Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2011

10 апреля 2011: Может ли телевидение создать альтернативную историю. Гости - Александр Карпов, Андрей Вершинин

Послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/763835-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня мы будем говорить о том, может ли телевидение создать альтернативную историю. И поводом для этого стал новый цикл программ «Альтернативная история», который выходит на канале ТВ3, и в гостях сегодня у нас генеральный директор этого канала Александр Карпов. Здравствуйте, Александр.

А.КАРПОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. И ведущий этой программы Алексей Вершинин, добрый вечер.

А.ВЕРШИНИН: Добрый вечер, здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как всегда наш SMS-номер +7 985 970-45-45 , вы можете задавать свои вопросы и высказывать свою точку зрения, как вам кажется вообще, возможно ли альтернативную историю создать, стоит ли ее создавать, сколько может быть этих «А если бы да кабы», и вот об этом мы сейчас и будем разговаривать.

Почему вдруг мистический канал, который, правда, с недавнего времени стал оптимистическим...

А.КАРПОВ: Это временно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Временно оптимистический?

А.КАРПОВ: Временно оптимистический.

Е.АФАНАСЬЕВА: Постоянного оптимизма в нашей стране быть не может даже...

А.КАРПОВ: Ну, в общем, как-то его маловато, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Только-только собрались порадоваться, что мистика превратилась в оптимистическую жизнь, а, оказывается, это временно. Ну, об этом мы подробнее поговорим чуть позже. Все-таки, почему канал, который начинался как мистический, сейчас, правда, как-то трансформируется, почему он решил заняться созданием альтернативной истории, Александр?

А.КАРПОВ: Ну, слоган «Настоящий мистический» - мы его, в общем, продвигаем, это просто как наш бренд. А по сути, если говорить о программном наполнении канала, то мы делали упор на тайны, загадки и что-то таинственное, непонятное, необъяснимое – вот, собственно, это был программный продукт. Поэтому программа «Альтернативная история» - это, собственно, тоже тайны. Вот, вообще любая история – это тайна. История – это вообще большой миф, историю, как известно, пишут победители. Поэтому что было на самом деле, достоверно не знает никто, даже если брать события предыдущего десятилетия – там тоже столько много всяких разных мифов и мистики во всей этой истории, что разобраться, что было на самом деле, ну, фактически невозможно – мы знаем только ключевые какие-то события. А интерпретация – она, в общем, различная.

В детстве, поскольку, там не знаю, я сильно увлекался фантастикой, в общем, мы как-то с генпродюсером канала сидели, разговаривали, с Сергеем, я говорю: «Слушай, да, вот есть эффект бабочки Брэдбери. А, вот, что было бы, если бы?» И так у нас родилась, собственно, идея попробовать снять цикл фильмов про то, что могло бы быть с Россией, если бы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, насколько я понимаю, это достаточно известный жанр на западном телевидении, который называется mocumentary, и западные каналы в нем активно работают.

А.КАРПОВ: Ну, они работают, но, в общем, как бы, во-первых, а) в России, как мне кажется, такого еще никто не делал. Потому что самая главная проблема, с чем мы столкнулись, и, вот я не знаю, Алексей про это расскажет более подробно, основная проблема была как снять то, чего не было. Вот это главное, это во-первых. А во-вторых, нужно было придумать некие точки поворота.

Ну, вот, условно говоря, всем известно, что Наполеон не проиграл ни одной битвы, ну, за исключением последней, Ватерлоо. И говорят, что там он проиграл ее, потому что он вечером перед этим простыл. А если бы он не простыл, что произошло бы? Он выиграл бы Ватерлоо. А если бы выиграл, как изменилась бы карта Европы? И вот таких вот событий, которые отвергают марксистско-ленинскую трактовку о роли личности в истории, в общем, их реально много.

Вот, например, первый фильм, который мы сняли – что могло бы быть, если бы Ленина арестовали и он не пришел бы на 2-й съезд народных депутатов? Про это Алексей может рассказать подробно, как там все это писалось, как все это придумывалось. Поэтому нам показалось, что это реально интересно, во-первых. Ну, это само по себе интересно посмотреть на историю страны, как она могла бы развиваться. Во-вторых, это есть некий повод задуматься над теми поступками, которые мы совершаем сегодня, чтобы, все-таки, чувство ответственности о том, как слово наше отзовется, оно как-то тоже воспитывалось. Потому что можно пойти туда, можно пойти сюда.

И третье, это, все-таки, ну, поскольку у меня такое, физически-инженерное образование, я всегда люблю рассматривать различные варианты, прежде чем выбирать какое-то решение. Поэтому для нас это тоже было интересно посмотреть многовариантность той же самой истории: куда бы могла пойти история, если бы изменилось вот это. Это, с одной стороны, наши фантазии. С другой стороны, это, в общем, все тоже окутано какими-то тайнами, загадками и настоящей мистикой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Александр Карпов, генеральный директор канала ТВ3. И в гостях также у нас Алексей Вершинин, ведущий проекта «Альтернативная история». Алексей, сколько всего сейчас этих альтернативных историй уже снято, готово, показано в эфире?

А.ВЕРШИНИН: Сейчас снято 6 историй, показано в эфире 3 – как раз мы сейчас на экваторе находимся, еще 3 осталось, я надеюсь, самых интересных.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я видела революцию, которая не свершилась, потому что Ленина, все-таки, поймали.

А.ВЕРШИНИН: «Великая Октябрьская эволюция» в нашем варианте.

Е.АФАНАСЬЕВА: И Павла не убили у вас, Павла I. Что еще прошло и что будет?

