Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

6 января 2008: Итоги телевизионного 2007-го. Конференция со слушателями

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/57719/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах и программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И раз в год, когда отшумели почти все новогодние праздники, телевидение сформировало всю свою сетку программ на ближайшие недели и заслуженно или незаслуженно отдыхает, мы разговариваем в этой студии не с людьми, которые делают это телевидение, а с теми, кто его смотрит. И не в студии, а в основном по телефону разговариваем с вами, уважаемые наши слушатели, вы же зрители. Такая уже сложилась у нас с вами традиция – в первой программе года мы подводим итоги года телевизионного, который закончился, и говорим о том, чем же нас порадовало, удивило, огорчило телевидение 2007-го. Вот я приглашаю вас сегодня стать моими основными гостями, потому что все равно мы как зрители влияем на то, что телевидение нам показывает. Все равно телевидение ориентируется на рейтинги, а рейтинги зависят от того, включаем или не включаем мы свои приемники телевизионные. Значит, в общем-то, это палка о двух концах. Нам показывают то, что мы смотрим. Смотрим мы то, что показывают. И вечный спор – что раньше: курица или яйцо – рейтинги наши смотрения или то, что ставят в эфир производители, вот этот вопрос остается. Вы как соавторы телевизионного процесса, вы зрители, пожалуйста, звоните нам в прямой эфир. Наш телефон московский, код 495, номер – 336 36 59. Пожалуйста, присылайте свои реплики, вопросы и комментарии на наш смс-номер +7 985 970 4545. Также я буду читать те вопросы, которые пришли к нам до программы по Интернету на наш сайт «Эхо Москвы». И мы попробуем с вами сегодня обсудить вопрос, каким же наше телевидение было, и сделать такой собственный рейтинг телевизионных событий 2007 года. Начнем прямо-таки сейчас – звоните, пишите, буду отвечать. А также читать вопросы.

Вопросы, которые пришли по Интернету – очень много предложений, кого позвать в эфир. Поэтому принимаю заказы. Все ваши предложения, кого в эфире вы хотели бы услышать, о чем поговорить, какие телевизионные темы обсудить, с благодарностью принимаются. Я только напомню, что телевизионный год у самих телевизионщиков не равен новогоднему, он больше похож на учебный год школьников. Начинается он где-то в сентябре. К сентябрю обычно телевидение готовит пакеты новых программ, всяческое обновление, а потом, уже к маю потихонечку угасает активность, раньше летом вообще ее не было, сейчас некоторые каналы на лето не уходят. Но так или иначе они меряют все, телевизионщики сезоном. И премия «Тэфи» вручается по итогам сезона – в сентябре. Мы же с вами будем говорить о годе 2007-м, который начался год назад и закончился несколько дней назад, и готова я с вами обсуждать его. Пожалуйста. 363 36 59. Вы в эфире. Добрый вечер. Алло. Что-то не слышно. Алло. Не получается. Попробуем сейчас еще раз. 363 36 59. Пожалуйста, дозванивайтесь к нам в прямой эфир – мы будем вас слушать. Алло.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, вас слышно. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер. Меня зовут Павел. Я так понимаю, что речь идет об эфире новогоднем, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, я не приглашаю вас обсуждать только новогодний эфир. Хотя если вас это заинтересовало, вы можете об этом сказать. Вчера у Ксении Лариной в программе «Человек из телевизора» была как раз конференция со слушателями по поводу новогоднего телевидения. Я предлагаю обсуждать все телевидение 2007 года, но если вас чем-то задел новогодний эфир, давайте начнем с него.

Слушатель: Вы знаете, новогодний эфир задел только Первым каналом, но это, наверное, не очень необычно. Потому что, в общем, Первый канал вложился хорошо, и, в общем, передача, которая мне понравилась, первая и единственная, это «Большая разница», если я не ошибаюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это шоу-пародия Александра Цекало и Ивана Урганта, да?

Слушатель: Ну да. Как я понимаю, там, конечно, участвовали артисты из других каналов, по лицам, по крайней мере, я заметил, что они были на ТНТ и на СТС, по-моему, это команды актеров. Но это действительно шоу, которое резко отличалось от всего того, что было в новогоднюю ночь. Потому что вот по ТНТ я видел…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это шоу уже было не в ночь. Оно было 1 января вечером, в 19.30, если я не ошибаюсь.

Слушатель: А, ну да, простите.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это не в саму ночь было, но в новогодний день, да.

Слушатель: Да. А по поводу всего телеэфира 2007-го года, если честно, конечно, это удручает немножко, все состояние телевизионного эфира, потому что программы все очень похожи, примерно все одно и то же. «Фабрика звезд», причем на разных каналах. Какие-то церемонии, которые с каждым годом все хуже и хуже, все более повторяются…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну а что-нибудь вы в этом году смотрели такое запоминающееся? Может, какой-то телевизионный фильм многосерийный или короткий? Или какой-то проект? Что-то запомнили?

Слушатель: Вы знаете, да. Я запомнил фильм «Ликвидация».

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот видите, а говорите, что все удручает. Значит, не все.

