Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2011

25 декабря 2011: Балет и ТВ: шоу или искусство. Гость - Илья Авербух

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/842405-echo/

Е. АФАНАСЬЕВА - Добрый вечер. В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева как всегда по воскресеньям. Говорим мы с вами о персонах, программах и событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И в эти для кого-то уже рождественские, для кого-то предновогодние дни мы поговорим об очень праздничном проекте, который вчера завершился, был финал, о проекте «Болеро», и поговорим с одним из создателей этого проекта, с продюсером, заслуженным мастером спорта Ильёй Авербухом. Добрый вечер, Илья.

И. АВЕРБУХ - Добрый вечер.

Е. АФАНАСЬЕВА - Уважаемые наши слушатели, вы знаете наш СМС-номер +79859704545 . Пожалуйста, вы можете высказывать свои точки зрения, как вам этот радикальный эксперимент с тем, что наши замечательные фигуристы стали в пары с солистками балета и как вам понравился проект «Болеро». Также вы можете задавать Илье и другие вопросы, если у вас есть, как спортивные, так и телевизионные. Во второй части программы, как обычно, мы поговорим с вами и по телефону. А сейчас ждём ваших СМС-вопросов и поговорим здесь с вами в студии. Илья, в общем, было понятно, что после такого успеха проектов, когда звёзды стали в пару с другими звёздами, но не с чемпионами в фигурном катании, который вызвал, по-моему, огромный бум интереса к этому виду спорта.

Несколько лет назад, особенно когда были первые сезоны «Звезд на льду» и «Ледникового периода», было понятно, что вы всё время что-то придумываете. Как-то вы не стоите. В прошлом году вы разделили шоу на две части – Лёд и Пламень, частично переводили те же самые пары спортивные… звёздные на паркет. Что случилось в этом году, почему вдруг совсем забыли свой любимый лёд и оставили только Пламень.

И. АВЕРБУХ - Ну что ж, вы очень правильно сказали вначале о том, что это радикальный эксперимент, вот, наверное, здесь я бы начал исключительно с того, что это очень смелое решение, решение, которое было принято на Первом Канале, решение, конечно, которое принималось вполне в ситуации, когда не было никаких иллюзий по поводу того, что, вот, мы покажем первый эпизод и все побегут в балетные классы, как это было со Льдом.

Е. АФАНАСЬЕВА - И пуанты закончатся в магазинах.

И. АВЕРБУХ - Да, все отдавали себе отчет, что, конечно, это несколько другая вообще грань, и сложная для телевидения, для той телеаудитории, которая привыкла к развлекательным шоу, именно к шоу как исключительно к развлечению. Но в принципе мы в проекте «Ледниковый период», в проекте «Звёзды на льду» из года в год двигались именно в направлении, ну, я старался, чтобы этот проект двигался именно в направлении не исключительно развлекательного телевидения, где за рейтинговые цифры готовы и штаны снять, да?

Всё-таки в нашем проекте… и он отличался от всех остальных, что всегда фигурировала мысль в танце, идея танца, то, про что ребята рассказывают, те люди, которые приглашались к судьям, те люди, которые вели. Всё окружение, всё это складывало и поднимало уровень программы, давая ей возможность именно развиваться и разговаривать со зрителем с помощью танца.

И мне кажется, что проект «Болеро» логично вытекал из этого разговора. Просто форму всё время хотелось менять, формы всё время расширялись. И в прошлом году мы попробовали совместить танец на полу и танец на льду. Причём, конечно, это была колоссальная нагрузка для ребят, поскольку всё-таки совмещать это очень сложно и времени достаточно было мало, но именно движение к современному танцу, не к бальному танцу, а именно к современному танцу, началось в прошлом году. Но, к сожалению, как говорится, когда совмещение происходит, то времени не хватает ни на то, ни на другое, и, на мой взгляд, немножко в качестве ледовой подготовки, в первую очередь ледовой, мы немножко потеряли, упустили, и мне кажется, что в прошлом сезоне ребята катались чуть хуже, нежели в предыдущих сезонах.

И в этом году решили переориентироваться исключительно на красоту, профессионализм, эстетику, дать ещё одну грань этому проекту, дать ему ещё одно дыхание, ещё один глоток воздуха, поскольку мне кажется, что в той форме, которая уже существовала, мы сказали практически всё, что могли.

Е. АФАНАСЬЕВА - Что случилось, почему вы отказали в праве на танец прекрасным фигуристкам? Это какие-то невозможные с точки зрения солистов балета стать в пару с фигуристками, где мужчины могут пригласить девушку, солистку балета, а мужчины не могут. Почему девушек вы вычеркнули в этом году?

