Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

12 октября 2008: Премьера фильма "Адмирал". Гости - Анатолий Максимов, Андрей Кравчук, Елизавета Боярская; Сергей Безруков (по телефону)

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/545709-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня будем говорить не столько о телевидении, сколько о кино. Но так как в гостях у меня люди, которые вышли с телевидения – это Анатолий Максимов, известный продюсер… добрый день, Анатолий.

А.МАКСИМОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: …и потом будет десятисерийная версия фильма «Адмирал», мы решили, что поговорить об этом фильме и в рамках программы «Телехранитель» не воспрещается. Здесь кроме Анатолия Максимова режиссер фильма Андрей Кравчук. Добрый день, Андрей.

А.КРАВЧУК: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: И исполнительница главной роли – Анны Тимиревой – Лиза Боярская.

Е.БОЯРСКАЯ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, Лиза. Уважаемые слушатели, смс-номер наш - +7 985 970 4545. Пожалуйста, ваши вопросы создателям фильма, ваши реплики. Как раз хотелось бы больше послушать и почитать реплики тех, кто фильм уже посмотрел. А мы поговорим сегодня с создателями. Во второй части программы к нам присоединится по телефону Сергей Безруков, исполнитель роли генерала Капеля, вы сможете задать свои вопросы и по телефону. Анатолий Вадимович, я знаю, что вы обычно кино делаете продюсерское. То есть это не то что к вам режиссер пришел с какой-то идеей, а чаще всего идея идет именно от вас, от продюсеров – откуда возникло имя Колчак? Почему? Сейчас, в нулевые годы, вдруг интерес к Колчаку, и в таком масштабе большого фильма.

А.МАКСИМОВ: Мы не рассчитывали сделать ЖЗЛ с самого начала, потому что интересно делать не про конкретного человека, а скорее телевизионный жанр драматизации, когда происходит история в приближенном виде, в натуральную почти величину, когда похожий грим и смежные обстоятельства рассказывают о том, как человек жил. Интересно было делать фильм про время. Есть не так много людей на Земле, из чьей жизни получается драма. Это один из тех немногих живших, в ком воплотилось время с интенсивностью ударов молнии, то есть человека время пронзило насквозь. Что в его биографии увлекло и не отпустило, это ощущение невероятного хода событий, когда неинтересные истории, вариант ЖЗЛ – жил отважный капитан, пришли злые враги, и плохо стало и капитану, и всем остальным. В том, как он жил, в том, что он делал, будущее рождалось у нас на глазах, и это будущее определило, как мы уже сегодня методом математического вычитания понимаем, на сто лет вперед историю страны. Вот этим был безукоризненно интересен и пять лет не отпускал нас от себя наш герой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Если пять лет, я так пытаюсь судорожно посчитать, сколько лет было Лизе, когда вы пригласили ее на эту роль… Лиза, сколько вам было? Лет 18?

Е.БОЯРСКАЯ: Если в общей сложности, я имею к этой картине отношение два года, но действительно, когда я начинала картину, у меня первые пробы были практически в день моего рождения, когда мне исполнялось 20 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я хочу спросить у достойных мужчин – продюсера и режиссера, - как вы рискнули замечательную актрису, но такую молодую, взять на роль женщины, такую тяжелую любовь на своих плечах вынесшую? Вы верили, что Лиза сможет это сыграть? Андрей Кравчук, режиссер фильма «Адмирал».

А.КРАВЧУК: Мы проводили пробы. Это шло где-то около года. С Лизой мы, наверное, полгода проводили пробы. Проводили, останавливались, искали других актрис, опять возвращались к ней, потому что у нее что-то было, наверное, это удивительно – то, что нам давало уверенность в том, что это может случиться. И в итоге, когда прошла последняя очередь проб, мы решили, что все-таки у нас есть главная героиня, и дальше в процессе работы Лиза это доказала. Мне кажется, что это замечательная работа, и Лиза очень глубокий, чувствующий человек, способный переживать, сопереживать. И самое главное – в ней есть какая-то чистота и искренность, из-за которой ей веришь. Веришь настолько, что понимаешь, что любовь – это не просто какие-то отношения, влюбленность и желание эти отношения зафиксировать определенным образом, а это какое-то большое…

Е.АФАНАСЬЕВА: И 37 лет потом расплачиваться лагерями.

А.КРАВЧУК: И 37 лет потом расплачиваться лагерями, и тем не менее, что самое главное - проживя всю жизнь, когда читаешь последние мемуарные записи Анны Тимиревой и ее стихи, которые она написала 50 лет спустя после расстрела Колчака, ты видишь, что в ней этот огонь не погас, что она прожила с этим чувством, и то, что в ней это чувство было, сделало ее счастливой и, как минимум, внесло понятие смысла в ее жизнь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, а вам по-человечески не страшно играть? Наверное, у актеров есть этот риск – когда такие страсти переживаешь на экране и на сцене, потом в реальной жизни, наверное, очень трудно найти чувство, по степени накала адекватное этому. Сыграв любовь Тимиревой, вы не боитесь, что вы обожглись и трудно будет найти себе любовь подобную в жизни?