Слушатель: Ну, вы знаете, да. Но это тот самый случай. Просто я сам студент, и поэтому общаюсь в основном с молодыми. И это единственный фильм, который смотрели почти что все мои друзья.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну уже хорошо. Ведь говорят, что молодежь уходит от телевидения, а оказывается, что что-то ваши друзья и вы смотрели.

Слушатель: Ну очень жалко, что в такой большой стране, как Россия, только «Ликвидация», например, или еще пару проектов, может быть, за целый год цепляют…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо. Ну а вот для молодых людей, например, с 8-го числа пойдет третий сезон сериала «Остаться в живых». Это для вас или не для вас?

Слушатель: Вы знаете, не очень. Потому что как-то я его смотрел так набегами. Очень скучный, по-моему, сериал. Потому что все происходит. То есть, наверное, нужно было смотреть с самого начала. И вот есть, видимо, какая-то аудитория, которая…

Е.АФАНАСЬЕВА: Не подсели вы. Понятно.

Слушатель: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, а кто-то из лиц года телевизионных вам запомнился? Ведущие, случайные люди в телевизионном эфире? или кто для вас стал отражением телевидения? Воочию.

Слушатель: Вы знаете, наверное, поскольку я человек молодой, то мне очень приятно, что, например, тоже такой достаточно молодой человек, как Иван Ургант, он все-таки перешел из ранга ведущих ви-джеев – он был на музыкальных каналах, - он все-таки потихоньку, постепенно перешел в режим такого массового телевидения, причем он ведет серьезные программы, и ведет хорошо, красиво. Ну, вместе с Александром Цекало в том числе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Спасибо, Павел, спасибо.

Слушатель: Не за что. С Новым Годом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, с Новым Годом и вас, и с наступающим Рождеством. Всего доброго. Давайте еще звоночек примем. 363 36 59. Послушаем. Алло.

Слушатель: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут? Откуда вы?

Слушатель: Меня зовут Екатерина, я из Волгограда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Екатерина, пожалуйста. Говорите. Вы в эфире, Екатерина, мы вас слушаем.

Слушатель: Я хотела сказать, что мне безумно понравился фильм, который по Второму каналу шел, назывался «Завещание Ленина» по Варламу Шаламову. Потрясающий фильм – мы смотрели, оторваться не могли. Вызывал дрожь аж. Ну это, наверное, самое сильное впечатление с прошлого года. Хотя «Ликвидация» тоже нам понравилась. Но ждали немножечко другого.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть немножечко не удовлетворила ваши ожидания «Ликвидация»?

Слушатель: Ну, как-то простоват, что ли, или прямолинеен чересчур показался.

Е.АФАНАСЬЕВА: А кроме многосерийных фильмов что-нибудь еще вы смотрели в течение года?

Слушатель: Вообще, мы смотрим только «Культуру», честно говоря.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что именно на «Культуре»?

Слушатель: Мне очень нравится Архангельский «Тем временем». Очень любим все ток-шоу, которые вечером идут, то, что мы успеваем посмотреть. Нам не хватает, видимо, общения такого культурного, и именно там мы это и получаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно.

Слушатель: И очень любим «Эхо Москвы».

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо вам. С Новым Годом.

Слушатель: С Новым Годом.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 – пожалуйста, добрый вечер, вы в эфире.

Слушатель: Добрый вечер. Это вы уже мне?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, уже вам. Как вас зовут?

Слушатель: Павел Леонидович, Москва.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Павел Леонидович, пожалуйста, вы в эфире.

Слушатель: У меня к вам такая просьба. Если у вас есть какой-то вес, или у Алексея Алексеевича, или кто-то… как бы немножко побороться с «яканием» на телевидении от ведущих? Ведь иной раз за двухминутный эфир услышишь фамилию и имя по три раза – в начале, в середине и в конце…

Е.АФАНАСЬЕВА: А что вы имеете в виду – что они представляются или как?

Слушатель: Сначала идут, допустим, титры – перед началом «Сегодня»: журналисты такие-то, все понятно. Потом очередь доходит до журналистов – их опять представляют. По окончании обязательно их называют. Я не понимаю, это что, по Штирлицу – запоминается последняя фраза?

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вам не нравится, когда корреспондента представляют много раз в выпуске новостей?

Слушатель: Да не нужно. Он один раз выйдет, а по три-четыре раза фамилия его прозвучит. Для чего это делается? Чтобы себя обозначить или все-таки какую-то смысловую текстовку оставить после себя? Вот объясните мне, пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наверное, чтобы человек отвечал за то, что он говорит в эфире. Я думаю, так.

Слушатель: Так. Ну а последняя фраза – это по Штирлицу запоминается? Вот для чего?

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Я думаю, передадим тем редакторам, шеф-редакторам, которые делают выпуски новостей, ваше замечание.

Слушатель: Спасибо вам большое. С Новым годом!

Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго. С Новым годом. 363 36 59 – пожалуйста ваше мнение по поводу телевидения 2007 года. Добрый вечер.

Слушатель: Алло, «Эхо Москвы»?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы в эфире. Как вас зовут?

Слушатель: Галина Николаевна, Подмосковье.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Галина Николаевна.

