Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2009

15 февраля 2009: Кто хочет стать миллионером из трущоб? Гость - Дмитрий Дибров

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/572043-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня у нас в гостях Дмитрий Дибров.

Д.ДИБРОВ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, человек, который ведет разные проекты на разных каналах. И главное, еще озвучил своего коллегу из фильма, который претендует сейчас на 7, 8 или 10 Оскаров?

Д.ДИБРОВ: Там, вроде, 10 номинаций, но Оскар главный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это фильм “Миллионер из трущоб”, но я так вывернулась и назвала “Кто хочет стать миллионером из трущоб?” Но говорить будем обо всем сразу: и о телевидении, и о миллионере, и о замечательном проекте, из-за которого не спим с субботы на воскресенье ночью ”Временно доступен”, и вообще о жизни. Только что мы с Димой завязли на вопросе, когда сюда заходили, достала ли его желтая пресса. Дима сказал, что достала.

Д.ДИБРОВ: С этого и начать, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно и закончить.

Д.ДИБРОВ: Если этого не скажем мы с тобой, это не означает, что не будут говорить другие. Лучше мы. Леночка, я вчера, каюсь, надо, наверно, было бы принародно покаяться, на съемках передачи Саши Цекало и Вани Урганта “Большая разница” набросился на молоденькую даму лет 19, которая работает в “Собеседнике”. Она сказала: “Я из “Собеседника”, вопрос по поводу передачи”. Я сказал ей, не дав даже задать вопрос: “Послушайте, я вам хочу сказать, потому что другого случая нет. Я понимаю, что вы не писали этой заметки, но вы работаете в мерзостной газете, которая каким-то образом присвоила себе доблестное название времен нашей с тобой, Лена, юности”. Собеседник времен Снегирева был грандиозным проектом “Комсомолки”. Это цветное, ловкое, умное, тонкое, ироничное. Ларочка Вышинская работала, Руслан Козлов там был зам, Никита Голованов был художником. Вот точно так же, как в одной из сказок у Андерсена, буря перевесила вывески, и детский сад стал называться парламентом, так странным образом филиал местного борделя вдруг стал иметь вывеску “Собеседник”. И этот «Собеседник» недавно написал. Первое: Дима бросил Сашу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Саша, если кто не знает, это Димина жена, с которой он развелся.

Д.ДИБРОВ: Да все уже знают. Тремя строками ниже они же пишут: Дима пьет каждый день, вот Саша с ним и не ужилась. Позвольте, так кто с кем не ужился? Дима бросил Сашу, или он пьяный носился с топором за женой, и она от него ушла? Товарищи, вы разберитесь сами с собой. Там также написано, что в Ростове нашем с тобой, Лена, меня трезвым никто не видел. Что с какой-то девушкой я, оказывается, давным-давно романил и из-за этого Сашу бросил. А теперь я поехал в Ростове-на-Дону в брачный салон, видимо, искать подвенечное платье.

Е.АФАНАСЬЕВА: На Париж деньжонок, видимо, не поднакопил.

Д.ДИБРОВ: Какая пакость! Какая гадость! “И главное, – говорил я этой маленькой девочке, – хоть вы этого и не писали, но как же вы умный, тонкий, молодой человек, не знавший рабства, можете участвовать в мерзости? Ведь мерзость же, раз вы там все равно работаете, знаете, что пишут гадость, а в этом органе работаете, так мерзость отчасти переходит и на вас. Бегите из этой части прессы, голубка, ведь есть же и хорошие издания. Есть умные, тонкие издания”. Посмотри, например, на Катюши Рождественской проект “Караван историй”, там и этого желтенького немало, но ведь и новеллистики тоже достаточно. А “Караван историй” – интересная середина, это не скучно, но и глубоко. А вот это пакость, что сейчас пишется? Е.АФАНАСЬЕВА: То есть Диму за последнее время, после того как информация о его разводе стала публичной, просто пресса желтая достала.

Д.ДИБРОВ: Леночка, она даже ночует под моими воротами или не ночует. Я надеюсь, что не ночует, потому что я бы видел остатки жизнедеятельности бедных корреспондентов, которые сидят караулят меня, когда я выйду...

Е.АФАНАСЬЕВА: А что, надо засечь тебя со следующей девушкой?

Д.ДИБРОВ: Наверно. Господа, ну развелся же, жалко, действительно больно. Ну не сошлись. Какая разница, с кем я сейчас хожу в театр или даже кофе пью. Какая теперь разница?

Е.АФАНАСЬЕВА: Скажи, тебе как человеку публичному, наверно, понятно, что чем более известный человек, тем больше внимания в том числе и этого желтого. В то же время ты человек, который за свою жизнь брал тысячи интервью с разными людьми. Никогда не переступал ту грань, за которой сейчас кажется: ах, вот этот бумеранг, раскрутившись маховиком, меня теперь задел? Никогда ты в чужую жизнь как корреспондент не...

