Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2005

13 ноября 2005: Сериал "Есенин". Гости - Екатерина Гусева, Игорь Зайцев, Рауф Мамедов

Телестрасти по Есенину
Е.АФАНАСЬЕВА
Добрый вечер, в эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. Как всегда мы говорим по воскресеньям о том, каким наше телевидение может быть сегодня и завтра, и что влияет на то, каким будет телевидение. Уже 2 недели в эфире идет проект, который вызвал очень неоднозначные отклики, есть зрители, которые обожают этот сериал, есть зрители, которые столь же яростно его осуждают и ненавидят, но, по крайней мере, уже давно ни один телевизионный проект не вызывал таких горячих споров, таких разнокалиберных откликов и обсуждение в самых разных слоях населения, которые обычно телевидение не обсуждает, я говорю о сериале "Есенин". Он 2 недели прошел в эфире Первого канала еще осталось 5 серий, которые будут показаны на неделе, которая наступит. Одновременно в эфире этого же канала были 2 документальных проекта "Дети Есенина" и "Сергей Есенин", но интерес в обществе огромный, я специально, пока шла на эфир зашла в несколько книжных магазинов, и на таких тумбочках, где лежат самые востребованные читателями книги, насчитала 8 книг о Есенине, то есть не только тот роман Виталия Безрукова, по которому был снял сериал, но и книги самой Айседоры Дункан, и стихи Есенина, и книги о Есенине, в общем, если бы люди не спрашивали эти книги, наверное, они бы на самых выгодных местах не лежали. Вряд ли кто будет сомневаться, что сериал подогрел интерес общества к Есенину. Споров много те, кто постоянно слушает радио "Эхо Москвы", наверное, заметили, что в программе "Человек из телевизора" Ксения Ларина и Ирина Петровская, которые обычно имеют достаточно схожие точки зрения, последние 2 выпуска горячо спорили. Ксении сериал нравился, а Ирине нет, они обещали этот спор продолжить и на следующей неделе, а мы пока решили поговорить с людьми, которые этот сериал делали и делали документальный проект о Есенине. В гостях у нас Катя Гусева, актриса, исполнительница роли Августы Миклашевской, добрый день.
Е.ГУСЕВА
Добрый день.
Е.АФАНАСЬЕВА
Режиссер сериала Игорь Зайцев, добрый вечер, Игорь.
И.ЗАЙЦЕВ
Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА
К сожалению, не смог приехать исполнитель главной роли, и даже мы не смогли вывести его по телефону, Сергей Безруков где-то в Индии сейчас, но думаю, что создатели сериала поговорят, в том числе, и за него, за того парня. И здесь у нас Рауф Мамедов, он автор документального проекта "Дети Есенина", который был в эфире вчера. Добрый вечер.
Р.МАМЕДОВ
Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну что же, как вам такие спорные горячие отклики от полного обожания и полного приятия до полного неприятия? Сразу скажу про пейджер, чтобы слушатели могли подключиться. У нас новый пейджер 725-66-33. Вы можете уже присылать свои вопросы нашим гостям, высказывать свои точки зрения и об этом сериале и о том, насколько вообще удачным бывает обращение телевидения к тем или иным великим персонам, насколько адекватным, есть ли удачные опыты? Теперь то, что пришло по Интернету. "Игорь, спасибо вам и всей съемочной группе за такой чудесный сериал, вы вернули Есенина, дали ему новую жизнь. Алена Земскова из Калининграда ". "Во-первых, хочу сказать спасибо режиссеру за фильм "Есенин", это качественно новый уровень фильмов, безумно интересно смотреть, актеры великолепны, Сергей Безруков настоящий Есенин. Ирина, студентка из Москвы". "Хотелось бы поблагодарить всех создателей сериала, вы молодцы. Анна Дутова, школьница из Петербурга". И тут же другие отклики. "Почему в сериале допущены грубые исторические неточности? Поэт К.Р. назван Константином Александровичем, хотя он Константин Константинович, почему великие княжны и царица говорят на немецком, хотя известно, что говорили на английском? Дарья Евгеньевна Шуварина, студентка, Воронеж". "Господа, кто-нибудь из вас перед съемкой читал Есенина? Анатолий, инженер, Петербург". Ну и так далее и тому подобное, в общем, это к тому, что точки зрения прямо противоположны. Вас как создателей сериала это радует или огорчает?
