Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2009

20 декабря 2009: Какие документальные проекты интересны зрителям. Гость - Олег Вольнов

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/642303-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня у меня в гостях Олег Вольнов, заместитель гендиректора Первого канала, человек, который отвечает за документальное наполнение канала и за многие программы, в частности, от такой строгой, как «Человек и закон», и до такой популярной и доброй, мягкой, как «Пока все дома». Правильно я говорю, Олег Викторович?

О.ВОЛЬНОВ: Да. Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сегодня мы решили поговорить о том, какие документальные проекты нынче, в 2009-м, интересны зрителю. Но если у вас будут вопросы и по другим проектам, надеюсь, Олег согласится на них ответить.

О.ВОЛЬНОВ: Куда деваться. Раз уж пришел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что все, что вы хотели спросить про документальное вещание Первого канала, вот сейчас у вас есть человек, который как раз это все и определяет. Наш смс-номер - +7 985 970 4545. Пожалуйста, вы можете задавать Олегу Викторовичу свои вопросы. А во второй части программы, как обычно, сможете поговорить и по телефону. А также высказывайте свои реплики, что вам интересно, какие документальные проекты последнего времени вам интересны, что бы вы хотели увидеть. В общем, надеюсь, у вас получится такая дискуссия с моим сегодняшним гостем. Олег, вы у нас были здесь в эфире года четыре назад примерно, точно не помню. И тогда большинство вопросов было в том, что наши слушатели упрекали многие проекты в какой-то излишней желтизне, говорили, что очень много про ведьм, колдунов. Ситуация изменилась? Какие проекты сейчас лидируют в эфире?

О.ВОЛЬНОВ: Ну, ситуация меняется каждый год. Жизнь меняется, условия жизни меняются, общество меняется, люди меняются. И понятно, что мы тоже вынуждены меняться, подстраиваться под эту изменяющуюся жизнь. Что касается того, что сейчас востребовано, конкретно в это время, я могу сказать, что по сравнению с 3-4-годичной давности нашей работой очень серьезно поменялись основные тренды. Ну, в первую очередь, у меня такое ощущение, что наша публика наелась гламура так, что ее просто тошнит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Гламурный шарик лопнул.

О.ВОЛЬНОВ: Ну, я не могу сказать, что он совсем уж лопнул. Видимо, кому-то это еще нравится. Но я могу сказать, что если раньше мы разговаривали со своими редакторами и я говорил, что одна из слагаемых успеха - это наличие какой-нибудь звезды и ее личной жизни в документальном фильме или в передаче, в каком-нибудь проекте, то сейчас это совершенно даже вовсе и наоборот.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть сейчас и без звезд смотрят?

О.ВОЛЬНОВ: То есть абсолютно. Если сделано тонкое психологическое кино с погружением в жизнь, реальную жизнь самых простых людей, смотрят не с меньшим, а даже с большим интересом, чем жизнь наших звезд.

Е.АФАНАСЬЕВА: А можно примеры какие-то? Вот какие фильмы про простых людей, в которых не было звезд у вас, вдруг смотрели?

О.ВОЛЬНОВ: Я могу вам сказать - вот потрясающая история, буквально недавно она была, одна из историй в фильме была: очень банальная история. Девушка жила с молодым человеком, они любили друг друга, поссорились, и девушка уехала, и семь лет они не встречались. Она родила от него, и он не знал семь лет, что у него растет сын. И с помощью нашей съемочной группы мы организовали этим двум молодым людям встречу. И девушка пришла с сыном, со своим сыном на эту встречу, села напротив этого молодого человека и сказал ему: «Познакомься, это Андрей, мой сын и твой сын», и настолько была трогательная сцена, настолько этот парень повел себя достойно…

Е.АФАНАСЬЕВА: А если бы он сказал «Не верю» или еще что-нибудь?

