Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

28 сентября 2008: Итоги ТЭФИ 2008

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/543010-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И много лет это направление развития так или иначе определяла главная телевизионная премия страны – ТЭФИ, которая вручается с 95-го года каждый год, и не было года, чтобы она не состоялась, и вот первый раз фактически под угрозой, честно признаемся, было и само вручение премии, и существование Академии, которая ее вручает. Но все состоялось. И поэтому сейчас мы будем разговаривать с замечательными моими коллегами, потрясающими журналистками – Марианной Максимовской. Добрый день, Марианна.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уже перечислили все ее титулы. Которая уходила с этой ТЭФИ нагруженная этими бронзовыми мужиками, долго ждала своего Орфея. И Анной Нельсон, лучшим репортером этого года, по признанию коллег, корреспондентом Первого канала. Добрый день, Аня.

А.НЕЛЬСОН: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: В общем, я уже наслушалась от своих коллег – вчера слушала, как Арина Бородина разговаривали с Ксенией Лариной, и в кулуарах – о том, что церемония была не такая, все не так. Ваши ощущения. Аня, наверное, первый раз была? Ань.

А.НЕЛЬСОН: Ну, я была первый раз в качестве номинанта.

Е.АФАНАСЬЕВА: Марианна, наверное, каждый год была на ТЭФИ?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Да, с самого первого года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Какие у вас ощущения, и потом, если позволите, я тоже расскажу о своих чувствах.

А.НЕЛЬСОН: Ну, мои ощущения были довольно странные, потому что мне всегда казалось, что надо жить по ощущению – делай, что должен, и будь, что будет. И так как я оказалась в новом для себя там качестве, мне было страшно. Страшно, потому что репортаж, видимо, не публичная все-таки профессия, такой интимный жанр. Что касается самого ТЭФИ…

Е.АФАНАСЬЕВА: Аня так волновалась… Я говорю – «Аня, нельзя волноваться, это очень часто не имеет никакого отношения к творчеству – это просто случай, лотерея, корпоративные расклады и все прочее». Аня волновалась до безумия.

А.НЕЛЬСОН: Так оно, наверное, и было, да. Но это была открытая, честная реакция, ее спрятать было невозможно. А что касается самого ТЭФИ, мне показалось, что я наблюдала это много раз, как это происходило, с другой стороны, и мне показалось, что это превратилось в цеховое мероприятие без какого-то оттенка светскости, гламура. Может, в этом даже было что-то более настоящее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как сказала Марианна, собираясь, что она поняла, что вечернее платье не подходит не ниже колен. Да, Марианна?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Твои ощущения.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Ну, это такой базар-вокзал вообще немножко был, если честно. Дело не в том…

Е.АФАНАСЬЕВА: Для тех, кто не знает, скажем два слова, что впервые не было трансляции, впервые все происходило не в каком-либо концертном зале, а в Малом зале Кремлевского Дворца Съездов, за накрытыми столами. Ну вот примерно так…

М.МАКСИМОВСКАЯ: Даже дело не совсем в этом. В этом зале проводятся, например, новогодние приемы от имени Президента РФ, и там всегда были ВИП-зоны, и я это видела, меня это всегда немножко как-то раздражало и смущало – такое вот, что ВИПы сидят в центре в ВИП-зоне, окруженные телохранителями какими-то… зачем внутри Кремля еще какие-то телохранители?.. Можно подумать, что уда прорвется какой-то убивец страшный. А просто народ как-то по бокам так вот жмется, и никого не пускают ни к президенту ни к премьеру. Но я совершенно не ожидала, что такого же рода система будет вдруг сейчас на этой церемонии вручения премии ТЭФИ и что журналистов тоже будут делить на ВИПов и не ВИПов. Мне рассказывали мои коллеги, которые пытались просто пройти к нашему столику и поздравить нас с этими статуэтками, их не пустили охранники, сказали – «Вы вообще где-то там сидите в углу, вот и сидите, а в центр зала мы вас не пустим». Это как-то странно было. А дело не в том, что не было гламура и это здорово. На самом деле, ничего здорового я в этом не вижу, потому что по идее это должен быть праздник. Это должен быть хороший праздник для журналистов, в корпоративном цеху происходит большое события – коллегия вручает награды своим коллегам. И я помню первые годы существования ТЭФИ, когда действительно пытались нарядиться, когда надевали длинные платья, когда долго собирались. И это была очень важная такая церемония для всех, кто в ней принимал участие. Я выходила получать статуэтку еще с моими коллегами по старому НТВ за программу «Сегодня», и я помню, как это было невероятно празднично и здорово. я вручала награда, и я помню, как люди радовались. Это был действительно настоящий праздник. Сейчас это было все, честно говоря, не очень. Полупустой зал, не было начальства – я не знаю, то ли оно нос по ветру, то ли что, но почти не было…

Е.АФАНАСЬЕВА: Был Александр Пономарев. Соответственно, ТНТ и НТВ вышли из Академии – их не было. Канал «Россия», все каналы ВГТРК ничего не представили согласованно, поэтому никто из руководителей, естественно, не собирался приходить. Эрнст болел. Не было, правда, ни Роднянского, никого из руководителей этого канала… вот видишь – все и набирается. Во-первых, я забыла назвать наши средства связи со слушателями, давайте назовем, чтобы они могли по смс свои вопросы задавать и реплики подавать. +7 985 970 4545 – это наш смс-номер. Во второй части программы вы сможете, как обычно, поговорить с Аней и с Марианной по телефону, а пока смс. Вот, например, тут наш постоянный слушатель, который нам постоянно вопросы присылает, Александр Горбунов из Нижнего Тагила, пишет: «Смысл обсуждать "Тэфи-2008", если никто из телезрителей ее не видел (не было ни трансляции по ТВ, ни традиционной пресс-конференции), да и сам Владимир Познер, обещавший год назад в "Телехранителе" трансляцию церемонии на Первом канале, тоже к Вам сейчас не пришел?» Во-первых, Александр, Владимир Познер всегда подчеркивает, что он не является сотрудником Первого канала, а только выдает свой продукт на этом канале, поэтому трудно гарантировать, какой канал будет транслировать. В этом году действительно не было трансляции, потому что ни один канал не взялся. Более того – ситуация была настолько сложная, что сейчас можно сказать, что выбирать надо было между такой церемонией, которая состоялась – да, плохой, да, нехорошей, и просто отсутствием этой премии, тем, что прошлый год просто стал бы последним.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Нет, дело здесь не в самой церемонии. Ну давайте чуть-чуть еще для затравки пообсуждаем саму церемонию, как это было, и я думаю, перейдем – мы не церемонию ТЭФИ обсуждаем, а ситуацию вокруг Телеакадемии, а если более широко, то ситуацию вообще в принципе в журналистском цеху, в принципе на российском телевидении. А там кризис. Это очевидно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, в общем, в прошлом году, вы знаете, что церемония состоялась, но после этого корпорация ВГТРК где-то под Новый Год Олег Добродеев даже говорил, что выйдет из Академии, вся корпорация. Но потом это решение принято не было, они заплатили членские взносы, как учредители, но не выдвигались. Выдвигались только компании, которые производили продукт для этого канала, и получили, по-моему, шесть ТЭФИ, если я не путаю. По крайней мере, сериал «Ликвидация» был вне конкуренции в сериальном разделе, и режиссер получил, и сам сериал, и как лучший актер получил Машков, и, что меня очень удивило, получил Николай Фоменко за «50 блондинок» как ведущий развлекательной программы, но в общем, по-моему, далеко не самый лучший.

М.МАКСИМОВСКАЯ: В общем, получилось, что в прошлом году ВГТРК получил семь статуэток и, как говорят, из-за этого обиделся, а в этом году даже не выдвигается. Хотя почему надо обижаться на небольшое количество статуэток, я лично не очень понимаю. Ну всяко бывает. Но явно не потому это происходило, что академиков этого холдинга меньше, чем от Первого канала, например.

Е.АФАНАСЬЕВА: Во-первых, их не меньше. Я просто сидела в прошлом году и буквально считала, сколько от какого канала – выходило фифти-фифти. Поэтому тут в данном случае, наверное, не стоит. Мы уже много раз вспоминали, всегда были церемонии разбиты на две части, и вот на первой части еще голосование было закрытое, а на второй еще не поименное, но пультами…

М.МАКСИМОВСКАЯ: Нет, на первой церемонии тоже было открытое голосование.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет-нет, это было ровно 4 года назад, нет – 5, в 2003 году, и тогда на первом церемонии Первый канал получил очень много наград, а на второй не получил ни одной. Но в общем, не вышел из церемонии. Я не буду сейчас об этом говорить. Давайте вернемся к вам, дорогие девушки. Аня, я хотела спросить – для корреспондента, для репортера премия важна? Вот ты так волновалась… Очень часто говорят – ну что, ну еще один бронзовый мужик, и вообще премия себя изжила. Вот для человека, который работает в профессии, для коллег твоих, когда тебя выдвигали, эта премия сейчас еще что-то значит?

А.НЕЛЬСОН: Я думаю, что она безусловно что-то значит. Ну а для меня лично она не значит более, чем премия, которая приятна. Потому что, наверное, каким-то образом продвигаясь по пути журналистики, пытаясь не сбиться с этого пути, ложно рассчитывать, что когда-то где-то за спиной выстрелит какая-то премия или встретит тебя, радостно примет в объятия. Наверное, это не более чем приятно. И приятно ее получить именно от коллег. Я думаю, что принципиально это в жизни ничего не меняет, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот телезритель из Москвы Александр заранее прислал на сайт три вопроса. Первый: «А может, стоило бы Марианне отказаться от участия в церемонии премии, давно уже отрицательно себя зарекомендовавшей?» Там есть дальше вопрос ко мне.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Я с этим не согласна. Потому что, во-первых, наше телевидение, особенно в политической его части, уже тоже давным-давно отрицательно себя зарекомендовало, уже много лет. И это все знают. В политическом вещании чудовищный кризис, застой, стагнация, что хотите. Но я же, как фрекен Бок говорила, сижу до сих пор в телевизоре, и уж коли я там до сих пор сижу, я считаю, что я имею полное право участвовать в профессиональном конкурсе. Тем более ТЭФИ – это церемония, оставшаяся с тех свободных 90-х годов, когда так вольно дышалось в стране и когда совсем другой, свободный дух был на российском телевидении. Сейчас, понятно, все совсем другое – и дух другой, и вообще все другое. Для меня эта премия очень важна. И я действительно очень боялась, что ТЭФИ ликвидируют уже в этом году. Мало того, я продолжаю бояться, что ее-таки схлопнут к следующему году и придумают какой-нибудь державный конкурс – например, какая-нибудь там «Золотая подлиза». Сделают там какой-нибудь приз в виде золотого изогнутого языка на золотом постаменте. Ну, то есть можно и серьезно об этом говорить, и шутить, но в общем, это была такая модная тема, на которую было принято говорить «в кулуарах ТЭФИ» этого года, потому что есть такой слух, что будут пытаться менять сам принцип отбора программ, награждения и голосования. Смотрите, что очень важно: все последний годы было открытое голосование. Все говорили, что получается действительно корпоративное голосование – ты сидишь, нажимаешь кнопку за ту или иную программу на глазах у своего начальника…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но самое смешное, Марианна, ввели открытое, потому что до этого говорили, что корпоративное закрытое голосование. Попробовали открытое – опять не получилось. Снова вернулись к закрытому.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Ну вот сейчас сделали закрытое голосование. Я считаю, что это абсолютный плюс, потому что закрытое, тайное голосование по определению более демократичное и истинное. Тайное голосование все-таки больше отражает реальное положение дел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом идеального ничего нет, потому что я как член Академии, входящий в секцию информационную, была на этом голосовании, как раз где были обе ваши номинации. Мне приятно сказать, что я за вас с гордостью проголосовала – тут нечего скрывать, - но если в тройки, определяя, попадали голоса тех людей, которые не смогли прийти, они присылали по электронной почте или иным образом, это была компания «Ernst & Young», которая фиксировала эти голоса, то за тройки голосовали только те, кто дошли. А далеко не все коллеги и академики доходили до заседаний своих гильдий. В итоге получалось, что меньше трети… а голосовали в этот раз не вся Академия за все номинации, а только каждая гильдия за свои номинации, исключая три, по-моему – Спецприз Академии, За личный вклад и Спецпроект – вот за эти голосовала вся Академия.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Дело в том, что это уже детали. Можно менять технологию голосования, можно отправлять по Интернету, в конверте заклеенном с почтовой маркой сверху. Это детали. Самое главное – что вернулись к тайному голосованию. И, на мой взгляд, было бы очень неправильно, если бы к следующему году от этого снова отказались бы. Тут не надо, мне кажется, суетиться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Николай из Москвы пишет: «Как модернизировать премию "ТЭФИ", чтобы все телевизионщики мечтали об этой статуэтке, а не давали отвод? Надоело уже, что в России нет престижной телевизионной премии».

М.МАКСИМОВСКАЯ: Да потому что сейчас уже профессия тележурналиста перестала быть престижной.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мне кажется, что все-таки мечтают. Вы знаете, у меня было такое ощущение, что было большое количество молодых журналистов, номинированных в этот раз, и было очень много регионалов. И они, приходя в этот зал, волновались не меньше, чем Аня, и расстраивались. И опытные журналисты – вот Михаил Дегтярь, который был в тройке, мы уходили вместе из зала, он очень огорченно подсчитывал – как так, я лидировал в тройке с большим отрывом… То есть, в общем, престиж-то, наверное, не стал меньше.

А.НЕЛЬСОН: Мне просто кажется, что частная журналистика к общественной премии «ТЭФИ» имеет очень косвенное отношение. Потому что все-таки ТЭФИ как премия… все-таки не может быть ни одно сообщество искусственным – вот как в браке: партнеры существуют вместе до тех пор, пока им по пути, а когда их пути расходятся, им просто становится неинтересно, не по пути друг с другом. Как говорит Познер, такие нынче времена. Видимо, наступила эпоха корпораций, когда несколько иначе обстоят дела просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но что получается? У премии было несколько вариантов. Так же, как наши кинематографисты разбились на «Нику» и «Орла». Выиграло от этого кино или нет, надо сильно спорить, потому что просто сообщество разделилось…

М.МАКСИМОВСКАЯ: О чем мы говорим? От того, что актриса, актер или режиссер может получить не одну премию «Ника», а две – предположим, «Нику» и «Орла», это фантастика, потому что эти премии, как известно, друг с другом конкурируют жесточайшим образом, и «Орел» пытается в силу собственной державности и веса людей, которые все это организуют, могут задавить эту «Нику», которая более слабая сейчас с государственной точки зрения, но актриса-то или актер не станут от этого ни хуже ни лучше. Это разные вещи.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну представьте себе сейчас – те, кто вышел из Академии, создают сейчас свою телепремию, или те, кто не вышел, но не номинировался, и понятно, что в данном случае программе одного канала будут вряд ли вручаться премии другого. Ну и что получим? Вместо общей премии несколько маленьких? Вот, кстати, тот же Александр задавал вопрос мне: «Вы - сотрудница Первого канала. Согласны ли Вы с тем, что Первый отказался участвовать в номинировании своих программ на эту премию?» Александр, вы глубоко не правы. Первый канал выставлял во всех номинациях свои программы. Единственное исключение – выставив программу «Время» как лучшую в разряде информационной программе, уже собственно на заседании информационной гильдии руководитель новостей Первого канала Кирилл Клейменов, что уважая всех коллег, которые выставили свои программы, но учитывая тот факт, что нет программ канала НТВ и ВГТРК, которые являются для Первого основными конкурентами, мы в этот раз в порядке исключения программу «Время» с номинации снимем.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Но согласитесь – это тоже было весьма двусмысленное решение.

Е.АФАНАСЬЕВА: не знаю, в данном случае у всех своя точка зрения. А это точка зрения тех, кто делает новости на Первом канале. Во всех остальных номинациях канал участвовал.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Это лавинообразно. У нас вообще почему-то сейчас модно обижаться. Мы на соседей обижаемся… Вот эта вот мода на обиды на ровном месте… ну правда ведь – что такое премия? Премия, по большому счету, банальную вещь скажу, это зеркало. Это зеркало, в которое мы вглядываемся и смотрим. Да, могут быть какие-то случайности. Когда было открытое голосование, по выбору компьютера голосовало десять академиков, можно было сказать, что жребий выпал именно на этих людей, это их персональное мнение, которое не отражает истинное положение дел. Сейчас вернулись вроде бы к более общему голосованию, уже вроде так не скажешь. Но в общем, здесь есть две проблемы, которые надо обсуждать. Это кризис вокруг конкретной премии ТЭФИ и кризис в области политического и общественно-политического вещания, из-за которого во многом в общем тоже все перессорились друг с другом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Полминуты у нас до наших новостей на «Эхе Москвы». Вопрос от Натальи: «Поздравляю победителей. За какой репортаж получила премию Анна Нельсон?»

А.НЕЛЬСОН: Про немцев, которых перевоспитывают в Сибири.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это удивительный репортаж о том, как немецких трудных подростков…

А.НЕЛЬСОН: Да, асоциальные подростки по решению властей земли Гессен – это экспериментальный был проект – отправлялись в глухую Сибирь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Которая для них тяжелее заключения была, наверное, да?

А.НЕЛЬСОН: Оказалось очень эффективно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы после новостей вернемся к обсуждению итогов премии ТЭФИ с Анной Нельсон и Марианной Максимовской. А сейчас – новости.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В гостях сегодня обладательница премии ТЭФИ в номинации «Лучший репортер» Аня Нельсон, корреспондент Первого канала, и Марианна Максимовская, собравшая достаточно большое количество призов в этот раз – и лично, и как программа, и как один из руководителей информационной службы Рен-ТВ. Говорим мы, естественно, о премии ТЭФИ, о том, какой она была, какой будет, и вообще какой должна быть телевизионная премия и как бы ей сохраниться. Наверное, так. Да, девушки? Очень много реплик – самые разные. От того, что Николай Носачев из Самары пишет: «ТЭФИ было, есть и будет», до – «Не премия себя изжила, а телевидение как таковое – побрыкаются-побрыкаются и скоро вымрут», - пишет один из наших постоянных слушателей, который подписывается JC Denton. Вот по-разному реагируют слушатели, они же зрители. Очень много поздравлений. Все зачитать невозможно. Но все-таки вернемся к разговору. Понятно, что премия идеальной быть не может. Премия – это всегда субъективность. Вот даже из того, что слушатели нам заранее написали, в огромном письме, присланном Александром Горбуновым, которого я сегодня уже вспоминала, есть такое очень твердое утверждение, что ему было особенно больно за номинацию номер 47 – «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме-сериале», дальше следует абзац, доказывающий, что все прочие кроме Веры Алентовой гораздо более достойны, и непонятно, как она туда поняла, и вообще без влияния Меньшова, ясное дело, она бы там не оказалась. «Стыдно, товарищи! Такое ощущение, что члены гильдии вообще не смотрели конкурсные работы». Александр, наверное, сколько людей, столько и мнений. По-моему, у Веры Алентовой была очень сильная работа, одна из лучших за последние годы, в фильме «Все-таки я люблю», очень сильная работа, даже не на уровне сериальном, который всегда чуть ниже кажется. И насколько я знаю, в тройку по крайней мере она вошла с огромным отрывом у профессионалов. В отличие от того, что профессионалы могут не видеть какие-то работы очень часто региональных коллег или могут не посмотреть конкретные – например, Анин репортаж, и голосуют по совокупности.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Вот для этого сейчас делают голосование в профессиональных гильдиях. Именно поэтому.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Но уж сериалы профессионалы кинопроизводства для телевидения знают хорошо. Я к тому зачитала эту реплику Александра Горбунова, что сколько людей, столько и мнений. Идеальной формулы быть не может. Вот сейчас она такая – голосуют в гильдиях, голосуют таким образом. Мне кажется, что к сути определения лучшего – это уже вторично, была ли трансляция или нет. В последние годы она ведь собирала очень маленькие рейтинги на канале СТС. Показывают глубоко ночью и еще, скажем честно, она несколько кастрировалась. Потому что Марианна может повторить свою фразу, когда она вручала премию. Скажи два слова, что ты сказала.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Я сказала, что для меня лично большой плюс, что нет телетрансляции, потому что я могу, выходя за статуэткой, говорить в зале абсолютно все, что я думаю, и не думать о том, что эту мою речь потом вырежут, как это бывало неоднократно, когда упоминали победителями Гусинского, например, все-таки много сделавшего для российского телевидения, и так далее. То есть таких случаев было много, и мы их все знаем внутри нашего цеха.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте я еще раз назову наши средства связи. + 7 985 970 4545 – это наш смс-номер. Уважаемые слушатели, если у вас есть вопросы к Марианне Максимовской и Анне Нельсон и ваши мнения по поводу того, как телевизионные академики определили в этом году лучших, может, вы с чем-то не согласны, пожалуйста, вы можете писать свои смски. А также вы можете звонить нам по телефону: московский номер – код 495, 363 36 59. Мы будем отвечать на ваши вопросы. Не только мило разговаривать между собой. Ань, а как тебе кажется, а для репортеров – вы здесь обе представительницы информационной так или иначе, хоть Марианна уже и информационно-аналитической, но это один куст, - понятно, что премия для создателей игрового кино другая, для дизайнеров она совершенно третья, там вообще очень маленькая гильдия, мало профессионалов, которые понимают в дизайне, и им дают не за то, что любят эту передачу, а она так оформлена, а именно за какие-то дизайнерские тонкости. Есть люди, которые получают очень много только потому, что в этом жанре они очень давно работают, лучше всех, как любимый мною Лев Николаев – у него весь кабинет… по-моему, такого количества этих бронзовых Орфеев ни у кого нет. Для вас как для представительниц информационного жанра в идеале как бы мог выглядеть конкурс, чтобы он реально определял лучшего репортера, лучшую информационную программу?

А.НЕЛЬСОН: Мне очень сложно ответить на этот вопрос. Потому что я не знаю, как надо. Я очень боюсь всегда тех людей, которые знают, как надо. Я просто знаю, что всегда, это какое-то непреложное правило жизни, но всегда за рамками, за бортом любой премии, какой бы совершенной и идеальной она ни была, окажется какое-то количество талантливых людей, которые просто в какой-то момент своей личной истории или общественной окажутся вне. И если когда-то наступит такой час, когда они смогут попасть в ту гильдию, в другую, в третью, наверное, это некая удача. Я не знаю, правда, какой должна быть премия.

Е.АФАНАСЬЕВА: Марианна.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Ну, знаете, как дети говорят – «чудесов не бывает». Как правило, все предыдущие годы, во всяком случае, особенно когда речь идет о такой конкретной вещи, как номинация «Репортаж», это очень конкретно – короткий репортаж, который мы видим и можем оценивать, - как правило, побеждали люди, у которых к тому времени уже была устойчивая репутация хороших профессионалов, хороших репортеров в журналистском цеху, которых уже знали зрители, и ошибок, попаданий в молоко, а не в десятку, было очень мало. И здесь как раз, по-моему, критерии очевидны абсолютно. И мы знаем, кто хороший репортер, а кто плохой. Конечно, можно попасть с еще более сильным конкурентом. И вот в этом году, предположим, человек, который подавал надежды, сделал рывок вперед, а дали еще по инерции его коллеге – более опытному, матерому, с большим бэкграундом. Такое бывает, но все равно – как правило, в таких конкретных номинациях побеждают как раз абсолютно заслуженно лучшие. Так что тут, в общем, не надо изобретать велосипед.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонки будем принимать. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Александр из Петербурга. Мы хотели бы больше послушать гостей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы слушаем. У вас вопросы есть какие-то?

СЛУШАТЕЛЬ: Хотел бы непосредственно Марианну Максимовскую послушать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы слушаем Марианну.

СЛУШАТЕЛЬ: Слишком мало.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы, наверное, недовольны тем, что я высказываю свою точку зрения?

СЛУШАТЕЛЬ: Мы просто хотели бы послушать гостей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не знаю, может, Александр, надо было добавить, что я здесь не только ведущая передачи, но я еще и тоже являюсь членом Академии российского телевидения и имею право, наверное, один раз в год, когда речь идет о ТЭФИ, тоже высказать свое мнение. Марианна, пожалуйста, говори, а то мне Александр не простит.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Лен, главное – не обижайся. Потому что этот вот тренд обид надо как-то переломить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я просто объясняю, что в данном случае… «Куда пропали заставки «Телехранитель» с музыкой Уитни Хьюстон?» Ну, сегодня не дали эту заставку, Алекс. Это я отвечаю попутно. 363 36 59 – пожалуйста. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Надежда. Мне очень приятно, что я дозвонилась, не говоря уже, что здесь присутствует Марианна. Я не то что ее поклонница. Я ходила в свое время на митинги. Я уже человек преклонного возраста. Я даже не знаю, я вас просто поздравляю. В наше время получить за информационную программу, которые как НТВ закончилось, я уже практически не смотрю. И что хотелось бы – мы живем в центре, у нас СТС только недавно появился, прям напротив у нас улица Правды, где наше российское телевидение, а вашего канала мы вообще поймать не можем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Марианна, почему в центре нет канала Рен-ТВ?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Есть такая проблема. У меня вот две бабушка – у одной работает Рен-ТВ, а у другой моей бабушки не работает, и мы ничего не можем с этим сделать. Ну, мы не такой большой канал, как Первый, Второй.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы с тобой уже это обсуждали, и про бабушек. Потому что у меня тоже принимается всего шесть канал. Первый, на котором я работаю, не принимается.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Я не понимаю, почему так происходит.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Лена, я из Москвы. Я хотела узнать, а почему программа «Городское путешествие» не получила ТЭФИ?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, наверное, проголосовали. Я сейчас в данном случае не помню, кто из обыграл, я почему-то не взяла с собой тройки финалистов. Но наверное, гильдия в этот момент решила, что кто-то был сильнее. Девушки, может, вы можете прокомментировать?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Нет, к сожалению.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Магомед. Я бы хотел поблагодарить Марианну за все, что она делает. Если я был членом всех академий мира, я присудил бы ей все премии мира. Спасибо ей большое за все, что она делает, в том числе и для нас, жителей Ингушетии.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Спасибо. Аванс такой…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так. Аня, тебе вопрос задает Владимир из Ростова: «Что заставило Анну Нельсон перейти с канала Рен-ТВ (относительно свободного) на Первый?»

А.НЕЛЬСОН: Вопрос сложный. Наверное, просто в какой-то момент для меня лично было необходимо пойти куда-то налево.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Александр из Москвы. Скажите, пожалуйста, а вот все время одни и те же лица…

Е.АФАНАСЬЕВА: Где?

СЛУШАТЕЛЬ: На телевидении, и ТЭФИ дают. Раньше был, допустим, конкурс ведущих – 5 000 человек на место. Это дикторов. А сейчас одни и те же лица.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот Аня Нельсон первый раз, по-моему, премию получила. Она явно не одно и то же лицо.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, а до этого? Посмотрите! Где же свежая кровь на телевидении? Откуда оно будет нормальным, когда нет никого новых?

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, в этот раз было достаточно много, Александр. Вот меня упрекают в том, что я много говорю. Может, сначала девушки скажут, а потом я добавлю. Потому что и «Большая разница» - это новая программа, там совершенно новые сценаристы молодые…

М.МАКСИМОВСКАЯ: Было очень много проектов абсолютно новых, кстати, не только в развлекательном телевидении. И в информации тоже молодые корреспонденты. Действительно, вот у Ани первая номинация.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Тамара Михайловна, Екатеринбург, пенсионерка. Я очень хочу поздравить Марианну Максимовскую. Уже долгие годы слежу за ней – большое спасибо, что она есть, что она умничка такая. И вообще – всего-всего самого доброго вам! Только ваши программы смотрю новостные, больше ничьи. Рен-ТВ весь поздравляю.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут есть вопрос – «Расскажите об участии в ТЭФИ «Russia Today». Вы знаете, мы сегодня как раз хотели пригласить. Первый случай, когда лучшим ведущим российской информационной программы признан не гражданин России Кевин Оуэн. Как раз он сотрудник канала «Russia Today». Но так как Кевин не говорит по-русски, с ним нужно было приходить переводчику и у нас в студии было бы слишком много людей, мы договорились, что он придет в следующий раз вместе с Маргаритой Симонян, которая делает этот канал, и мы подробнее с вами поговорим. А вот, кстати, тоже вопрос – как вам кажется, это что, у нас нехватка такая собственных информационных ведущих, у нас корпоративное такое протестное голосование или это что? почему оказался канал, который мало кто видит, скажем честно, и его ведущий с абсолютно другой, иностранной манерой?..

М.МАКСИМОВСКАЯ: Мы сейчас переглядывались, я пыталась переложить это на Анины хрупкие плечи. Нет, понимаете, для меня на самом деле для самой загадка, почему премию получил англоговорящий диктор, которого не видят в России. Это канал, рассчитанный на иностранную аудиторию заграничную. Я не понимаю причинно-следственной связи. Возвращаясь к предыдущему вопросу, когда слушатель говорил, почему у вас тут все время одни и те же лица… На самом деле, много новых лиц. И в информации тоже очень много новых лиц. Огромное количество молодых мальчиков и девочек. Я все-таки не назову пока ведущими, я боюсь обидеть своих коллег, но тем не менее пока это скорее ну не дикторы, но я пока не очень разобралась в их талантах… но очень много новых, старых-то как раз почти нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему? К вам же на канал вернулся твой коллега замечательный Михаил Осокин.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Но можно по пальцам пересчитать. К нам на канал пришел Михаил Осокин, блестящий ведущий, которого не надо представлять, о нем не надо говорить. Катя Андреева много-много лет ведет программу «Время» на Первом канале. Вернулся в эфир Женя Ревенко, очень профессиональный журналист. Вернулся в большой эфир с новой большой программой Сергей Брилев, тоже все его давно знают, не первый год. Эрни Мачкявичус ведет новости на Втором канале. Ну, на НТВ, наверное, остался буквально один ведущий вот из того старого поколения. А все остальные – новые. Дело даже не в том, что они еще не сказали свое слово в журналистике. Просто в этой новой политической информационной журналистике сложно сказать свое слово, потому что все там так зажато, шаг влево шаг вправо карается расстрелом, и вот эта зажатость видна. Поэтому, может быть, в гильдии не захотели за этих ведущих отдавать голоса и вот отдали иностранцу. Может быть. Но это я фантазирую. Я не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ань, а ты смотришь «Russia Today»? есть ли отличие в работе партнеров и вообще информационных служб канала, ориентированного на западную аудиторию, от наших?

А.НЕЛЬСОН: К сожалению, должна признаться, что если вижу, то очень урывочно и в командировках в гостиницах где-нибудь.

М.МАКСИМОВСКАЯ: У меня тарелка спутниковая – я вижу, но так, не скажу, что все дела бросаю и сажусь смотреть их новости.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Бекхан, я из Москвы. Я хотел бы поздравить Марианну Максимовскую. Это, наверное, одна из самых лучших программ. А также я хотел бы поблагодарить ее за смелость, за честность, за то, что она делает сегодня на телевидении. И я надеюсь, что она останется в этом же стиле, и мы ждем от нее новых программ. И вообще хочу пожелать ей удачи.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Спасибо большое. Мне, честно говоря, не очень ловко…

Е.АФАНАСЬЕВА: Не волнуйся, Марианн, тут про тебя и плохое написали. Не переживай, здесь все равномерно.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Потому что мы сейчас здесь говорим о премии, в которой не все ладно, не все ладится. И вот я, например, очень-очень хочу, чтобы не было этого нового конкурса в следующем году – «Золотой подлиза», а чтобы было старое-доброе ТЭФИ, чтобы туда вернулся ВГТРК, чтобы был канал «Культура», потому что очень мне не хватало на этой церемонии в номинациях программ, которые идут по каналу «Культура».

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы же с вами ни слова не сказали, что ТЭФИ – это не только эта церемония с вручением этих больших статуэток, это еще огромный конкурс ТЭФИ-Регион, который очень важен для региональных коллег, который действительно собирает все лучшее, все самое интересное. И он обычно намного более трепетный и, может, более честный, чем этот московский конкурс, который вообще никак потерять нельзя. Я хочу сейчас сказать огромное спасибо всему фонду Академии российского телевидения, который на своих плечах вынес всю эту церемонию, от которой отказывались большие каналы, и главное – Раисе Яковлевне Беспечной, потому что если б не они, этой церемонии в этот раз не было бы. А не было церемонии, в общем-то, до развала Академии было бы совсем недалеко. По крайней мере, это моя точка зрения. Дима спрашивает: «Есть ли у «Недели с Максимовской» сильные конкуренты?» Марианна.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Ну, конечно, есть, безусловно. Вон, на всех госканалах с таким широчайшим охватом есть одна, а то и не одна, даже две было до недавнего времени итоговых программы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр: «Тень Гусинского до сих пор витает над головами бывших сотрудников НТВ».

М.МАКСИМОВСКАЯ: Вы знаете, не самая плохая тень, если говорить о том телевидении, которое было сделано этим человеком.

Е.АФАНАСЬЕВА: И «Russia Today» не нравится. Что-то сегодня такое вот настроение. При этом вопросов, которые заранее приходят к эфире, намного больше, чем по темам каким-то, может, более конкретным и благостным. Значит, в общем-то, телевизионная большая премия нужна и зрителям, не только профессионалам. Вот почему такая острая реакция? Ань, как ты считаешь, почему зрители, которые в общем-то не получают премии, да и программа вряд ли станет лучше, если она получит или не получит премию?

А.НЕЛЬСОН: Ну, я думаю, что говорить сейчас о репрезентативной подборке мнений не приходится. Я могу говорить, например, в данном случае о своем опыте. Я вообще поняла, что телерепортажем можно хоть чуть-чуть изменить мир к лучшему. Пусть на три минуты, пусть на четыре, в лучшем случае на день на два, но я знаю, что можно сдвинуть мир с мертвой точки. Мне приходит огромное количество писем иногда, не после каждого репортажа, и я поняла, что кто-то сидел и плакал, кто-то пошел сдавать кровь умирающим детям, кто-то еще как-то отреагировал. Поэтому, мне кажется, как-то так…

Е.АФАНАСЬЕВА: Кажется, что репортерство – это такая профессия, априори подразумевающая напор такой дикий, мощный, а у Ани какие-то пастельные, часто акварельные тона. При этом она не пропадает в лавине других репортажей, а лица негромким выраженьем…

М.МАКСИМОВСКАЯ: Я могу сказать не только как коллега Ани по каналу Рен-ТВ – Аня это замечательное приобретение Первого канала, с таким приобретением канал можно только поздравить. А почему важна тема, которую мы сейчас обсуждаем – почему зрители, слушатели наши этим интересуются? Потому что в России телевидение больше, чем просто телевидение. Телевидение – это то единственное, что в реальности объединяет всю нашу огромную страну. У нас невозможно в сибирские города долететь напрямую, надо через Москву ехать. У нас плохие дороги. У нас много других проблем. А телевидение – это то, что объединяет всех и вся. И без свободного нормального телевидения, где обсуждаются настоящие проблемы страны, никогда жизнь в стране не наладится. Это понятно. И даже те, кто, может быть, это не очень хорошо для себя это формулируют, не очень внятно, это чувствуют. И интерес к телевидению у нас повышенный. Смотрите, вот «Эмми», американская премия аналогичная уже давно показывает для зрителей только ее парадную часть, касающуюся шоу-бизнеса. Несколько дней вручается эта премия…

Е.АФАНАСЬЕВА: Тоже за накрытыми столами.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Тоже. Но там люди немножко по-другому себя ведут. Но тем не менее. Политические журналисты, публицистические программы и так далее - зрители не видят вручения «Эмми» в этих номинациях. Зрители видят Бреда Пита, Анджелину Джоли и так далее, различных артистов…

Е.АФАНАСЬЕВА: Это, наверное, чуть-чуть пониже. У них там очень четкая градация – сериальный актер или киношный.

М.МАКСИМОВСКАЯ: На самом деле, и мегазвезды часто участвуют в ролях второго плана, и они вручают эту премию, не надо забывать. Вручают, может, и сериальным артистам, но мегазвезды. И на них приходят зрители. И показывают вот эту развлекательную часть. Может, и мы к этому придем. Я не уверена, что это очень здорово для нашей страны…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но ты же помнишь, несколько лет назад, когда впервые церемония разделилась на два вечера, по-моему, два года не показывали… вот эта была церемония – «Профессии» и «Лица», и «Профессии» сначала не показывали, потому что именно профессионалы, не работающие лицом в кадре, обычно зрителю неизвестны, а поэтому и неинтересны.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Ну да, пытались уже по этому пути пойти. И может, вернутся, и это будет такой мир блесток и шоу-бизнеса, это будет исключительно большой рейтинг…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот Макс пишет: «А может, оставить региональное ТЭФИ, а московский междусобойчик закрыть?» Не междусобойчик, наверное, это все-таки. Хотелось бы, чтобы это была профессиональная оценка коллег, которая всегда важна. Ну вот вы работаете – вам же важна эта оценка?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Конечно. Это безусловно. Меня спрашивали – а что тебе несколько лет не давали премию, с перевесом в один голос или сколько там… Это очень важно. Это очень важный профессиональный критерий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Причем это важно каждый год, потому что тот же Владимир Владимирович Познер говорит, что спортсмены бегут каждый год на каждом чемпионате, и если у тебя уже пять ТЭФИ, все равно ты каждый раз хочешь доказывать, что в этом году ты лучший. И если не лучший, то на следующий год ты побежишь еще быстрее.

М.МАКСИМОВСКАЯ: И потом на таких церемониях часто вскрываются такие вот болевые точки, которые существуют внутри нашего цеха. И если на это реагировать нормально, адекватно и пытаться исправить причину, а не следствие…

Е.АФАНАСЬЕВА: Не на зеркало пенять, а видеть в себе проблему, да?

М.МАКСИМОВСКАЯ: Абсолютно верно. Это очень полезно для профессии в целом. И вот такие премии по идее должны быть показателем, какая температура у телевизионной журналистики.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, у нас последняя минута эфира. Ваши ощущения – выживет ТЭФИ, не выживет, к следующему году в каком виде она будет? Анечка, как тебе интуиция подсказывает?

А.НЕЛЬСОН: Я боюсь быть Кассандрой, но дай бог.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Я не представляю, что схлопнут премию ТЭФИ. Мне кажется, это было бы очень неправильным, очень недальновидным. Возможно, надо увеличивать количество телеакадемиков, возможно, должны еще какие-то происходить телодвижения в самой Академии, но вот этот скандал, разразившийся как бы вокруг Академии - на самом деле не в Академии дело. Действительно, меня мама учила с детства: не надо обижаться на зеркало. Исправляйте свой внешний вид или свои взаимоотношения с коллегами. Причем здесь зеркало?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, я каждый год проводила после ТЭФИ или участвовала сначала в передачах, а потом в этой студии проводила передачу по итогам ТЭФИ. Я могу сказать одно – я очень верю, что эта передача по итогам ТЭФИ не последняя, что будет и на следующий год такая, и дальше. Потому что все-таки невозможно все время менять меры весов, а надо менять себя, чтобы вес точный был правильный. Поэтому наше телевидение хорошее, оно часто лучше западного. В чем-то и хуже, но… Нам есть в чем конкурировать друг с другом. Я девочек очень поздравляю, потому что участвовали другие или не участвовали, но их награды абсолютно заслуженные. Анна Нельсон, Марианна Максимовская в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья.

А.НЕЛЬСОН: Спасибо.

М.МАКСИМОВСКАЯ: Спасибо.