Е.БОЯРСКАЯ: Вы правы в этом немного. Естественно, страшно иметь отношение к такой масштабной истории. Но тем не менее, когда я стала с ней близка, я не могла себе вообразить ничего другого, и эта любовь для меня была единственно приемлемой – любовь до последнего вздоха, любовь, которую можно называть божьим даром. Но тем не менее, сейчас я уже понимаю, что действительно в жизни уже стало намного сложнее, потому что, скажем так, ценз и планки стали намного более повышенными, чем были до этого, и сейчас мне сложно представить, что когда-нибудь я смогу полюбить не так сильно, как полюбила Тимирева. И сейчас уже все ценности действительно повернулись, изменились, выросли. И поэтому сейчас, когда меня спрашивают, на кого должен быть похож ваш избранник, я говорю, что он должен быть похож на Колчака.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, я посмотрела буквально вчера-сегодня в запросах Яндекса 50 запросов рейтинг, о чем спрашивают, и там, по-моему, на четвертом месте Тимирева, на десятом Колчак, там же есть и Софья Колчак, и Лиза Боярская. Так что попасть в рейтинг 50 запросов и персонажей фильма и тех, кто делал фильм, это, наверное, достижение для вас. Анатолий Вадимович, на какую публику рассчитывали? На Интернет-аудиторию в том числе или на другую? Кого нужно привести в кинотеатры, чтобы этот фильм был успешен для вас как для продюсера?

А.МАКСИМОВ: Самое сложное – играть в нишевую игру, когда речь идет о большом проекте. Большое кино уже априорно в глазах аудитории виновато, потому что - а что это вы такое большое сделали? А зачем? У американцев большое, а вы сидите, вам не надо такого. Проблема большого фильма в том, что он не знает, большой он или маленький – он есть, это вещь в себе, он не виноват. А критерии, с которыми подходят ко всему такому тяжелому – с кораблями, надвигающемуся, самые-самые разные. То есть есть огромное количество нишевых аудиторий, которые редко собираются друг с другом, чтобы обсудить кино, но мы нуждаемся в них, мы хотели бы, чтобы этот фильм был увиден. Для молодежной аудитории мы рассчитываем сделать с определенной точки зрения экшн такого качества, которого у нас никто пока еще не делал кино. Имеется в виду – зрелище как самодвижущийся аттракцион. Я не боюсь этого слова – Эйзенштейн тоже делал фильмы-аттракционы. Надеюсь, это не обидит никого из участников.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну так получается, что для очень многих молодых вы заново рассказали историю, которую они в общем не знают, потому что если в нашем детстве хотя бы знали, что Колчак – враг, он за белых и так далее, то выросло поколение, которое просто не знает, потому что из блога в блог люди цитируют фразу, которая звучит примерно так: «Игра отличная, что-то задевало за живое. Плакали. Конец немного предсказуем. Где-то с середины фильма было такое чувство, что в конце Колчака расстреляют – так и вышло». То есть появилось поколение, представители которого сидели и честно думали – убьют, не убьют, что будет.

А.МАКСИМОВ: Это скорее добавляет нам, да. Потому что если знать заранее, чем все кончится, немножко грустно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но к сожалению, все-таки, наверное, большая часть аудитории знала.

А.МАКСИМОВ: Если говорить об аудитории на уровне нашего организационного практического подхода, такого рода кино должно в идеале выглядеть как спектакль, когда степень погружения в него зависит от места в зале, которое человек себе может обеспечить своим жизненным опытом, своим образованием. Не должно быть никакого ценза. Если человек сидит на колонной и не очень знает историю, не очень хорошо понимает, кто, кому, где, он все равно получает какую-то энергию действия, кинетическая радость просто от того, что что-то движется, какая-то драма, она вскипает, идут столкновения. Человек, который может себе обеспечить место в первых рядах зрелища, видит больше, глубже, начинает понимать для нас очень дорогую вещь – не знаю, насколько она внеаудиторная – что ответы на вопросы, почему мы так живем сегодня, находятся вчера. То есть для того, чтобы увидеть себя и понять, что не с нас все это начинается и не только наши ошибки и не только наши решения приводят к результату, к которому мы сегодня приходим, для этого нужно оглянуться назад.

Е.АФАНАСЬЕВА: А не было опасности – вопрос, наверное, все-таки больше к вам и к режиссеру – какой-то идеализации Колчака? Потому что очень много реплик, которые я сейчас читаю, в которых восхищаются, естественно, и исполнением роли Хабенского, и этим образом, и этой любовью, но в то же время тут пишут – а что ж вы не рассказываете о том, что убивали целые деревни по приказу Колчака? Все-таки это была война – там, наверное, не было правых и виноватых. Андрей Кравчук, режиссер фильма, что вы можете сказать? потому что я не буду сейчас читать эти реплики, но даже нам на сайт эховский вопросы присылали сегодня и спрашивают – вот, он защищал класс эксплуататоров, это то же самое, что защищать сейчас миллиардеров. Или, например – что ж вы не рассказываете о том, что он плохого делал?

