Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2009

27 декабря 2009: О телевидении и не только. Гость - Владимир Высоцкий

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/643841-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы решили поговорить о телевидении и не только с Никитой Высоцким, актером, сценаристом. Добрый день, Никита.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: И так как эфир у меня в программе последний предновогодний, конечно, вопрос совершенно новогодний: что для вас Новый Год, Никита?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, не знаю, как для всех - любимый праздник, это время всегда как-то связано с тем, что подводишь итоги. Но самое главное - надеешься на что-то хорошее. Все мы понимаем, что в новом году будет много неприятностей, потерь, проблем, но вот в эти дни мы верим, что все будет хорошо, желаем друг другу счастья. Я люблю очень вот эти несколько дней предновогодних и саму новогоднюю ночь именно за это - за какое-то детское ощущение грядущего, такого счастья, которое непременно состоится и непременно обрушится нам на голову, что всем будет хорошо, все будут здоровы и счастливы. Вот за это люблю. Вот что такое Новый Год.

Е.АФАНАСЬЕВА: А с годами вы теряете то чувство сказочности или все-таки удается сохранить?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет, и даже пытаюсь цинично сопротивляться. И все равно меня охватывает какая-то такая, наверное, из детства идущая волна надежды, радости, надежды, что все будет хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю, ваш папа уже с вами не жил, когда вы были в более сознательном возрасте, но он с Новым Годом как-то вам устраивал какой-то праздник или все-таки у него не получалось с графиком?

Н.ВЫСОЦКИЙ: По-разному. Когда мы были маленькими, у нас отцовская мама, моя бабушка, старалась, следила, чтобы все друг друга поздравляли, старалась до конца дней своих как-то всех соединять, и она создавала все условия, чтобы отец нас и поздравил, и чтобы мы как-то вместе отметили. И когда она была уже совсем пожилым человеком, бывали года, когда я вместе с ней встречал. По-разному бывало. Но, опять же, у меня бывало - я в армии встречал Новый Год, я встречал в совсем неподходящих условиях иногда. И все равно я был счастлив.

Е.АФАНАСЬЕВА: Например? В неподходящих - это в каких?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Вы знаете, однажды в милиции в городе Таллинн.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вас загребли или что-то случилось?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Случилось. Я вышел на улицу, и был какой-то пьяный человек, который кинулся… может, он меня с кем-то перепутал, кинулся на меня с ножом, люди вызвали милицию, и в результате забрали меня. И вот я в новогоднюю ночь сидел в эстонском отделении милиции.

Е.АФАНАСЬЕВА: А с как приметой - как встретишь Новый Год, так и проведешь - как год этот сложился?

Н.ВЫСОЦКИЙ: И был хороший год, как ни странно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Все наоборот. Это Никита Высоцкий. Мы сегодня говорим не только о телевидении - вообще о жизни, о Новом Годе и о старом годе, о том, как меняется наше отношение к миру и к телевидению в том числе. Наш смс-номер - +7 985 970 4545. Во второй части программы вы сможете и по телефону задавать свои вопросы Никите Владимировичу. 363 36 59. Но это во второй части. Пришли вопросы заранее на сайт, я их буду чередовать со своими. А вы как к телевидению относитесь? Вот у нас последнее время особенно, с появлением интернета, когда уже телевидение потеряло не только культурологическую, но и информативную функцию для многих людей, считается, что люди более образованные, более интеллигентные «ящик» не смотрят. У вас какое отношение?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, может, я не очень образованный и интеллигентный. Я продолжаю смотреть. Я как раз очень мало пользуюсь интернетом. Я не современный человек. Я научился, как мне кажется… знаете, как во времена «застоя» мы пытались читать между строк газеты, по тому, кого упомянули, скажем, вот некролог подписан кому-то и есть фамилия человека - мы считали, вот он поднимается по служебной лестнице. И я также научился смотреть телевизор. Если, грубо говоря, я знаю, что что-то случилось, а об этом не говорят, ну, видать, что-то очень серьезное. Если говорят очень много о том, что, в общем, не очень того стоит, видать, что-то случилось такое, что действительно надо спросить у сына, который в интернете много лазит, что там случилось, что происходит на самом деле. По-разному. Я смотрю телевизор. Бывает, что все подряд. Бывает, что что-то выборочно. Но нет, я не из тех, кто презрительно относится к телевидению.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сыну вашему сколько сейчас?