О.ВОЛЬНОВ: Ну, значит, была бы другая история. Но эта история, я надеюсь, со счастливым концом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я у вас смотрела фильм про Никиту Михайловского. Очень трогательный фильм, интересный. Я понимаю с точки зрения драматургии, что авторы специально выстраивали так. И о его сыне, который нашелся спустя столько лет после его смерти, о котором тот сам не знал, который так похож, и они на конец припасли такое ощущение, катарсис такой, по закону жанра. Ну, достаточно любопытно было смотреть

О.ВОЛЬНОВ: Я вам могу сказать, что одно из основных требований, которое мы сейчас предъявляем к создателям документальных фильмов, это самое глубокое, подробное изучение жизни героев. Против скороспелых фильм. Против того, чтобы за месяц, за два, за три недели сделать кино и выдать его быстро. На какой-то тусовке что-то отсняли, кто-то там что-то прокричал, кто-то чего-то прошумел, кто-то покривлялся чуть-чуть, и это показать. Вот этого нет. От этого отказались практически напрочь. И когда журналисты ищут и находят таких вот людей и снимают этих людей, конечно, создается определенное ощущение человеческой сопричастности, когда и слезы на глазах, и комок в горле иногда. Ну вот вы отметили один из случаев, я вам рассказал другой. И я вот буквально вчера смотрел материалы рабочие одного фильма: такая обычная житейская история. Где-то в глубинке, в районном центре он и она, молодые люди, глубоко пьющие, причем такие вот, что прямо совсем забулдыги, рождается сын, ДЦП, сдают его, естественно, тут же в приют, потому что мешает пить, надо ухаживать, она попадает в тюрьму, выходит оттуда, встречает человека, который, оказывается, ее с детства любил, бросает пить и задумывается о том, где ее сын, пытается найти этого своего бывшего собутыльника, приходит к нему, он в том же угаре, в котором и был все эти годы, она выходит, и надо просто видеть ее лицо, когда она говорит: «Боже! И я так жила!?» И она едет, забирает сына…

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег, а в этой ситуации и в ситуации, когда, вы рассказывали, девушка привела сына - а если бы не было телевидения, не было бы съемочной группы, как, по вашему ощущению, ситуация развивалась бы так же? Что мешало этим людям привести сына к отцу или поехать найти своего ребенка? Как телевидение вмешивается в жизнь в данном моменте?

О.ВОЛЬНОВ: Вы знаете, столько веков люди, общество жило без телевидения и как-то писали романы, любили, рожали детей, воспитывали гениев. Я не переоцениваю роль телевидения в общественной жизни. В конце концов, огромное количество примеров, которые нам доказывают, что телевидение не играет какой-то определяющей роли. Но если мы можем помочь своим сочувствием, своим соучастием, то почему и нет? Если у нас есть в руках вот такой инструмент - пусть бы он, конечно, лучше был не кувалдой, а скальпелем, - то почему мы не можем им воспользоваться?

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень часто аналитики, критики делят документалистику, которая идет по телевидению, и те документальные фильмы, которые снимаются и не идут в широком прокате, а чаще всего это фестивальные истории какие-то, и люди, которые делают фильмы, говорят, что то настоящая документалистика, а вот тут больше телепрограмма, и все. Что отвечаете вы, люди, которые делают документальные проекты на телевидении?

О.ВОЛЬНОВ: Я улыбаюсь, честно говоря. Потому что можно прийти ко мне в кабинет. Я специально не коллекционирую призы, которые мы получаем на всероссийских, международных, всемирных разных конкурсах, но у меня просто один шкаф, скажем так…

Е.АФАНАСЬЕВА: Под завязку.

О.ВОЛЬНОВ: Да. И поэтому в данной ситуации я знаю, что есть фильмы, и мы сейчас готовим, мне кажется, шикарный фильм, называется «Анастасия», о наших эмигрантах, попавших на север Африки в 21-м году, о том, как они там выживали. Кино делалось не для телевидения, оно совершенно другое по интонации, по темпу, по ритму. Но мы его покажем. А есть фильмы, которые делаются специально по телевизионным лекалам, и я говорю: «Ребята, спасибо, до свидания, больше к нам не приходите никогда».

Е.АФАНАСЬЕВА: Интересно. Очень много вопросов уже по смс и заранее пришли на сайт. Я постараюсь, какие успеем, сейчас прочесть. Андрей спрашивает, когда покажете третью часть «Кремль-9». Я не очень в курсе.

О.ВОЛЬНОВ: Почему именно третью?

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не знаю. Почему-то Андрей так спрашивает.

О.ВОЛЬНОВ: Ну, я могу сказать, что сейчас мы заканчиваем очередной пул фильмов «Кремль-9. Личная охрана», но там 4 серии. Вот сейчас 4-я серия доделывается, и думаю, что после Нового Года сразу покажем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть практически взаимоисключающие смски. Например, Дмитрий интересуется: «Как вас угораздило показать «Плесень»?» А Иван из Челябинска интересуется, будет ли «Плесень-2». То есть, соответственно, интерес, наверное, есть. Что скажете и о «Плесени», и о вот этом направлении документалистики, которое появилось в последнее время?

