Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2012

8 января 2012: Итоги телевизионного 2011 года. Конференция со слушателями

 Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/846000-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И по традиции в один из первых эфиров Нового года мы встречаемся в этой студии с вами, уважаемые наши слушатели, они же телезрители телевизионные, и говорим с теми, для кого телевидение делается, как оно выглядит вашими глазами, что в этом году, вернее, в минувшем году, в ушедшем, в 2011-м в телевидении было интересным, что вам не понравилось. И я приглашаю вас присылать свои SMS-вопросы и реплики по SMS-номеру +7 985 970-45-45, а также дозваниваться в эфир по телефону 363-36-59 и высказывать свои точки зрения. Давайте попробуем устроить такую голосовалку, наверное, без телефонных номеров, а просто с краткими вашими высказываниями, что в телевидении 2011 года вам понравилось и нет. Одно событие, проект, программа, персона со знаком плюс и один или одно со знаком минус. То есть лучшее и худшее в телевидении 2011 года. Вы можете уже сейчас дозваниваться, вы можете уже сейчас присылать свои SMS-вопросы, реплики. Какая-то часть пришла заранее на сайт, и мне в твиттер писали. Вот мы об этом всем с вами сегодня попробуем поговорить, подвести итоги и вспомнить.

Что касается телевидения, наверное, надо немножко напомнить о том, что там было в этом году, как в индустрии телевизионной, так и в творческой составляющей телевидения. Достаточно много всего происходило, были какие-то интересные события, яркие. Были какие-то проходные как в любом году. Поменялось несколько каналов практически. На месте старого канала ДТВ, который когда-то возникал как Дарьял ТВ, появился новый канал в октябре «Перец ТВ», вот такое вот необычное название. Даже у генерального директора этого канала Дмитрия Троицкого на визитке написано «Генеральный перец», а не «Генеральный директор» этого канала. Но пока каких-то грандиозных успехов у канала не наблюдается, примерно рейтинги на том же уровне, на каком были у ДТВ, и, вот, уверенной своей аудитории канал тоже, мне кажется, пока еще не нашел. Но посмотрим. Первые 2,5 месяца работы, может быть, еще пока не показатель.

Перед самым Новым годом, за несколько часов до Нового года на той частоте, на которой раньше вещал канал 7ТВ, появился телеканал «Disney» - это канал для семейной аудитории, которую делает компания «Disney», делает ее российское представительство, российское отделение на базе того огромного количества телевизионного и кинопродукта, который делает Disney во всем мире.

Кроме того, было еще, в частности, в новостях полчаса назад вы, наверное, слышали, в очередной раз прошла информация о том, что канал ТНТ покупает контрольный пакет акций Камеди Клаба. Эта информация уже не первый раз возникает, переговоры были еще в августе, они практически были закончены и шли какие-то формальные процедуры по оформлению сделки, и ТНТ не скрывает то, что главная производительная сила, которая создала, во многом, образ ТНТ – это Камеди Клаб. Вот, они хотят быть уверенными, что этот ресурс творческий есть у них и никуда от них не уйдет, и покупают контрольный пакет акций.

Происходило много чего еще в продаже разных акций – не буду вас сейчас долго грузить и мучить, потому что, все-таки, мы с вами, наверное, хотели больше поговорить о каких-то зрительских, творческих итогах года. Но происходило в этом году в октябре, в Каннах на международном телерынке, на Мипкоме происходило первый раз большое мероприятие, которое называлось «Focus on Russia». То есть один раз в центре внимания всей мировой телевизионной общественности бывает какая-то страна. В этом году это первый раз была Россия, и надо сказать, что то, каким образом выглядела наша страна на этой презентации и все компании, которые там представляли, все каналы, которые там представляли свою продукцию, свой взгляд на телевидение, это все произвело достаточно большое впечатление и на профессионалов мировых, потому что они заново для себя открывали Россию и российское телевидение, и российские возможности телевизионные. Так и стало каким-то толчком для дальнейших переговоров, покупки, продажи форматов и какого-то взаимодействия телевизионного профессионалов во всем мире.

