Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2005

13 января 2005: Испытание Новым годом

Испытание Новым годом
Е.АФАНАСЬЕВА
Добрый вечер. Это программа «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях у меня Анна Качкаева, моя коллега с радио «Свобода», обозреватель. Добрый вечер, Аня.
А.КАЧКАЕВА
Добрый вечер.
Е.АФАНАСЬЕВА
И директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков. Добрый день, Игорь.
И.БУРЕНКОВ
Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА
И говорить мы сегодня будем о праздниках как испытании для телевидения. Тот подарок, который наше правительство сделало россиянам, в виде 10-11 дней, оказалось такой страшной телевизионной пыткой, не столько для зрителей, сколько для тех, кто телевидение делает, потому что заполнить качественным продуктом эфир праздничного дня сложно даже, когда этих дней два-три, четыре максимум, как это бывало раньше. Сейчас 11 дней и уже избалованный качественным телевизионным зрелищем зритель требует хороший продукт каждый этот день. От продукта хорошего устает, потому что невозможно смотреть все время хорошее или еще лучше. Как телевидение выдержало это испытание? Мы хотим поговорить сегодня и с моими гостями в студии и с вами. Как вам кажется, нужны ли такие длинные праздники, может ли телевидение выдерживать? И, вообще, как менялось отношение за последние годы, за последние где-то 10-13 лет, отношение телевидения к технологии праздника? Как мы празднуем вместе с телевидением? Аня, первый вопрос к Анне Качкаевой, как Вам кажется, есть ли какие-то кардинальные изменения в том, как телевидение относится к праздничным дням?
А.КАЧКАЕВА
Безусловно, есть. Во-первых, никогда не было таких длинных праздников, поэтому для телевидения это такая заряженная катушка бесконечного веселья и веселья, умноженного на веселье и помноженное на все то, что было когда-то весельем. Поэтому, конечно, сейчас для телевидения это тяжкое испытание. Раньше, даже 10 лет назад, ну, новогодняя ночь была особой новогодней ночью. Все телевизионные каналы не просто боролись за то, чтобы поймать своего зрителя. Они просто готовились к новогодним шоу как к Олимпийским играм.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, они всегда…
А.КАЧКАЕВА
Телевизионщики всегда и показывали, и демонстрировали нечто зрителю, о чем еще полгода можно было говорить и обсуждать. Это были особые проекты с тайнами, с конкуренцией, с большими бюджетами, со сложными декорациями, ухищрениями техническими и т.д. и т.д. Был этап, когда телевидение болело неким таким иронично-политическим новогодним капустническим отношением к празднику, когда везде появлялись политики или куклы в виде политиков. Заметьте, это все тоже ушло из нынешнего новогоднего эфира.
Е.АФАНАСЬЕВА
Или компьютерный монтаж.
А.КАЧКАЕВА
Или какие-то особые технологические ухищрения, которыми тоже очень гордились. Самое, видимо, приемлемое, удобное и хорошо усваиваемое блюдо на Новый год, это все-таки пение. Вот вокруг этого пения, перепевания, хорового пения и т.д. крутилось в общем-то, большинство новогодних историй, и начиная от старых новогодних огоньков, кончая шоу, мюзиклами. Потом подпеваниями и включением караоке, когда технология это стала позволять. И, собственно, так или иначе, по-моему, вот в этом направлении, телевидение, собственно, и сконцентрировалось. И у меня есть, в общем, два соображения, чем, собственно, нынешние праздники отличаются от всего того, что происходило лет 10 назад или вот менялось за эти годы. Мне кажется, что телевидение российское, в целом, благополучно сдрейфовало к всему тому, что называется телевидением Европы, Запада в отношении праздников. И самым главным на российском телевидении, очень, кстати, качественном. Я вот только что вернулась из Грузии, и грузинские коллеги по-прежнему считают, что, например, продукция первого канала, российского телевидения – это одно из лучших телевизионных зрелищ, которое они видели, например.
Е.АФАНАСЬЕВА
Но не только в Грузии, достаточно небогатой стране, но и в достаточно богатых европейских странах далеко не везде есть качественное телевидение, какого достигло качества сейчас телевидение у нас в России.
А.КАЧКАЕВА
Конечно. И, безусловно, совершенно очевидно, что вот этот вот подход, прежде всего, хороший качественный кинопоказ, связанный с семейными драмами, и развлечение вокруг пения и юмора. Вот эти две составляющие, которые и делают новогоднее телевидение новогодним.
Е.АФАНАСЬЕВА
Присоединяйтесь, пожалуйста, к нашему разговору, задавайте вопросы, высказывайте свои точки зрения, каким вам показались эти длинные новогодние праздники в телевизионном их воплощении. А вопрос у меня к Игорю Буренкову. Игорь, телевизионщики относятся к… по крайней мере, относились раньше, не знаю, может, Вы поправите, если это отношение изменилось, к Новому году, как к такому чемпионату по телевидению, чемпионату года. Это поверие идет издавна, выиграл… с тех пор, как стали только каналы не единым Гостелерадио, а разделились: выиграл новогоднюю ночь, - ты победитель. Это отношение сохраняется? И если да, то как, каковы результаты в этом году?
И.БУРЕНКОВ
Отношение сохраняется и надо сказать, что это – естественный процесс, потому что, ну, наверное, именно тогда, когда Новый год наступает, предновогодний эфир, это… ну, что ли – вершина, как бы точка сезона. Ведь сезон начинается на телевидении в сентябре и заканчивается теперь уже практически летом. Раньше заканчивался весной, сейчас продлилось чуть-чуть, уже в июне. Таким образом, это - верхушка сезона. И, конечно, к этой верхушке все приходят с определенными результатами. И кто добирается до этого Эвереста, кто покоряет его первым, тот, соответственно, и побеждает условно, конечно, потому что дальше еще сезон продолжается.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, раньше было легко считать, потому что каналы делали… в общем, средств хватало на одну главную программу. Ну, она шла там где-то с 0 часов 2-3 часа, у кого, на сколько денег хватало, такой «Огонек» или что-то еще.
йИ.БУРЕНКОВ
Ну, и сейчас примерно так же, потому что…
Е.АФАНАСЬЕВА
А сейчас делается много разных программ. Ночь протянута до утра. Как, где вы теперь конкурируете, на каком поле и кто выиграл?