И.ЗАЙЦЕВ
Я, конечно, очень рад, что тот фильм, который мы сделали, который называется сериалом, но, в общем, по большому счету, в формат сериала не очень укладывается, поскольку это, скорей, многосерийных художественный фильм, и в этом смысле мы ужасно этому рады, поскольку мы возвращается к неким традициям нашего отечественного кинопроизводства, когда каждая серия - это не просто какая-то мыльная опера, а каждая серия представляет собой практически отдельно существующий художественный фильм.
Е.АФАНАСЬЕВА
Но критика, такое горячее неприятие вас расстраивает?
И.ЗАЙЦЕВ
Вы знаете, когда мы заканчивали снимать, никто вообще не ожидал, что нас будут только хвалить за то, что мы прикоснулись к великому имени русского гения, или наоборот, только ругать будут. Мы совершенно были готовы, что, когда фильм появится, то некая публика, она будет разделена категорически на 2 части. Потому что историю про Шекспира снимать сегодня гораздо проще, потому что он жил несколько сотен лет тому назад, а такое ощущение, что Есенин, вот, он просто наш современник, ну, как бы, как будто он жил даже позже, чем Высоцкий жил, что просто он умер чуть ли не в прошлом году, и вообще все современники, которые нас ругают за то, что Есенин не такой, что не был он бабником, или он не пил столько. Такое ощущение, что вообще присутствовали при его жизни, и это конечно, в каком-то смысле вызывает иронию, потому что у нас на площадке, когда мы снимали, наибольшее количество вопросов было связано с тем, если вы помните, история начинается в 85-году, и как бы историческая часть - это 20-е годы (с 15 по 25 год), так вот, про 25 год, такое ощущение, что знают все, потому что есть картинки, есть какие-то документальные кадры, есть мемуары современников, и нам казалось, что мы все знаем, что тогда носили, на чем ездили, что курили.
Е.АФАНАСЬЕВА
А про 85-й все забыли?
И.ЗАЙЦЕВ
Выяснилось, что когда мы стали вспоминать про 85-й год, в котором жили все создатели сериала, выяснилось, что никто даже не помнит, какого цвета номера были на машинах.
Е.АФАНАСЬЕВА
Белые.
И.ЗАЙЦЕВ
Белые на черном или черные на белом?
Е.АФАНАСЬЕВА
Черные на белом были в 70-е годы. Скажите, пожалуйста, среди откликов, которые на сериал звучат, есть такие, что Есенин гуляка, пьяница, драчун и вообще не могли такие женщины в таком количестве любить такого Есенина. Вы играли женщину, которая любила Есенина, как вам кажется, такого Есенина женщины любили, или все-таки вы готовы воспринять критику?
Е.ГУСЕВА
Ну, конечно любили. И все женщины его любили. Все, которые читали стихи, которые видели его. Он пользовался невероятной популярностью среди женщин, но моя героиня, Августа Миклашевская, она устояла перед ним, она, пожалуй, единственная женщина, которая устояла. Может, благодаря этому и появились эти замечательные стихи, которые вошли в цикл стихов "Любовь хулигана". Может, отчасти из-за того, что не состоялось, хотя, вы знаете, я, когда работала над ролью, я перечитала много воспоминаний, писем, дневников, в частности, Августы Миклашевской, их переписку с Есениным, но я так и не смогла найти ответ на вопрос, все-таки, были вместе или не были, если нет, то почему?
Е.АФАНАСЬЕВА
Но для себя вы должны были ответить, прежде чем играть.
Е.ГУСЕВА
Ответила. Ну, как вам сказать, все равно это художественный фильм. Это не документальное кино, и тот вопрос, на который я не смогла ответить, перелистывая бесконечное множество различных документов исторических, в общем-то, я набралась смелости и Игорь, в том числе, мне помог и Сергей, и мы на этот вопрос ответили.
