Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2011

18 декабря 2011: Кино и телевидение: конкуренты или партнеры? Гость - Сергей Сельянов

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/839621-echo/

Е. АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как обычно по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Но сегодня мы будем говорить не только о телевидении, и, не столько о телевидении, сколько о кино и его телевизионном воплощении, потому что гость, который у меня сегодня в студии, он определяет темы. Это Сергей Михайлович Сельянов, известный продюсер, кинорежиссер, киносценарист. Здравствуйте, Сергей Михайлович.

С. СЕЛЬЯНОВ: Здравствуйте.

Е. АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Поэтому мы хотели поговорить о кино, о том какова ситуация с кино сейчас, и о том, помогает или мешает современное телевидение кинопроцессу. Вот с этого вопроса и начнем. Некоторое время назад даже была такая шутка с перефразированием ленинской фразы, что «важнейшим из всех искусств, для кино является ТВ», она сохраняет свою актуальность или нет?

С. СЕЛЬЯНОВ: Сохраняла до кризиса

Е. АФАНАСЬЕВА: До кризиса?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Как-то кризис наши связи несколько нарушил, не в том смысле, что они куда-то делись, а в том смысле, что платить нам стали немного за показ наших фильмов…

Е. АФАНАСЬЕВА: Нам – это киношники получают от каналов?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да.

Е. АФАНАСЬЕВА: Не так много, как им хотелось бы.

С. СЕЛЬЯНОВ: Гораздо меньше, чем хотелось бы, и, существенно меньше, чем это было до кризиса. Наверно, в этом есть что-то и позитивное, всегда нужно искать что-то хорошее, в любых ситуациях, это означает, что кинематографисты будут гораздо больше сосредотачиваться на главном, на главной площадке, то есть, на кинотеатре…

Е. АФАНАСЬЕВА: На кинотеатральном прокате.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Что уже, вот, за счет телевидения, как было раньше, не выжить, не вернуть деньги, только в кинотеатрах. Для чего кино, собственно, и создано, поэтому будем считать, что все к лучшему.

Е. АФАНАСЬЕВА: Но при этом у нас все равно сохраняется та ситуация, когда до более-менее массового зрителя кино российское доходит через телевидение. Такие проекты, как, например «Закрытый показ», и не только, например, вот, «Елена» Звягинцева, практически, еще не уйдя с проката, с кинотеатров, была показана на канале «Россия 1». Точно также обстоит ситуация, вот только-только заканчивается, или еще мог бы идти, российский фильм в кинотеатрах, но, вероятно, такое небольшое количество экранов или не такой большой интерес зрителей, что отдают… Почему киношники так рано дают телевидению возможность показывать? Нет интереса, или нет возможности собрать деньги в кинотеатрах?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, сначала, соглашусь, что для колоссального количества наших зрителей, как правило, это телезрители, все-таки, телевизионная аудитория огромная, а для, особенно это важно, момент вами «Закрытого показа», важно для, вот, таких фильмов, которые в кинотеатрах с трудом находят место, потому что они слишком сложные, серьезные, не в каждом городе есть кинотеатр, вообще, в России, тем более их нет в поселках.

Е. АФАНАСЬЕВА: То есть, есть города, где нет кинотеатра?

С. СЕЛЬЯНОВ: Совершенно верно.

Е. АФАНАСЬЕВА: Да что вы?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да.

Е. АФАНАСЬЕВА: Какой кошмар.

С. СЕЛЬЯНОВ: В кинотеатрах современных, в современных кинотеатрах имеют возможность смотреть кино 40% нашего населения, приблизительно, а остальные без этого обходятся.

Е. АФАНАСЬЕВА: Хотя, чему я удивляюсь, вот, мы только что были на конкурсе «ТЭФИ – регион» в Сочи, и наш субкорр «Первого канала», Ваня Прозоров, рассказывал, что они с друзьями хотели пойти в кино, не так давно работает в Сочи, он был удивлен, когда они пришли, хотели в единственном в городе кинотеатре купить билеты, им сказали: «Что вы? У нас за три дня покупают, потому что больше нет». И это наша олимпийская столица, а я удивляюсь, что где-то нет.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Нет, это несправедливо и нехорошо, потому что кино для всех, его должен каждый наш соотечественник иметь возможность посмотреть. Нет. Поэтому телевизор, в этом смысле, конечно, нам, в этом плане, подспорье, то есть, хоть увидят, а такие передачи, как, я уже говорил, как «Закрытый показ», так они ценны вдвойне, потому что это единственная площадка, где можно увидеть какое-то такое, ну, серьезное, назовем, авторское кино. А почему рано отдают на каналы? Неправильно это, но каналы хотят, это, продюсер вынужден идти навстречу желанию канала, который хочет на волне кинотеатрального успеха, кинотеатральной рекламы, фестивального успеха, да, показать своей аудитории кино, потому что оно, ну, на слуху, и рейтинг будет выше. Неправильно. Я бы, вот, законодательно запретил полгода… Ну, это во многих странах существует, и в Советском Союзе, и в России это существовало, не законодательно, а на уровне договоров о государственной поддержке.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, в Советском Союзе кино вообще приносило большие деньги, и по телевизору его показывали через несколько лет только. Год, два.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да-да. Я имею друзей и в Америке, и во Франции, и везде это, так делать нельзя, и я считаю, что и у нас надо законодательно, минимум полгода…

Е. АФАНАСЬЕВА: То есть, хочешь фильм – иди в кинотеатр.

С. СЕЛЬЯНОВ: Совершенно верно. Да.