И.БУРЕНКОВ
Ну, я думаю, что здесь ведь, действительно, в отношении и в состоянии создания настроения вот этого новогоднего, праздничного. Надо сказать, что вообще первый канал всегда традиционно побеждает в этой истории. И мы всегда, так или иначе, имеем преимущество определенное перед другими каналами, ну, хотя бы потому, и даже по цифрам, которые у Гэллапа есть, вот мы же этой системой измерения пользуемся. Это можно увидеть, что, ну, скажем, обращение президента на Первом канале всегда превышает все остальные каналы, хотя они тоже транслируют обращение нашего президента. И, естественно, мы естественным образом и первый час Нового года всегда выигрываем. По-другому, и быть не может, это – очевидно. Это подтверждают и цифры социологических измерений. Дальше сложней ситуация…
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, я знаю, что… можно перебью, на канале «Россия» в этом году был праздник. Они рассказывают, что они вас обыграли в «Огоньке».
И.БУРЕНКОВ
Ну, по первому часу это не так. Чуть дальше, значит, там вопрос в измерении. Надо сказать, что, вообще, система измерения после 16 сентября немножко нас стала… ну, она нас и раньше не очень устраивала, а теперь стало все очевидно. 16 сентября, напомню, прошел тендер на измерителе, и таким образом Гэллап этот тендер теперь не выиграл, он вообще в нем не участвовал. А мы были одними из тех, кто, ну, так скажем, вызывали у нас эти сомнения данные и до сих пор вызывают. И поэтому мы не от хорошей жизни пользуемся измерениями и собственными, завели собственную систему измерений, чтобы понимать реально, что значит наш продукт, и другими альтернативными системами пользуемся. И по всем этим альтернативным системам показатели такие, что мы этот Новый год выиграли, также и первый час Нового года. Но возвращаясь, Лена, к Вашему вопросу по поводу того, где, в какой зоне вот сейчас конкуренция. Вы правильно сказали, что недостаточно теперь только одного «Огонька» или там, как мы это называем «Новогодней ночи» на первом канале. Существует массовая индустрия, которая тут создалась. Есть мюзиклы, музыкальные фильмы, которые сейчас тоже происходят, и сейчас их тоже стало очень много. У нас в этом году «Сорочинская ярмарка» была и были «Двенадцать стульев», наши каналы, которые конкурируют с нами, тоже представили свой продукт. Конечно, это тоже денежноемкая история, но Новый год стоит по-прежнему очень дорого и для нас это очень существенно, потому что…
Е.АФАНАСЬЕВА
А вот как раз очень интересный вопрос, Игорь, а сколько стоит Новый год и окупаются ли затраты на новогоднее телевидение? Я знаю, что до кризиса, до 98-го года, который так резко ломал затраты телевизионные, проект стоил около 600 тысяч долларов на крупных каналах, на таких как Ваш и тогдашнее РТР. После кризиса раз в 5 затраты упали вынужденно. Постепенно, с ростом рекламного рынка, вернулись.
И.БУРЕНКОВ
Мы сейчас восстановились и, в общем, даже где-то перекрыли эти цифры, которые вот Вы назвали. Но здесь очевидная ситуация. Все зависит от рекламы
Е.АФАНАСЬЕВА
Но раньше делали один проект, например, «Старые песни о главном». А сейчас у вас получается «Новогодняя ночь», два мюзикла, и каждый стоит столько?
И.БУРЕНКОВ
Ну, не столько, чуть… там порядок цен может быть примерно похож, но все-таки мюзиклы стоят дешевле, чем Новый год, это очевидно, потому что… ну, зачастую, так всегда бывает, они производятся, в общем, чаще всего на Украине. Таким образом, там дешевле производство. А тут, чего скрывать, мы свои деньги считаем, у нас же нет дотаций от бюджета, понимаете?
Е.АФАНАСЬЕВА
А идеологическая составляющая?
И.БУРЕНКОВ
Ну, это – другая тема. Просто надо понимать, что первый канал в чистом виде не является государственным, у нас 51% принадлежит акционерам государственным, а 49% - частным. А по бюджетному кодексу, если б даже у нас 1% был у частных акционеров, нам бы денег уже не давали. И нам их и не дают, понимаете? Поэтому нас деньги нужно считать, экономить, и зависим мы от рекламы. Вот Новый год – это пик, как я сказал рекламных поступлений, и здесь каналы еще могут получить некие деньги от рекламных, так сказать... А после…
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, подождите, ваш канал позиционировал себя как «ночь без рекламы».
И.БУРЕНКОВ
Ну, у нас была, была спонсорская реклама, если кто внимательно смотрел, Внешторгбанк у нас там шел.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, т.е. это – спонсорство, а не рекламные…?
И.БУРЕНКОВ
Ну, это же да, но все равно, деньги были на это. Соответственно, мы только от этих денег и живем, их получаем и тратим эти деньги.
Е.АФАНАСЬЕВА
Но зато, да, все 10 дней вы работаете, в общем-то, как я понимаю, никто не ставит рекламу в первые дни Нового года…
И.БУРЕНКОВ
Ну, это самый провальный месяц по рекламным поступлениям…
Е.АФАНАСЬЕВА
…потому что люди потратили все основные свои семейные сбережения перед Новым годом, купили подарки…
И.БУРЕНКОВ
Конечно. Мы поэтому свой эфир и выстроили таким образом, чтобы создавать ощущение праздника, но использовать тот продукт, который у нас и был. Мы показали после долгого моратория «Старые песни о главном». Вот если Вы заметили, они были в эфире. Но не ограничились только повтором. У нас очень много было громких премьер кино, чего невозможно на телевидении, скажем, западном. Вот мы тут о нем говорили сейчас.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, скажем честно, у ваших конкурентов тоже была громкая премьера «Властелин колец» на канале «Россия».
И.БУРЕНКОВ
Ну, к сожалению, она не так пользовалась, в общем-то, популярностью, как наша, честно Вам скажу, потому что… Ну, просто цифра есть и, в общем, это серьезное зрелище, три часа смотреть «Властелина колец», все-таки это сложновато.
Е.АФАНАСЬЕВА
Аня вздыхает.
А.КАЧКАЕВА
Я не вздыхаю, я просто пытаюсь, может быть, вернуть ближе к слушателю и зрителю…
И.БУРЕНКОВ
Давайте, давайте.
А.КАЧКАЕВА
… которому не очень понятны наши с вами размышления, рассуждения вот о долях, процентах и т.д. Даже если первый канал и выигрывал в течение этой ночи, я думаю, что есть некая тенденция уставания от формы, даже не «Огонька», а вот этого новогоднего шоу. Людям… Ведь на всех каналах все то же самое происходило. Ну, условный, там, с несчастным названием «Первая ночь» НТВшный проект…
Е.АФАНАСЬЕВА
Но вот как раз…
А.КАЧКАЕВА
…он в разряд не идет, и сравнивать это, в общем, бессмысленно, на мой взгляд, это было довольно банально, плоско и даже пошловато местами. Видимо, не для той аудитории.