Н.ВЫСОЦКИЙ: У меня двое сыновей - одному 23, одному 22.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они интернетизированные, в отличие от вас?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: И тогда уже менее телевизи…

Н.ВЫСОЦКИЙ: IT-поколение.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они уже, наверное, меньше времени проводят у телевизора или тоже?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Вы знаете, они меньше, да. Что-то тоже смотрят. Это же не только способ получения информации, но и способ общаться. Мне непонятно. Я совершенно не понимаю, как можно общаться через интернет с кем-то. А они не понимают, как можно столько времени проводить за разговорами за чашкой чая, когда надо скорей-скорей к компьютеру.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. А вот по вашему ощущению, все-таки у нашего с вами поколения и у поколения наших родителей ритуал встречи Нового Года с прямым эфиром, который показывает Спасскую башню с поздравлением президента, потом можно что угодно, но вот он в большинстве случаев у поколения сохраняется. Вы так смотрите сейчас - я не права?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну да, я, честно говоря, не очень помню, кто последний раз говорил. Хотя наверняка смотрел. Я больше к этому отношусь как к ритуалу. В новогоднюю ночь телевизор - все-таки это фон. Самое главное - близкие люди, которые рядом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но большинство поколений - накрывается стол, и телевизор, хоть и фон, но есть. У молодых, вот для поколения ваших детей, для них телевизор является ритуальной составляющей Нового Года или уже нет?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет. Больше того, для них и Новый Год, в общем, не совсем то же самое, что для нас. Они скучают за общим столом. И они не очень понимают, что обязательно надо поехать, чтобы все собрались вместе. Они стараются пойти к друзьям. Для меня не очень это понятно, но это так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Значит ли это, что через несколько лет советская традиция празднования Нового Года с семейным застольем, не буду перечислять обязательный салат «Оливье» и прочее, но вот застолье семейное, главная программа года, в которую раньше все телеканалы вкладывались, первые часы Нового Года, она уйдет куда-то?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, я думаю, что уж так совсем не уйдет. Но, наверное, со временем и мы будем уходить и все меньше значить в этой жизни, наше поколение…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну рановато вы как-то поколение отправляете на свалку.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет, пока мы живы, для нас останется, несмотря на то, что сейчас есть и Рождество - и православное, и католическое, и какие-то другие праздники новые появились, для нас останется Новый Год главным праздником, и мы будем по-прежнему слушать президента.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я сегодня как раз ребенку объясняла. Кто-то фоном по телевизору в очередной раз рассказывал, как «Оливье» готовить. И он говорит: «Я не люблю «Оливье». Я говорю: «Правильно, потому что ты уже из того поколения, для которого это ничего не значит». А я, сколько буду жива, хоть один раз в год, но его нарежу. Без «Оливье» и Новый Год не Новый Год.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот о чем я хотела спросить. Ваши взаимоотношения с телевидением, которые я, по крайней мере, замечаю в последнее время, вот одно из проявлений - это работа в сериале, который идет сейчас, это актерская работа. Вы часто снимаетесь в сериалах? И если нет, то по каким критериям вы выбираете, что это интересно будет? Я имею в виду «Дом на Озерной».

Н.ВЫСОЦКИЙ: Вы знаете, я вообще не так часто снимаюсь. Здесь все сошлось. У меня была такая возможность. Основная моя работа - я директор музея Высоцкого в Москве. Но тут я мог уйти в отпуск. Снимали под Москвой, не надо было никуда уезжать. Снимали продюсеры, к которым я очень уважительно отношусь, и замечательная актерская компания. Поэтому самой работой я был очень доволен. Что получилось? Вы знаете, оценивать, что получилось, наверное, надо зрителю. А мы старались. Это сериал не приключенческий, хотя там есть элементы приключения. Он такой, про отношения человеческие, про людей. И в этом смысле, если так можно сказать, это актерский сериал, то есть здесь важно, как играют актеры. Актеры хорошие. Там Ирина Купченко, там Василий Лановой…