Е.АФАНАСЬЕВА
Как вы ответили?
Е.ГУСЕВА
А вы увидите это в понедельник.
Е.АФАНАСЬЕВА
Рауф, вы сняли документальный проект, в отличие от Игоря и Кати, вы не могли додумывать и позволять себе художественного вымысла. Вы смотрите сериал?
Р.МАМЕДОВ
Да, я одну из серий посмотрел и знаю, о чем идет речь.
Е.АФАНАСЬЕВА
Вам как документалисту проект скорее нравится или не нравиться?
Р.МАМЕДОВ
Мне нравится, что авторы могут себе позволить выйти за рамки фактов. И вообще мне кажется, что авторы имеют на это полное право. И тут судить их за то, что они не следуют букве истины, не следует, хотя мне пришлось общаться с прямыми наследниками Есенина, в частности, с племянницей и другими людьми, которые от Константина и Татьяны дети, они смотрят фильм…
Е.АФАНАСЬЕВА
Я как раз хотела спросить, а наследники, как реагируют?
Р.МАМЕДОВ
Они возмущены какими-то сценами, им не нравится, что мало уделено внимания поэзии, а много личной жизни, и то, что он хулиган, он много пьет…
Е.АФАНАСЬЕВА
А вы когда готовили сериал, Игорь, общались с родственниками?
И.ЗАЙЦЕВ
Да, я встречался со Светланой Есениной, племянницей, и практически весь материал, который выходил, сцены смонтированные, она очень приняла, у нее очень теплые отношения с Сергеем Безруковым, и ей нравится тот образ, сложный противоречивый персонаж, который мы представляем. Проблемой является то, что поскольку это не кино, в том смысле, что за 2 часа я уже могу получить ответ, что же там произошло, в конце концов. У меня только один совет, чтобы те, кто стали смотреть или те, кто еще смотрит, пусть досмотрят до конца, потому что очень многие ответы на свои вопросы, которые есть. А почему нет, когда Есенин сочиняет – есть, посмотрите, посмотрите, на этой неделе будет показаны последние 5 серий, ответы на все вопросы существуют. И то, как персонаж меняется в процессе своей жизни, в процессе своей истории, это тоже будет видно, это сейчас уже видно, каким он был в 15-ом году, и каким он разочарованным в поездке в Америку в шестой.
Е.АФАНАСЬЕВА
А вы смотрели эти два документальных проекта о Есенине, которые вчера и сегодня показывали?
И.ЗАЙЦЕВ
Нет, я не смотрел их.
Е.АФАНАСЬЕВА
Принципиально?
И.ЗАЙЦЕВ
Нет, я был на работе. Но у меня есть лично подаренный, к сожалению, нет этого "Дети Есенина", но есть другой проект, который мне подарили.
Е.АФАНАСЬЕВА
Очень много вопросов, которые связаны с каким-то, слушатели радиостанции, они же зрители вашего сериала, говорят о том, что зачем надо было как-то педалировать тему антисемитизма, и эти же упреки были в очень многих откликах в Интернете и в печатных изданиях. Как вы готовы объяснить упреки?
И.ЗАЙЦЕВ
Очень просто. Существует же реальное дело "четырех поэтов", которых обвинили в антисемитизме и, собственно, это и есть как бы основа…
Р.МАМЕДОВ
Так был суд.
И.ЗАЙЦЕВ
Был суд, о том и речь. Был реальный суд, он официально был признан на товарищеском суде поэтов, которые осудили его, и он был официально назван антисемитом.
Р.МАМЕДОВ
И он очень болезненно каялся.
Е.АФАНАСЬЕВА
Артем спрашивает: "Почему в вашем фильме Есенин и его русское окружение буквально святые люди, несмотря на пьянки и драки, а абсолютно все евреи показаны подонками, предателями, маньяками, как Блюмкин? Из фильма можно сделать вывод, из поведения поэта, что было 1000 причин и много людей, которые могли его убить и без ГПУ". "Господин Зайцев, для чего надо было воскрешать старый антисемитский миф? Максим".