И.БУРЕНКОВ
А там вообще непонятно, какая аудитория…
А.КАЧКАЕВА
А СТС «Диско» и танцевали на ТВЦ. На самом деле, везде танцевали, и самой атмосферы очень традиционного для России «Голубого огонька» почти нигде не было. Она, действительно, была сохранена только на канале «Россия». Больше нигде. Того традиционного, придуманного в 60-е годы. Все остальное – это были подтанцовки, подпевки, перепевки. Ваша роскошная красивая мосфильмовская декорация и ничего более. И я понимаю, почему, например, может быть, у вас были цифры в кинопоказе лучше. Потому что это традиционно, если говорить опять об европейском зрителе, везде очень важен… новинки вот этих рождественских мелодрам и комедий.
И.БУРЕНКОВ
Конечно. Да.
А.КАЧКАЕВА
И я знаю, в Голливуде, например, 50-70 картин под Новый год снимают, вообще, в течение этого года и тратят на это, там, несколько миллиардов долларов.
И.БУРЕНКОВ
Но там другая экономическая история, там ситуация другая.
А.КАЧКАЕВА
Понятно, я понимаю. У нас как раз, вот я и говорю, что вся проблема, мне кажется, сейчас в том, поскольку мы выстроились вот в эту череду, и кинопоказ очень важен для российских каналов. Но предложить нечего…
И.БУРЕНКОВ
Нет, ну, как нечего?
А.КАЧКАЕВА
… почти нечего. Своего.
И.БУРЕНКОВ
Своего, правильно, но производитель-то у нас пока еще не такой как в Голливуде. Мы же только стремимся к этому, мы же не можем показывать, ну, значит так… И рынок предлагает, на рынке, действительно, существует очень много сейчас, все подстроились, раньше люди торговали нефтью, контейнеры, там, с тряпками продавали здесь, а теперь они все стали кино снимать и сериалы. Но показывать это мы не будем. Просто не можем себе это позволить по качеству.
А.КАЧКАЕВА
Конечно.
И.БУРЕНКОВ
Это же очевидно.
А.КАЧКАЕВА
Поэтому вы показываете хорошее, качественное большое кино.
И.БУРЕНКОВ
Да. Закупаем его, да, за большие, кстати, деньги.
А.КАЧКАЕВА
И потом вот, между прочим, любопытная была бы вещь. Никто почему-то до сих пор не подумал, а я думаю, что это бы тоже была возможность, заполнить эфир, как минимум, дней на 7 новогодних, да? Показать те любимые фильмы других народов, которые тоже, между прочим, как и «Ирония судьбы» там популярны.
И.БУРЕНКОВ
Но это же эксперимент, очень серьезный эксперимент, потому что, ну, все-таки толерантность канала, допустим, первого, она должна быть очень серьезной. Мы не можем позволить себе эксперименты, а потом, ну, да, очень традиционное зрелище, но если мы с вами видим ситуацию, когда канал начинает экспериментировать, вот НТВ проэкспериментировал, в каких цифрах он учел, и что это? Пока вопрос.
Е.АФАНАСЬЕВА
Я напоминаю, что это – передача «Телехранитель», говорим мы о Новом годе и этих длинных новогодних каникулах, как о испытании для наших телеканалов. В гостях у меня Анна Качкаева, радио «Свобода» и Игорь Буренков, директор общественных связей первого канала. Тут много вопросов и каких-то реплик на пейджер. Например, Ника пишет: «Эти каникулы похожи на путешествие в космос. Раньше спрашивали, что бы взяли читать, а теперь, что взяли посмотреть. Я взяла бы «Скорую помощь», все серии, начиная с первой. Смотрела бы все каникулы, пользы бы было больше, чем от Фоменко с песнями и плясками». Но Ника, вот руководство канала НТВ, которым приобретены права на «Скорую помощь», так не считает, потому что последний сезон идет глубокой ночью и можно только…
А.КАЧКАЕВА
Лен, я, кстати, совершенно не исключаю, что многие люди смотрели видео и диски.
И.БУРЕНКОВ
Но только надо понимать, что это люди, которые совершенно по-другому относятся к телесмотрению в принципе. Все-таки для них, для этих людей, все-таки телевидение не является главным, а большинство наших жителей России, да, россиян смотрят каналы и развлекаются вместе с телевизором, не с видео.
Е.АФАНАСЬЕВА
В чем проблема, в том, что мы очень много оцениваем, с точки зрения такого московского зрителя, у которого есть возможность пойти на Красную площадь, погулять здесь, сходить в ресторан, улететь из Москвы куда-нибудь за границу или в другой город. И забываем о том, что первый и второй канал работает на всю страну, где телевизор зачастую это единственный друг по встрече Нового года, единственная возможность смотреть.
И.БУРЕНКОВ
Ну, мы своих зрителей и любим, для них мы все и делаем.
Е.АФАНАСЬЕВА
Вот почему Аня говорит о проекте на НТВ с Олегом Меньшиковым, который набрал очень слабые цифры по России, там, по-моему, доля всего 5 была, потому что я посмотрела его в повторе 7-го числа и поняла, что, конечно, просто проект не на ту аудиторию рассчитан. Вся аудитория, готовая смотреть вот эту музыку и понимать эти неожиданные дуэты, тандемы, которые складывались в эфире. Это аудитория молодая, аудитория, не проводящая Новый год у телевизора. Это как раз те люди поколения 20-30-летних, которые уезжают, уходят, не сидят…
И.БУРЕНКОВ
Ну, их нет около экрана. Они же все уходят.
Е.АФАНАСЬЕВА
Я понимаю, что, наверное, а первому, второму каналу, может, как творцам тоже, наверное, хотелось бы сделать что-то необычное, яркое, неожиданное, но они вынуждены рассчитывать на своего зрителя.
И.БУРЕНКОВ
Как говорит наш генеральный директор, Константин Эрнст, мы работаем для нашего зрителя. Мы его очень любим, уважаем и понимаем.
Е.АФАНАСЬЕВА
Тут есть как раз вопрос от Максима. Он говорит: «Господин Эрнст сказал, что Новый год без Пугачевой, Киркорова и Сердючки – это не настоящий Новый год. Неужели руководители канала так плохо думают о зрителе?»