А.КРАВЧУК: Ну, если говорить о том, кого он защищал – прежде всего он боролся за Россию – ту, в которую он верил и понимал. Во-вторых, те люди, которые его выбрали верховным правителем (он не захватил власть, а там был переворот, когда свергли Директорию и дальше члены Правительства, которые остались, его выбрали), не были капиталистами, олигархами и так далее. Это были чаще всего эсеры и так далее. Это были многообразные политические партии, которые были не согласны с политикой большевиков. То, что касается зверств и убийств, то и то и другое было как со стороны красных, так и со стороны белых. Колчак лично не занимался тем, что пытал кого-то в подвалах или давал приказы о массовом уничтожении. Чаще всего особенности гражданской войны заключаются в том, что на местах уставшие люди, которые уже с 14-го года убивают людей и убийство для них стало чем-то повседневным, уже не стало событием… если посмотреть мемуары Шкловского, то он описывал нашу армию – она была где-то за рубежом, когда люди просто пробовали ружья работает-не работает, убивая местных жителей. И эта, естественно, озверелость была в тех людях, которые убивали друг друга, а не в Колчаке. А что касается идеализации – сейчас все говорят только о последнем годе жизни Колчака, когда он был верховным правителем, забывая, что до этого Колчак был и ученым, который занимался открытием северных морских путей, человек, который был героем Русско-Японской войны.

Е.АФАНАСЬЕВА: То, что даже у вас в фильм не поместилось, за кадром осталось.

А.КРАВЧУК: Нет, мы не ставили задачей рассказать всю жизнь Колчака, мы хотели рассказать про людей и про время – про людей, которые жили, время, какое было, про те корни, которые в нас есть. Мы хотели рассказать про любовь, страну и героев этой страны, которые жили, были, которые были такими, какими они были. Один из военных советников – по-моему, Брудберг его была фамилия – написал о Колчаке следующим образом: «лучше бы он был кровавым диктатором, лучше бы он был злодеем и беспощадным человеком, чем таким хрупким романтиком, который бегает и пытается сделать всем лучше». Это написал человек, который его упрекал в недостаточной жестокости, в недостаточно сильной власти. Это был современник, который жил рядом с ним и писал это о нем. Поэтому те люди, которые пишут о Колчаке как о кровавом злодее, скорее всего опираются на то эхо или тот образ Колчака, который был сформирован за годы советской власти, потому что Колчак на то время был наиболее яркая и наиболее одиозная фигура. «Все на борьбу с Колчаком!» Он объединил всех и двигался на всех. Но он действительно был романтик. Кто-то о нем, опять же, из современников написал, что по всей видимости, это последний романтик нашего времени.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот интересно – вопрос Лизе Боярской – вы играли до этого с Константином Хабенским – вроде бы тоже играли любовь в «Иронии судьбы. Продолжение», только там вы оба современные молодые люди, а здесь вы люди того времени. Это совершенно разные отношения в кадре?

Е.БОЯРСКАЯ: Конечно, разные.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько по-разному было играть одним и тем же людям любовь в разное время в разных исторических обстоятельствах?

Е.БОЯРСКАЯ: Это две несравнимые вещи, и просто даже если я смотрю в лицо своему партнеру, Константину Хабенскому – когда я смотрела на него в «Иронии», я видела одного человека, а когда я смотрела на него на съемках «Адмирала», я видела абсолютно другого человека. Просто в «Иронии» все, наверное, более актуально и понятно нынешней молодежи и более сиюминутно для девушек, которые понимают, как быть…

Е.АФАНАСЬЕВА: Как выбирать между Хабенским и Безруковым.

Е.БОЯРСКАЯ: Да, что-то в этом роде – как выбирать между благополучием и стабильностью и романтикой и истинным чувством и пониманием. А что касается «Адмирала», здесь было все совсем другое. И я в том числе, вспоминая ваш вопрос, могу сказать, что я тоже по школьным знаниям знала достаточно мало о Колчаке – знала, что он был представителем белого движения, максимум - какие-то даты, и не более того, уже никто не упоминал про его расстрел, и, может, именно поэтому сейчас очень многие не знают, что он был расстрелян. Но для меня два года жизни с этой картиной и то, что слепил, создал, родил Костя – вот этого Колчака, его Колчака, он для меня стал таким родным и любимым, что за два года жизни получилось так, что за два года жизни я действительно обрела любимого человека. Только есть артист Константин Хабенский, который когда уходит со съемочной площадки, Константин Юрьевич, наш знакомый, наш друг и наш коллега, а когда он надевает форму, когда у него меняется пластика, когда у него меняются глаза, когда у него меняется тембр голоса, когда он говорит те слова, которые мог говорить Колчак, у меня все внутри содрогалось, и я понимала, что передо мною действительно стоит мой любимый человек. И сами понимаете, все хорошее заканчивается – когда съемки фильма закончились, этот любимый человек тоже канул в лету, но зато, поверьте мне, это такой опыт для меня как для молодой девушки той любви, который уже из меня никогда не уйдет. И я уже счастливая во всех смыслах, потому что я сумела пережить эту любовь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, а раз вы сыграли эту женщину – как вы думаете, она хоть раз за эти 37 лагерей, этих пыток пожалела, что она так страшно расплачивается?