Вот это я так, кратко сказала о какой-то телевизионной индустрии. Давайте попробуем слушать и ваше мнение, и какие-то ваши реплики. Вот меня уже упрекают, почему мало вопросов от зрителей в эфире, прошлые 2-3 эфира вообще ничего не задавали. Татьяна, прошлый эфир был 1 января и он был записанный – мы его даже не скрывали и на сайте вопросов не принимали. Потому что представители Disney улетали перед Новым годом, я за 2 дня встретилась с Владимиром Грамматиковым и с Мариной Озкан, и мы говорили в студии «Эха», но не могли принимать ваши звонки, потому что этот эфир записали, а пошел он в эфир 1-го января. Вот сегодня вы можете дозваниваться – пожалуйста, 363-36-59. И присылать вопросы, +7 985 970-45-45. Михаил из Ивантеевки считает событием года показ фильма «Елена». Ну что ж, конечно, это замечательный фильм, его достаточно быстро показал телеканал «Россия 1», потому что, как вы помните, еще осенью был кинотеатральный показ и практически сразу это было в эфире канала, и собрало очень хорошие рейтинги, по-моему, больше 23% доля аудитории для такого фильма, который считается, все-таки, таким, авторским кино, а не массовым, это достаточно большие показатели, которые показывают интерес зрительский к такого рода кино, который, в принципе, наблюдается в других фильмах подобных, которые показывал канал «Россия». Когда-то показывал «Бумажного солдата», например. И в тех фильмах, которые идут в рамках проекта «Закрытый показ» поздно ночью на Первом канале тоже очень такое, непростое кино авторское, но у него всегда бывают достаточно хорошие цифры, наверное, потому что именно в это время, позднее вечернее эта аудитория, которая готова такое кино смотреть, приходит к эфиру и смотрит его. Вообще разделение аудитории внутри каждого канала – это одно из таких, замечательных, что ли, заметных вех телевизионного года, потому что именно, наверное, в этом году стало как можно больше заметно то, что если канал хочет быть успешным, он не может быть каналом для аудитории с утра до вечера одной и той же, вот, «мы – для семейной» или «мы – для молодежной», «мы – для женщин старше определенного возраста». Получается, что у каждой аудитории должен быть какой-то свой сегмент. Вот, приходит дневная аудитория и смотрит днем какие-то программы, которые ни за что не станут смотреть те, кто смотрят ночью «Закрытый показ» или сериал «Шерлок» Би-Би-Си, который показывает 2-й сезон сейчас Первый канал. В то же время дневная аудитория не понимает вот этих вечерних показов, вечерний юмор совершенно другой.

И очень показательно, что эти аудитории, когда они сталкиваются, например, в Новый год... В общем, все люди, которые не вышли из дома, включают телевизор. Вот тогда заметно это противоречие, потому что когда каналы пытаются делать чуть более продвинутый молодежный Новый год, то это сразу приносит не такие большие рейтинги, как Новый год для такой, традиционной аудитории. Потому что молодежь – она более подвижна, она проводит Новый год и в гостях, на улице, в клубах, ресторанах, за городом, за границей. И они не попадают в те доли аудитории, которые измеряют социологические службы. А, вот, аудитория более стабильная, пожилая... Может быть, не всегда пожилая, а такая, традиционная, которая привыкла встречать Новый год дома с семьей, с салатом Оливье и с «Голубым огоньком» или с похожим шоу на любом канале и с обращением президента, с поздравлением с курантами – вот для этой аудитории и делаются такие традиционные шоу, которые молодые не понимают (они с ужасом смотрят). А более пожилая аудитория не понимает, когда в этих программах появляются более молодые персонажи – я имею в виду молодые не с точки зрения возраста, а как какие-то кумиры более молодой аудитории, интернетизированной и более продвинутой.

И только иногда получается совместить какие-то эти зоны. Ну, например, программа «Пусть говорят» в одном из последних эфиров сезона показывала лучшие хохмы интернета, лучшие видео, которые собирали наибольшее количество просмотров. И вот эти интернет-кумиры, которых знают все, кто так или иначе заходят в YouTube или в какие-то социальные сети, они достаточно хорошо были восприняты и аудиторией традиционного телевидения. Но это, наверное, от того, что, все-таки, так, что называется, чисто поржать.