Е.АФАНАСЬЕВА: Те, которые давно не играли, да.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Там, Александр Робак, Панова Лена, Наташа Гудкова. Там хорошие актеры.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот играть с такими, как Купченко и Лановой, светилами, и с более молодыми, вот сейчас даже уже есть понятие «сериальный актер» - это разница или нет?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Вообще, наверное, самое сильное впечатление от работы… Я не помню, сколько у меня было смен, но где-то под 45, наверное, и самое сильное впечатление от работы - это как работают Купченко, Лановой. Это совсем другое. И не потому, что они несовременные или еще что-то. Они всегда готовы. Они никогда не опаздывают. Они никогда не позволяют себе расслабиться. Вообще, ведь в кино самое сложное - это быть готовым, несмотря на бардак, который вокруг тебя, быть готовым через 5-6 часов после начала смены так же, как в самом начале, чтобы войти в кадр, чтобы сыграть. Они, конечно, в этом смысле удивительно профессиональные люди. И этого не хватает молодым актерам. Дело не в том, что сериальным. И я думаю, что это театральная школа, это не киношная школа. А сейчас актеры все-таки уделяют гораздо меньше внимания, времени.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Никита Высоцкий. Мы сегодня говорим о телевидении и не только в программе «Телехранитель». Наш смс-номер - +7 985 970 4545. Много уже пришло вопросов. Заранее на сайт пришли вопросы. Например, Наташа пишет: «Никита, Приветствую Вас!!! Очень помогают жить песни Вашего отца. Особенно в критические ситуации. Спасибо за "Свою колею".Пугает несколько информация о худ. фильме с с.Безруковым в главной роли. Желаю здоровья Вашей маме и всем близким В.С.Высоцкого. С наступающим Новым Годом!!! Телевидение страшно включать, много шокирующего, что смотрит, убивая время, огромное число нашей российской молодежи, не способной учиться и работать». Давайте разделим послание Наташи на несколько частей. «Своя колея» - это проект, который также вас с телевидением связывает. И очень часто после трансляции бывают совершенно разные отклики - от горячего одобрения до горячего негодования: как можно петь песни, этот опять плохо спел, не ту песню взял, испохабил, и так далее. Сколько людей, столько и мнений, наверное. Что для вас этот проект и как вам с телевидением в нем работается?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, во-первых, «Своя колея» - это название главной премии, которая является как бы главным событием что телевизионной трансляции, что вообще весь этот проект вокруг этой премии. И в этом году, точнее, в грядущем году, 25 января, я думаю, то есть я знаю, что по Первому каналу будет трансляция в том числе и церемонии. И все узнают имена лауреатов премии Высоцкого «Своя колея». И к этой премии я отношусь очень серьезно. Я считаю, что это очень верное, очень правильное решение. Это люди, чья жизнь созвучна темам поэзии Высоцкого. Я считаю, что это очень хорошо, что она существует и что люди за этим следят и людям это интересно. Что касается этой традиции - петь песни Высоцкого, я вообще считаю, что песни живы, пока песни поют, пока их хочется петь. Я считаю, что это неверно, что нельзя песни Высоцкого. Это глупое и неверное табу. И есть такое мнение, что вроде бы он сам не хотел этого. Он говорит, что вот я сам буду петь, я сам себе хозяин. Он огромное количество песен написал просто для чужих голосов - в спектакли, в картины, в известную пластинку «Алиса в Стране Чудес». Поэтому его фанатично настроенные поклонники неправильно трактуют то, что он говорил и как он относился к исполнению своих песен. Есть исполнения более удачные и менее удачные. В этом году мы подготовили такой проект. Мы назвали его - «Натянутый канат 33 года спустя». За основу музыкальную мы взяли, наверное, лучший диск, который отец записал - «Натянутый канат». Он сделал его во Франции. И он был абсолютно свободен в своей работе. Он сам фактически был продюсером, как бы мы сказали, этого диска. И вот сегодняшние исполнители это делают. На мой взгляд, есть несколько просто прекрасных исполнений, которые будет возможность услышать по телевидению, потом приобрести пластинку.

Е.АФАНАСЬЕВА: Например?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Например, замечательно спел Гарик Сукачев. Мы еще не свели, потому что работа вот сейчас заканчивается.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что пел?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Он поет «Две судьбы». И он это сделал ну просто здорово. Я очень жду, мы сейчас готовим…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну у него и до этого были участия в вашем проекте, по-моему, потрясающие.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Да. Вот сегодня я к вам сейчас приехал после встречи с Еленой Камбуровой. Я надеюсь, что я ее сумел уговорить. Она очень интересно работает по Высоцкому. Будет и ее исполнение тоже. Вообще, многие исполнения, которые там будут, мне очень нравятся. Я думаю, они понравятся и слушателям. Что касается фильма, который действительно в запуске, существует сценарий картины о моем отце. Я работал над этим сценарием не один, у меня был соавтор…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть это к тому, чтобы не считали, что это кто-то написал, а вы можете быть против.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет, я работал над этим сценарием. И я считаю, что эта работа должна быть. Я считаю, что пришло время, чтобы было серьезное большое кино о Высоцком. Я заранее знаю, что очень многие люди этого ждут, и очень многие люди заранее не принимают саму идею и возможность создания такого проекта, и они придут в кинотеатр с огурцами, с помидорами тухлыми.