И. АВЕРБУХ - Всё-таки проект «Болеро» - это соревновательный проект. И при всей моей любви, при всём моем уважении к девчонкам-фигуристкам им соревноваться с балеринами, ну, это бы уже действительно превратилось в такое просто шоу. Вот я не хочу говорить про «Болеро» как проект-шоу. Всё-таки у него очень много граней. Соревноваться было бы невозможно. Если бы в следующем году у нас была бы возможность привлечь девушек-фигуристок, то они бы с удовольствием могли бы соревноваться… Фигуристки в паре с танцорами балета. Это возможно. Это тоже очень может и красивая грань, но если всех в одну кашу бросить…

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть балерины перетанцуют по любому или как?

И. АВЕРБУХ - Ну, если мы говорим о соревновании каком-то, то, конечно, это было бы… эти вещи просто было бы невозможно сравнивать. Ну это моё мнение.

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть как у мужчин-фигуристов как у танцовщиков больше шансов выразить себя на паркете, чем у девушек?

И. АВЕРБУХ - Нет, конечно, нет. У всех есть возможность выразить себя на танцполе. Просто есть определенная база подготовки, которая существует у балерин. И здесь все в равных условиях. Мужчины-фигуристы, женщины-балерины. И есть чистота жанра. То же самое я могу допустить – женщины-фигуристки, мужчины танцоры балета. Вот в таком формате это возможно. Иначе это уже получается такой немножко рынок.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я напоминаю, что это Илья Авербух, мы говорим о последнем, вернее, сейчас, наверное, как у лётчиков говорят – последний крайний, да? О проекте, который вчера завершился, проекте «Болеро», пожалуйста, ваши вопросы и ваши комментарии. +79859704545 . Как вы уговаривали солисток балета встать в пару к фигуристам, потому что, по-моему, уж более закрытого жанра искусства придумать трудно, уж настолько это камерное искусство, настолько отточено должно быть каждое движение, каждый элемент балета, приходят балетоманы посмотреть эти фуэте или другие какие-то эти… и вдруг они совершенно непонятно видят… для истинных ценителей балета, те, кто себя считает истинными, в прекрасном театре, классическом с замечательными традициями вдруг они выделывают вот такое. Как вы их уговорили? Чем брали?

И. АВЕРБУХ - Я, конечно, думаю, что одним из важных аргументов в том, что девчонки пошли на такой эксперимент, были, как ни странно, именно ледовые проекты, потому что так или иначе, но практически все смотрели лёд. И мне уже легче было объяснять, они понимали, что я их приглашаю не в какой-то телевизионное шоу, где вокруг всё будет сверкать, мигать и так далее.

Е. АФАНАСЬЕВА - Не в попсу.

И. АВЕРБУХ - Да. Они понимали уже, к чему я веду, и для меня это очень приятно, что у меня уже был багаж для них именно того, что они понимали, что здесь можно будет себя реализовать именно творчески. И поэтому таких вот больших вопросов именно… как я буду там… не возникало. Хотя, конечно, как вы правильно сказали, мир очень закрытый, балетный мир, и никто в проект из девушек не пришёл ради пиара. Наоборот, они, честно говорю, боятся этого пиара, они не хотят вот этой попсовости.

Е. АФАНАСЬЕВА - Чтоб их узнавали в метро.

И. АВЕРБУХ - Ну, в душе они, наверное, хотят, чтоб их узнавали в метро. Другое дело… ведь популярность популярности рознь. За что тебя узнают в метро? Или за то, что тебя всё время показывают по телевизору, или за то, что человек видел вчера, как ты танцевал на сцене Большого театра и просто хочет выразить восторг от того, как ты танцуешь. Это разная популярность, разная известность. Вот я уверен, что каждая из них хотела бы именно популярности и известности исключительно за их танцы, а не за то, что их лицо показали на экранах телевизоров.

Поэтому пришли все в проект исключительно для того чтобы попробовать, во-первых, с фигуристами потанцевать на полу, поскольку всё-таки это некое преломление, да, это движение навстречу друг другу, это другая пластика, потому что, конечно, фигуристам танцевать на полу достаточно сложно, но при этом у них есть своя органика, которая подкупает, есть чемпионская харизма, которой, кстати, во многом не хватает балетным танцорам.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мужественности в них больше, чем в балетных…

И. АВЕРБУХ - Видите, я обошёл этот вопрос. И у девушек, балерин, наших участниц, горели глаза во время проекта, во время каждой репетиции, хотя это было очень изматывающее, и они отрабатывали полностью все репетиции у себя в театрах, и потом неслись к нам. Огромное всем спасибо за тот труд, который они вложили в этот проект, потому что все работали по-честному, все работали с душой, и я очень рад, что действительно у нас были примы, действительно у нас в проекте были лучшие из лучших, и всё-таки я считаю, что и миссия проекта в том, что так или иначе достаточно большое количество людей смотрело наш проект и узнали эти имена, уверен, что они многие захотят придти и посмотреть на их выступление в театре, и это всегда лучше, чем, честно говоря, смотреть какой-нибудь очередной криминал или мыльное шоу, мыльную оперу и так далее.

Е. АФАНАСЬЕВА - А как лично вы рискнули… ну понятно, что для продюсера вам важно было привлечь самых-самых лучших не только солистов, но и постановщиков. Но как постановщик как вы рискнули на той площадке, где не вы главный, как в фигурном катании, конкурировать… страшно было?