Еще раз напоминаю наши номера. +7 985 970-45-45, пожалуйста, ваши SMS-вопросы (их уже очень много) и реплики сейчас буду читать. И 363-36-59 – это телефон, сейчас тоже будем с вами разговаривать.

«Леночка, с Рождеством, доброго вечера. Аня». Аня, вас также с рождеством и с наступившим Новым годом. Ирина пишет: «Мы всей семьей с удовольствием смотрели передачу «Большие гонки» и болели за наших. Вы не знаете, будет ли эта передача в 2012-м?» Надеюсь, что будет. Каких-то официальных заявлений я пока не слышала, но проект, который год от года становится все популярнее и популярнее, такие, достаточно несерьезные ироничные спортивные соревнования вдруг стали очень востребованы и вполне такой, национальной идеей «Давай, Россия, давай-давай», но не на полном серьезе, а с какой-то долей юмора. Это как-то очень хорошо воспринимается.

Так. Макс пишет, что со знаком плюс для него это «Закрытая школа» на СТС, а «Утомленные солнцем 2» - это для него знак минус. Дениска Никольский спрашивает: «Скажите, а Семерка пропала вообще или она где-то есть?» Дениска, та компания, которая владела контрольным пакетом акций канала 7ТВ, они и заключили договор с компанией Disney, и теперь на этой частоте вещает канал Disney – это их совместный проект и, соответственно, канала 7ТВ в том виде, в каком он был, теперь просто нет, вы его найти не можете.

Так. Игорь Уливанов, наверное, пишет, что «все каналы необъективно освещали митинги оппозиции, откровенно лгали по количеству участников митинга». Игорь, вот это достаточно долгий вопрос и очень сложный. И ваше категорическое заявление, что все каналы не объективны – я, вот, его сразу не принимаю. Ну, во-первых, были каналы, которые вещали все дни. Ну, например, мы в этой студии на следующий день после митинга 10-го числа разговаривали с теми, кто делает канал «Дождь», и они вещали сразу. И именно в эти дни, 10-го числа произошел тот перелом, который был весьма заметен и в эфире федеральных каналов, которые первые дни молчали о митингах, но ровно после митинга на Болотной, практически с вечерних новостей пошли достаточно большие репортажи и в эфире каналов стали появляться даже с синхронами те представители оппозиции, которых там не было видно очень много лет. Поэтому мне кажется, вы совершенно не правы.

Что касается лжи, на ваш взгляд, по количеству участников, ну, количество участников вообще сложно определяется, и в данном случае показатели того, сколько тысяч человек было на митингах, ну, остается на совести тех, кто это сообщает.

«Лучший проект – «Большая опера» на «Культуре», - считает Елена. – А худшие не смотрю». Правильно, Елена, не надо смотреть худшие – лучше выключать. Проект «Большая опера» - это, в общем, тоже один из трендов минувшего телевизионного года, потому что редкий случай, когда настоящее искусство как опера вдруг привлекло большое количество зрителей, причем оно появилось в таком, соревновательном виде на «Культуре» и в таком, что называется, сильно soft и в очень приближенном к массовому сознанию виде «Призрака оперы» на Первом канале. Но так или иначе это внимание копии, которая привлекает зрителей к настоящей опере, к настоящему искусству – я тут с вами совершенно согласна.

Игоря заводит Леонид Якубович и еще «Минута славы». Ну, дай бог вам, Игорь.

Так. Длинный вопрос от Сергея. Как он такую огромную смску послал? Давайте почитаем. «Новогоднее телевидение преодолело в этом году все возможные пределы ужаса. Такого убогого набора праздничных программ не было еще никогда. Особенно расстроила сетка 1-го января двух федеральных каналов – просто повторили свой кино...» Так, что-то не очень тут у вас сочетается предложение. В общем, как я понимаю, вы довольны тем, что повторили «Иронию судьбы», «Джентльменов удачи». «Россия» устроила ретроспективу Гайдая, НТВ запустило на весь день фильм «Паутина», отполировал Шансоном года и закрыл тему фильмом «Бомжиха». Вот такой новогодний эфир».