И.ЗАЙЦЕВ
Никакой не миф. Дело "Четырех поэтов", это был суд, собственно, тема этого дела то, что им вменяли антисемитские высказывания, поступки, явления.
Е.АФАНАСЬЕВА
Нам прислала свой номер телефона на пейджер, прислала внучка поэта Марина Константиновна Есенина, вот, она попросила авторов фильма документального с ней связаться, но мы сейчас ей позвонили, она сейчас у нас на связи. Добрый вечер.
М.К.ЕСЕНИНА
Добрый вечер. Меня удивляет этот фильм "Дети Есенина". Подбор всех участников этого фильма, в частности, Акулины Ивановны, она называется Алиной Ивановной, жена, которая якобы 16 лет была за ним замужем, это все вранье.
Е.АФАНАСЬЕВА
За кем?
М.К.ЕСЕНИНА
За моим отцом, Есениным Константином Сергеевичем. И она рассказывает истории какие-то невероятные, будто она что-то вспоминала, а о том, что были суды, в которых участвовали известные адвокаты Москвы, когда разыскивался весь архив моего отца.
Е.АФАНАСЬЕВА
Давайте дадим слово режиссеру этого фильма, у нас в гостях Рауф Мамедов.
М.К.ЕСЕНИНА
А режиссер-то чего?
Р.МАМЕДОВ
Марина Константиновна, дело в том, что мы более четырех месяцев вас искали по всей Москве, обращались в паспортные столы, в Балашихе искали. Потом нам сказали, что вы в Париже, возможно. И Алина Ивановна очень сердечно нас приняла, у нее огромное количество фотографий, и мы были ей благодарны за то, что она нам предоставила эти документы.
М.К.ЕСЕНИНА
Еще бы! Вы, наверное, мою повесть не читали, кто такая Алина Ивановна, она вышла стотысячным тиражом.
Р.МАМЕДОВ
Мы читали, но вас невозможно было найти, если хотите откровенно, нам сказали, что вы продали дачу и уехали за границу.
М.К.ЕСЕНИНА
Я никуда не скрываюсь, я живу в Москве в районе Университета, очень часто живу у сына, который профессор, доктор наук и преподает за границей.
Е.АФАНАСЬЕВА
Марина Константиновна, а сериал вы смотрите?
М.К.ЕСЕНИНА
Да, я смотрю сериал, кроме того, я была на спектакле, даже устраивала им прощальный вечер в театре.
Е.АФАНАСЬЕВА
Говорят, что родственники неважно восприняли сериал, вы что скажите?
М.К.ЕСЕНИНА
Ну, да. Тут трудно очень воспринять сериал, потому что, во-первых, каждый раз, все внимание на Айседору Дункан.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, яркая женщина была, вы, наверное, как внучка Зинаиды Райх несколько обижены за бабушку.
М.К.ЕСЕНИНА
Я не несколько обижена, я просто в возмущении, когда пишут, что Зинаида Николаевна, ее вообще какой-то представили, по-моему, это жена какого-то из актеров, но вы бы почитали ее письма, вы же не знаете, что случилось на самом деле, когда Мариенгоф написал ему…
Е.АФАНАСЬЕВА
Это актриса Марина Зудина, она жена Олега Табакова. Марина Константиновна, вы извините, пожалуйста, у нас сейчас будет перерыв на новости. Я вынуждена сейчас прервать наш разговор. Мы вынуждены сказать вам до свидания. Я сейчас передам Рауфу ваш телефон, и он вам позвонит, к сожалению, у нас сейчас будут новости.

НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА
Это программа "Телехранитель". Говорим мы сегодня о телевизионных страстях по Сергею Есенину, которые случились в нашем эфире в последние 2 недели. Это телевизионный многосерийных фильм художественный "Есенин", который идет на первом канале и два документальных проекта "Дети Есенина" и "Сергей Есенин", которые были показаны на этом же канале в субботу и в воскресенье. Кать, у меня такой вопрос, волей телевизионного программирования в эфире разных каналов встретились два проекта, в которых вы играете с Безруковым. Это ваш сериал, о котором мы сейчас говорим "Есенин" и на "НТВ" пошел снова, не помню, в который раз по счету третий или четвертый, сериал "Бригада". Совсем другое время, совсем другие герои и достаточно интересно, очень многие люди сравнивают вас там и вас здесь. Для вас такое сопоставление, играть в паре с Безруковым современную историю и играть Есенина и Миклашевскую, что было интересней?
