Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2010

1 марта 2010: ТЭФИ: перезагрузка? Гость - Михаил Швыдкой

Послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/659510-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И влияние на развитие телевидения, безусловно, оказывает Академия российского телевидения и главный телевизионный конкурс «ТЭФИ», который проходит - как общероссийский, для всех компаний, так и региональный - «ТЭФИ-Регион» - уже много-много лет. Вот на этой неделе завершился первый тур этого года, тур информационных программ «ТЭФИ-Регион» прошел в Ставрополе, скоро впереди будет заседание совета учредителей Академии, и мы решили, что самое время поговорить с Михаилом Швыдким.

М.ШВЫДКОЙ: Добрый вечер. Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, да. С президентом Академии российского телевидения, ведущим нескольких программ на разных каналах этого самого телевидения, и назвали тему: «ТЭФИ: перезагрузка?» Михаил Ефимович, что у нас, перезагрузка-то состоялась?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, она происходит. Вообще, перезагрузка, как и любой процесс, это такой перманентный, наверное, процесс, который… знаете, как в песне пели - «Нет у революции начала, нет у революции конца». Но я думаю, что в данном случае эта перезагрузка имеет какие-то очертания и имеет свои причины, безусловно, и, я думаю, что будет иметь и через какое-то время финал. «ТЭФИ-Регион», который проходил в Ставрополе, а он был посвящен информационному вещанию, показал несколько очень важных, с моей точки зрения, вещей. Во-первых, я сейчас не буду подробно говорить о качестве регионального телевидения. Оно значительно улучшилось. Об этом говорили все выступавшие эксперты и члены жюри, которые посмотрели много работ. Действительно, сегодня региональное телевидение играет очень важную роль в жизни городов, селений, сел, потому что есть и сельское телевидение. Оно очень близко к жизни. Вот это очень важно понять - что там все адресно, там люди рассказывают о соседях, там каждое слово…

Е.АФАНАСЬЕВА: Там не затеряешься на улице среди своих зрителей - найдут и спросят.

М.ШВЫДКОЙ: Там никогда не спрашивают, как наше слово отзовется, потому что слово отзывается мгновенно - в магазине, по дороге на работу и так далее. Поэтому журналисты в региональных компаниях очень ответственные.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тщательно выбирают слова.

М.ШВЫДКОЙ: Да, они выбирают слова тщательно, и еще важно понять одну вещь: что для многих людей телевидение, местная компания - это еще и возможность пожаловаться. Вообще, знаете, я вдруг понял, что в нашей стране стало мало мест, куда можно пожаловаться, где тебя выслушают внимательно и так далее. И вот это важно. И местные телерадиокомпании становятся теми прибежищами, куда люди обращаются. Но кроме вот этих радостных и, по-моему, вполне позитивных вещей, региональный «ТЭФИ» выявил несколько других обстоятельств. Во-первых, огромная проблема с кадрами. Мы сейчас проводили в Ставрополе встречу с представителями региональных телекомпанией Северокавказского округа. И, естественно, главная проблема была - кадры. Это относится не только к этому региону, но и к другим регионам. Поэтому Академия сейчас как бы заново формулирует свою миссию, если угодно, после такого рода встреч. Если раньше Академия была просто инструментом для присуждения премий, такой машиной для голосования - сначала было, как вы знаете, 12 академиков, потом их стало больше, сейчас их около 400. Это была такая машина для голосования по выбору лучших. Сегодня мы все-таки хотим рассматривать деятельность Академии несколько иначе. Надо сказать, что в Ставрополе были представители разных каналов - и ВГТРК, и Первого канала, и канала ТВЦ, и приехал Владимир Петрович Кондратьев из НТВ. То есть люди представляли. Маргарита Симоньян, возглавлявшая жюри, была из Russia Today. Люди представляли, по существу, весь корпус телевизионный. И мы говорили о том, что сегодня нужно, чтобы Академия занималась и другими вещами, кроме присуждения премий. И академики, мэтры российского телевидения, к этому готовы. Первое, чем мы хотим заняться, это помощь региональным компаниям в подготовке и переподготовке кадров. Это очень важно. Кадры нужны самые разные. Это не только телеведущие или тележурналисты, но и операторы, что очень важно, звукооператоры, монтажеры. Словом, сейчас мы попробуем это сделать в Ставрополе. На базе телекомпании «АТВ» мы попробуем создать центр по переподготовке кадров для Северокавказского региона. Я думаю, это важно и необходимо просто. Если это пойдет нормально, то мы попробуем создать такие же центры в других регионах - там, где это необходимо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не успела сказать наш смс-номер - чтобы слушатели уже могли задавать свои вопросы и высказывать свои точки зрения. Пожалуйста - +7 985 970 4545, смс-номер. Ваши вопросы президенту Академии российского телевидения Михаилу Швыдкому, ведущему трех разных программ на трех разных каналах, это уникальный случай на отечественном телевидении: «Жизнь прекрасна», «Культурная революция» и «Приют комедиантов». Я правильно все говорю?