Сергей, вот я начала, практически начала нашу передачу с того, что внутри одного канала сейчас очень много должно быть каналов для разной аудитории. И та аудитория, у которой новые кумиры, новые какие-то предпочтения, она очень динамичная: она 1-го января, чаще всего, 31-го декабря и 1-го января у телевизора не сидит, они все новогодние проекты смотрят в повторах или в интернете потом, или когда на старый новый год практически все каналы повторяют свое новогоднее вещание. Потому что в Новый год даже если они дома, им есть чем заняться со своими любимыми и близкими за своим праздничным столом, а если они не дома, они у друзей, на улице, где-то еще. Те люди, которые смотрят телевизор внимательно, они, чаще всего, в это время люди очень традиционные. Без «Иронии судьбы», в общем, даже для молодой аудитории Новый год не Новый год. У меня уж дети совершенно не телевизионные, такие, подростки, но они все равно каждый год с удовольствием «Иронию» поглядывают. А «Джентльмены удачи», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию» - это самые рейтинговые проекты вообще сезона бывают чаще всего, и в этом году по данным социологических служб они тоже больше всего собрали долю аудитории. И каналы не потому их ставят в эфир, что они такие вредные. у них нет ничего нового, а именно потому, что эти программы больше всего людей в это время смотрят. И даже если они поставят какие-то другие передачи, ну, их просто не так активно и не с таким вниманием будут смотреть. Что касается эфира НТВ, ну, опять, это на их совести, такой криминальный эфир в новогодние дни.

Так, давайте, наверное, примем несколько звонков, а потом продолжим ваши SMS читать. +7 985 970-45-45 – попробуем принять звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Вальдемар, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Вальдемар. Пожалуйста, ваше мнение. Лучшее и худшее на телевидении 2011 года.

СЛУШАТЕЛЬ: Я вот хотел насчет канала Disney спросить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только если можно буквально в одном слове, потому что у нас будут новости. Лучше мы к вам вернемся.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Настолько пустой неинтересный канал...

Е.АФАНАСЬЕВА: А у вас дети есть, Вальдемар?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно, всех возрастных категорий, у нас большая семья.

Е.АФАНАСЬЕВА: И им не интересно это смотреть, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, они так, проскользнули и я посмотрел только. Я редко смотрю, но просто интересно. Была Семерка, такой канал интересный, а тут вообще...

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Мы, знаете, мы договаривались с создателями Disney, что они через какое-то время вещания придут к нам в студию, мы об этом поговорим. Мы продолжим разговор о телевидении 2011 года в программе «Телехранитель» после выпуска новостей на «Эхе Москвы».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева, и по традиции в один из первых эфиров Нового года в «Телехранителе» мы говорим с вами, с теми, для кого телевидение делается, со зрителями телевизионными, с нашими слушателями, говорим об итогах телевизионного года, и мой вопрос к вам очень простой: что для вас в телевидении 2011 года событие и антисобытие, знак плюс и знак минус? Я предлагаю вам прислать SMS по номеру +7 985 970-45-45, а также звонить нам в эфир по номеру 363-36-59. Мы будем принимать звонки и читать я буду ваши смски и как-то их комментировать, если успею. Давайте звонок попробуем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Михаил, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Михаил. Что для вас плюс и минус телевидения минувшего года?

СЛУШАТЕЛЬ: Плюс у меня – это я начал смотреть телеканал «Дождь» и он меня потряс молодостью, свежестью и лиц, и непринужденностью, и раскованностью в хорошем смысле слова информации, подачи информации и, в общем, неплохим профессионализмом этого телеканала и, в общем, я считаю, это замечательный телеканал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. А минус у вас есть?

