведущих в кадре, вот этого в документалке уже нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
На фоне не проходит, как раньше было Парфенов на фоне любого события или Киселев.
С. ШУСТЕР
Этого нет. Вот в Америке, к примеру, фильм о мафии, они берут Джеймса Вуда, который играл "Однажды в Америке", у него узнаваемый голос, он читает, это такой подход.
А. ЛЫСЕНКО
:о войне, когда Бен Ланкастер:
С. ШУСТЕР
Да, или Ричард Аттенборо делает фильм об Индии, понятно, он делал фильм "Ганди", но так, чтобы вдруг появлялся ведущий, который людям что-то объясняет, этого больше нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
Как раз вопрос от Зинаиды. "Собираетесь ли вы предложить участвовать в вашем документальном кино Киселеву, он делал хорошие документальные фильмы". Вопрос, наверное, с подтекстом, зная отношения Киселева с каналом НТВ.
С. ШУСТЕР
С великим подтекстом. Мы же повторяли фильмы Евгения Киселева.
Е. АФАНАСЬЕВА
"Трофейное кино", как Света Сорокина назвала его. Когда люди уходят с канала, а продукт остается.
А. ЛЫСЕНКО
Права есть права. Понимаете, какая беда наша, мы в 90-м году очень здорово поверили, что мы четвертая власть. И мы стремились к созданию капитализма. Мы его выстроили и что выстроили, то и получили. Называется, за что боролись, на то и напоролись. Напоролись на одну простую вещь, что почти всегда есть хозяин, будь то государственный частник:
Е. АФАНАСЬЕВА
Как-то частников маловато на этом рынке осталось. Я имею в виду крупные каналы.
А. ЛЫСЕНКО
Рановато еще.
Е. АФАНАСЬЕВА
Разве только в этом дело, по-вашему?
А. ЛЫСЕНКО
Думаю, что в значительной мере. Я не вижу сейчас структур, которые могли бы взять на себя наше телевидение. Если только Абрамович вместо "Челси" не купит какой-нибудь канал.
С. ШУСТЕР
Абрамович вместо "Челси" не купит ничего, но мне кажется, что эта попытка с СТС, когда капитал объединился, вот это большой провал. Это реально жалко, не удалось сохранить этот канал:
А. ЛЫСЕНКО
Это внутренние разборки. Видимо, нельзя объединяться.
Е. АФАНАСЬЕВА
Кто же даст, это называется. Вопрос от Эллы Александровны из Петербурга: "Савик, сегодня на НТВ анонсируется документальный фильм против ЮКОСа и Ходорковского, имеете ли вы к нему отношение?" Что за фильм?
С. ШУСТЕР
Нет, я не имею к нему никакого отношения, это делает наша группа, которая занимается криминальными расследованиями. К документальной дирекции это никакого отношения не имеет.
Е. АФАНАСЬЕВА
Света спрашивает: "Господин Лысенко, а вы подписали знаменитое письмо, если нет, то почему?"
А. ЛЫСЕНКО
Нет, потому что оно знаменитое.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савика поздравляют с наградой. Еще вопрос не в тему, что-то давно не видим Кучера, работает ли он на ТВ?
А. ЛЫСЕНКО
Работает, вчера только видел или позавчера ночью. Он поздно очень работает.
Е. АФАНАСЬЕВА
Очень много поздравлений, все читать не буду. "Анатолий Григорьевич, поздравляю вас с премией, очень вас люблю", - Александра Ливанская. Это замечательная была журналистка.
А. ЛЫСЕНКО
Спасибо. Чудесная документалистка.
Е. АФАНАСЬЕВА
Очень жалко, что вы исчезли, Саша, ваши программы очень помнятся до сих пор.
А. ЛЫСЕНКО
Саша делала то, что сегодня, к сожалению, на телевидении нет. Она делала доброе телевидение. Сегодня его немножко не хватает. Телевидение стало жестко-хирургическим. А вот терапии и психиатрии не хватает.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, доброты очень хотелось бы. Очень смешной вопрос от Тамары Васильевны: "Скажите, кто такая ТЭФИ, ее история?"
А. ЛЫСЕНКО
ТЭФИ это телевизионный эфир.
Е. АФАНАСЬЕВА
Это придумала Маша Шахова.
А. ЛЫСЕНКО
Это когда создавали, долго думали, как назвать, придумали ТЭФИ.
Е. АФАНАСЬЕВА
"Савик, правда, что вы будете вести документальные новости дня с советской музыкальной заставкой?", - Александр. Вы бы сейчас видели уважаемые слушатели, взгляд Савика, его передать невозможно.
А. ЛЫСЕНКО
Идея интересная.
Е. АФАНАСЬЕВА
Даже нет слов.