О.ВОЛЬНОВ: Мне бы не хотелось, чтобы «Плесень» стала именем нарицательным какого-то направления.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как в «Большой разнице» - хрень.

О.ВОЛЬНОВ: Да-да. Кстати, шикарная была пародия, я смеялся от души. Но если на самом деле, мне кажется, что «Плесень» - это очень большой и серьезный проект. Он делался несколько лет - ну, те, кто видел, поймет, о чем я говорю -во многих странах с привлечением самых светлых умов наших планеты из 10-12 стран. И мне кажется, что это такая очень серьезная работа. К сожалению, мы не можем себе позволить чисто по финансовым показателям делать такие работы часто, но, в то же время, мне кажется, что эта работа задает высоту, которую хочется хотя бы изредка брать. Ну, те, кто смотрит наш эфир, видели за последние месяцы две премьеры: «Тайны любви» и «Тайны смерти». Тоже фильмы, которые снимались в 10 странах - я уже даже сбился, то ли два, то ли три года. Потому что очень долго. По крайне мере, перед эфиром мне показали какую-то очередную сборку, и там было написано: «Сборка №18». Мне показалось, что это тоже очень интересные работы. И на будущий год, я думаю, что мы тоже чем-нибудь порадуем телезрителей.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что может быть после любви и смерти? Интересно даже, как эту линейку можно продолжить.

О.ВОЛЬНОВ: Ну давайте начнем тогда с «Плесени».

Е.АФАНАСЬЕВА: У вас, по-моему, «Молоко» было не так давно.

О.ВОЛЬНОВ: Не, ну это другая история. Кстати, Лен, если вы говорите о том, что смотрят сейчас особенно внимательно телезрители, вот в этом году мы начали, придумали, сделали и уже в эфир вышло, наверное, 6-7 серий цикла «Среда обитания». Люди очень озабочены, как выяснилось, тем, как они живут, то есть конкретно своей средой обитания - что они едят, что они пьют, чем они дышат, чем они чистят зубы, в каком транспорте они ездят, из чего строится их жилище и прочее-прочее. Вот эти вопросы, которые окружают нас и помогают или мешают нам жить, добавляют нам здоровья или отнимают здоровье, оказалось, что очень сильно людей интересуют.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег, вернусь к отдельным оценкам, которые публикуются в прессе. Некоторые аналитики называют это «пугалками» и «страшилками». Что вот якобы вы запугиваете население. Как дети смотрят ужастики, страшные сказки, так население смотрит про то, что есть нельзя, и как страшно жить.

О.ВОЛЬНОВ: Такое страшное слово - «аналитики», что-то с анализами связано. Я, честно могу сказать, не очень люблю копаться в таких вещах. По одной простой причине. Я понимаю, что вы сейчас задаете не сами вопрос, а мне транслируете чье-то мнение. Вот это мнение тех людей, которые не видели этого кино, не видели эти фильмы. Потому что да, конечно, проводим экспертизу, да, но если вы посмотрите внимательно, то там не только страшилки, что там делают с лекарствами, которые нам продают, где в каких гаражах, но есть конкретные силовые структуры, которые по нашим следам идут и наводят порядок, это наше правило жесткое, то есть мы все материалы своего собственного расследования или изначально согласуем, или потом передаем в органы для дальнейшего расследования, и обязательное условия - полезный совет. То есть чтобы всегда была некая конструктивная информация, которая бы сказала: «Ребят, вот когда покупаете лекарства, вы посмотрите изначально на коробочку».

Е.АФАНАСЬЕВА: Я уже знаю, Олег, что после фильмов время моих походов в магазин минимум вдвое увеличится и мне нужно покупать большую лупу.

О.ВОЛЬНОВ: Очень хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потому что я на прошлой неделе насмотрелась вашего фильма и уже пошла выбрасывать у детей какие-то чипсы, еще что-то. Но самое ужасно - дети после этого не хотят это есть, а накормить их нечем, все вредно. Ощущение, что все вредно. Как жить в таком мире, где все вредно?

О.ВОЛЬНОВ: Ну, у вас есть вариант - продолжать есть чипсы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, не хочется. Спасибо.