И.БУРЕНКОВ
Мы думаем о зрителе хорошо, но понимаем, что Алла Пугачева, это некий символ, если хотите уже сейчас, как шампанское, да? Новый год всегда… вот многие люди не пьют шампанское, правда же, так в течение года, большинство, наверное, вряд ли, у нас во всяком случае такой традиции нет.
Е.АФАНАСЬЕВА
И салат оливье тоже не каждый день едят.
И.БУРЕНКОВ
Да. А вот на Новый год выпивают даже те, кто и не пьет. Так принято. И поэтому Пугачева - это символ. Она у нас была на Новом году, и я считаю, что спела очень хорошую песню, очень красивую новую такую с Галкиным. Да, новогоднюю, да, такую. Возможно, это… были у Аллы Борисовны и лучшие песни, ну, что делать, это – традиция.
Е.АФАНАСЬЕВА
Слушатели как раз на пейджер многие пишут, что им очень понравилась на НТВ новогодняя ночь с Меньшиковым, но это вот как раз и, наверное, аудитория…
И.БУРЕНКОВ
Но это вопрос аудитории «Эхо Москвы». Да, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА
«Эхо Москвы», конечно, которая не составляет большинство аудитории тех, кто смотрит Новый год. А кстати, в том же концерте «Первая ночь» с Меньшиковым меня буквально задела из всего одна… один номер, что ли, когда актеры, игравшие в «Бригаде» и в «Бумере», т.е. узнаваемые типажи теперь, они стояли и пели из старого фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» «A la guerre comme a la guerre» «Когда твой друг в крови». В общем, честно у меня мороз такой нехороший по коже пробежал.
И.БУРЕНКОВ
Вот Вы знаете, для меня кажется такое развлечение слишком уж примитивным. Во-первых, потому что, ну, никто, наверное, из тех, кто так вот легко предлагает такого типа зрелища, что сериально, что вот так вот в развлечениях, вряд ли захочет, чтобы его с битой встретили в подъезде, его или его знакомых, вот те люди, которые так или иначе являются героями этих сериалов или вот… Я считаю, что пропаганда подобных вещей, вообще, невозможна, не нужна. На первом канале вы этого никогда не увидите и не будем мы этого никогда делать.
Е.АФАНАСЬЕВА
Давайте поговорим, все-таки, в целом о телевидении, а не конкретно о первом канале, хотя, в общем, ваш канал тоже показателен тем, что вы начинали моду на определенный вид празднований телевидения.
И.БУРЕНКОВ
Да.
Е.АФАНАСЬЕВА
Вы начинали моду на старые песни, которые потом в разных видах, так или иначе...
И.БУРЕНКОВ
Ну, в этом году мы все их повторили, 5 лет мы их не показывали.
Е.АФАНАСЬЕВА
Вы начинали моду на мюзиклы, как я помню.
И.БУРЕНКОВ
Да.
Е.АФАНАСЬЕВА
Именно украинские, с кем вы потом стали работать.
И.БУРЕНКОВ
Ну, так получилось.
Е.АФАНАСЬЕВА
И песни вы не показывали много лет?
И.БУРЕНКОВ
5 лет мы их не показывали специально. Просто мы решили, что зритель должен от этого зрелища отдохнуть. Отдохнули. Сейчас показали, в общем, были очень хорошие отзывы, и к нам пришло очень много писем…
Е.АФАНАСЬЕВА
Кстати, я сама заметила, что у меня такая появилась ностальгия даже не столько по тем временам, в которые погружают эти песни, там, моего детства, может быть, сколько уже даже по тем временам, когда вы это первый раз показывали.
И.БУРЕНКОВ
Конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА
Двойная ностальгия.
А.КАЧКАЕВА
Старые песни были очень… элегантно, очень аккуратно, очень тщательно сделаны.
Е.АФАНАСЬЕВА
И многослойно, Аня. Они сделаны многослойно, это как хороший детектив. Когда первый раз читаешь и замечаешь только интригу основную, а потом уже начинаешь видеть детали.
А.КАЧКАЕВА
Потому что потом их поставили на поток, все это развлечение и это было не так, а вот тогда прямо вот вязали узелочки. Это теперь… Хотя мы тогда тоже, я помню, в общем, ругались.
И.БУРЕНКОВ
Ругались. Сколько было критических моментов.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ругались. Сейчас мы прервемся на новости. Потом вернемся к разговору о телевизионном испытании Новым годом.

НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА
Итак это программа «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о Новом годе и тех длинных новогодних каникулах как о испытании для телевидения и о том, как меняется отношение российских телеканалов к празднованию разного рода праздников. Новый год как один из самых ярких праздников. В студии у меня Анна Качкаева, радио «Свобода» и Игорь Буренков, директор общественных связей первого канала. И как раз есть вопрос от Алексея из Москвы: «Уважаемый Игорь, президент руководства первого канала и Вы лично заявляли, что новогоднее обращение главы государства будет сопровождаться бегущей строкой, но ее не было. Почему?»
И.БУРЕНКОВ
Ну, здесь произошла техническая просто ситуация сложная, и мы давали строку, действительно сопровождали, но в режиме телетекста. Это было, в общем, такое решение нами принято, ну, просто в силу определенных обстоятельств. К сожалению, надо понимать, что подобная ситуация понятна и важна, но все-таки незначительной части аудитории. Мы ее безумно уважаем и всю нашу аудиторию, но надо понимать, что количество людей, которые с таким дефектом слуха существуют, все-таки не так велико. И здесь существует фактор просто, ну, разумного подхода. Раньше никогда и в режиме телетекста этого не было. Теперь телевизоры современные такую возможность имеют, и мы, в общем, объявили в своей рекламе, как это будет происходить. Такая возможность была. У кого такая возможность была, те, такие, конечно, возможность могли принимать.
А.КАЧКАЕВА
Игорь, ну, все-таки не телетекст. Были слова о бегущей строке. И я думаю, что это и вводило в заблуждение людей.
И.БУРЕНКОВ
Возможно. Ну, я согласен, здесь есть возможность, наверное, и технически у нас все-таки, там, не до конца это было четко выстроено и отлажено. Мы учтем на будущее. Примите извинения, к сожалению, кто ожидал этого, действительно этого не произошло, но в режиме телетекста это было.