С. ШУСТЕР
Нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
"Почему так мало телеакадемиков?", - спрашивает Андрей. 134 человека сейчас и споры, насколько я знаю, не прекращаются надо ли расширяться до такого уровня профсоюзов или оставаться группой избранных.
А. ЛЫСЕНКО
Я считаю, что не надо расширяться, пользы не принесло, было 13, потом революционным путем было увеличено до 134, ну будет 200, что-нибудь думаете, изменится? Ничего.
Е. АФАНАСЬЕВА
А если 2000?
А. ЛЫСЕНКО
Это будет профсоюз.
Е. АФАНАСЬЕВА
Может быть тогда не будет таких колебаний в голосовании.
А. ЛЫСЕНКО
Я считаю, что не может быть профсоюз. Профсоюз не может быть по одной простой причине - это нелепый процесс вроде вертикальных профсоюзов Франко, где продюсер, то есть работодатель и работник в одном профсоюзе.
Е. АФАНАСЬЕВА
Анатолий Григорьевич, а как вам кажется, академия только для того существует, чтобы премию вручать ТЭФИ:
А. ЛЫСЕНКО
На сегодня я вижу роль академии ту, что она взяла на себя, это жюри общенациональных премий.
Е. АФАНАСЬЕВА
Как вам кажется, где должны решаться остальные корпоративные вопросы сообществом?
А. ЛЫСЕНКО
Не знаю.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик.
С. ШУСТЕР
В общем, они должны решаться:
Е. АФАНАСЬЕВА
Нет места у журналистов:
А. ЛЫСЕНКО
Было много попыток, и Медиа-Союз, и профсоюз, вообще по идее Союз журналистов должен быть, может быть союз работников телевидения. Но как-то:
Е. АФАНАСЬЕВА
Так может академии не стоит устраняться, и заниматься не только премией, но и профессиональными сложностями.
А. ЛЫСЕНКО
Понимаете, есть чудесный рассказ у Ильфа Петрова - "Не перегружайте пароход ламбрекенами". Не надо перегружать и умножать: Выполняет она сегодня функцию жюри национальной премии, слава богу. Должна быть какая-то организационная группа, которая занялась бы организацией Союза журналистов.
С. ШУСТЕР
Я думаю, что Союз журналистов:
А. ЛЫСЕНКО
Союз журналистов должен как-то заняться этим. Или Союз работников телевидения, потому что там есть и режиссеры, там все вместе.
Е. АФАНАСЬЕВА
"Какими иностранными языками, в каком объеме вы владеете?"
А. ЛЫСЕНКО
Многими.
Е. АФАНАСЬЕВА
А как вам кажется, многие говорили после этой церемонии, что в воздухе пахнет расколом, это тоже были преувеличения после такой похоронности нынешней церемонии?
А. ЛЫСЕНКО
Это всегда говорят.
Е. АФАНАСЬЕВА
Сколько раз на вашей памяти раскалывались?
А. ЛЫСЕНКО
Приблизительно 10.
Е. АФАНАСЬЕВА
Все 10 лет.
А. ЛЫСЕНКО
Есть естественная ревность, желание получить премию. Это естественная обида, а когда проигрываешь: Вот посмотрите, мы проигрываем на олимпийских играх с треском, выясняется, ветер не туда дует, мочу у нас не так меряют. Все не так. И вообще мяч круглый, не туда летит. Обидно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Все-таки странно, Анатолий Григорьевич, одно из ярких ваших детищ - это "Взгляд" перестроечных времен. И сейчас легенды рассказывают о том, как обходили препоны и рогатки цензуры тогдашнего Гостелерадио. И как вы каждый сантиметрик пространства телевизионного отстаивали. Почему сейчас нет такого порыва делать телевидение более независимое:
А. ЛЫСЕНКО
Вы сами ответили на ваш вопрос. Вы сказали: самая яркая передача перестройки, - перестройка кончилась. Вместе с ней кончился "Взгляд", выполнил он свою функцию. Вообще странная ситуация - "Взгляд" передача достаточно антипартийная, существовала внутри государственного партийного телевидения. Сегодня партии нет, перестройки нет.
Е. АФАНАСЬЕВА
А "Единая Россия"?
А. ЛЫСЕНКО
Не надо о грустном. Ну нету. А затем это была эпоха ожиданий.
Е. АФАНАСЬЕВА
Все-таки так много вопросов, Савик, по поводу того, вернетесь ли вы в эфир с ток-шоу или каким-то другим проектом кроме документалки. Может быть, вы хоть как-то проговорите эту возможность.
С. ШУСТЕР
У меня желание есть. Но этого же мало. Вот Анатолий Григорьевич говорил о Союзе журналистов, мне кажется, журналисты составляющее на телевидении, это очень важный элемент. Именно журналистское. Я думаю, что должен быть какой-то механизм, какой-то орган, институт, который в момент исчезновения "Намедни" все-таки как-то эту программу поддерживает, защищает.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик, есть Индустриальный комитет лидеров СМИ. Есть несколько профсоюзов, по сути: Союз журналистов, Медиа-Союз, еще что-то. Почему ни один из них не функционирует так, когда происходит:
А. ЛЫСЕНКО
Потому что их много.