М.ШВЫДКОЙ: Все правильно, но у меня есть еще основное место работы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы представитель президента. Но в нашей телевизионной программе это не самое важное. Я хотела вот о чем спросить. Несмотря на то, что то, о чем мы сейчас с вами говорим, это страшно важно и без основного профессионализма не бывает сути, но слушатели наши, они же зрители телевизионные, естественно, когда задавали вопросы до эфира на сайт, больше всего интересовались большим конкурсом «ТЭФИ» федеральным, к теме, вернулись ли каналы, входящие в ВГТРК и «Газпром-Медиа» в конкурс. Вот студент из Красноярска, unknown у него ник, так и написал: «Можно ли что-нибудь сделать, чтобы вернуть программы собственного производства каналов ВГТРК и Газпром-медиа в конкурс?» И я думаю, что люди заметили, что «ТЭФИ» стала, может быть, менее значительная премия, когда эти каналы перестали активно участвовать последние пару лет. И вас, Михаил Ефимович, выбирали и страшно надеялись, что вы своим талантом дипломата и человека, который может всех примирить, это сможете.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, во-первых, я хочу отметить как положительный знак то, что в Ставрополе принимали участие в конкурсе региональные компании ВГТРК.

Е.АФАНАСЬЕВА: И в жюри было много членов, представителей.

М.ШВЫДКОЙ: Да, в жюри были члены ВГТРК - был Эрнест Мацкявичюс, был Федоров. Было много людей, которые представляют ВГТРК. И в конкурсе, что самое важное, что усилило конкурс.

Е.АФАНАСЬЕВА: В прошлом году работ, по-моему, региональных «Вестей недели» не было. Я была в жюри - точно не было.

М.ШВЫДКОЙ: В прошлом году не было. Поэтому конкурс увеличился, и в этом году приблизительно на сотню больше работ представлено в общем конкурсе региональном, чем в минувшем году. Это знак хороший. Это значит, что у ВГТРК пропала как бы такая идиосинкразия к Академии. И я надеюсь, что после перерегистрации членом Академии мы получим все-таки такой консенсус. Потому что мы обратились с письмами к руководству каналов, компаний. Потому что сегодня, по существу, нет каналов, есть такие корпорации, как угодно их называйте, которые включают несколько каналов либо подразделений. И мы предложили каждой такой крупной компании, как Первый канал, ВГТРК и НТВ, по 75 мест для каждого.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это для того, чтобы никто не жаловался, что перевес у врагов?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, дело в том, что вообще эта идея «вражества» возникает только на момент соревнования.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, голосования. Вот когда голосуешь, сразу говоришь, что у конкурентов больше академиков в зале.

М.ШВЫДКОЙ: Когда мы сидели в Ставрополе вместе за одним столом, разговаривали, шутили и, не скрою, даже выпивали, то не было конфликта. Вот это корпоративное общение, эта площадка для корпоративного общения, а я рассматриваю Академию именно как, прежде всего, площадку для корпоративного общения, где обсуждаются главные вопросы телевидения, где возникают какие-то общие проблемы, которые Академия может так или иначе лоббировать, я честно говорю о том, что Академия может быть нормальным лоббистом интересов общетелевизионных, она может представлять телевидение перед лицом общества, государства, и в этом я вижу тоже ее важную миссию. Понятно, что у руководителей таких крупных компаний, как Первый канал, ВГТРК или НТВ, свои отношения с государственной властью. Но, тем не менее, иногда возникают какие-то коллизии, когда голос Академии как общественного института может быть тоже очень важен. Это вот вторая миссия, с моей точки зрения.

Е.АФАНАСЬЕВА: А зачем понадобилась перерегистрация? Только для того чтобы уравновесить вот эти весы, на которых крупные корпорации типа ВГТРК, Первого канала, «Газпром-Медиа», или чтобы прошерстить ряды? Что подразумевает перерегистрация?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, среди академиков много мертвых душ. Во-первых, в Уставе написано: «люди, которые разделяют идеи Академии, люди, которые платят членские взносы». Очень показательно, что приблизительно треть академиков членских взносов не платит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Выгонять будете?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, есть люди, которые вышли на пенсию по тем или иным причинам, для которых эта сумма велика…

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я помню, пенсионерам не работающим Академия прощает.