Е.АФАНАСЬЕВА
Итак, мы остановились, первая часть нашей программы, в разговоре о том, как качественное зрелище меняется наше. И если еще лет 5 назад, особенно сразу вскоре после кризиса, который сильно подкосил финансовую базу телевидения, все праздники шли за счет старого советского кино. Оно заполняло все каналы по нескольку старых фильмов в день, и только за счет этого практически и конкурировали каналы, то сейчас у всех каналов появилась какая-то своя, ну, скажем, полка такая… Как бы это правильно назвать? Свой архив.
И.БУРЕНКОВ
Запасник.
А.КАЧКАЕВА

Е.АФАНАСЬЕВА
Запасник, который можно чередовать. Вот показали «Старые песни о главном». Показали подряд все концерты выпускные «Фабрики звезд», причем мы как раз вот перед тем, как начался эфир, обсуждали вместе с вами и с Алексеем Венедиктовым, что ощущение, что первая «Фабрика» была тысячу лет назад. Так быстро все меняется на современном телевидении. И говорим о том, что проекты, лучшие из праздничных проектов, это вещь многослойная. На этом мы прервались, как говорили, о новостях. Почему же, ну, вот, например, те же «Старые песни о главном», действительно, как показал после 5-летнего перерыва повтор, вещь очень многослойная. Ее интересно смотреть сейчас, находить какие-то подтексты, которые были не замечены при первом и втором показе. Почему сейчас таких зрелищ стало меньше или нам надо выждать еще 5 лет, чтобы понять, что мюзиклы, например, которые показывают сейчас, это тоже неплохо. Аня, как Вы считаете?
А.КАЧКАЕВА
Ну, во-первых, наверное, действительно, надо подождать и посмотреть, как мы посмотрим на то, что нам демонстрирует телевидение нынешнего, например, сезона. Хотя мне кажется, что последние пару лет это вполне проходные новогодние ночи, потому что еще раз хочу сказать, что «Старые песни» выглядят штучным продуктом. Или даже то, что делал когда-то Леня Парфенов с караоке. Это тоже была одна из его идей на НТВ.
Е.АФАНАСЬЕВА
Да, это - 95-й год, да.
А.КАЧКАЕВА
Я думаю, это тоже в какой-то мере сейчас бы смотрелось некоторым ретро, но все это было индивидуально и очень творчески по подходу. Сейчас я говорю, что телевидение включилось в такую гонку, что мне кажется, в этом очень технологичном, очень современном, очень ритмичном, очень зрелищном потоке трудно… и трудно требовать этой индивидуальности, особенности и каких-то вот неожиданностей к Новому году, потому что это действительно индустриальный поток. И, на самом деле, если говорить о кинопоказе во всем мире рождественских историй, все они, в общем, на один год. Они чрезвычайно среднего уровня. Славные, милые, все связаны одним сюжетом. Это семейные комедии, когда в последние дни декабря в семьях или между любимыми людьми что-то происходит, кто-то там встречается или, наоборот, что-то происходит с детьми. Самые большие деньги, кстати, и самые большие рекламные сборы делаются на детских рождественских сказках, чего у нас, кстати, тоже почему-то никак не рождается.
И.БУРЕНКОВ
... Из-за закона о рекламе. По простой вещи, ведь у нас детское зрелище, детское телевидение страдает из-за того, что просто…
А.КАЧКАЕВА
Ну, не, не, не, дело не в этом.
И.БУРЕНКОВ
Ну, как же? Нет, ну, в этом тоже есть проблема.
А.КАЧКАЕВА
Я думаю, что просто… проблема в том, что пока не складывается вот эта вот традиция…
И.БУРЕНКОВ
Ну, индустрии нет такой.
А.КАЧКАЕВА
…хорошей детской сказки, да. Хотя много очень мультиков было в эти праздники. Это правда.
И.БУРЕНКОВ
Да. Мы показали «Историю игрушек», например. Иностранного производства, но это серьезная большая работа. Мы показали «Шрека». Роскошная совершенно картина.
А.КАЧКАЕВА
Никто же не говорит, и естественно…
И.БУРЕНКОВ
Ну, просто сложности в том, что говорить о нашем производителе…
А.КАЧКАЕВА
ТНТ много мультфильмов показало, М1, много было.
И.БУРЕНКОВ
Но все же в основном… Да, были и наши старые российские, там, советские мультфильмы, все правда. Но нового производителя очень трудно найти. А вот возвращаясь, Лена, к тому вопросу по поводу старых советских лент, вот последнее время мы наблюдаем явное падение интереса аудитории к этому продукту.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, в общем, наверное, и хорошо, нельзя же жить только за счет старых советских лент.
И.БУРЕНКОВ
Это да. Абсолютно так, это так, но вот они все переместились…
Е.АФАНАСЬЕВА
У вас, кстати, еще один хит. Вы сделали «Красотку» фактически второй «Иронией судьбы».
И.БУРЕНКОВ
Да, это правда.
Е.АФАНАСЬЕВА
У вас каждый год под Новый год или первого, или накануне, или после она собирает очень большие рейтинги.
И.БУРЕНКОВ
Зрители это смотрят. Смотрят хорошо, это правда. Но здесь есть просто определенная тенденция. Я думаю, что рано или поздно и от «Красотки» устанут. Это естественный процесс.
А.КАЧКАЕВА
Нет, есть все-таки, Игорь, вещи, вот если мы скажем о кинохитах советских, да? Т.е. их там… Рождественских фильмов или таких новогодних, их за всю советскую историю, может быть, тоже было картин 20-30, да? Но мы помним 3-4. Это - «Ирония судьбы».
Это
«Карнавальная ночь».
Е.АФАНАСЬЕВА
«Чародеи».
А.КАЧКАЕВА
Это – «Старый Новый год» и «Чародеи». Не самый хороший, но тем не менее, там есть фразочки, музычка и т.д.
Е.АФАНАСЬЕВА
А кстати, сейчас очень много появилось новых…
А.КАЧКАЕВА
Я думаю, они останутся и в следующие 20 лет. А вот фильм, например, типа там, «Сирота казанская»…
Е.АФАНАСЬЕВА
Как раз «Сирота казанская» неплохо…
И.БУРЕНКОВ
Мы показали 2 января «Карнавальную ночь». И что? И показатели такие, в общем…
А.КАЧКАЕВА
Средние.
И.БУРЕНКОВ
Нет, они хорошие. Рейтинг по Москве 7 ровно, доля 25,4; по России – 8, 27,5. Хорошие показатели. Но это в зоне 12-10.
Е.АФАНАСЬЕВА
Так. Игорь, Игорь, давайте уже не будем так…
И.БУРЕНКОВ
Я просто хочу… Все равно это перемещается в более высокий временной слот, т.е. это уже нельзя, на этом построить вечерний прайм невозможно.