Е.АФАНАСЬЕВА: А это кинопроект или сериальный?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет, это кинопроект.

Е.АФАНАСЬЕВА: Большое такое кино для экрана?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, опять же, дело не в том, что я выдаю какие-то тайны, а просто идет работа. Мы хотим, чтобы это было в кино. Если этого по каким-то причинам не получится, в принципе, что телевизионный вариант будет точно, я в каком-то смысле вам обещаю. Хотя, конечно, я не хозяин здесь до конца. Но я, во всяком случае, сделаю все для того, чтобы это произошло.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю эту ситуацию, за год до смерти Владимира Семеновича, когда у него была клиническая смерть, за основу взята…

Н.ВЫСОЦКИЙ: Вы знаете, многие уже комментируют, про что, зачем. Искусство - это не то, что, а это то, как. Проблема не в том, какой именно кусок жизни, а проблема в том, как это будет сделано. Важно, о чем, но я сюжет не буду рассказывать. Действительно, это несколько дней, но я вам так скажу, как я эту историю воспринимаю: для меня самое главное в моем отце, помимо всего, это его невероятное, очень мужественное отношение к дару, которым он обладал. И эта история об этом - о том, как, с одной стороны, он жизнь свою сжег, как многие говорят, но он полностью реализовал то, что ему сверху было отпущено. Вот это история про взаимоотношения человека со своим даром. Вот так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Никит, нам придется продолжить этот разговор, потому что вопрос мы не завершили, а у нас сейчас новости. Я напоминаю, что Никита Высоцкий у нас в гостях в программе «Телехранитель». Через несколько минут мы продолжим разговор.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях у меня сегодня Никита Высоцкий, мы говорим о телевидении и не только. Наш смс-номер - +7 985 970 4545. Пожалуйста, ваши вопросы. 363 36 59 - московский номер телефона, код - 495, вы можете дозваниваться в эфир, пожалуйста. Мы прервались перед новостями, не успели договорить о том, что идет работа над проектом фильма и, возможно, телевизионной версии о Владимире Семеновиче Высоцком и о том, что - тут вот наши слушатели уже даже друг с другом спорят - некоторых из них пугает информация о воплощении образа Высоцкого Безруковым. Ирена, преподаватель из Москвы, даже пишет: «Неужели Вы подтвердите информацию о возможном воплощении образа В. Высоцкого на экране - всё тому же С. Безрукову? Он уже был - и Пушкиным, и Есениным (с сомнительным успехом). Если информация верна - то ЭТО будет "фарс" (по моему мнению)».

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, вы знаете, есть вообще такие темы, в которых все компетентны. Вот в футболе очень все хорошо знают, как, в погоде, в телевидении, безусловно. И я думаю, что очень много людей пребывает в таком самообмане, что они очень точно знают, как надо снимать фильм про Высоцкого, кто должен его играть или кто точно не должен его играть. Вот я не настолько в себе уверен. Я думаю, что эта, безусловно, проблема есть. И все создатели фильма понимают, что главный герой должен быть принят публикой. И, поверьте, никто не будет делать плохо. Никому неохота. А что касается вообще конкретного распределения ролей - просто не имеет смысла… я бы с удовольствием подогрел интерес к этому проекту, потому что я в нем участвую, но не имеет смысла сейчас об этом говорить. Я думаю, что имеет смысл дождаться. Я думаю, мы достаточно энергично будем работать, и скоро вы все увидите.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я, может, немножко нарушу ваши планы. Потому что я видела фотопробы Безрукова, на некоторых из которых он вообще не похож сам на себя. И действительно достаточно большое портретное сходство с вашим отцом. Вопрос в том, это главное в этом фильме или нет, чтобы актер, который будет играть, был похож на Высоцкого, или важнее, чтобы он каким-то образом хотя бы попытался передать магию личности.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, вы знаете, важно, чтобы был образ. Мы же не занимаемся какими-то фокусами и демонстрациями возможностей кино или технологий киношных. Конечно, должен быть образ Высоцкого. И он состоит из многих-многих составляющих, в том числе и из внешнего сходства. Я не могу вам ответить однозначно на этот вопрос. Это вопрос, который надо решить и который будет решаться, что называется, на площадке каждый день. Что касается Сергея: я вообще считаю, что он один из самых техничных актеров в нашей стране. Он необыкновенно одарен трудолюбием, дисциплиной внутренней. И мне очень не нравится и перед ним как-то неудобно, что он еще ничего не сделал, и я, например, никому не говорил, что он будет это делать, и сейчас не говорю вам, не подтверждаю эту информацию…