О.ВОЛЬНОВ: На даче выращивать редиску.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дачи нет, так обидно. Это Олег Вольнов, заместитель гендиректора Первого канала. Говорим мы о том, какие документальные проекты интересны сегодня, в конце 2009-го года, нашим зрителям. Мы продолжим разговор после выпуска новостей. Вы пока можете задавать свои вопросы по смс-номеру +7 985 970 4545. И, как обычно, после новостей вы сможете поговорить с нами и по телефону.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях у меня сегодня Олег Вольнов, заместитель гендиректора Первого канала, говорим мы о документалистике, о том, какие документальные проекты интересны зрителям. Задаем этот вопрос и вам, уважаемые слушатели. Вы можете свои мнения высказывать по смс-номеру +7 985 970 4545. А также дозваниваться нам по телефону 363 36 59, код Москвы - 495. Мы будем ваши звонки также принимать. У вас есть редкая возможность просто высказывать свои заявки Олегу Викторовичу, он по ним негласное общественное мнение поймет и будет заказывать документальные проекты. Правда, Олег Викторович? Улыбается. «Лена, жить вообще вредно! Не морочьте себе голову», - это, вероятно, Зоя отвечает на мою реплику о ваших фильмах, на которых мы закончили предыдущую часть программы.

О.ВОЛЬНОВ: Посмотрите завтра - у нас очень интересный будет фильм: «Что съесть, чтобы похудеть». Там есть несколько советов, которые позволят вам все-таки себя кормить и своих детей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Олег Викторович, наконец-то. Давайте звонки тоже будем принимать. 363 36 59. Добрый вечер. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер. Андрей, Москва. Олег Викторович, здравствуйте. Вы вот насчет редисочки только что сказали очень правильно. Редисочку выращивать, да? Так вот, на Первом канале практически ни одной передачи - помните, еще при советской власти «Наш сад» был, «Сельский час», много чего можно было посмотреть. Сейчас, по-моему, только «Фазенда», и то там буквально 20 секунд про сельское хозяйство, про дачу…

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, можно мне реплику вперед Олега Викторовича? В советское время было два канала и еще вспомогательный один. А сейчас какое количество каналов, в том числе есть канал «Усадьба». Можно подписаться, по-моему. Извините, Олег Викторович, что я вас перебила.

О.ВОЛЬНОВ: На самом деле, Андрей, спасибо за вопрос. Если говорить о тенденциях, то Лена права, что, конечно, Первый канал, который смотрят практически 150 миллионов зрителей только в нашей стране, или 140 миллионов зрителей, должен выбирать темы, которые интересны максимально большому количеству людей. Но вот, по-моему, сейчас как раз тенденция такая, что люди к этому обращаются, и если мы найдем какой-то интересный формат, как сделать программу, чтобы выращивание редиски смотрели 140 миллионов, хотя бы 100 миллионов… это не шутка, на самом деле, говорю серьезно, мы сделаем и такую программу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей, предлагайте формат, пожалуйста. Олег Викторович прислушается. 363 36 59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер, меня зовут Ирина Алексеевна, я из Питера. Первый раз звоню на «Эхо Москвы», потому что вот уже несколько лет у меня болит сердце после фильма о Тамаре Носовой. Вы знаете, там елейным голоском ведущая много раз говорила о том, какой это был закрытый человек, как она прятала свою старость, бедность, даже с близкими людьми не встречалась, и у нее не было никаких родственников. И вот вдруг показывают, как она жила, уже больной человек. Вы знаете, я, конечно, ведущей как женщине не могу и не собираюсь дать пощечину, но руководителю этого фильма мне хочется дать просто пощечину.

Е.АФАНАСЬЕВА: В чем ваши претензии, вы могли бы как-то конкретнее?

СЛУШАТЕЛЬ: А непонятно, зачем было показывать тот ужас, в котором пребывала уже эта женщина. Вы, наверное, не видели.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, наверное, чтобы обратить внимание других людей, что в таком ужасе живут очень многие старики, менее известные, чем Тамара Носова.

О.ВОЛЬНОВ: Да, и было огромное количество людей, которые знали ее, дружили с ней, считали себя ее друзьями и, тем не менее, ничего не сделали для того, чтобы изменить ее жизнь к лучшему.

СЛУШАТЕЛЬ: Но это человек, которые не хотел встречаться - там было сказано - со своим возлюбленным, потому что она была старая и больная. Зачем?