Е.АФАНАСЬЕВА
Так мы и не призываем.
А.КАЧКАЕВА
Я просто говорю о том, что меняется принцип.
И.БУРЕНКОВ
А пока создастся новая «Карнавальная ночь», Анечка, должно пройти время. Мы не можем…
Е.АФАНАСЬЕВА
Давайте поговорим о том, чего не хватало нашим зрителям в эти длинные новогодние эфиры. Я приглашаю вас присоединиться к разговору. 203-19-22. Мы готовы разговаривать с вами. Добрый вечер, вы в эфире. Алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Ну, что хочется сказать, это потрясающее было зрелище. Это была страшная ночь. Смотреть было совершенно нечего. Особенно на первом канале.
Е.АФАНАСЬЕВА
А чего Вам не хватало, Елена Николаевна? Давайте конкретно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Вы знаете, не хватает интеллигентности.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, вот Олег Меньшиков на НТВ, в общем…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
Ну, там вообще был какой-то цирк. Я смотрела повторно эту программу. Вот. Там очень много всякого надуманного. Понимаете…
Е.АФАНАСЬЕВА
Ой, к сожалению, сорвался звонок у нас Елены Николаевны. Извиняемся, мы не выключали, что-то сегодня со связью. Ну, вот понимаете, получается интересная история. Все сразу говорят, что смотреть нечего, а другие варианты зрелищ не приживаются.
И.БУРЕНКОВ
Подождите. Сейчас, Лена, нам еще скажут, что канал «Культура» самый любимый.
Е.АФАНАСЬЕВА
Там много, на пейджер очень много, кстати, сообщений о канале «Культура».
А.КАЧКАЕВА
А что же такая ирония-то, Игорь?
И.БУРЕНКОВ
А ирония, потому что никто никогда не может назвать по каналу «Культура» ни одну программу нормальную. Все говорят, что они его любят, а критикуют наш эфир в основном.
Е.АФАНАСЬЕВА
Сейчас я найду на пейджере, пока мы будем разговаривать. 203-19-22. Добрый вечер. Алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ОЛЬГА
Вы знаете, мне вот не хватает, например, таких чудесных фильмов Марка Захарова как «Обыкновенное чудо», как «Убить дракона», чтобы вот такие сказочные фильмы были, или чего-то подобного вот в этом роде, очень не хватает.
Е.АФАНАСЬЕВА
Это как заявка для производителей?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ОЛЬГА
Ну, может быть, не как заявка, а как пожелание вот чего-то такого сказочного и необыкновенного, потому что, ну, Сердючка здорово, но как бы уже надоело.
Е.АФАНАСЬЕВА
А Вы смотрели какой-то отдельный канал или как?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ОЛЬГА
Вы знаете, я не смотрела совсем ничего, потому что мы обходимся. Ну, я смотрела рекламные ролики, и после этого мы уже много лет телевизор просто ночью не включаем, потому что у меня сын играет и поет на гитаре, так что мы как-то сами развлекаемся. Но судя по рекламе, это было что-то опять такое навязчивое уже.
Е.АФАНАСЬЕВА
Спасибо за Ваше мнение. Вот, пожалуйста, такие точки зрения.
И.БУРЕНКОВ
Мне это напоминает заседание Союза писателей…
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, ладно, Игорь, если Вы телевизионщик, нельзя так.
И.БУРЕНКОВ
Потому что предметно же хотелось бы.
Е.АФАНАСЬЕВА
203-19-22. Алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Вы знаете, я вот хочу сказать, что вот Игорь все время говорит, что он очень уважает своих зрителей и про канал «Культура», что вот как бы все говорят, но никто не смотрит. Вы знаете, я вот смотрела концерт Венской филармонии и первого числа, и повторение.
Е.АФАНАСЬЕВА
Аня Качкаева два больших пальца показала.
А.КАЧКАЕВА
Да, это было потрясающее зрелище. Я с Вами согласна абсолютно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Первый канал, мне кажется, он не уважает своего зрителя. Но это вот мое такое мнение.
Е.АФАНАСЬЕВА
А в чем? Давайте, вот Игорь говорит не голословно надо, если можно, Вы конкретно, в чем первый канал, на Ваш взгляд, не уважает зрителя?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Я вам хочу сказать, в чем. Одни и те же лица. Одни и те же действующие персонажи. Галкин в миллионере, Галкин, там… ну, вы понимаете, про что я говорю.
Е.АФАНАСЬЕВА
Я могу только единственно сказать вместо Игоря, что, в общем, на втором канале те же самые лица, что и на первом. Единственно, они отличаются, что первый канал «Фабрику звезд» в эфир выпускает, а второй – «Народного артиста» добавляет к этой общей тусовке.
И.БУРЕНКОВ
Ну, наш проект немножко поуспешней, а тот…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Да, да. Вот то же самое, вот абсолютно то же самое. Один и тот же формат. Одни и те же лица. Это уже не интересно. Не надо всех считать вот такими примитивными и глупыми людьми.
И.БУРЕНКОВ
Да, не считает никто вас примитивными людьми.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Да, Вы знаете, это очень обидно.
И.БУРЕНКОВ
Да, не подумайте, тут никто же не пытается вас оскорбить при помощи нашего продукта. Дело в том, что просто количество аудитории, которой интересен концерт в Венской опере ничтожно мало. Вы поймите…
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Почему Вы так думаете? Но если все время показывать «Фабрику звезд».
Е.АФАНАСЬЕВА
Подождите, давайте тихонечко, тихо, тихо, тихо. Если можно, Вы разговаривайте без горячности.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА
Нет, ну, просто, если все время показывать «Фабрику звезд», то количество этой аудитории вообще будет ничтожно мало.…
Е.АФАНАСЬЕВА
Нет, просто Игорь хочет, насколько я понимаю, сказать, что есть цифры конкретные рейтинговых замеров… Ой, ну, что у нас сегодня со связью. Я приношу извинения нашим слушателям. Это просто что-то ужасное, срываются звонки.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА МАРИНА

А.КАЧКАЕВА
Я, кстати, хочу сказать слушателям, что концерт в Венской опере даже на канал «Культура» поставили днем, а не вечером.
И.БУРЕНКОВ
Конечно.