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, а минус у меня, как бы, я хотел выразить в некоем вопросе и вам, и, скорее, вообще просто для размышления, почему и телевизионное начальство, и телекритики, ну, скажем так, для них главным приоритетом и главной оценкой является телерейтинг. То есть для того, чтобы определить, какие передачи нужно развивать, а какие...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, вы знаете, тут надо разделить на начальников и на критиков. Начальники, потому что они живут с этих рейтингов, потому что если не будет рейтингов, не будет рекламы. Количеству рейтингов соответствует количество рекламных денег, а рекламные деньги – это то, на что канал и телекомпания живет, Начальникам без рейтингов никак. А, вот, критики – они уже оценивают с точки зрения творчества, а не с точки зрения, сколько человек посмотрело и какая доля аудитории.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, но я просто еще хотел спросить. Ну, как бы, 2 подвопроса, да? Один вопрос касается начальников, вы совершенно правильно сказали. Но, ведь, нельзя же идти на поводу у абсолютного большинства населения, ставить только то, что им нравится. Вы сказали, что Гайдая ставили потому, что это пользуется огромной популярностью.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, Гайдай – это неплохое вообще совсем кино, его можно смотреть.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, это просто как пример. Имеется в виду, что не нужно же идти только на поводу тех, кому нравится, а нужно же...

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, никто, в общем, только на поводу не идет. Потому что я не случайно сказала, что сейчас внутри одного канала, каждого, если этот канал хочет жить и быть успешным, очень много маленьких каналов. И у них есть зоны, где любой канал экспериментирует со своей аудиторией. Вот там, где, например, Первый канал ставит «Городских пижонов», новый вид юмора, над которым они уже много лет работают, и где «Шерлок» новый вышел. А для канала «Россия», например, они «Елену» показывали. У всех есть свои зоны эксперимента. Но есть там, где есть традиционные аудитории и надо собирать просто деньги, потому что иначе их не будет на то, чтобы делать новое телевидение.

СЛУШАТЕЛЬ: Но вы не считаете, что, все-таки, политика телевидения, тем более государственного, которое собирает деньги, как вы говорите, но оно же еще живет и за счет государства.

Е.АФАНАСЬЕВА: За счет государства в нашей стране...

СЛУШАТЕЛЬ: Надо играть воспитательную роль и воспитывать население, ставить и не подтрафливать ему в его вкусах.

Е.АФАНАСЬЕВА: Прекрасно. Давайте я объясню. За счет государства в нашей стране живет только корпорация ВГТРК – она государственная стопроцентно – это канал «Россия 1», «Россия 2», «Россия Культура», соответственно, там радиостанции есть и так далее, и тому подобное. «Россия 24». Вот это – государственное финансирование. Плюс у них есть и реклама. Все остальные каналы живут только на свою рекламу, больше ни на что. Даже несмотря на то, что, например, у Первого канала 51% принадлежит государству. И они вынуждены зарабатывать на свое существование.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я соглашусь с вами, поэтому претензий у меня больше всего, конечно, к каналу «Россия». То есть имея полную финансовую возможность, как бы, воспитывать свою аудиторию, то есть заниматься на государственные деньги удовлетворением любопытства, как говорили об ученых в советское время (вы, наверное, знаете, да?). То есть это воспитание не ведется, и даже телеканал «Культура» - он ставит в кинопоказы далеко не вершины шедевров, он делает передачи о музыке далеко не самые качественные.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, я вас поняла. Спасибо за реплику, давайте дадим еще кому-то высказаться. Просто в защиту канала «Культура» я скажу, что кроме желания есть еще и возможности, в том числе финансовые. Для того, чтобы ставить шедевры, их надо купить, прав на показ, равно как в кино, так и в музыкальной культуре. Вероятно, те суммы, которые правообладатели требуют за показ, они каналу «Культура» недоступны, иначе, я думаю, что они поставили бы, потому что как раз канал «Культура» в последнее время один из самых динамично развивающихся, и все новые проекты (вот и слушатели наши в смсках упоминают, и критики весьма позитивно относятся к этим изменениям). Замечательный проект «Академия» и вот только что упоминали оперное соревнование на «Культуре», и трансляции – это все как раз, по-моему, со знаком плюс. Давайте еще будем принимать звонки и будем читать смски ваши. 363-36-59, и +7 985 970-45-45. Только единственная просьба: пожалуйста, если вы дозвонились, будьте чуть более кратки. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здрасьте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Евгений.

Е.АФАНАСЬЕВА: Евгений, у вас плюс и минус телевидения минувшего года – это что?

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я посмотрел последнюю перед Новым годом передачу «Нтвшники» и узнал очень интересную вещь, что в России русских нет. Причем, это сообщил нам Лабков Павел.