Слушатель: Я вот что хотела сказать. Я не о качестве самих фильмов. В конце концов, вы знаете, на любой выбор можно найти. Иногда, конечно, то, что дети не должны смотреть, показывают немножко рано. Я немножко о другом. Вот этот сериал «Татьянин день», вы знаете, конечно, рейтинг очень большой. Но все-таки его надо показывать днем. Немножко он для домохозяек. Вы знаете, в прайм-тайм – люди приходят с работы. Ведь не только тетеньки-пенсионерки смотрят. Немножко простоват, что ли, для такой широкой публики.

Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, можно я вам отвечу?

Слушатель: Сейчас, хорошо. И еще маленькое замечание. Поскольку я педагог, который работает с детьми с отклонениями умственного развития, с нарушением письма много детей проходит через мои руки… кто-нибудь следит за тем, как объявляют дикторы иногда, как они читают этот материал, сколько ошибок они делают? Склонение числительных, написание с маленькой буквы имен – вот такие мелочи. Кто-то за этим на телевидении следит?

Е.АФАНАСЬЕВА: Следят. Могу сказать точно, что следят. Есть на всех каналах специалисты. Единственное – в защиту телевизионных коллег могу вот что сказать: прямой эфир – это состояние цейтнота, это катастрофически. Если люди когда-то попробовали, то они это знают, что такое прямой эфир. Может перепутать склонения, падежи даже очень опытный человек. Поэтому иногда, конечно, ошибки случаются. Но то, что крупные каналы их отслеживают, я это знаю точно. То, что телевизионные начальники… бывает, проскочит ошибка, и они еще до того, как поток возмущения начинает сыпаться на сайты каналов и по телефонам, они это все видят. Поэтому не со зла, поверьте, делают мои коллеги эти ошибки. И не потому, что они плохо учились в школе. Потому что иногда просто в состоянии такого напряжения, в каком готовятся выпуски новостей, иногда просто не успевают что-то отследить, где-то бывают оговорки. Ну уж приходится прощать, не настолько это тотально, мне кажется. Что касается сериала «Татьянин день». Вы знаете, вся телевизионная продукция, которую мы под одну гребенку метем как сериалы, она делится на очень много разных категорий. Это многосерийные телевизионные фильмы, которые снимаются как хорошее кино – вот уже называли «Ликвидацию» или «Диверсант», это качественное кино, снятое как кинофильм, просто не помещающееся в рамки двухчасового хронометража, чтобы его выпустить в кинотеатре, а история, развернутая во времени, поэтому ее показывают по телевидению. Есть более длинные сериалы, но короче, чем тот же «Татьянин день». Это сериалы, которые измеряются определенным количеством серий. Чаще всего это четные четырем, потому что серии показывают с понедельника по четверг, пятница вечер обычно программируется иначе. Это 12, 16, 20, 24 серии. Законченные истории, прописанные от начала до конца, снятые от начала до конца, и только тогда попадают они в эфир. Это другой вид сериальной продукции. И третий вид сериальной продукции – это то, что называется мылом. Это такие вот длинные истории, которые уже, может, уже даже не столько сериалы. Это ваши телевизионные родственники. К ним привыкают, как к телевизионным родственникам. Это истории, которые пытаются не просто… Да, они чуть более сказочные, да, они, конечно, примитивные. Они пытаются проговаривать какие-то жизненные ситуации, которые очень многие люди не могут понять из программ новостей, из умных ток-шоу или бесед за круглым столом. Вот называли программы Архангельского на «Культуре» или еще что-то. Ну, рейтинг «Культуры», доля – в районе 5%, в районе 1%. Это вот тот пласт населения, который может понимать сложные проблемы из серьезных программ. Большинство, к сожалению, людей наши с вами проблемы бытия – а у нас время сильно поменялось за последние 17 лет, а проговорить, как это время менялось, никто не успел. Как менялись отношения к людям, между людьми, отношения в семье, отношения на работе, отношения старших и младших. И вот успех таких сериалов, как «Татьянин день» или два года назад был сериал «Не родись красивой» на канале СТС того же производителя, компании «Медиа», - успех этих сериалов основан не на каком-то фантастическом качестве драматургии. Конечно, там достаточно примитивные шаблоны работают. Не на какой-то уникальной съемке. Там работают точно заданные модели. Сняты в этих моделях серии, потому что серии снимаются на потоке – за неделю надо снять 4 серии на следующую неделю. Успех этих сериалов основан на том, что мы привыкаем и к героям, как к нашим родственникам, мы за них переживаем, как за знакомых, мы ждем, когда у них все будет хорошо. Вот мы знаем, что все равно добро победит зло, все закончится свадьбой, и ждем, как же это будет. Вот в сериале «Татьянин день» это будет 25 января в Татьянин день. Хотя сериал должен был закончится раньше, но немножко его продлили до такой красивой точки, чтоб совпало название сериала и сам праздник, название которого и дало название фильму. Это программа «Телехранитель». Говорим мы с вами сегодня, уважаемые слушатели, о том, чем вам нравится или не нравится, чем запомнилось телевидение 2007 года. Сейчас мы прервемся на короткий выпуск новостей, а потом продолжим. Пожалуйста, не забывайте смс - +7 985 970 45 45. После новостей начнем именно с смс – ваших вопросов и реплик. Оставайтесь с нами, пожалуйста.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня с вами, уважаемые слушатели, вы же зрители, о телевидении 2007 года – каким оно было, чем вам запомнилось, что лучшее и что худшее было у телевидения в минувшем году, и что вы бы хотели сохранить, ростки какого нового телевидения вы увидели и просили бы наших финансовых производителей, создателей их не потерять, а наоборот всячески взращивать? Я, как обещала, сейчас вопросы и реплики, присланные по смс, потому что их много. И вернемся к вашим звонкам. Вы пока дозванивайтесь – 363 36 59. Смс-номер +7 985 970 45 45. «Как измеряется рейтинг?» - спрашивает Юрий. Юрий, мы неоднократно рассказывали и передачи целые посвящали. Если очень кратко, это происходит таким образом: компания-измеритель производит социологические исследования, они делают выборку. Условно говоря, если в стране есть определенный процент мужчин и женщин, людей пожилых и молодых, имеющих или не имеющих образование, - вот в этой выборке процент людей таких же будет совпадать с общим процентом по стране, в идеале, конечно. Чем точнее сделана выборка, тем точнее будут исследования. Потом у людей этих, давших согласие на участие в исследованиях, устанавливаются специальные приборы – пиплметры6 на каждый имеющийся в доме телевизор ставят такую маленькую коробочку, и дальше все члены вашей семьи могут включать телевизор только пультом через эту коробочку. Она фиксирует, когда вы приходите, когда вы уходите, и сколько вы смотрели. По телефонным линиям эти данные передаются в компанию-измеритель, а утром они уже подсчитанные и суммированные попадают на стол к рекламодателям и телепроизводителям. Беда наших рейтингов в том, что они показывают, что смотрят, но не как смотрят. Не показывают реакцию зрителя. Скорее это рейтинги для тех, кто продает рекламу, а не совсем для тех, кто хочет делать интересное телевидение. Такое слепое исследование рейтингов, к сожалению, может завести в тупик, потому что иногда кажется, что Петросян вечен – пару лет были баснословные рейтинги его эфиров, а все умирает. Умирают рейтинги «Аншлагов». К счастью, умирают рейтинги «Кривых зеркал», и если бы два года назад не думать о том, к счастью, конечно, и не работать над каким-то новом телевидением, вот так бы и сидели мы с «Кривым зеркалом». Давайте дальше посмотрим, какие у нас вопросы. «Огорчила смерть программы «Хорошие шутки». Дмитрий Хмао. Нижневартовск». Ну вот это, по-моему, тот случай, когда от добра добра не ищут. Хотели сделать как лучше, а получилось, как всегда. Надеюсь, что на СТС работают очень талантливые люди, и они не потеряют такую замечательную идею, которая была в этой программе, идею действительно собственную, не заимствованную, а придумают, как вернуть эту программу в эфир. «Хотели показать фильм «Лузер», но заменили на другой. Как с этим фильмом?» - спрашивает Иосиф. Фильм «Лузер» - это фильм-комедия, и в дни памяти Александра Абдулова Первый канал счел невозможным ставить фильм такой веселый. Его, конечно, покажут в какой-то из ближайших дней, но в две недели – программа на две недели была сверстана еще перед Новым годом, поэтому думаю, что во второй половине января. Следите за программой.