И. АВЕРБУХ - Ну здесь не совсем так. Я ни в коей мере не имею права даже думать о том, что я могу именно на танцполе конкурировать с Начо Дуато и вообще с кем-либо, и из тех хореографов, которые принимали участие в проекте. Для меня как продюсера проекта, как человека, который в основе его стоит, было крайне необходимо и крайне важно, и мне кажется, в этом очень большая миссия проекта, в том, чтобы как можно большее количество хореографов различных направлений были привлечены к этому проекту.

Да, мы поделились на двух режиссёров. Московскую команду представлял я, а питерскую Фарух Рузиматов. Но функция режиссёров сводилась, конечно, в первую очередь к тому, чтобы некому взгляду со стороны к направлению, к созданию идеи, помощи хореографам, но я давал исключительную свободу хореографам. Если в «Ледниковом периоде», «Звёздах на льду» вся постановка лежит на мне и Саше Жулине, и нам помогают хореографы у Саши Игорь Ашуляк, а у меня Елена Масленникова, и этим ограничивается все, то в проекте «Болеро» было занято более 30 хореографов. Представляете, какая большая палитра для многих российских хореографов, а всё-таки в основном это были российские хореографы. Это был шанс заявить о себе, показать себя, и сказать своё слово так, чтобы тебя действительно заметили, и дать возможность. Самореализация. Я думаю, что это действительно толчок, и имя Славы Кулаева, например, узнали очень многие, Игоря Пиворовича,, Богданович, ну и, конечно, человек, который действительно очень много сделал и для проекта, и просто действительно мой большой друг стал, Раду Поклитару. Насколько каждый его танец – это диалог, это рассказ, это магия. Магия, состоящая из абсолютно простых движений. Кажется, ну, это придумать за раз-два, но ты так никогда не сделаешь. И, конечно, участие Начо Дуато.

Е. АФАНАСЬЕВА - Его-то как уговорили, скажите.

И. АВЕРБУХ - А мы знаете, как мы его уговорили? Он же работает теперь в Михайловском театре, и, конечно, мы вели с ним переговоры до проекта, встречались, показывали ему «Ледниковый период», потому что не было же балетных проектов до этого. Ему очень проимпонировало то, что мы делаем, потому что он говорил, что он много видел таких различных шоу в мире, и никогда не видел, чтобы кто-то вообще задумывался о том, что они делают на льду. Цель была… главное - выкатили звезду на лёд, дальше она руками машет, и хорошо, и все смеются. А если ещё на попу упал, так вообще замечательно.

И когда мы начали снимать первые съёмки в Михайловском театре, Начо пришёл, посмотрел, посмотрел уровень танцев, посмотрел уровень балерин, которых мы пригласили в проект, и сказал – да, мне это интересно. И несмотря на то что никогда не принимал участие в телевизионных шоу, и для него это тоже где-то такой немножко опасливый мир, да, всё-таки не балетный… он всё-таки согласился.

Я считаю, что это очень правильная позиция, потому что для человека, который ставит, для хореографа нет ограничений, не должно быть этого – вот здесь я ставлю, а тут создайте мне условия, здесь я не ставлю. Вот я для телевидения я выше телевидения… и я вот там.

Настоящий хореограф, человек, который уверенный в себе человек, творец, которому просто интересно творить, он будет творить везде, будет создавать различные вещи. У нас же очень у многих такая переэстетская позиция… «мы выше», «мы утончённей», «ой, это не наше». А это всё от слабости, это всё от определённой трусости перед собой, перед зрителем, и вот этот пример участия Начо Дуато в нашем проекте – это именно… это хороший урок всем российским, опять же, хореографам. Как важно себя реализовывать. Не бояться, смело реализовывать. И мне кажется, в этом тоже большая миссия нашего проекта.

Е. АФАНАСЬЕВА - Получается, что у вас на разогреве была немного-немало опера. Потому что Первый канал рискнул и в начале сезона был проект не менее радикальный, это «Призрак оперы», где популярные певцы оперные арии, и так далее, и вот потом уже пошёл балет. Это похожие, на ваш взгляд, проекты? Один вы, вероятно, смотрели, как зритель, а другой делали.

И. АВЕРБУХ - У них одна важная миссия. Это проекты развивающиеся, да? Ведь можно было сделать ещё один сотый «Ледниковый период» со звёздами, можно было ещё запустить сотую «Фабрику звёзд» или ещё что-нибудь. Важно, что на Первом Канале есть движение к развитию. Мы можем ошибаться, мы можем не угадать желания публики, зрителей, телезрителей. Но есть движение, есть желание что-то попробовать новое. И я считаю, что их сближает эти два проекта именно просветительская, действительно, определённая просветительская миссия. Конечно, мы понимаем, что есть аудитория, которая хотела бы вечером отдыхать и не загружать свои мысли проблемами вселенной, и поэтому, конечно, проекты облегчённые. И в нашем проекте мы часто использовали музыки достаточно лёгкую, и, наверное, немножко поверхностность есть, конечно, в этих проектах, но при этом есть движение к тому, чтобы люди расширяли свои горизонты, чтобы люди узнали оперные арии, узнали новых балетных постановщиков, наших балерин, чтобы они узнавали что-то новое.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы сейчас прервёмся на выпуск новостей, а потом продолжил программу «Телехранитель». В гостях Илья Авербух, говорим о проекте «Болеро».