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы поняли ваше возмущение…

СЛУШАТЕЛЬ: У вас очень много героев, которые готовы сами вытряхнуть все свое белье грязное, все показать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы поняли ваш вопрос. Давайте дадим ответить.

О.ВОЛЬНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег, будете отвечать?

О.ВОЛЬНОВ: В принципе, можно, конечно, и ответить, хотя, в общем, сложно отвечать, когда человек говорит на таком надрыве. Видимо, что-то больное из своей жизни…

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот вопрос, смотрите, какой: а что правильнее - показывать язвы общества (понятно, что есть исключения, но вот в массе, как основной тренд) или показывать все-таки доброе и вечное? Если язвы, вас будут упрекать, что вы копаетесь в грязном белье и показываете ужас, после которого жизнь еще ужаснее, а если показывать доброе…

О.ВОЛЬНОВ: Маскировка действительности.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вот что правильно, на ваш взгляд?

О.ВОЛЬНОВ: Вы знаете, на самом деле, вопрос философский, и, к сожалению, его очень сложно решить однозначно раз и навсегда. По каждой ситуации приходится решать его отдельно. И показывать или не показывать язвы, как вы говорите, с какой целью? Если просто констатировать - вот еще убили, вот еще ограбили, вот еще изнасиловали, вот еще зарезали и отравили, - то, наверное, нет, не стоит. Если же обращаться, как в фильме с Носовой, нам показалось, что мы обращаемся к тем людям, которые считали себя ее друзьями и ничего не сделали, чтобы хоть как-то изменить ее жизнь к лучшему, то, наверное, да, стоит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олегу Вольнову Игорь адресует смску: «Есть идеи. Как с вами связаться?»

О.ВОЛЬНОВ: Связаться? Сайт Первого канала, руководство, там есть все мои контакты. Никаких тайных паролей не нужно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть еще вопрос. «Олег Викторович, как вы прокомментируете акцию «Человека и закона», направленную против футбольной сборной?»

О.ВОЛЬНОВ: Да, на самом деле, если мою точку зрения интересно послушать автору…

Е.АФАНАСЬЕВА: Имеется в виду, наверное, сюжет, где Пиманов рассказывал сюжет о том, как отдыхает сборная.

О.ВОЛЬНОВ: Да. Я могу сказать, что, на мой взгляд, этот вопрос даже поставлен неправильно, если с моей колокольни судить. На мой взгляд, Пиманов-то как раз очень сильно болеет за сборную нашу футбольную, и вот эта боль и горечь за состояние футбола и состояние сборной и выплеснулась в этом сюжете. Он не хотел уничижения или топтания на костях, в чем его обвиняли, сборной. Мы с ним вчера разговаривали и обсуждали это и договорились, что мы это продолжать не будем, подождем просто следующих сборов…

Е.АФАНАСЬЕВА: Болела душа у болельщиков. Но сборная обиделась сильно, да?

О.ВОЛЬНОВ: Я думаю, что, наверное, они сами знают, как они живут, и им лучше всего самим разобраться с самими собой и в следующем отборочном туре чемпионата Европы выступить так, как мы видели, год назад они выступали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь есть вопрос, что при Ельцине по ТВ был анонсирован фильм «Охрана президента», но не показан. Покажете этот фильм?

О.ВОЛЬНОВ: Не очень понимаю, о чем речь идет. Работаю на Первом канале давным-давно, и при Ельцине еще тоже работал, но названия такого не помню.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, Олег, слушатели часто не разбираются, на каком канале что показывается. Для них это один большой ящик. Поэтому, возможно, это было и не на Первом. Давайте еще звонки. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Вот у меня просьба к Александру Викторовичу…

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, вы, наверное, совсем не туда попали. Мы сейчас с Олегом Викторовичем по поводу документалки.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Вот разные фильмы снимают они. Почему бы сейчас не снять фильм о воде, которую мы пьем?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так был же.

СЛУШАТЕЛЬ: Много разных аппаратов продают очищать воду. Сейчас будут снимать огромные деньги за воду…

Е.АФАНАСЬЕВА: Простите, вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Светлана Алексеевна.

Е.АФАНАСЬЕВА: Светлана Алексеевна, фильм о воде, по-моему, та же Саида Медведева делала.