Е.АФАНАСЬЕВА: Слухи как-то просачиваются.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я бы, честно говоря, как-то с большим уважением о нем говорил, потому что, я повторяю, он очень хороший актер. Что касается того, что вот, он уже сыграл - я видел и то и другое, и у меня нет такого однозначного отношения к работам что по Пушкину, что по Есенину. И пусть эта ваша слушательница, может, напишет, если она написала в интернет, скажет, кто лучше бы сыграл Есенина, чем Безруков. К этому можно по-разному относиться, и тем не менее, я не считаю, что прежние удачи или неудачи Безрукова или кого бы то ни было гарантируют зрителей от того, что этот актер, скажем, что-то хорошо сделает в будущем. Скажем, сыграет Высоцкого. Или абсолютную даст уверенность и гарантию, что этот человек плохо сыграет Высоцкого. Это просто неверно. Давайте дождемся. Я повторяю, что работа идет серьезная, привлечены очень серьезные силы и средства, и это серьезная работа. Ошибаться не хочет никто.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я понимаю, сейчас существуют и голливудские технологии - тот же «Бенджамин Баттон» фильм показал, что можно сделать все что угодно с актерами, если надо сделать похожесть. Но есть еще и голос. Вот тут есть несколько смсок, где вам пишут, что у вас голос очень похож на отца. А с голосом как? У актера голос должен быть обязательно похож на известный миллионам?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я повторяю, это должен быть образ Владимира Высоцкого на экране, в том числе это включает в себя и речевые характеристики героя. Конечно, это часть проблемы. Как она будет решаться, точнее, как она будет решена, сейчас я могу на эту тему рассуждать - о возможностях сегодняшней звукозаписи, о возможностях химичить с голосом, опускать и поднимать тембр и так далее. Это все будет бессмысленно. Надо сделать. Вообще, говорить имеет смысл о сделанном. Мы работаем. И тем, кому интересно, надо набраться терпения и подождать, пока работа будет сделана.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59 - дозванивайтесь, пожалуйста, к нам в студию, код - 495. +7 985 970 4545 - наш смс-номер. Вопрос, который заранее пришел от Валерия Пугачева, адвоката: «Уважаемый Никита Владимирович! Всегда с удовольствием слушаю песни Вашего отца, с уважением отношусь к Вам за то, что Вы пропагандируете и сохраняете наследие отца. Извините за вопрос - а чем занимается Ваш родной брат, его отношение к отцу?»

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, как, он нормальный живой человек. Как можно относиться к отцу? Просто он не публичный человек. Это его такая черта. Он не дает интервью, но при этом он достаточно состоявшийся человек. Он сценарист. По временам он преподает, он пишет, он работал очень много на телевидении, тоже достаточно успешно. Ну, наверное, правильно сказать, что его профессия - киносценарист.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Андрей Семенович, я из Пермского края. Я очень рад, что Никита Высоцкий сейчас в эфире. И мне хотелось бы сказать, что моя юность проходила и воспитывалась на творчестве Высоцкого. Я мог его песни цитировать. Сейчас пришло время, я более серьезно занимаюсь песней. У меня вопрос такой. Я хочу сделать песню Высоцкого, записать ее. Позволит ли это Никита сделать?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, вообще я вам советую позвонить мне на работу. Я работаю в музее Высоцкого. Телефон известный - 915 29 79. Это не то что я вам домашний даю. Это рабочий телефон. Вы можете связаться со мной, мы это дело обсудим. Вообще, моя позиция такая, что я никогда никому не запрещаю перепевать Высоцкого. Я не считаю, что Высоцкий принадлежит только нашей семье. И если люди хотят это делать, если они это делают с уважением, если они не корежат его слова, если они уважительно относятся к тому, что он делал, я всегда такие разрешения… ну, я говорю «я», наша семья, мы всегда даем такие разрешения. Я думаю, у вас с нами проблем не возникнет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок. Дозванивайтесь, пожалуйста, еще. 363 36 59. Ну, уже начались, конечно, протесты зрителей тут. Я их тоже читать не буду. Предложения разные, кого можно попробовать на роль Высоцкого. «Никита, какие из памятников вашему отцу вам нравятся, а какие нет? Как вы относитесь к памятнику «Высоцкий и Влади» в Екатеринбурге?» - спрашивает Кристина.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Мне нравится эта работа. Она очень живая, какая-то очень трогательная. У меня нет какого-то любимого памятника. Я вообще считаю, что памятники, в первую очередь, характеризуют не тех, кому они поставлены, а тех, кто их ставит. Мы это делаем для себя, для своих детей. И практически все памятники Высоцкому, о которых я знаю, сделаны с уважением, с любовью и с желанием действительно выразить к нему какое-то свое отношение, любовь свою и благодарность ему. Поэтому я не выделяю какого-то памятника, что вот этот лучше, чем какой-то другой.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Еще звонок примем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я звоню из Омска. Я грузин по национальности. Я очень люблю песни Владимира Высоцкого и боготворю этого человека. Я хочу спросить: когда можно будет увидеть этот фильм?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я вам скажу. Я вот недавно смотрел наши именно производственные планы. Я думаю, что вам осталось потерпеть в районе года, может, чуть-чуть больше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звоночек. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Рубен. Я хочу передать привет Никите Высоцкому. Мы с ним знакомы. Но сейчас речь не об этом. Я бы хотел сказать, что поскольку речь была о Сергее Безрукове как о возможном исполнителе главной роли, я хочу сказать как раз наоборот - я думаю, что это блестящая кандидатура.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мне кажется, мы рано обсуждаем. Потому что, вот видите, Никита не подтверждает, не опровергает.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я просто хочу высказать свое мнение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, мы позовем Никиту, когда работа будет сделана, вместе с исполнителем главной роли, который к тому времени уже завершит свою работу, и тогда будет о чем поговорить. И вы ее посмотрите. Потому что здесь уже…

Н.ВЫСОЦКИЙ: Интересно, я сейчас пытаюсь вспомнить. Рубен… Я учился в школе, и вот у меня был товарищ, его звали Рубен.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здесь уже и Сухорукова, и Машкова предлагают, то есть просто народ завелся, что называется. 363 3659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Алла, я живу в Таганском районе, знакома с театром на Таганке, творчеством Высоцкого. Я хотела бы узнать, как его сыновья чтут память отца: пишут ли воспоминания, вспоминают ли его, проводят ли вечера?

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, Никита возглавляет музей, фонд…

Н.ВЫСОЦКИЙ: Да, я директор музея Высоцкого. Я не пишу воспоминания. И мой брат не пишет воспоминания. Но это не значит, что мы не чтим своего отца. И когда нас приглашают куда-то, на какие-то вечера памяти, Аркадий, брат мой, не посещает их, а я по возможности бываю, хожу.

Е.АФАНАСЬЕВА: У меня как раз другой вопрос, Никита. Вот я когда вас сегодня пригласила и думала, о чем мы будем говорить, мне было немножко неудобно. Я думала, придет человек, который по возрасту уже старше отца в момент, когда отец умер, и какова вот эта ноша для вас, когда куда бы вы ни пришли, о чем бы вы ни говорили разговор все равно уйдет на отца? Вот насколько вам тяжело нести эту ношу?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ничего страшного. Это моя жизнь. Ничего особенного в этом нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть в вас нет обиды?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Но все-таки давайте мы повернем наш разговор к «Дому на Озерной», который, как я понимаю, был формальным поводом приглашения.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, давайте поговорим. Может, кто-то поговорит о сериале, в котором Никита играет? Этот сериал идет на Первом канале. 363 3659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня Вячеслав зовут, Самара. Я хочу поздравить вас с Новым Годом наступающим.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Ой, пропал. Алло!

СЛУШАТЕЛЬ: Дело в том, что Владимира Семеновича невозможно, по-моему, кому-то переисполнить…

Е.АФАНАСЬЕВА: Все, народ завелся.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет, так это очень хорошо, что вы так думаете. Но я думаю, например, по-другому. Я думаю, что нас рассудит только результат. Я имею в виду, когда будет сделана картина. И я еще раз повторяю, что это большая серьезная работа, и все эти сомнения нам знакомы, людям, которые работают над этой картиной. Другое дело - ну, не так категорично: не невозможно, а сложно. Не нельзя, ни в коем случае, а пробовать все равно надо, потому что рано или поздно это все равно произойдет. Я думаю, что давайте дождемся картины.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вспомнила докудраму бибисишную про Диану, где достаточно деликатно все-таки смогли подобрать актрису, причем она играла не чисто художественную роль, а где это чередовалось с хроникой, что не менее сложно, а может, и еще сложнее. И, в общем-то, как-то смогли найти поворот.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Бывают удачные примеры, бывают и неудачные примеры воплощения на экране людей, которых знают миллионы. И это всегда нервно. Это всегда вызывает еще какой-то дополнительный интерес, который мы сейчас с вами наблюдаем в эфире. Но я повторяю, что это возможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, то есть совершенно очевидно, и вы, я думаю, это понимаете, что какое бы решение ни было принято и какой бы результат ни был, все равно будут те, кто считает, что они знают гораздо лучше, чем вы, каким был Высоцкий, и что все не так.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Это нормально.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут есть вопрос от Лилии из Казани, что в театре на Таганке есть молодой артист Высоцкий - имеет ли он отношение к вашему роду?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Однофамилец. Повезло человеку так. Или не повезло - быть Высоцким в Театре на Таганке. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр. Никита Владимирович, вы знаете, очень давно, я уж не помню, когда, Марина Влади давала конференцию, и вы как-то там выглядели… вы хотели в суд на нее подавать - что, действительно все так и было? Как-то такой осадок неприятный с тех пор остался…

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, мне жалко, что столько лет вы терпите такой осадок. На самом деле, история, в общем, разрешилась, в суд мы не подали. Так что, я думаю, тут вы не переживайте. А что касается конфликта, мне тоже неприятно, что этот конфликт был. Но что ж делать, жизнь такая. Но мне кажется, что этот конфликт не имеет отношения к моему отцу. Он имеет отношение к нам, к тем, кто его пережил, к нашим каким-то проблемам, к нашим обидам. Но мне кажется, это никак не бросает тень на память о Высоцком. Я на это надеюсь. Ну что ж, бывает, что люди конфликтуют. Иногда это выходит на публику. Ничего страшного.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Файрат вас беспокоит. Я хотел бы сказать, что идеально подходит голос на озвучивание в фильме про Высоцкого самого Никиты Высоцкого. Вот.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вам предлагают озвучить, Никита.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я услышал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Наконец вот есть все-таки реплика по поводу «Дома на Озерной». Алла пишет, что нравится и фильм, и работа актеров, выражает большое спасибо. Видите, все-таки «Дом на Озерной» не выдерживает конкуренции с Владимиром Семеновичем. Может, кто-то нам дозвонится все-таки.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, я думаю, что дело даже не в том, выдерживает он или не выдерживает. Просто мы как-то действительно затронули такую тему, которая многих волнует. А вообще, «Дом на Озерной» - картина, которая еще будет продолжать идти. И мне нравится эта работа. И не только потому, что я там снимался. А вообще, эта картина…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ее называют «антикризисной». Что в ней антикризисного?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Да, вот я об этом хотел сказать. Потому что с кризисом можно по-разному бороться. Можно сидеть слушать радио и ждать, когда же нефть станет 200 долларов и у нас все станет хорошо-прехорошо. Или пить горькую, потому что все равно кризис. Эта история - о людях, которые любят друг друга и борются с теми испытаниями, с тем кризисом, в который попала их семья. Борются, потому что любят друг друга. И потому что вообще мой герой - я о нем два слова скажу - в конце…

Е.АФАНАСЬЕВА: Если кто не знает, можно я в двух словах? Там семья решает улучшить жилищные условия, потому что один из членов семьи предлагает заложить, продать квартиру, купить компьютеры в Китае, продать здесь и получить сразу замечательное жилье. И все оказываются в родительском доме, а брат пропадает.

Н.ВЫСОЦКИЙ: И герои, я повторяю, с этими обстоятельствами борются, хотя они не очень современные люди, они не очень понимают, как устроены эти современные схемы по обману, по отъему собственности. И, тем не менее, они выстояли в этой истории. И мне кажется вообще, что люди, особенно мужчины - достоинство мужское меряется не машиной, на которой человек поехал, не званием, которое у него есть, или тем, насколько он реализовался, сколько у него денег, а мужчина во многом меряется тем, как живут его близкие - насколько они защищены, насколько они спокойны. Вот мне кажется, самые хорошие мужчины… они есть, у нас так принято говорить, что у нас все мужчины спились и у нас такая женская страна, но мне кажется, что вот те мужчины, близкие которых не боятся сегодняшнего кризиса, действительно могут так называться. Вот об этом картина - о том, как и во имя чего надо противостоять этим испытаниям, почему не следует опускать руки. Вот такая история.

Е.АФАНАСЬЕВА: А для вас кризис болезненно сказался - на вас, вашей работе, вашей семье? Или удалось?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я надеюсь, что моя семья пока не почувствовала и не почувствует, мои близкие.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы проявили себя мужчиной?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я так считаю, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это замечательно. Уже спрашивает Дмитрий, не хотели бы вы сами сыграть роль отца - «слушаю вас и вижу только вас».

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну здорово.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это будет бесконечно. Я немножко отвлекусь от темы, потому что меня второй эфир бомбят вопросами, где Константин Эрнст. Дело в том, что у нас несколько лет попадало так, что Константин Львович приходил в последний эфир сезона на «Эхо Москвы», и почему-то люди решили, что это просто железная традиция, и даже спрашивают, какую отговорку он на этот раз придумал, чтобы не прийти в эфир, это Олег спрашивает. Игорь интересуется, за что он обиделся на «Эхо». Ольга Михайловна требует: «Опять нарушили традицию - Новый Год без Эрнста!» Я честно скажу, я не приглашала в этот раз Константина Львовича. И вот, начитавшись вопросов, я даже послала сейчас ему смску. Вот не приглашала, не обиделся он. Это я на минутку отвлеклась от нашей работы. Вы сейчас в каких-нибудь телепроектах, Никита, задействованы?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Мы готовим проект, о котором мы немножко поговорили - «Своя колея» - вместе с Первым каналом. Я надеюсь, что все получится. 25 января он должен выйти в эфир. Мы работаем, мы дописываем эту пластинку, которую я назвал «Натянутый канат: 33 года спустя». И мы уже собираем друзей, гостей, которые будут на этой передаче. Я думаю, что это будет небезынтересно. А главное - я работаю в музее, и я буду продолжать работать над тем проектом, о котором мы сегодня дискутировали: кто должен играть Высоцкого.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вот о чем хотела спросить. Я когда на эфир собираюсь, меня дети часто спрашивают - «А кто у тебя в эфире?» Я рассказываю, еще что-то. И когда я рассказывала, кто вы, что вы играете в эфире и, в том числе, вы сын Владимира Семеновича, к моему ужасу, 12-летний ребенок спросил, кто такой Высоцкий. Я поняла, что это, наверное, мое упущение большое. Потому что раньше голос вашего отца, не навязываемый родителями, приходил в подсознание откуда только можно. Поколения настолько поменялись, что, возможно, Высоцкий будет не так востребован другими? Ну, ваши дети, наверное, исключение, потому что у вас семья такая. А их ровесники?

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, я не думаю, что это так уж прямо страшно. Действительно, конечно, многие ценности, которые нам казались очевидными, для наших детей или для детей наших детей не так очевидны. И в том числе это касается и Высоцкого. Я думаю, что все-таки рано или поздно ваш ребенок узнает Высоцкого.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, что он, возможно, слышал, просто не сопоставил имя и музыку.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Я думаю, что такой популярности, какая у него была при жизни, конечно, не будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да такая популярность, по-моему, сейчас априори невозможна. Это было возможно только в тоталитарной стране замкнутой, где если человек становился кумиром, то это был кумир 250 миллионов. По-моему, сейчас нет никого, кто мог бы быть сопоставим.

Н.ВЫСОЦКИЙ: Ну, я бы поспорил. Это вообще было время, когда по-другому относились люди и к поэзии, и к литературе, и, к сожалению, очень многие имена забыты. Я не знаю, насколько они вернутся к нашим детям. Трифонов, Абрамов и так далее, огромное количество прекрасных писателей, поэтом, режиссеров, музыкантов, композиторов, художников забыты. И это грустно. И плохо, если знают композиторов хороших только в тоталитарном обществе. Но я думаю, что это не так. Я думаю, что все равно он - я имею в виду, Владимир Высоцкий - останется, он останется в нашей культуре, в нашей истории. Я думаю, что интерес к нему будет волнообразный, он будет то затихать, то подниматься, но он достаточно сделал для того, чтобы остаться очень надолго, и на многие поколения хватит интереса к нему.

Е.АФАНАСЬЕВА: Андрей Семенович просит вас рабочий телефон. Андрей Семенович, завтра расшифровка будет на сайте «Эха Москвы» - вы там найдете этот номер. Евгений из Петербурга пишет: «Евгений Владимирович, хотелось бы вас почаще видеть в фильмах. Органичность, интеллигентность и мудрость, присущие вам, стали дефицитом в российском кино. Всех благ. С наступающим».

Н.ВЫСОЦКИЙ: Спасибо. Я надеюсь, что это относится к моей работе «Дом на Озерной».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Я тоже могу только поздравить с наступающим. И, судя по реакции, сразу заранее взять с вас обещание, Никита, что когда фильм будет готов, вы к нам придете и все-таки мы обсудим уже не абстрактные идеи, а конкретную работу. Никита Высоцкий был у нас в гостях. С наступающим Новым Годом всех. Думаю, что, как обычно, в первую программу года - тут уже не будем нарушать традицию - мы устроим разговор с вами, уважаемые слушатели. Так что через неделю готовьте свои телекритические обзоры прошедшего телевизионного года. Будем обсуждать в эфире. Елена Афанасьева. Всего доброго, до свидания.