Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

10 февраля 2008: Почему нам интересны 70-е. Гости - Александр Баранов, Александр Мохов

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/58571/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах и программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сериалы стали давно уже наиболее интересными, таким, я бы сказала связеобразующим элементом телевидения. Но интерес к темам этих сериалов как-то тоже возникает волнами. То все снимают про ментов и бандитов, то все снимают еще про что-то. Сейчас новая волна интереса – к нашему недавнему прошлому. Появились сериалы про то, как мы жили лет 20-30 назад – 70-е, начало 80-х стали наиболее интересной для телезрителей темой. Собирают эти телесериалы наибольшее количество зрителей у экранов. Почему это происходит, мы сегодня решили поговорить с создателями одного из таких сериалов – сериала «Громовы», который сейчас идет в эфире. На этой неделе, как я понимаю, будут заключительные серии на Первом канале. В гостях у меня сегодня режиссер этого сериала Александр Баранов. Добрый день, Александр.

А.БАРАНОВ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: И актер, исполнитель одной из ролей, Александр Мохов. Добрый день, Александр. Два Александра. Как мне вас сегодня различать? Вот об этом мы и поговорим. Для вас, уважаемые слушатели, как обычно наш смс-номер - +7 985 970 45 45. Пожалуйста, ваши реплики, ваши вопросы и ваши мнения, почему сейчас так интересны сериалы про наше детство, юность – для кого что в это время пришлось, зрелость, может быть, а также ваши высказывания и мнения по поводу сериала «Громовы». Александр, это сериал, как говорят телевизионщики, уже второй сезон, - правильно называется? Сначала вы сняли первый пакет серий – он шел на канале «Россия», если я не ошибаюсь, с большим успехом. А сейчас повторили на Первом первый сезон и показали второй. Второй сезон был вызван чем? Тем, что история не закончилась? Или все-таки тем, что ее так хорошо смотрели, и стало понятно, что продолжение возможно?

А.БАРАНОВ: Да нет, этот сериал сразу задумывался как трилогия. Это история семьи, растянутая во времени, но так как начинали мы с маленьких героев, понятно, что она не может уместиться лет в 20. Это сразу предполагалось, что первый блок – это тот возраст, в котором мы сейчас их видим, второй блок – это 90-е годы, и третий блок – это 2000-е годы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Значит, сейчас у нас пока первый блок?

А.БАРАНОВ: Пока первый блок из 24 серий. Будут еще 90-е годы, если он будет (это как скажут продюсеры). И третий блок – 2000-е годы. Ну, мы хотели довести до нашего времени эту семью и через нее показать историю страны.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это такая семейная сага – что происходит с семьей в то время, которое мы все с вами переживали и переживаем, да?

А.БАРАНОВ: Да, именно так. И поэтому это не тот случай, когда успешный, допустим, первый сезон, и тут же придумывается второй. Нет, он сразу был написано как трилогия – большим.

Е.АФАНАСЬЕВА: А почему тогда бывают такие семейные саги – некоторые из них берут начало во времена чуть ли не революционные и постреволюционные, прослеживается история семьи, некоторые бывают с послевоенных времен, - почему ваша сага начинается именно в 70-е?

А.БАРАНОВ: А именно из-за героев. Потому что мы хотели, чтобы в 2000-м году им было лет по 30, 40, не больше. Это те самые люди, которые больше всего действуют в наше время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Поколения, которое у руля.

А.БАРАНОВ: Да. Ну вот они родились, соответственно, в 60-70-е годы, даже раньше чуть-чуть. А в 80-е им уже было по 10-15 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Поэтому и появилась эта семья, в которой дети Громовы, которые на рубеже 80-х ходят в школу…

А.БАРАНОВ: Да, была просто идея семьи, а уже отсюда мы начинали плясать, как от печки. Семья. Возраст определили, и тут же появилось время, когда это все происходит. Специально такой мысли, что мы покажем то время, не было. Это было уже вынужденно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот сразу реплики, которые сразу начали сыпаться на смс. Одна реплика, Сергей: «Замечательный сериал!», а другая реплика звучит – «Вы создали карикатуру на Советский Союз. Михаил». Видите, какие разные мнения.

А.БАРАНОВ: Это безусловно. Потому что все же жили в одной стране, но у каждого была своя жизнь – один видел такую жизнь, другой другую. Это много жизней, и наше общество состояло из многих слоев. И я думаю, мы показали слои, который раньше никто и не показывал, как мне кажется. И конечно, кто-то узнает себя, а кто-то говорит – «Это бред собачий, никогда этого не было». И тот и другой прав. Слушатели абсолютно правы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Александр Баранов – режиссер сериала «Громовы». А у меня вопрос к Александру Мохову. Александр, а вы себя в 70-е хорошо помните? Вы что делали в то время, в районе 80-х? в реальной жизни вы что делали?

А.МОХОВ: Я в это время школу заканчивал.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас это время как у человека осталось с каким ощущением? С таким же, как сейчас восстановили в сериале, или ваш рубеж 90-х для вас, мальчика, был совсем другим?