О.ВОЛЬНОВ: Делала. Но в рамках «Среды обитания», я обещаю вам…

СЛУШАТЕЛЬ: Ну а почему бы вам сейчас этот вопрос не поднять по району Бибирево?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, мы не можем…

СЛУШАТЕЛЬ: Вода просто мертвая в течение 10 лет. Ее пить невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дело в том, что канал, который вещает на всю страну, вряд ли может конкретные районы конкретных городов рассматривать. У вас, наверное, есть какой-то кабельный канал вашего округа.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я думаю, что, наверное, это по всей Москве.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну тогда, наверное, скорее канал ТВЦ. Потому что он московский. Или «Столица». Здесь в данном случае можно говорить в целом о воде, которую люди потребляют. И если вы говорите, Олег, что у вас будет такой фильм…

О.ВОЛЬНОВ: Да почему бы и нет? Мы сами состоим практически из воды в большинстве своем. Может быть, и снимем. Посмотрим.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга из Москвы пишет: «Елена, будет ли в следующем «Телехранителе» Константин Эрнст? Он главный Дед Мороз последнего выпуска года. Очень ждем в эфире второй год». Вы знаете, что-то я как-то боюсь, что не будет. Олег Викторович, передайте непосредственному руководителю приглашение от «Эха Москвы», пожалуйста. 363 36 59, добрый вечер. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Олег Викторович, здравствуйте. я хотел бы, чтобы вы показали в эфире документы и не единожды повторили бы по Первому каналу, когда Сталин и его приближенные уничтожили 25 миллионов, цифра, которая называлась (не знаю, насколько она верна), чтобы люди понимали, стоило ли возлагать цветы к Дзержинскому и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, спасибо за вопрос.

О.ВОЛЬНОВ: Ну, документы можно показывать только в рамках каких-то документальных фильмов, наверное, в рамках каких-то программ. Что касается программ по истории, я могу вам сказать честно, что это для меня сегодня большая головная боль и проблема.

Е.АФАНАСЬЕВА: В каком смысле? Как снимать так, чтобы смотрели?

О.ВОЛЬНОВ: Дело все в том, что мы вроде как про Сталина уже много чего сделали. И если сделать еще одно кино, то люди вряд ли на него откликнутся. То есть надо что-то такое изобретать, чтобы люди смотрели. Это часть проблемы. Вторая проблема - то, что у нас в принципе мало истории на телевидении, истории нашей самой давней, от зарождения Руси, до истории современной. Я бы хотел анонсировать: вы посмотрите два фильма, которые мы сделали и в январе - начале февраля покажем. Это фильм о Грибоедове, известном нашем дипломате, авторе «Горя от ума». Это потрясающая работа, где съемочная группа ездила и в Грузию…

Е.АФАНАСЬЕВА: Что редкость по современной жизни.

О.ВОЛЬНОВ: Да, и, кстати, принимали, как они говорят, их просто потрясающе, когда узнали, что они делают фильм о Грибоедове, и память о Грибоедове, как выяснилось, в Грузии сохраняют свято, и были съемки в Иране, в Тегеране, где погиб Грибоедов. Сохранилась церковь армянская, где он был захоронен изначально. Второй фильм - о Чехове.

Е.АФАНАСЬЕВА: К юбилею, наверное?

О.ВОЛЬНОВ: Да. Тоже работа…

Е.АФАНАСЬЕВА: А кто делал фильм о Чехове?

О.ВОЛЬНОВ: И тот и другой фильм делал Сергей Медведев, который у нас делает фильм «Тайны века». О Чехове тоже огромное количество неопубликованных писем, фактов из его жизни, начиная с его младенчества в Таганроге, кончая Баденвайлером в Германии, где он умер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну а я, наверное, попиарю не ваш канал. По-моему, сегодня на НТВ в программе «НТВшники» тема - «Сталин с нами». Ну вот как раз можете посмотреть и поспорить на эту тему. Там, вероятно, будут и сторонники, и противники. По крайней мере, судя по анонсам. Павел интересуется, не планируете ли показать американскую документалку «Дух времени».

О.ВОЛЬНОВ: Нет, не планируем. Смотрели, перевели для себя. Но она настолько тенденциозно сделана, что…

Е.АФАНАСЬЕВА: Что останется в интернете.

О.ВОЛЬНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Хватит «Плесени»! снимите хороший фильм о Сахарове или о Гайдаре. Валентина из Ростова».