Д.ДИБРОВ: Леночка, бывало, конечно. В частности, когда Эдуард Лимонов только привез свою божественную Наташу из Парижа, я был первый, у кого они оказались в эфире. Это был 1993. И конечно, не мог я не задавать личных вопросов. Но видишь ли, какая штука. У меня есть твердое убеждение, что любое публичное появление, включая интервью, должно делаться публичным человеком в силу какой-нибудь цели. А цель эта всегда должна описываться пользой, которую простолюдин, читатель, слушатель, зритель мог бы получить для собственной внутренней работы, для устройства собственной жизни из того, что намерен сообщить журналистам.

Е.АФАНАСЬЕВА: Для этой цели что готов ты сказать простому человеку из своей истории, не так, как желтая пресса.

Д.ДИБРОВ: О какой именно истории?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну о твоей. Что развод-то можно и с точки зрения желтой прессы рассмотреть, а можно с точки зрения глобальной, человеческой. Ты сейчас только сказал: да, разошлись, да, больно. Давай, скажешь несколько слов, и мы эту тему закроем и вернемся к телевидению, чтобы тебя не дергать.

Д.ДИБРОВ: Знаешь, какая вещь. Тут, в принципе, можно было бы сделать несколько выводов. Прежде всего, господа, любовь есть. Даже в наш прогорклый, пропахший деньгами век любовь может быть. Может быть яркая, честная, самоотверженная любовь. Можно найти яркого, фантастического человека, и можно не бояться идти с ним в ЗАГС – первое. Второе: все-таки брак – это наука о самоотвержении, о самоотречении. И до сих пор я буду стоять на том, что все-таки мужчина несет на плечах весь этот мир. Это мужчина делает мосты и самолеты, это мужчина строит дирижабли и наполняет их гелием, это мужчина рассчитывает, как лететь к Луне и к Марсу. А женщина – это министр внутренних дел семьи. Бывают исключения, но это гендерная подмена. О ней лучше всего прочесть у Вишневского в “Оптимистической трагедии”, где, конечно, комиссар – женщина, но чем она кончается, мы помним тоже. Это мы, скорее, говорим об исключениях. Есть, конечно, фантастические гвардейцы-пятилетки, женщины-менеджеры, вроде бы они вполне мужскую роль выполняют. Но давайте пойдем с вами в пятницу, а лучше всего – утром в субботу, часов в 6 утра в клуб “Эгоистка” и посмотрим, что они друг другу говорят, подвыпив эти восхитительные стальные женщины, рублевские менеджеры. Они плачут о том, что нету мужика им под стать. И надо сказать, что нет. Потому что мы, к несчастью, хотелось бы, чтоб мы строили корабли, но не все мы их строим. Часто мы просто открываем полторашку пива и с рыбкой со скверным названием желтопузик смотрим, как играет Челси. Вот что мы, господа, делаем. Я не про таких мужчин. Я про тех мужчин, что все-таки строят мосты Патона через Днепр. Все-таки это так. Никаким образом не получится требовать, чтобы тебя носили на руках только от того, что ты, там, фантастически красив или... Так не получится. Надо, конечно, пройти путь. Надо зарабатывать право на то, чтоб тебя носили на руках. Конечно, женщина должна быть источником благости. Ничего спорами, ничего кониючениями, особенно ничего резкостью, требованием с мужика не получишь. Наоборот, потеряешь его рано или поздно. И вот еще что: надо бояться потерять мужика. Даже если ты двухметровая красавица фантастическая, надо бояться потерять.

Е.АФАНАСЬЕВА: А муж не должен бояться эту женщину?

Д.ДИБРОВ: Должен, но он потеряет ее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так. Давайте мы на этом поставим точку. Все, кто хотел что-то услышать в этом блистательном монологе Диброва, услышал. А мы все-таки не будем копаться в чужой личной жизни, оставим эту жизнь Диме. И вернемся к телевидению. Я не сказала наше средство связи со слушателями: +7 985 970 4545. Это наш смс-номер. Во второй части программы поговорим и по телефону. Дима, а после таких тяжелый личных стрессов работается легче или, как наркотик, затмить, забить себя работой, или всегда одинаково?

Д.ДИБРОВ: Леночка, работа – есть работа. Хотя, конечно, сказывается, наверно, в глазах виден какой-то след. Но, Лен, я же тоже строю. Ведь 21 год, как я на телевидении, я же все время строю. У меня же не было ни одного проекта, который бы я сделал в честь себя. Ведь я каждый свой проект, что ты только помнишь, создавал, чтобы строить сферу обитания отечественного интеллектуала. Ибо я всегда помню, как я в Ростове единственное, чем дорожил, это телевидением, где был Гинзбург, “Бенефисы”, Кнышев, “Веселые ребята”, где был Захаров с “Обыкновенным чудом”, Квинихидзе с “31 июня” и “Кабачок 13 стульев” с КВНом. И просто считал необходимым продолжать эту эстафету. Было всегда телевидение для плебса. И всегда было интеллектуальное телевидение, я хотел стать частью его.