Е.БОЯРСКАЯ: Нет, ни в коем случае. Я уверена, что ни капельки. И я думаю, что все эти 55 лет после…

Е.АФАНАСЬЕВА: А погибший сын, которого расстреляли именно потому, что он был ее сыном? Когда материнский долг и долг любящей женщины вдруг столкнулись?

Е.БОЯРСКАЯ: Вы знаете, Колчак и она – они были избранные богом, и это была их миссия на этой Земле на тот момент. Уже не война была миссией Колчака, а любовь к Анне. А у Анны была миссия – любовь к нему. И они должны были хранить ее, и в этом было их предназначение. И до конца дней это предназначение у Анны сохранилось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сейчас прервемся на новости через несколько минут. Может, Анатолий Максимов успеет два слова сказать. Я знаю, что в этом фильме Лиза и Хабенский появились дуэтом раньше, чем в «Иронии судьбы», то есть вы их уже в «Иронию» позвали. Это для вас как для продюсера было важно, чтобы в фильмах о двух разных эпохах два одних и тех же молодых человек олицетворяли время?

А.МАКСИМОВ: Это была импровизация Тимура Бекмамбетова, который посмотрел материалы «Адмирала» - мы снимали «Иронию» внутри съемочного процесса «Адмирала»… ведь что-то есть, химия же есть, это происходит – давайте, давайте. Это настолько разные роли, это настолько разные люди… Конечно, те же самые актеры, которые мои любимые и которыми я страшно дорожу, но они совсем-совсем разные. Поэтому я б даже не сказал, что это путешествие одной психики через эпохи и расстояния, а это разное перевоплощение. В этом счастье актера, который успевает прожить несколько жизней. Это другие жизни этих людей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы прервемся на новости, а после этого продолжим программу «Телехранитель». В гостях создатели фильма «Адмирал» - Анатолий Максимов, продюсер, режиссер Андрей Кравчук и Лиза Боярская.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». Говорим мы сегодня о премьере фильма «Адмирал». В гостях у меня продюсер фильма Анатолий Максимов, режиссер фильма Андрей Кравчук и исполнительница главной роли Лиза Боярская. А по телефону с нами на связи сейчас Сергей Безруков. Добрый день, Сергей.

С.БЕЗРУКОВ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопросов к вам очень много, и один звучит так: «После каппелевской атаки могли бы вы сыграть Чапаева теперь?»

С.БЕЗРУКОВ: Я думаю, что наверное нет. Все-таки есть какие-то приоритеты. Потому что что касается красных, я думаю, что нет. О красных много чего сказано, и уже много кто играл красных. Мне в данном случае интересны люди, о которых за всю историю практически не было сказано ничего окромя гадостей и каких-то пасквилей. Вот и все. А люди достойные. И мне, к сожалению, обидно сознавать, что таких людей, как Каппель, допустим, в нашей истории, в сознании наших советских зрителей помнятся только по тому самому фильму «Чапаев». Обидно, честно говоря. Даже какая-то миссия в этом есть. Я много на себя не беру, но я был счастлив для себя открыть эту личность. Я надеюсь, что вместе со мной ее откроют и многие те, кто посмотрит этот фильм. Вот и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наверное, откроют. Потому что я уже говорила вашим коллегам по фильму, что в запросах Яндекса сейчас уже входят герои вашего фильма, в том числе и генерал Каппель – интересует людей после просмотра фильма, кто были эти люди.

С.БЕЗРУКОВ: Замечательно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы с детства помните эту каппелевскую атаку в «Чапаеве»?

С.БЕЗРУКОВ: Конечно. В том-то все и дело, что я был под впечатлением от тех самых пижонов с сигарами, которые наступают с этим флагом «веселый Роджер», то есть нечто такое нелепое, страшное. Я видел с детства. Хотя ыильм мне очень нравился. А уж тем более мне нравилось исполнение Чапаева Бабочкиным, потому что актер замечательный. Вот тут вот лишний раз убеждаешься в том, какова пропаганда – если талантливые люди снимают кино про красных, то это будет хорошее кино…

Е.АФАНАСЬЕВА: А нет ли риска, что через много лет – вот я сейчас обращаюсь не только к вам, Сергей, но и к гостям в студии – скажут, что плохо, когда люди талантливые снимают про этих, а история еще раз перевернет все?