А.ВЕРШИНИН: Петр I у нас прорубает окно не в Европу, а в Азию, строит Санкт-Петербург не на Балтике, а на Черном море со всеми вытекающими последствиями.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, Таганрог же он собирался делать столицей и реально до Петербурга.

А.ВЕРШИНИН: Ну вот как раз у нас там поворотная точка является в том, что когда Петр находится в Голландии, ему ломают руку.

Е.АФАНАСЬЕВА: И все.

А.ВЕРШИНИН: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Весь этот ваш политес европейский становится не интересен.

А.ВЕРШИНИН: Да-да-да.

Е.АФАНАСЬЕВА: А еще три?

А.ВЕРШИНИН: Еще три. Следующей у нас серия будет о том, что русские войска под предводительством генерала Скобелева, все-таки, берут Стамбул. Эта серия называется «Турецкий эндшпиль».

Е.АФАНАСЬЕВА: Где ж мы тогда отдыхали бы, если бы Турция была нашей? (смеется)

А.ВЕРШИНИН: Мы как раз, кстати, об этом говорим, о том, что Турция становится всероссийской здравницей в прямом смысле слова, потому что Турция становится частью Россией.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть раньше, чем Сочи и Крым в советские времена.

А.ВЕРШИНИН: Да, да. И русские мещане отдыхают в Анталии еще в XIX веке.

А.КАРПОВ: Но самое главное, сбылась бы многовековая мечта русского народа – это взять Константинополь.

А.ВЕРШИНИН: И вернуть православную святыню.

А.КАРПОВ: Да-да. Вернуть Софию, все-таки. И это реально могло бы быть. Потому что по истории... Ну, вот, Алексей просто... Извини, что перебиваю. Жалко, что я не принимал участия в написании сценария – вот об этом жалею – потому что к написанию сценария мы привлекали достаточно титулованных историков, которые сначала как-то неохотно втянулись в эту тему, а потом разошлись и как-то они стали уже генерировать. Мы же не просто так выдумывали, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вот здесь как раз, извините Александр, пришла SMS, правда без подписи, что все исторические факультеты России, их преподаватели против этой передачи. Одно греет, что нужно знать историю академическую для того, чтобы писать альтернативную. Все остальное зря.

А.ВЕРШИНИН: Ну, это неправда, потому что одним из консультантов на этом проекте как раз был заведующий кафедры истории, довольно известный историк в этой сфере Тамара Эйдельман. Громкое имя в мире истории.

Е.АФАНАСЬЕВА: У меня дочка учится у нее в школе.

А.ВЕРШИНИН: Ну, как раз я помню, что мы когда только начинали работать, Тамара Натановна очень так, бережно относилась к истории и, вот, хотя она приняла правила нашей игры поиграть в эту альтернативную историю, нам постоянно приходилось как-то ее убеждать, потому что: «А давайте, вот... А, может, все-таки, вот, порадикальнее».

Е.АФАНАСЬЕВА: А сейчас уже все разошлись, и уже легче.

А.ВЕРШИНИН: Да, все вошли во вкус, уже да, и, естественно...

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вот о чем подумала, когда случайно включилась как все, знаете, по пульту нажимаешь, попадаешь на программу, что у очень многих людей могла быть такая оторопь. И люди, которые не читают пресс-релизы, может быть, не видели нигде анонсов этой программы. Вот человек сидит у телевизора, гоняет, везде идет документалка, там, фильмы-сериалы. И вдруг на полном серьезе ему рассказывают, что прошла прямая линия президента Корнилова с народом. Ну, в общем, наверное, крыша может поехать. Как это в контексте современного телевидения для неподготовленного зрителя может смотреться?

А.КАРПОВ: А что тут такого? Ну, еще раз говорю, это же наши мысли по поводу того, как это могло бы быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но у вас же в углу кадра все время не висит такой какой-нибудь титр, что это, вот, альтернативная история?

А.КАРПОВ: Ну, я думаю, что через 3-4 минуты после просмотра фильма любой зритель поймет, собственно, о чем это кино. А потом хотел бы отнестись к вопросу о классической истории. Ну, вот, еще раз говорю, только на моей памяти мне, ну, в общем, ну, как-то так, ну, не много и не мало лет, учебники историки переписывались несколько раз.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да уж. «Мы – страна с непредсказуемым прошлым», - сказал кто-то из наших юмористов, уже не помню кто.

А.КАРПОВ: Совершенно верно, да. Поэтому какую историю мы сегодня изучаем в наших вузах? И где гарантия того, что эта история через 10 лет не будет переписана, ну, не радикально, но хотя бы процентов на 20-30? Поэтому, знаете, говорить о том, что историки против... Ну, это же, все-таки, как бы, аналитика такая. То есть ты размышляешь о судьбах страны, смотришь, куда бы что могло, чтобы потом эти знания перенести на современность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну как я понимаю, вы когда придумываете эти истории, все равно есть какие-то контрапункты, куда, в общем, история все равно бы пришла в другом виде, например. То есть вот там же у вас появляется план тот же самый ГОЭЛРО, только это не советская власть плюс электрификация всей страны, а как там у вас было?

А.ВЕРШИНИН: Демократия плюс электрификация всей страны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Ну, что-то, вот, в этом роде. То есть ощущение, что все равно есть какие-то ключевые точки в истории, куда бы она с одним цветом или с другим знамен, с теми лозунгами или с этими, все равно бы дошла.