«Удивило появление Цекало в команде Первого канала. Лена, скажите, что покинул СТС? Слава их Омска». Ну я не знаю, почему Александр Цекало покинул СТС. Это вопрос к нему. Знаю, что он принял приглашение работать в команде Первого канала. Работает он заместителем генерального директора, руководителем спецпроектов, и вот один из его спецпроектов вы уже сегодня хвалили. Это программа «Большая разница» - идет с большим… хоть первый выпуск, но по-моему, он порадовал даже тех, кто говорит обычно «Телевизор не смотрю», заранее недоволен им. По-моему, действительно, очень интересно. И это та степень самоиронии, которой телевидению так долго не доставало. Когда человек смеется над собой, значит, он умеет себя анализировать, видеть со стороны. Когда телевидение смеется над собой в своих пародиях, значит, не все потеряно, есть шансы. Глеб: «Не смотрю первый канал – нечего смотреть. Но иногда вынужден». Несчастный Глеб, много других каналов – смотрите. «Почти полюбил Урганта. Желаю не опошлиться на Первом канале». Ну, Ургант действительно один из талантливых, по-моему, сейчас ведущих. Он абсолютно естественный, он с очень тонким чувством юмора, человек, которому не надо читать заранее написанные шутки. И он очень разный. И я бы желала ему не затереться, не стать таким… знаете, есть актеры актерычи, а на телевидении бывают такие ведущие, которые могут вести все подряд. И с одной стороны, это хорошо. Иван действительно может вести все – от детского Дисней-клуба, предваряя мультфильмы, и до программы, которую вы скоро увидите – «Одноэтажная Америка», где они в роли современных Ильфа и Петрова путешествуют с Владимиром Познером по Америке. А работать в паре с Познером не так-то просто, в общем-то, сложный напарник, и Иван это выдержал. Я бы ему как раз советовала не зачастить, иначе можно потерять такую вот какую-то новизну. «Вы говорите, что выпуски новостей идут с большим напряжением в прямом эфире. От чего там напрягаться? Марина, Москва. Пленки с президентом идут готовые, потом готовые материалы про колхозников, особенно горячей информации не было». Марина, если вы сейчас кинете мне ваши координаты, я обещаю, что я вас приглашу посмотреть, как делают выпуски новостей. Вы посмотрите, а потом скажете, есть от чего напрягаться или нет. Потому что это, в общем, бессмысленные спор тех, кто не видел и не знает, как это. Новости – это самое сложное, что есть на телевидении. Ситуация стрессовая, ситуация прямого эфира. Работают люди всегда просто вот под эфир. Какими бы они ни были и как бы вы их, Марина, ни оценивали.