С.БЕЗРУКОВ: Я не думаю. Честно говоря, очень не хотелось бы, чтобы переворачивалась история. Уж сколько раз она переворачивалась. Уж наверное негоже. Не хотелось бы, чтобы еще раз мы переживали подобное. Не надо. Нам уже не нужно никаких переворотов таких. Уже хочется жить стабильно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я прочла в Интернете после премьеры, еще когда первый раз в «Пушкинском» показали, кто-то из девушек обсуждавших сказал – «Все хорошо, только сначала Безрукова не нашла, а потом мне сказали, что он играл…» Как я поняла, приняли Бероева за Безрукова, и я подумала – какое перевоплощение!

С.БЕЗРУКОВ: Интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, у вас роль больше была. Андрею Кравчуку вопрос – видно, в телеверсии Каппель будет какое-то более значительное место занимать, нежели здесь – несколько сцен в фильме?

А.КРАВЧУК: Ну конечно, будет больше. В фильме он занял то положение и то место, которое необходимо. И мне кажется, что этого достаточно. Потому что Сергей блестяще справился с этой ролью. Если его не узнают, то значит, возник уникальный образ – возник человек, а не смотрели, как Сергей Безруков играет роль кого-то. И это, мне кажется, самая большая похвала для этой работы. А что касается пересмотра ценностей – мне кажется, что сейчас уже мы можем смотреть на нашу историю без идеологии и рассматривать героев этой истории не потому, были ли они за белых или за красных, а по тем поступкам, действиям и событиями, которые происходили в их жизни, и тому, какое место они заняли в нашей истории.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот здесь на наш сайт Сергей, бухгалтер из Петербурга пишет: «...извините, но прошибло, за душу взяло. А спросить хочу у актёров, вот что. Почему же так всё произошло? Как они думают?» Вот видите – не создателям, не режиссеру, не продюсеру, а вам, актерам фильма. Лиза, вы как думаете, почему же история так сложилась?

Е.БОЯРСКАЯ: Это такой вопрос, над которым нужно думать десятилетия. Но мне кажется, это была необратимость, это был накал ситуации в стране, в России, накал человеческих душ. И все сошлось воедино, и случился этот страшный переворот. Наверное, он был закономерен именно в это время. Но очень страшно, конечно, что это все произошло. И сейчас приходится пожинать плоды и потихоньку собирать камни. Так оно и есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сереж, а как вы считаете, совершенно закономерный был итог у Каппеля и у Колчака в тот момент или все-таки история могла сложиться иначе?

С.БЕЗРУКОВ: История, наверное, могла сложиться иначе, но сложилась так, как сложилась. Винить и спрашивать, а кто же во всем виноват, сейчас, честно говоря, сложно. Да и вправе ли спрашивать, кто виноват? Мы в то время не жили. Мы бы неизвестно где оказались бы сами – с какой стороны, на стороне красных или на стороне белых. Обидно и жалко только одно – что все они русские люди, и воевали они друг с другом. В гражданской войне это есть, наверное, самое страшное: это когда брат идет на брата. Ну, это избитые истины, которые нам говорили еще в школе, но тем не менее они работают. И вот это самое печальное. Там в фильме есть потрясающий момент, когда в окопе закапывают красных и белых и подчеркивают, что все они православные, все в одной могиле…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, господь их краской не мазал.

С.БЕЗРУКОВ: Да, что здесь их нужно хоронить всех вместе, потому что все они люди православные. Вот обидно и печально. Поэтому какой финал – может, это рок или судьба, как угодно можно говорить, случайность, стечение обстоятельств, заложники чести – может быть, и так. Потому что люди бесчестные, может быть, сбежали бы. Может быть, Колчак попросил бы защиты, помощи у тех же самых французов, каким-то образом переодевшись. Может, так было бы. Но с этими людьми такого быть, наверное, не могло. Они люди чести были, поэтому они отвечали за свои слова и свои поступки. И шли на заклание. В какой-то степени это именно так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, врач из Челябинска, пишет: «Смотрел вчера. Вечером дома разговаривать не хотелось. Наверное, затронули что-личное. Не разобрался, "что". То ли тема любви, то ли тема долга». Но наверное, это очень хорошая оценка вашей работы. Сереж, спасибо вам большое. Успехов вам. Приходите в студию «Эха Москвы» - поговорим подробнее.

С.БЕЗРУКОВ: Спасибо. Огромный привет всем моим коллегам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Я просто вынуждена уже отключить Сергея Безрукова, потому что мы звонки обещали принять – нам слушатели не простят. Уважаемые слушатели - +7 495 – код Москвы 363 36 59. Единственное – огромная просьба – пожалуйста, звоните те, кто фильм видел. Потому что создателям сейчас важно услышать тех, кто фильм видел, а не в общем порассуждать о Колчаке. Те, кто не может дозвониться, смс-номер - +7 985 970 4545. Давайте попробуем звонок принять. Добрый вечер. алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, меня зовут Елена. Вы знаете, я видела фильм сегодня. Честно говоря, у меня надежда на то, что будет десять серий, потому что как бы рывками, как в клипе. Поэтому я сейчас поостерегусь оценку высказывать. Во-вторых, дорогие товарищи создатели, немного поаккуратнее с деталями. Колчак был командиром Балтийской минной дивизии. Тимиреву не расстреливали в Кронштадте за памятником адмиралу Макарову у рва. Смирнов с ним поехал в Штаты, то он не остался в России. Керенский Колчака не отсылал в Америку. Колчак поехал туда по приглашению американцев. Керенский тут вообще не при чем. Ну и так далее. А кроме того – у меня большой такой вопрос к создателям фильма: скажите, пожалуйста, человек исследовал северный морской путь, работал, воссоздавал флот после Цусимской катастрофы, то есть в сущности он за родину положил и время, и силы, и душу, и все остальное, родина ему в ответ… ну, как бы она не жалела простых людей, не пожалела и его, а вот зачем снимали фильм? Потому что вопрос остается только один – да гори она синим пламенем, такая родина.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос – зачем фильм снимали?