О.ВОЛЬНОВ: Спасибо за совет.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Елена, а вот может ваш гость ответить на вопрос, который был у вас на сайте?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вы к нему адресуйтесь. Если это ваш вопрос, задавайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Олег Викторович, а может ли Первый канал показать фильм «Игры богов»? спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: А «Игры богов» - это что за фильм? Отключилась наша гостья.

О.ВОЛЬНОВ: Наверное, может, если бы знать, что это за фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы нам еще раз позвоните, если дозвонитесь, или напишите смс - +7 985 970 4545. Почему-то ни я, ни Олег Викторович не в курсе. Федор из Петербурга: «Фильм на Первом, особенно документальные, чудовищные, лживые, пропагандистские, сделанные по приказу Кремля».

О.ВОЛЬНОВ: Есть еще тут в переписке Кирилл, который тоже пытается с какими-то инвективами в мой адрес пробиться, а мы никак не обращаем внимания. Спасибо, Кирилл, я все ваши сообщения гневные прочитал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, отвечайте.

О.ВОЛЬНОВ: Да нет, отвечать не на что, потому что…

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер. Ваши вопросы, ваши реплики.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это Подмосковье, Нина Григорьевна. Вы знаете, я считаю, что Первый канал - это самый авторитетный канал из всех существующих, даже из кабельных, спутниковых и прочих. Мне просто жалко, что вы пустили «Камеди клаб» на Первый канал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так то было четыре выпуска два или три года назад. Посмотрели, как смотри аудитория. Причем, по-моему, самое пошлое все было вырезано. А потом стали приглашать ребят из «Камеди», которые начинали с КВН.

О.ВОЛЬНОВ: Да, и сделали собственный проект.

СЛУШАТЕЛЬ: Даже когда выступают ведущие, у них там члены, зады, вот это…

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это вы явно смотрите на канале ТНТ.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, боже сохрани, я его никогда не включаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну тогда вы зря это Первому каналу приписываете. У вас по документалистике есть вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, спасибо.

О.ВОЛЬНОВ: На самом деле, вот те слова, которые Нина Григорьевна сейчас употребила, я не буду сейчас употреблять. У нас очень жесткая цензура в этом смысле, и мы ругань просто вырезаем даже в художественных фильмах, где она проскакивает сейчас, в наших некоторых работах артхаусных. К сожалению для создателей, вынуждены вырезать это все дело, вычищать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звоночек. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Мое имя Иван, я из Самары. Я Олегу Викторовичу очень завидую - он работает на очень всемогущем канале, и в Москве ему хорошо, потому что столько научных заведений. И тем не менее, к сожалению, по нашему каналу идут документальные фильмы, которые спекулируют исключительно на сексе, на страхе. Неужели вам сложно пригласить какого-то ученого, который мог бы…

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы можете конкретные примеры, Иван?

О.ВОЛЬНОВ: Про секс, конкретно, давайте поговорим чуть-чуть. Очень интересная тема.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот фильмы про плесень…

Е.АФАНАСЬЕВА: Как интересно.

СЛУШАТЕЛЬ: Потом - эти фильмы, которые говорят, что есть, что пить. Это же сплошная спекуляция на страхе.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо, страх.

О.ВОЛЬНОВ: Мы уже ответили на этот вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Одним словом, вы возвели это в ранг я не знаю чего…

О.ВОЛЬНОВ: Вы понимаете, я готов с вами согласиться, чтобы выглядеть политкорректно, но не могу с вами согласиться, поскольку секса у нас вообще практически, к сожалению, наверное, нет. А вот по поводу страха я уже говорил, но я еще раз хочу сказать вам, что для меня это тоже очень серьезный вопрос. Просто запугать - да, есть такой жанр - триллер, и кто-то любит, когда их пугают. Они смотрят, визжат от ужаса и продолжают смотреть. Но я лично не люблю триллеры, никогда не смотрю. Я считаю их абсолютно дурацким жанром. Мне хватает эмоций в жизни. И поэтому когда мы делаем свои фильмы, я всегда ставлю задачу - не просто запугать, а объяснить людям, что происходит, и дать совет, что надо сделать, чтобы тебя не обманули, чтобы тебя не одурачили, чтобы ты не подорвал свое собственное здоровье, не дай бог, не распростился с собственной жизнью.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Иван, за вопрос. «Олег Викторович, можно ли сделать документальный фильм по методикам из сериала «Обмани меня», применяя их на практике в России? Дмитрий».