Е.АФАНАСЬЕВА: А никогда не приходило в голову, смотри, новый виток твоей востребованности случился в момент, когда личный кризис. Что жизнь заставляет тебя выбирать, она тебе дает либо вот это, либо вот это. Не всегда это выбираешь лично ты. Иногда она за тебя.

Д.ДИБРОВ: Я как-то не связываю этот поворот моей судьбы с личной жизнью. Мне трудно проследить связь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, тогда возвращение к “Кто хочет стать миллионером?”. Когда ты ушел из “О, счастливчик”, уже, навено, лет десять?

Д.ДИБРОВ: В 2001.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, чуть меньше, восемь. В общем, большой кусок жизни. И мы с тобой разговаривали уже вскоре после того, как ты перестал вести эту программу, и ты сказал, что ты понимаешь, что теряешь попсовую популярность и все прочее. Но ты рассказывал, что этот проект не такой простой, как кажется. Что это отнюдь не просто шоу. И длительность его существования в нашем эфире, когда множество других игр, казалось бы, таких же по формату, уже давно забыты, они исчезли. А это шоу идет, и оно торжествует во всем мире. О чем фильм Дэнни Бойла нам лишний раз дал подтверждение. Я как-то, помню, была в командировке, видела фрагменты арабской игры, где все вопросы были из Корана. Было потрясающе. Куда не приедешь, везде знакомые рингтоны, музыка, и студии можно найти во многих странах. Что в этой игре такое, что заставило тебя второй раз в нее вернуться, принять предложение? И что заставило тебя в прошлый раз говорить, что она не для плебса?

Д.ДИБРОВ: Леночка, надо сказать, что эта игра в самом начале, при самом замысле очень непроста. Как я уже докладывал, придумал ее человек, далекий от телевидения, однако близкий к истории античного театра, его зовут Дэвид Бригс, и он придумал ее с учетом всех правил античного театра – с опровержением титана, со всем эпическим построением героя, который борется с богами. Кроме того, есть там еще одна важная буддистская, что ли, проповедь. Мне этот Дэвид сам об этом говорил. Он говорил: “Я задался вопросом, отчего на британском современном телевидении суперкрупного плана удостаиваются только политики и всякие звезды? Простолюдин суперкрупного плана может удостоиться, только попав в полицейскую хронику. И то в виде фоторобота. А ведь у человека, который живет рядом с тобой по соседству, такая же драматика в жизни, как и у героев фильмов какого-нибудь Вуди Аллена. Только надо дать ему дело. И я дал ему дело”. Если мы посмотрим, программа “Кто хочет стать миллионером?” как раз и снимается, как последовательность суперкрупых планов. И сейчас мы набираем новую плеяду игроков уже из простых людей, из широкой аудитории.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Вопросов очень много пришло заранее на сайт по поводу звезд. У нас, по-моему, уникальный случай в стране, в других все-таки играют простые люди. У нас сначала звезды появились как special-выпуски, потом их стало все больше. И вопросов много: вернутся ли рядовые граждане?

Д.ДИБРОВ: Да, конечно, сейчас мы их как раз набираем. Когда будет следующая съемочная сессия, еще не определено, но она будет состоять из рядовых. Тут тоже Эрнст высказывался таким образом, что, может быть, все-таки какой-то баланс сохранять. Не только звезды, но и не только рядовые. Посмотрим, как это получится. Мне как раз больше бы нравилось поиграть с рядовыми людьми. Звезды появились потому, что что-то же делает звезду звездой. Ведь какая незаурядность есть у каждого популярного человека, любимого при этом народом. Или посмешище всенародное – это другой вопрос. Но какая-то незаурядность наверняка есть. И мне, конечно, как ведущему легче выполнить свою главную боевую задачу. Как ты думаешь, в чем она? До смешного проста: удержать палец зрителя на “лентяйке” – так называется в народе переключатель каналов, на первой кнопке в субботу – вот и все, что от меня требуется. Вот тебе и все твои проповеди.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос мне прислал один наш слушатель. Валентина Кускова спрашивает: “Правда ли, что у выпусков “Кто хочет стать миллионером?” с Дибровым рейтинг выше, чем у выпусков с Галкиным, в следствие чего в сетке первого канала игра стала выходить на час позже, в более праймтаймовое время в субботу?” В общем, это не мне вопрос. Данные “Гэллапа” достаточно открытые, они публикуются во многих изданиях.

Д.ДИБРОВ: Надо сказать, что к нашей большой радости с Костей, Костя даже позвонил, я был в Ростове-на-Дону, и Костя прямо мне позвонил в Ростов в субботу вечером вот с каким сообщением: Позапрошлый выпуск достиг высшего показателя за всю историю существования этой программы не только с Максимом, но и со мной на НТВ, HR – 32 что ли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Соскучились зрители по Диброву на проекте.