Е.ГУСЕВА
Не могу ответить на этот вопрос. После "Бригады", мы не то, чтобы бегали друг от друга, мы не представляли, как возможно нам опять сыграть вместе что-либо.
Е.АФАНАСЬЕВА
Почему?
Е.ГУСЕВА
Когда есть какая-то удачная работа совместная, мне кажется, любой режиссер не возьмет эту пару в свое кино второй раз, не знаю, мне так казалось.
Е.АФАНАСЬЕВА
А другие предложения были?
Е.ГУСЕВА
Были, конечно. Но я их не рассматривала серьезно. А потом, через несколько лет, ну, сколько можно бегать друг от друга, не знаю, я с таким удовольствием с Сергеем вновь встретилась на съемочной площадке, если тогда я его разгадывала, мы друг друга изучали, то здесь мы чувствовали друг друга как партнеры.
Е.АФАНАСЬЕВА
А как вы думаете, то, что фильмы одновременно в эфире, это не помешает, то есть зритель опять не увидит…
Е.ГУСЕВА
Честно сказать, сначала я боялась, что будут сравнивать, ну пусть сравнивают, что делать. Совершенно разные персонажи, у них настолько разные друг с другом взаимоотношения разные, поэтому это даже интересно. Е.АФАНАСЬЕВА – По Интернету вас вопрос от студентки Кати Хрольниковой из Москвы: "В каждой вашей роли есть что-то от вас, а что от вас есть в Августе?"
И.ЗАЙЦЕВ
Нежность.
Е.АФАНАСЬЕВА
Режиссер ответил. "А сами создатели сериала удовлетворены ли работой, все ли получилось, как вы задумывали? Марина". Я чуть-чуть, может быть, переформулирую вопрос Марины, из того огня критики, который на вас вываливается, вы готовы принять какие-то обвинения и сказать: да, вот это не получилось.
И.ЗАЙЦЕВ
Я могу принять, только если какие-то действительно существуют неточности такого, исторического плана, а они могут быть, какие-то вдруг ошибки, я допускаю, что что-то могло быть, в том числе там, номер не белый, а черный. Таких упреков что ли, которые я могу принять и сказать, что да, вот это мы не продумали, у нас неправильно получилось, там немножко было не так, у меня нет совершенно, то есть то, что мы сделали, мы сделали, на мой взгляд, интересно для себя, это всегда важно делать интересным для себя, в первую очередь, и у меня нет никаких сомнений, по поводу того, что то, что мы сделали, нужно было сделать немножко не так, чтобы вся аудитория говорила только - браво, молодцы, потрясающее кино. Уж очень скользкая, очень острая тема, которая рассматривается в фильме, очень противоречивая фигура этого гениального поэта, чтобы нравиться всем, но то, что мы сделали, нам нравится.
Е.АФАНАСЬЕВА
Это позиция режиссера художественного фильма. А у меня вопрос к режиссеру документального фильма "Дети Есенина". Вы с этим человеком, с исторической личностью, провели какой-то отрезок времени, пока снимали фильм, вы готовы принимать того Есенина, который в художественном фильме?
Р.МАМЕДОВ
Абсолютно готов, потому что это время диктует такой образ и, в данном случае, Игорь со своими авторами был вправе именно такого Есенина показывать, пройдет еще 10-15 лет и время востребует другой образ.
Е.АФАНАСЬЕВА
Какое время на дворе, такой и Есенин?
Р.МАМЕДОВ
Да, дело в том, что настолько многогранна эта мифическая фигура – Есенин, что ее можно и так поворачивать и по-другому, там все есть.