Е. АФАНАСЬЕВА: А как вы объяснили бы тот факт, что, в том же «Закрытом показе», о котором мы говорим, где большинство российских фильмов показываются, часто обсуждение не смотря на то, что оно идет глубоко за полночь, собирает доли аудитории, по данным TNS Gallup Media, больше даже, чем сам фильм, то есть, людям интересно поговорить на эту тему?

С. СЕЛЬЯНОВ: Два обстоятельства. Первое заключается в том, что часть аудитории фильм этот уже видела, ну, в кинотеатрах, на DVD, в интернете, фильм их заинтересовал, им интересно, что про него говорят другие люди. Соответственно, он фильм видел, он ждет, когда, наконец, начнется самое главное для него блюдо, и вот к нему уже присоединяется. Вторая причина, действительно, для меня это загадочно, что, я ее не могу объяснить, но есть какая-то вторая, почему, действительно, я могу вам этот, же вопрос адресовать, людям часто интереснее поговорить, чем посмотреть. Как в известной фразе советских времен: «Сам я Солженицына не читал, но хочу сказать», да, и далее идет…

Е. АФАНАСЬЕВА: То есть, может быть, даже и не видел, но высказаться желание большое…

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, интересно нашим смотреть, как люди обмениваются мнениями, то есть, это ток-шоу, в общем, такой, вполне популярный, формат.

Е. АФАНАСЬЕВА: Но, может, просто еще кино дает поводы порассуждать о каких-то глобальных истинах и вещах, которые, таких поводов нет в других программах, то есть, таких, как ток-шоу обычные?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну да, да, наверно.

Е. АФАНАСЬЕВА: А вам интересно смотреть такие обсуждения фильмов, которые, фильмы-то вы явно все, и без телевизора? Вот, вам, как продюсеру, деятелю кинематографическому, эти обсуждения интересны?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, любая обратная связь нам интересна и важна, конечно. Другое дело, что, поскольку я эти фильмы видел, то, специально, до двух ночи встать, когда будет обсуждение, прямо, совсем сознательно и специально, я это делаю не часто, но если…

Е. АФАНАСЬЕВА: Но, сейчас на сайтах каналов можно посмотреть…

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, это можно, да, другим способом добыть, и, конечно, я и мои коллеги, и мои сотрудники, с которыми я работаю, этим занимаются. Да, интересно, конечно.

Е. АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что это Сергей Сельянов, известный кинопродюсер, кинорежиссер и сценарист. Мы говорим сегодня о кино, и о том, как кино существует, вместе с телевидением или в противоречии с ним, и об одной форме мы уже поговорили, о том, как кино показывается телевидением, второй вопрос, как кино им промотируется или нет. Некоторое время назад, особенно, когда российские фильмы только стали собирать в прокате цифры сопоставимые иногда, в тот момент даже большие, чем голливудское кино, когда появились, там, «Турецкий гамбит», «Дозоры», «Ирония. Продолжение», очень многие люди говорили, что это только потому, что промотирует телевидение, что, если бы не было ресурса телевизионного, кино не могло бы собирать. Согласны ли вы с этой точкой зрения, или это, вот, тоже осталось в прошлом?

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, реклама, она как была придумана в 19-м веке, ну такая уже…

Е. АФАНАСЬЕВА: Тогда телевидения не было.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, так она будет жить достаточно долго. Реклама – двигатель торговли, как известно, и, в этом смысле, никуда не денется этот ресурс, то есть, действительно, при прочих равных, чем больше рекламы, тем, в общем, больше зрителей. Что уж тут?

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, вот, тот же фильм «Высоцкий», который идет в прокате, «Спасибо, что живой», вот он без какого-то широкого промотирования тем же «Первым каналом», он бы мог собирать такие цифры или нет?

С. СЕЛЬЯНОВ: Конечно, он собирал бы меньше, а если бы вообще о нем никто не знал, вот, тихо, даже в кинотеатрах не вешая плакатов, тихо выпустили, и сеансов не назвали, когда идет этот фильм, ну, понятно, что это находится в прямой зависимости, естественно. Да, возможны варианты, когда фильм сам, вот, практически без, вообще, без всякой информации, не то, что без рекламы, без информации, оказывается в кинотеатрах, и, через месяц выясняется, что он исключительно востребован зрителем, и сарафанное радио выполняет всю работу рекламы. Так бывает. Вопрос только в одном, что у нас фильмы больше двух недель не могут держаться в кинотеатрах, потому что кинотеатров у нас мало, а фильмов много.

Е. АФАНАСЬЕВА: А премьер много.

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, американских, в основном.

Е. АФАНАСЬЕВА: И они выталкивают, да?

С. СЕЛЬЯНОВ: По восемь-двенадцать фильмов каждую неделю, американских, в основном.

Е. АФАНАСЬЕВА: Вот, сейчас, перед Новым Годом большая конкуренция американских и российских фильмов?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, она всегда, она в любом месяце. Летом она меньше, потому что летом российское кино предпочитает не выходить.

Е. АФАНАСЬЕВА: А американцы все равно выходят?

С. СЕЛЬЯНОВ: А американцы все равно, да. У них лето, в Америке, лето – самый горячий сезон для семейных блокбастеров, у них так сложилось как-то исторически, соответственно, выходят фильмы американские и здесь. Наши стараются не выпускать, по понятным причинам, вроде период, там, такой, скорее, прогулок и отдыха, чем посещений кинотеатров, хотя, сильный фильм способен собрать зрителей в любое время. В любое время.