НОВОСТИ



Е. АФАНАСЬЕВА - Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Илья Авербух, говорим мы о шоу «Болеро», которое вчера закончилось, был финал, много СМС-ок. Пишут: «Болеро – великолепный проект. Спасибо Илье и всем организаторам», «Замечательный проект, какие у нас замечательные фигуристы! Может, в фигурное катание придут новые хореографы?», - спрашивает Ольга.

Мы остановились на том, что обсудили, как у вас опера была на разогреве. Очень много было вопросов. Особенно когда проект только запустился, где же Татьяна Анатольевна Тарасова? Почему её не пригласили? Не хватало вашим постоянным зрителям «Ледникового периода» Татьяны Анатольевны.

И. АВЕРБУХ - Ну дело в том, что, во-первых, всё-таки в планах остаётся продолжение, логическое продолжение, опять же, «Ледникового периода», ледовой истории, и мы поберегли Татьяну Анатольевну именно для этой истории. Ну и, конечно, у нас возглавил жюри легендарный, ну, я даже не знаю, какие эпитеты подобрать, Владимир Васильев, который явился и являлся в проекте именно тем стержнем, который, ну, на мой взгляд, ему оппонировать бессмысленно, потому что…

Е. АФАНАСЬЕВА - Ну как? Владимир Владимирович Познер, по-моему, активно пытался.

И. АВЕРБУХ - Ну только если Владимир Владимирович, может.

Е. АФАНАСЬЕВА - Интернет-языком – «троллил» жюри так активно, как только мог.

И. АВЕРБУХ - Мне кажется вообще, что звёзды сошлись и получилась замечательная аура. У нас были потрясающие ведущие, несмотря на лавину критики, которая раздавалась в Интернете, особенно после первых эпизодов. «Зачем», «Почему», «Откуда». Я с трудом могу себе представить, кто мог быть другой на месте потрясающей Эльзы Лиепы и Владимира Познера. И главное, что, вы знаете, они смогли, на мой взгляд, переломить аудиторию. И я всегда так или иначе всё равно читаю и отзывы о программе, потому что это помогает среди… бывает такой безапелляционной критики, просто кто-то самовыразился, очень многие любят неконструктивно выражаться. Но есть очень много конструктивных предложений. Я их всегда отсматриваю, потому что если ты не анализируешь, ты не можешь развиваться.

И уже вот этот негатив какой-то был, причём, я думаю, что он больше не негатив именно к Познеру или просто, а потому что новые люди. Не готовы мы… мы всегда все хотим новое…

Е. АФАНАСЬЕВА - Как же Познер новый? Это, может, в балете у вас новый?

И. АВЕРБУХ - Нет, новые люди как ведущие такого шоу. Вы знаете, не знаю, я не могу пока проанализировать, но почему-то сначала был такой резкий очень негатив, который потом изменился таким очень хорошим теплым позитивом, потому что их интеллигентность, их уровень образования, ну, просто всех нас мобилизовал, для того чтобы мы тянулись за ними и, опять же, Владимир Васильев в жюри, Тамара Москвина представляла фигурное катание вместе с Татьяной Навкой, потрясающей говорящая, всегда очень точно и в точку Гедеминас Таранда. Мне кажется, что люди, которые были вокруг всего проекта, действительно люди, которые оказались там абсолютно по делу, были все на месте, и, может быть, это и создало вот эту… что-то такой островок был, на самом деле эти полтора часа – это был островок красоты, если вот так двумя словами сказать, и это не потому что мой проект, это просто потому что действительно делали люди, которые танцевали, были потрясающие танцоры, потрясающе красивый театр, замечательные хореографы, ведущие, и всё это создало одну большую такую… действительно островок красоты.

Е. АФАНАСЬЕВА - А Владимир Васильев насколько был к вам снисходителен и к участникам проекта? Главное – насколько он всё-таки играл в роли члена жюри или высказывал свои истинные суждения, как вам кажется?

И. АВЕРБУХ - Я думаю, что он так же боролся, он так же скептически относился ко всей этой затее, его очень было сложно убедить, уговорить, ему так же не нужен никакой пиар. Или видеть себя на Первом канале.