М.ШВЫДКОЙ: Пенсионеры не работающие останутся в Академии, потому что они внесли свой значительный вклад в развитие российского телевидения и их авторитет очень важен. Но мне кажется, что перерегистрация нужна, потому что очень многие люди просто оставили эту сферу деятельности. Они занимаются чем-то другим.

Е.АФАНАСЬЕВА: Извините, Михаил Ефимович, это подразумевает, что человек сам отказывается и не подтверждает свое членство, либо представители структуры, в которой он работает, не хотят его больше там видеть?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, видите ли, я думаю, что каналу нужно отдать полную тут власть. Если человек работает в структуре, то руководство каналов, сами каналы определяют, кого они делегируют в Академию. Если человек не работает уже, то мы для этого мы приняли такое решение, что правление Академии, а это руководители гильдий, может предложить для перерегистрации того или иного члена. Потому что есть люди, которые нигде не работают, ни на одном из каналов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вот о чем подумала - что очень многие люди, которые представители маленьких компаний, региональных компаний, компаний-производителей сейчас слушают вас и говорят: «Ну вот, и так нам было мало места, а сейчас эти монстры усилят все своими академиками, и вообще мы ничего не получим, потому что те будут голосовать корпоративно, солидарно» - в общем, все те основные упреки, которые раздаются после каждой церемонии «ТЭФИ».

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, в чем дело - все-таки мы старались выдержать некоторую справедливость. Ну например. Если Первый, ВГТРК и НТВ имеют наибольшее число мест в Академии, то такие крупные компании, как СТС, Национальная медиа-группа, они тоже имеют достаточно количество мест - меньшее чуть-чуть, но, в общем, достаточное. Кроме того, как вы знаете…

Е.АФАНАСЬЕВА: А независимым производителям как быть, которые не прикрепились ни к какой группе?

М.ШВЫДКОЙ: А я вам скажу так - у нас среди учредителей есть независимые производители. Им тоже представлена квота до 25 человек, и очень часто они даже выбрать ее не могут. Так случается, что когда мы говорим: «У вас должно быть 50 академиков», условно, они говорят: «Но у нас нет такого количества людей, которое мы хотели бы видеть академиками». Поэтому здесь достаточно гибкая система. И, кроме того, вы поймите, сегодня независимый производитель связан, как правило, с тем или иным каналом. И бывает, что производитель работает для ряда каналов, как с производителями сериалов, но все-таки если это программа, люди производят несколько программ, они связаны так или иначе с одним каналом. Я думаю, что мы здесь постараемся не ущемить никого. Это не входит в наши интересы. Я еще раз повторю - я рассматриваю эту площадку как площадку общетелевизионную. И наша задача - как раз дать место для всех и обсуждать все проблемы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тот же студент из Красноярска, вопрос которого я уже цитировала, задает еще один вопрос: «Почему нельзя транслировать церемонию вручения ТЭФИ в прямом эфире или хотя бы в интернете? Как показывает практика, много интересных и важных моментов из трансляции вырезают». Михаил Ефимович, когда-то, несколько лет назад, трансляция церемонии еще была достаточно важным событием, люди ее ждали, хотели посмотреть зрители. Потом так получалось, что она занимала все меньше и меньше рейтинговые показатели, каналы-вещатели двигали ее все выше и выше в ночь по сетке, потом вообще стали отказываться проводить. В итоге, может быть, поэтому и возникают такие вопросы.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, я так бы сказал: сегодня телевидение стало более жестким - жестким по программированию, жестко отбирающим программы, очень жестко редактирующим. Не потому что это идеология, а потому что нет времени.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть долго смотреть, как вы друг другу, телевизионщики, призы вручаете, нет времени?

М.ШВЫДКОЙ: Да, невозможно. Мне кажется, что это особая история. И телевидение середины 90-х в этом смысле более безразмерно. Я сейчас был недавно в ряде постсоветских республик. Мы проводили дни российского телевидения там. И я обнаружил, что чем меньше рекламы, тем больше идет по времени репортаж, тем больше идет новостная реклама, которая может длиться час. Потому что нет рекламы. Вообще, нету такого количества продукции, которое способно заполнить эфир.

Е.АФАНАСЬЕВА: Конкуренция меньше.

М.ШВЫДКОЙ: Там, где возникает конкуренция и есть нормальный эфирный продукт, там, где есть рекламный рынок, происходит все то же самое, что и в России. И в этом смысле, я думаю, что такое жесткое редактирование «ТЭФИ» связано с двумя вещами. Во-первых, каждое вручение премии должно быть шоу. И ничего мы с этим не сделаем. Я думаю, что в этом смысле последнее представление в Петербурге было показательным. С другой стороны, в Ставрополе и вообще «ТЭФИ-Регион» когда проводится, но вот в Ставрополе была последняя церемония, ее вели Арина Шарапова и Андрей Норкин, Первый и 5-й канал петербургский, федеральный теперь, и это был такой прелестный импровизированный, дружественный междусобой, который…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, «ТЭФИ-Регион» всегда теплее, домашнее, ближе к людям.

М.ШВЫДКОЙ: Да, который был откровением для ставропольской публики при этом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Отвыкли.

М.ШВЫДКОЙ: Ну как, вручались премии. Там не было особых концертных номеров. Там была прелестная такая - где-то самодеятельность, где-то профессиональные коллективы Ставропольского края, но сама импровизация членов жюри, ведущих этого шоу - это было отдельное и совершенно замечательное представление. Я сидел рядом с очень умным и образованным, толковым губернатором Валерием Гаевским, и я видел, как ему интересно. При том, что, я повторяю, это молодой, энергичный и разумный человек.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ох, боюсь, губернатор - это не целевая аудитория современного телевидения.

М.ШВЫДКОЙ: Нет-нет. Я повторю - там сидело полно молодежи, и им было это интересно смотреть и слушать. Для «ТЭФИ» общенационального, большого «ТЭФИ», как мы говорим, конечно, нужно шоу - шоу, которое сделает эту программу телевизионно интересной.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Михаил Швыдкой, президент Академии российского телевидения. Мы продолжим разговор после выпуска новостей на «Эхе Москвы».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях сегодня Михаил Швыдкой, президент Академии российского телевидения, ведущий трех разных программ на трех разных каналах. Мы говорим и о судьбе «ТЭФИ», и об этих передачах. Пожалуйста, еще раз наш смс-номер: +7 985 9704545, и телефон прямого эфира - 363 36 59, код московский - 495. Вы можете дозваниваться, мы будем ваши вопросы принимать в прямом эфире. Много смсок было. Мы заговорились с вами в начале, давайте, может, такой блиц устроим. Лариса из Москвы интересуется: «Михаил, почему в «ТЭФИ» нет номинации «Зарубежный сериал»? Их создатели достойны того, чтобы получить российскую награду».

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, сейчас в некоторых кинофестивалях российских такого рода номинации существуют.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Зарубежный фильм в российском прокате».

М.ШВЫДКОЙ: Да, но я думаю, что для телевидения российского, мне кажется, это не нужно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сергей Алексеев из Томска: «Уважаемый Михаил, обозначьте, пожалуйста, ваши отношения с отцом-основателем «ТЭФИ», Познером. Спасибо».

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, у нас нормальные, дружеские отношения, и я по-прежнему, как говорил и прежде, считаю, что Владимир Владимирович Познер - один их выдающихся деятелей российского телевидения, высоко талантливый человек, у которого я многому учился. И в данном случае, я полагаю, что наши отношения могут быть примером для того, как должны дружить предшественник и последователь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Жорик почти тот же самый вопрос задает: «Не тяжело ли быть преемником Познера? И какие надежды на вас возложили?» - интересуется он.

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, я пришел в Академию в момент, когда в Академии, по существу, приостановила свою деятельность ВГТРК, ушел «Газпром Медиа», и, естественно, само существование Академии оказалось под большим вопросом. Медленно - я год всего возглавляю Академию, чуть больше - мы стараемся найти какие-то развязки, и я думаю, что большой «ТЭФИ» 2010-го года будет определенной лакмусовой бумажкой. У меня как раз заканчивается мой президентский срок после того, как пройдет большой «ТЭФИ» 10-го года, и если те надежды, которые на меня возлагают, как-то реализуются, я, естественно, останусь. Если нет, то я благодарю коллег. Скажу честно, для меня это большая общественная нагрузка, которая выматывает нервы и требует большого очень времени, как это ни покажется странным. То есть здесь больше тяжелой черной работы, невидимой миру, чем праздничного сверкания на телевизионных экранах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонок тоже примем. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я Евгений Константинович из Екатеринбурга. Дело в том, что у нас 5-й канал есть, и они иногда транслируют в виде рекламы, что ли, «Кино для вас», но, к сожалению, это «Кино для вас» идет с убийствами, с насилием, и чего только нет. Ну кто это «наши»? кино для наших… Понимаете? Меня это просто иногда, извините меня, бесит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо за ваш вопрос.

М.ШВЫДКОЙ: Евгений Константинович, я знаю, как работает 4-й канал - это один из самых успешных частных проектов российского телевидения последнего 20-летия. Я знаю, что в борьбе за определенный круг зрителя приходится ставить разное кино. Я к этому отношусь с некоторой грустью, но, вы знаете, я всегда говорю только об одном: у вас есть всегда возможность переключиться, скажем, на канал «Культура» или какой-то другой канал, который показывает то, что вам ближе, то, что вам нравится. Сегодня все-таки огромный выбор. А Екатеринбург - один из самых густонаселенных телевизионными каналами городов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, уж там богатство.

М.ШВЫДКОЙ: Там достаточно широкий выбор, причем в публичном эфире.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Павел из Петербурга спрашивает: «А как задействуется в переподготовке кадров Университет кино и телевидения Петербурга?»

М.ШВЫДКОЙ: Ну, вы знаете, дело в том, что мы ведь проводим обычно переподготовку на абсолютно безвозмездной основе. Поэтому мы собираем деньги для того, чтобы получить детишек или уже профессионалов из разных компаний, у благотворителей. Я не буду по радио «Эхо Москвы» называть этих благотворителей, поскольку это будет выглядеть как реклама. А наши педагоги работают бесплатно, потому что это члены Академии, которые дают мастер-классы. Вот в Ставрополе как раз три дня подряд шли мастер-классы, семинары, открытые уроки и так далее, и все мои коллегии - и Эрнест Мацкявичюс, Маргарита Симоньян, Арина Шарапова, Владимир Кондратьев и многие другие - просто работали бесплатно. Когда мы привлекаем профессиональных преподавателей, мы должны платить. На это, честно говоря, у Академии денег нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Если преподаватели будут готовы работать бесплатно, вы их рады будете видеть. Я вас правильно поняла?

М.ШВЫДКОЙ: Абсолютно.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59, давайте еще звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Лидия Филипповна Курганова. Я хочу задать вопрос Михаилу Ефимовичу. Вот когда получаешь программу на неделю телевизионную, там есть такая рубрика «Кино»: 7 кинофильмов, 6 из них американские и 1 только наш, русский, российский, вернее. Почему эта Америка сплавляет к нам все отбросы? Там это и 70-е, и 80-е годы. Зачем? Неужели у нас нет своих хороших фильмов?

М.ШВЫДКОЙ: Лидия Филипповна, я должен сразу сказать… во-первых, спасибо за звонок. То, что вы видите в рекламе в программе телевизионной, не отражает реального положения собственно в контексте всего телевизионного процесса. Потому что если вы посмотрите за неделю самые разные каналы, вы убедитесь в том, что сегодня как раз российское и советское кино достаточно широко представлено на экранах. Хотя если говорить о сериалах, то я к радости могу сказать, что российские сериалы - лучше они или хуже, это можно обсуждать - вытеснили зарубежные. Я помню, когда в 98-м году сразу после дефолта мы начинали русский сериал с Александром Акоповым и хотели тогда сделать русский сериал, это была совершенно новая история, тогда превалировала на телевидении зарубежная продукция.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мексика и Бразилия.

М.ШВЫДКОЙ: Да. Сегодня, я думаю, соотношение кардинальным образом изменилось. К счастью. А то, что вы читаете в программке, вам подсказывают, на что обратить внимание. Естественно, рекламодатели заинтересованы здесь в промотировании американского кино. Ну, тут надо сказать следующее. Американское кино разное вообще-то.

Е.АФАНАСЬЕВА: Бывает и хорошее.

М.ШВЫДКОЙ: Бывает и хорошее, да. А российский продукт достаточно широко представлен на экранах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Андрей из Петербурга. Такой вопрос Михаилу Ефимовичу. Скажите, пожалуйста, а вот что происходит с 5-м каналом? Все-таки там огромное количество программ закрыта, какая-то часть людей ушла. Возможно, даже разогнана часть коллектива. Все же он был достаточно успешный, такой культурный, гуманитарный. А сейчас там Ксения Собчак, говорят, еще что-то. Неужели невозможно было сохранить такую нишу с учетом петербургской специфики и прочее?

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо, Андрей, за вопрос. Вы знаете, всякий раз когда канал изменяет владельца, а в данном случае это связано именно с этим, инвесторы, которые пришли на 5-й канал, видят программную политику канала как-то по-своему, естественно, меняются. Меняется управление, меняются принципы управления, уходят какие-то одни люди, приходят другие, но, насколько мне известно, этот канал прокламирует себя и позиционирует себя как «умный канал для умных людей». И в этом смысле, я не думаю, что он изменит петербургским принципам. Потому что я считаю, что канал, который вещает из Петербурга, должен отражать интеллигентные и культурные традиции города. Во всяком случае, то, что я слышал от нашего коллеги Ханумяна, который занимается телевидением в Национальной медиа-группе, он как раз говорит о том, что этот канал не изменит петербургского выражения лица, что важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звоночек. 363 36 59. Добрый вечер. Сорвался звонок. Давайте пока несколько смсок. «Почему в «Жизнь прекрасна» Лена ведет с бумажкой, а вы нет? Как у вас так получается?» - без подписи.

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я признаюсь к стыду своему - когда я защищал докторскую диссертацию, это было много лет назад, очень много, еще при советской власти, я с трудом заставлял себя читать по бумажке. Я очень плохо читаю по бумажке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Диктора из вас бы не получилось.

М.ШВЫДКОЙ: У меня не получается это. Я легче говорю своими словами. И так всю жизнь. Это плохо, потому что когда в академических кругах читаешь доклад, нужно читать по бумажке. Не умею просто. Приходится запоминать все.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так, беда какая. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня 9. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня Нина зовут. Скажите, пожалуйста, вот по 4-му каналу была «К барьеру» передача, и почему-то закрыли. А ведь такой рейтинг был, столько людей смотрели.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему закрыли «К барьеру», Михаил Ефимович?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я в таких случаях всегда говорю, что у руководства канала есть право закрыть любую передачу. И мы знаем, что есть передачи рейтинговые, которые закрываются и уходят из эфира, есть передачи нерейтинговые, которые в эфире остаются. Поэтому я думаю, что это вопрос к руководству НТВ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вопрос от Алтын из Караганды: «Михаил Ефимович, а кто выбирает темы для «Культурной революции»? Очень хочется более острые темы. И само обсуждение последнее время беззубое».

М.ШВЫДКОЙ: Молодец Алтын, просто золотые слова. Мы, конечно, ломаем голову всегда над темами программы, группа редакторов, с которыми мы все это обсуждаем. Это тоже связано с тем, что вот это желание людей сделать все поострее, чтобы было все остро, но одновременно чтобы никого не касалось, не затрагивало, это требует особого склада ума. Я все время говорю своим руководителям и продюсерам, что, ребят, конечно, программа «Культурная революция» о том, как пуантилизм соотносится с постмодернизмом, она классная для канала «Культура», но хочется простого чего-то. Ну а если говорить серьезно, я помню наши лучшие программы, я считаю, что та программа, которая вызвала гнев у очень многих людей, под названием «Русский фашизм страшнее немецкого», тогда меня разве что не распинали физически, она тогда имела смысл. Тогда все говорили, что никакого фашизма нет. Сегодня стало ясно, что он есть. К сожалению, к горечи моей. Потому что это была программа о том, что если в стране, которая победила фашизм и заплатила за это ценой неимоверной, появляется фашизм, то это страшнее, чем где бы то ни было. И это была программа о моей боли за мою любимую Россию. Но сегодня, к сожалению, работает, может, какая-то внутренняя цензура у всех, кто делает эту программу, и у меня в том числе, и когда я вспоминаю, сколько я тогда нахлебался от этой программы или от программы…

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы честно признаетесь, что за одного битого, может, и дают двух небитых, но не хочется иметь дело?

М.ШВЫДКОЙ: Да. Вы знаете, есть русская пословица, что когда обжигаешься на молоке, дуешь на воду. Но Алтын молодец. Не видят радиослушателя, но краска прилила к лицу.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Я из Башкирии, из города Благовещенска. Вы знаете, вот последние результаты олимпийских игр показали, на каком низком уровне у нас сейчас спорт. И вот удивляет то, что именно спорт у нас идет на платных каналах. Это же позор! Ну не все могут быть обеспечены. Какой-то разврат на канале ТНТ показывают - пожалуйста, в прямом эфире бесплатно все…

Е.АФАНАСЬЕВА: Простите, а вы не представились. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Я сказала - меня зовут Светлана Шарипова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Светлана, а канал «Россия-2», бывший «Спорт», у вас вещает?

СЛУШАТЕЛЬ: Канал «Россия-2», бывший «Спорт», идет платно.

М.ШВЫДКОЙ: Каким образом?

Е.АФАНАСЬЕВА: Быть не может.

СЛУШАТЕЛЬ: Я вам говорю - платно.

М.ШВЫДКОЙ: Светлана, это очень важная информация. Мы ее запомним. Я постараюсь поговорить с коллегами из ВГТРК, потому что вообще это канал публичный и должен идти бесплатно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Он даже войдет в цифровой пакет.

М.ШВЫДКОЙ: Спасибо за звонок. Это очень важный звонок. Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте. Я Борис из Москвы. Ну, я хотел поблагодарить Михаила Ефимовича за его усилия в его передаче и задать вопрос: как с творческими вопросами можно выходить на его программу? Я имею в виду, с разного рода предложениями и идеями. На телевидение дозвониться по обычным каналам просто невозможно.

М.ШВЫДКОЙ: Во-первых, спасибо за добрые слова. Я дам телефон моей приемной. Если я дам публично, то это будет…

Е.АФАНАСЬЕВА: Придется оставить его в эфире «Эха Москвы».

М.ШВЫДКОЙ: Это известный телефон. 8 499 244 16 94. Я только сразу прошу всех коллег - не злоупотребляйте, потому что это телефон в МИДе, где я работаю, поэтому звоните по делу, ладно? спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звоночек. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Это Ипат, Москва. Добрый вечер. Вот женщина недавно звонила по поводу американских фильмов и наших. Вы знаете, по многим каналам идут: «Мерседес уходит от погони», «Ларец Марии Медичи»… Я хочу поспорить. Много, полно наших фильмов, которые не показывают. А вот эти вот «Ларцы» и «Мерседесы уходят от погони». Пожалуйста.

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, иногда мерседес стоит дешевле лады. Поэтому это вопрос системы закупок, конечно. Я прекрасно понимаю, что хотелось бы видеть лучшее советское и лучшее российское кино, но у каналов есть бюджеты. За ними стоит очередь, и бюджеты еще.

Е.АФАНАСЬЕВА: И берегут лучшие российские и советские на Новый Год, на 8 марта.

М.ШВЫДКОЙ: 23-го февраля, скажем, можно посмотреть хорошее военное кино.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Офицеры» - 23-го, 8-го марта - «Служебный роман», на Новый Год, естественно, «Иронию судьбы» и «Ивана Васильевича». Это же все уже прекрасно знают. Вот без подписи пришла смска: «Работаю на региональном телевидении. Михаил Ефимович, считаете ли вы, что региональное телевидение может стать зачинателем независимого, то есть общественного в западном смысле, телевидения?»

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я думаю, что может, хотя это очень трудно. Поскольку, как я уже говорил, региональное телевидение находится в очень плотном контакте с региональной жизнью, с региональной властью, мы прекрасно знаем, что региональная власть достаточно жестко реагирует на любые проявления недоброжелательности в ее адрес. Значительно жестче, чем любая федеральная власть. Поэтому, может, общественное телевидение в регионах - это и есть некий выход. Хотя это связано еще и с бизнесом. Это экономика, это объемы рекламного рынка. Поэтому надо смотреть, где это возможно, а где попросту не получится. Потому что региональные компании, как правило, на подпитке у местной власти.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Меня зовут Руслан, я из города Волгограда. Добрый вечер. Михаил Ефимович говорит, что 23 февраля были хорошие фильмы. Я не знаю, как можно смотреть эти фильмы. 23-го на Первом федеральном и на канале «Россия» показывали, как убивают. Вообще я не знаю, как можно…

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну это все-таки День защитника Отечества. Поэтому шли фильмы, так или иначе связанные с воинскими какими-то знаковыми событиями - и с Великой Отечественной войной, и с другими.

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, Руслан такую тему поднимает, довольно важную, потому что…

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, этот день трагичный для народов…

М.ШВЫДКОЙ: Да, день, трагичный для народов Кавказа. Это день, когда были депортированы ингушский и чеченский народы. И, естественно, и эта дата нашла отражение и в новостях, и не только на телевизионных каналах, но и в СМИ. Но так совпало. Поймите, что защищать свое отечество - это важный долг, и, я думаю, в этом смысле мы здесь не противники в этом понимании.

Е.АФАНАСЬЕВА: Судя по смскам, канал «Россия-2» в достаточно многих регионах недоступен. Павел пишет, в Волгоградской области доступен только по кабельным сетям и является платным. Олег из Тулы пишет: «У нас канала «Спорт» нет в открытом доступе». И из Ленинградской области, Ломоносовский район, Александр - тоже: «Идет в платном пакете, а на простой коллективной антенне его нет». Видимо, эта ситуация не единичная.

М.ШВЫДКОЙ: Я думаю, что надо просто узнать, как он распространяется. Это ведь еще и вопрос распространения канала. Надо поговорить. Обещаю, что я в ближайшие дни поговорю с руководством ВГТРК.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Последний на сегодня звонок. 363 36 59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Алексей из Саратова. Вы не могли бы подсказать: очень нравится программа «Жизнь прекрасна» - нельзя ли ее вернуть на прежнее время?

М.ШВЫДКОЙ: Вы знаете, я благодарен вам за добрые слова. Это, опять же, программная политика канала. Я здесь простой наемный работник, который следует тому, чего хочет программная дирекция. К радости или к горечи. Я тоже, честно говоря, думал, что было бы лучше, если бы она была часов в 10.

Е.АФАНАСЬЕВА: Президент Академии - простой наемный работник.

М.ШВЫДКОЙ: Ну конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: И никак не использует свое массовое влияние на теленачальников.

М.ШВЫДКОЙ: Если честно говорить, теленачальники - это особая публика. Я сам был теленачальником, и я думаю, что в данном случае им виднее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, мы говорили сегодня с Михаилом Швыдким. И, естественно, говорили и о его программе в меньшей степени, и больше о «ТЭФИ». И на вопрос, который был заранее прислан на сайт, так, в общем, вы дипломатично так окончательного ответа и не дали: так вернулись ли каналы ВГТРК и «Газпром Медиа» в Академию или нет?

М.ШВЫДКОЙ: Ну, я сказал бы так. С «Газпром Медиа» мы ведем диалог, и есть, по-моему, какие-то маленькие знаки того, что этот диалог стал позитивным.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потепление?

М.ШВЫДКОЙ: Да. Что касается ВГТРК, то мне кажется по тем переговорам, которые мы ведем, сегодня 50 на 50, а может, даже 60 на 40, что ВГТРК вернется на большой «ТЭФИ». Я думаю, что это важно. Честно говоря, я даже хотел предложить своим коллегам внести изменения в устав «ТЭФИ» и позволить академикам выдвигать любую программу любого канала в конкурс.

Е.АФАНАСЬЕВА: Надо объяснить, что сейчас могут выдвигать только ее создатели программу, а раньше могли еще вещатели. А теперь если вам, академику Михаилу Швыдкому, какая-то программа нравится, вы ее можете выдвинуть.

М.ШВЫДКОЙ: Могу выдвинуть. И тогда мы де-факто вернем тот серьезный конкурс, который был 2-3, 5 лет тому назад.

Е.АФАНАСЬЕВА: Обсуждалось ли, кто будет транслировать - судя по всему, это важно - церемонию 2010-го года?

М.ШВЫДКОЙ: Мы это будем обсуждать 10 марта. Состоится заседание совета учредителей. И мы тогда окончательно примем решение. Потому что это действительно важно - нам надо искать уже спонсоров на этот показ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дорогое это дело - показывать «ТЭФИ».

М.ШВЫДКОЙ: Вообще «ТЭФИ» - дорогое дело. Но я повторяю - поскольку я профессиональный побирушка, поскольку я был министром культуры и руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии, да и сейчас мне приходится просить каких-то людей помочь тем или иным проектам, то я и на «ТЭФИ» с удовольствием собираю деньги. Поверьте мне, я всем благодарен, кто нам помог с Петербургом и петербургским показом «ТЭФИ», потому что это тоже стоило немалых денег.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но не факт, что это теперь будет постоянно в Петербурге, как звучали голоса в сентябре?

М.ШВЫДКОЙ: Я думаю, что дважды не надо входить в одну и ту же воду. Мы попробуем сделать это в Москве.

Е.АФАНАСЬЕВА: Москва все-таки. Хорошо. Михаил Швыдкой, президент Академии российского телевидения, ведущий трех телепрограмм на трех разных каналах, сегодня был в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания.

М.ШВЫДКОЙ: До свидания. Спасибо.