А.КАРПОВ: Не, я думаю, что вот такие узнаваемые вещи как план ГОЭЛРО – это, в общем, больше гэги, которые авторы ввели специально, чтобы показать, ну, как бы, не то, что несерьезность, но придать легкость этому проекту. Потому что план ГОЭЛРО знают все. Но радикально в этих проектах меняется все – там, меняется путь страны, по которой она бы шла. Ну, вот, если брать революции, там, действительно, если бы до конца Россия довела участие в Первой мировой войне и, действительно, мы бы тогда получили очень большие репарации со стороны Германии. Как бы это все развивалось? Ну, вот, каким путем пошла бы Россия? Это, ведь, реальный путь, на самом деле.

Потому что каждый человек себе задает ежедневно много разных вопросов. Например, там...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, чаще человек про себя думает. А, вот, если бы я не женился на Маше, а выбрал Любу, а вот если бы я поступил не в этот институт, а в тот...

А.КАРПОВ: Да, если бы я не в кулинарный техникум, а в Институт нефти и газа бы пошел, наверное, я бы сейчас был, ну, условно, каким-нибудь Алекперовым. Поэтому все задают себе вопросы, потому что мы переосмысливаем собственное прошлое для того, чтобы делать какие-то новые шаги.

Е.АФАНАСЬЕВА: Новые ошибки в будущем. (смеется)

А.КАРПОВ: Ну, новые ошибки в будущем. Собственно, вот эта наша программа, если говорит о ее миссии, то она, вот, именно для этого.

Е.АФАНАСЬЕВА: Семен из Москвы пишет: «Съемки хроник, реконструкция, сюжет, ироничный ведущий – все выше всяких похвал. Спасибо и успехов».

А.ВЕРШИНИН: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. А Алекс считает, что у нас государственные каналы в новостях только этим и занимаются, что создают альтернативную историю. Тут очень много вопросов не по этому проекту, а по другому. Мы по другим проектам ТВ3 – мы их, наверное, во 2-й части программы зададим Александру. Вот что я хотела спросить у вас. «А можно снять историю об альтернативном будущем в оптимистическом ключе?» - пишет Алекс.

А.ВЕРШИНИН: Ну, история предполагает под собой как-то прошлое. Поэтому будущее... Кто знает, каким оно будет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Федя пишет: «Такой подход к истории предполагает, что существуют точки бифуркации, точки выбора. Как авторы их определяют и выявляют?» Вот это, действительно, любопытный вопрос. Я себе представляю, как вы сидите спорите. Даже если тема выбрана, почему Корнилов президентом бы стал, если б революции не было? А, может быть, там кто-то другой.

А.КАРПОВ: Может, Деникин.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как это происходит? Методом голосования Корнилов становится в альтернативной истории президентом? Или как?

А.ВЕРШИНИН: Ну, действительно, в начале каждой серии лежит точка бифуркации – это точка, в которой происходит раздвоение истории, растроение или так далее, какие-то новые ветки находятся. И вот эти те самые точки бифуркации, как правило, подсказывали нам наши консультанты-историки. Ну а уже авторская группа доделывала их в таком, художественном формате, то есть у нас каждая точка бифуркации – мы хотели показать хрупкость истории, и поэтому она зависит от какой-то совершенно случайной мелочи. То есть Ленина арестовывают у нас, когда он идет в Смольный, только потому, что командир казачьего разъезда в реале, как нам сказали историки, роняет листок с ориентировкой, поэтому не опознает его на улице. А ведущий в данном случае поднимает этот листок и отдает.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы, такой противный, ему подсовываете этот листок.

А.ВЕРШИНИН: Я вообще делаю много гадостей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что еще вам? Где вам еще удалось нашалить в истории?

А.ВЕРШИНИН: Ну вот я как раз ставлю подножку в голландском кабаке одному голландцу, он проливает пиво на Петра I, в результате чего завязывается драка. То есть, казалось бы, тоже мелочь – пролитая кружка пива, случайно оброненный листок на мостовой, случайно переведенная стрелка, и состав с Троцким уходит в другую сторону, и за счет этого Гражданская война заканчивается совершенно иначе.

Вот эти точки бифуркации. Концептуально их нам, как бы, выдавали наши исторические консультанты, а уже какое-то художественное наполнение, интригу какую-то такую, детектив мы уже создавали авторской группой. Потому что мы постоянно пытались, как бы, совместить вот именно фактурную часть, историческую, правдивую часть, ну и в то же время что-то было интересно смотреть просто обычным людям, чтобы в этом был какой-то саспенс, какая-то интрига.

Е.АФАНАСЬЕВА: Артем из Москвы считает: «Да, ведь, вся наша история – крутейшая мистика. Поверить трудно».

А.КАРПОВ: Ну, в общем, соглашусь. (смеется)

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вот, мы начали практически разговор еще до того, как в студию вошли. А как можно снять то, чего не было? Вот, то, чего не может быть. Как это можно сделать? Ну, понятно, что есть доку-драма, где берется реально существующее событие. Но когда нет видеокадров каких-то, либо это событие времен, когда не снималось на пленку, разыгрывают актеры. Вы делаете практически то же самое, да?

А.ВЕРШИНИН: Это проблема была №1 вообще для режиссера, для авторской группы в том числе, какими изобразительными средствами показать альтернативную историю. И мы не пришли к какому-то такому, единому лекарству. Мы брали и кадры хроники.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только она теперь была по-другому.

А.ВЕРШИНИН: Но на нее накладывался иной текст, и у всего этого вместе получался совершенно другой синтез новый. Или там мы снимали планы Москвы и потом дорисовывали в планы современной Москвы какие-то новые вещи, которые могли бы быть построены в альтернативной ветке истории. Ну, в общем, используя какие-то реальные исторические декорации, реальные исторические места, дорисовывали, доделывали что-то для того, чтобы создать какую-то новую реальность, новое пространство.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Будут ли выпущены книги по альтернативной истории в версии канала ТВ3?» - уже интересуется Борис.

А.КАРПОВ: Ну, пока мы про это не думали. Хотя, ну, в общем, есть повод задуматься. Спасибо за идею.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут, в общем, наши слушатели уже просто вступили в бурное обсуждение очень умным языком с кучей таких, емких научных слов, но без подписи. Поэтому, пожалуйста, уважаемые слушатели, SMS-номер +7 985 970-45-45 , но вы подписывайтесь, иначе я не могу зачитывать ваши смски. А Иосиф из Волгограда интересуется: «А разве русские войска в 1877 году не взяли Стамбул-Константинополь на самом деле?» Но к этому вопросу мы вернемся после выпуска новостей, реальных новостей, не альтернативных, на радио «Эхо Москвы» и продолжим программу «Телехранитель».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева, сегодня мы говорим о том, способно ли телевидение создать альтернативную историю, и поводом для этого разговора стал проект «Альтернативная история» на канале ТВ3. Собственно, создатели этого проекта, гендиректор канала ТВ3 Александр Карпов и Алексей Вершинин, ведущей этой программы у нас сегодня в студии. Мы продолжаем разговор, отвечаем на ваши вопросы, которые были заранее на сайт присланы и приходят по SMS-номер +7 985 970-45-45  И попробуем также принимать ваши звонки по телефону 363-36-59, код Москвы 495.

Костя задает вопрос: «Это проект со сложной режиссурой. Кто эти неизвестные герои?» Кто делает проект ваш?

А.ВЕРШИНИН: Ну, это очень известный герой, режиссер-постановщик этого проекта – Станислав Либин. Этот человек когда-то снял «Бедную Настю», довольно известный исторический такой сериал. В общем-то, во многом, благодаря этому и поэтому в том числе, мы пригласили именно сюда, потому что человек привык работать в исторических декорациях, что называется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. «Бедная Настя» и «Альтернативная история» - это сильный переход. Так. Вот тут есть вопрос, даже это реплика, скорее, а не вопрос: «История – не наука, в ней нет никаких закономерностей. У нас на месте истории обоснование идеологии великодержавия», - пишет Сергей Вадимович из Екатеринбурга. А Федор из Петербурга считает, что «наше телевидение только и создает мифы, а новый проект ТВ3 продолжает похожие передачи на канале, выдержанном в реакционном духе, и призваны не размышлять критически над историей, а обелять провалы нашего развития с ура-великодержавных позиций. Это историческая маниловщина, уводящая народ в туман удобной лжи и вымысла», - вот так Федор считает.

А.КАРПОВ: Ну, любая точка зрения имеет право.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. Что здесь еще есть интересного? Вопрос: «А как вам тема 1991-й год, ГКЧП сокрушительно победил?» - Сергей из Барнаула предлагает.

А.КАРПОВ: Мы задумывались. У нас в качестве рабочих версий было несколько историй – одна про ГКЧП, вторая – это если бы советские войска не вошли в Афганистан. Потому что многие считают, что одним из ключевых факторов, который там привел к крушению Советского Союза, - это был ввод войск в Афганистан. Ну, это может Алексей поподробней рассказать. Ну, в общем, очень сложно получается и непонятно. Вот, мы, к сожалению, так...

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы более современные, те, которые мы тоже и многие наши с вами зрители проживали, вы это время пока стараетесь не трогать?

А.ВЕРШИНИН: Ну, самая свежая, самая близкая к нам серия – это под рабочим названием «Темное будущее» о том, что Хрущев, все-таки, построил коммунизм к 1980 году, как и обещал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Боже мой. Вот тут вам уже только режиссер не «Бедной Насти», а какой-нибудь фантаст нужен явно. (все смеются) С бюджетом «Аватара».

А.КАРПОВ: У нас на канале ТВ3 таких много.

Е.АФАНАСЬЕВА: Много, да? Это любопытно, конечно. Антон из Москвы считает: «Жаль, что не провели единой линии. Серии не связаны между собой».

А.КАРПОВ: Ну, вот, опять же, да, наверное, жаль, хотя очень сложно. Вот таких интересных точек бифуркации, про которые мы говорили, вот собрать их в некую хронологическую историю достаточно сложно. Но если проект понравится зрителям, возможно, мы продолжим и напишем свою собственную альтернативную историю России, начиная с Рюриков.

А.ВЕРШИНИН: Потому что тогда человек, который, например, включил только на пятой серии, многого не поймет, если это будет связано единым сюжетом. Если он не смотрел, предположим, предыдущие 4.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, странно будет. «Вы слишком преувеличиваете роль личности в истории. Не сделал бы переворот Ленин, сделал бы кто-нибудь другой, какой-нибудь большевик – их там было 300 тысяч, по-моему», - пишет Антон. Вот так вот.

А.КАРПОВ: Ну, спорно, потому что, на самом деле, даже сам Ленин, по-моему, года за 2 или за 3 до 1917 года писал в своих письмах не помню кому, что революция в России – это удел будущих поколений. То есть он сам не верил в то, что это может произойти. Поэтому переворот 1917 года – это реально совпадение многих факторов, которые привели...

Е.АФАНАСЬЕВА: Случайностей.

А.КАРПОВ: Абсолютно случайностей, которые привели к катастрофе. Наши авторы – они убрали одну из случайностей, и получилась совершенно другая история. Поэтому не согласен.

Е.АФАНАСЬЕВА: А предприниматель из Владивостока на сайт прислал вопрос: «Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с помощью чего легче создавать альтернативную историю? С помощью ТВ или интернета?» Не пробовали в интернете?

А.ВЕРШИНИН: Мы не пробовали просто создавать с помощью интернета. Но скажу, что с помощью ТВ создавать это довольно сложно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Серж60, Морфлот, Находка пишет: «Вы хотите создать альтернативную историю чему? Самой истории? Или официальной исторической науке? И того, и другого вполне, по-моему, хватает. Более того, история уже превратилась в шоу-бизнес. Свежий пример – дискуссия Кургиняна и Млечина. И вы решили урвать кусочек от этого пирога? В принципе, в этом не было бы ничего плохого, если бы в школах детям рассказывали о том, что было без идеологических интерпретаций».

А.КАРПОВ: Тут много вопросов... Ну, во-первых, мы не хотим создавать какую-то отдельную альтернативную историю, еще раз говорю. Мы пробуем даже не то, что переосмыслить, ну, мы пробуем творчески подойти к истории России, посмотреть, что могло бы быть, пофантазировать. Любой другой человек, любой другой автор по тем же самым точкам бифуркации нафантазировал бы явно другие концовки у всех этих вещей. Поэтому...

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Я же говорю, кто у вас та финальная инстанция, которая принимает решение, вот так все было в нашей истории альтернативной. Вы, Александр?

А.КАРПОВ: Да нет, я думаю, что это, все-таки, группа авторов. Нам просто нравится то, что они пишут, поэтому... Иногда мы, правда, тоже пытаемся что-то сказать. Иногда авторы слышат, иногда нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Сделайте мне вот так вот историю, пожалуйста», - говорит руководство канала ТВ3.

А.КАРПОВ: Нет, так не бывает. Ну, это сложно. Потому что они там проводят многочасовые обсуждения, а так, с бухты-барахты вносить радикальные правки – это неправильно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Лиана, студентка интересуется: «Какие переломные моменты истории планируется рассмотреть далее? Какие будут показаны в ближайшее время?» Ну, вы начали говорить Петр I. Что еще?

А.ВЕРШИНИН: Нет, Петр I мы уже показали. В ближайшие 3 это будет, к власти после смерти Сталина приходит не Никита Хрущев, а Лаврентий Берия.

А.КАРПОВ: Что реально могло бы быть, потому что, собственно, его сняли на заседании Политбюро и реально Берия мог за себя постоять.

А.ВЕРШИНИН: Да-да-да. Ну, он сам уже готовил, собственно, переворот, захват власти. Просто Хрущев его несколько опередил. Но мы, опять же, вмешиваясь в наше прошлое...

Е.АФАНАСЬЕВА: Что же в этот раз вы сделали? Кому вы подножку поставили в ЦК партии?

А.ВЕРШИНИН: Я подложил пистолет просто Берии на стол. Мало кто знает, это реальный факт того, что Берия был великолепный стрелок.

Е.АФАНАСЬЕВА: И он стрелял прямо на заседании Политбюро, отстреливался.

А.ВЕРШИНИН: Мог бы, мог бы.

А.КАРПОВ: Мог бы в тот момент, когда его пришел арестовывать Жуков с военной охраной...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ага. У него не было пистолета. А вы ему подложили.

А.ВЕРШИНИН: Ну да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И к чему это привело в итоге-то? Где мы сейчас все были бы?

А.ВЕРШИНИН: Ну, смотрите. Смотрите эфир канала ТВ3.

А.КАРПОВ: Во-первых, там есть, опять же, точка бифуркации. Ведь, еще после смерти Сталина Берия реально хотел продать Восточную Германию американцам, и даже суммы обсуждали. Про этот факт исторический мало кто знает. Вот, в нашей версии он продал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сколько взял-то денег?

А.ВЕРШИНИН: 10 миллиардов долларов.

А.КАРПОВ: Ну, народ сейчас скажет: «Вот, Горбачев бесплатно отдал. Вот, был Берия у вас в истории».

А.ВЕРШИНИН: Ну, как раз на эти деньги Советский Союз получает очень мощный экономический толчок.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вас послушаешь – Берию зря потеряли. Зря арестовали.

А.ВЕРШИНИН: Нет, он, конечно, у нас людоед совершеннейшим образом, творит бесчинства, там происходит у нас Фестиваль молодежи и студентов 1957 года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Все-таки, происходит? Пустил?

А.ВЕРШИНИН: Происходит. Но заканчивается он трагически. Мирную демонстрацию московских студентов, которые прониклись духом свободы, Берия приказывает расстрелять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. А еще какие варианты? Где вы еще наследили?

А.ВЕРШИНИН: Наследили мы в Гражданской войне. Серия «Красно-белая Россия» - там мы тоже вмешиваемся в ход истории, и получается так, что Гражданская война заходит в тупик, происходит такая патовая ситуация, ни красные, ни белые не могут одержать верх, и в итоге Россия разделяется по уральскому хребту.

Е.АФАНАСЬЕВА: А где красные и где белые?

А.ВЕРШИНИН: Слева у нас...

А.КАРПОВ: Ну, там, где была Дальневосточная республика и Колчак – там белые, все-таки, за Уралом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это уже близко просто к острову Крым, да?

А.ВЕРШИНИН: Да, и близко, по своей структуре, наверное, больше напоминает, мне кажется, раздел Германии на Восточный и Западный Берлин. Потому что у нас Екатеринбург как раз тоже разделяется стеной, с западной стороны которой находятся красные, а с восточной – белые.

Е.АФАНАСЬЕВА: А ваш родной Красноярск, Александр? Белым достался.

А.КАРПОВ: Белой России. Самое интересное, что потом сначала Белая Россия живет очень плохо, а потом они находят нефть. (все смеются)

А.ВЕРШИНИН: И все у них хорошо сразу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну и последний из шести?

А.ВЕРШИНИН: И последний из шести – это как раз та серия, где Скобелев берет Константинополь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Очень много вопросов в SMS присланы по поводу канала в целом. Давайте устроим такой блиц, Александр, вы, может быть, успеете ответить. Юрий спрашивает: «Будет ли второй сезон «Башни» и когда?»

А.КАРПОВ: Второй сезон «Башни» будет – мы уже построили декорации. Сейчас мы переписываем сценарий, потому что очень сложная работа. Но я думаю, что где-то мы планируем к декабрю 2011 года «Башню» выдать в эфир.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ирина пишет: «Спасибо за «Часы любви».

А.КАРПОВ: Пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Закупит ли ТВ3 сериал «Тысячелетие»? В преддверии конца света в 2012 году он бы пришелся кстати на канале ТВ3», - считает Маша.

А.КАРПОВ: Ну, он уже достаточно старый сериал, он 1969-1999 годов. Мы пока не планировали, хотя можем и подумать.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Благодаря каналу, узнал о «Звездных вратах», «Стартреке», «Крейсере Галактика» и других произведениях. Теперь куча дисков. Хорошего настроения, удачи и успехов. Владимир Гришин, Тула, 45 лет».

А.КАРПОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Спасибо за возвращение Юли Меньшовой – нравится ее ток-шоу, смотрим каждый день», - пишет Вера Николаевна. Так. «Расскажите о ребрендинге канала с 8 апреля в удивительный? С чем это связано?» - спрашивает Тимур?

А.КАРПОВ: Ну, не с 8-го, а с 15-го. (смеется)

Е.АФАНАСЬЕВА: Тимур, вы поторопились.

А.КАРПОВ: У нас – да, как обычно художники обещают одно, а реально в жизни происходит другое. Мы остаемся в этой же программной политике, то есть тайны, загадки и что-то необычное. Ну просто мы делаем такую софт-версию мистического канала, потому что как-то, вот, наш народ не любит слово «мистика», он считает, что это что-то такое темное. И как мы ни пытались объяснить, что, там, мистика – это загадки, не воспринимается. Поэтому мы делаем новую одежду канала, новый слоган, новый мессадж, немножко меняем программирование и, в общем, становимся развлекательным, загадочным, удивительным каналом, в котором много разных миров, включая альтернативную историю России.

Е.АФАНАСЬЕВА: Значит ли это, что, все-таки, такая нишевизация, узкий сектор обзора такой для наших каналов – это еще не совсем вещь такая, популярная для зрителей, а, все-таки, каналы общего направления сейчас доминируют и более успешны.

А.КАРПОВ: Не согласен. Я, все-таки, считаю, что нишевость каналов, ну, при всем обидном контексте этого слова...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, а почему обидный? Нишевость – значит, соответственно, занял свою уверенную площадку.

А.КАРПОВ: Ну, как-то у нас слово «провинция» и «ниша» - оно воспринимается слегка негативно. Ну, не знаю. Мне так кажется.

Е.АФАНАСЬЕВА: Может быть, это какая-то реакция людей, которые делают не большой федеральный канал, а чуть поменьше? Я как-то первый раз сталкиваюсь с тем, чтобы слово «нишевое» было более обидным. По-моему, это термин чистый.

А.КАРПОВ: Ну, производители всегда говорят: «А, вы нишевые?» Мы говорим: «Ну да».

Е.АФАНАСЬЕВА: А, ну это уже амбиции производителей. Они сразу подозревают, что денег меньше заплатите. (смеется)

А.КАРПОВ: Ну, наверное, да. Что мы и делаем с радостью – мы всегда, действительно, платим меньше денег. Нет, слово «ниша», нишевость может только спасти телевидение кроме первых трех каналов. Все остальные должны быть очень четко спозиционированы, чтобы человек понимал там, что здесь и как. Вот, когда мы, там, 3 года назад принимали решение о том, что мы уходим в мистику, мне казалось, что народ не так будет негативно воспринимать всю эту историю. Но, к сожалению, почему-то при том, что мы верим в черную кошку и бабу с пустыми ведрами, как-то смотреть про это не очень чтобы очень.

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, все передачи про Вангу, Кашпировского, я уж не говорю про «Битвы экстрасенсов» на ТНТ – это же собирает огромное количество зрителей.

А.КАРПОВ: Вот, к сожалению, таких проектов не очень много.

Е.АФАНАСЬЕВА: На 24 часа в сутки не хватает.

А.КАРПОВ: Не хватает, да. Вот, выдумать мистики очень много – большая проблема. Мы сделали порядка 600 с чем-то часов документальных фильмов и столкнулись с проблемой, что тем больше нет в России. Мы уже все нехорошие квартиры прошли, все приведения обсосали. Ой, как-то у нас не богата история России.

Е.АФАНАСЬЕВА: Легче придумывать альтернативную, понятно. Валерия интересуется: «Когда стартует второй сезон сериала «Здесь кто-то есть?» и будут ли снимать третий?»

А.КАРПОВ: Сериал «Здесь кто-то есть?» стартует в мае, по-моему, с 11-го числа. Третьего сезона, скорее всего, не будет, потому что в оригинале это был испанский формат, мы купили 2 сезона у испанцев. Вот, собственно, первый сезон уже прошел, сейчас снимается второй. Если только мы сами что-то придумаем. Ну, посмотрим, как пройдет второй сезон, дальше будем принимать решение.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Будет ли показан последний сезон «Звездных врат»? Без этого замечательного сериала скучно», - пишет Борис.

А.КАРПОВ: «Звездные врата» - обязательно. «Звездные врата» forever.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Также по-прежнему идут вопросы по поводу альтернативной истории. Еще раз напомню номер +7 985 970-45-45 . И дозванивайтесь – мы, наверное, успеем несколько звонков принять. 363-36-59, код Москвы 495. «А прикольно было бы прикинуть, если бы Ельцину, все-таки, объявили импичмент», - настаивает Олег. Народ, вот, жаждет, все-таки, ближе истории.

А.ВЕРШИНИН: Ну, у нас есть серия, в которой участвует Борис Николаевич. Это как раз в той серии, где Хрущев у нас строит коммунизм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, он там совсем молодой, да?

А.ВЕРШИНИН: Он молодой, но он уже председатель Обкома Свердловского, и более того, он у нас возглавляет антикоммунистическое восстание, которое потом Хрущев пытается подавить.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Будет ли серия о Жанне д’Арк?»

А.ВЕРШИНИН: Ну, это не Россия.

Е.АФАНАСЬЕВА: «А о Сталине сделать не слабо?» - Костя спрашивает.

А.КАРПОВ: О Сталине? О Сталине не слабо, почему бы нет? Просто надо придумать.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Кощей пишет, ну, по-моему, насколько я понимаю из разговора накануне. вы уже эту идею осуществили: «Вот вам еще идея. Развитие России без крещения и православия».

А.ВЕРШИНИН: Да-да, есть идея сделать серию о том, что Владимир Красное Солнышко у нас становится Владимиром Ясным Полумесяцем, потому что выбирает не православие, а ислам, когда он выбирает религию.

А.КАРПОВ: И опять же это канонический пример из Карамзина, где князь Владимир выбирает религию. В общем, мы отталкивались от этого. Поэтому обвинить нас в том, что мы глумимся над историей, достаточно сложно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонки попробуем принять. Возьмите наушники. 363-36-59, добрый вечер. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Петр, я из Казани.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. А, вот, есть замечательный альтернативный историк Лазарчук. Вы его не планируете экранировать? Там у него совершенно чумовые сцены возможно снять, и совершенно боевик получится обалденный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. Давайте дадим ответить авторам. Не планируют, судя по выражению.

А.ВЕРШИНИН: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Те, кто смотрят в Сетевизоре, видят Алексея, понимают, что не планируют. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Лариса, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Хочу предложить сюжет: Наполеон, все-таки, взял Москву. И наша история пошла бы по другому пути развития.

А.ВЕРШИНИН: Ну, у нас есть в серии, которая уже прошла, «Великий великий Павел» она называется. Наполеон, ну, не совсем взял Москву. Ему выносят ключи от Москвы, потому что он лучший друг России у нас, и Бородино не происходит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Оказывается, почти вы угадали.

А.ВЕРШИНИН: Почти вы угадали, да. Но там нет никакого кровопролитного сражения, просто Россия вместе с Францией – лучшие друзья и практически завоевывают совместно полмира.

Е.АФАНАСЬЕВА: Владимир в бане интересуется: «Выкладываются ли официально выпуски в интернете?»

А.КАРПОВ: У нас в ближайшее время, я думаю, что мы на сайте разместим прошедшие программы, так что у нас на сайте их можно будет посмотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Лидия Константиновна, я хотела узнать. Нельзя ли сместить как-нибудь время передачи, вот, о здоровье по второй программе и по первой программе?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, мы сейчас говорим про ТВ3, совсем не про первую и не про вторую программу, и не про здоровье. «Когда планируется показ 6-го сезона сериала «Кости»?» - интересуется Даша.

А.КАРПОВ: «Кости», 6-й сезон у нас начнутся в сентябре.

Е.АФАНАСЬЕВА: А Олег из Москвы говорит: «А как вам победа Гитлера в Великой Отечественной?»

А.КАРПОВ: Вот, тут я готов поспорить. Да я думаю, что это...

Е.АФАНАСЬЕВА: Кощунственная тема для нашего народа.

А.КАРПОВ: Даже не то, что кощунственная. Я думаю, что это уж совсем какой-то невообразимый вариант.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но то, что вы создаете, тоже невообразимый.

А.КАРПОВ: Ну, не совсем. У нас, все-таки, в наших историях там все похоже на правду. Потому что реально. Ну, почему Корнилов? Ну, потому что он был реально один из самых главных военачальников, он победил и там... Поэтому мы же не просто так сидим и высасываем из пальца. А, все-таки, победа Германии – она, я считаю, что при любом раскладе не могла бы произойти.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Почему сериал «Закрытая школа» отдали на СТС? Он же вам больше подходит по стилистике», - интересуется Сергей.

А.КАРПОВ: Ну, во-первых, мы его не отдавали, СТС его взял сам. Мы посчитали, что это тоже форматная история. Мы смотрели на него в свое время и поняли, что это, все-таки, помоложе аудитория, чем наша, поэтому мы его не купили. А СТС его купил, и я думаю, что у них все получится хорошо.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Спорим, что вы просто хотите запутать людей?» Но без подписи. Будете спорить с автором такого высказывания?

А.КАРПОВ: Нет. (смеется)

А.ВЕРШИНИН: Нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не будете. Пожалуйста, 363-36-59 – наверное, еще один звонок сейчас успеем принять. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Юрий Владимирович, Волгоград.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: А скажите, альтернативная история. А если бы Россия воевала бы на стороне Германии, а не Антанты, какие бы последствия это имело для мира?

А.КАРПОВ: В Первой мировой?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот вам предлагают Россию, да, отправить на сторону Германии в Первой мировой войне.

А.ВЕРШИНИН: Мы еще не обсуждали это с нашими историческими консультантами.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все может быть.

А.ВЕРШИНИН: Все может быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы, наверное, можете назвать какой-нибудь адрес или имейл, или в интернете, куда могут вам наши слушатели, ваши зрители присылать предложения.

А.КАРПОВ: Да, на сайте tv3russia.ru – там есть, в общем, куда написать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, так как эфир к концу подходит, Александр, я поняла уже, что будет кроме перебрендинга и переназвания, какие-то, вероятно, появятся проекты, совершенно с мистикой не связанные. Может, приоткроете тайну, чего ждать?

А.КАРПОВ: Мы сняли совершенно фантастическое шоу фокусников – это в середине апреля смотрите в эфире, программа называется «Удиви меня». Это что-то среднее между «Минутой славы» и «Битвой экстрасенсов», только главные герои в нем фокусники, которые уличные фокусники, которые...

Е.АФАНАСЬЕВА: (смеется) Наперсточники.

А.КАРПОВ: Которые, ну, не наперсточники, а, вот, ручные уличные фокусы – они совершенно фантастические. Вот, мы ее сняли, раз. У нас в ближайшее время стартует сериал «Навигатор», у нас еще есть ряд проектов, которые выходят в конце апреля – начале мая. У нас в ближайшее время сейчас уже снимается программа «Ученые против экстрасенсов». То есть мы пытаемся либо разоблачить миф экстрасенсов, либо, наоборот, подтвердить его. Ну, в общем, много всякого разного. Смотрите ТВ3.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Александр, почему ваш канал не выпускает российские и зарубежные сериалы из вашего эфира на DVD лицензионно? Устал покупать пиратки», - интересуется Марк.

А.КАРПОВ: Это сложная проблема, потому что люди, которые выпускают на DVD эти сериалы, вот с ними очень сложно договориться. Потому что как они говорят, рынок DVD стремительно падает, в общем, не выгодно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Торренты победили.

А.КАРПОВ: Торренты победили, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Александр Кауров пишет: «В мире нет ничего случайного. Ход истории не изменить». Вот такой вердикт нашему сегодняшнему разговору выносит наш слушатель.

А.ВЕРШИНИН: Ну, я бы поспорил.

А.КАРПОВ: Ну, фаталист. Это неправильно. Надо, все-таки, творчески относиться к жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Алексей, а вы в ближайшей серии кроме того, что подножку подставили, в Константинополе что-нибудь делаете? Расскажите. Как вы вмешиваетесь в ход событий в ближайших сериях?

А.ВЕРШИНИН: Там все решает случайный выстрел, потому что очень хрупкое перемирие между турецкой и российской стороной в окрестностях Сан-Стефано (это под Стамбулом). И, конечно же, я подсовываю боевой патрон в пистолет одному из главных героев, и он, когда отмечает день рождения, случайно стреляет в воздух, в результате чего начинается перестрелка с турецкой стороны, и в этой суматохе русские практически нечаянно берут Константинополь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Ну что ж, я теперь понимаю, что все в истории не свершилось, потому что Алексея Вершинина там не было и он не вершил эту историю.

А.КАРПОВ: Знаете, я готов поспорить, потому что сколько таких, прошу прощения, неизвестных Алексеев Вершининых было в нашей истории, из-за чего мы пришли, в общем, туда, куда мы пришли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Куда мы пришли. Ну что ж. Тут Лариса у меня настойчиво спрашивает: «Что с показом сериала «Следствие по делу»?» Лариса, вы в эфире. Вы ошибаетесь, что его не было на прошлой неделе. Он был, а пропуски связаны с днем космонавтики – это абсолютно рабочие версии, когда на одну неделю не идет показ. Извините, что отвлеклась, девушка настойчиво задавала вопрос.

Ну что ж, мы говорили про «Альтернативную историю». Вот, любопытно, через какое время начнут придумывать, что у нас могло бы поменяться, если бы да кабы. Но как-то история идет слишком спокойно. По-моему, вот, ближе, чем ГКЧП никто и не предлагал версий.

А.КАРПОВ: У нас, вот, есть 2 темы, которые сложные очень. Первая, это декабристы, известное декабристское восстание. Вот, сколько авторы ни пытаются написать, все время получается очень плохо как во Франции.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще хуже.

А.КАРПОВ: Всем головы рубят по полной программе, да. А вторая, это вот чем ближе мы берем к современности, тем сложнее пишутся истории. Потому что реально очень много современников и столько мнений...

Е.АФАНАСЬЕВА: Если бы не развалился Советский Союз, если бы победило ГКЧП.

А.КАРПОВ: Хотя, задача у нас есть. Я надеюсь, что мы, все-таки, допишем и что-то снимем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж. Мы сегодня говорили о том, может ли телевидение создавать альтернативную историю. Судя по количеству ваших откликов, вам это любопытно и интересно, вы будете смотреть это и дальше на канале ТВ3. В какое время выходит проект?

А.КАРПОВ: В четверг, в 22:00 и в воскресенье в полночь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так вот. Кто не видел, может сегодня в полночь не ложиться спать, а посмотреть. Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.

А.ВЕРШИНИН: До свидания.