Е.АФАНАСЬЕВА
Мы перед началом программы разговаривали в редакционной комнате, и тоже я задавала вам вопрос, Игорь, по поводу критики. Вы сказали, что Сергей Безруков достаточно болезненно реагирует на критические какие-нибудь высказывания, мы не можем его спросить, он далеко сейчас, но почему, актеры, все-таки, наверное, привыкают к критике, да, Катя, или нет? Или всегда очень болезненно воспринимают?
Е.ГУСЕВА
Ну, мы все ранимые, у нас нервная система оголена и конечно это всегда болезненно воспринимается.
Е.АФАНАСЬЕВА
Но вы обсуждали с Сергеем этот вопрос или он как-то слишком болезненно реагирует на негатив?
И.ЗАЙЦЕВ
Я не могу сказать, что он мне сказал, что он ужасно от этого переживает, просто сказал, что: "Видишь, есть и такой взгляд на мою работу, на моего героя". Потому что публика, она некорректна в большинстве своем, то есть она не говорит что-то конструктивное, она просто выражает свои эмоции в какой-то реплике, может быть, не очень приятной, поэтому человеческое и профессиональное самолюбие может быть задето. Сергей очень тонкий человек, очень искренний, человек, который посвятил этой теме, работе над этим образом, очень много времени в театре, 7 лет, он играл.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, он еще и Пушкина играл, стоит ли ждать Пушкина в телевизионном эфире?
И.ЗАЙЦЕВ
Это вопрос не ко мне.
Е.АФАНАСЬЕВА
Катюш, тут еще много вам вопросов, в том числе: "Хотели ли вы сыграть какую-нибудь другую женскую роль в этом фильме? Алена Земскова, Калининград".
Е.ГУСЕВА
Нет, я думаю, до Айседоры Дункан я еще не доросла, а вот Миклашевская, она как раз, мне кажется, мой материал, я просто купалась в роли, и очень мне нравится. Она небольшая, но такая интересная женщина, персонаж замечательный, мы о ней мало что знали, мне было очень интересно работать именно над этой ролью.
Е.АФАНАСЬЕВА
Тут пришел вопрос, как раз, об актрисе, которая играет Айседору Дункан, что это за актриса?
И.ЗАЙЦЕВ
Актриса Шон Янг, это достаточно известная американская актриса, у нее было 10 «топовых» фильмов в Америке, один из которых был в широком прокате в России.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, откройте тайну, ее гонорар перевесил гонорар всех остальных?
И.ЗАЙЦЕВ
Ну, нет, наши гонорары уже достаточно соизмеримы с ее гонорарами, хотя ее гонорар это не моя область, я этим не занимаюсь. Наши актеры получают гораздо меньше, чем в Голливуде. Ей заплатили сопоставимо с тем, что она может заработать здесь за свое умение, но она не звезда первой величины сегодня, сегодня она актриса сериалов и, в общем, среднебюджетных и малобюджетных картин, она этого не скрывает ни от кого.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, как-то я не видела Айседору Дункан в жизни, но мне достаточно странным показался сам ее танец, вот эта сцена, когда она танцует. Наверное, у нас у всех есть миф о босоножке, и танец, может быть, ну, трудно советовать режиссеру, но, может быть, его не стоило снимать так, впрямую, чтобы миф не развеивался, танцевала-то она отнюдь не гениально.
И.ЗАЙЦЕВ
У нас, на самом деле, Айседора Дункан, это большой вопрос, это вопрос взгляда, опять же, в историю. То, что она делала тогда, казалось гениальным, то что сейчас те хроникальные кадры, которые я видел, когда танцует Дункан босая, то есть это свободная пластика, та, которую она представляет.
Е.АФАНАСЬЕВА
Но тогда это потрясало, это, наверное, тайна всех старых фильмов, что там могло поражать в какой-то актрисе или в каком-то актере, мы сейчас смотрим и не можем понять, а тогда это производило шок, была, наверное, какая-то энергетика, которую пленка не может передать, еще что-то…
И.ЗАЙЦЕВ
Это миф, несколько кадров осталось, как она танцует, это миф уже Айседора Дункан, на сегодняшний день даже в Москве существуют танцевальные клубы, где занимаются, так называемые «дунканистки». Это не очень молодого возраста женщины, которые босиком танцуют и повторяют ее па именно вот такие.