А.МОХОВ: Я скажу так – конец 70-х, как это ни странно, был еще более жизнерадостным, чем пишет тот товарищ, который прислал смску, что это карикатура. Нет. Понимаете, мы же все в разном возрасте встречали то или иное время. И недаром у всех, да и у меня в какой-то степени есть маленькая ностальгия по чему? Не по времени, а по тем чувствам и эмоциям, которые были в конкретное время у меня в конкретном возрасте. Мне тогда было лет 17-18, и я тогда вступал в новую жизнь после школы. Для меня это был самый расцвет эмоций, чувств, влюбленности. Поэтому я помню это только как светлое время. И, к счастью, я тогда, как и сейчас, политикой не увлекался, поэтому у меня только хорошие впечатления об этом времени – конце 70-х начале 80-х.

А.БАРАНОВ: Кстати, у меня тоже…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, я хотела спросить – а у вас, Александр?

А.БАРАНОВ: Поэтому не было никакой цели обгадить то время. Я очень люблю и хорошо отношусь к тому времени, и все об этом знают. И на самом деле, меня удивляет, когда претензии предъявляют, что я хотел обгадить советскую власть. Да ни в коем случае. Там нету ни одного плохого героя. В 24 сериях ни одного.

А.МОХОВ: Саш, извини, я перебью. Дело в том, что очень странно – люди если смотрят, что действие происходит в то или иное время, они ищут в этом стопроцентную, документальную схожесть. Это неправильно! Это художественный фильм. Значит, как минимум, режиссер имеет право на художественный образ. А он подразумевает, извините, шаг влево шаг право в зависимости от фантазии режиссера. Вопрос в другом – если это психологически, нравственно цепляет людей, значит, все сложилось. А создать стопроцентную атмосферу – никто не ставил такой задачи. Пускай люди берут и смотрят документальные фильмы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хотя узнаваема у вас каждая деталь там, каждый советский рубль, стоимость в копеечках.

А.МОХОВ: Ну, вот когда молоко привозили в цистернах, я не играл в этой сцене, но когда увидел, как разливали… помните, привозили в этих цистернах – «Молок», «Квас», и мне так хотелось побежать с кружкой и налить или с бидончиком. Это есть.

А.БАРАНОВ: Вот если бы у меня спросили, описывает ли эта картина то время адекватно? Конечно, нет. Жизнь разная. Это – один из слоев жизни. Жизнь в то время была намного богаче и разностороннее. Это история одной семьи. Она могла быть вот такая. Но ни в коем случае картина наша не объемлет того времени.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что это Александр Баранов – режиссер сериала «Громовы». В гостях у нас также Александр Мохов – актер, играющий одну из ролей в этом сериале. Говорим мы о том, почему 70-е и 80-е так интересны сейчас нашему телевидению, нашим сериалам. Вопросов много. Алекс спрашивает – «Откуда взяли няню, которая играет роль сестры пацанов?» Но, наверно, няню-актрису. А я как раз хотела сказать, что Глафира Тарханова только что стала мамой. Да? с чем ее и поздравляем. Вряд ли она нас слышит, но наверное передадут. Совершенно замечательный образ, совершенно замечательная актриса. Где же вы ее нашли?

А.БАРАНОВ: Пришла, и мы ее взяли. Пришла на кастинг, и тут же мы сказали – «Да, это она».

Е.АФАНАСЬЕВА: А где находили детей семьи Громовых? Потому что с детьми всегда, наверное, работать, может, даже сложнее, чем со взрослыми, и с детьми играть в кадре труднее. Где нашли эту семью, состоящую из младшего поколения? Как подбирали детей?

А.БАРАНОВ: Да всех по-разному. Довольно долго искали. Потому что первый кастинг был у нас для первого сезона. А герои те же самые почти что остались. Два месяца шел. И в конце концов как-то они подобрались – методом проб, ошибок. В течение месяца только снимали всех на пленку, проверяли – могут, не могут. И вот как-то неожиданно группа детей сформировалась…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, замечательный мальчик, который Савву играет, он откуда?

А.БАРАНОВ: Он из-под Рязани из деревни.

Е.АФАНАСЬЕВА: О. То есть даже не московские?

А.БАРАНОВ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из деревни?

А.БАРАНОВ: Да. Была многодетная семья. Девять человек их, по-моему, в семье.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ого.

А.БАРАНОВ: Да, и он там не самый старший и не самый младший.

Е.АФАНАСЬЕВА: А откуда же мальчик из-под Рязани на кастинг попал, интересно?

А.БАРАНОВ: Это был у меня знакомый такой, он сказал – «Посмотри мальчика». А у нас оставалось три дня до конца кастинга. Я говорю «Так не бывает». Думаю, посмотрю мальчика и скажу «Спасибо». Ну, привели, я посмотрел. А он пришел еще с братом младшим – оба маленькие. Но что-то было в них интересное. И мы вызвали их на кинопробы. А там он сильно зажался и ничего не смог сделать. И тут же продюсеры говорят – «Кого ты взял? Иди и вызывай другого, делай пробы с другим». На вторых пробах я долго думал и снял его опять. Продюсерам показал – они говорят «Ну вот видишь, нашел же. Смог найти хорошего актера! А что ж ты до этого показывал?» Хотя это тот же самый был мальчик.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александру Мохову вопрос. Скажите, я вот просто слышала, что говорят актеры, что нельзя переиграть животных и детей, это очень сложно. Каково профессиональным актерам работать в кадре с детьми?

А.МОХОВ: Зачем их переигрывать? Нужно им подыграть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но тяжелее, чем с профессионалами обычными, с детьми работать?

А.МОХОВ: Ну конечно. Это же сама природа. Дети, животные – это сама природа. Они настолько органичны. Мы-то пытаемся что-то изображать в силу своих способностей, а они такие, какие они есть. Вы посмотрите на эти детских глаза в фильме. Как, я забыл, маленького мальчишку зовут? Совсем маленького, светленького, нашего героя?