Люди, которые были на этом проекте, они уже самодостаточны, им это не нужно. И он, конечно, тоже боялся, боялся оказаться в каком-то телевизионном шоу. Опять же, сработало всё, что так или иначе уже было понятно, куда я направляю наши проекты… и я думаю, что именно балерин, которые были, это первое, что он спросил – кто из девушек принимает участие в проекте? И когда мы перечислили их имена, он прекрасно их всех знает, он сам рекомендовал ряд хореографов, он подсказывал, его замечания были очень точны, они направляли нас… Он буквально включался, какой бы уставший не был, во время проекта, и когда говорил. И даже когда он критиковал, его критика никогда не была обидной, она не унижала, она не оскорбляла, она, да, указывала на ошибки, да, давала толчок дальнейшим репетициям, к направлениям, хореографам, мне давала пищу для размышлений. Я меня хореографов, подбирал каждой паре того человека, который бы смог сделать с ним тот танец, который бы заставил жюри действительно почувствовать то желание.

Ведь когда достаёшь десятку, мы часто ругаем всех – о, у них там одни десятки, девятки. Все высший балл получают. Это очень эмоциональное решение. И чтобы заставить члена жюри поставить высший балл, нужно выстрелить в эту секунду. Может быть, через 5 минут они бы уже проанализировать весь танец, уже бы не стали ставить такие оценки, но вот эта магия когда ты попадаешь под волну участников, и волей-неволей берёшь и ставишь 10, и понимаешь – зачем, я же пришёл в программу вообще для того чтоб я сам… Потому что все, кто приходит к нам, говорят – я вам десятки ставить не буду, я не такой, как все. Но попадая под обаяние пары и самой атмосферы, люди ломаются. Но они не просто так ломаются. Это нужно найти.

Е. АФАНАСЬЕВА - А что в балете нельзя было сделать то, что могли сделать в фигурном катании, и что можно того, чего вам не позволял лёд? Ну я имею в виду в рамках, конечно, телевизионных шоу.

И. АВЕРБУХ - У каждого из форм танца есть своё преимущество, есть свои недостатки. И, конечно, если говорить сначала о недостатках, ну если можно говорить о недостатках формы выражения через балет, то, конечно, относительно фигурного катания это нехватка, когда ты смотришь глазами, человек, который всё время работает на льду – нехватка динамики. Всё-таки в фигурном катании огромную роль играет скорость, И часто движения на скорости смотрятся насколько эффектно, что они, может быть, не очень и сложные, но если их правильно подать, то это завораживает. Для того чтобы достигнуть такого же эффекта на полу, нужны другие приёмы. И могу сказать, что сначала, когда ещё в проекте «Лед и пламя», я, честно говоря, внутренне имел такие амбиции, что я смогу легко ставить и на полу. Вот у меня был такой момент, недолгий, правда, когда я был уверен – ну что, я же знаю приёмы постановки льда, но я сделаю это на полу.

Совершенно другие приёмы, совершенно другое построение, совершенно другая канва танца. Когда ты ставишь на полу, я быстро понял, что это не моё, и, слава богу, ушёл, не стал мешать профессионалам.

Но на полу есть другое преимущество. На полу можно очень точно продавать, если так можно сказать, жест. Можно долго рассказывать, можно играть на полутонах. На льду это сложно, потому что на льду наоборот когда ты остановился, ты вдруг стал голый, и тебе нечего делать, надо срочно куда-то двигаться. А на полу, если это всё выстроено, ты, наоборот, можешь взглядом, лёгким прикосновением сыграть то, для чего на льду надо перекрутиться через голову. И поэтому здесь они с одной стороны похожи – и там, и там танец, но вообще это совершенно разные восприятия, совершенно разная структура построения танца и хореографии.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ещё раз напоминаю наш СМС-номер +79859704545 Пожалуйста, ваши вопросы Илье Авербуху. Вот, Никита спрашивает: «Уважаемый Илья, не секрет, что настоящее дело развивается тогда, когда присутствуют конкуренты. Скажите, есть ли у вас конкуренты на телевидении. Что они делают? За счёт чего вы собираетесь победить их в дальнейшем?».

И. АВЕРБУХ - Ну, конкуренция всегда есть. И, к сожалению, наверное, всё-таки больше к сожалению, конкуренция на телевидении идёт не друг с другом. Друг с другом было бы, наверное, интереснее и может быть даже чуть проще. Конкуренция идёт за зрителя. И каждый из продюсеров и организаторов создаёт проект, не соревнуясь с конкурентом, а соревнуясь за внимание телеаудитории, соревнуясь за высокие рейтинговые цифры. И именно это говорит об успешности тебя как продюсера или нет. Это грустно, потому что не всегда действительно высокие цифры, на мой взгляд, рейтинги говорят о том, что эта программа очень качественная, интересная, зачастую программы, которые действительно… вот, если даже между вами будем говорить, вы никогда не признаете, что вы её смотрели, но они имеют очень высокие цифры. И наоборот, программы, которые направлены несколько в другую сторону, образовательную сторону, они не столь успешны. Но здесь уже принимает решение, конечно, руководство канала, насколько оно готово балансировать, насколько оно готово задействовать несколько другую аудиторию.