«Запомнился Шрек-Мороз Зеленый Нос – очень чувственно. Спасибо Первому! Павел». Да, Павел, мне тоже очень понравился «Шрек-Мороз», и это тот случай, когда телевидение показало такой замечательный проект, которого в кинопоказе не было. Показали первый и второй Шрек, которые в кино уже были, на третьего Шрека права телевизионные еще не открыты, но «Шрек-Мороз» только несколько дней назад под католическое Рождество прошел в Америке по телеканалу, и вот уже сразу у нас. Действительно, по-моему, совершенно замечательная вещь – очень тонкая, с большим юмором. «Хотелось бы узнать, почему программа Максима Шевченко «Судите сами» выходит в такое позднее время. Борис, Москва». Потому что именно в это время, Борис, ее смотрит та аудитория, которая ее хочет смотреть. Это аудитория чуть более поздняя, чем аудитория, скажем, «Татьяниного дня» или какого-то другого сериала. Вы поверьте, Борис, что люди, которые составляют, программируют эфир, они очень внимательно следят за всеми данными телеизмерений и за социологическими исследованиями, и программа «Судите сами» раньше в менее позднее время не собирала ту аудиторию, которую ее хочет смотреть. «ТНТ, экстрасенсы – миф?» Не знаю, миф или нет. Но у нас в гостях здесь были люди, которые делают на ТНТ эти проекты. По-моему, не миф – работают люди. «Жалко телевизор, - пишет Кирилл, - сплошное зло и секс». Кирилл, может, вы не тот телевизор смотрите? «Дорогие телезрители, что вы с такой ерундой звоните? Скажите лучше, какой прекрасный фильм «Завещание Ленина». Надежда». Надежда, уже дозвонилась нам телезрительница, которая именно и сказала, что замечательный фильм. Может быть, вы прослушали начало.

«Концерт из зала Чайковского и «АББА» на канале «Культура» очень порадовали. Владимир». «Все-таки «Ликвидация» - браво! Лариса, Омск». Видите, вот что меня радует – вот мы уже с вами несколько лет такие проводим посленовогодние обсуждения предыдущего года, и все-таки намного больше реплик, в которых люди пишут, что им что-то очень нравится. Каналов много, программ много. Хорошо, когда люди могут выбрать для себя что-то. «Последний свободный телеканал Рен-ТВ Новости-главное. Ник». Ну, это ваша точка зрения, Ник. Пожалуйста, смотрите Рен-ТВ. Слава богу, что есть выбор. Так, что еще… Очень много. Давайте я пока прочитаю, что вы еще пишете. Дозванивайтесь. 363 36 59. Пожалуйста, подключайтесь, будем разговаривать с вами в прямом эфире. Очень много вопросов пришло и заранее на сайт. Сейчас, чтоб вы не обижались, потому что тут было масса обид после прошлого моего эфира, в гостях тогда был Константин Эрнст. Вот пишут, например: «Почему в выпуске с Эрнстом не задавались вопросы из Интернета?» - Алексей Михайлов тут возмущается. Ну потому что было такое количество вопросов и звонков, что уже не доходили руки до Интернета, Алексей. Он же возмущается, почему нельзя было дозвониться до эфира: «звонил с двух сотовых, с домашнего – все время сбрасывалось, даже гудков не было». Алексей, я вас адресовала в прошлый раз к Алексею Алексеевичу Венедиктову, к вашему тезке – подстроить звонки на «Эхе» невозможно. Единственное, что мы видим – мы вот сейчас, после того, как у нас были малоприятные слушатели, которые умудрялись дозваниваться с матершиной в эфир, у нас появилась замечательная система, которая показывает только одно – сколько раз человек с того или иного телефона звонил. Вот я сейчас вижу один номер – 901 518 и далее – он звонит 1220-й раз. Не старайтесь, товарищ, - вас в эфир выводить не будем. А если видно, что человек звонит несколько раз, значит, он хочет сказать конкретно что-то по этому поводу. Естественно, этого человека мы выведем. Вот сейчас пять раз человек дозванивается. Соединяемся с вами. Добрый вечер. Алло.

Слушатель: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Вот вы у нас пятый раз звоните, насколько я вижу. Пятый, нет?

Слушатель: Да-да-да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот видите. Пожалуйста.

Слушатель: Меня зовут Александр, я вам звоню из Нижнего Тагила, Свердловская область.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Александр.