А.КАЧКАЕВА
Хотя это было потрясающее зрелище. Это удивительная способность… Хотя это очень дорогое удовольствие, очень непростое удовольствие, снимать музыку. И то, как делает это…
Е.АФАНАСЬЕВА
И при этом канал «Культура», это абсолютно канал, дотируемый… государством…
И.БУРЕНКОВ
Государством. Мы покажем обязательно во время рождественских вот праздников, сейчас они… должны вот сейчас быть. Просто я хочу сказать специально слушателям, которые интересуются классической музыкой, мы покажем концерт Хворостовского и Спивакова. Как раз конкретный… Рождество. У нас это есть.
А.КАЧКАЕВА
Вот, вот, вот. Я просто подумала, лишний раз… Дело в том, что традиция была на советском телевидении снимать в панорамах парков, дворцов, роскошных залах Эрмитажа и петербургских пригородах. И замечательная традиция балетного искусства, которая переносилась на экран…
Е.АФАНАСЬЕВА
Например, «Лебединое озеро»…
А.КАЧКАЕВА
Дело не в «Лебедином озере», дело в том, как замечательно современно венское телевидение… ну, не только венское, там было несколько компаний, участвующих в этом проекте, осовременивало, и подавало новым современным языком и формой, в том числе с помощью лазерных экранов, удивительным монтажом, крупными планами, картинками природы потрясающей венской. И все это в режиме все равно прямой трансляции, просто очень точно и красиво выполнено.
И.БУРЕНКОВ
Это здорово, это здорово, но это невозможно показывать в прайме на общероссийском канале.
А.КАЧКАЕВА
Я опять же, я ни на чем не настаиваю. Я просто рассказываю, что и такое телевидение, и такая традиция на телевидении российском и советском была…
И.БУРЕНКОВ
Это возможно. Так и должно быть. Нет, она была, но просто если есть деньги…
Е.АФАНАСЬЕВА
Просто хорошо, наверное, что есть канал «Культура», где зрители, которые недовольны первым и вторым каналом могут смотреть «Культуру». Кстати, Наталья как раз говорит, что удачный дебют был у Тамары Синявской в качестве ведущей на канале «Культура». Это к тому, что Игорь говорил, что голословно, никто ничего не может на «Культуре» назвать.
И.БУРЕНКОВ
Нет, нет, нет, аудитория «Эхо Москвы» наверняка смотрит канал «Культура», это я не сомневаюсь. Ну, только надо понимать, что это … чуть шире аудитория вообще у телевидения.
Е.АФАНАСЬЕВА
Давайте послушаем наших слушателей. 203-19-22. Добрый вечер, вы в эфире. Алло. Представьтесь, пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ ВЛАДИМИР
Владимир, Ульяновская область. У меня вопрос ведущим по первому каналу. Скажите, пожалуйста, почему программа «Новый день» идет так поздно? Такая интересная, увлекательная программа и в такое неудобное время.
Е.АФАНАСЬЕВА
Да, это вот как раз немножко не по теме, но это один из лучших продуктов первого канала.
И.БУРЕНКОВ
Можно ответить? Мы действительно первые начали показывать документальное кино и документальный канал «Новый день» на телевидении российском. И надо сказать, что он пользуется действительно очень большой популярностью, именно у продвинутой аудитории, у части аудитории, которая способна думать и интересоваться тем, что происходит в мире, в жизни. Мы стараемся этот слот расширить, и обязательно… Ну, если вы внимательно следите за программой, и будем это делать после Нового года. Мы специально на выходные дни будем показывать лучшие продукты, лучшие фильмы и передачи из этого цикла днем в выходные дни. Будем показывать повторы, а может быть, и премьерные программы там, такая потребность явно сейчас ощущается аудиторно. Она поддержана цифрами. Вы поймите нас, дорогие радиослушатели, мы вынуждены иногда делать иначе только лишь потому, что мы не можем себе позволить такую роскошь. Именно потому, что мы зарабатываем деньги от рекламы, у нас нет дотаций.
Е.АФАНАСЬЕВА
Один из выпусков «Телехранителя» мы уж давно хотели посвятить как раз программе «Новый день». Думаю, что уже в январе мы это сделаем, пригласим создателей этой программы.
И.БУРЕНКОВ
Конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА
На пейджер вопрос: «Простите, Елена, возникает ощущение, что кроме канала ОРТ, других в стране нет. Все-таки, слава Богу, появились еще и другие каналы. На СТС тоже были мюзиклы», - пишет Алла Феофановна. Единственно, хочу поправить, канал уже два года называется не ОРТ, а первый.
И.БУРЕНКОВ
Первый канал.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, в общем, мы пытаемся говорить о разных каналах, не только о первом. 203-19-22. Вы можете присоединиться к нашему разговору, пожалуйста. Добрый вечер. Алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Здравствуйте, Лена. Я москвичка, меня зовут Люся. Я хотела бы сказать вот насчет Нового года Вашему гостю. Все-таки удивительное неуважение к аудитории «Эхо Москвы». Значит, получается у нас такая история. Если эту чуму, которую они запускают нам каждые выходные, не смотрит аудитория «Эхо Москвы»…
Е.АФАНАСЬЕВА
А, подождите, давайте конкретнее, что чума? Я очень прошу Вас говорить конкретно. Не просто оскорблять гостей, а конкретно, что чума?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Вот то, что они показывают, дикое кривляние, невероятное…
Е.АФАНАСЬЕВА
Нет, назовите передачу. Люся, назовите, пожалуйста, какая передача… Канал показывает 24 часа вещания. Какая именно передача с кривлянием? Что именно из вещания первого канала Вам кажется кривлянием? Давайте конкретно.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Но вот вы говорили про новогодние передачи?
Е.АФАНАСЬЕВА
Значит, Вы считаете кривлянием новогодние выпуски?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Потому что вот это… Знаете, мне не хочется жестких слов употреблять, помягче хочется, потому что вот то, что они нам и показывают все время. Они же не только в новогодние ночи это гонят, да? Вы попробуйте у того же Галкина выключить звук и посмотреть на него. Ну, это ужас.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, Вы знаете, очень разное отношение к Максиму Галкину.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Подождите. Ну, разное, я все понимаю, разное, но для нас, вот для аудитории…
Е.АФАНАСЬЕВА
Подождите, Люся, ну, вот есть канал «Культура». Вы готовы на него переключиться? Почему Вы не смотрите его тогда?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮСЯ
Лена, можно я задам вопрос? Почему первый канал не желает делать передачи для аудитории «Эхо Москвы» и…
И.БУРЕНКОВ
Да, мы делаем такие продукты.
Е.АФАНАСЬЕВА
Риторический вопрос. Я хочу его не Игорю задать, а Ане. Аня, как Вы считаете, можно ответить на такой вот вопрос слушательницы?
