Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2008

21 декабря 2008: Шутки старые новые и "хорошие": меняется ли качество юмора на телевидении? Гости - Татьяна Лазерева, Михаил Шац

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/560641-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И в гостях у меня сегодня люди, которых я очень давно пыталась дозваться. Это Татьяна Лазарева и Михаил Шац.

Т.ЛАЗАРЕВА: Здравствуйте.

М.ШАЦ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Думаю, даже представлять долго не надо, ведущие чего и кого, потому что уже сами имена и фамилии говорят сами за себя. И я очень часто просила позвать их в эфир и сама, и продюсеров, и все время они были заняты. Ну как же, или с детьми в выходные все время дома, или какие-нибудь праздники, корпоративы, еще что-то. За одно воскресенье до Нового Года дозваться вас в эфир – это что значит, что корпоративы в этом году просто все свернулись? Или как?

М.ШАЦ: Да-да, косвенный признак, несомненно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Работы стало меньше. Месяц дедов морозов артистов не так кормит, да?

М.ШАЦ: Это правда, да.

Т.ЛАЗАРЕВА: Горькая правда есть, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что, уважаемые слушатели, зато у вас есть редкая возможность пообщаться с Таней и с Михаилом. Задавайте им вопросы. Пока по смс. Наш номер - +7 985 970 4545. Во второй части программы, как обычно, вы сможете поговорить с ними и по телефону. Мы назвали сегодня тему несколько обтекаемо – Шутки старые новые и "хорошие" (естественно, обыгрывая название вашей программы): меняется ли качество юмора на телевидении? Вот об этом попытаемся сегодня поговорить. Потому что если судить по моим недавним коллегам телекритикам, по их репликам и оценкам, они увидели ростки какого-то нового юмора, пробивающуюся сквозь толщу, броню, асфальт вот этих сплошных «Аншлагов», «Кривых зеркал». Тут, кстати, смешной вопрос на сайт пришел: «Смотрите ли вы Петросяна с «Кривым зеркалом»? – спрашивает Никита Волчек из Москвы.

М.ШАЦ: У нас спрашивает? Нет, мы, кстати, никогда не смотрели его, поэтому у нас объективного мнения об этой программе нет. У нас есть четкое абсолютно понимание того, что я это точно никогда смотреть не буду. Мне в принципе достаточно нескольких минут, чтобы понять идею этой программы.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, я как раз хотела добавить, что мы ее не смотрели только потому, что когда мы ее включаем, я лично не могу ее смотреть даже для какого-то эксперимента, к сожалению, чтобы понять, что это за программа…

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему же люди смеются и почему же рейтинги, да?

Т.ЛАЗАРЕВА: Да. Ну, я не могу ответить на этот вопрос, почему рейтинги…

Е.АФАНАСЬЕВА: Таня, если серьезно, вы все-таки профессионально занимаетесь юмором несколько лет, поэтому невольно для того, чтобы жить на телевидении, чтобы ваша программа была популярна, значит, рейтингова, значит, долго в эфире, вам надо понимать, над чем люди смеются. И вот этот вопрос – почему много лет… сейчас-то рейтинги падают «Кривого зеркала», «Аншлага», но сколько лет они держатся! Вы пытались понять, почему люди над этим смеются так массово, так долго и так стабильно над подобным… я даже не могу назвать это видом юмора.

М.ШАЦ: Во-первых, если к началу вопроса вернуться, в первой части вопроса прозвучала такая фраза, что мы анализируем то, над чем смеются люди.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я предположила. Наверное.

М.ШАЦ: нет, это не совсем так. У нас есть некий принцип, или он стал принципом, потому что так получилось – потому что мы всегда смеемся над тем, что смешно нам. В принципе, все наши программы смешны нам. Почему, собственно, в основе их лежит импровизация? Это такой сиюминутный юмор, когда ты пошутил и тебе сразу смешно. И потом не надо анализировать, почему это было так, а не так. Нам так проще. Это наш стиль, наша стихия.

Т.ЛАЗАРЕВА: Я продолжу свою мысль по поводу того, что это действительно разный уровень юмора, вот и все. Есть люди, которые смотрят, и мы тоже смотрим, наши передачи и подобные, но никогда не смотрят «Кривое зеркало» и Петросяна. Нам там не смешно. А есть люди, которые смотрят «Кривое зеркало» и Задорнова Михаила, а наши передачи не смотрят. Это разный юмор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот смотрите, раньше были тот вид юмора, который вы назвали, и вы. В общем, были две такие большие разницы. Теперь появилось мощное подразделение, от Comedy Club почкующееся во все стороны, этот тип юмора. Появились программы на Первом канале типа «Большой разницы», «Прожектора Пэрис Хилтон»…

М.ШАЦ: Готов поспорить по поводу «Большой разницы». «Большая разница» - это старая, давно забытая «ОСП-студия».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут, кстати, тоже есть предположение, что именно из вашей «ОСП-студии» они все и вышли. Вот этот вопрос я сейчас не найду…

М.ШАЦ: Да неважно. Нет, я не говорю про все программы, это слишком нескромно. Но в любом случае и «ОСП-студия» не открыла Америки, по большому счету. Она просто открыла людям как бы забытый жанр пародии, в данном случае пародии на телевидение.

Е.АФАНАСЬЕВА: На то, что все знают.

М.ШАЦ: Да, и, кстати, «Большая разница» учла ошибки «ОСП-студии».