Слушатель: Я хотел бы поблагодарить в частности Светлану Сорокину за ее замечательное ток-шоу «Белым по черному». Я с удовольствием смотрю – очень такие жизненные истории, которые сильно задевают за душу. Например, очень мне нравятся сериалы, которые сейчас идут. Очень нравится сериал «Атлантида» на СТС. Замечательный такой сериал – каждая серия очень динамична. Не то что там какие-то затянутые эти сериалы, много серий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вот как раз просят меня пригласить создателей сериала в эфир. Обязательно постараемся пригласить.

Слушатель: «Война и мир» тоже очень порадовал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да? вот вы удивительный человек. Так, Александр, давайте расскажите, что порадовало? Потому что в основном были возмущения этим сериалом. Что ж вам там понравилось?

Слушатель: Очень понравилась музыка, очень понравился сам главный герой – Николай Ростов. Он очень похож на нашего русского актера, который сыграл. Это тоже было очень приятно. Музыка, актеры, спецэффекты. Все очень понравилось, динамично смотрится. Единственный минус – что по два часа одна серия шла. Очень тяжко было смотреть. Лучше б разбили на 8 серий по часу. Мне кажется, было бы лучше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, это уже вопрос к программированию. Канал «Россия» счел более правильным поставить этот сериал в эфир.

Слушатель: Что расстроило, конечно, в этом году, самое такое – закрыли передачу на Первом канале «2030» Александра Гордона.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, ее уже очень давно закрыли. Там вышло в эфир всего несколько выпусков. Тут вы немножко ошиблись в хронометраже года.

Слушатель: Это единственная передача, где студенты участвовали, подключались. Только осталось «Школу злословия» смотреть и «Большие» на канале «Культура».

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну смотрите.

Слушатель: Все очень поздно идет – приходится записывать на видеомагнитофон, а днем, уже когда приходишь из института, все это смотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, Александр. Спасибо вам за точку зрения вашу. 363 36 59 – давайте еще примем несколько звонков. Добрый вечер, вы в эфире. Добрый вечер. Алло. Только если можно, приемник выключите, пожалуйста. Да, как вас зовут, откуда вы?

Слушатель: Тольятти, Владимир.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Владимир, пожалуйста.

Слушатель: Через несколько часов начинается большой праздник – Рождество Христово. Я всех журналистов и всех христиан поздравляю с этим большим праздником.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, вас тоже с праздником с наступающим.

Слушатель: У меня одно маленькое замечание к дикторам нашего телевидения. Вот они начинают говорить «Патриарх всея Руси Алексей» - по-славянски Алексий. Вот как бы это исправить?

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. В общем, я думаю, что и они смогут услышать программу, и мы передадим тем, кто делает выпуски новостей, чтобы они были внимательнее с ударениями. Спасибо вам за звонок. Еще раз с праздником наступающим. 363 36 59 – дозванивайтесь, пожалуйста. Я еще вернусь к смс, потому что очень много сыпется вопросов и реплик. Макс пишет мне: «В 2007-м понравился EuroNews – спокойная подача новостей без надрыва в голосе и дотошного анализа». Не поняла, Макс, - без дотошного анализа? то есть вас интересуют чистые факты. Ну, хорошо, что есть канал, который вас устраивает. Предлагают обсудить программу «Без порно» на Муз-ТВ, Андрей. Андрей, в общем, можем обсудить. Но единственное, скажу сразу – аудитория Муз-ТВ как-то совершено не совпадает с аудиторией «Эха Москвы», и редко когда слушателям «Эха Москвы» бывает интересно обсуждение программ Муз-ТВ. Гюльнара из Тюмени спрашивает: «Уважаемая Елена, в Интернете есть информация о скором закрытии канала «Культура». Правда ли это? Я не слышала, Гюльнара. Я постараюсь узнать в ВГТРК, но мне кажется, что это какая-то ошибка. Вот радио «Культура» - там действительно есть какие-то проблемы, а вот с каналом не знаю. Елена из Петербурга пишет: «Рейтинг «Культуры» намного выше ТНТ. Нет. На «Дом-2» подсадили». Не поняла я вашу реплику. У ТНТ рейтинги выше, чем у «Культуры», Елен. Ну, вот количество людей, предпочитающих канал «Культура», меньше, чем тех, кто предпочитает «Дом-2». Что ж делать? Игорь спрашивает: «Жизнь прекрасна» последний раз вышла 16 июля. Она закрыта?» Игорь, я не знаю точно, закрыта она или нет. Обещаю узнать. Так. Очень-очень много вопросов. Давайте еще звоночек примем. 363 36 59. Я пока успею пробежать ваши вопросы. Добрый вечер.

Слушатель: Алло, Елена?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Елена, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень приятно.

Слушатель: Я хотела бы спросить. Может, я начала передачи не слышала, - что случилось с НТВ, что они показали такой безобразный новогодний выпуск? Обсуждалась ли эта тема? И правильно ли я понимаю, что из всех программ, которые были на всех каналах, это был самый дешевый, самый бюджетный вариант – просто снять какой-нибудь модный клуб и модельное агентство, которое там раздевается на виду, и все поют песни?

Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, Елена, это, наверное, вопрос все-таки к каналу НТВ, почему они предпочли такой сделать эфир. Они пробовали в былые годы попробовать какие-то нестандартные варианты. Один год, я помню, даже просто поставили такой фильм, который эротический откровенно был…

Слушатель: Ну согласитесь, что в этот раз это было просто на грани фола. Я не знаю, смотрели дети Новый Год, это такой праздник…

Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, да. К сожалению, это вопрос к создателям. Мне кажется, что на этом канале много еще чего есть на грани фола, и не очень хорошо детям смотреть не только девушек топ-лесс, но и другие программы. Я думаю, что тут вопрос только к создателям – почему им захотелось выделиться таким образом? Наверное, это какая-то невозможность сделать что-то более хорошее и качественное. Значит, они попытались искать альтернативу. Почему такую, вопрос не ко мне. Мне тоже было удивительно это видеть.

Слушатель: Просто мы достаточно молодые с мужем – нам по 26 лет. Но мы были, конечно, шокированы.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что смотрели?

Слушатель: Ну, мы по всем каналам щелкали, как, наверное, большинство россиян. Но вот «Пожар в джунглях» этот вот, где Анфиса Чехова целовалась с Лерой – там просто откровенные были эти сцены.

Е.АФАНАСЬЕВА: Возмутило, да?

Слушатель: Ну, как-то непривычно. Знаете, я просто сейчас в положении и представила, что если б это смотрели мои дети. Мне очень неприятно было.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, Елен. Всего вам хорошего. С наступающим.

Слушатель: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Раз у вас такой год важный, то вам успеха, счастья и тому, кого вы ждете, тоже. Всего доброго. С Новым Годом. Пожалуйста, еще дозванивайтесь. Я пока пройдусь опять несколько вопросов. «Что будет с рекламой в новом году?» - спрашивает Сергей. И – «Кто отслеживает время рекламы в час?» Сергей, очень внимательно отслеживают. Не волнуйтесь. С 1-го января количество рекламных минут по закону о рекламе сократилось. Если промежуточный вариант после принятия этой новой версии закона как раз до 31-го декабря прошлого года позволялось 12 минут в час рекламных, то сейчас только 9. Вы как раз можете заметить – может, постоянные зрители видят, - что программы, которые начинались, например, тот же «Татьянин день» выходил в 8 часов, сейчас выходит в 8 часов 10 минут. Это связано с тем, что серии уже были сняты – в них были заложены такие рекламные окна. Время рекламы сократилось. Соответственно, приходится чуть позже начинать. То, что не бывает нарушений, ну вот я вам гарантирую – следят за этим очень внимательно. Так, «Куда делся Андрей Караулов?» Не знаю, Светлан, куда делся Андрей Караулов. Это вопрос для канала ТВЦ. Приглашала несколько раз Александра Пономарева. Буду еще приглашать. Наверное, он нам расскажет. «Цекало, уйдя с СТС, прихватил идею ОСП-студии «Большая разница». Дима, Спб». Дим, вопрос к Цекало. Я буду звать Александра в эфир. Единственное – могу сказать, что идея пародии на телевидении, в общем-то, совершенно не нова. Вопрос – как сделать. Это не вопрос, что, а вопрос – как. Мне кажется, что вот у команды Александра Цекало получилось очень интересно. Были какие-то неровности, но я вот даже вчера слышала, что Ксения Ларина сказала, что ей очень понравилось, хотя тоже с неровностями. Я с ней согласна. Но мне кажется, что тут вопрос в том, что команда сделала очень хорошо и интересно, и есть куда им развиваться дальше. И даже те проекты, которые были сделаны – пародии на ведущих – ведущие сидели в зале: вы, наверное, видели, что абсолютно никто не обижался, а наоборот было весело. 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут?

Слушатель: Александр, город Волгоград.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Александр.

Слушатель: Я в эфире уже, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

Слушатель: Я б хотел сказать вот что. Интересно, почему-то никто еще из зрителей не обратил внимание на фильм «Преступление и наказание», который вышел на Первом, кажется, канале.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, был у нас в гостях создатели этого фильма.

Слушатель: К сожалению, я вообще первый раз в жизни слушаю эту программу. Поэтому не имел возможности.

Е.АФАНАСЬЕВА: Присоединяйтесь. Каждое воскресенье.

Слушатель: Замечательный фильм. Порадовали актеры, и порадовало то, что один из актеров – мой земляк. Вернее, жил когда-то недалеко от моего города. В общем, это было потрясающе. По сравнению с «Войной и миром», о которой недавно сказал тут один зритель, это намного лучше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, я с вами согласна, Александр. Мне тоже кажется, что несопоставимый уровень с «Войной и миром» итальянским.

Слушатель: Очень приятно. Ну, еще хотел бы сказать такую вещь. Вот у Андрея Малахова программа «Пусть говорят», которая идет уже достаточно давно: такие сложные, серьезные темы, на мой взгляд, не должен вести человек, который мелькает порой в не самых приглядных местах.

Е.АФАНАСЬЕВА: А где Андрей мелькает?