Д.ДИБРОВ: Во-первых, сейчас, если отвечать сухо на вопрос нашей слушательницы, я должен сказать, это цифры, чего тут: Да, он выше. Но из этого ничего не следует. Во-первых, не будем забывать, Максим 7 лет вел эту программу. Ясно, что все на свете, как сказать, приедается. Давайте встретимся через 7 лет и посмотрим, каковы будут мои цифры через 7 лет в сравнении с цифрами Максима 7 лет спустя его ведения. Это будет честно. А сейчас на новенького, наверно, они и должны быть повыше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Дмитрий Дибров. Говорим мы сегодня и о игре “Кто хочет стать миллионером?”, и о фильме “Миллионер из трущоб”, в котором Дмитрий озвучил своего индийского коллегу. И продолжим разговор после выпуска новостей в программе “Телехранитель”. Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В гостях Дмитрий Дибров. Говорим сегодня о телепроектах, которые он ведет – это "Кто хочет стать миллионером" на Первом канале и "Временно доступен" на канале ТВЦ и о фильме «Миллионер из трущоб». Вопрос есть от Евгения Иванова, киномана из Екатеринбурга, который спрашивает: «Что было раньше – предложение стать ведущим "Кто хочет стать миллионером" или озвучить индийского ведущего?»

Д.ДИБРОВ: Очень смешно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я фильм смотрела некоторое время назад, еще без твоей озвучки, с рабочим звуком, и когда его смотрела, думала – как же ты его будешь озвучивать? Такой гад попался, этот индийский ведущий. Каково тебе было озвучивать такого персонажа?

Д.ДИБРОВ: Ну, это, конечно, другая работа по сравнению с тем, что я как телевизионный режиссер делал в озвучке своих телепроектов. Все-таки телевизионный проект – это информационная начитка, чего-то информационно насыщенного за кадром. Это одно. В данном же случае тебе приходится создавать образ – с нервическими нюансами, с отдельной от тебя нравственной платформой, с которой ты как человек, конечно, можешь и не согласиться, но тебе необходимо создать живой образ. Этому учат. Это называется актерское призвание. Я, к сожалению, никакой не актер, я дилетант, и я отпихиваюсь от всех киношных предложений, но в данном случае было очень интересно. Так сложилось, что я накануне посмотрел почему-то лишний раз грандиозный фильм – «Запах женщины» с Аль Пачино. И вот когда я пришел на озвучку этого фильма, у меня почему-то Аль Пачино перед глазами стоял.

Е.АФАНАСЬЕВА: А каково вот какие-то моральные нормы… там в «Миллионере», кто не видел, не буду сильно выдавать, но есть история, в которой он пытается подсказать неправильный ответ этому мальчику, чтобы тот не выиграл этот огромный приз – то ли деньги жалко отдавать, то ли не знаю, что. Здесь очень много реплик по поводу твоих отношений с разными гостями проекта. Вот, например, спрашивают: «Не стыдно было подсказывать Потаповой Насте, например?» Или – почему вы одних героев вытягиваете, а других мочите? Боярскому подсказываете, а Овербуха топите? И так далее. Перед тобой какие-то нравственные дилеммы – подсказать, не подсказать, намекнуть, фразу не так построить – стояли?

Д.ДИБРОВ: Ну вообще, конечно, к некоторым относишься с симпатией, с некоторыми и вовсе вчера гуляли. Конечно. Тем не менее, главное – работа, которая стоит перед нами, состоит в том, что вы, дорогие зрители, не переключили канал. Это очень смешно, но, как я уже докладывал, весь мильон моих терзаний должен уложиться в решение вот этой боевой задачи. Хоть как бы я ни любил Валерку Меладзе, но понимаете, какая штука, если вы у меня уйдете, то плакал я со своей любовью. Раз. Два – там в этом фильме Прем, так зовут этого героя, ведущий, находится в сложном положении. Никаким образом не оправдывая его морально-нравственную историю, как он вызывает полицию, подозревая человека в мошенничестве - а может, кто-то сидит в зале с каким-то микроволновым трансмиттером, - конечно, это пакость. Мы же, ведущие, должны отдавать себе отчет, что мы помимо нашей воли обязаны помнить, что мы для кого-то выкройка, символ для подражания. Вот когда меня бес попутал, я не сдержался и наорал на Леню Парфенова в студии, когда НТВ разгонял Кремль, то мне буквально через день сказал Эрнст при встрече – «Что же ты делаешь? Вы не имеете право с Парфеновым на это в кадре». Это правильно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А надо напомнить, что на тот момент это все были конкурирующие персонажи. Эрнст работал на Первом, как и работает, а вы с Леней на НТВ.

Д.ДИБРОВ: Да. Это очень правильно. Я потом много лет вспоминал это. Ну, во-первых, я Лене сразу принес извинения, разумеется, за этот тон, хотя существо морально-нравственной оценки тогда оставалось прежним, но вот мы не имеем на это право. Мы должны побеждать любовью и учить, как это делать, окружающих. А их миллионы. Это раз. Два – а тогда чего же мы стоим, если мы сами так кузьмим на пустом месте своего оппонента? Вторая позиция, очень важная: этот Прем бьет в момент аффекта кулаком в стену и кричит – «Это мое шоу, мать вашу так!» Вот это страшная ошибка. Тот, кто из нас думает, что это его шоу, выплевывается из Останкино.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я просто не знаю индийских реалий – это реальный ведущий?