СЛУШАТЕЛЬ: В принципе да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Вроде с этого-то я и начинала. Анатолий Вадимович.

А.МАКСИМОВ: Ну, если говорить о критике исторической – естественно, мы про все знаем, что сказала Елена, спасибо лишний раз за напоминание.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, тут тоже есть от инженеров про ляпы, где чем Колчак командовал и не командовал, броненосец, а не крейсер…

А.МАКСИМОВ: Ну это же каждый раз наш выбор. Это не драматизация. Я с этого начал. Для того, чтобы сохранить правду времени, о котором мы хотели сказать, мы не восстанавливаем каждое событие в полном объеме. Иначе это и не 10 серий будет – это будет сочинение длиною в жизнь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Такая «мыльная опера».

А.МАКСИМОВ: Да. По-моему, даже такие попытки делались про других героев на телевидении. Главное, про что мы снимали кино – это мое убеждение, я надеюсь, коллеги сами про это что-то смогут сказать, потому что это корневой вопрос, - про любовь. Не про взаимность, а именно про любовью любит он человека, любит он родину, любит он свое дело. Из него исходит та энергия, которая делает жизнь стоящим мероприятием, ради этого стоило жить. Есть о чем жалеть этим людям. Когда в конце у нас идет такой радостный некролог по жанру, но по форме, как мне кажется, почти красавица и чудовище: радостный подъем наверх, в какие-то другие сферы – каждый из них не пропустил свой шанс, у каждого из них была реализация своего единственного в мире шанса. Поэтому никогда в жизни второй раз на этой Земле они не окажутся. И они использовали его так. Это мое ощущение того, зачем мы тратили жизнь на этот фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Роман. Я сегодня с утра ходил всей семьей смотреть. Вы знаете, я хочу сказать одно. Я брал сына сегодня с собой восьмилетнего, Тимофея, хотел посмотреть его реакцию на фильм, и вы знаете, два момента: его потрясло, когда матросы расстреливали офицеров у оврага, он спросил – «Папа, а зачем они это делают?», а второй момент – атака каппелевцев под музыку, он говорит – «Папа, это, наверное, немцы убивают русских». Я говорю – «Нет, сынок, русские в русских стреляют». Он говорит – «Папа, а разве так может быть?» Потрясающий фильм. Хочу поблагодарить Лизу, Хабенского, всех, кто играл там, Сергея Безрукова. Хороший фильм. И, знаете, наверное, он во многом отвечает на то, почему мы сегодня в России так живем. Вот это истребление взаимное народа, которое было тогда, наверное, нам аукается. И еще долго будет аукаться. А фильм великолепный просто. И еще хотел знаете что сказать – видел сегодня ребят 14-летних в кино. Порадовался. Это поколение «пепси» должно просто видеть этот фильм и задуматься над тем, что есть честь, есть вера, есть отчизна, долг перед родиной – те понятия, которые, к сожалению, за 15 лет были вообще размыты и унесены у нас историей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Роман, вам за ваш отзыв.

А.МАКСИМОВ: Спасибо сыну Романа, если можно. Я точно вспомнил наши первоначальные ощущения, когда мы столкнулись с этим материалом. Буквально то же самое, что почувствовал восьмилетний мальчик, я почувствовал сам, когда это увидел. Разве так может быть?

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте. Олег, Иркутск. Смотрел сегодня. Для нас, для иркутян, личность Колчака достаточно близкая. Вы, наверное, это знаете. Тем более, что последняя сцена происходила тут у нас. Много было чувств, когда шли мы на этот фильм. У меня есть приятель историк – он не пошел на него сознательно. По тем причинам, что как бы заранее знал о тех исторических фактах, которые там не уместятся. На что я ему вообще возразил, что не надо подходить к художественному фильму как к документальному. В любом случае, кино у нас искусство, а искусство всегда условно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только, если можно, давайте чуть короче формулировать ваш вопрос. Звонков очень много.

СЛУШАТЕЛЬ: Тогда очень коротко. Фильм при всех его достоинствах все-таки вызвал большие сомнения. Обидно иркутянам, что вы не нашли возможности снять казнь именно на реальном месте. Там все сохранилось – и Богоявленский собор, и все это осталось, и это был бы прекрасный фон. Столько много внимания все-таки было уделено эффектам с морскими сражениями, и чуть-чуть не хватило денег до Иркутска доехать. Очень жаль.