Е.АФАНАСЬЕВА
Еще вопросы, которые звучат в качестве критики в ваш адрес то, что "вы показали много драк, дебоши Есенина, пьянки, он весь в крови, но не показали сочинительства". Можно ли показать момент творчества? Вообще это реально? Кать, можно сыграть творчество?
Е.ГУСЕВА
Сыграть - нет, можно творить.
Е.АФАНАСЬЕВА
Вот если бы вы вдруг играли поэтессу, это вообще реально показать, как рождаются стихи на экране или это должно быть сделано не актрисой, а какими-то другими…
Е.ГУСЕВА
Я думаю реально, мне очень нравилось это в фильме "Влюбленный Шекспир", масса таких примеров, конечно реально, почему нет.
И.ЗАЙЦЕВ
У нас есть такой эпизод и мы его увидим, когда Есенин приезжает в Баку, он пишет поэму "26 бакинских комиссаров" и там достаточно большой для экранного времени фрагмент, когда собственно показан именно момент сочинения, как, от какого слова, которое он произносит, как цепляется он за образы, как он складывает строчку, откуда берется рифма, и этот фрагмент есть.
Р.МАМЕДОВ
Мне известно, что он вообще сочинял без помарок, вообще, сходу сочинял. Вообще кухня поэта и любого художника, это такая тайна. Я думаю, не стоит даже копаться, и пытаться понять, как это делается, невозможно, мне кажется.
Е.АФАНАСЬЕВА
От Натальи раздраженное сообщение на пейджер: "Бросьте прикидываться, вы хвалите работы друг друга, потому что у художественного и документального проекта одни и те же заказчики, которые заинтересованы именно в такой трактовке, какая у вас получилась, скажите им спасибо за свою последующую репутацию".
И.ЗАЙЦЕВ
Наталья, следующий проект я делаю совершенно с другими людьми и никак не связанными с этими заказчиками.
Е.АФАНАСЬЕВА
А сегодня утром вы тоже не посмотрели документальный фильм, у них несколько другая версия. Насколько я понимаю, в вашей версии идут намеки, мы еще не посмотрели 5 серий, но как-то ниточки стягивается к Блюмкину – убийство.
И.ЗАЙЦЕВ
Да.
Е.АФАНАСЬЕВА
В этом проекте говорится о какой-то телеграмме, которая была послана Зиновьевым и Каменевым последнему императору после отречения, за что мог пострадать Есенин, который в разговоре сказал, что у него эта телеграмма есть, и эту телеграмму искал Сталин. Вот другая версия, которая была так же показана в документальном проекте, причем, как теперь модно делается, в реставрации, где так же появляются актеры, и смотришь: у вас в сериале один Есенин, у них другой.
И.ЗАЙЦЕВ
На самом деле и та, и другая тема, о которой мы говорим, у нас тоже существует, поэтому лучше посмотреть, об этом достаточно подробно будет рассказано.
Е.АФАНАСЬЕВА
Если у вас есть вопросы к нашим гостям, пожалуйста, 203-19-22. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Алло. Меня зовут Светлана. Сложное отношение к сериалу, к Безрукову сложное. Я настолько не люблю фильм "Бригада", что я его даже не могу воспринимать в роли Есенина. Но хочу сказать и хорошие слова. Большое спасибо режиссеру за то, что он использовал в небольших ролях актеров Додинского театра, потому что мне кажется, что сейчас это лучшие актеры, которые есть у нас. А вопрос у меня такой, как называются специалисты, которые занимаются париками в кино?
И.ЗАЙЦЕВ
Постижеры.
СЛУШАТЕЛЬ
Мне кажется это большая проблема, вот, смотришь не первый сериал и просто диву даешься…
Е.АФАНАСЬЕВА
То есть вам не понравились парики?
СЛУШАТЕЛЬ
Что-то немыслимое на голове.
Е.АФАНАСЬЕВА
Кстати, это не первая реплика, как-то золотые кудри не восприняты на голове у Безрукова.