Е. АФАНАСЬЕВА: А вот, если телевидение говорит, что телевидение, вот, долго не покажет, я помню, что у «Иронии судьбы. Продолжение», даже слоган был «по телеку не покажут два года», во что зрители сначала не верили, и, действительно, на следующий Новый Год не показали. Это заставляет зрителей идти в кинотеатр больше или это, все-таки, небольшое, просто, маркетинговое дополнение к основной промокомпании?

С. СЕЛЬЯНОВ: Это такой вопрос, вы знаете, вот, это такая культура времяпрепровождения, если она структурирована, извините, что я так серьезно начал об этом, если она выстраивается, то она, конечно, начинает работать. Если зритель понимает, что, если он ходит в кинотеатр, то он ходит в кинотеатр, потом, возможно, что-то пересматривает, любимые фильмы в кино, то есть, по телевизору, когда они выходят. Когда это все случайно, вот один фильм вышел, он еще в прокате, но в отдельных кинотеатрах, а уже он на телеэкранах, другой фильм два года, скажем, не вышел, что, безусловно, более правильно. Но у него в голове, все равно, некая такая, некая неопределенность на этот счет, то есть, он допускает, что он может завтра увидеть этот фильм по телевизору. И как на него это влияет? Не в том случае, что он, прямо, не пойдет, люди же все-таки ходят смотреть кино в кинотеатры, разумеется, но, вот это, четче нужно, людям всегда лучше, когда есть правила игры, и они честно выполняются. И, вот, если он знает определенно, что полгода или год, ну никак, законодательно запрещено, он не может увидеть этот фильм по телевизору, то, наверно, через годик-два, у него привычка смотреть кино в кинотеатрах укрепится.

Е. АФАНАСЬЕВА: Вот, вы говорите, уже второй раз, о законодательном закреплении, желательном закреплении, это просто ваша идея, или это ваша работа, как продюсера, и вы как-то пытаетесь организовать киносообщество, чтобы добиться такого решения?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, это один из вопросов, я представляю здесь еще и Ассоциацию Кинотелепродюсеров, то есть, такое объединение крупных компаний, которые занимаются этим видом деятельности, и мы собираемся в ближайшее время этот вопрос вынести на соответствующее министерство, ведомство, в Думу, и т.д., и т.д. Я считаю, что это нужно сделать, есть возражения, в том смысле, что все равно все в интернете, и чего же уж, и т.д., и т.д.

Е. АФАНАСЬЕВА: Вот, сейчас мы перейдем к любимому интернету.

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, тем не менее, это нужно сделать.

Е. АФАНАСЬЕВА: Мы говорили о том, что хорошо бы на полгода закрыть, но ведь в тот, же момент, когда первая копия появляется в первый день проката, и в каком-то кинотеатре, будь то в далеком-далеком городе, или здесь же, в Москве, но обязательно утекает какая-то экранка, не экранка, и в тот же день это все появляется в торрентах, и пошло-поехало, и вы, как продюсеры и кинопроизводители терпите колоссальные убытки, зритель смотрит вместо кино, вот, такую жалкую подделку, потому что, чаще всего, это плохое качество и все прочее. Что продюсеры кино намерены делать с интернетом, есть ли у вас хоть какие-то надежды, что с этим монстром, поглощающим ваше творчество, можно договориться?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ой, это да, такая тема, мы огромное количество времени, сил посвящаем этому вопросу, я, даже вот, боюсь начинать сейчас рассказывать, это будет какая-то очень скучная, скучная проблема.

Е. АФАНАСЬЕВА: Вот, сколько процентов производители, кинопроизводители теряют на интернет-пиратстве? Вот, сколько не добирает сборов фильм, в процентах?

С. СЕЛЬЯНОВ: Чем популярнее фильм, тем этот процент выше. Ну, вот, скажу вам на примере DVD – пиратстве, которое уже уходит в прошлое, вместе с DVD.

Е. АФАНАСЬЕВА: Интернет-пиратство его съело, да?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Ну, еще существует. Вот, когда не было интернета еще, вот, лет семь назад, то популярно…

Е. АФАНАСЬЕВА: То есть, он был, но не было этого широкополосного в таком распространении.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, не было широкополосного. Популярный фильм на DVD, очень популярный фильм, 90% - это была пиратка.

Е. АФАНАСЬЕВА: 90% от всех?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, до 90%. А, если фильм не очень интересный, он может быть хорошим, но не очень интересен широкой аудитории, авторское кино, скажем, какой-то арт-хаусный фильм, там, замечательный, по своему, ну, там этот процент существенно меньше, если фильм плохой, то он тоже существенно меньше, этот процент. Ну, ясно, что спасение не в том, чтобы делать плохие фильмы, чтобы их никто не смотрел, в том числе, и интернет-пользователи. Я, эта ситуация бесспорна, она разрешится в нашу пользу, просто потому, что кино не только наше, но и американское, и, там, то, которое люди смотрят во всем мире, оно, ну, прекратит существование, иначе оно прекратит существование. Поэтому этот вопрос, конечно, будет решен, и, мы много сил, повторяю, этому отдаем, есть разные уже подходы. Часто нам говорят: «Как же это так?», демагоги, конечно, народ, «Как же это вы боретесь со свободой, чуть ли не слова?», мы говорим: «Ребята, ну, дети мои, информация – это одно»…

Е. АФАНАСЬЕВА: Это кто говорит? Это интернет-пираты?