Е. АФАНАСЬЕВА
Так выход есть какой-то или нет?
А. ЛЫСЕНКО
Вот вы все хотите сразу. Время должно устояться. Я всегда повторяю, один мой друг всегда говорил, что он хочет делать телевидение, чтобы оно было точно как "Би-би-си". Я ему говорю, что для этого сначала надо Англию выстроить вокруг, а потом уже делать "Би-би-си".
Е. АФАНАСЬЕВА
И 200 лет подстригать газончик.
А. ЛЫСЕНКО
Ну не может быть, мы хотим за 10 лет все пробежать, и чтобы все было нормально, да никогда этого не будет нормально. Вот пригласите вы американских журналистов, у них же тоже был Джонсон хозяин. Малоприятно, тоже вмешиваются, тоже лезут. В Англии тоже вмешивались, казалось бы, железное "Би-би-си", и то Маргарет Тэтчер на него наезжала и каким бульдозером.
Е. АФАНАСЬЕВА
Саша пишет, что ощущение, что приглашенные академики играют в игру, кто осторожнее. Другой Саша поздравляет от всей души вас, спрашивают Савика, как ваше полное имя, расскажите свою биографию. Я думаю, что это тема для другой передачи.
С. ШУСТЕР
До полуночи мы будем.
Е. АФАНАСЬЕВА
Я помню, как Ирина Петровская подробно рассказывала на ТЭФИ-Регион вашу биографию, я заслушалась, Савик, есть честно. И про Афганистан:
А. ЛЫСЕНКО
Тема для документального кино, кстати, хорошая.
Е. АФАНАСЬЕВА
Да, так что приглашаем вас еще раз отдельно, рассказывать биографию.
С. ШУСТЕР
Я сам был в шоке месяца два назад, когда я с мамой разговаривал, я говорю, в итоге скажи, пожалуйста, почему ты назвала меня Шевелис. Какое-то ботаническое, абсолютно непонятное. Она говорит: мне в университете попалась книжка Пушкина, переведенная на литовский язык, там был Шевелис, мне это очень понравилось.
Е. АФАНАСЬЕВА
Вы когда-нибудь под этим именем жили?
С. ШУСТЕР
Я вот уже полвека мучаюсь с этим именем.
Е. АФАНАСЬЕВА
Говорят, имя это судьба. Влияет на вас?
С. ШУСТЕР
Очень сильно, потому что во всех странах это транскрибируют по-своему, потом не признают. У меня сын родился в Италии, и он Шустерис, а дочь родилась в Германии, и она Шустер. Итальянские власти их не признают как брата и сестру.
Е. АФАНАСЬЕВА
Литовские склонения фамилий вообще очень сложные. У нас передача подходит к концу. Анатолий Григорьевич, вы видели разные времена на телевидении. Если по какой-то шкале от плохого к хорошему, от холода к теплу, где мы сейчас находимся?
А. ЛЫСЕНКО
Не в самом худшем.
Е. АФАНАСЬЕВА
Примерно по градусам.
А. ЛЫСЕНКО
Если по Цельсию, я думаю где-то 34,2. Помереть нельзя, жить можно.
Е. АФАНАСЬЕВА
Савик, а у вас ощущение от нынешних времен?
С. ШУСТЕР
Я скорее не про телевидение, а журналистику. Я, в отличие от Анатолия Григорьевича, скажу, что не очень хорошие времена.
Е. АФАНАСЬЕВА
В гостях у нас были обладатели премии ТЭФИ-2004 Савик Шустер и Анатолий Григорьевич Лысенко. Мы надеемся, что эта ТЭФИ была не последняя, раз Анатолий Григорьевич говорит, что 10 лет хоронили, не похоронили, значит, еще через год мы встретимся с новыми победителями. А гостей я приглашаю каждого из них индивидуально в эфир, потому что надо долго говорить о биографии, а с Анатолием Григорьевичем о телевидении, которое он делал, делает, и будет делать. Когда, кстати, ваша программа "Передача на вчера" следующий выпуск?
А. ЛЫСЕНКО
Никогда.
Е. АФАНАСЬЕВА
Под конец вы решили приберечь сюрприз. Вы ее закрыли?
А. ЛЫСЕНКО
Не я.
Е. АФАНАСЬЕВА
Канал?
А. ЛЫСЕНКО
Выяснилось, что она не нужна каналу.
Е. АФАНАСЬЕВА
Первому. Ну что же очень грустно, но будем надеяться, что она вернется в эфир все равно. Всего доброго, спасибо большое, до свидания.

Ведущие: Елена Афанасьева