А.КРАВЧУК: В Иркутске мы были. Мы там снимали натуру. Если вы помните, деревня Тальцы у нас участвует, Кругобайкальская железная дорога, и сибирские пейзажи мы снимали под Иркутском. К сожалению, сам расстрел на том месте, где сейчас стоит крест и этот холм, снять практически невозможно – там трасса проходит, и засыпать ее снегом и так далее с точки зрения производства было бессмысленно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А снимали не в сезон?

А.КРАВЧУК: Сезон уже уходил. На то время сезон был всего лишь месяц, а если вы видели картину, зимы у нас очень много.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Очень много реплик – и благодарных, и сомневающихся, и вопрос: «Как оцениваете работу операторов-постановщиков?» - Денис спрашивает, такой конкретный вопрос. Наверное, довольны ли вы их работой?

А.КРАВЧУК: Мне кажется, замечательная работа.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Большое спасибо. Не видел ничего подобного со времен «Титаника», - пишет наш слушатель. Вот как вы относитесь к тому, что очень часто пишут, что просто «Титаник» повторили, особенно финальная сцена?

А.КРАВЧУК: Я знаю, что можно перечислить очень много фильмов, где в финале мы видим героя пожилого, пережившего какие-то события, и он вспоминает, как он был молодой и счастливый. Это не только «Титаник» имеет на это прерогативу. Таких фильмов много. Ну, если у людей возникла такая ассоциация, значит, такая.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей из Туры пишет: «Заинтриговали, но в кино не пойду – буду ждать показа на ТВ». Анатолий Вадимович, стоит ли ждать показа на ТВ?

А.МАКСИМОВ: На ТВ покажут телесериал. Долго стоит ждать показа на ТВ. Ну, наверное, стоит, если про кино говорят хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сериал будет другим, да?

А.МАКСИМОВ: Совсем другим.

Е.АФАНАСЬЕВА: В чем разница между кинопродуктом и телепродуктом? Вы как продюсер и теле- и кинопроекта, наверное, можете сказать?

А.МАКСИМОВ: Ну, принципиально иная степень проработки фактуры. Там многие исторические вопросы, где углы срезаны, более тщательно сделаны. С исторической точки зрения, это будет так. А с точки зрения фильма, все-таки он меньше про историю и больше про людей, про отношения, про последнего рыцаря. Даже если сравнивать это с «Титаником», у нас есть одно преимущество – эту историю любви мы не придумали. «Титаник» - могла быть история любви. Конечно, могла. Наша история была на самом деле. То есть я бы сказал так – может, кто-то увидит историю фрагментарно, если следить за исторической канвой, которая там бьется, в сериале, естественно, она более последовательна. Фильм – это история отношений, а сериал – это история истории, в которую входят отношения.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, еще звонок успеем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Андрей, Самара. Только что с сыном ходили на этот фильм. Вы знаете, настолько потряс. Сейчас еду в машине, специально ни о чем думать не хотелось даже. Включаю радио «Эхо Москвы» и думаю – может, политика отвлечет? Нет, обсуждение этого фильма. Большое спасибо создателям фильма, актерам. Специально водил сына, чтобы на этом фильме воспитать у него любовь к родине, любовь к своей стране. Низкий вам поклон. Большое вам спасибо еще раз.

Е.БОЯРСКАЯ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я еще раз хочу сказать – звонки не отобраны. Видите, вывожу в эфир просто… а то скажут, что «Эхо Москвы» пиарит «Адмирал». Вот такой вопрос – уже второй звонок, что детям очень понравилось. А как вы думаете, если «Иронии судьбы» у вас даже была такая реклама – «Подари билет родителям, пригласи то поколение, которое в кино не ходит», вот то поколение пойдет смотреть этот фильм, для которого все-таки Колчак это враг, мы за красных в детстве играли. Да, Лиза.

Е.БОЯРСКАЯ: Я могу сказать – у меня произошла очень любопытная история. У меня бабушка очень убежденный советский человек, она до сих пор хранит партийный билет и свято верит в наше прошлое, что оно действительно было самым правильным. Ей 79 лет, и 79 лет она живет с этими убеждениями. Так вот, на петербургской премьере после просмотра фильма, когда она уже приехала домой, мне позвонила и сказала – «Ты знаешь, Лиза, мне кажется, я была неправа». И поверьте, для меня это потрясение, правда. Потому что если бы я говорила с ровесниками, мне было бы легче это оправдать. А когда столько лет твердого закаменелого убеждения, и тут такая перемена, значит, это что-то стоит, значит, это что-то настоящее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок напоследок успеем. 363 3659. добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Максим, Самара. Мы с женой посмотрели этот фильм буквально пару дней назад. Остались очень довольны. Действительно, тоже потрясены тем, что действительно – вторая за последнее время картина, которая очень сильная, и она действительно заставляет поколение «пепси», как правильно сказал один из предыдущих слушателей, задуматься. Первая картина, которая действительно произвела впечатление не с метафорической точки зрения, а именно с точки зрения, какую силу влияния она оказывает на молодежь, это был фильм «Мы из будущего», и вот «Адмирал» - это второй фильм за последний год, наверное, очень сильный. Именно и с исторической и с эмоциональной точки зрения. Поэтому для современной молодежи фильм крайне полезен. И вот здесь, наверное, не – подарите билет родителям, а – подарите билет детям.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо вам за вашу краткую рецензию. Думаю, создателям фильма приятно это все слышать. «Обязательно посмотрю. Детали не интересуют. Соскучилась по благородным героям», - пишет Аза. «А можно ли сравнить «Адмирал» с «Островом»? Анатолий Вадимович, как вам кажется, можно ли с фильмом «Остров» сравнивать?