О.ВОЛЬНОВ: Да можно все сделать. Были бы люди, была бы команда, которая захочет это сделать. По крайней мере, фильм же сейчас есть, вы его смотрите. Документальный фильм? Я пока не знаю, чтобы у нас такое применялось. А художественный фильм - есть шикарное кино уже, которое можно посмотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему нет и будут ли «Искатели»? - спрашивает Виктория.

О.ВОЛЬНОВ: Виктория тоже несколько раз уже обращается, а я как-то Виктории никак не могу ответить. «Искателей», наверное, нет, не будет. Но я уже говорил по поводу исторического кино, что у нас его, к сожалению, на мой взгляд, маловато. Думаем, ищем, работаем. И думаю, что эта бригада... ну, сейчас они заканчивают фильм об истории телевидения, о всемирной истории телевидения, заканчивают семисерийный фильм об освоении Арктики. Тоже с историей, с путешествиями и с проникновением туда, куда не ступала нога человека последние 100-400 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Марина пишет: «Пожалуйста, побольше научной информации в докфильмах. И спасибо - все очень интересно». Давайте, наверное, последний звонок на сегодня. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Александр из Твери. Я бы хотел сказать, что мне очень понравились фильмы «Плесень», «Любовь», и вообще, я в восторге от фильма «Смерть». Но хотелось бы, чтобы показывали некие лекции по телевизору, как лекции в университетах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Олег Викторович, наверное, для этого нужен какой-то образовательный канал специализированный.

О.ВОЛЬНОВ: Если позволите, Александр, я отвечу вам следующим образом. Лекции, наверное, вряд ли, потому что телевидение - это свой жанр. Так же, как оперетта отличается от оперы и балета, так же, как футбол отличается от хоккея, так вот, телевидение отличается от учебного процесса. Но это не значит, что телевидению здесь нечего делать или нечего сказать. Телевидение может себе позволить любую лекцию превратить в увлекательное зрелище, извините за это слово, ничего бранного, никакого негативного смысла, с тем, чтобы привлечь максимальную аудиторию. И в данной ситуации могу сказать вам, что если вы смотрите наши фильмы, а судя по тому, что вы называете так уверено некие их наименования, думаю, что смотрите, вы согласитесь с тем, что Первый канал на сегодня среди центральных каналов - крупнейшая фабрика по производству документального кино. У нас огромное производство совершенно разнообразных по жанру фильмов. А что касается вашего вопроса, если его переложить в плоскость углубления базовых знаний, которые мы можем нести с экрана, то это абсолютно справедливо, и это, конечно, наша проблема и задача.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну да, просто получается, что смотришь - о многом я уже даже знаю для себя, тебе говорят, и это, конечно, приятно, что ты понимаешь еще лучше, но хотелось бы, чтобы…

О.ВОЛЬНОВ: Вы знаете, если вы хотите быть специалистом в какой-то отрасли знания, то вам телевидение в этом вряд ли поможет. Надо читать специальные издания. А телевидение может только натолкнуть и дать вам повод обратиться куда-то глубже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. У нас уже последняя минута эфира. Виктория пишет: «Выражаю огромную благодарность Олегу Вольнову за такие умные и глубокие фильмы. «Среда обитания» - нужный продукт в сегодняшней жизни. Вопрос: что происходит с разоблаченными производителями некачественной продукции?»

О.ВОЛЬНОВ: Всех сдаем в органы. Я не смеюсь. Это действительно так. И контролируем, чтобы дело дошло до суда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Слушайте, все Эрнста зовут на «Эхо». Олег, передавайте приглашение. Мы не успели поговорить о таком важном направлении, как докудрама, которое вы активно развиваете. Может, просто заинтригуете, работаете ли вы в этом направлении и о ком еще нам ждать фильмов?

О.ВОЛЬНОВ: Посмотрите, передо мной список. Я уже сказал сейчас, ближайшие премьеры - это «Грибоедов», более 30 актеров, это не только документальное кино, «Чехов» из ближайших, есть еще. Я не могу, к сожалению, говорить, поскольку это еще не готово, суеверие есть некое. Но ближайшие - «Грибоедов» и «Чехов» - в январе вы увидите. Надеюсь, будет много интересного и для тех, кто даже глубоко изучал и Грибоедова, и Чехова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Олег Викторович. Это Олег Вольнов, заместитель гендиректора Первого канала. Говорили мы сегодня о том, какие документальные проекты интересны зрителям сейчас, в 2009-м году. Программа «Телехранитель». Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.