С. СЕЛЬЯНОВ: Это говорят, нет, прежде всего, это говорит сама IT – индустрия, которая заинтересована в том, все легальные, любимые нами, ресурсы, Mail, Yandex, и все, что угодно, 70% или 80% трафика – это аудиовизуальный контент, это не информация, не буковки, это изображения, значит трафик – это деньги.

Е. АФАНАСЬЕВА: А, внутри этого трафика, наверно, процентов 90 пиратского, да?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, существенный процент, собственно, кино, да, то есть, аудиовизуальных произведений, и, существенно, это пиратка, конечно, и, конечно, всем им не хочется как-то вот так, при этом, они вроде и цивилизованные, у нас с Google очень не плохие отношения, поскольку они работают, все-таки, по американским законам и там кое-что, далеко не все, там тоже решено, далеко-далеко не все, но ситуация у них лучше, и что-то с ними получается, потому что они вынуждены подчиняться законодательству Соединенных Штатов, помимо российского, которое, в этом смысле, пока ничем достойным порадовать не может.

Е. АФАНАСЬЕВА: Порадовать не может. Ну, что, я напоминаю, что в гостях у нас кинопродюсер Сергей Сельянов, мы в программе «Телехранитель», сейчас прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы», и продолжим наш разговор в студии.



НОВОСТИ





Е. АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Сергей Сельянов, кинопродюсер, режиссер, сценарист, руководитель компании «СТВ». Говорим мы сегодня, в первую очередь о кино, и о его взаимоотношениях, как сейчас выяснилось, и с телевидением, и с интернетом, тяжелых взаимоотношениях. Ну, мы вот, перед выпуском новостей не закончили разговор про интернет, хотя, тема, конечно, болезненная, но, все-таки. Есть ли у вас надежда, что, вот, вы высказали, что есть надежда, что ситуация исправится, и исправится, конечно, в сторону правопорядочную, скажем так? Как вам кажется, это произойдет потому, что государство сможет найти какие-то рычаги воздействия на интернет-пиратство. Или, все-таки, общество станет более цивилизованным, и поймет, что в тот момент, когда ты скачиваешь какой-то фильм в торренте, а не покупаешь на него, ну, или официальный диск, на официальном ресурсе, где платно, или платный ресурс, или рекламу, за рекламу производитель продал этому ресурсу права на интернет-показ, если ты смотришь другим образом, то то же самое делаешь, что мелкий воришка, или крупный воришка. Откуда придет решение этой проблемы, как вам кажется, Сергей Михайлович?

С. СЕЛЬЯНОВ: Все сработает понемножку, но, главное, это то, что все магистральные провайдеры, сервис-провайдеры, площадки все, и все сайты должны начать зарабатывать на этом, вместе с нами, это главное бизнес-решение.

Е. АФАНАСЬЕВА: Но они-то зарабатывают, но без вас.

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, вот, я думаю, что с помощью правительства и законодательных неких, мы их этому подтолкнем. И для потребителя это, действительно, как правило, будет бесплатно, так же как он смотрит телевизор, который прерывается рекламой, есть, да, такая понятная, сложившаяся…

Е. АФАНАСЬЕВА: У нас людей заставить даже смску отправить платно, чтобы получить код для скачивания, тяжело.

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, платно никто не любит, и не…

Е. АФАНАСЬЕВА: Почему? Американцы могут, и платить карточкой, и Web-money какие-то, и все, а у нас…

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, не любят платить ничем, и американцы не любят.

Е. АФАНАСЬЕВА: И американцы не любят?

С. СЕЛЬЯНОВ: Просто они не могут не платить, потому что их тут же вычислят и накажут.

Е. АФАНАСЬЕВА: Мне моя, вот, знакомая рассказывала, которая в Германии живет, что она была вынуждена заплатить большой штраф, потому что ее дочка скачала музыку в сети, ей прислали счет на 900 евро, причем с уведомлением, что «если в следующий раз с вашего ip-адреса пойдет скачивание, вы платите 10 тысяч евро», а при скачивании фильма приезжает полиция.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да.

Е. АФАНАСЬЕВА: Вот. Государство наше не знает про то, что можно так защищать права кинопроизводителей, или не хочет, или просто руки не доходят?

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, знает, но не хочет, потому что, то выборы, плюс наш народ не так хорошо живет, как в Германии, видимо, поэтому трогать конечного пользователя никто не хочет, ну, наверно, в этом есть какие-то резоны, мы тоже не кровожадные, но в Германии, в США, действительно, и во Франции, кстати сказать, вы, действительно, просто могу даже дать совет, что если вы поехали в Германию…

Е. АФАНАСЬЕВА: Ни в коем случае ничего не скачивайте.

С. СЕЛЬЯНОВ: Не делайте этого, к вам немедленно приедет либо полиция, и, в общем, минимум на 500 евро вы точно попадете за одну такую акцию, это, в случае до судебного, это в случае мировой такой, к вам придут юристы, скажут, ну, если вы не хотите того, чтобы процедура была в полном объеме, вот, а это тоже официальная процедура мирового соглашения, по которому вы платите 500 евро.