Д.ДИБРОВ: Нет, это один из знаменитых актеров, член семьи Капуров. Вот нам, ведущим, действительно начинает порой казаться, что это наше шоу, что это мы такие офигительные, как гаршинской лягушке-путешественнице кажется, что это она все так ловко придумала, что летит. И помните, что было с лягушкой? То же самое происходит с теми из нас, кто полагает, что это его шоу. Это не твое шоу, сынок! Это шоу телевидения. Помнишь, когда я отдавал кресло семь лет назад Максиму (этого никто сейчас не помнит), я вышел в «Антропологии» в прямой эфир и заявил – «Господа, только что я принял решение не уходить на Первый канал с моим ребенком, любимейшим моим ребенком, «О, счастливчиком». Я не знаю, кто сядет в кресло, но я знаю наверняка, что вам сейчас кажется дикой сама мысль, что в мое кресле может оказаться кто-то еще. Прошу вас – любите того, кто придет. Потому что через три месяца, кто бы ни сел, вы уже будете говорить – смотрите, он уже исправился, он хорошо начал вести! Он не исправился. Просто телевидение гораздо важнее, чем кто-либо из нас, сидящих в кресле».

Е.АФАНАСЬЕВА: «Миллионер» тогда, по моему ощущению, перевел Максима из пародистов в реальные звезды. Не потому что его стали показывать регулярно по ящику раз в неделю, а потому что он предстал в другом образе. И вообще – мне было интересно посмотреть, когда пришел к тебе Максим во «Временно доступен» в программу. И все, вероятно, подозревали, что раз опять вместо него в кадре оказался ты, у вас должны быть какие-то внутренние распри, а вы, в общем, очень интересно поговорили, проговорили.

Д.ДИБРОВ: Лен, я прекрасно помню Максима до того, как он сел в кресло, потому что он ведь приходил в те проекты, которыми я руководил до этого. И я помню, что Максим всегда выделялся из синонимического ряда актеров. При всем уважении к этой блистательной плеяде юмористов и актеров, Максим отличался…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но рассмотреть это не только ты, но и зрители, смогли первый раз все-таки в «Миллионере». Он появился, во-первых, если ты помнишь, в очках, потому что, как он объяснил, это не новый имидж, придуманный ему каналом, а он просто не очень хорошо видит, и все стали вглядываться в этого юношу немножко иначе.

Д.ДИБРОВ: Совершенно правильно. И, к счастью, этот юноша имел то, во что стоило бы вглядеться. Максим, во-первых, эрудит. Он хорошо образованный молодой человек. Он, правда не написал диссертацию, но хотя бы писал. Он аспирант филологии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Опять к нашему возвращению к какой-то мере желтизны. В той программе, куда пришел Максим, «Временно доступен», у тебя там есть соведущий – кто не видел, программа ночная, может, не все видели, - и то ли вы делите эти роли, добрый следователь и злой следователь, не знаю, но по крайней мере эти вопросы об отношениях с Пугачевой даже в ночной программе, якобы не массовой, якобы не желтой, все равно они у вас стали звучать. Зачем?

Д.ДИБРОВ: Леночка, я бы хотел, с твоего позволения, откорректировать твою расстановку наших ролей. Это не он соведущий. В программе «Временно доступен» соведущий-то как раз я.

Я. Я имею в виду «со», когда два. Я не говорю, что он твой ассистент.

Д.ДИБРОВ: Там есть ведущий, и этот ведущий – Дима Губин, до этого Игорь Васильков – выполняет главную роль. Он как раз и задает нашему гостю все те вопросы, что если бы он их не задал, это не значит, что они не прозвучали бы. Конечно, прозвучали бы. Их и так задают – и желтая пресса, и желтый интернет, и филистер, попивая чай с малиной на даче, обсуждает с женой именно это. Вот он их и задает.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть если б я тебя про развод сегодня не спросила, я бы не выполнила журналистскую функцию? Исходя из этой логики.

Д.ДИБРОВ: Леночка, это означает, что все равно об этом кто-нибудь напишет, только не удосужившись спросить. А я уже оживляюсь только тогда, когда из того, что удалось Диме Губину добыть при помощи настоящего глубокого журналистского бурения или желтого, как угодно, если здесь есть хоть какие-нибудь детали, которые можно, обобщив, превратить в полезное для зрителя заключение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда скажи мне, пожалуйста… я была очень удивлена – ты должен был ко мне в эфир две недели назад прийти, сорвалось…

Д.ДИБРОВ: Ну я, во-первых, прошу извинить, Леночка, не смог.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ничего, случилось так случилось. Но у тебя как раз тогда в субботу ночью шел выпуск в эфире, где был Венедиктов. Я еще смеялась, говорила – скажут, что на «Эхо» позвали, баш на баш. Ты почти весь выпуск молчал, что с тобой редко бывает. Губин задавал Венедиктову вопросы, а ты… Что случилось?