А.КАЧКАЕВА
Я всегда в этом случае говорю, вот лучше, если наши слушатели не будут говорить «мы», аудитория «Эхо Москвы», а будут говорить «я, Люся». И мне конкретно первый канал страшно не нравится. Допускаю, это правда… Но сейчас есть возможность выбрать, в том числе и для аудитории «Эхо Москвы» программу себе по вкусу. Для этого есть канал «Культура», на первом канале, кстати, есть вот этот самый замечательный проект «Новый день», который в Новый год, конечно, не показывали и, наверное, возможна какая-то трансформация документального вещания в новогодние праздники, может быть. Но в дневном эфире почти всех каналов в эти праздники, я видела, было много очень любопытных документальных проектов. От первого до НТВ. Не в ночь, безусловно. Другое дело, что я понимаю Люсю в том смысле, что есть усталость от мельтешения одинаковости. Это правда. Лиц набор, если мы их будем перечислять, они укладываются, ну, я не знаю, в 50 человек. Не более того. И на самом деле, господин Галкин на этом фоне часто выглядит человеком с очень хорошим качеством юмора, человеком, работающим в хорошей такой современной манере и его концерты смотреть совсем не скучно.
И.БУРЕНКОВ
Ну, честно говоря, это совершенно не пошлое зрелище.
А.КАЧКАЕВА
Поэтому я все только вот весь этот час говорю о том, что мне кажется, пробуксовывает в принципе подход к новогоднему телевидению…
И.БУРЕНКОВ
Аня, Вы хотите расширения рамок, расширение рамок, которое креативно будут…
А.КАЧКАЕВА
Я говорю о расширении рамок и еще об одном, о чем я не могу сказать. Мы весь час говорим о новогоднем телевидении. Ей Богу, для меня как для человека, не только гражданина России, но для человека, который живет в мире, чрезвычайно не хватало сочувствия нашего телевидения тому, что происходит в мире. Я видела все, что происходило на других каналах других стран. Ей Богу, главные… заголовки, большие программы, реакции, сочувствие, вот это вот умение все-таки даже в праздник понимать, что в мире творится трагедия чудовищная, которую трудно сопоставить вообще с чем-нибудь еще…
И.БУРЕНКОВ
Ну, Вы говорите о цунами сейчас, которое в Юго-Восточной Азии…
А.КАЧКАЕВА
Ну, безусловно, я думаю, что все наши…
И.БУРЕНКОВ
Но выпуски новостей у нас, вообще, освещали всю эту ситуацию, давали…
А.КАЧКАЕВА
Выпуски новостей освещали, освещали, и тем не менее…
Е.АФАНАСЬЕВА
Аня, а что Вы имеете ввиду? Вы считаете, извини Игорь, что надо было перекроить сетку вещания как-то?
А.КАЧКАЕВА
Нет, но мне так кажется, опять же, абсолютно мое мнение, но у меня есть ощущение, что как-то уж очень… вот как сейчас нам в новостях прочитали, народ побежал, несмотря на штормовое предупреждение, смотреть на волны в Питере, вот так же в новостях я видела наших… моих сограждан, которые говорили, приехавшие из Сибири: «Ой, ну, тут-то повеселей, чем в нашей Сибири, где 36 градусов мороза!» Ну, это понятно, повеселее, но стоять на фоне многотысячной могилы. Это вот по-моему какое-то все-таки нравственное недоощущение.
И.БУРЕНКОВ
Когда наши граждане, туда приехавшие, начнут разбирать завалы там, будет все иначе. Телевидение станет другим. Это сообщающиеся сосуды.
А.КАЧКАЕВА
Я не знаю, телевидение очень многое может в этом смысле…
И.БУРЕНКОВ
Может.
Е.АФАНАСЬЕВА
У нас осталось очень мало времени, к сожалению, мы эту тему затронули уже на исходе программы. Я Игоря прошу очень быстро ответить на вопрос Андрея: «Почему и кто придумал заставки с танцующими индийскими артистами и национальным колоритом? Какое отношение они имеют к Деду Морозу трех компаний?»
И.БУРЕНКОВ
Ну, мы придумали эту историю. Это, собственно, придумал наш художник главный, значит, Дмитрий Ликин. Это была такая идея праздничная, казалась нам очень симпатичной, неожиданной. И это просто ничего в себе не несущая история, которая должна развлечь, вот, как нам казалось, аудиторию перед довольно скучной рекламой.
Е.АФАНАСЬЕВА
Виктор из Новомосковска спрашивает, почему не подвели итоги 2004 года на первой кнопке?
И.БУРЕНКОВ
А мы их подведем обязательно вместе с «Коммерсантом». У нас будет такая программа. Так что смотрите внимательно, увидите все итоги.
А.КАЧКАЕВА
Вот сегодня, по-моему, «Время».
Е.АФАНАСЬЕВА
Сегодня в программе «Время».
И.БУРЕНКОВ
Да, но это будет специально такая передача у нас.
Е.АФАНАСЬЕВА
Хорошо. Давайте примем последний самый звонок. 203-19-22. Добрый вечер, Вы в эфире. Алло.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА КАЛЕРИЯ
И у меня конкретное предложение. Я не буду хаять первый канал…
И.БУРЕНКОВ
Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА КАЛЕРИЯ
Потому что все каналы одинаковы, кроме «Культуры». Ну. вот, Новый год. Это люди садятся за стол, и мы давно не пели за столом. Есть прекрасная романсовая передача на том же «Эхе Москвы». Ну, почему не сделать душевную романсовую или народные песни…
Е.АФАНАСЬЕВА
Калерия, понимаете, наверное, такая передача все-таки для канала «Культура», который может себе позволить небольшую аудиторию.
А.КАЧКАЕВА
Да, неправда, «В нашу гавань»… Пели, пели, пели. Это вопрос о том, о чем я говорила. Все-таки самая востребованная возможность петь вместе за столом.
И.БУРЕНКОВ
Будем искать, будем находить формы новые.
Е.АФАНАСЬЕВА
Ну, что же, я думаю, что продюсеры и руководители каналов к следующему году будут об этом думать, тем более, что финансы сейчас позволяют экспериментировать. Это была программа «Телехранитель». А в студии Елена Афанасьева была, моя коллега Анна Качкаева с радио «Свобода», директор общественных связей первого канала Игорь Буренков. Мы подводили итоги таких длиннющих праздников, которые на следующей неделе закончатся Старым Новым годом, который также отметят все каналы и, наверное, все-таки перейдут в режим реального времени. Всего доброго, до свидания, до следующего воскресенья!