Е. АФАНАСЬЕВА: У наших кинопроизводителей, наверно, просто зависть такие рассказы вызывают, когда они видят в каком количестве торрентов лежит их продукт?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну да, да. Но что ж, по этому поводу волосы с головы вырывать? Не в первый раз, мы живем в России, бизнес-модели, вообще, правила меняются каждый, фактически, год, а то и два года, иногда совсем кардинально, я уверен, что мы эту проблему преодолеем, с помощью наших соотечественников, и с помощью правительства, которое ищет… Там тоже же в правительстве, как известно, существуют разные, ну помимо лоббирования IT большими компаниями своих интересов, там существуют идеологически разные подходы, считаю, вот это вот, наш Президент, в частности, говорит, что «интернет должен быть свободен», так, в целом, я очень коротко и грубо, да. Но это, как я сказал, но мы с этим не согласны, потому что в смысле свободы слова информации, да интернет должен быть свободен, бесспорно, и мы очень эту ценность ценим, эту ценность, да, но в смысле entertainment, это развлечения, ребята, это другое, при чем здесь свобода слова, что вы подменяете понятия? За развлечения принято платить тем, или иным способом, так или иначе, даже для вас, если это бесплатно, вы должны брать, все равно, это с легального ресурса, который с помощью рекламы, скажем, ну, за вас этот просмотр оплатил.

Е. АФАНАСЬЕВА: Рассчитается с производителем.

С. СЕЛЬЯНОВ: И мы любим, у нас развиваются легальные ресурсы.

Е. АФАНАСЬЕВА: А, есть, да, положительные примеры, где кино, где-то легально доступно?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да нет, есть несколько известных тем, кто этим интересуется, площадок, где все это, twigle, ivi, zoomby, now, и т.д.

Е. АФАНАСЬЕВА: То есть, это все те площадки, ресурсы, где легальные законы, контент доступен?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Да-да.

Е. АФАНАСЬЕВА: Мы говорим с Сергеем Сельяновым, сегодня говорим, и вот сбились, видите, на разговор об интернете, несмотря на то, что стали говорить про телевизор и кино.

С. СЕЛЬЯНОВ: Это тоже почти телевизор.

Е. АФАНАСЬЕВА: Но, все-таки, вернемся к кино и к тому, что происходит в киномире, потому что профессионалы-то, конечно, знают Сергея Сельянова с самых разных сторон, для того, чтобы объяснить кто это простому зрителю, надо сказать два слова «Брат» и «Брат 2». Это продюсер этих двух фильмов. Вот у меня вопрос такой, наверно, который вам задают последнее время, думаю, очень часто. Почему 2000-ные или нулевые не принесли такого героя, которым оказался герой «Брата»? Не нашло наше кино такое сильное олицетворение десятилетия, как повезло, или как удалось найти вам с вашими товарищами, и с Сергеем Бодровым, Царство ему небесное.

С. СЕЛЬЯНОВ: Это бывает очень редко, просто, это бывает очень редко и ничего удивительного, не каждое десятилетие дарит нам, стране, или миру, такого героя, поэтому, в этом нет ничего неожиданного. Как это происходит? Как-то это происходит, это нельзя, вот так, сесть и придумать с утра, с понедельника: «Ну-ка, придумаю я сейчас героя, которого все полюбят, и ко вторнику я его придумаю, да». Не бывает так. Что-то складывается, сходится, и, вот это происходит. Поэтому вопрос, ну, такой, да я бы хотел, чтобы таких фильмов было больше, таких героев было больше. Может быть время, вот это десятилетие, которое уже прошло, сейчас же 11-й год уже, да, может быть, оно было спокойным, может, другие наши герои, в виде Алеши Поповича, Добрыни Никитича, это мультфильмы, которые мы тоже производим, вот «Шамаханская царица», или вот сейчас выйдет под Новый Год «Иван Царевич и Серый волк», и вот эти, они очень, очень любимы, востребованы. Они такие, вроде странно сравнивать, они такие легкие, веселые, ну, такие, в общем, это мультфильмы.

Е. АФАНАСЬЕВА: «Сказка – ложь, да в ней намек», да?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Возможно, эти годы нуждались в таких героях, надеемся, что не только эти, надеемся, что эти герои будут жить и дальше, и дальше, и дальше. Но они тоже же про какие-то достоинства, мультфильмы эти, про что-то наше такое, что-то важное для нас, как мне кажется, то есть, помимо того, что это, прежде всего, радостные, веселые произведения, но там есть и смыслы, на наш взгляд. Фильм «Брат» - герой, фильм «Брат» - фильм о достоинстве, и это было очень важно, и было принято всеми, именно потому, что это было про достоинство, личное, ваше, собственное, которого в России очень не хватает. Нашли это в этом образе наши соотечественники, это вот один из признаков, как, что это за герои должны быть, везде, где есть крупица достоинства, которую ты, зритель, можешь на себя примерить, себе взять, вот это уже, без этого, по-моему, не бывает героев, вообще. Это не единственный, наверно, ингредиент, но, вот это, очень важно, и в «Брате» это было очень ярко, сильно выражено, и люди увидели, что вот можно же вот так, оказывается, просто, ну, самому, как-то вот решать, не то, чтобы, проблемы, а жизнь свою решать, как-то жить в ладу с собой, не поддаваясь, не отдавая свое достоинство никаким обстоятельствам, никаким другим людям, никаким чужим дядям. То есть, это достоинство пронести спокойно, без пафоса, без криков об этом достоинстве, просто через всю свою историю. Это было главное.

Е. АФАНАСЬЕВА: А сейчас кроме, все-таки, мультяшных, реальных героев наше время не показывает? Может быть, в ваших фильмах, которые ваша компания производит, или в фильмах ваших коллег, есть хоть наметки на героя современного?

С. СЕЛЬЯНОВ: А его пока, вы знаете, никто не знает, что это такое, вот он появится, и появится, вот, вдруг возникнет какой-то фильм, и мы все скажем: «Вот он - герой», а пока нет, мы не знаем, а какой он, кто он, это ведь находится, это ведь художественное творчество, вещь иррациональная, такая, даже мистическая, некоторым образом.

Е. АФАНАСЬЕВА: Я к тому, что получается, что сейчас кино ищет, в том числе, героев и в прошлом, потому что, вот, тот же Высоцкий – это кумир поколения, человек, который был символом 70-х, и вот, мы когда смотрели на премьере, у меня пятнадцатилетний сын, который не фанат Высоцкого, для него это не культовый герой, ничего, он даже песен-то много не слышал, он вдруг вышел и сказал: «Крутое кино, лучшее из всех русских, которые я видел, современных». Почему вынуждено наше кино за героями возвращаться в прошлое?

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, кино сделано сегодня, и, на этого молодого человека произвело впечатление то, что это «крутое кино», любое крутое кино, то есть, кино, сделанное сильно, убедительно, «Высоцкий», там, или не «Высоцкий», оно будет работать. Это вопрос качества кино, драйва, с которым делали «Высоцкого», с той энергией, с каждого кадра идет энергия, вот это работает. Про героев прошлых лет делали и в советское время, делают и в Америке, то про современных, то про прошлых лет.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну да, Чапаев был, Чкалов.

С. СЕЛЬЯНОВ: Конечно, это нормально. Это не значит, что мы ищем героев в прошлом, нет, это не правильно, это просто, означает, что фильм «Высоцкий» получился очень сильным.

Е. АФАНАСЬЕВА: А может, вы раскроете какие-то тайны? Вот, в вашей компании, какие герои сейчас, в работе, скажем так, о ком вы собираетесь рассказать нам, зрителям, в ближайшее время?

С. СЕЛЬЯНОВ: В работе? Вот, в ближайшее время, «Иван Царевич и Серый волк», я уже упомянул, что в конце года, под Новый Год. И, я думаю, что эти герои, ну, сам Иван Царевич, Серый волк, понятно, Василиса, ну и прочие, они, вполне себе, герои, и они очень нужны нашему зрителю. Я, вот, как-то, прямо, анимация – такое дело, вы знаете, это правильная, такая вещь, они точно нужны. Это точно витамины, такие веселенькие, знаете, разноцветные, которых раз, раз, и тебе хорошо становится на душе. А дальше, что, ну, про планы совсем удаленные, кино же делается не быстро, рассказать как-то, что вот там, пройдет год, у нас в работе десяток, примерно, сейчас, разных фильмов, разные там герои, все эти фильмы, делают и фильмы и мультфильмы вместе, да, все они делаются с желанием сделать самый лучший фильм на свете, и, соответственно, самый яркий.

Е. АФАНАСЬЕВА: Не в смысле, «Самый лучший», как название, которое было когда-то, а именно как самый лучший.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да.

Е. АФАНАСЬЕВА: У нас в гостях Сергей Сельянов. Сергей Михайлович, почему вы так полюбили анимацию, вы как продюсер, почему последние работы, хиты вашей студии, это именно, анимационные проекты, что в этом такого волшебного?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, потому что они волшебные, это правильное слово, я в детстве, это у меня было вот, я любил лимонад и мультфильмы больше, вот, просто, не знаю, это было два главных пункта в моем существовании.

Е. АФАНАСЬЕВА: А какой любимый мультфильм в вашем детстве?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, было много, я смотрел все, что можно было посмотреть.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, советские дети все смотрели, все, их не так было много.

С. СЕЛЬЯНОВ: Все, абсолютно, их не так было много, я, наверно, назову первый самый, который я увидел, когда родители купили телевизор первый, в нашей жизни.

Е. АФАНАСЬЕВА: Черно-белый еще, да?

С. СЕЛЬЯНОВ: Черно-белый, конечно. Мне было 4 или 5 лет, по-моему, до этого у нас его не было, вот купили, поставили, включили его, я прямо перед экраном стоял, чтобы не пропустить, и включили его на мультфильме «Путешествие Нильса с дикими гусями», прямо, вот, включили, и мультфильм, то есть, совсем чудесно. Мало того, что ящик чудес, но еще и показывает чудесные вещи. И, наверно, этот мультфильм, в каком-то смысле, он, наверно, и главный у меня оказался, потому что первое впечатление, как известно, оно такое, самое сильное.

Е. АФАНАСЬЕВА: А вот, вы заговорили, и сразу какой-то вот вкус, ощущение. А вот вкус от походов в кино в детстве, когда это тоже был ритуал, наверно, вот этот вкус сейчас есть? Вот есть возможность ритуализации похода в кино для современного молодого зрителя, не только поп-корн и кола, а что-то, что его проводило бы ощущением, не только желанием посмотреть конкретный фильм, да, который можно и скачать в сети, а вот именно на уровне ощущений, которые запомнятся так, как вам, вот, первые кадры в телевизоре?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, а люди в кинотеатр ходят, да, и даже часто не на конкретные фильмы, а просто это поход в кинотеатр, это, а там разберемся, что-нибудь выберем, особенно, это к мультиплексам относится, где большой ассортимент, как правило, а там что-нибудь выберем, и это меня радует, что просто сам по себе поход в кино, какая-то важная вещь.

Е. АФАНАСЬЕВА: А вот интересно, Сергей Михайлович, вы, с точки зрения работы, наверно, смотрите, не наверно, я уверена, безумное количество разного кино, и кино готового, и кино на всех его этапах создания, а просто как зритель, просто, взял, пошел в кинотеатр, и вот сейчас я что-нибудь посмотрю. Вот такое у вас случается, или это уже в прошлом?

С. СЕЛЬЯНОВ: Такое случается очень редко, но случается. Случается, и это важно, то есть совсем прекратить ходить на обычные сеансы не правильно людям, которые занимаются, ну вот, продюсерам, например, да, и я стараюсь изо всех сил, действительно на это очень мало остается времени, но стараюсь, да, чтобы…

Е. АФАНАСЬЕВА: Но это все равно работа, вот, пойти посмотреть, как зрители смотрят или это вот желание?

С. СЕЛЬЯНОВ: Это приятное с полезным. Это пропущен какой-то фильм, или просто я хочу посмотреть какой-то фильм, и есть два варианта, я могу дождаться, там, DVD или легального интернет-ресурса, но я хочу, все-таки, посмотреть его в кинотеатре, этот фильм, по моему мнению, того заслуживает, и я иду, смотрю, просто реже, чем хотелось бы. Я люблю в кинотеатре смотреть кино, со зрителями, это другое, вообще, по-настоящему и продюсер, и режиссер понимают, что за кино они сделали, при том, что они, как вы, верно, заметили, сто пятьдесят раз его смотрели на монтаже, вот уже и закончилось, вот уже и готовая копия, вот уже они там вдвоем, втроем, впятером, ну, со своими же, со своей командой сидят уже смотрят, все уже, вроде, Слава Богу, все нормально. И потом, просмотр со зрителями, на премьере ли, или не на премьере, не важно, и вот кино рождается в этот момент, и вот, тут же и продюсер, и режиссер, и все остальные участники, которые все это уже видели, вроде, несколько раз, в таком, рабочем режиме, иногда возникает ощущение, что это вообще другое кино. Вот, ты сейчас смотришь то, что на самом деле вы сделали, это со зрителем возникает. Почему? Ну, есть, наверно, четкое объяснение, я не буду в них вдаваться, просто это такая вещь, которая создана для просмотра в темном помещении, с большим количеством людей.

Е. АФАНАСЬЕВА: Не только, потому, что экран большой, потому что энергия…

С. СЕЛЬЯНОВ: Конечно, энергия, они прямо ощущаются на каких-то картинах, просто ты весь в них купаешься. На каких-то они, конечно, глухо звучат, это даже не всегда связано с качеством картины, это не всегда понятно почему.

Е. АФАНАСЬЕВА: Так же как мы с вами начинали разговаривать о взаимоотношениях кино и телевидения, и очень многие люди замечают, у тебя может диск с любимым фильмом лежать на полке, и он будет у тебя лежать там множество лет, но если ты попадаешь на какой-то канал этот фильм показывает, так почему-то все равно подсаживаешься и ты осматриваешь, что это? Обмен энергиями с теми, кто смотрит одновременно или что это за магия?

С. СЕЛЬЯНОВ: Не знаю, есть такой феномен, не знаю, как его объяснить, возможно, возможно это обмен энергией, и хочется в это верить, хочется в это верить, особенно, если фильм хороший, но возможно, это наша такая, ну, такая безынициативность, «нет, я не пойду в кино, нет, я диск даже достать, вынуть и принять решение о просмотре фильма, я привык, что все это мне как-то доставляется»…

Е. АФАНАСЬЕВА: Кто-то за меня решил.

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, да.

Е. АФАНАСЬЕВА: А раз вы сказали об энергии, вот как к создателям кино возвращается энергия? Когда актер на сцене, а режиссер театральный подглядывает в щелочку занавеса, из-за кулис, где-то в кулисе, это понятно, вот он живой зал и все, а вот как создатели фильма понимают, возвращается им эта энергия или, наоборот, идет провал и, поэтому она, наоборот отсасывается в какую-то пустоту?

С. СЕЛЬЯНОВ: Прежде всего, хронологически, от самого, собственно, фильма, если он получился, то, в общем, и режиссер, и продюсер, они как-то это понимают. Они могут не сознаваться, ни самим себе, ни другим.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну как, коллеги сказали: «Ну, мужик, ну кино ты сделал».

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, еще до того, как коллеги увидели. Просто, вот, вы себе оценщик и судья, и если вы себе, как оценщик, ставите, ну, нормальную оценку, то есть, да, получилось. Вот это, вот это очень важно. Потому что, даже если тебя хвалят, а ты знаешь, что, на самом-то деле, это все, и, во всяком случае, это могло быть, и должно было быть гораздо круче, лучше, получилось неплохо, тебя хвалят, и, вроде даже, ну, как-то, да, наверно, есть за что, но это должно было быть другим, и это, очень неприятное чувство. А уж если не получилось, и даже тебя хвалят, и, ну, всегда, у каждого фильма есть поклонники, даже хвалят искренне, может, как я вот, один раз встречал, ну какое-то, такое барахло, нет, и у него есть какие-то поклонники.

Е. АФАНАСЬЕВА: Почитатели.

С. СЕЛЬЯНОВ: И, вот видишь, человек, совершенно, бескорыстный, не заинтересован ни в какой комплиментарности, по отношению к режиссеру, видишь, ему, действительно, нравится, странно, но я уже привык, перестал этому удивляться. Так вот, это первое. Возврат энергии происходит в этот момент. Второе, это, конечно, коллеги и зрители, опосредованно, не через, хорошо, непосредственно со сцены, как в театре, но все равно, эта же энергия возвращается, она чувствуется, если она, в общем, позитивная, то это важно.

Е. АФАНАСЬЕВА: Год подходит к концу, вот, ели подводить, у всех всегда есть такие, какие-то хит-парады, какие-то рейтинги в конце года, но ваш личный, и зрительский, и профессиональный рейтинг, вас русское кино, российское в этом году чем-то порадовало, если чем, то чем именно?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да, вот, «Высоцкий», фильм «Дом», Дуни Смирновой «Два дня», «Бабло», наша картина, где бьют кости Буслову, по-моему, очень хорошая. Эти все фильмы сделаны хорошо, помимо того, что они замечательные как фильмы, они еще и хорошо сделаны, сильно, с профессиональной точки зрения, зрителю, может, не всегда это важно, но он это чувствует, и, собственно, это то, это плоды собственной реформы, которая связана с государственной поддержкой, потому что это важно, ее направлять в правильное русло.

Е. АФАНАСЬЕВА: А во всех этих фильмах была господдержка?

С. СЕЛЬЯНОВ: Думаю, да. И, вот, опять же, у нас «Иван Царевич» выйдет, это у нас уже рекламная передача по поводу «Ивана Царевича», он тоже, я думаю, порадует и это еще в этом году будет. Вот эта осень, мне кажется, несколько фильмов, я не, рано еще говорить о том, что вот, наверно, русское кино уже можно смотреть с чуть большим уважением, чем год назад, но, мне кажется, что в следующем году, у непредвзятого зрителя, наблюдателя это точно произойдет, потому что выйдет еще в добавок к перечисленным, штук 6-8 таких ярких картин, фильмов-событий иногда, или что-то в этом роде.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, вы можете какие-то уже так назвать, которые вы ожидаете, как события?

С. СЕЛЬЯНОВ: Ну, пожалуйста, «Шпионский роман»…

Е. АФАНАСЬЕВА: Это по Борису Акунину?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Значит, «Август Восьмого».

Е. АФАНАСЬЕВА: «Август Восьмого» Джаник Файзиев снимает.

С. СЕЛЬЯНОВ: Джаника Файзиева. «Харламов», тоже фигура.

Е. АФАНАСЬЕВА: Это кто снимает?

С. СЕЛЬЯНОВ: Это, по-моему, дебют режиссера, поэтому я… Значит «Джентльмены удачи», Базилевс, такой ремейк, делает.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ремейк делает «Джентльменов»?

С. СЕЛЬЯНОВ: Да. Ну, надеюсь, что это будет, во всяком случае, любопытно, и мы выпустим еще один мультфильм «Богатыри» к следующему Новому Году, уже к следующему, это будет шестой фильм из богатырской саги.

Е. АФАНАСЬЕВА: А сколько всего богатырей?

С. СЕЛЬЯНОВ: Пятый, пятый, вру, я уже запутался. «Три богатыря на Дальних Берегах», он называется. Мы точно сделаем еще и шестой. Мы, собственно, его уже начали, немножко так, делать, это уже еще к следующему Новому Году. Но, нам кажется, что на нас какой-то долг, нам это нравится, и, что зритель как-то ждет…

Е. АФАНАСЬЕВА: Если зритель смотрит, и вам нравится, то почему бы не делать про богатырей земли Русской.

С. СЕЛЬЯНОВ: Это, просто, чистое счастье делать мультфильмы. «24 часа» - это про захват Central Partnership, про захват сомалийскими пиратами, ну и борьбу с ними, соответственно, основан на реальных событиях, что называется…

Е. АФАНАСЬЕВА: Но, насколько я понимаю, все равно, на докризисный уровень, когда наши фильмы собирали кассу больше, чем американские в нашем прокате, мы еще не вернулись, да?

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, такого не было никогда.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну как? «Ирония судьбы» собирала, по-моему, самую… Именно в российском прокате.

С. СЕЛЬЯНОВ: Вы имеете в виду первые места?

Е. АФАНАСЬЕВА: Да, да-да, да. Не массовое, не все российское кино. То есть, по-моему, еще в этом году не случилось возвращение российских фильмов…

С. СЕЛЬЯНОВ: Нет, ну «Пираты Карибского моря», конечно, собрали…

Е. АФАНАСЬЕВА: Перебить невозможно, и всякие «Сумерки», наверно, даже.

С. СЕЛЬЯНОВ: И «Сумерки» тоже, да. Есть какие-то мировые франшизы, как их называют, то есть…

Е. АФАНАСЬЕВА: А в этом году еще «Поттер» был последний.

С. СЕЛЬЯНОВ: И «Поттер». Нет, с ними, конечно, сегодня соревноваться сложно, но это не значит, что невозможно, но дело даже не в том, чтобы российский фильм собрал больше, один российский фильм собрал больше всех в таком-то сезоне. Важно, чтобы 12 российских фильмов собрали достойную, в целом, цифру, в сумме, что будет говорить о том, что это не какой-то случай и т.д., а о том, что 12 российских фильмов интересны зрителю, и он это подтверждает своим рублем, но и отзывами, и думаю, что они, надеюсь, что они будут, как-то, действительно, нужны и важны.

Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, что ж, я всячески желаю вам, чтобы, все-таки, наступил, если не в этом году, то, хотя бы, в следующем, такой год, когда российские фильмы будут не просто на равных, а массово отбирать рубли российских зрителей у американского кино, желаю, чтобы отношения с телевидением у кино были как можно более теплые, и они взаимно помогали друг другу. Это Сергей Сельянов, в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. Всего доброго. До свидания.

С. СЕЛЬЯНОВ: До свидания.