А.БАРАНОВ: Никита.

А.МОХОВ: Никита. Ну вот он стоит, смотрит, и за ним вся судьба страны. Ну на самом деле так. Или это я фантазирую.

Е.АФАНАСЬЕВА: Или это так Александр смонтировал?

А.МОХОВ: Не в этом дело. Можно смонтировать. Но его глаза же не смонтируешь. Вот я думаю – какую задачу нужно ставить режиссеру маленькому мальчику? Объяснять долго? Нет. Вот они либо есть, такие глаза, либо нет.

А.БАРАНОВ: Нет, ну бывают такие дети, которые плохо играют. Зря мы думаем, что все дети хорошо играют. Это тоже неправда.

А.МОХОВ: Но это тоже талант, конечно, у мальчика.

А.БАРАНОВ: Есть способность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но раньше, в те времена, о которых вы снимаете, было детское кино, была система работы с детьми, были замечательные режиссеры, которые умели снимать детское кино. Сейчас это практически полностью потеряно. И дети играют только во взрослых фильмах, сериалах детские роли, где они нарочито дети, просто дети героев. И редко когда они становятся главными, тем более героями, через которых идет вот эта судьба. Поэтому, наверное, какая-то бОльшая ответственность, бОльшая нагрузка. Вы как с ними работали? Вы им объясняли, готовили? Или просто говорили – «Пойди и скажи что-нибудь». Как вот эти глаза маленьких детей получались такими, какими получались?

А.БАРАНОВ: Тут в каждом отдельном случае по-разному. Это от задачи зависело – что надо снимать и, соответственно, о чем говорить тогда. Главное – чтобы они были готовы войти в кадр и пожить той жизнью, которую мы им предлагаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: А им интересно?

А.БАРАНОВ: Интересно, конечно. Для них это игра.

Е.АФАНАСЬЕВА: Они не помнят этого времени. Для них эти денежки совсем не такие, как сейчас. И одежда непонятная. И галстук пионерский – неизвестно что такое. Для это была игра или что?

А.БАРАНОВ: Я думаю, что игра. Игра, в которую они играли, но они и проживали это время. Конечно, безусловно, это игра для них была.

Е.АФАНАСЬЕВА: Какие вопросы они задавали? Вот что им было непонятно про 70-е?

А.БАРАНОВ: Сейчас не вспомню, но вопросов было много. Да на самом деле, им все непонятно. Их все удивляло. Галстук – само собой. Тем более красный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, зачем это? Хорошо. Тут, кстати, был вопрос – почему поменяли маленького героя? То есть у вас в первом блоке был другой исполнитель роли младшего брата?

А.БАРАНОВ: Да, ему было 5 лет. Прошло два года, и он сильно вырос. Он почти что перерос Савку, чего быть не могло. И нашли мальчика 6-летнего, но я думаю, он сыграл не хуже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да замечательно справился с ролью. «Будет ли издана книга «Громовы»?» – спрашивает Саша из Перми.

А.БАРАНОВ: А она давно издана. По первой части, по первым 12 сериям книга есть. Она где-то даже продавалась.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей из Дрездена пишет: «Почему был такой большой промежуток между первым и вторым фильмами? Некоторые моменты вспоминали с трудом». Андрей, первый фильм повторили, прежде чем начали второй показывать. Сколько разница была между работой над двумя частями?

А.БАРАНОВ: Разница год была, но от выхода до выхода получилось два. Мы сняли и через год начали новый сезон.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александру Мохову вопрос от Антона из Иркутска: «В «Двух судьбах» вы прошли карьеру партийного деятеля – были ли вы членом партии в реальности?» Признавайтесь, Александр.

А.МОХОВ: Скажу честно – в силу возраста почему-то хотел. Видимо, не понимал всей этой ценности. Но когда я позвонил маме и сказал «Мама, все, меня принимают в партию!», я думал, она мне скажет – «Я тебя поздравляю», а она сказала «Саш, ну твое, конечно, дело. Подумай». Хотя у меня был зеленый коридор. И я как-то задумался первый раз, может быть, всерьез над этой темой и не вступил. Хотя был секретарем…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну это, наверное, уже перестройка была?

А.МОХОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: В советское время не подумали бы.

А.МОХОВ: Да, я был секретарем комсомольской организации театра. Было такое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Алексей пишет: «Советское время было самым счастливым в моей жизни, в отличие от бандитского времени этого». Вот такие вот реплики.

А.БАРАНОВ: Я абсолютно понимаю Алексея. Он по-своему абсолютно прав.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Замечательное кино, потрясающие актеры. Пожалуйста, расскажите об актере, сыгравшем роль игрока Толяна».

А.БАРАНОВ: Это Игорь Савочкин. На мой взгляд, потрясающий актер. Он еще не сделал того, что может сделать. Он до меня снимался в эпизодах. Он был в «Ночном дозоре», в разных эпизодах снимался. И тут вот большая роль – в первых «Громовых», насколько я знаю. И он, по-моему, сыграл ее просто с блеском. Надеюсь, что у него будет большое будущее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, тут следующий еще вопрос – «Появится ли он еще в фильме?»

А.БАРАНОВ: В фильме появится, но в третьем блоке, уже когда перестройка начнется.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, когда уже можно будет таких людей возвращать.