Е.АФАНАСЬЕВА: А можно мы не будем сейчас по содержанию одной программы, а я хотела бы от вас услышать, что вам кажется самым лучшим в телевидении минувшего года и худшим.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот, лучшая, я считаю, программа «Нтвшники» последняя.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лучшая – «Нтвшники». А худшая?

СЛУШАТЕЛЬ: А худшая? Да там практически все худшее, куда ни кинь. Самое интересное – это на программе «Культура».

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Спасибо за ваш звонок. 363-36-59 – пожалуйста, дозванивайтесь. Я пока прочту несколько смсок, потому что их очень много и я уже даже потеряла, где я остановилась.

Вот. «Понравился неординарный канал «Дождь». Кому он принадлежит? Римма из Ярославля». Принадлежит он Наталье Синдеевой, которая его и делает. «Расскажите о рейтинге первой серии 2-го сезона «Шерлока» на Первом канале. Не потерялся ли за 1,5 года интерес к нему? Тимур». Тимур, рейтинги примерно такие же, там в районе, по-моему, 10-12% как были и 1,5 года назад, когда был первый сезон. В принципе, это вот та доля аудитории, которую подобное очень качественное телевидение и собирает, оно такое, продвинутое и не всем интересно. Как раз таки показ «Шерлока» на второй день, меньше чем через сутки после премьеры на канале Би-Би-Си, это, по-моему, очень большой подарок – по крайней мере, я так читала в интернете, поклонники этого сериала восприняли как большой подарок новогодний, потому что раньше для того, чтобы получить право на показ, перевести, дублировать, вообще все это требовало огромного количества времени – успевали эти сериалы появиться в торрентах, желающие успевали смотреть в каком-то пиратском качестве и переводе. Сейчас появился новый такой тренд, когда старается, например, Первый канал показать своим зрителям, как только можно. Вот, Би-Би-Си сказало, что хоть тут же одновременно со своим показом. Но вы знаете, у нас сейчас с Британией разница уже 4 часа, и когда у них вышел «Шерлок», у нас уже была глубокая ночь, показывать было в этот же день бессмысленно, показывали на следующий, но уже с качественным переводом и, по-моему, это замечательный опыт. Я тех, кто не посмотрел, призываю подключиться завтра к просмотру – будет завтра вторая серия 2-го сезона, и через неделю, 16-го числа третья. Честно признаюсь, что, пользуясь служебным положением, посмотрела уже тот оригинал, который пришел на озвучку – это потрясающе. Надо посмотреть обязательно.

«Что с проектом «Участковый детектив» на Первом канале?» Если честно, не знаю – надо узнать. «Фильм «Елена» вообще не поняла, финал, может, правдоподобный, ничему хорошему не учит», - считает Римма. Ну, это уже разговор конкретно о фильме, а мы сейчас говорим о телевидении. Ну, наверное, есть зрители, которые что-то не понимают.

Так. «Не нравится Disney. Когда вернется семерка?» Это вопрос к владельцам, а не ко мне. Давайте подождем – Disney только несколько дней вещает новогодних. Может быть, мы, все-таки, дадим возможность - любому каналу на становление нужно несколько месяцев как минимум.

«ТВ стало продюсерским и менее профессиональным, - считает Костя. – В СССР 90% нынешних работников уволили за профнепригодность». Кость, ну, вот, знаете, сколько людей, столько и мнений. Но при этом посмотрите передачи того времени, когда еще существовало СССР. Несколько лет назад, ну, мало того, что каналы такие как «Ностальгия» и «Ретро ТВ» показывают часто старые передачи, а старый Пятый канал показывал несколько лет назад как раз в новогодние дни передачи старого питерского телевидения с замечательными ведущими – там Набутов был и другие. Но при этом вы посмотрите другие составляющие телевизионного (НЕРАЗБОРЧИВО) – там и свет стоит, как звук идет, как снято и вы поймете, насколько нынешнее телевидение вот в этих профессиональных составляющих ушло далеко вперед.