Поэтому ещё раз отвечаю на ваш вопрос. Конкуренция – это постоянная борьба за зрителя, если говорить о телевидении, да и вообще если говорить о таком шоу-бизнесе, это всё равно так или иначе тебя оценивает зритель – или он приходит в зал, или он игнорирует всё, что ты делаешь.

Е. АФАНАСЬЕВА - СМС-вопрос, правда, без подписи: «Илья, не кажется ли вам, что танцевальные шоу себя исчерпали? Какие новые проекты у вас есть?».

И. АВЕРБУХ - Танцевальные шоу, конечно, в том формате… они не исчерпали себя, но, конечно, у них нет той новизны, того вот этого «вах!», которое было, когда только это появилось. Мне кажется, что танец не сможет себя исчерпать, и если в течение целой недели появляется одна программа, в которой всего лишь, ну, полтора часа людей не разговаривают обо всём подряд, а сейчас у нас все разговаривают о политике, страна стала очень политичной резко. Я понимаю, что вы избегаете всех вопросов по митингах.

Е. АФАНАСЬЕВА - Сейчас вам позвонят зрители и спросят… были ли 24 декабря. Так что готовьтесь.

И. АВЕРБУХ - Я готов. Ничего, не от кого бегать. Так вот, я считаю, что если в течение одной недели появляется передача, в которой разговор со зрителем ведётся с помощью танца, причём, красивого танца, танца, исполненного профессионалами, будь он на льду, будь он на танцполе, это место имеет быть.

Конечно, наверное, формат таких шоу, где преодоление, когда человек не имел ничего делать и вот потихонечку учится, наверное, их время немножко ушло, и, может быть, надо от них отдохнуть, но так или иначе, конечно, где-то внутренне мне кажется, что они для меня лично себя исчерпали. Ну вот сам разговор со зрителем с помощью танца, будь то на льду, будь то на полу, мне кажется, он интересен, мне кажется, что в этом есть определённые краски, есть возможность немножко отдохнуть от какой-то суеты, которая нас окружает.

Е. АФАНАСЬЕВА - Раз уж вы сами просили, вот я вопросы отбираю: «Илья, вы ходили на митинг?», - без подписи. «Илья, люди, вышедшие на митинг, не бездельники. Вы заблуждаетесь. Рита». Вот, пожалуйста. Отвечайте Рите.

И. АВЕРБУХ - Я отвечу Рите. Я не ходил на митинг, у меня ну просто нужно сейчас мою политическую позицию… в двух словах, конечно. Я готов спорить, оспаривать. У меня есть своя позиция, у Риты есть своя позиция. И у тех, кто пришёл на митинг, и это здорово, я считаю, что это как раз показатель того, что у нас по большому счёту всё равно здоровая страна, у нас… мы вышли на митинг, помитинговали, никого…

Е. АФАНАСЬЕВА - А на «Эхо Москвы» можно говорить…

И. АВЕРБУХ - На «Эхо Москвы» я абсолютно спокойно могу выражать свою позицию, что я считаю, что этот митинг дестабилизирует обстановку, что он не конструктивен. Это моя позиция. Такая же позиция, как и людей, которые вышли на этот митинг. И слава богу, мы с вами можем это говорить. У нас есть свобода. Никого сапёрными лопатками не били. Кто-то пытается… всегда во всём есть тройное, пятерное дно. И, к сожалению, опять же, к сожалению, я, находясь внутри теле и радиоиндустрии, да, понимаю, как это всё делается и для чего делается, и кому где-то выгодно, кому вот выгодно то, кому выгодно то. Я не люблю, когда манипулируют массами, потому что всё это, на мой взгляд, то, что сейчас происходит, действительно… не конструктивно. Но, опять же, если мне дадут час эфира и здесь ещё выйдут 100 000 человек из митингующих, они, наверное, меня растерзают так или иначе, но мне кажется, что по большому счёту ситуация, которая расшатывает историю…

Е. АФАНАСЬЕВА - Наверное, вы состоявшийся человек и вы имеете полную возможность самовыражения в своей профессии. А те люди, которым не хватает самовыражения как в профессии, так и выражения своих общественных взглядов, они вышли вчера на площадь. И. АВЕРБУХ - Не исключаю, не исключаю. Но мне просто не нравится, когда действительно, вот я ещё раз говорю… «Мы против выборов», «всё неправильно», «всё, нас обманули». А тогда что обманули? Значит, отняли голоса у коммунистов, у ЛДПР и у Справедливой России. То есть значит по большому счёту люди вышли голосовать за то, что вернём коммунистов и жириновцев к власти, что ли? Я просто… как будто бы одни не слышат другого. А что они говорят? О чём? «У нас украли голоса». У кого? Ну я не вижу, что те люди, которые стояли на митинге, они коммунисты. А что у них украли? Значит, за кого они голосовали, если у них украли голоса? Я вот, честно говоря, ответить себе тоже на это не могу.

Е. АФАНАСЬЕВА - Как ни странно, несмотря на то что это «Эхо Москвы», вопросов про проект «Болеро» больше, чем про митинг.

И. АВЕРБУХ - Слава богу.

Е. АФАНАСЬЕВА - Поэтому вам придётся ответить Анне, которая не знает, кто стал победителем. «Илья, назовите, пожалуйста, победителей проекта».

И. АВЕРБУХ - Очень жаль. Ну, кстати, я хочу сказать, что вы не знаете, кто… я, конечно, скажу. Я могу сказать о том, что, кстати, опять же, о телеаудитории, А при всём том, что проект «Болеро», конечно, смотрят на Первом канале и, конечно, у неё достаточно высокие цифры рейтинговые, но достаточно большое количество людей сейчас ушло и в Интернет, и просматривают номера в Youtube’е, и почему я так сказал об этом, что… мне очень жаль, что вы просто не видели вчерашнего эфира заключительного. Поэтому я действительно рекомендую вам посмотреть…

Е. АФАНАСЬЕВА - На сайте…

И. АВЕРБУХ - На сайте посмотреть номера. Номера были очень красивые. И каждая пара действительно, по-моему, так… по-хорошему хлопнула дверью.

Ну а результаты такие. Победили в проекте Кристина Кретова и Алексей Ягудин. Здесь такой нюанс, что Алексей единственный из всех фигуристов участников одиночник, он не работал вообще никогда в паре. Он был ни парником, ни танцором. И вот Алексей всегда был где-то рядом у нас в проекте балетном, в проекте одиночников победил, но, конечно, совершенно потрясающе Кристина, она всегда менялась, очень открытый, яркий человек.

Серебряную медаль поделили две замечательные пары. В первую очередь, конечно, две замечательные балерины, это пара Наташа Сомова и Максим Маринин и Наталья Осипова и Роман Костомаров.

Ну а бронзовую медаль завоевала также замечательная пара, представляющая Санкт-Петербург в нашем проекте – Ирина Перрен и Пётр Чернышёв.

А приз зрительских симпатий получила Юлия Махалина и Повилас Ванагас.

Вот, всех я назвал.

Е. АФАНАСЬЕВА - А у нас очень мало времени осталось, попробуем несколько звонков принять. А пока наши слушатели будут дозваниваться 3633659, я задам вопрос – вы обычно в ледовых шоу делали всегда гала-концерт во дворце на Ходынском поле или ещё где-то, куда могли зрители, которые не могут попасть на съёмки, не было ли идей сделать то же самое с балетом?

И. АВЕРБУХ - Такая идея была. Но по техническим причинам, к сожалению, занят был Кремлёвский дворец, уже заранее его арендовали, и не было просто площадки, где можно было бы провести такой гала-концерт. Но недавно прошли спектакли «Огни большого города» очень успешно и проект…

Е. АФАНАСЬЕВА - Здесь как раз Марина пишет: «Поклоны, «браво», не только за балет. Уникальное действо «Огни большого города». Точно надо продолжить».

И. АВЕРБУХ - Спасибо. Спасибо большое. Ну, я хочу пригласить на новогодние праздники в новогодние каникулы на наше представление «Тайны острова сокровищ», где мы постарались сделать такую добрую новогоднюю сказку для детей, где будет Дед Мороз, будет и ёлка, и, конечно, будет очень красивое выступление Маргариты Дробязко и Повеласа Ванагаса, Максима Ставицкого, Евгения Леонова, Андрей Хвалькова. Ждём, ждём.

Е. АФАНАСЬЕВА - Давайте успеем хотя бы один звонок принять. 3633659. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ - Аллё, добрый вечер.

И. АВЕРБУХ - Добрый вечер.

Е. АФАНАСЬЕВА - Здравствуйте, как вас зовут. Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Роман. Я из Санкт-Петербурга. Вот. Хочу сказать, что проект считаю вообще великолепным, это какие-то высшие сферы… и взрослый человек до слез иногда пробивает, особенно не финал, а прошлая программа, там что-то такое запредельное было.

И. АВЕРБУХ - Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ - Вопрос такой. Всё время мне накатывает. Столько мировой музыки – Клифф Ричард, Том Джонс, Маккартни… ну, безумное количество, я не говорю уже о классике. Иногда такой скудный выбор музыкальный. Ну, наших берут исполнителей, где, извините, можно под гитару поплясать около костра. Но очень странный музыкальный выбор. Мне так кажется лично, вы извините, я не хочу никого обидеть. И личный вопрос, ну, как… Илье по поводу того, что… ну, я понимаю, знаете, когда на телевидении, как говорится, прикасание к прекрасному, в шоколаде, в тёпло й ванне – это одно, а когда ну не то что люди на баррикадах, а когда около 100 тысяч люди выходят… и притом, богатые, обеспеченные, и актёры, ваши знакомые… бьются за что?

И. АВЕРБУХ - За что? Вот за что бьются? Давайте подумаем. Вот, за что они бьются? Я с ними общаюсь и не понимаю. Кроме слова «да надоело», я ничего от них не слышу, никакого конструктива. Что им мешает? Они в свободной стране живут.

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, ну понятно, о судебной системе хотя бы взять… вот сейчас Медведев как будто с Луны свалился, такой сказал, что-то жена подошла, говорит – Медведев сказал – как же у нас, оказывается, судебная система плохо работает… ну хотя бы вот это взять. Мы не будем углубляться. Там, Магнитский, который люди на повышение пошли, которые замучили. Не хочется в политику влезать – вопросов масса. И когда руководитель государства сидит там… ну, все это уже знают, называет бандерлогами, немножко как-то… высокомерно… ну это уже… ну не как Сталин, ну это мы уже видели, проходили. Я думаю – как вы, люди искусства, вы лично, вы просто великолепны, я говорю, это прорыв в какие-то высшие сферы уже, эзотерически, можно сказать, людей продвигаете. И как вы не чувствуете вот этой темноты, вот этой… ну просто…

Е. АФАНАСЬЕВА - Извините, у нас просто заканчивается эфир. Давайте дадим Илье ответить, да? Спасибо.

И. АВЕРБУХ - Спасибо, во-первых, действительно, за мнение. Мне очень нравится, что при этом такая в голосе звучит интеллигентность у человека, и я с удовольствием готов…

Е. АФАНАСЬЕВА - Причём, он разделил ваше творчество.

И. АВЕРБУХ - Замечательно. Главное, что я могу говорить со своей гражданской позиции свободно, я не являюсь ни членом никаких партий, никогда не был замечен во всех этих историях и не буду никогда замечен, потому что ну это не моё.

Что касается телепроекта, значит, по поводу музыки. Вы знаете, иногда бывают технические вопросы, потому что музыку надо… такое слово есть… очищать по правам. И есть вещи, которые чтобы просто получить право на то, чтобы эта музыка звучала…

Е. АФАНАСЬЕВА - Платить за использование.

И. АВЕРБУХ - За это надо заплатить колоссально большие деньги. Это бывает достаточно часто мы с этим сталкиваемся. Так что есть везде свои подводные камни. Потом, конечно, есть определённые предпочтения ещё и у ребят, которые выступают, и у них есть… у них всего шанс, да, показать, там, 8 танцев, и каждый из них уже сросся с определённой музыкой, и я не хочу рубить по живому, заставлять, если у них не лежит душа к той музыке, которую я предлагаю, а им хочется ту, туда же, под костром, которую когда-то были… Ну я даю шанс, потому что для меня очень важно, чтобы человеку было органично в том, что он делает.

Но я с вами согласен в том, что чем больше новой музыки звучит, и вообще у нас было несколько эпизодов, когда мы делали программу только джаз, да. Вообще сложно себе представить. Первый канал, прайм-тайм. В течение полутора часов…

Е. АФАНАСЬЕВА - Не самая востребованная массой аудитория музыки.

И. АВЕРБУХ - Но при этом нам давали возможность на такие смелые вещи. Что касается, возвращаясь к политике, никто не говорит о том, что у нас всё совершенно… Знаете, ну нет ни одной страны, в которой совершенно. Я говорю о том, что я действительно абсолютно уверен в том, что я, слава богу, что Россию 10 лет не колотило, мы спокойно развивались, мы действительно во многом… ничего никто не говорит, что всё хорошо. Но Россию нельзя…

Е. АФАНАСЬЕВА - Я так чувствую, что продюсерам «Эха» придётся позвать вас в чисто политическую программу, а не телевизионную, потому что наболело у слушателей и у вас.

И. АВЕРБУХ - И у меня наболело.

Е. АФАНАСЬЕВА - Здесь есть СМС-реплика без подписи: «Илья слишком сосредоточен на своей публике, которую надо развлечь. Публика на проспекте Сахарова нуждалась в другом».

И. АВЕРБУХ - Сейчас многие сосредоточились на том, чтобы развлекать публику на проспекте Сахарова. Какую радиостанцию ни возьми, какую газету ни возьми, все пытаются заработать на этом… Вас это не пугает?

Е. АФАНАСЬЕВА - Зато здесь лауреат международных конкурсов пишет вам, что она открыла новый способ повышения техники выразительности фигурного катания, просит с ней созвониться, зовут её Елена.

Ну что же, это Илья Авербух, который высказал не только свою творческую, но и политическую позицию в программе о телевидении «Телехранитель». Елена Афанасьева. Правда, не успели ничего сказать, что у вас следующее будет, всё-таки Лед или Пламень…

И. АВЕРБУХ - Ну не знаю. Я понимаю, что теперь интересует всех только политика.

Е. АФАНАСЬЕВА - Так, интересно, а какое бы вы могли сделать политическое шоу. Кого из политиков поставить на пуанты? Ну что, это Илья Авербух в программе «Телехранитель». Елена Афанасьева. Прощаюсь с вами, наверное, всё-таки до следующего воскресенья. Хотя 1 января очень не хочется работать. Всего доброго. До свидания.

И. АВЕРБУХ - До свидания.