И.ЗАЙЦЕВ
Для меня было важнее создать образ, я сознательно пошел на этот парик, долго обсуждали, потом я просто решил, что дело не в парике. Люди знающие, они размышляют о том, что у него на голове: парик или не парик. А как бы простой зритель он вовсе не думает о том, что это. Он понимает или не понимает. Для меня было важно, что в Питер приехал, ну, какой-то такой босоногий подросток - не подросток, такой немножко неуклюжий, человек, который сходит с поезда с развязанным шнурком, поэтому это сделано абсолютно сознательно.
Е.АФАНАСЬЕВА
Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Добрый день. У меня нет вопроса к участникам передачи, у меня есть огромная к ним благодарность, благодарность актерам, которые сыграли в этом сериале, благодарность режиссеру, который поставил этот сериал. Вы понимаете, моему ребенку 11 лет девочке, после просмотра первых 3-х серий, она взяла в библиотеке все, что есть про Есенина, у нас очень большая библиотека, мои мама и папа увлекаются, и я очень увлекалась. Она перечитала все. 11-летний ребенок полюбил Есенина так, что, ну, просто невозможно сказать, спасибо огромное.
Е.АФАНАСЬЕВА
Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Здравствуйте, это Дмитрий из Москвы. Скажите, пожалуйста, почему так неточно взяты актеры на образы поэтов Мандельштама, Пастернака и любой мало-мальски знающий эту эпоху скажет…
Е.АФАНАСЬЕВА
Спасибо, давайте дадим возможность ответить, времени очень мало.
И.ЗАЙЦЕВ
Похож или не похож, это мы находимся в художественной среде и поэтому найти хорошего актера и еще 100% похожего или гримировать – это не есть цель.
Е.ГУСЕВА
Ну, клонирование, может быть.
И.ЗАЙЦЕВ
То есть максимально похожие персонажи есть, и мы гордимся попаданиями, скажем, тот же Мейерхольд и так далее…
Е.АФАНАСЬЕВА
Троцкий любопытный у вас получился.
И.ЗАЙЦЕВ
Тоже интересное решение.
Е.АФАНАСЬЕВА
Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Добрый вечер, Борис Алексеевич. Меня вот что интересует, как оказался в подчинении у Троцкого Блюмкин?
И.ЗАЙЦЕВ
Если вы помните, он является его секретарем по некоторым вопросам, он представляется и говорит: "Я работаю у Троцкого".
Е.АФАНАСЬЕВА
Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Меня зовут Янис Костемирович из Омска. Спасибо большое, что не побоялись обойти эту острую тему о Блюмкине, Троцком, вот то, что здесь прозвучало в эфире об окружении, но если уж было такое, то нужно об этом говорить.
Е.АФАНАСЬЕВА
У вас нет вопроса?
СЛУШАТЕЛЬ
Нет.
Е.АФАНАСЬЕВА
Тогда еще один звонок. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Меня зовут Роман, я тоже хочу поблагодарить, что вы не побоялись обойти эту еврейскую тему, потому что без нее Есенин не Есенин.
Е.АФАНАСЬЕВА
Еще реплика. Еще звонок. Алло.
СЛУШАТЕЛЬ
Аркадий, Москва. Хотел сказать большое спасибо документальному фильму. И хотел пожелать Рауфу самых лучших творческих успехов.
Р.МАМЕДОВ
Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, что же, наша программа подходит к концу, видите, сколько людей, сколько и мнений. Но сегодня звонивших было больше тех, кто заинтересованно воспринял ваш сериал, или для меня, не знаю как для вас, самым важным был звонок от нашей слушательницы, которая сказала, что ее дочка заинтересовалась и взяла все, что можно было прочитать о Есенине. Возможно, есть люди, которым ваш сериал категорически не нравится, но если это заставило их взять и прочитать все, что можно о Есенине, а книжное издательство заставило издать эти книги, и, главное, сами стихи Есенина, ведь очень многие современные люди их просто не читали, наверное, уже за это спасибо. Я напомню, что у нас в гостях была Екатерина Гусева, Игорь Зайцев и Рауф Мамедов, это была Елена Афанасьева, спасибо.