Слушатель: Ну, вы понимаете, ведущий различный музыкальный программ попсовых никак не может, на мой взгляд, опять же, вести программы с такими серьезными вопросами.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, мне кажется, что Андрей достаточно опытный профессионал…

Слушатель: Это да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не замечала, чтоб ему мешало то, что он иногда ведет какие-то концерты. Ну, позовем в следующий раз Андрея. Зададите ему вопрос.

Слушатель: Хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: С Новым годом. Всего доброго.

Слушатель: Спасибо. С наступающим праздником.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, вас также. 363 36 59. Пожалуйста, добрый вечер, вы в эфире. Алло.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, говорите, пожалуйста.

Слушатель: Я хотела сказать, что у меня не получается быть телезрителем, потому что… да, зовут меня Юля.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Юль, пожалуйста.

Слушатель: Я живу в Самарской области – у на время на час позже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, у вас эфир московских каналов или орбитный?

Слушатель: Нет, не орбитный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но просто вы немножко по времени опережаете Москву, да?

Слушатель: Да, мы опережаем на час. Поэтому хотелось бы смотреть те программы, которые не рейтинговые. Понимаете?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, что вам сказать. Я не знаю, как в данном случае быть. Наверное, только записывать. Понимаете, страна длинная очень. Вот, например, перед Новым Годом я столкнулась впервые с такой проблемой, что очень многие регионы обращение президента слушают или на час раньше, или на час позже. Потому что нет возможности… примерно пять орбит бывает у крупных каналов. Чаще невозможно. И регионы, у которых на час-два расходится время, смотрят одну и ту же орбиту. Поменять невозможно. Итак это технически очень сложно. Чем помочь? ну не знаю… Во-первых, запись. Во-вторых, если у вас Интернет развивается, очень сильно развивается Интернет-телевидение. По крайней мере, могу сказать о Первом канале. Там сейчас кроме онлайн вещания есть отдельные каналы, которые показывают лучшие программы, повторяют. Можно там смотреть.

Слушатель: Ну да, но это уже не настолько доступно. Согласитесь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, соглашаюсь. Но несколько лет назад и мобильные телефоны, казалось, были не сем доступны. Правда? Был признак навороченных новых русских. А сейчас есть у людей, у которых даже часто нету городских телефонов, обычных, стационарных. Вот вся надежда на то, что Интернет будет развиваться, и тогда у каждого будет свое телевидение в тот момент, когда ему удобно.

Слушатель: Просто я, получается, не становлюсь телезрителем вот именно сейчас, когда проходит что-то хорошее. Может, даже в хорошее время…

Е.АФАНАСЬЕВА: Я поняла, что вам еще на час раньше спать нужно ложиться, чем москвичам. Хорошо, Юль, спасибо за звонок.

Слушатель: А вам спасибо за разговор с Эрнстом, когда совершенно по эховским правилам вам совершенно ничего не нужно делать – вся критика или одобрение исходило…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так вот нам пишут, что звонки подстроенные, а вы говорите…

Слушатель: Нет, я совершенно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Видите, никогда не угодишь. Всем рассказываю, что ничего не подстроено. Хвалят и ругают у нас люди сами. Спасибо, Юля, с Новым Годом. Осталось всего несколько минут. Давайте очень быстро. Что еще здесь за вопросы… Просят пригласить Татьяну Никитичну Толстую и Авдотью Смирнову – 5 лет «Школе злословия». Постараемся. Татьяну Никитичну во время эфиров «Минуты славы» звали много раз – она говорила «да-да-да», но все время куда-то уезжала на воскресенье. Поэтому не смогли. «Как вы оцениваете на НТВ…» - уже ответили. «Как можно попасть на «Эхо» и посмотреть, как делают новости?» Я вас не на «Эхо» приглашала. Вернее, не вас, Игорь, а Марину. А на телевидение. Как на «Эхо», это вопросы к Венедиктову. «С чем связан показ фильма «Мировой парень»? Нет, Алялина с Абдуловым не перепутали. Просто сняли комедию в день похорон Абдулова, а вы знаете, программы верстаются задолго, и готовых к эфире фильмов очень мало. Они все расписаны. Поэтому, наверное, нашли тот, который успели поставить, который не был нарочито смешным. «Как канал 2-ТВ?» Мы обсуждали, по-моему, этот канал. Вернемся к нему еще. Хотя охват аудитории очень маленький. «А что понравилось и не понравилось вам? Дмитрий из Нижневартовска». У нас осталось несколько секунд, Дмитрий. Дмитрий, мне понравилось то, что вы сейчас не ругаете телевидение так отчаянно, как года три назад по принципу «все ужасно, все плохо», а каждый из вас находит для себя что-то, что, может, в общем, остальное не нравится, но что-то нравится… или «Преступление и наказание», или «Ликвидация», или «Школа злословия», или кто-то из ведущих. Значит, телевидение становится таким, каким нужно каждому из вас. Разным, интересным для разных людей. И в общем, в этом, наверное, и есть развитие телевидения. Не успеваю ответить, дорогие мои. Спасибо вам за такое количество вопросов. Я сейчас все распечатаю и постараюсь в следующий раз на какие-то важные вопросы ответить. Уже вот я уже перебрала время. Сейчас меня будет ругать Александр Климов, который уже в студии. Всего доброго. Елена Афанасьева. С наступающим вас праздником. До свидания.