Д.ДИБРОВ: Я не считаю необходимым обозначать свое присутствие голосом. Нет-нет, если гость такой, например, как Алексей…

Е.АФАНАСЬЕВА: Найдите еще одного ведущего, который скажет такую фразу – «Я не считаю необходимым обозначать свое присутствие голосом».

Д.ДИБРОВ: Да, если такой гость, как Венедиктов, вполне выполняет боевую задачу, обеспечивает зрителя материалом для самостоятельной внутренней работы, мне совсем не обязательно лезть, показывая, что я тоже что-то знаю. Это не нужно. Задачу программа выполнила – зритель не переключился. Все. Я очень рад. Хорошо б таких Алексеев еще парочку. Но так их же нет!

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь очень много реплик по смс. Говорят спасибо за вчерашний эфир с Валуевым – «раскрылся в финале, боялся, однако». И вообще очень много реплик по поводу этой программы, хотя, опять-таки, ночная. Что надо делать с героями, чтобы они все-таки у тебя раскрывались в проекте? Чтобы Фетисов начал говорить о том, что завуалировано было, что все хорошо, все правильно, а потом наконец рассказал у тебя, что выдавили его из этой большой политической игры, бюрократической, что хоккей и бюрократия – это два разных вида спорта, чтобы Леня Ярмольник у тебя вдруг проговорился о семейных отношениях, когда кто-то из его круга чуть не увел жену?

Д.ДИБРОВ: Так это ж Димка довел до этого, это не я.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это все только желтая составляющая.

Д.ДИБРОВ: Леночка, я должен покаяться – то, о чем говорят зрители, то, о чем говоришь ты, когда произносишь «раскрылся гость», это действительно не что иное, как, если хочешь, мерило профессионализма интервьюера. Я так понимаю, раскрылся – это как когда у Вовки Мукусева ребеночек запел на вопрос, какая любимая песня, детдомовский осиротевший ребенок, - «Прекрасное далеко». И Вова плачет. Ребенок только не плачет. А зритель с Володей рыдают по обе стороны кинескопа. Вот это раскрылся. Раскрылся – это когда вдруг один в другого запускает соком, как у Саши Любимова. Вот это раскрылся. То есть человек из социального перешел в экзистенциальное общение. У меня такого не было. Впрочем, за редким исключением. И я вам должен заявить, что я и не вижу в этом никакой своей задачи. Из этого мы можем заключить, что я ведущий какого-то другого сорта. Наверное, права Ирочка Петровская, когда я, очевидно, самая посредственность из всех, что работают сегодня на телевидении. В ростовской газете перепечатали Ирочкину заметку о том, что к посредственности прирастает посредственность – она уже про мою восхитительную супругу Сашу. И еще она написала, что к 49 годам можно было бы подойти и с более весомыми творческими итогами.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это она по поводу Саши или программы?

Д.ДИБРОВ: Не помню, по поводу чего. Надо сказать про программу про эту тоже. Что главное, что меня волнует, это Армани, и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я так понимаю, что я тоже неправильный ведущий. Пришел такой горячий, живой Дибров – я не подробности желтые выпытываю и не раскрываю. А про телевизор.

Д.ДИБРОВ: Единственное, что меня… ну не то что извиняет, не то что оправдывает, но хотя бы роднит с Гоголем – Гоголю тоже можно было бы прийти с более увесистыми успехами, и даже можно было не сжечь второй том. Но что поделать? Даже Грибоедов мог бы нам написать еще одну какую-нибудь комедию, кроме «Горе от ума», и тогда мы не только Азербайджан бы получили за «Горе от ума», а, может быть, мы бы еще получили еще что-нибудь. Ну что поделать, ну вот у меня такие, не слишком сильные завоевания. Но, понимаешь, мне не хочется, чтобы он раскрывался. Мне хочется, чтобы он одарил моего зрителя такими фразами, мыслями, неожиданными выводами о бытии, чтобы остались у зрителя хотя бы на день еще.

Е.АФАНАСЬЕВА: У тебя в следующей программе Олег Меньшиков. Как я поняла, они уже записаны. А Меньшиков-то раскрылся? Он никогда нигде не раскрывается.

Д.ДИБРОВ: Ну вот я не знаю, что такое раскрылся. Стал ли Меньшиков биться в падучей, стал ли он есть бумаги на столе, стал ли он вдруг… Что такое раскрылся, Лен?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ладно, доживем до следующей субботы – посмотрим в эфире.

Д.ДИБРОВ: Меньшиков в наилучшем своем энергетическом состоянии, по-моему, так заряжает зрителя. Вы увидите это через неделю. И у него такие интересные проскакивают нюансы в размышлениях. Ведь он же очень думающий. Он же не просто красавец, прыгающий по высокобюджетным фильмам. А раскрылся он при этом или нет…

Е.АФАНАСЬЕВА: Давай ты возьмешь наушники. Я еще раз напомню номер телефона и номер смс. Очень много. Мы такой блиц ответов на смс устроим. И телефон – 363 36 59, код – 495. Смс - +7 985 970 4545. Пока вы дозваниваетесь – «Дмитрия, что с «Битломанией» на «Ностальгии»? Много этих вопросов. Кирилл, в частности, задает. С «Битломанией» что?