А.БАРАНОВ: Это уже будет его судьба, когда он выплывет наверх.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александра из Москвы пишет: «Фильм «Громовы» очень пронзительный. Я сама из того детства. Хотела бы, чтобы этот фильм номинировали. Не знаю, на что». Ну, наверное, на «Тэфи» или на «Орла», как это называется… да?

А.БАРАНОВ: На «Золотого Орла»? мне это не особо нужно. Если нужно продюсерам, ради бога, а я очень равнодушен ко всем номинациям.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот видите, наша слушательница тоже пишет – «Я родом из того детства». Все-таки абсолютно правильно вы сказали, что нынешнее поколение, которое вот сейчас вершит судьбами страны - и политики, и крупнейшие бизнесмены, - это все люди в районе где-то 45, плюс-минус 5-7 лет, да? То есть это именно те люди, которые из того детства. И вот поэтому, наверное, со стороны им на то детство посмотреть так интересно. А как вам кажется, люди, которые в то время были уже более зрелыми, они сейчас что смотрят? Ведь может, не было такой ностальгии, таких розовых очков у тех, кто не был подростком, не заканчивал, как Александр, школу, не интересовался политикой? Они что в этом фильме больше видят? Александр Мохов, вы как думаете?

А.МОХОВ: Я думаю, как ни странно, что люди, которые были зрелыми в то время, они как раз смотрят это. Потому что здесь, прежде всего – о чем говорил Александр, - здесь история даже не времени и не страны, а семьи, то есть взаимоотношений. Нормальный зритель – зрелый, думающий, сопереживающий – соскучился по таким человеческим историям. Извините за слово – щемящим взаимоотношениям. Когда смотришь в глаза этих детей, Глафиры, у них какая-то тоска, вот это вот «умом Россию не понять». Ты смотришь – и вот боль за всю страну. Эта модель этой семьи – это модель той страны: была вроде и радость, и безысходность, и одиночество, и какая-то надежда непонятная. Это не было выражение времени. Вот за этим зрителю всегда интересно наблюдать – за взаимоотношениями, мне кажется. И поэтому люди смотрят. А не потому что режиссер или кто-то пытался воссоздать ту эпоху. Мне кажется, не это главное в этом сериале.

Е.АФАНАСЬЕВА: А история любви, предательства?

А.МОХОВ: Конечно, только это. Всегда это интересно. И это самое трудное, как ни странно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что в гостях в программе «Телехранитель» два Александра – это режиссер сериала «Громовы» Александр Баранов и Александр Мохов – актер, исполнитель одной из ролей. Мы вернемся после новостей.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня вместе с создателями телесериала «Громовы». В гостях у меня Александр Баранов – режиссер этого сериала, и Александр Мохов – актер, исполнитель одной из ролей. Говорим мы о том, почему нашему телевидению так интересно наше недавнее прошлое. Вопросов много. Еще раз напоминаю наш смс-номер - +7 985 970 45 45 – пожалуйста, ваши вопросы двум Александрам, ваши реплики по поводу этого сериала и вообще по поводу того, как телевидение анализирует наше недавнее прошлое или просто вспоминает и ностальгирует. Также вы можете звонить нам в прямой эфир по телефону, московский номер – 363 36 59, и можете задать моим сегодняшним гостям вопросы сами. «Очень нравится фильм, - пишет Максим из Абаканы, - все Громовы играют отлично. А Насте-то хоть повезет?»

А.БАРАНОВ: Всем повезет, всем. Не только Насте.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Александр Серегин спрашивает: «Куда предложить предметы для третьей части фильма? Есть все!» Вот как раз я хотела спросить о предметном мире фильма. Вроде кажется, что все всё помнят и всё у всех есть, но насколько я знаю, очень часто съемочные группы, даже начиная снимать какие-нибудь 90-е годы, и то сталкиваются с тем, что очень быстро уходит вот эта бытовая эпоха. Она стремительно сейчас меняется. Как вы воссоздавали? Откуда-то брали все-все-все детали антуража, быта и все, чем пользуются ваши герои?

А.БАРАНОВ: Да, это правда. 70-е годы, 80-е и 90-е – почти ничего от этого не осталось. Блошиные рынки, объявления по радио в тех местах, где снимали, чтобы все всё несли. Так собирали предметный мир - с миру по нитке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так куда Александру, который хочет предложить, обращаться?

А.БАРАНОВ: Надо обменяться координатами. С удовольствием. Это большая находка будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр, пожалуйста, еще раз пришлите смс с вашими координатами, и мы передадим режиссеру фильма. 363 36 59. Возьмите, пожалуйста, наушники. Мы будем принимать вопросы и от наших слушателей по телефону. Добрый вечер. Алло.

Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Андрей, я из Москвы. В первую очередь, я хочу сказать, что фильм мне понравился. Эпоха, я считаю, там отражена хорошо. И я благодарен режиссеру за этот фильм. Но мне вот только непонятно, почему он сейчас открещивается от своих же представлений? Вот звонил человек и сказал, что я живу сейчас в бандитском государстве, тогда оно не было бандитским, - он с ним согласился, сказал, что ну, он имеет право так думать. Но мне кажется, надо было возразить все-таки. Потому что из фильма даже ясно, что бандиты, которые изменились, были и тогда. Мне кажется, что не стоит. И так спасибо большое.

А.БАРАНОВ: Спасибо и вам. Ну почему я должен возражать человеку, который высказал свое мнение? Это его мнение. Он имеет на него полное право. Я не открещиваюсь от картины. Я просто говорю – тот мир, который создан в картине, и это даже не мой мир – я жил в другом мире, в то же время, но в другом мире. Как это ни странно, в то время было много миров, и не всегда они соприкасались. Это одна из частей того мира. И поэтому я всегда против того, чтобы говорили, что только по этому фильму можно судить о времени. Это не так. Это одна из частей того мира.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте, я из Зеленограда, меня звать Любовь Викторовна. Вот вы знаете, фильм мне очень понравился, и с удовольствием его смотрю, но так много горя на одну семью… даже по теории вероятности, мне кажется, такого нагнетения… очень тяжело смотреть. Вот прям включаю – там же еще радом фильм, за ним фильм – там отдыхаю, а здесь ну просто вот…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но смотрите, да?

Слушатель: Я смотрю. Но нельзя ли облегчить жизнь этой семьи несчастной?

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос.

А.БАРАНОВ: Ну, если вы заметили, вторая часть облегчена…

Е.АФАНАСЬЕВА: Уже не так страшно. Там нет так много трагедий. Но с другой-то стороны, когда вы смотрите другие сериалы, вы же спокойно относитесь, когда там убивают по тысяче человек. А тут умер один – и у вас трагедия. Дело не в том, что много навешано туда трагедий. Это ваше отношение к ним.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в том, что вы заставили этого одного погубить зрителей.

А.БАРАНОВ: Да, вы сопереживаете героям. И это хорошо. Не надо этого стесняться. И бояться этого не надо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Опять пишет Андрей из Дрездена. У нас просто с ним уже переписка завязалась. «Сложно ли было снимать в современной Москве? Заметно, что кое-где прятали низы улиц».

А.БАРАНОВ: Да, конечно. Очень сложно. Поэтому и прятали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему низы? Мне кажется, что реклама как раз где-то наверху лезет в кадр, нет?

А.БАРАНОВ: Внизу машины.

Е.АФАНАСЬЕВА: И их перекрыть невозможно, и с парковок тоже убрать.

А.БАРАНОВ: Ну попробуйте перекрыть в Москве какую-то улицу. Это невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но зато я хотела про другое спросить. Когда снимаете в каких-то небольших местах, там сильно приходится декорировать? Или там жизнь такая же, как была в 70-е, и ничего не меняется?

А.БАРАНОВ: Обычно мы не декорируем почти. Мы выбираем объекты, которые прямо оттуда, с того времени. Хотя машины – та же проблема в провинции. Четыре улицы оцепляем, чтоб не дай бог не залетела ни газель, ни Мерседес в кадр…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть бытовая обстановка, где живут герои Александра Мохова, герои Громовы все, это вы делали декорации или это чьи-то реальны места обитания? Я почему спрашиваю – у меня некоторое время назад были создатели сериала «Ликвидация», и я спрашивала у Сергея Урсуляка, и они мне вдруг рассказывают, что они снимали 46-й год в современной Одессе, и там сейчас люди живут вот в этих же комнатках, так и живут, как ничего, в общем, и не поменялось. У вас как?

А.БАРАНОВ: Точно так же было – выбрали дом и снимали этот дом, который до сих пор существует. Он считался хорошим. Это был музей этого города, а раньше это был купеческий дом. Просто прошло 150 лет, и вот он в таком состоянии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Все 150 лет не ремонтировали, наверное. Давайте еще звоночек примем – 363 36 59. Добрый вечер. Алло.

Слушатель: Алло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут? Откуда вы?

Слушатель: Меня зовут Евгений. Я из Москвы. Я в прошлом актер, и мне довелось сниматься у Александра Баранова в одном фильме, я не буду уточнять. Простоя хочу сказать, что он действительно удивительный режиссер, он очень настоящий человек, по-моему. И я ему желаю всего-всего наилучшего, и очень радостно, что теперь его картины имеют такое звучание.

А.БАРАНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Василий, я из Москвы. А можно мне пару слов о режиссерах сказать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы в эфире, пожалуйста.

Слушатель: Отлично. Вы знаете, я, к сожалению, вашего имени не запомнил.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр Баранов, режиссер сериала «Громовы».

Слушатель: Да, прекрасно. Но, Александр, вы знаете, ваш фильм, на мой взгляд, это неуважение к умственным способностям масс, на мой взгляд.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему?

Слушатель: Я даже не знаю, люди, например, все эти бабушки любят сочувствовать этому горю. У меня жена обожает смотреть, и я не могу выключить, потому что не могу заснуть в это время, а она смотрит…

Е.АФАНАСЬЕВА: Обидел вас Александр Баранов – жена не дает вам заснуть, да?

Слушатель: Нет, я смотрю этот фильм. Но настолько он несовершенен в плане искусства. Я, к сожалению, не могу собраться с мыслями, потому что я за рулем. Но ужасно, что такие фильмы у нас показывают. До свидания, всего хорошего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Странный звонок. Будете отвечать?

А.БАРАНОВ: А что тут ответишь? Ну, человеку не нравится… лишь бы они с женой не ссорились.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это да, это важно. Тут еще реплика: «Мне 22, мамина молодость – 70-е, мы в восторге. Чудесный кинороман. Ждем продолжения до наших дней. Савка – маленький гений». «Народ скучает по государственному детсаду, - пишет Владимир. – Ребята, образ бедного, но романтичного художника скучен, но фильм у экрана держит. Саша, Оренбург». А, вот прислал Александр – у него музей позабытых вещей. Я вам передам номер его телефона. «Расскажите о брате Саши – правда, он в жизни боксер?»

А.БАРАНОВ: Да, он занимался боксом, но он стал заниматься боксом после первых «Громовых».

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть ваш сериал его подтолкнул?

А.БАРАНОВ: Да, и он походил год как раз в перерыве на бокс, и это заметно по его носу во вторых «Громовых» - он уже искривлен, как у настоящего боксера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр, а вам как актеру интереснее играть современность, далекое какое-то прошлое или недавнее, с какой-то попыткой заглянуть туда, где мы «были молодыми и чушь прекрасную несли»?

А.МОХОВ: Я опять буду повторяться – мне абсолютно не интересно играть то или иное время, мне интересно играть отношения. И может, почему я и согласился пойти работать к Александру Баранову. Это не первая наша общая работа. Извините, позволю не согласиться с тем слушателем, который нам звонил и сказал, что это отвратительно. Наоборот, вы знаете, я думаю, что его раздражает, объясню: люди не хотят и разучились сопереживать, им больно. Они стали настолько жить в своих вакуумах. И жена, в отличие от мужа, который злится, что ему не дают спать, она смотрит, она хочет сопереживать, сострадать. Я к чему говорю – я говорю комплимент Александру Баранову. Вынести на экране не убийства, не взрывы, а щемящие отношения… правильно сказал Александр: человек один погиб – уже драма, катастрофа. Люди следят за эмоциями, за чувствами. И мне как актеру интересно играть это. Неважно, будут это Средние века, Серебряный век или наше будущее. Я почему здесь и участвовал? Невозможно, даже при наших дружеских отношениях, чтобы я вышел и на меня писалась роль, но ту роль, которую я сыграл – мы старались найти какие-то щемящие нотки у моего героя. Поэтому я отвечаю – неважно время. Важно – что играть. И про что.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Нет у меня никакой ностальгии по «совку» 70-80-х. Я тогда был пионером и учился в школе. И никак не мог въехать, чего там от меня требуют. Илья, Москва». А Михаил из Перми пишет: «Окончил школу в 85-м. Молоко из бочки – вообще слезы из глаз. Если в больше музыки того времени, ваааще…» Опять Андрей из Дрездена пишет, теперь спорит: «Фильм по качеству совсем не похож на сериал, а добротное кино. Это зависит от финансирования или все-таки от вашей команды?» И спрашивает, кто оператор.

А.БАРАНОВ: И от того, и от другого. Зависит и от финансирования, и от команды. Но тут, мне кажется, с денежками все было нормально – нам кое-как их хватило. А оператор у меня очень хороший, потрясающий – Виктор Новожилов, и по-моему, он блестяще снял картину, на мой взгляд. А по поводу музыки – то, что мало того времени. Извините, времена изменились… сейчас это стоит…

Е.АФАНАСЬЕВА: Авторские права, да? отчисления?

А.БАРАНОВ: Сейчас дешевле «Битлов» взять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Живы все композиторы шлягеров тех лет, но их теперь нельзя бесплатно цитировать.

А.БАРАНОВ: Да нет, ради бога, но очень дорого – у нас денег не хватает обычно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот видите, времена все-таки поменялись. 363 36 59, давайте еще звоночек. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Галина. Вы знаете, я, конечно, немного посмотрела этот фильм. Но смотреть его невозможно. Потому что вообще далеко мы от этих времен не ушли, далеко не ушли от тех всяких случаев, когда там вечно нищета, еда, детдома. Ужасно, просто ужасно. И все время…

Е.АФАНАСЬЕВА: Что ужасно – жизнь или фильм?

Слушатель: Фильм зачем такой показывать? Или показывать такие фильмы, что детей не во что одеть и не на что накормить, или показывать, что все беременные, рожают и живут в землянках. Это просто невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А в жизни такого разве нет?

Слушатель: А зачем нам такую жизнь, вы скажите на милость? Хочется посмотреть хотя бы с экрана что-нибудь радостное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вам хочется про жизнь, которой у нас нет, но чтоб было с экрана радостно?

Слушатель: Нет, я хочу прожить хорошую жизнь и чтобы еще и с экрана было хорошо. А все время толочь воду в ступе, что не во что одеть, сироты, сироты, несчастье – это просто невозможно. Я даже не смотрю этот фильм. Невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, у вас есть возможность выбора – включить любой другой канал. Сейчас много и сериалов, и фильмов. Поэтому, мне кажется, тут, в общем, вечный спор – а что же должно делать телевидение, да и кино тоже: оно должно показывать какие-то образцы лучшего, к чему человеку хотелось бы тянуться, такие сказки немножко. Ну вот где-то есть хорошая жизнь – вот ее показали, и человеку кажется, что еще он чуть-чуть постарается, и у него так же все хорошо будет. Либо показывать реальность, которая иногда бывает мрачной, тяжелой, депрессивной.

А.БАРАНОВ: Кино никогда не показывает реальность. Любое кино – это сказка, какое бы оно ни было.

Е.АФАНАСЬЕВА: Страшная или добрая.

А.БАРАНОВ: Страшная, печальная, добрая, смешная, но это сказка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Не могу не спросить у Александра Мохова. Вчера видела его в «Цирке», который теперь не называется «Цирком со звездами», - тоже, кстати, для меня искусство из 70-х, потому что меня маленьким ребенком в цирк водили в то время, - как вам в роли цирковой? Хоть не по теме, извинюсь перед Александром Барановым, но не могу не спросить – каково оно?

А.МОХОВ: Ничего, по дружбе он меня простит.

А.БАРАНОВ: Я сам все время его сейчас пытал об этом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да? каково там, в цирке-то?

А.МОХОВ: Вы знаете, я пошел, во-первых, в сказку в детскую. И плюс к тому – мне так еще хотелось узнать этот мир за кулисами. Цирковой мир. И я дико рад этой возможности. Потому что то, что я увидел изнутри атмосферы, и то, что я начал как мальчишка-студент просто с нуля, а то даже – как говорят «Я пришел в детский сад, пусть меня научат», - вот этот период наступил, и те эмоции и чувства, которые сейчас меня переполняют, не говорю о результатах – они, наверное, в каждом жанре, а их шесть, будут разными, - но это на самом деле меня не очень волнует, мне интересно, какой я шаг сам к себе сделаю. А вот если вы позволите – я все-таки отвечу на то, что сказали, что это ужасно. Вы знаете, вы правильно сказали, что у зрителей, слава богу, есть момент выбора – переключить другую кнопку, и то, что люди хотели себя обманывать, пусть они обманывают. И в этом смысле ценность этого сериала – в нем нет, извините за слово такое грубое, может быть, душевной проституции. Это моя точка зрения. И когда люди смотрят и хотят выключить, потому что даже им больно, значит, это их цепляет. Значит, они просто боятся сами с собой говорить на откровенные темы. А то, что это было и будет всегда, это закон, страна, порядок… это аксиома, понимаете? Это капитализм, в который мы пришли. И наоборот, может быть, люди, которые стали далеки от этих проблем, случайно нажмут первую кнопку и вдруг скажут – «Боже мой». Я просто столкнулся сейчас в силу своих обстоятельств с детдомами, с этой жизнью чуть-чуть, и она есть, еще более страшная. И поэтому людей нужно не отворачивать и говорить «Этого нету, у нас хорошо, у нас лубок», нет. Надо сказать людям, что есть эта проблема. И, может быть, помните, как говорил у Райкина тот добрый зритель в шестом ряду…

Е.АФАНАСЬЕВА: Я расскажу сейчас – я собираюсь ехать на «Тэфи Регионы» - это конкурс региональных профессиональных журналистов – смотреть сюжеты, присланные из разных регионов, и просто один к одному: сейчас сюжет в Волгодонской телекомпании, Ростовская область – парень 20-летний, когда погибли родители, взял опекунство над своими – по-моему, там две сестры и брат, - в общем, он со своей маленькой зарплатой, практически ваша декорация комнаты, в которой они живут, покупает им один апельсин для младших, и они сами готовят, живут, выживают. Вот она современность – это не 70-е… Абсолютно сюжет из вашего сериала. Давайте еще несколько звонков успеем принять. 363 36 59. Добрый вечер.

Слушатель: Здравствуйте. Москва, Елена Станиславовна. С удовольствием слушаю вашу программу. Я в том возрасте прожила те годы. Мне сейчас 58, и я признательна за этот фильм. Я с удовольствием смотрела первую часть и вторую. Да, тяжело. Но я верю всему тому, что вижу, потому что знаю это все изнутри. И очень хорошо, что есть такой фильм. Бог вам в помощь, удачи, и побольше таких вам фильмов. Настоящих, человеческих.

А.БАРАНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. А Татьяна пишет по поводу фильма «Громовы»: «Очень-очень хороший фильм. Желательно, чтобы было продолжение. Но та эпоха, если уехать на 200-300 км от Москвы, та же самая и будет – так же страдают люди, так же бедно живут. Нужно показывать жизнь – что часть страны у нас живет плохо, в трущобах и бедности». Но опять-таки, вопрос не о трущобах и не о времени. Вопрос, наверное, об отношениях людей, в первую очередь. А бедность будет, к сожалению, всегда относительной. Только в какое-то время эта жизнь казалась нормальной и средней, а в какое-то время она уже будет казаться бедностью.

А.БАРАНОВ: Конечно, да. Человеческие страсти не зависят от того, бедный ты или не бедный. У богатых тоже такие же страсти, просто о них не пишут.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пишут.

А.БАРАНОВ: Ну, пишут всякие гламурные истории, которые…

Е.АФАНАСЬЕВА: Неинтересны большинству населения.

А.БАРАНОВ: Они декоративно-лживые все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте последний на сегодня звонок. 363 36 59. Добрый вечер. Алло.

Слушатель: Здравствуйте, моя хорошая. Это из Москвы с вами говорит Надежда Ивановна. Вы знаете, очень хороший фильм, очень правильный. Спасибо вам большое. И расскажите, пожалуйста, о мальчике маленьком – откуда он, какой он?

А.БАРАНОВ: Имеется в виду…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, наверное, самый маленький. Не Ванечка, которого уже почти нет в кадре, мелькнул раз. А Никита.

А.БАРАНОВ: Это актер, которого зовут как раз Ванечка. Я уже говорил – потрясающий актер, попал почти случайно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Глазки, конечно, фантастические.

