Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

30 марта 2008: Коды жизни в кодах телеэфира: возможны ли научно-популярные блокбастеры. Гость - Лев Николаев

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/504171-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, мы говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях у меня сегодня замечательный человек - Лев Николаев - президент телекомпании "Цивилизация", ведущий телепрограмм «Гении и злодеи», «Теория невероятности» и вот нового цикла, который идет сейчас по вторникам… да, Лев, Николаевич?..
Л.НИКОЛАЕВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: …по вторникам на Первом канале – называется «Код жизни». И впервые появилась такая замечательная реклама, промо, как говорят телевизионщик, которая представляет этот проект как научно-популярный блокбастер. Поэтому и тему сегодняшней нашей программы «Телехранитель» мы обозначили как – «Коды жизни в кодах телеэфира: возможны ли научно-популярные блокбастеры». Блокбастеры – это нечто, что собирает большую аудиторию. Я права, Лев Николаевич?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну конечно. Это то произведение, которое выполнено в масштабах, с большими деньгами, рассчитано на очень большую аудиторию, на завоевание такого большого престижа, если так можно сказать.
Е.АФАНАСЬЕВА: И большого количества зрителей?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот сейчас, когда уже три серии в эфире прошло, как вам кажется, в современных российских реалиях нашего отечественного телевидения возможен ли научно-популярный телевизионный блокбастер?
Л.НИКОЛАЕВ: Конечно. Конечно, возможен. Потому что, во-первых, это опробовано не только нами. Но впервые в наш адрес это выражение было использовано во время сериала, который мы сделали два года назад – это было «Братство бомбы» - тогда уже употребляли. Робко, но употребляли это определение. Но в принципе в мире пробы на такой научно-популярный блокбастер идут уже достаточно давно. И очень и очень интересные.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это в основном BBC классические образцы или что-то еще?
Л.НИКОЛАЕВ: Не только. Ну, как правило, в таких проектах участвует несколько стран. Потому что это дорого, а несколько стран наверняка все это будут показывать, и иногда есть какая-то основная компания, но чаще всего это 6-8 телекомпаний сбрасывают свои деньги с тем, чтобы это сделать как можно лучше. Причем цены огромные.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они сопоставимы с реальными блокбастерами? Или все-таки нет?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, абсолютно. Ну, мы пытались, например, в свое время купить, чтобы показать всем, такой - Карл Сейген или Саган, американский академик, астроном сделал серию, которая называлась «Космос». Невероятно интересная серия, в которой присутствовали все составляющие сегодняшнего кинематографа. Там огромные актерские сцены – там Тихо Браге гуляет, например, в каком-то таком могучем кабаке, сотни гостей у него. Или действие происходит где-нибудь в Египте в Александрийской библиотеке, которая еще когда-то была жива. То есть очень много постановочных эпизодов, которые соединяются компьютерной графикой, мультипликацией. Очень здорово сделанная вещь. Я не знаю, какие были цифры в других странах, но это наверняка аудитория была очень обширная. И книги были изданы…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы говорите, что не смогли купить. Потому что дорого?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, к сожалению, дорого. И у меня на памяти был очень хороший сериал, например - Джейк Бруновски, физик, делал сериал, который назывался «Восхождение человека». Ну, это personal view, так сказать, личная точка зрения на развитие научного метода, цивилизации. Невероятно интересно. Каждый эпизод – а там было традиционно 13 эпизодов – был очень хорошо и очень чисто поставлен. Это с удовольствием смотрелось. И был, например, очень большой сериал, который посвящен был древней истории человечества. Причем интересен ход, который был использован: там не так много было постановок, но там во главе стояло RAI - итальянское телевидение, но тоже участвовало стран десять, по-моему, в этом деле, и в каждом фильме это всевозможные праздники, которые выжили с очень давних времен. Это Индия, это Африка, это Центральная Америка, и так далее. Невероятно все это красиво и интересно, потому что идет исследование истоков человечества, вот этих вот ритуалов, всего… Это очень интересно. В этом смысле, я могу сказать, что наука очень богата сюжетами, и из нее можно делать блокбастеры.