Д.ДИБРОВ: Ну господа, вот мы ушли в отпуск на Новый год, и сейчас надо было бы, конечно, вернуться. Но, понимаете, какая вещь – в отличие от остальных программ, «Битломанию» я действительно делаю своей жизнью. В том смысле, что я действительно каждую неделю езжу на «Ностальгию», это действительно прямой эфир. Можно было бы, конечно, ее записать. И надо был бы, наверное. И мы, наверное, когда-нибудь так и сделаем. Но тогда мы бы лишились ваших звонков. Ведь программа-то, между прочим, очень важна, мне казалось…

Е.АФАНАСЬЕВА: Глаза сразу изменились – сразу видно, что дело жизни.

Д.ДИБРОВ: Да, мне казалось, что это такой маяк, значение которого не в том, чтобы сообщить что-нибудь, чего бы битломаны не знали. Ну что сейчас можно не знать о «Битлах»? это только твоя лень может остановить тебя от того, чтобы раскопать все. Нет, я видел свою задачу в том, чтобы горел маяк, собиравший по воскресеньям тех, кто мыслит одинаково. Тогда обязан быть прямой эфир, чтобы были звонки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чтобы люди чувствовали, как у тебя в ночной «Антропологии», что в это время такие же, как он, не спят.

Д.ДИБРОВ: Да. Сейчас у меня такая не очень хорошая полоса в личной жизни. Мне немножко туда ездить сейчас тяжеловато. Знаете, было восхитительное время, я ездил на «Битломанию», Саша ждала по ночам в воскресенье, а ей эти 20-летние девочки, как вы понимаете, не сват не брат…

Е.АФАНАСЬЕВА: У меня 11-летний ребенок слушает.

Д.ДИБРОВ: Ну она тоже смотрела, готовила что-то к приезду, мы живо обсуждали эти пластинки…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, Димка, тронуло это что-то тебя сильно в жизни.

Д.ДИБРОВ: Но сейчас, понимаете – что я по воскресеньям… Может, мы с руководством «Ностальгии» сделаем вот что, если оно пойдет на это – сейчас мы подошли вплотную к очень сложному и по-настоящему глубокому периоду в работе «Битлов» - кому интересно, к «Револьверу» - может, мы действительно запишем серию программ. Ребята, просто не готов платить жизнью по воскресеньям.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давай дальше. Дмитрий из Ивантеевки спрашивает по поводу «Миллионера из трущоб» - видели ли и понравился ли?

Д.ДИБРОВ: Знаете, с «Миллионером» было так. Мне позвонили промоутеры и те, кто прокат делают, и предложили озвучить фильм. Я сказал, что я с негодованием отвергаю абсолютно все кинопредложения, потому что ненавижу современный отечественный кинематограф. Как люблю его создателей – как людей, как собеседников, как друзей, так ненавижу их продукты, все как один сделанные с желанием подзаработать. Они говорят – «Так это Дэнни Бойл». А «Trainspotting» мы любим. В свое время это была целая эпоха в создании нового киноязыка, невероятно монтажного, динамичного. Принесите. И вот они принесли DVD – я как вставил кассету в приемник, я вдруг понял, что передо мной тот самый продукт, которому необходимо помогать всеми силами. Когда в «Антропологии» я встречал музыканта, поэта, мыслителя, актера и чувствовал, что надо помогать. Вот так я и решил помочь. А уж потом выяснилось, что то же самое ощущение, видимо, испытали американские кинокритики, когда дали ему четыре «Глобуса», а потом то же самое испытали киноактеры, когда дали ему премию…

Е.АФАНАСЬЕВА: Это удивительный случай – когда «Голливуд» представляется «Боливудом». Это не «Trainspotting». Это кино, понятное для массовой аудитории, которая привыкла к разжеванному. При этом это же далеко не индийские мелодрамы и не то ненавидимое тобой отечественное кино.

Д.ДИБРОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это, вероятно, то, к чему стремится любой художник – делать очень многоуровневое произведение для своих, но понятное и для тех, кто ниже.

Д.ДИБРОВ: Вот Гайдай – пример такого. В «Бриллиантовой руке» кретин хохочет про свое, а интеллектуал про свое. И как в программе «Кто хочет стать миллионером» - дурак найдет свое и будет сидеть, а умный человек тоже почувствует себя дома.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давай звонок. 363 36 59. Не простят слушатели, а эфир заканчивается. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Наталья, город Москва. У меня такой вопрос к Дмитрию. Все, что он пытается делать, действительно, наверное, укладывается в ту фразу, которая прозвучала – поддерживать свет в маяках. Вопрос такой – какие еще маяки хотел бы зажечь и как в современном информационном пространстве лучше их поддерживать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, только очень мало времени у Димы на ответ. Придется в телеграфном стиле.