А.БАРАНОВ: Показали нам фотографию. И он приехал первый раз на площадку, увидел всех нас, увидел, как кино снимается, 50 человек, – он заплакал и убежал. Потом кое-как наш уже герой Вася, который Савку играет, подошел к нему, заговорил о футболе, кое-как его привели в чувство. Так он начал сниматься.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так вот беда в том, что растут дети быстрее, чем у нас финансирование, наверное, и организационные моменты. Вы сказали, что будет, наверное, продолжение. Получается, что этот Ванечка, который играет Никиту, вряд ли будет Никитой и дальше.

А.БАРАНОВ: Думаю, будет. Смотря какой возраст возьмем. Потому что многие хотят продолжение сделать опять с этим героями, в этом времени остаться. Мы-то хотим прыгнуть через 10 лет – там все поменяются герои, само собой. Там может остаться только Глаша. Может, Вася-старший, который Сашу играет. Все остальные поменяются. Савка уже не сможет быть Савкой. Потому что ему 15, а надо будет играть 25-30-летнего.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Встретятся ли Громовы с братом Ваней или вы не планируете такого развития сюжета?»

А.БАРАНОВ: Конечно, встретятся.

А.МОХОВ: Не рассказывай.

А.БАРАНОВ: Но вы увидите, при каких обстоятельствах они встретятся.

Е.АФАНАСЬЕВА: Напугали, все. Заинтриговали, напугали. Еще какие-то вопросы, тут много. Все не успею, уважаемые слушатели, прочитать. Все-таки вопрос от слушателей главный – когда возможно продолжение? Или не начинали еще работу?

А.БАРАНОВ: Сценарий есть. Когда продолжим, это вопрос к продюсерам. Это продюсер будет решать сейчас.

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас продюсер – Анатолий Максимов, да?

А.БАРАНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр, вы чем занимаетесь на своем основном месте, не в цирке? Где вас еще можно будет увидеть по телевизору или нет? к Александру Мохову вопрос.

А.МОХОВ: Я довольно активно ухожу тоже в кинорежиссуру. Я снял сейчас уже три художественных фильма. Один из них… Нельзя говорить, наверное, это реклама будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да нет, пожалуйста, мы у вас денег не брали.

А.МОХОВ: Ну вот один из моих фильмов, который даже на фестивале взял два приза – за режиссуру и за главную мужскую роль, Юрий Беляев получил, - он пройдет 15 февраля в 20.50 по НТВ. Называется «Учитель в законе». Это такая психологическая драма. Хотя написано почему-то «боевик».

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так это же НТВ, канал же такой, где обязательно должен быть боевик.

А.БАРАНОВ: Хорошая картина. Советую. Я посмотрел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот видите, уже, значит, есть что посмотреть после того, как закончится на этой неделе сериал «Громовы», его вторая часть. «Режиссеру низкий поклон, а еще страшно слышать наших жестоких и равнодушных людей. Куда идем?» - пишет Таня. «Ох, как важен сейчас этот фильм. А то многие считают, что все плохое пришло из 90-х. А там, в застое все было хорошо. Особенно усердно это доказывают те, кто сейчас у власти. Фильм «Громовы» - сильнейшее противоядие этого опасного заблуждения», - считает Михаил из Петербурга. Помахали головой два Александра – я так и не поняла, будете вы комментировать Михаила из Петербурга или не будете.

А.БАРАНОВ: Не знаю. Когда я снимал, я не закладывал этого. Мне казалось, что все, что там происходит – все люди с добрым сердцем, пытаются сделать лучше, каждый помогает другому, но получается все хуже. Так бывает в жизни. В том-то и судьба.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хотели как лучше, а получилось…

А.БАРАНОВ: А получается, как всегда, да. Это не только у нас, по всему миру так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Рашид из Пензы просится консультантом к вам, а то, пишет, что «у вас 469-й с металлической крышей идет с 95-го года, а у вас он в кадре. Ляпы с автотехникой в фильме. Возьмите консультантом!»

А.БАРАНОВ: Это проблемы финансирования. Не хватает денег, чтобы все было точно. Хотя знаете, я заметил – когда ищут неточности, это тоже проблемы. Человек сидит и сопереживает, ему больно, ему стыдно, особенно мужчинам – ну как это так, у меня слеза потекла? Этого быть не может! И он ищет неточности. Вот здесь неточность – тогда все неправда. Так я и говорю – там все неправда. Поэтому можете не страдать. Мужчины, не ищите мелких неточностей.

А.МОХОВ: Саш, за ляпами в «Пиратах Карибского моря» тоже кто-то следил. В кино потрясающе – идет массовка на корабле, стоит на первом плане герой, и стоп-кадр делают: на втором плане стоит среди пиратов человек в бейсболке и в очках. Его никто не замечает, потому что все следят за другим. О чем говорил выше Александр.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это, наверное, признак популярности произведения - когда начинают искать неточности, несоответствия.

А.МОХОВ: Конечно. Доброжелателей хватает в этой стране.

Е.АФАНАСЬЕВА: Выкладывать их в Интернете.

А.БАРАНОВ: Мы сами знаем об этих неточностях. Но бывают безвыходные ситуации – ты вынужден снимать то, что у тебя есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Главное – чтобы не было неточностей в отношениях людей. Это были создатели сериала «Громовы» - Александр Баранов, режиссер, и Александр Мохов, актер. На этой неделе, по-моему, уже заключительные серии сезона, и Александр обещает, что сценарий есть. Будем ждать решения продюсеров. При такой, наверное, народной любви продолжение будет. Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания.

А.БАРАНОВ: До свидания.

А.МОХОВ: Счастливо.