Е.АФАНАСЬЕВА: Какие?

М.ШАЦ: А ошибки были очень простые. Ошибка была вызвана обстоятельствами, в которых мы работали. Когда ты начинаешь делать еженедельную юмористическую программу, сначала это просто взрыв, это феерия, это легкость, а потом, когда ты понимаешь, что прошел год, прошел еще один, а тебе еще надо трудиться, беспросветно абсолютно. Это каждую неделю нужно смеяться приблизительно над одним и тем же. Вот это была самая большая проблема «ОСП-студии». «Большая разница», как вы заметили, выходит раз в месяц.

Т.ЛАЗАРЕВА: И у них гораздо больше авторов.

М.ШАЦ: Нет, дело даже не в этом. Они не повторяются. Мы ведь как, например, снимали «ОСП-студию» - мы взяли Бориса Бермана и Ильдара Жандарева, вот давайте сделаем. Мы сделали раз пародию – феерично, смешно, супер! Но мы же технологично снимаем. Мы снимаем с учетом того, что у нас есть бюджет, у нас есть технология съемки. Нам за счет этой технологии нужно уменьшать бюджет или быть в его рамках. Поэтому мы снимали сразу четыре Бермана и четыре Жандарева, а потом просто в разные программы. И вот уже потихонечку это выхолащивалось, становилось менее острым, менее ярким. И так далее. А здесь – ты взял сериал «Ликвидация», смачно отшутился по нему…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть такая легкая профессиональная зависть присутствует?

М.ШАЦ: Абсолютно.

Т.ЛАЗАРЕВА: Конечно.

М.ШАЦ: Это абсолютно верно. На самом деле, мы говорили о том, что мы хотели бы, чтобы «ОСП-студия» выходила раз в месяц или раз в полгода даже. Я уверен, что это было бы событием. Ну, слава богу, что сейчас так произошло. Я, кстати, с большой радостью смотрю за всеми этими изменениями.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут Олег из Москвы, журналист, спрашивает: «Считаете ли Вы конкурентами Вашей программе "Хорошие шутки" программы Первого канала: "Большая разница" и "Прожекторперисхилтон" и вообще как Вы к ним относитесь?» Про «Большую разницу» вы уже ответили. Так как Татьяна недавно была гостьей в «Прожекторе», то есть, вероятно, это не вызывает такого отторжения, как Петросян?

Т.ЛАЗАРЕВА: Нет, конечно. Не вызывает. И когда мы имеем возможность, мы следим, что там у них происходит. И, конечно, по-хорошему завидуем. Именно большим возможностям финансовым, и ресурс, конечно, у них совсем другой. И мы вспоминаем наши времена – все было так своими руками скручено, припаяно, на коленках делалось. Но…

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда откройте тайну. Вы туда пришли – у вас какая-то импровизация там была или все-таки был сценарий?

Т.ЛАЗАРЕВА: Ну, всех тайн я вам открыть не смогу – это все-таки чужая передача, у них есть свои какие-то тайны. Мы встретились за час до начала съемок. Поверьте мне, за час с моей куриной памятью я бы все равно не смогла ничего выучить в любом случае. Поэтому в основном, конечно, это была импровизация. Ну, с такими людьми, как там сидят, это очень легко и приятно делать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще раз напоминаю, это Татьяна Лазарева, Михаил Шац. Говорим мы сегодня о том, появляется ли какое-то новое качество юмора на телевидении, кроме старых, новых «хороших» шуток. Вы все-таки так долго в эфире работаете в своей нише замечательной, а другие ниши как-то меняются, приходят, уходят. И одно время была ваша «ОСП-студия», был еще даже не Петросян, а «Аншлаг», и был политический юмор старого НТВ – «Куклы» и Шендерович. Это ниша, которая оказалась совершенно пуста. Здесь, кстати, тоже к вам вопросы были, будете ли вы шутить над президентом и премьером, пришло ли время таких шуток или вернулось. Может ли вернуться политический юмор на наше телевидение или вам кажется, что это уже не может быть с командно-административной точки зрения или с точки зрения невостребованности?

Т.ЛАЗАРЕВА: Вопрос, наверное… пока ты думаешь над правильным ответом, корректным, я просто скажу, что вопрос не к нам. У нас никогда ни в какие времена не было политического юмора. Ни в хорошие, ни в плохие, ни в какие. У нас был обычный бытовой, социально-бытовой юмор. Семейный…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну как? А в КВНе ваша знаменитая песня жены депутата? Я до сих пор помню, как вы пели там. Это же временя съездов таких бурных политических.

Т.ЛАЗАРЕВА: Но и то – это была песня жены депутата, а не самого депутата. Она себе такая сидела и смотрела в телевизор. То есть мы к политике почему-то, может, слава богу, не имели никакого отношения. И нет желания кого-то там подкузьмить, вышутить. То есть это такая сатира. А сатира у нас почему-то как-то не очень получалась.

М.ШАЦ: Да нет. То, что вы вспомнили, песня жены депутата, это 91-й год. Это вообще расцвет политического юмора.

Т.ЛАЗАРЕВА: Кроме этого не о чем было шутить.

М.ШАЦ: Я посмотрел – недавно мне на день рождения мои старинные друзья из института подарили кассету с записью КВНа, в котором участвовал я больше 25 лет назад, это был 87-й год, финал питерского КВНа, моя команда, в которой я играл в КВН – Первый Ленинградский медицинский институт. Я посмотрел – это за гранью просто вообще… То есть более тягомотного зрелища представить себе было просто невозможно.

Т.ЛАЗАРЕВА: Они даже не смеялись – они просто вставали и хлопали.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть сейчас в качестве шутки можно показывать то, над чем смеялись.

М.ШАЦ: Абсолютно. И потом, то, что вы говорите – расцвет политического юмора, действительно связанный с каналом НТВ в первую очередь… вы понимаете, если Шендерович ловит кайф от этого, например, он получает удовольствие от того, что он делает. Для этого надо просто получать удовольствие. Что касается, кстати, последних ростков, вчера я, наблюдая эфир «Пэрис Хилтон», с удовольствием отметил, что уже можно просто произносить имя-отчество Владимир Владимирович Путин, и не развергаются небеса и ничего не происходит. То есть ребята там пару раз озвучили новость, в которой были упомянуты Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич. Вот они просто озвучили – я так внутренне почувствовал, а что будет дальше? Нет, ничего, все прошло нормально, никто ничего, и все закончилось нормально.

Е.АФАНАСЬЕВА: Такая лакмусовая бумажечка – можно или нельзя?

М.ШАЦ: Да. Мне кажется, понимаете, вот это перебор уже – если мы внутренне уже напрягаемся при упоминании этих имен и отчеств, значит, что-то не совсем так, на мой взгляд. Это не значит, что мы потеряли полное право иронизировать над этими персонами. Тем более, если есть предмет иронии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, существовал же юмор в интернете – сайт ВладимирВладимирович.Ру, который потом не смог нормально перейти на телевидение, потому что на НТВ уже не том, а этом, в общем, это выглядело совершенно не так, как это читалось в сети.

Т.ЛАЗАРЕВА: Сеть – это вообще другое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень много вопросов. Давайте тогда короткий блиц, наверное, из тех, что присылают по смс и пришли заранее на сайт. «Татьяна и Михаил, перед какой публикой вы никогда не стали бы выступать?» - спрашивает Сергей.

Т.ЛАЗАРЕВА: В данной ситуации нет такой публики.

Е.АФАНАСЬЕВА: В пору кризиса. «Спасибо, Таня, Миша. Давно слежу. Слежка привела к «Хорошим шуткам». Вы говорите на одной волне со мной», - пишет Леша из Домодедово.

Т.ЛАЗАРЕВА: Леша молодец, спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Поздравляют с Новым Годом, желают счастья и удачи, Владислав из Петербурга. «Планируете ли продолжение передачи «Слава богу, ты пришел» и нет ли у Татьяны желания провести эту программу?» - спрашивает Александр.

М.ШАЦ: На первую часть вопроса я отвечу. Да, планируется, и эти съемки, наверное, будут где-то с февраля-месяца следующего года.

Т.ЛАЗАРЕВА: А насчет того, чтобы мне вести эту передачу – вы знаете, честно говоря, я не вижу… я, пожалуй, даже Мише об этом никогда не говорила, но мне не очень нравится роль ведущего, она какая-то абсолютно никакая. То есть мне было бы неинтересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уж лучше бы пустили пошутить…

Т.ЛАЗАРЕВА: Там внутри интересно. Это страшно. Я даже внутрь-то боюсь входить. Но вот ведущий – это просто какая-то… не мое.

М.ШАЦ: Согласен.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть есть более интересные роли?

М.ШАЦ: Бывает, да.

Т.ЛАЗАРЕВА: Тем не менее, Миша прикипел. И он, конечно, вместе с этим механизмом там. Уже без них двоих эта передача трудно себе представляема.

Е.АФАНАСЬЕВА: Александр Горбунов, Нижний Тагил: «Обожаю "Хорошие шутки" и ее непревзойденных ведущих!!! Эта программа всегда поднимает настроение перед новой учебной неделей! Елена, подумайте над тем, чтобы создать команду от "Эха Москвы" и поучаствовать в этом шоу! Мы бы очень этого хотели!» Ну это не ко мне, во-первых, а к Михаилу и Татьяне и к Алексею Венедиктову. Вот такое предложение.

М.ШАЦ: Соберем. Мне кажется, будет программа полностью на политическом юморе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Спрашивает Айрат, почему так поздно выходят «Хорошие шутки».

Т.ЛАЗАРЕВА: Нас многие об этом спрашивают. Сожалеем об этом. К сожалению, это такая политика канала. Мы не решаем этот вопрос.

Е.АФАНАСЬЕВА: Есть же такое понятие – late-night-show, позднее шоу. Вот, собственно, канал пробовал ставить эту программу в разное время.

Т.ЛАЗАРЕВА: В 8 утра. Ничего не получалось.

Е.АФАНАСЬЕВА: В общем, к этому времени она прикипела. И зрители ее лучше смотрят именно в это время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Человек, подписавшийся SirEdward, экономист из Татарстана поздравляет с наступающим и спрашивает: «А в семье часто чувство юмора тренируете?» Когда юмор это постоянная работа и от вас все время ждут шуток, в семье что, хочется отдохнуть от этого, помолчать и побыть мрачным?

М.ШАЦ: В семье как раз они уже не понимают, когда мы шутим, а когда серьезно говорим.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть детям тяжело с такими родителями?

М.ШАЦ: Тяжеловато, да. Они не могут понять истинную сущность происходящего, потому что повсеместная повседневная ирония может вытеснять реальное отношение к событиям. Поэтому, в общем, мы пытаемся переключаться все-таки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но психологи часто говорят, что как раз очень многие личностные отношения, в том числе браки, гробит отсутствие чувства юмора. У вас с точки зрения работы его переизбыток. Это для семьи хорошо или плохо?

Т.ЛАЗАРЕВА: Я лично считаю, что, конечно, хорошо. Нужно же как-то проще смотреть на какие-то проблемы. Не знаю, обычно когда мы ругаемся, мы не думаем, что вот хорошо бы сейчас пошутить, наверное, было бы.

Е.АФАНАСЬЕВА: И тут же законспектировать пару шуточек для следующей программы.

М.ШАЦ: А здесь закончить тираду и хорошо бы музыку включить.

Т.ЛАЗАРЕВА: А потом пустить эту шутку задом наперед. Нет, такого нет. В жизни, в быту мы обычные совершенно люди. Бываем разными.

Е.АФАНАСЬЕВА: А когда тормозит гаишник, например, и он узнал, он ждет, что вы шутить начнете?

Т.ЛАЗАРЕВА: Это зависит от гаишника.

Е.АФАНАСЬЕВА: Или человек в магазине встречается.

Т.ЛАЗАРЕВА: Меня один гаишник недавно остановил – так хохотал. Я ему даже ничего не сказала.

Е.АФАНАСЬЕВА: Отпустил или взятку требовал?

Т.ЛАЗАРЕВА: Нет, просто смеялся и смеялся. Я говорю – что случилось у вас? А он хохочет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А он вас увидел, Таня, и настроение улучшилось.

Т.ЛАЗАРЕВА: А есть другие гаишники, с которыми хохотать как-то не приходится.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, мы сейчас прервемся на новости. В гостях у нас Татьяна Лазарева, Михаил Шац. И после новостей мы продолжим программу «Телехранитель». Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях у меня сегодня Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Говорим мы о том, появляется ли новое качество юмора на телевидении. Наш смс-номер - +7 985 970 4545, и наш телефон, московский номер – код 495, 363 36 59 – пожалуйста, дозванивайтесь, если у вас есть вопросы, реплики и какие-то собственные мнения по поводу того, как меняется и меняется ли вообще юмор на телевидении.

Т.ЛАЗАРЕВА: У меня есть мнение. Мне все время хочется сказать, что очень даже поменялся юмор. Он стал смелым и сиюминутным. Очень много новых передач на ТНТ, постоянно какие-то новые форматы. Они совершенно не боятся пробовать все это. Вот чем мы были и остаемся в силу возраста и воспитания всегда ограничены – мы очень боимся вдруг что-то новое и необычное. А эти делают. Да, получается фигня какая-то, но они делают, они идут вперед. И при этом то, что отсеивается, дальше не идет. То, что остается, какие-то зерна, они их продолжают нести дальше. Извините. Все.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот новую девичью программу на ТНТ смотрели? Могу сейчас перепутать название…

М.ШАЦ: Да, один эфир смотрели.

Е.АФАНАСЬЕВА: Квнщицы тоже, по-моему, делают в основном.

Т.ЛАЗАРЕВА: Ну, тоже смелая очень вещь. И тут тоже, как и во всем рискованном, тоже много пробелов, при этом есть какие-то перлы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом у девушек, у женщин как-то с юмором получается сложнее. По сути, Таня, наверное, единственный уникальный экземпляр женщины, которая преуспела в этом жанре. Почему он такой неженский, Тань?

Т.ЛАЗАРЕВА: Не знаю. Всю жизнь мне задают этот вопрос. Это, наверное, не ко мне вопрос. Правда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Миша, а вы что думаете?

М.ШАЦ: Я тоже не знаю. Но мне-то повезло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уж свезло, так свезло.

М.ШАЦ: Не знаю. Правда, не знаю. Действительно, очень большой дефицит таких. Причем ведь, на самом деле, это просто раскованно мыслящая женщина должна быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом девочки всегда хотят быть принцессами, снегурочками. А Таня взяла на себя такую роль клоунессы, и, по-моему, достаточно гордо ее несет.

Т.ЛАЗАРЕВА: Понимаете, девочкам, которым с детства всю жизнь внушают, что они красивые и красивые, красивых и умных потому что не бывает, это нонсенс, с этим потом очень трудно бороться, когда ты выходишь на сцену, над тобой смеются. Потому что над девушкой, которая принцесса, смеяться не положено. Она девушка красивая.

Е.АФАНАСЬЕВА: Она королевишна.

Т.ЛАЗАРЕВА: А нам, которые отродясь красивыми не были никогда, с детства… Я тут читала, кстати, недавно Ингеборги Дапкунайте интервью, и она там говорит, что она каждое утро встает, смотрит в зеркало и думает – господи, когда ж я уже не смогу всех их обманывать. Они все думают, что я красивая вся из себя, а на самом деле это не так. И вот это вот внутреннее отношение к себе с иронией почему-то женщинам очень редко свойственно.

М.ШАЦ: Вот именно, что внутреннее. Потому что зритель или слушатель, который тебя сейчас слушает и не видел раньше, например, подумает…

Т.ЛАЗАРЕВА: Если бы он меня сейчас увидел, вряд ли бы узнал, действительно.

М.ШАЦ: Но с другой стороны, ты так говоришь, как будто ты выходишь каждый вечер на арену в клоунском колпаке и так далее и начинаешь жечь. Это не совсем так. Ты надеваешь вечернее платье, любишь, чтобы у тебя были украшения, красивые серьги. Если мех будет, меховая накидка, ты тоже будешь не против. Но главное – ты выходишь во всем этом и начинаешь вести себя как клоун.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сказал муж. Это хорошо.

М.ШАЦ: И это хорошо. Проще надо относиться к себе.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Наталья Лившиц, преподаватель, пишет…

Т.ЛАЗАРЕВА: Так как насчет драгоценностей и мехов?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, Михаил, учтите – Новый Год на носу, под елочку надо подарки положить жене.

Т.ЛАЗАРЕВА: А не записку, что ты и так хорошо выглядишь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наталья Лившиц пишет: «Татьяна напоминает мне Раневскую». Тань, вот эти сравнения вам льстят? Или как вы их воспринимаете?

Т.ЛАЗАРЕВА: Конечно, льстят, безусловно. Ну, не знаю, кому бы не льстило такое сравнение. Я уже где-то отвечала в каком-то интервью… не знаю, может, это и внешнее какое-то сходство, но это внутреннее, опять же, ощущение, которое было у нее. Внешняя жизнь для нее была не такой значимой, как внутренняя и как какое-то общение. Сейчас я только вспомнила, у нее в книжке было, как ей позвонила Ахматова рано утром и сказала – «Мне сегодня ночью приснился Александр Сергеевич», и она говорит – «Еду!» Просто такой бред. Ну, есть какие-то общие у нас черты. Не знаю. Во-первых, я не специально это делаю. Во-вторых, конечно, мне это льстит. А в-третьих, я готова дальше за ней подбирать, какие-то крохи использовать.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вам в кино не предлагают сниматься? Все-таки Раневская осталась в памяти народной больше по фильмам. Мало кто помнит театральные работы.

М.ШАЦ: Я отвечу за Татьяну здесь. Она уже снялась в кино, и в этом году должен был выйти этот фильм. Фильм великолепный, волшебный, к сожалению, так и не вышел.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что за фильм?

М.ШАЦ: Фильм «Европа-Азия» Ивана Дыховичного, где Татьяна исполняет главную роль.

Е.АФАНАСЬЕВА: А почему не вышел? Кризис? Или другие причины?

Т.ЛАЗАРЕВА: Нет, он был снят, по-моему, уже два года назад. Но какие-то причины продюсерского характера.

М.ШАЦ: Фильм очень легкий, смешной.

Т.ЛАЗАРЕВА: По сценариям братьев Пресняковых. Замечательные совершенно ребята, и фильм получился хороший. Всем бы советовала посмотреть, если бы была такая возможность. Когда она появится, надеюсь, это будет. Очень хороший.

Е.АФАНАСЬЕВА: Прекрасно. Будем ждать. 363 63 59 – пожалуйста, вы можете задавать свои вопросы. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Меня зовут Татьяна, я из Эстонии, из Таллинна.

Е.АФАНАСЬЕВА: Прекрасно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я первый раз в жизни звоню куда-либо.

Т.ЛАЗАРЕВА: У вас не было до этого телефона?

СЛУШАТЕЛЬ: Сейчас слушала передачу – абсолютно согласна с Татьяной по поводу ее внешности, потому что я считаю, что более очаровательной ведущей я просто не видела. И вот рождение детей, извините, пожалуйста, просто идет ей на пользу.

Т.ЛАЗАРЕВА: Буду стараться.

СЛУШАТЕЛЬ: Знаете, мне кажется, что человек, который от природы не наделен чувством юмора и веселостью, какими бы актерскими способностями он ни обладал, бесполезно. Мы таких видим часто на эстраде. А вот у Татьяны и у Михаила, конечно, это природное. Таких очень мало. Когда смотришь и получаешь какую-то зарядку, подпитку. И желаю вам еще детей. Таких, как вы. Пожалуйста. Вы такие люди – с такой энергетикой, с таким чувством юмора! Чтобы они решали нашу демографическую программу.

Т.ЛАЗАРЕВА: Вашу демографическую программу чтобы мы решали с Михаилом. Знаете, что…

СЛУШАТЕЛЬ: Я житель Эстонии, но я все равно болею за россиян. Большое вам спасибо.

Т.ЛАЗАРЕВА: Спасибо большое вам. Тем более из Эстонии. Мы как раз вчера говорили о том, что так хочется поехать в Эстонию.

М.ШАЦ: В Таллинн хотели. Вот знак.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Люди только с чувством юмора должны решать демографическую проблему. А, кстати, вы заговорили – а чувство юмора передается по наследству детям?

Т.ЛАЗАРЕВА: Я не знаю, по наследству ли. Вряд ли есть какой-то ген, который… Но это просто атмосфера, в которой растет человек.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они шутят не меньше мамы с папой?

Т.ЛАЗАРЕВА: Шутят-шутят.

М.ШАЦ: Они потихонечку.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, вот Степан надо мной подшутил недавно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Расскажите-расскажите, Тань.

Т.ЛАЗАРЕВА: Степану 13 лет. Перед сном мы с ним разговаривали как-то, у него была какая-то контрольная, он очень тревожился и сказал – «Мама, давай мы с тобой поговорим». Я говорю – «Давай, конечно». И мы с ним говорили. И тут он спрашивает меня – «Слушай, а что, правда, Деда Мороза нету?» И так он это тревожно и трагично сказал, что я стала говорить – «Да нет, Степа, конечно, есть. Да ты что! я сама верю, это так здорово, когда ты ждешь каких-то чудес. А иначе ничего не будет». В общем, долго ему толкала такую вещь, а потом в конце так осторожно спросила – «А кто тебе сказал об этом?» Он так слушал-слушал, а потом говорит – «Да ты мне еще в прошлом году сказала». Я вспомнила.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так, поймал маму.

Т.ЛАЗАРЕВА: Но так внимательно прослушал.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый день. Я хотел бы сказать, что я рад за вас, что вы нашли какую-то свою нишу между ТНТ и Первым и Вторым каналами и развиваетесь.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы не представились. Зовут вас как?

СЛУШАТЕЛЬ: Ярослав меня зовут.

Т.ЛАЗАРЕВА: Спасибо вам, Ярослав. Мы тоже рады.

М.ШАЦ: Спасибо, Ярослав.

Т.ЛАЗАРЕВА: Мы тоже рады.

М.ШАЦ: Есть ли вопрос какой-то у вас, Ярослав? Или вы просто сказать?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я просто сказать, что очень рад за вас.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Андрей пишет: «Таня, а нет ли у вас фильмов об амигос, сделанных в клубе «Поиск» академгородка?»

Т.ЛАЗАРЕВА: Нет, Андрей. Хочу. Если есть у вас, пришлите мне.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, если у вас есть, присылайте Татьяне.

Т.ЛАЗАРЕВА: На Одноклассниках в форум.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Елена. Дима из Вологды. Я сейчас в машине ехал, вспомнил эту песенку. У меня просто в машине диск записан ваших песен, и там была песенка «Юрий Михалыч ножом тешет щепочку в окруженье любимой жены…»

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, было такое.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот, а говорите, не было политических песен, кроме «Жены депутата». Я еще помню эти пародии, которые Белоголовцев делал на Познера – там ведь тоже очень часто проскальзывала разного рода политическая информация.

Т.ЛАЗАРЕВА: Ну мы ж не говорим, что у нас совсем запрет на шутки про политиков. Нет, конечно.

М.ШАЦ: Да. Просто это не было сутью нашей программы. Вообще, конечно, как-то…

Т.ЛАЗАРЕВА: Вообще, они достаточно плотно и часто входят в нашу жизнь, поэтому…

М.ШАЦ: Благо, мы находимся в этом месте. Я совершенно случайно листал где-то в какой-то студии, ждал кого-то, не помню – сижу, листаю журналы какие-то старые, 90-е годы, «Огонек», что ли, открываю – там на разворот такая фотография: Новый Арбат, идет демонстрация голодных обездоленных людей хмурых ужасно, просто прям схвачено, и над всей этой толпой огромная растяжка над Арбатом – «ОСП-студия» в «Метелице».

Т.ЛАЗАРЕВА: Фотография такая?

М.ШАЦ: Да.

Т.ЛАЗАРЕВА: Что ж ты мне не взял?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот такое время было, контекст.

М.ШАЦ: Да.

Т.ЛАЗАРЕВА: Мы потеряли человека из-за твоего рассказа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Звонок сорвался. Максюша из Саратова пишет: «Лучшая шутка Шаца – шницель делают из шни». Я смеялся. Вот так вот. У каждого есть, наверное, своя лучшая шутка Шаца, я думаю. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, меня зовут Элла, я из Петербурга. Хочу сказать, что ваша передача из всех шутильных самая лучшая на нашем телевидении, самая добрая и самая позитивная. А вопрос у меня к Михаилу. Я однажды года полтора-два назад услышала, как вы поете с Татьяной, причем не шутливые пенсии, а какие-то серьезные. Она пела куплет, вы куплет. И вы знаете, я обалдела от вашего голоса и подумала, что вы бы такую конкуренцию составили нашим современным певцам.

Т.ЛАЗАРЕВА: Николаю Баскову.

СЛУШАТЕЛЬ: Это совершенно без шуток. А почему вы не занимаетесь этим отдельно от шуток, расскажите, пожалуйста.

М.ШАЦ: Я не знаю. Наверное, нет места для занятий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Срочно сосватать на следующем сезоне в «Две звезды» - будете петь.

Т.ЛАЗАРЕВА: Сразу двух причем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, конкурировать друг с другом будете.

Т.ЛАЗАРЕВА: Я вот, между прочим, Михаил, давно тебе говорила. Этот звоночек тебе в уши как раз.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пора петь.

Т.ЛАЗАРЕВА: И поедем по стране с песнями. В Петербург, в Вологду.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, очень много хороших реплик в ваш адрес, но есть конечно и такие…

Т.ЛАЗАРЕВА: Вот я как раз только что хотела сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, хочу прочесть одну, которая заранее на сайт пришла. Михаил Алексеевич Ханжин из Перми пишет: «Признателен вам за то, что вы делаете на ниве юмора, но по-моему передача "Хорошие шутки" откровенно выдохлась. Если в первое время её существования это был каскад юмора и остроумия, то сейчас смотреть её откровенно скучно. Не знаю, с чем это связано, вам видней, но если прежнего уровня уже не получается, может, создать какой-то новый проект?»

Т.ЛАЗАРЕВА: Как зовут его?

Е.АФАНАСЬЕВА: Михаил Алексеевич.

Т.ЛАЗАРЕВА: Молодец Михаил Алексеевич.

М.ШАЦ: Абсолютно в корень проблемы зрит.

Т.ЛАЗАРЕВА: Потому что она нам самим надоела, эта передача.

Е.АФАНАСЬЕВА: Закрыть не разрешают?

М.ШАЦ: Закрыть – видите, еще сейчас время такое, когда закрывать проекты гораздо труднее, чем открывать новые. Но на самом деле мы уже договорились с руководством. Мы дискутируем.

Т.ЛАЗАРЕВА: Может, наши зрители заметили, что у нас там появились новые конкурсы, мы там пытаемся какие-то новаторства вводить. Совершенно верно, она идет уже много лет, и она уже выхолащивается. А когда нам самим становится скучно, то это, к сожалению, становится заметно зрителям пытливым.

М.ШАЦ: На прошлой неделе мы сняли пилот новой программы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Рассказывайте.

М.ШАЦ: Боюсь я пока рассказывать об этом, но программа ежедневная.

Т.ЛАЗАРЕВА: Прямой эфир, ежедневная. Такие новости.

М.ШАЦ: Мы хотим составить здоровую конкуренцию «Эху Москвы». Это новостная программа. Так что будем пытаться. Если это кому-то будет нужно.

Т.ЛАЗАРЕВА: Хочется добавить в эту тему, что действительно, когда передача тебе надоедает, ты должен с ней распрощаться. Потому что это заметно. Но что приятно в нашем случае – мы еще хотим пока делать что-то новое. И хочется еще куда-то двигаться, рыть, пытаться и что-то делать. Уходить на пенсию и сидеть на программе «Хорошие шутки» в принципе возможно, поверьте, и письма, может, будут идти, и формат этот устраивает канал. Можно просидеть еще годик-другой, но когда самим уже неинтересно, хочется двигаться.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тань, а что происходит? Вот если вы говорите, что самим уже неинтересно. Вы приезжаете перед записью – настроения никакого, драйва нет… Вот нет этого настроения, а вам надо выходить и, как я понимаю, все-таки программа на достаточно большую часть состоит из ваших импровизаций, а не из прописанного сценария. Не знаю, на сколько процентов…

М.ШАЦ: Процентов на 85.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что в этот момент, когда вы с ужасом понимаете, что вам ни шутить не хочется, ничего, а вам надо идти, у вас съемка?

М.ШАЦ: Нет, такого не было еще ни разу. Мы можем приезжать в любом настроении, но как только мы выходим на сцену, это все проходит, забывается, и хочется шутить и быть смешным и хочется шутить хорошо.

Т.ЛАЗАРЕВА: И ты чувствуешь ответственность перед людьми, которые сидят в зале.

М.ШАЦ: У нас, между прочим, в зале собираются люди, которые платят деньги за билет. Это принципиальная позиция…

Т.ЛАЗАРЕВА: Это большая ответственность.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это не массовка.

М.ШАЦ: Да, это не принципиальная позиция, связанная с тем, что мы хотим заработать, а это просто люди, которые сами хотят попасть на эти съемки.

Т.ЛАЗАРЕВА: И мы не можем перед ними…

М.ШАЦ: Вы сами телевизионный человек и знаете, что такое массовка телевизионная, как в ней тонет все что угодно.

Т.ЛАЗАРЕВА: И когда ты выходишь не сцену, ты понимаешь, что от тебя ждут не просто, что ты выйдешь на сцену и уже все счастливы, нет. Ты должен отработать, всех развеселить, чтобы все усталые, но довольные…

Е.АФАНАСЬЕВА: Они должны посмеяться на заплаченные за билет деньги.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да-да, именно. И чтобы все разошлись домой счастливые. Практически так всегда и происходит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень много вопросов по смс пришло: какие у вас отношения с бывшими ОСПшниками? И перечисляются отдельно конкретные ваши бывшие коллеги. Прочла общий вопрос.

М.ШАЦ: Их не так много. Отношения нормальные. Работы у нас совместной нет, поэтому рабочими отношения назвать трудно. Во всяком случае, мы ни в чем друг перед другом не виновны. Мы расстались по обоюдному согласию и не стыдимся того, что было раньше между нами. Нормальные отношения. в любой момент, если мы встретимся, если мы придем друг к другу в гости, нам будет о чем поговорить и что вспомнить.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Давайте еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Елена, это опять Дима из Вологды. Простите, я хотел задать вот какой вопрос. После ухода Роднянского на канале стало сложнее работать? Наметились какие-то перемены?

Е.АФАНАСЬЕВА: Какие сложные вопросы интересуют в Вологде. Обычно редко слушатели и зрители замечают начальников, а видят звезд. А тут Дима…

Т.ЛАЗАРЕВА: Ну, такого начальника трудно не заметить. Это достаточно яркая фигура, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что с переменами-то? Михаил говорить начал, а я перебила.

М.ШАЦ: Нет-нет, хорошо, что вы перебили.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот и ответ, это называется.

М.ШАЦ: Честно говоря, мы сами еще не понимаем этого. Перемены, а уж тем более на канале, происходят достаточно медленно, вязко. Это длительный процесс. Роднянский фактически ушел только в начале лета, поэтому за время, которое прошло с тех пор, практически ничего пока не изменилось. Это правда. Но что нас ждет впереди, это огромный вопрос, который нас, конечно, волнует. Что еще сказать вам… Не знаю.

Т.ЛАЗАРЕВА: Хочется сказать, что мы за Роднянского очень переживаем и очень рады, что ему сейчас есть чем заняться – он занимается сейчас кино, и это настолько его вдохновляет и радует, что тоже грех не порадоваться за человека. Пусть у него все будет хорошо. И пусть у него пройдет премьера «Обитаемого острова» получше. А то они бедные там все бегают зеленые. Какое бегают, они еле ходят уже, по-моему.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут Андрей из Саратова интересуется: «Здравствуйте, дорогие мои. Как вы начали встречаться?» Актуальный вопрос для Андрея из Саратова.

Т.ЛАЗАРЕВА: Послушайте, дорогой мой Андрей…

Е.АФАНАСЬЕВА: Начали. И продолжаем. Почему-то очень много вопросов опять про «ОСП-студию». Такое ощущение, что она у вас все-таки программа номер один. А вот вопрос Марата Семенова из Москвы: «Татьяна и Михаил, в чем ваша роль в озвучке компьютерной игры «33 квадратных метра»? ведь кроме вашего смеха там ничего и нет».

Т.ЛАЗАРЕВА: Господи, он сейчас вообще напомнил нам о нашей роли в этой озвучке и об этой игре.

М.ШАЦ: Нет, мы там озвучивали. Подожди. Мы, по-моему, какие-то фразы говорили.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, что-то было.

М.ШАЦ: Может, он не доходит до второго уровня.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Как волшебно Татьяна сделала пародийную заставку к программе Пушкиной», - пишет Лера. Михаил из Санкт-Петербурга пишет, не стыдно ли вам сниматься в рекламе Билайна?

Т.ЛАЗАРЕВА: А что, я там плохо играю?

Е.АФАНАСЬЕВА: Мне как раз очень нравится.

Т.ЛАЗАРЕВА: Это прошлый уже этап – обсуждать, кому за что стыдно в какой рекламе сниматься.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я ваш поклонник старый, в том числе и «Эха Москвы». Мне очень нравится «33 квадратных метра». Предполагаете ли продолжение съемок и вообще какие проблемы с этой передачей?

М.ШАЦ: У меня такое ощущение, что это сродни вопросу, будут ли снимать продолжение «Семнадцати мгновений весны».

Т.ЛАЗАРЕВА: Нет, на самом деле, вопрос повторяется достаточно часто. И это приятно. Потому что если люди это до сих пор помнят и даже некоторые жаждут продолжения, то что же это был за сериал? Многие, наверное, сейчас слушают радио и думают – что это еще за такие «33 квадратных метра». Это просто была наша любовь, мы все обожали в нем сниматься. Он родился просто из крови и из внутренних…

Е.АФАНАСЬЕВА: По сути дела, это первый российский ситком, не адаптированный западный, а оригинальный.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это те времена, когда слова «ситком» здесь еще никто не знал.

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, поэтому он так незаметно и прошел.

М.ШАЦ: Почему незаметно? Нормально.

Т.ЛАЗАРЕВА: Поэтому продолжения не будет, просто потому что Бочарик постарел. Вот и все. Свалим все за него.

М.ШАЦ: Зато Павел Кабанов скоро будет без грима сниматься в роли бабушки. Есть в этом, конечно, плюс.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, у нас к концу подходит эфир, предновогодний эфир. Поэтому хочется спросить – вы часто за время своего актерствования встречали Новый Год дома или это все-таки было время работы горячей – с 31-го на 1-е?

М.ШАЦ: В основном работали. У нас буквально два или три Новых Года, которые мы встретили дома или так, как хотели. Они были за последние несколько лет два года назад…

Е.АФАНАСЬЕВА: А как детям объясняете, что папы и мамы в эту волшебную ночь нет дома?

Т.ЛАЗАРЕВА: А у детей как-то так сложилось все – они ничего не спрашивают.

Е.АФАНАСЬЕВА: Привыкли то есть.

М.ШАЦ: Ну, мы, в общем, рассказываем, что идем на работу. Дети знают про кризис.

Т.ЛАЗАРЕВА: В этот раз они нам даже сказали – идите-ка вы работайте, родители.

Е.АФАНАСЬЕВА: А работы-то и нету, кризис. Поэтому придется вам, дети, потерпеть нас за новогодним столом. Ну тогда последний вопрос. Какие-то новогодние традиции есть у семьи?

Т.ЛАЗАРЕВА: У нас вообще традиций немного в семье, но одна есть – мы пишем все всей толпой письмо Деду Морозу, где каждый пишет пожелания, что бы он хотел получить в подарок от Деда Мороза. Я очень советую всем родителям молодым этот способ. Это очень удобно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть не только дети пишут, но и родители?

Т.ЛАЗАРЕВА: Да, это очень удобно. И всегда все остаются довольны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Срочно заканчиваем эфир, и все, поехали писать письмо Деду Морозу. Может, он еще успеет наши с вами желания выполнить.

Т.ЛАЗАРЕВА: Конечно. Ведь он же существует.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как выяснили вы из разговора со своим старшим сыном. Ну что, это Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Ребята, вам долгих телевизионных лет. И, в общем, я присоединяюсь к репликами наших слушателей – побольше детей. Раз только такие люди должны решать демографическую ситуацию. Это программа «Телехранитель», Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания.

М.ШАЦ: До свидания.

Т.ЛАЗАРЕВА: До свидания.