А.МАКСИМОВ: Ну, если говорить о направлении движения, да, это в ту же сторону. То есть да, мы пытаемся делать фильмы для людей. В этом смысле это и здесь. Есть фильмы эскапистского толка, то есть когда подальше отсюда хоть на два часа и забыть про все это, а это вот – поближе сюда. В этом смысле, наверное, это фильмы с одного поля.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пользуясь тем, что вы все-таки пришли сюда в студию, я два слова попытаюсь спросить о телевизионных проектах дирекции кино вашей компании, потому что за последнее время и «Диверсант. Конец войны» произвел большое впечатление на телезрителей, «Громовы. Дом надежды». Что сейчас? Чего ждать? И в телевизионных проектах ваша тема продолжается или она только в таких больших, как «Ирония судьбы» или «Адмирал», может двигаться на экране?

А.МАКСИМОВ: Ну конечно. Было бы странно, если бы мы делали что-то другое, в другом виде спорта. Мы рассчитываем на «Адмирала», что это будет другое кино, что его будет интересно смотреть и тем, кто видел фильм. Я просто редко рассказываю вперед, потому что, знаете, это как бывает, когда кого-то позвали на обед – «А третье, третье-то что?» У нас сейчас это блюдо подано. И всегда хочется пробовать то, что сейчас, вкусить тот момент, который уже уходит для нас.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лиза, после таких ролей подбирать роль себе не стало труднее? Потому что, в общем, после Тимиревой, наверное, очень трудно играть роли менее яркие, сильные и интересные…

Е.БОЯРСКАЯ: Во-первых, я безумно благодарна судьбе, что у меня есть театр, потому что в театре – вечное занятие, гаммы для артисты, это все время аккумулирующая энергия, которая держит тебя в нужном тонусе, но тем не менее действительно я могу сказать, что по собственным впечатлениям намного выше стала планка. Когда я читаю сценарии, я от них ожидаю уже заведомо большего, чем есть на самом деле. Но надо все-таки мириться и считаться со временем, тем более не все же проекты в конце концов исторические. Главное – неважно количество денег, неважна эпоха, главное – чтобы кино снимали про людей, про сущность людей, про их благородство и чтобы эти фильмы, как говорят наши слушатели, чему-то учили. Остальное тогда не имеет значения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, по-моему, первый раз за последнее время, когда речь идет о таком большом проекте для кинозалов, ни слова никто не сказал про деньги. Ни про кассовые сборы. Ни вы, ни слушатели. Это, в общем, наверное, показатель того, что в данном случае кинопроект не как финансовый проект рассматривается, а все-таки как кино и какая-то человеческая история. Мне показалось это приятным. Хотя, наверное, продюсерам сейчас важно посчитать и кассовый успех фильма.

А.МАКСИМОВ: Я благодарен за это наблюдение, потому что во всех обсуждениях никогда не звучало – а сколько соберет. Это большой плюс для кино. Хорошо, что про это не вспоминают. Значит, как эксплуатация проект не воспринимается, а этого, естественно, мы боимся больше всего, потому что мы были искренними.

Е.АФАНАСЬЕВА: Валерия пишет: «Ходила вчера с дочкой – тяжелое потрясение. Ночью даже снились отдельные сцены». А Елена из Волгограда: «Фильм смотрели вчера. Огромное эмоциональное воздействие. После фильма молчали весь вечер. Спасибо. Буду уговаривать своих студентов пойти посмотреть. Это надо видеть!». Ну что ж, если кто-то не видел, я всегда говорю – давайте посмотрим. Даже какие-то сомневающиеся или спорные мнения создателям фильма были бы интересны. Но сегодня как-то превалировали… Может, это хорошо.

Е.БОЯРСКАЯ: Конечно, хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, это Лиза Боярская. Она уже торопится на самолет. У нее съемки теперь в Киеве, да?

Е.БОЯРСКАЯ: В Ялте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей Кравчук, Анатолий Максимов. Приходите, пожалуйста, к нам еще. Анатолий Вадимович, я беру с вас слово, что вы придете про телевизор поговорить.

А.МАКСИМОВ: Обязательно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго. Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья.