Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2011

13 ноября 2011: Судьба на выбор для огней Гордона. Гость - Александр Гордон

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/828921-echo/

Судьба на выбор для огней Гордона

Е. АФАНАСЬВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня у нас в гостях Александр Гордон. Здравствуйте, Саша.

А. ГОРДОН: Здравствуйте.

Е. АФАНАСЬВА: Мы его представляем, естественно, как ведущего «Закрытого показа», в сем качестве чаще всего слушатели «Эха» вас вспоминают, а также он теперь предстал в такой, достаточно демонической, роли, в новом проекте «Судьба на выбор». А еще он – режиссер фильма, который сейчас в прокате, «Огни притона», поэтому мы даже пошутили в названии и сказали «Судьба на выбор для огней Гордона».

А. ГОРДОН: Да-да, да.

Е. АФАНАСЬВА: Так что, вот, обо всем этом поговорим. Если вы посмотрели фильм Александра, welcome, пожалуйста, наш смс-номер +7 985-970-45-45 вы уже можете высказывать свои комментарии и реплики, задавать вопросы, думаю, режиссеру всегда интересно мнение зрителей, хотя Александр сейчас…

А. ГОРДОН: Ммм…

Е. АФАНАСЬВА: Нет, не очень интересно…

А. ГОРДОН: Нет, просто я уже проехал двенадцать городов и три страны, общался с залами, и поэтому более-менее…

Е. АФАНАСЬВА: Т.е. мнение уже знаете?

А. ГОРДОН: Более-менее представляю себе, да, как делятся зрители, о чем говорят и те, кому нравится картина, и те, кому не нравится.

Е. АФАНАСЬВА: Понятно, ну, посмотрим, совпадает ли мнение слушателей «Эха», и вообще, посмотрели ли слушатели «Эха», потому что вы говорите, что копий-то немного вышло в прокат.

А. ГОРДОН: Копий немного вышло в прокат, да, но та часть населения, которая знает Гордона, как раз по «Закрытому показу», она пошла смотреть, об этом говорят цифры сбора за первый уикенд на копию. Есть такая цифра.

Е. АФАНАСЬВА: То есть копий мало, но на одну копию пришло большое количество.

А. ГОРДОН: Да, мы там чуть ли не на третьем месте после «Кота в сапогах» и какого-то еще мультфильма.

Е. АФАНАСЬВА: Ну, после «Кота в сапогах», это все, это грандиозный успех.

А. ГОРДОН: Это просто, да, поразительно.

Е. АФАНАСЬВА: А раз уж мы начали с кино, тогда давайте и поговорим. Вы все-таки снимали фильм, и не случайно сказали, что пошла аудитория «Закрытого показа», вот, именно фильм, который хорошо бы смотрелся в вашем таймслоте, ночной, для интеллектуалов, а не для массового зрителя «Кота в сапогах» и прочее.

А. ГОРДОН: Ну, я не думаю, что он ночной, он вполне себе дневной.

Е. АФАНАСЬВА: Про проституток в Одессе?

А. ГОРДОН: Ну, там условные проститутки, в условной Одессе.

Е. АФАНАСЬВА: Ах, они все условные?

А. ГОРДОН: Конечно, а, во-вторых, уж точно не для интеллектуалов, потому что я сам не люблю интеллектуальное кино, т.е. кино, которое построено на том, что зритель должен в зале сидеть и думать. Думать он может сколько угодно потом, а в зале он должен чувствовать, он должен смеяться или плакать, негодовать на режиссера, топать ножками, но…

Е. АФАНАСЬВА: То есть вы специально подставляетесь где-то, чтоб на вас негодовали.

А. ГОРДОН: Нет, я не подставляюсь специально, просто я знаю, что есть часть аудитории, которая любит и принимает другое кино, и только другое кино. Я на них не могу роптать, потому что я сам такой же, и все претензии, которые я высказываю в «Закрытом показе», это непрофессиональные претензии, поскольку я себя не считаю профессиональным режиссером, я – дилетант, и на этом настаиваю. А это – зрительские претензии, т.е., когда мне кажется, что режиссер обошелся со мной как зрителем нехорошо, ну там, накричал на меня или презирает меня, ненавидит меня, заставляет меня в чем-то каяться, то я всякий раз с негодованием отвечаю этому режиссеру: «Иди ты, откуда пришел». И проповедую, в общем, как зритель, еще раз говорю, другое кино. Вот, собственно, и весь мой манифест, а надо вспомнить, что я все-таки начал снимать «Огни притона» до того, как пришел в программу «Закрытый показ».

Е. АФАНАСЬВА: То есть, это настолько длинная история? «Закрытому показу» лет пять, наверно, уже?

А. ГОРДОН: Четвертый сезон, и фильму четыре с половиной года. То есть сразу после…

Е. АФАНАСЬВА: Небыстрая история.

А. ГОРДОН: Да, после съемок фильма, я получил приглашение в сентябре придти на канал, в качестве ведущего этой программы, а фильм был снят летом.

Е. АФАНАСЬВА: А почему он так долго шел к зрителю? Дальше не было денег или чего не было?

А. ГОРДОН: Да, 2008-й год подкосил, в том числе, и инвесторов этого фильма, а там нет государственных денег совсем. И нам пришлось ждать, пока у инвестора накапает чуть-чуть в кармашек, чтобы можно…

Е. АФАНАСЬВА: Чтобы смонтировать?

А. ГОРДОН: Нет, монтаж мы не останавливали, вернее, успели смонтировать еще до кризиса, а потом ковырялись, с Дашей Даниловой сидели, благо время было на это. А вот на техническую сторону, на перезапись, озвучение, на цветокоррекцию денег не было, но вот нашлись, Слава Богу, и мы вышли в прокат.

Е. АФАНАСЬВА: Ну, раз мы уж начали с кино, то про кино и продолжим, все-таки, многократно задавался этот вам вопрос, я думаю, что и сейчас, когда к вам журналисты приходят, они, потирая руки, первым делом спрашивают: «Ну что, в «Закрытом показе» будут «Огни притона»?». Так будут или нет?

А. ГОРДОН: Сие мне не ведомо, разговоры такие мы вели, официальное решение пока не принято.

Е. АФАНАСЬВА: А как вы тогда там раздвоитесь? Вы сядете в кресло режиссера или вы все-таки останетесь ведущим, или вы временно передадите ведение программы кому-то, если захотите, чтобы работа режиссера Гордона стала предметом обсуждения?

А. ГОРДОН: Когда мы вели разговоры с Константином Львовичем по поводу того, как это может быть, он сказал: «Ну, у тебя же есть некое шизофреническое раздвоение между телевидением и кино? Кто тебе мешает осуществить его на экране, пожалуйста». То есть, сам веди…

Е. АФАНАСЬВА: Сначала ты отработай как ведущий, потом сядь в кресло, и отвечай на вопросы Гордона-ведущего?

А. ГОРДОН: Да, отвечай. Да-да, почему нет? Кроме того, я принял решение, что если такой «Показ» состоится, и, если подчеркиваю, то в угоду всем своим недоброжелателям, которые захотят меня уязвить в том, что я к себе неравнодушно отношусь, я решил кино не ругать, потому что оно мне нравится как зрителю.

Е. АФАНАСЬВА: Смешно бы было, если б вам не нравилось.

А. ГОРДОН: Ну почему?

Е. АФАНАСЬВА: Зачем бы вы его тогда делали?

А. ГОРДОН: Нет, я снял фильм следующий, «Метель» называется…

Е. АФАНАСЬВА: Вот тут как раз есть вопрос: «Что с фильмом «Метель»?», вы уже просто опережаете наш…

А. ГОРДОН: Он выйдет в феврале, наверно, если все получится и с деньгами, и со всем остальным, но вот он мне как зрителю не нравится.

Е. АФАНАСЬВА: А что там не нравится? Пушкин? Гордон? Или что-то еще?

А. ГОРДОН: Там Толстой.

Е. АФАНАСЬВА: Ой, извините, Толстой.

А. ГОРДОН: Это по Толстому, да. Там не нравится Гордон, потому что все остальные отработали более-менее хорошо.

Е. АФАНАСЬВА: Включая Толстого.

А. ГОРДОН: Да, Лев Николаевич тоже постарался. Гордон не справился потому, как я поспорил сам с собой, что смогу за очень небольшой бюджет снять полный метр на пленку, и не получилось. Ну, то есть, фильм выйдет, что-то в нем есть, наверно, я показывал материал некоторым людям, мнению которых доверяю, и они меня как раз успокаивали, говорят: «Да нет, все в порядке, нормальное, российское, современное кино». Вот это меня больше всего, конечно, и бесит.

Е. АФАНАСЬВА: То есть, вы его сделали современным, как Мирзоев «Бориса Годунова» или…

А. ГОРДОН: Да, я перенес действие в наши дни, тем более, что это довольно просто, это не многофигурная композиция как «Борис Годунов», хотя мне фильм понравился, мирзоевский…

Е. АФАНАСЬВА: А он в «Закрытом показе» будет?

А. ГОРДОН: Не знаю. Киноспектакль, вернее не фильм, а киноспектакль понравился, и, в первую очередь, конечно же, актерскими работами. Так вот, там справились все, кроме меня, с этим бюджетом.

Е. АФАНАСЬВА: А у вас в «Метели» кто играет?

А. ГОРДОН: В «Метели» главную роль играет Гриша Добрынин. Надо сказать, что он был утвержден еще до того, как он получил своего «Медведя» в Берлине, мало того, он получал «Медведя» 17-го февраля в свой день рождения, вернее, он приехал туда 17-го, а получал 20-го в мой. И вот, половина съемочной группы, мы сидим за столом, смотрим в прямом эфире награждение Гриши этим слитком, и я, чуть не плачу, потому что понимаю, что вернется другой человек совсем, что у него сейчас крышу-то снесет. А рядом сидит еще Равшана Куркова, которая знает его более-менее, и тоже снималась в кино.

Е. АФАНАСЬВА: И тоже говорит, что снесет?

А. ГОРДОН: «Ой – говорит – снесет». И, надо отдать должное Грише, он, когда приехал, прилетел в Москву, он мне позвонил, чуть ли не первому, и сказал: «Александр Гарриевич, у меня крышу снесло, давайте сниматься быстрее».

Е. АФАНАСЬВА: Но отработал также?

А. ГОРДОН: Да, после триумфального Берлина, он оказался в подмосковных сугробах, голый, на снегу, поэтому, под ветродуем еще да, мало ему не показалось. Играет одну из главных ролей, если, наверно, не главную, вспоминать Толстого, Леонид Павлович Мозговой. Есть еще один дебют, моего приятеля, школьного еще, который закончил ГИТИС в свое время у Кнебель, но после этого, ни на театре, ни в кино не работал. И вот уже, в сорок пять лет, в сорок шесть – это его дебют, тоже.

Е. АФАНАСЬВА: Назовите актера.

А. ГОРДОН: А, зовут его Игорь Малинин.

Е. АФАНАСЬВА: Ну что, будем ждать февраля, а пока еще про «Огни притона», вот тут пришли смски, на наш эфирный номер +7 985-970-45-45

А. ГОРДОН: Что пишут?

Е. АФАНАСЬВА: Без подписи, а нет, «Иванов» подпись: «Спасибо за фильм, очень понравилось»…

А. ГОРДОН: Хорошо, спасибо вам.

Е. АФАНАСЬВА: «Посмотрел «Огни притона» в кинотеатре, и о том, что сходил, не пожалел. После Михалкова долго плевался, а на ваш фильм схожу еще, если снимите» - Сергей из Екатеринбурга.

А. ГОРДОН: Спасибо, Сергей.

Е. АФАНАСЬВА: Ну, вот немного реплик, посмотревших кино, но вот те, кто посмотрел, видите, пока не написали ничего плохого. У вас там совершенно замечательная Фандера, в общем, по-моему, это ее роль лучшая из всех, что у нее были, потому что до этого она главных не играла…

А. ГОРДОН: Я тоже так думаю

Е. АФАНАСЬВА: Но, если позволите мне высказать свое мнение, спасибо за приглашение, я посмотрела по вашему приглашению на премьере фильм, я бы там предъявила претензии не Гордону-младшему, а Гордону-старшему.

А. ГОРДОН: Ну, предъявляйте, предъявляйте.

Е. АФАНАСЬВА: Мне казалось, что большие проблемы со сценарием, вероятно, это очень хорошая повесть была или рассказ, я не знаю, что ваш батюшка написал про Одессу, но сценарий и повести, литературное творчество немножко разные вещи, мне, вот, не хватило как раз там более точного сценария.

А. ГОРДОН: Ну, это упрек очевидный, я его бросаю не только Гарри Борисовичу, но и себе. Дело в том, что даже тот сценарий, который существовал, он писал его все-таки в соавторстве с Наталией Борисовной Рязанцевой, вернее она его ассистировала, комментировала, при участии это называется. Именно с той целью мы просили ее это отследить, чтобы все-таки возникла кинодраматургия, а не…

Е. АФАНАСЬВА: Литературное творчество.

А. ГОРДОН: Литературное творчество. Но и, в монтаже уже, когда я убирал очень многое из того сценария, который был в оригинале, и на первом этапе, мне на самом деле, ну как бы линейная история была не очень важна. И, все перекосы, которые есть сейчас, в композиции, там скажем, затянута экспозиция, оборваны сюжетные линии, это сделано мной и сознательно, поэтому здесь особенно винить Гарри Борисовича не в чем. Мне эта конструкция…

Е. АФАНАСЬВА: Достойный сын берет на себя…

А. ГОРДОН: Нет-нет, это правда, мне эта конструкция представилась сначала лакомой, а потом, когда мы просидели все-таки уже полтора года на монтаже, еще и вынужденной. Даша Данилова – замечательный режиссер монтажа. И даже, в юные годы еще, получила премию «Триумф», именно за профессию. Она на каком-то этапе, когда уже мы оба одурели от материала, она говорит: «А давай я смонтирую свою версию?», я говорю: «Давай», она взяла у меня какое-то время и смонтировала свою версию. Это была очень вежливая, очень строго выстроенная, именно вот по истории, версия.

Е. АФАНАСЬВА: Логичная.

А. ГОРДОН: Логичная, и шла на десять минут меньше. И я с удовольствием посмотрел ее, и убедился, что там нет героини…

Е. АФАНАСЬВА: Что это не ваше кино.

А. ГОРДОН: Люба оттуда куда-то магическим образом, вроде она вот есть на экране, но ее нет, она испарилась просто, ее не стало. А поскольку я сознательно снимал кино, скажем так, архаичное, актерское и атмосферное, то позволил себе плюнуть на принятые в кинодраматургии…

Е. АФАНАСЬВА: В индустрии нормы

А. ГОРДОН: Нормы, да, и все-таки смонтировать это как наивное кино, как фильм-впечатление, ну такой импрессионистский фильм, чтоли.

Е. АФАНАСЬВА: Саша пишет: «На пензенском показе один зритель сравнил «Огни» с шансоном, а Александр Гордон сделал вид, что не задело».

А. ГОРДОН: А чего уж тут задевать, если фильм называется «Огни притона», и я очень люблю шансон, только не наш вот этот поздний авторский, полутюремный, полугламурный, а тот настоящий, родной, которым питалась та же самая Одесса, начиная от 20-х, 30-х, 40-х, 50-х и т.д. В конце концов, все, что пел Утесов – это шансон, в чистом его виде, джаз там сбоку припека, это абсолютно, на мой взгляд, шансонье нашей, тут ничего зазорного нет. Еще раз говорю, фильм называется «Огни притона», это название одесской шансонной песни, поэтому… Шансон – это вообще очень наивная, очень сентиментальная и очень чувственная сфера музыкальной жизни, поэтому, что уж тут обижаться, когда сравнивают.

Е. АФАНАСЬВА: Дмитрий вам пишет: «Саша, уважаю ваше творчество, хочется приобрести DVD с новым фильмом, я инвалид и такой возможности мне здоровье не позволяет, может подарите мне DVD?»

А. ГОРДОН: Я не знаю, как это сделать, во-первых, потому что нет DVD еще, фильм пока продолжает идти в прокате ближайшие, там, две недели, или три даже, а как появится, я не знаю, куда его послать.

Е. АФАНАСЬВА: Пришлите тогда, наверно, нам сюда сейчас ваши координаты.

А. ГОРДОН: Ну да, мне не трудно послать DVD.

Е. АФАНАСЬВА: Мы оставим Александру, если будет DVD, он вам пришлет.

А. ГОРДОН: Да.

Е. АФАНАСЬВА: «Александр, это вы там поете в начале фильма? Если так, то получилось здорово» - пишет Алена.

А. ГОРДОН: Получилось здорово, но это не я.

Е. АФАНАСЬВА: А кто же поет?

А. ГОРДОН: Там два человека поют, одного мы нашли, он профессионально ходит, и на аккордеоне зарабатывает, по Одессе, распевая разные песенки, у него ни голоса, ни слуха, Слава Богу, что нам и нужно было. Но оказалось, что у него очень противный голос, когда мы услышали его в зале, нам стало не по себе. Тогда…

Е. АФАНАСЬВА: Пришлось переозвучить.

А. ГОРДОН: Да. Часть переозвучки делали в Одессе, поэтому нашли еще одного человека, тоже с противным, но другим уже, голосом и он нам напел «Огни притона».

Е. АФАНАСЬВА: Более приятным голосом.

А. ГОРДОН: Да.

Е. АФАНАСЬВА: Тамара Владимировна интересуется: «Александр, вам легко было работать с актерами? Они вас слушались на съемочной площадке?».

А. ГОРДОН: Я же не дрессировщик, они не собачки, или не львы, чтобы меня слушаться. Я ведь сам актер по первому и единственному образованию, поэтому, что такое актерские манки и как разговаривать со своим братом более-менее понимаю, поэтому никаких конфликтов, кроме одного, но о нем я рассказывать не буду, потому что он касается народного артиста Советского Союза.

Е. АФАНАСЬВА: Вероятно, он не остался в вашем фильме?

А. ГОРДОН: Остался, и играет одну из ролей.

Е. АФАНАСЬВА: Вот так, а дальше догадайтесь, много ли народных артистов снималось в этом фильме…

А. ГОРДОН: Вообще, два, но мужчина один.

Е. АФАНАСЬВА: Ага. Это Александр Гордон в программе «Телехранитель». Мы вернемся после выпуска новостей.

НОВОСТИ

Е. АФАНАСЬВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Александр Гордон. Мы говорим, в общем, первую часть программы мы в основном проговорили о его фильме «Огни притона». Все-таки, вернемся к телевидению, тем более о вашей телеипостаси вопросов больше, чем о кино, видно, количество на копию зрителей в телевизоре больше.

А. ГОРДОН: Да, приходится это признать.

Е. АФАНАСЬВА: Да. Воланд, подпись, на сайте Воланд 1945 спрашивает: «Вели и ведете серьезные передачи, в «Закрытом показе» рассуждаете интересно, сериал – это зачем, что это и зачем?». Имеется ввиду, как я понимаю, «Судьба на выбор», два выпуска, которого прошли, и теперь в понедельник, по-моему, в 22:30 выходит этот проект. А Аркадий Ресин смску прислал: «Александр, кого именно вы сыграли в сериале «Судьба на выбор», дьявола, да? А партнерша тогда кто? И почему по три попытки на брата?». Рассказывайте, что за проект, и кто вы там?

А. ГОРДОН: Ну, во-первых, я там актер, начнем с этого, и, поскольку у меня есть актерское образование одного из лучших учебных заведений этой страны, получено от настоящих мастеров этого дела, и я не утверждаю, что я стал таким, но у меня актерское образование есть, что позволяет мне в этой профессии иногда подрабатывать. Это первое.

Е. АФАНАСЬВА: То есть, такая халтурка?

А. ГОРДОН: Ну, вы знаете как, я ведь давно хочу уйти с телевидения, где мне приходится говорить какие-то слова от первого лица.

Е. АФАНАСЬВА: Так, вас же и воспринимают от первого. Даже вот этого вашего дьявола непонятного, воспринимают как Гордона.

А. ГОРДОН: Ну, куда же, куда деваться-то? Да, и Смоктуновского все время воспринимали как Смоктуновского, ну и так далее. Это первое, т.е., я работаю актером за деньги, и должен вам открыть секрет, не только в этом проекте, но и еще в одном проекте первого канала, и еще в одном художественном фильме. Поскольку…

Е. АФАНАСЬВА: Расскажете сейчас про все секреты.

А. ГОРДОН: Не буду.

Е. АФАНАСЬВА: Не будете?

А. ГОРДОН: Ну, это, знаете, как я скреплен договором, поэтому…

Е. АФАНАСЬВА: А, то есть это пока секрет?

А. ГОРДОН: Да.

Е. АФАНАСЬВА: Хорошо, давайте тогда про…

А. ГОРДОН: Поэтому, нет, вот процесс диверсификации моих яиц в одной корзине, он продолжится, если я в одночасье потеряю работу в качестве ведущего программы «Закрытый показ», вы меня кормить будете, скажите, пожалуйста? Вот, те, кто спрашивают, зачем и почему? Кто меня кормить будет, вы? Нет, не будете, поэтому позвольте мне выбирать ту работу, которую я считаю нужной.

Е. АФАНАСЬВА: Дак у вас же будет три попытки, как в «Судьбе на выбор».

А. ГОРДОН: Не будет, не будет. Почему три?

Е. АФАНАСЬВА: А зачем же даете там своим героям?

А. ГОРДОН: Почему три не знаю, герои не мои.

Е. АФАНАСЬВА: Вот так, отмазались.

А. ГОРДОН: Еще раз говорю, ребята, я – актер в этом сериале, не ведущий программы.

Е. АФАНАСЬВА: Хорошо, тогда кого вы там играете? Задают вам вопрос конкретный.

А. ГОРДОН: Персонаж условно называется «Демон».

Е. АФАНАСЬВА: Все-таки он – демон.

А. ГОРДОН: Демон, ну…

Е. АФАНАСЬВА: Значит тогда Ксения Лаврова-Глинка, она…

А. ГОРДОН: Она – Хранитель.

Е. АФАНАСЬВА: Хранитель?

А. ГОРДОН: Да, ну так называется у них в сценарии, по крайней мере. Мы-то полагаем, что это одна из тех сил, которая стоит за плечами у человека, с правой стороны, и помогает ему в жизни принять если не верное решение, то решение по совести. А с другой стороны стоит и терпеливо ждет, когда он ошибется, потому что этой части, ну скажем так, сил, условно назовем этих инфернальных героев силами, да, как раз, чем гаже человек, тем лучше, потому что, вот мой герой, скажем, он человечеству не верит совершенно. Он прибирает мусор, ну такой вот мусорщик, что называется. Поэтому, когда у него получается, у него не всегда получается, надо сказать, он временно негодует, а когда не получается, он постоянно счастлив. Поэтому, вот, история простая, игра простая очень.

Е. АФАНАСЬВА: А сами сюжеты, которые, я как понимаю, сняли намного больше, чем два выпуска, которые вышли в эфир?

А. ГОРДОН: Будет двенадцать, да.

Е. АФАНАСЬВА: Соответственно, сами сюжеты, когда даются эти попытки, истории человеческие вам интересны?

А. ГОРДОН: Когда да, когда нет. Дело в то, что этот проект уникален тем, что нет двух одинаковых серий. Что все эти серии объединяют только диалоги, вот этих двух сил, одну из которых я являю. А все остальное, это разные жанры, даже разные стили, и совершенно разные истории, и люди из разных слоев решают очень разные проблемы. Проблемы, которые на первый взгляд кажутся психологическими, ну, то есть, нормальный выбор, да, но на поверку, это будет понятно уже в следующих сериях, оказываются гораздо сложнее и глубже, то есть, тут иногда с помощью психологии не разберешься, тут надо какие-то другие ресурсы подключать. Поскольку Олег Хайбуллин работает очень странно, для режиссера телевидения, т.е., он, скажем, всем актерам, которые делают эти истории, он не позволяет, он заставляет их импровизировать на площадке, в том числе и текст. Манера съемок – практически все одним кадром.

Е. АФАНАСЬВА: То есть, есть сюжет, а дальше говори своими словами?

А. ГОРДОН: Ну, есть сюжет, есть реперные точки в сюжете, да, которых надо придерживаться, а дальше как тебе удобно, что на тебя ложится, то и давай.

Е. АФАНАСЬВА: То есть, вам тоже говорят, вот такая ситуация, вы в этой ситуации Демон, давайте.

А. ГОРДОН: Нет, не так. Я, когда прочел первый раз текст, который мне предложили к озвучанию, к видеоозвучанию, я не согласился этот текст говорить, мне он показался ничем не отличающимся от того текста, которым говорят персонажи историй. И тогда я попросил одного автора, не буду называть в эфире его имя, по его же просьбе, анонимность сохраняется даже в договоре, но, по-моему, его имя так или иначе попало в титры, поэтому внимательный зритель посмотрит.

Е. АФАНАСЬВА: Вы сегодня интригуете.

А. ГОРДОН: Да. И вот он написал, он пишет только диалоги Демона и Хранителя, других историй он не касается, естественно, придерживаясь сюжетной линии, вот…

Е. АФАНАСЬВА: То есть, вы с Ксенией играете как актеры, диалоги написаны, а другие актеры разыгрывают ситуации своими словами?

А. ГОРДОН: Приблизительно так, поскольку для режиссера-постановщика очень важна атмосфера и энергетика на площадке, надо видеть, как он репетирует с актерами, это отдельное зрелище. Т.е., это не телевизионный продукт, а театральный, потому что, сколько бы дублей он не снял, в одном лучше одно, в другом другое, он успокаивается, а снимается, действительно, одним кадром. Успокаивается он только тогда, когда он видит, что помимо смысла, который должен быть явлен, ну чтоб сюжет читался, да, вот есть та самая, загадочная энергетика, про которую он говорит. И, может быть первые две серии не очень показательны, потому что проект задумывался очень давно, и некоторый материал для него снимался и переснимался за эти годы. Но вот уже, начиная с третьей части, где играет Женя Цыганов, например, да, там уже история какая-то уж очень чистая такая, почти фолкнеровская, такой писатель у себя дома, и вот там я думаю…

Е. АФАНАСЬВА: Это завтра уже в эфире?

А. ГОРДОН: Да. Я думаю, что там будут сюрпризы.

Е. АФАНАСЬВА: Так что, кто не видел, завтра можно посмотреть. Евгений задает вопрос: «Кто пишет сценарий к «Судьбе на выбор», и может, вам нужны новые сценаристы?».

А. ГОРДОН: Мне лично, новые сценаристы не нужны, а имя автора сценария вы можете посмотреть завтра в титрах программы, я думаю, что так будет правильнее.

Е. АФАНАСЬВА: Понятно, ну наверно, я сегодня уже вам говорила, что, наверно, когда журналисты к вам приходят, первый вопрос задают: «Будет ли ваш фильм в «Закрытом показе»?», а второй, наверно, а может первый, и наоборот, спрашивают про ваши три варианта выбора, вы на себя примеряли эту истории? Где ваши развилки судьбы?

А. ГОРДОН: Вы знаете, я давно для себя решил этот вопрос и уже к нему не возвращаюсь. Я ничего, вообще ничего в своей жизни переделать не хочу, нет такого момента, куда я бы хотел вернуться и что-то изменить. Нету. Поэтому для меня это, скорее, проект, который может носить прикладной такой, утилитарный характер, для тех людей, которые мешкают или не решаются с выбором, или наоборот, действуют крайне решительно, не обращая внимания на тот факт, что они живут не одни в этом мире. Может быть, какая-то, действительно, психотерапия, когда три раза отматывается назад одно и то же событие, и ты волей-неволей ставишь себя на место этих людей. Может быть, это как-то еще положительно сработает, но повторяю, для меня это вопрос закрытый давно уже, и…

Е. АФАНАСЬВА: Поэтому вы там и Демон.

А. ГОРДОН: Наверно, да.

Е. АФАНАСЬВА: Да. Пожалуйста, Александр Гордон у нас в студии, если у вас есть вопросы +7 985-970-45-45– наш смс-номер, вы можете также дозваниваться по московскому телефону, код Москвы (495), номер 363-36-59, мы сейчас и звонки будем принимать. Из тех сообщений, что пришли, вот сейчас приходят во время программы, несколько аж сообщений про ваше участие в рыбацкой передаче и на канале «Охота и рыбалка»: «Восхищен вашей работой на канале «Охота и рыбалка» это пройденный этап?», «Если вы рыбак – спрашивают в другой смске – то какой у вас последний улов?». Вот как.

А. ГОРДОН: Да, этап пройденный, потому что канал, который заказывал у меня эту работу, они записали, там, сорок или пятьдесят передач и гоняют теперь их, третий год уже подряд. Это нормальная практика…

Е. АФАНАСЬВА: Небольших каналов.

А. ГОРДОН: Малобюджетных каналов, да. Там же я записал еще для другого канала передачу «Наука о душе», где беседовал тоже там с пятьюдесятью психологами, которые представляют очень разные школы и направления в нашей отечественной психологии. Вот. Что касается меня, да, я – рыбак, но я – рыбак, который улов не считает, потому что почти всегда оказывается без улова, мне процесс гораздо важнее, и я и в этом деле тоже дилетант. И вообще, наверно, трудно назвать занятие, где я мог бы считать себя хоть сколечко профессионалом.

Е. АФАНАСЬВА: Пожалуйста, дозванивайтесь 363-36-59, +7 985-970-45-45 – смс-номер. Здесь еще были вопросы: «Расскажите о своей роли в спектакле «Дом»».

А. ГОРДОН: Я играю роль в спектакле «Дом». Играю главную роль в спектакле «Дом», написал пьесу к юбилею театра «Школа современной пьесы» Евгений Гришковец, он и сам иногда появляется, в качестве одного из героев в этом спектакле. Ну, играю, и играю, приходите посмотреть, по-моему, ближайший спектакль толи 23-го, толи 24-го.

Е. АФАНАСЬВА: Заинтриговали вы песней из фильма, как она называется, спрашивают.

А. ГОРДОН: Песня называется «Огни притона».

Е. АФАНАСЬВА: И где ее скачать?

А. ГОРДОН: Да, ее кто только не пел, даже Андрей Макаревич, по-моему, ее пел, но дело в том, что как у каждой фольклорной композиции, там невероятное количество разных текстов, они разнятся просто в каждом куплете. Поскольку мне впервые пел ее мой дядя в Одессе, лет, наверно уже тридцать назад, а сам он ее услышал еще лет за пятьдесят до этого, то я вот ее в классическом варианте знаю, и иногда, когда не трезв и в компании, даже исполняю.

Е. АФАНАСЬВА: Но все-таки не вы пели. Давайте звонок попробуем принять. 363-36-59. Добрый вечер. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е. АФАНАСЬВА: Да, Александр, наушники.

СЛУШАТЕЛЬ: Вас беспокоит Татьяна, город Москва. Хотела спросить по поводу передачи давней, Александра Гордона, с участием отца Георгия Чистякова. Вы, наверно, помните, священнослужитель храма Космы и Дамиана.

А. ГОРДОН: Конечно, помню.

СЛУШАТЕЛЬ: Он уже умер, к сожалению.

А. ГОРДОН: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: И вот меня, вот эту передачу, которую я тогда услышала, я утром встала и записала ее наизусть, такое восприятие было мощное. И ваши вопросы, и ответы его. Меня интересует, вот с тех пор что-нибудь изменилось в вашем вероисповедании, может быть это вопрос не очень корректный, но, может быть, вы скажете, было ли влияние на вашу судьбу такого человека, как отец Георгий?

Е. АФАНАСЬВА: Спасибо за вопрос.

А. ГОРДОН: Да, спасибо за вопрос, он, конечно, интимный, и я широко распахнув сердце на него отвечать не стану, потому как мои отношения с высшими силами – это мои отношения, все-таки. Что касается отца Георгия, то, конечно, он не просто оказал на меня большое влияние, он еще помог мне очень сильно в ряде прикладных вещей. Если помните, он возглавлял Российское Библейское Общество, и, в том числе, самые новые переводы, а он выступал все-таки за обновление корпуса переводов Евангелия и Ветхого Завета. Я получил от него, и даже хотел сделать такой аудио-проект, где я новые переводы евангелиевские начитывал бы, но он, к счастью наверно, не получился, но я познакомился с большим количеством этих текстов и комментариев к ним, что, конечно, мне очень сильно помогло в тот момент в некоторых разборках, и внутренних, и внешних. Но, кроме того, я не могу сказать, что мы дружили, но некоторое количество раз, которые мы встречались за пределами телевизионного эфира, это были либо скорбные случаи, мы, скажем, в Храме Космы и Дамиана отпевали несколько друзей своих и требу служил он. Либо радостные случаи, по тем же церковным праздникам, или иногда мы встречались у него в светелке, там, внутри храма, и непродолжительные беседы вели. Больше вам скажу, он откликнулся на мою просьбу, и, когда я пытался создать общественное движение «Образ будущего», он согласился войти в экспертный совет этого движения, и несколько раз принимал участие в работе этого экспертного совета и тоже сильно помог. Так что, Царство ему Небесное.

Е. АФАНАСЬВА: Таня спрашивает: «И еще, вы не любите людей или устали их изменять?».

А. ГОРДОН: Да, ни то, ни другое. Я всегда говорю, что, я не людей, я человечество недолюбливаю, а человечество это, когда два человека хотя бы собрались, это уже человечество. Потому что одного можно понять, простить, полюбить, сделать другом, или наоборот там, неважно, т.е., отнестись к нему неравнодушно, но как только их двое, между ними возникают магические социальные связи, некоторые из которых мне представляются чудовищными. Если вы вспомните, как рождается такое качество, например в семье, то русская поговорка говорит о том, что «муж и жена – одна сатана», например, вот, сатану недолюбливаю в этих отношениях, а все остальное нормально.

Е. АФАНАСЬВА: 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Е. АФАНАСЬВА: Да, по телефону с нами разговаривайте. Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.

Е. АФАНАСЬВА: Здравствуйте. Как вас зовут и откуда вы, представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Из Питера.

Е. АФАНАСЬВА: А имя ваше?

СЛУШАТЕЛЬ: Людмила.

Е. АФАНАСЬВА: Пожалуйста, Людмила, мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я вот слушаю, да, я не верю Гордону, ни единому его слову, даже когда смотрю передачи. Человек неискренний и подхалим, по большому счету, а его позиция мерзостная в отношении Ходорковского, мерзостная позиция.

Е. АФАНАСЬВА: Что-что?

А. ГОРДОН: А, ну это Ходорковский, понятно.

СЛУШАТЕЛЬ: Мерзостная позиция, так может только мерзавец себя вести.

Е. АФАНАСЬВА: Ну, давайте, вы тоже будете корректнее, а Александр ответит.

А. ГОРДОН: А что тут отвечать, я уже тысячу раз отвечал на этот вопрос. Людям очень трудно принять точку зрения, которую они не разделяют, и если эта точка зрения не совпадает с их точкой зрения, то они носителя этой точки зрения считают сволочью, подлецом, подхалимом и проходимцем. Я это слышал уже миллионы раз, по разным поводам в свой адрес, если бы это меня волновало, хоть чуть-чуть, хоть до покраснения кожных покровов щек, я бы, наверно, давно умер. Но, видимо, я совершенно бесстыжий человек, и продолжаю придерживаться своей точки зрения, а не, извините, Людмила, вашей.

Е. АФАНАСЬВА: Смска пришла: «Скажите, будут этот эфир повторять, а то жалко пропустить, «КВН» идет». Ну, насколько я понимаю, на сайте вы можете смотреть в любой момент сетевизор, и слушать, и читать расшифровки, так что можете идти смотреть «КВН», если вам это интереснее. 363-36-59. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

Е. АФАНАСЬВА: Как вас зовут? Откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Дмитрий зовут, из Москвы.

Е. АФАНАСЬВА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Александр, а можно немного развить тему, что вы недолюбливаете в социальных отношениях между людьми?

А. ГОРДОН: Можно, хотя это часа на четыре разговора и не на трезвую…

Е. АФАНАСЬВА: Да нет, у нас осталось семь минут эфира.

А. ГОРДОН: Скажу кратко. Смотрите, когда два человека сходятся, между ними возникает диалектическая связь, некое третье качество возникает, когда человеку от другого человека что-то нужно, изобретательности в получении этого «нужно», ну, никому из нас не отнимать. Хорошо, если мы человека любим и пытаемся сделать ему хорошо, а если мы его недолюбливаем, пытаемся сделать ему плохо? Вот, собственно, модель для меня, модель мира – это два человека, если вспомните апокрифы, церковь настаивает на том, что, вообще церковь, ну, отношения между людьми – это три, основываясь на текстах канонических. В одном из апокрифов, если не ошибаюсь, как раз в апокрифе от евреев, Христос говорит о том, что: «Где вас двое, там я меж вами». То есть между двумя людьми может возникнуть как Царствие Небесное, так и Ад Кромешный. Вот, собственно, поэтому я и говорю, что одного человека можно простить и полюбить, а двоих уже очень трудно.

Е. АФАНАСЬВА: Очень много вопросов, пойдете ли вы голосовать, но у нас передача не политическая, в общем, если честно, я даже не хочу задавать их.

А. ГОРДОН: Да, я на этот вопрос никогда не отвечаю.

Е. АФАНАСЬВА: А, вот: «У вас очень красивый голос, вы поете?».

А. ГОРДОН: Да, только, когда пьян.

Е. АФАНАСЬВА: Девушке Флоре не повезло, петь Александр сейчас не будет. Так: «Скучаю по вашему «Хмурому утру» есть ли варианты восстановления?» Тут много вопросов, есть ли у вас проекты на радио и планируете ли вы? Что с радио?

А. ГОРДОН: Нет, проектов нет, я ничего не планирую, мне хватает пока той публичности, которая у меня есть, а в запасе у меня не так много чувств и выражения этих чувств, чтоб я мог регулярно открывать рот и кому-то что-то говорить.

Е. АФАНАСЬВА: Еще звонок успеем принять. 363-36-59. Добрый вечер. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е. АФАНАСЬВА: Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь, Волгоград.

Е. АФАНАСЬВА: Пожалуйста, Игорь. Вы в эфире, говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло.

Е. АФАНАСЬВА: Да-да, мы вас слышим.

СЛУШАТЕЛЬ: Захотел высказать, в противовес предыдущим звонившим, определенный дифирамб в сторону Александра Гордона, высказать свое искреннее восхищение тем, что он делает, и, хотел узнать у него про его отношения с Владимиром Соловьевым. Как он оценивает то, что он делает сейчас, и тот период, когда они работали вместе? Спасибо.

А. ГОРДОН: Вы знаете, наверно, разочарую вас, у меня нет никаких отношений с Владимиром Соловьевым, за тем, что он делает сейчас, я не слежу уже, наверно, лет пять. Полагаю, что он делает то же самое, что он делал прежде, а это мне не очень интересно.

Е. АФАНАСЬВА: Много вопросов по поводу «Ночных эфиров», которые, как я понимаю, еще были на НТВ у вас?

А. ГОРДОН: Это уже какая-то легендарная передача.

Е. АФАНАСЬВА: Да, тут пишут люди, что они триста с чем-то программ записали, по-моему, у вас там триста с чем-то и не было? Или было?

А. ГОРДОН: Было больше пятисот.

Е. АФАНАСЬВА: А, извините. Вот все спрашивают, где найти можно и т.д.

А. ГОРДОН: Вы знаете, у меня вот в загашниках нет, вообще ничего, все лежит в сети, ну, по крайней мере, то, что люди сочли для себя любопытным, они все туда это положили. Я сам, если мне нужно, пользуюсь сетью, сам свои программы скачиваю с пиратских торрентов.

Е. АФАНАСЬВА: Вот так, пропагандируете пиратство?

А. ГОРДОН: Нет, я не люблю пиратство, особенно теперь, когда нужно кино продавать, но…

Е. АФАНАСЬВА: А уже появился ваш фильм в пиратских копиях?

А. ГОРДОН: Я не отслеживал, не отслеживал, честно говорю, но поскольку…

Е. АФАНАСЬВА: Скорей всего, да.

А. ГОРДОН: Поскольку, сейчас же прокат идет не только на пленке, а и на цифровых копиях, полагаю, что избежать этого, в хорошем качестве, из какого-нибудь провинциального кинотеатра утечки, невозможно.

Е. АФАНАСЬВА: Понятно. У нас осталось не так много времени, очень много вопросов, мы на все ответить не успеем. Василий интересуется: «Что планируете в «Закрытом показе»? Будет ли «Елена»?». Я насколько понимаю, «Елену» показывал второй канал «Россия», вряд ли тогда у Первого права… Тут же права должны быть у канала, на сам фильм, на показ его, тогда его можно обсуждать, если его показывал телеканал «Россия 1» вряд ли его…

А. ГОРДОН: Насчет «Елены» могу точно стопроцентно сказать, что ее не будет в «Закрытом показе».

Е. АФАНАСЬВА: Вот именно поэтому?

А. ГОРДОН: Вот именно по этой причине, да. А так, в ближайшее время смотрите, там будет очень много интересных премьер, вот, буквально, буквально в следующий вторник мы будем обсуждать два фильма.

Е. АФАНАСЬВА: Но это запись пока, не эфир, да?

А. ГОРДОН: Да. Один российского, вернее, белорусского режиссера, который называется «Счастье мое», а режиссера зовут Сергей Лозница, а второй фильм Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони».

Е. АФАНАСЬВА: Каким образом Занусси попал в «Закрытый показ»? Это был такой, российский арт-хаус всегда?

А. ГОРДОН: А теперь, мы будем практиковать, как я понял, исходя из того, что мы даже записали ролик и отправили его в Голливуд, мы будем драконить не только российское кино.

Е. АФАНАСЬВА: То есть, «Кот в сапогах», который вот так вот уверенно наступает вашему фильму…

А. ГОРДОН: Нет, ну мы же про арт-хаус все-таки говорим, там.

Е. АФАНАСЬВА: А, то есть голливудский арт-хаус.

А. ГОРДОН: Ну, есть такое, малобюджетный Голливуд тоже есть.

Е. АФАНАСЬВА: Я вот как раз и говорила, что на Украине есть передача Савика Шустера «Про що кино», они там как раз Голливуд и драконят, так что вы тоже будете «Про що кино» выяснять?

А. ГОРДОН: Ну, они же содрали у нас передачу, а мы сдерем у них, поэтому это нормальный культурный обмен.

Е. АФАНАСЬВА: «Если не споете, то хотя бы посмейтесь» - приглашает Олег. Я вот уже смеюсь, а Александр, как всегда мизантроп. Тут, где-то был даже вопрос мизантроп ли вы, так как про это пишут в Википедии?

А. ГОРДОН: Да, пусть пишут, я не мизантроп, я просто очень устал, должен вам сказать, что я за последние полтора месяца пролетел 57 тысяч километров, и дома был…

Е. АФАНАСЬВА: Куда же это вы летели?

А. ГОРДОН: И дома был от силы три или четыре дня. Дело в том, что фильм-то вышел, а нужно было сопроводить его в городах и весях предпрокатными историями, вот я прокатился от Калининграда до Владивостока и объехал всю Сибирь, Урал, и весь юг России тоже.

Е. АФАНАСЬВА: Ну, что ж, это Александр Гордон, в программе «Телехранитель». Заинтриговал он уже нас и «Закрытым показом», и «Судьбой на выбор», кто еще не успел, насколько я понимаю, «Огни притона» еще в прокате?

А. ГОРДОН: «Огни притона» еще точно будут идти два уикенда или даже больше, три уикенда в прокате, поэтому, если, кто не видел, сходите посмотрите, я рекомендую как зритель, не как режиссер.

Е. АФАНАСЬВА: Копий мало, но, как говорит, Александр, по количеству зрителей…

А. ГОРДОН: Но в Москве-то есть.

Е. АФАНАСЬВА: По количеству зрителей на копию, все в порядке. А завтра в 22:30 он в роли Демона, да?

А. ГОРДОН: Да.

Е. АФАНАСЬВА: Там вам волосы красят? Вы такой седой, седой совсем.

А. ГОРДОН: Да, это я представил себя, как я буду выглядеть лет через пять, и решил на себе такой грим примерить.

Е. АФАНАСЬВА: Ну что, смотрите Гордона в роли Демона. Сегодня он у нас в своей собственной роли. Елена Афанасьева в программе «Телехранитель». Прощаюсь на два воскресенья, потому что в следующие выходные будет финал конкурса «ТЭФИ-регион», поэтому мы услышимся через неделю, через две недели. Спасибо. До свидания.

А. ГОРДОН: Спасибо.