Д.ДИБРОВ: Спасибо. Это очень любезно с вашей стороны. Если вы так спрашиваете, значит, не вполне права Ирочка Петровская, которая, наверное, ожидала бы только один ответ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Обидела тебя.

Д.ДИБРОВ: Ну конечно, такую гадость про себя читать не очень удобно от человека, которого искренне уважал многие годы. Знаете, надевая новый «Армани», я намерен зажечь новые маяки. Это для Петровской. А для вас я скажу – книга. Все-таки хочешь, жни, хочешь, куй, интернет и телевидение – это все прекрасно, но как меня папа учил, так оно и есть. К 50 я понимаю – высшая форма служения, самая органичная одежда для слова, для мысли – это книга. Вот.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пишешь?

Д.ДИБРОВ: Пытаюсь, Лена.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давай еще один, очень быстро.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Михаил. Дмитрий, в этом фильме необразованный парень отвечает на сложнейшие вопросы. А вот у вас в передаче мог бы быть такой участник?

Д.ДИБРОВ: Нет, я не думаю, конечно. Там парень-то этот маленький, если вы заметили, Джамаль Малик, конечно, хоть и необразованный, однако очень хваткий до информации.

Е.АФАНАСЬЕВА: Там ход какой – когда ему жизнь дает ответ… конечно, это волшебное совпадение, когда каждый кусок жизни мальчику давал ответ…

Д.ДИБРОВ: Это, конечно, сложно. Но то, что действительно чистая правда – я надеюсь, что вы, уважаемый слушатель, в следующую субботу будете с новым чувством смотреть игру на Первом канале, «Миллионера». Дело в том, что действительно – игра это схватка между ведущим и игроком. Вот тут меня укоряли в подсказках. Господа, знаете ли вы, что у меня нет верного ответа на моем компьютере?

Е.АФАНАСЬЕВА: Что твой компьютер дает тебе верный ответ, только когда прозвучал сигнал.

Д.ДИБРОВ: Конечно! Я в точно таком же положении, что и игрок. Но только мое положение ухудшается тем – я прошу, кстати, редакторов не давать мне ответы в наушник, потому что иначе не будет энергетики, зато вместо этого мне вот что летит: «Не отдавай 400 тысяч!»

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как. Экономят.

Д.ДИБРОВ: Конечно, Лена, у нас нет денег вот так просто сорить ими. Было время – были. А сейчас нет. А он же дает правильный ответ.

Е.АФАНАСЬЕВА: То же самое, что и у индийского ведущего.

Д.ДИБРОВ: Лена, я понимаю его проблематику. Вот Меладзе до 800 же дошел. А что я могу сделать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Дима, раньше звезды отдавали все деньги в благотворительный фонд. Что, кризис так всех подкосил, что теперь… вот вчера в эфире долго говорил Максим Покровский, как хорошо, что он заберет 100 тысяч…

Д.ДИБРОВ: Леночка, тут более хитрые обстоятельства. Дело в том, что программа нуждается в энергии. Сегодня энергия – это триллер.

Е.АФАНАСЬЕВА: В деньгах.

Д.ДИБРОВ: В энергии, Лена.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, я имею в виду – энергия в деньгах?

Д.ДИБРОВ: Нет, энергия всегда в желваках на скулах играющего, во взгляде и в риске. Но когда звезды, получавшие безумные корпоративные деньги, сидели с гениальным, находчивым Максимом, получавшим безумные корпоративные деньги, о какой энергии настоящих испытаний мы могли говорить? А еще к тому же и благотворительность. Мы сейчас повернули дело таким образом – это коллектив принимает решение, не я же – нет, деньги самые настоящие. Но тогда и ни один не видит заранее вопросов и ответов, как порой бывало.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, бывало.

Д.ДИБРОВ: Бывало, Лена.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть подсказывали?

Д.ДИБРОВ: И не только на этом канале и в этой игре. Во многих-многих играх тебе предлагают почитать ответ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, как обидно. Раскрываются страшные тайны телевидения.

Д.ДИБРОВ: Только для энергии это делается. А уж потом они вправе, кстати, спокойно и тихо отдать выигранное на благотворительность. Но это будет уже их право.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Дмитрий Дибров. Рита подсказывает смской – «Петровская хвалила вас в передаче на радио».

Д.ДИБРОВ: Почитайте Петровскую – однажды, может, и похвалила, так как не похвалить уже просто не могла.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дим, вопросов тут просто куча – я их прочитать не успеваю, не то что тебе задать. Приходи еще – единственное, что могу сказать.

Д.ДИБРОВ: А ты приглашай, Леночка. Я с удовольствием.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не договорили. Все, если в следующий раз вместо дня рождения придешь к нам, будет хорошо. Это Дмитрий Дибров, ведущий проектов "Кто хочет стать миллионером" (Первый канал) и "Временно доступен" и человек, который озвучил своего индийского коллегу в фильме «Миллионер из трущоб». Кто не видел, сходите. Мне понравилось очень.

Д.ДИБРОВ: Спасибо за внимание. Всего доброго.