Е.АФАНАСЬЕВА: Были бы зрители, да?
Л.НИКОЛАЕВ: Были бы деньги.
Е.АФАНАСЬЕВА: Напоминаю, что это Лев Николаев – ведущий программ «Гении и злодеи», «Теория невероятности» и нового цикла «Код жизни», который идет сейчас по вторникам. Кирилл из Москвы уже сейчас прислал реплику по СМС: «Карл Саган – еще и замечательный писатель-фантаст».
Л.НИКОЛАЕВ: Да. Ну, я с одной стороны рассматриваю.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я просто не успела напомнить наш СМС-номер. Видно, слушатели уже хорошо знают его наизусть. Для тех, кто не очень хорошо помнит его, напоминаю - +7 985 970 45 45. Пожалуйста, ваши вопросы Льву Николаеву, ваши высказывания, ваши точки зрения – возможен ли телевизионный научно-популярный блокбастер сейчас или нет? Или его не будут смотреть? Или его не будут финансировать? Или будут? Игорь из Ухты пишет: «Добрый вечер. Не смотрю фильмы, где есть неправдоподобность». Интересно, Игорь, а как снять сейчас фильм, например, про историю генетики, когда большинства героев этой великой истории уже нет в живых? Приходится как-то иначе подходить… как вы подходили, Лев Николаевич, снимая и «Братства бомбы» о создании атомного оружия, и про генетику?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, во-первых, есть очень много и очень хорошей литературы. Вот генетика относится…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но литература нетелевизионна, то есть слова и видео – это разные вещи.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну конечно. Но там же везде есть свои сюжеты, есть свои драмы. Поэтому в принципе почему мы вообще взялись за генетику – потому что после атомных дел, после «Братства бомбы» в генетике есть такая мощная человеческая составляющая, которая будет интересна людям независимо от чисто научного содержания. Вообще, нужно оговорить сразу – научный блокбастер или просто даже серьезная научно-популярная программа так или иначе рассчитана прежде всего на вовлечение, на соблазнение зрителя каким-то человеческими подробностями.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть мало кто поймет научные тонкости?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну естественно.
Е.АФАНАСЬЕВА: А страсти, которые кипели вокруг…
Л.НИКОЛАЕВ: Если попытаться систематически изложить основы генетики, даже на уровне самых первых ее шагов, это почти нереальная вещь. Но рассказать о людях, которые это делали, влюбить в этих людей, почувствовать, как давалась им каждая крупица нового знания, конечно, очень непросто, – все-таки приходилось что-то объяснять. Потому что речь не идет о таком буквальном, популярном объяснении – что такое хромосома, что такое ген и так далее. Но тем не менее ведь генетика сейчас волнует очень многих людей. Не только с точки зрения познания мира, а народ беспокоится, потому что это касается здоровья людей, потому что это касается тех продуктов, которыми сейчас питает новое сельское хозяйство, вооруженное генетическими приемами.
Е.АФАНАСЬЕВА: И пугает покупателя генно-модифицированными продуктами.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну да, вопрос этот стоит перед многими. И, в общем, именно поэтому мы считали, что это должно заинтересовать людей. Понимаете, все-таки при самых больших вкладах вот в эти самые фильмы, конечно, по аудитории научно-популярные блокбастеры уступают каким-нибудь криминальным блокбастерам…
Е.АФАНАСЬЕВА: Криминальным сейчас, по-моему, все уступает, Лев Николаевич.
Л.НИКОЛАЕВ: Поэтому цифры, которые мы показываем ночью, они, конечно, сопоставимы с цифрами игрового кино. Но народ жалуется…
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз есть вопрос от Надежды, 16 лет: «Почему «Код жизни» начинается так поздно? Учителя в школе говорят, что дети не смогут посмотреть».
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, я думаю, что сейчас уже есть некая альтернатива. Я знаю, что - сам еще не смотрел, но знаю, что существует уже такой документальный канал, который называется «Первый документальный», в котором в Интернете можно посмотреть…
Е.АФАНАСЬЕВА: На сайте Первого канала, да?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, на сайте Первого канала можно посмотреть все документальные фильмы, которые выходят на Первом канале, в том числе и наш «Код жизни». Я понимаю, что Интернет еще не охватывает все население, но те молодые люди, которые учатся сейчас в школе в институтах, это их тетрадка, которой они пользуются.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это как раз интернетизированное поколение – оно в сети смотреть может.
Л.НИКОЛАЕВ: Да, им даже проще в сети смотреть.
Е.АФАНАСЬЕВА: В удобное время.
Л.НИКОЛАЕВ: Хотя мне, например, жалко, что фильм, который должны были смотреть вот эти вот юные головы, он как-то проходит мимо них.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спрашивает Кирилл из Москвы: «Будет ли цикл на дисках?» - тоже не всегда успевает посмотреть.
Л.НИКОЛАЕВ: Тоже не знаю. Это вопрос, который решается каналом. «Братство», по-моему, сделали на диске. А будет ли «Код жизни», даже и не знаю.
Е.АФАНАСЬЕВА: Наташа спрашивает: «Покупается ли наша продукция зарубежными каналами?»
Л.НИКОЛАЕВ: Покупается, но не очень активно. Потому что есть целый ряд режиссеров-документалистов, которые делают очень хорошие фильмы и которым зарубежные каналы просто заказывают фильмы. Но это, как правило, документалистика. И я могу назвать несколько имен. Например, Сережа Мирошниченко очень активно сотрудничает с англичанами. Виталий Манский…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но это не научно-популярные, это в основном другой вид документалистики.
Л.НИКОЛАЕВ: Да. Хотя у нас много предложений, чтобы участвовать. Вообще Первый канал участвовал в одном проекте, который касался космических исследований.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, «Битва за космос», по-моему, он назывался.
Л.НИКОЛАЕВ: Да, «Битва за космос». Это было года полтора-два тому назад.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вместе с BBC как раз.
Л.НИКОЛАЕВ: Да, кстати, это очень существенная вещь, если говорить о языке таких блокбастеров. Мы тоже очень активно это осваиваем, и в «Коде жизни» довольно много сцен реконструировано актерскими средствами. И достаточно убедительно, должен сказать, без лишней скромности. Просто у нас очень хороший режиссер – Виктор Ющенко, который умеет работать с документом и с актерами, которые абсолютно чисто вписываются в документальные обстоятельства.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, если кто-то не видел, - это просто режиссерским образом разыгрывается сцена, которую вы нашли где-то в литературе, что такое было. Да?
Л.НИКОЛАЕВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: Создается ситуация, скажем, 40-50-х годов, когда у вас происходит реальное действие, и актеры играют ваших реальных ученых.
Л.НИКОЛАЕВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: А чем тогда это отличается от художественного фильма, который был бы посвящен тем же лицам? Вавилову, например, или еще кому-то?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, отличается одним обстоятельством – здесь актеры играют как в немом кино.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть права голоса им не дают?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, права голоса им не дают. И это полшага к тому жанру, который сейчас формируется, который называется «докудрама». Это не игровой фильм в полном смысле этого слова. Хотя по средствам, по тому материалу драматургическому, который используется, это вполне нормальное игровое кино.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я как раз знаю, что Ефим Любинский в компании «Дикси» снимал сейчас докудраму по воспоминаниям Коры Ландау. Тоже это, наверное, будет достаточно близко к научно-популярным каким-то, не только к психологическим и любовным страстям, которые были в семействе Ландау, но думаю, что там что-то есть и от научно-популярных блокбастеров.
Л.НИКОЛАЕВ: Конечно. Здесь дело в том, что во-первых, во многих направлениях, во многих историях нет хроники никакой.
Е.АФАНАСЬЕВА: Кабинетную работу ученых не снимают.
Л.НИКОЛАЕВ: Делать на документах все невозможно…
Е.АФАНАСЬЕВА: У нас несколько минут до новостей. Я очень быстро попробую несколько вопросов, пришедших по СМС, успеть. «Передайте большую благодарность гостю», - просит Руслан из Уфы, - «смотрим программу «Искатели» с удовольствием». Это тоже ваша компания делает, да? «Лев Николаевич, есть уже каналы для всех – про спорт, про путешествия, моду и кухню. А будет ли отдельный канал научной документалистики? Алла из Петербурга».
Л.НИКОЛАЕВ: Будет. Абсолютно уверен, уже на подступах к этому решению находятся несколько каналов, их хозяев, скажем так, которые очень хотят. Вопрос за малым – нужно еще чуть-чуть собрать денег. Это будет довольно скоро.
Е.АФАНАСЬЕВА: Тот же Игорь из Ухты говорит: «Спасибо сотрудникам «Цивилизации» за интересные фильмы». Сетует, что исчезли научно-популярные программы. Макс пишет: «Не знал, что на нашем ТВ такие позитивные подвижки. Еще и документальный канал есть. Это здорово! Это что-то типа американского BBC». Ну, а отвечать Максу нам придется уже после новостей, потому что документалистика и научное уступают место новостям на радио «Эхо Москвы». Мы вернемся через несколько минут.
НОВОСТИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В гостях у меня сегодня Лев Николаев – президент телекомпании «Цивилизация», которая делает замечательные проекты в ночном эфире на Первом канале и в более раннем эфире на канале «Культура». Да, Лев Николаевич?
Л.НИКОЛАЕВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: В студии Елена Афанасьева. Как всегда, во второй части программы мы будем разговаривать с вами и по телефону – пожалуйста, 363 36 59 – телефон московский. Для тех, у кого не получается дозвониться, СМС-номер - +7 985 970 45 45. Тему нашей программы мы сегодня обозначили как – «Возможны ли научно-популярные блокбастеры». Дмитрий уже нам пишет по СМС: «Смотрел американский фильм про Черные дыры на большом экране – очень захватило. Блокбастеры такого типа возможны». Вот. «Лев Николаевич, скажите, видели ли вы…» - ой, вот сейчас я запутаюсь, у меня не такое замечательное произношение – «спектакль МХАТ «Копенгаген» о встрече Нильса Бора в 1941 году с Гейзенбергом. Если да, то насколько это докудрама по-вашему?» - спрашивает Кирилл из Москвы.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, некий эпизод на эту тему мы разыгрывали в «Братстве бомбы». Это был один из самых драматичных эпизодов этой истории. Конечно, можно было бы сделать его более пространным, более мощным, но в контексте того фильма он смотрелся, по-моему, достаточно убедительно. Вот то, что вы сказали, между прочим, «Черные дыры» - у нас есть свои «Черные дыры», «Белые пятна» - это на «Культуре». И, кстати, к этой очень традиционной теме, которую часто обсуждают, что вот телевидение показывает то, что народ хочет: вот такое неофициальное исследование, которое мы проделали в результате некоей подвижки наших программ к прайм-тайму на канале «Культура», и те цифры, которые они там приобретают, впрямую говорит о том, что люди очень хотят смотреть программы, посвященные науке. Может быть, потому что устали и объелись этим самым развлекательным телевидением. Но общеизвестно, что нужно разнообразить питание – нельзя питаться одними пирожными, хорошо бы и селедочку, и что-нибудь солененькое. Вот наука в данном случае и представляет собой такое вот питание для мозга. И очень многие хотят принимать в этом участие. И в этом отношении, конечно, мы живем в эпоху блокбастеров. И это делается и в кино, и для телевидения. И в этом отношении я убежден, что это направление будет развиваться, потому что многие, я уже говорил, сюжеты, которые связаны с развитием науки, с историей, с жизнью идей…
Е.АФАНАСЬЕВА: Они очень драматичны.
Л.НИКОЛАЕВ: Они очень драматичны. Это же такие состязания…
Е.АФАНАСЬЕВА: Страсти хватает, да?
Л.НИКОЛАЕВ: Да.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вот скажите, Лев Николаевич, вы выходите с серьезной научной документалкой, которой вы занимаетесь долго, кропотливо, я абсолютно уверена, что там ни один серьезный ученый не подкопается, если там что-то… вы отвечаете за свои слова в кадре. И параллельно на разных каналах выходят программы, которые могут рассказывать про те же Черные дыры, условно говоря, про НЛО, про мистику какую-то там, про непознанное совершенно иначе. Это такая «желтая», «желто-научная» документалка. Как вам с ней приходится сосуществовать?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, к сожалению, это очень больная тема. По-настоящему…
Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что ее все больше и больше и у нее очень высокие цифры, вот у такой документалки…
Л.НИКОЛАЕВ: Естественно. Понимаете, жажда чуда – это то, что свойственно человеку, и все, даже отягощенные хорошим образованием люди так или иначе испытывают тягу к чему-то такому необыкновенному, запредельному. И я знал и академиков, которые верили в экстрасенсов или пытались что-то такое понять в очень таинственных областях паразнания. И раньше – я прошу прощения, что употребляю эту форму, но раньше существовала какая-то, ну не то чтобы цензура, но во всяком случае система требований, которую осуществляла Академия наук, которая контролировала по крайней мере большую часть печатной продукции, телевизионной продукции, не допускала к широкому публикованию уж совсем какие-то вздорные идеи. И это важно, потому что, как мы видим, сейчас на уровне изданий никакие редакторы не вмешиваются в это дело. Или не знают, или не могут…
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас только под собственную ответственность. Да?
Л.НИКОЛАЕВ: И ничего не получается.
Е.АФАНАСЬЕВА: А вашу работу академия наук, ведущие генетики как-то курировали?
Л.НИКОЛАЕВ: Нет. Но мы сами заинтересованы в их участии. И я должен сейчас принести некоторые извинения перед многими учеными, которых мы снимали для этого сериала – в Новосибирске, в Москве, в Англии и в Америке, везде. И не все материалы вошли в фильм. Потому что новые современные исследования достаточно трудны для восприятия и, в общем, как-то они не встраиваются.
Е.АФАНАСЬЕВА: Разжевать для публики пока не получается, да, Лев Николаевич?
Л.НИКОЛАЕВ: Да, это было непросто. Ну, они просто ломали ритм.
Е.АФАНАСЬЕВА: Александр из Перми пишет: «А мне кажется, что из-за включения игровых сцен ваши программы теряют часть нерва. С большим уважением и благодарностью». Вот такое мнение.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, тут… не знаю… понимаете, это дело творческое. Бывает успешно, бывает очень успешно, а бывает и неудача. Когда мы говорим о докудраме, то это предполагает уже участие актеров, говорящих актеров очень серьезного масштаба. Это, конечно, дорого, но…
Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Евгений спрашивает: «Как вам такой подход к науке, который делал Гордон на НТВ?» Это программа Гордона имеется в виду, которая была в эфире.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, вы знаете, я думаю, что этот проект Гордона был очень полезен. Полезен с точки зрения даже не зрительской, а с точки зрения самой науки. Он дал возможность практически представителям всех направлений науки рассказать о том, чем они заняты, чего они достигли. Потому что у нас исчезла информация о науке, нет ее в эфире.
Е.АФАНАСЬЕВА: Причем люди смотрели это поздней ночью, в общем-то, понимая, что не понимают 99% того, о чем говорится в кадре, но, в общем, открыв рот.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну да, но многие ученые умеют рассказывать о своей науке так, что это достаточно понятно. Но это ужасно нужно…
Е.АФАНАСЬЕВА: А кто решает, что вот сейчас надо рассказать про бомбу, вот такой блокбастер сделать, а вот в следующий раз про генетику, и что будет дальше? Это ваша инициатива? Кто понимает, что сейчас про генетику важнее всего?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, идея «Братства бомбы» принадлежит Константину Эрнсту, это его идея. Он позвал меня и сказал – вот давайте сделаем что-то такое. Он был единоличным инициатором этого всего дела. А что касается генетики, то а сказал Александр Митрошенков. Он наш продюсер и человек тоже, как и Эрнст, из научной среды. Человек, который хорошо ориентирован в том, что происходит в мире, знает историю науки, и идею подхватил Эрнст, поскольку он сам генетик.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте успеем принять звонок. А то мы все так с удовольствием разговариваем с вами. 363 36 59. Будьте добры, наушники, Лев Николаевич. Добрый вечер. Не сработало. Сейчас еще раз попробуем. 363 36 59 – пожалуйста, если вы хотите задать вопрос, вы в эфире. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Москва, Анна.
Е.АФАНАСЬЕВА: Чуть громче, Анна, что-то вас плоховато слышно.
СЛУШАТЕЛЬ: Постараюсь. Во-первых, поклон низкий Льву Николаевичу за его работу. Во-вторых, он сказал самое главное, что должно было прозвучать в эфире России – он сказал, что когда расшифровали ДНК Христа, там оказалось 24 хромосомы от матушки Богородицы и одна от Духа Святого – как у нас и сказано в нашем Символе Веры. Вы сделали самое главное, что можно было только сказать. Я благодарю вас и буквально целую вашу руку.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что ответите, Лев Николаевич?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, это не мои исследования, не наши. Это материалы, которые были найдены сценаристом Дубровским Эдуардом Александровичем, и действительно нас очень интересовал этот самый материал, который был связан с исследованиями плащаницы и всех тех следов, которые могли остаться…
Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы все говорите от своего лица или вы просто цитируете исследования и попытки других ученых?
Л.НИКОЛАЕВ: Нет, это идет в комментарии. Мы восприняли это как научную истину.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Извините, просто звонков много – попробую чуть ускорить общение. Будьте добры, приемник выключите, пожалуйста. Да, кто вы, откуда?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Сызрань, Виктор.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да.
СЛУШАТЕЛЬ: У меня такой вопрос к вашему собеседнику. Россия стала второй родиной Шекспира из Саутгэмптона. 50-летняя моя работа полностью сейчас закончена, но я никак не дождусь, чтобы очередь была ко мне издателей. Как вы – не захотите в своей программе освятить этот вопрос?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, мы не издатели. Наверное, вам следует действительно сдать в какое-то научное издательство, доложить на каком-то научном конгрессе, чтобы получить поддержку научной общественности. Ну, технология разработана, она существует.
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас издательств много – в общем, можно найти, где издать свой труд. Несколько еще вопросов на СМС. Андрей, 48 лет, Москва: «Простите, если не ошибаюсь, именно Лев Николаев был единственным, кто сделал программу о Микдале 20 назад. Искренняя благодарность и огромная признательность».
Л.НИКОЛАЕВ: Да, это был фильм, который назывался «Сомневаясь в явном, верю в чудо». Это название придумал сам Аркадий Бенедиктович. Это был замечательный совершенно физик-теоретик, академик, скульптор, один из тех…
Е.АФАНАСЬЕВА: Видите, помнит Андрей фильм даже 20-летней давности.
Л.НИКОЛАЕВ: Нет, мы сделали с ним тогда в «Очевидном-невероятном» несколько передач. И это было тоже интересно. Вот в то время эти передачи даже повторялись по 2-3 раза.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Ирина Алексеевна.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы в эфире, Ирина Алексеевна.
СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я хочу сказать огромное спасибо за эти передачи. Я очень немолодой человек, кандидат наук, член Союза журналистов. Но с колоссальным удовольствием слушаю все передачи Льва Николаевича и с удовольствием слушаю «Черные дыры, белые пятна». Так что благодарю вас сердечно. Ждем, жаждем передач о науке. Благодарю вас.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Вот, Лев Николаевич, огромное спасибо, пишет Анна из Санкт-Петербурга. А Ольга уже решила поспорить, видно, с промо, которое шло на канале, вашего цикла и пишет: «Москва, энциклопедия «Искусство. Кино», словарь терминов: «блокбастер – это фильм с высоким бюджетом свыше 100 млн долларов». Ну, бывают научно-популярные блокбастеры и дешевле.
Л.НИКОЛАЕВ: Сильно дешевле.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Николай, Москва. Конечно же, я присоединяюсь к благодарностям за эти фильмы, которые я посмотрел в своем детстве. Но сейчас в Интернете очень много фильмов – например, «Черная дыра» и… не помню, кто ее написал… вот видели ли вы этот фильм и что вы можете по этому поводу сказать?
Л.НИКОЛАЕВ: Я не видел. Но хорошие отзывы слышал. Я думаю, что это из разряда научной фантастики. И это вообще чрезвычайно интересное направление. Вот мы собираемся для канала «Культура» делать такой большой цикл по истории научной фантастики.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как интересно.
Л.НИКОЛАЕВ: Да, и там действительно масса неожиданностей. Мы привыкли к пяти-шести именам, а число фантастов… вот сегодня был назван Карл Саган в числе фантастов. Я не знаю, публиковали ли его на русском языке, но по крайней мере это направление, которое может привлечь большое количество зрителей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Анатолий. Лев Николаевич, огромное вам спасибо за все ваши передачи. Я сам человек творческий и говорю вам – браво.
Л.НИКОЛАЕВ: Спасибо.
СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой. Как известно, многие выдающиеся наши ученые деятели к концу жизни приходили к тому, что как бы пути науки и всего того, что излагается в образной форме и часто и в конкретной форме, в Библии и в подобных вещах, что они идут параллельным путем, они не противоречат друг другу и так далее – вот эта сторона вас как-то интересует и может ли она найти отражение в ваших передачах в ближайшее время?
Л.НИКОЛАЕВ: Может, конечно. Потому что я действительно знал многих ученых – хороших, настоящих, больших ученых, которые либо в результате каких-то обстоятельств жизни приходили к Богу, либо это уже та философия, которая была воспринята в процессе воспитания в детстве. И это вполне сосуществует. Понимаете, есть вера и есть знание, и они могут не пересекаться и во всяком случае не уничтожать друг друга. Поэтому я думаю, что это интересно и с точки зрения философии, и с точки зрения просто уроков жизни как бы, которые могут быть восприняты многими людьми с почтением и вниманием.
Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Андрей, я из Москвы. Когда-то – ой, забыл, как назывался раньше этот кинотеатр на Пушкинской площади, сейчас он «Пушкинский»…
Е.АФАНАСЬЕВА: «Россия».
СЛУШАТЕЛЬ: Да, «Россия». В нем был зал научно-популярных фильмов, и там показывали совершенно безумно прекрасные научно-популярные фильмы. И до сих пор я очень четко вспоминаю, как отец меня водил туда, и это были бесподобные ощущения, потому что это на самом деле были высокохудожественные научно-популярные фильмы. Несмотря на все усилия нынешних товарищей и ваших гостей тоже, мне кажется, что мы пока еще не дотянули до того времени, потому что это был Золотой век научно-популярного кино.
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, мы все плачем о тех временах. Просто, к сожалению, это одна из тех непоправимых жертв, которые произошли уже в начале 90-х годов, когда научно-популярное кино, которым мы гордились, и там действительно были очень хорошие фильмы, оно перестало существовать. Это, в общем, трудно объяснить какими-то…
Е.АФАНАСЬЕВА: Как и многое, что происходило тогда. Кирилл из Москвы откликается: «Публиковали Сагана еще в советское время в мягкой обложке в серии «Мир». А Ольга спрашивает из Москвы: «Участвуете ли вы в идеологической обработке населения типа нашумевшего фильма про Византию, показанного на канале «Россия», далекого от исторического?»
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, по-моему, сейчас на телевидении не существует такого клуба интеллектуального, где бы обсуждались такого рода вопросы. Но между собой, конечно, в профессиональной среде мы обсуждаем весьма горячо подобные фильмы, как «Византия», как «Вода», который выходил на том же канале «Россия», ну и целый ряд вещей. Действительно…
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть тогда надо ответить – «Ольга, не участвуем» - конкретно, раз спрашивают, вы отвечайте «Не участвую» или «Участвую». Андрей пишет: «А у вас весь сериал на уровне ДНК Христа? Весьма печально». Андрей, сериал выходит по вторникам в 23.50…
Л.НИКОЛАЕВ: Да, и сейчас выходит, и эпизод с Христом занимал, я думаю, около минуты. Всего у нас 7 фильмов по 52 минуты. Так что там, я думаю, что основные направления все-таки имеют отношение к чистой науке.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот посмотрите. Лев Николаевич, у меня несколько еще вопросов, которые вертятся на языке. Вот вы человек, который столько лет занимаетесь наукой, телевидением… Когда вы этот фильм делали, вас что-то поразило до глубины души из того, что вы открыли для себя в генетике, или что самое было эмоционально или логически, научно вас удивившее?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, было одно очень серьезное потрясение, которое называется эпигенетика. Это то новое направление, которое возникло буквально в самые последние годы и которое, грубо говоря, примиряет две позиции, раньше совершенно непримиримые. Потому что генетика считалась ответственной за изложение истории наследования качеств, независимо, казалось, от каких-либо влияний среды. И вдруг оказалось, что все-таки среда влияет, что существуют этакие приспособления, которые могут подавлять деятельность генов или наоборот активизировать их. Вот эти новые открытия, конечно, не вносят сумятицу в ярды генетиков, они просто по-новому заставляют смотреть на многие процессы, которые происходят в этой области. Это вот была неожиданность.
Е.АФАНАСЬЕВА: А из человеческих историй тех, кто делал генетику?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, я давно занимаюсь генетикой на уровне просто человеческого интереса. Поэтому многие истории, многие судьбы мне были знакомы. Ну, чуть больше, естественно, удалось узнать о Мёллере, Нобелевском лауреате, ученике Моргана, и перипетиях его жизни, о драмах, которые связаны и с увлечением левыми идеями, и так далее. И очень интересная, конечно, судьба Розалин Франклин, которая тоже для наших зрителей, я думаю, будет своеобразным открытием. Потому что ее вклад в главное открытие – открытие двойной спирали – очень велик, но судьба сложилась таким образом, что она не получила того признания, которого она достойна была. И с одной стороны, это драма человеческая – болезнь, смерть. Но даже и без этого. Мне очень жалко, что такие фигуры, очень важные для истории науки, вдруг оказываются в тени.
Е.АФАНАСЬЕВА: Последний на сегодня вопрос. О чем будут следующий телевизионные научно-популярные блокбастеры Льва Николаева?
Л.НИКОЛАЕВ: Ну, следующий для Первого канала то, что мы делаем, это история техники, связанная с становлением кинематографа и телевидения – параллельно, два в одном, что называется. История развития средств, которыми мы сейчас так активно пользуемся.
Е.АФАНАСЬЕВА: Это Лев Николаев - президент телекомпании "Цивилизация", автор и ведущий замечательных программ на Первом канале, и компания «Цивилизация» делает программы для канала «Культура». Он был сегодня в гостях в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.
Л.НИКОЛАЕВ: До свидания