Так. «Мне – 21 год, смотрю «Россию 1», «Ностальгию» и «Ретро ТВ», - пишет Евгений. Ну что ж, пожалуйста, Евгений – сколько людей, столько и мнений, столько и права на свои смотрения. Алексей из Тулы считает, что плюс – это «Центральное телевидение», а минусов слишком много. Да, программа Вадима Такменева «Центральное телевидение», действительно, одно из больших событий телевизионного сезона, потому что она раз от раза все лучше и лучше, и все с большим волнением смотрят «Ну, не дай бог закроют». Но пока, вот, к счастью, все хорошо и какие-то фрагменты «Центрального телевидения» уже просто становятся такими символами телевидения минувшего года.

363-36-59, давайте еще звонок примем. Добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я – Андрей из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Андрей. Плюсы и минусы телевидения минувшего года для вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот я согласен с предыдущим дозвонившимся, то, что «Дождь» - это хорошая новость. Также мне понравилось то, что были в «Нтвшниках» какие-то политические дебаты. Из негативных вещей просто так получилось, что я где-то около 3-х месяцев вообще не смотрел телевизор и после этого начал смотреть весь этот новогодний эфир. И у меня такое ощущение, что это просто какой-то калейдоскоп какого-то такого трэша, абсолютно низкокачественные все эти шоу, конкурсы и так далее. Я был очень удивлен.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не для вас новогоднее телевидение.

СЛУШАТЕЛЬ: Но надо сказать, что и посленовогоднее тоже.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо за звонок. 363-36-59, давайте еще звонок примем. Добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да? Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Татьяна, Москва.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Татьяна, пожалуйста, ваши плюсы и минусы.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела бы узнать, по российскому каналу «Все к лучшему» - какой рейтинг? Почему-то его перенесли на другое время.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не знаю, почему его перенесли. В принципе, это такие, длинные сериалы, которые называются «мыльными операми» бесконечные, они стоят обычно в дейтайме или в ранний прайм. Если их переносят, ну, может быть, плюс-минус час там где-то, вряд ли больше.

СЛУШАТЕЛЬ: 2 часа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, разогревают, наверное, площадку для следующего сериала. Я, если честно, не являюсь зрителем этих сериалов, я точно не знаю, постараюсь узнать и вам сообщить. Спасибо за звонок. 363-36-59, давайте еще звонок, а потом еще почитаем смски. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Дмитрий.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Дмитрий, пожалуйста. Плюсы и минусы 2011 года.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, большие минусы, потому что, ну, лучше вообще не смотреть телевизор, потому что...

Е.АФАНАСЬЕВА: Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Меня слышно?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вас слышно, только, если можно, более кратко формулируйте свою мысль.

СЛУШАТЕЛЬ: Я просто хотел сказать, что по телевизору очень много всего хорошего показывают, но остается только 2 канала, которые интересны для нормальной публики. Ну, это «Культура» и еще недоступный многим «Совершенно секретно», к примеру.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, что интересно? Что, вот, вы говорите «Только 2 канала». Очень многие люди могут вас поддержать и сказать: «Только 2 канала». Вопрос в том, что эти 2 канала сейчас у каждого свои. Кто-то любит «Культуру» и «Совсекретно» как вы, кто-то смотрит, например, «Дождь» и, я не знаю, какой-нибудь «History Channel» на спутнике, кто-то смотрит детский канал Карусель и ТНТ, например. Все бывает. У каждого свои каналы. Спасибо за звонок.

Давайте несколько смсок дальше прочитаем. Так. «Почему не было мультяшных Путина и Медведева с частушками в Оливье-шоу? Цензура не пропустила? 2 года подряд было, а теперь нет? Валерий». Валерий, даже не делали. Насколько я знаю, никакой цензуры не было. Ну, просто для того, чтобы это было смешно, это должно быть что-то интересное. Наверное, не придумали авторы.

Так. «Больше европейского современного кино, ради Христа. Лена, распорядитесь». Я не распорядитель, а любое современное кино – это права на показ. Если продают правообладатели права на показ, то современное кино показывается с большим интересом. «В Уфе с кабельной сети пропал Евроспорт». Ну, к сожалению, я не могу отвечать за кабельную сеть в Уфе.

Зина пишет: «Хорошо, что показали «Король говорит». Замечательный фильм». Да, Зина, я с вами совершенно согласна. И плюс телевидения еще и в том, что сразу после фильма показали замечательный документальный фильм «Настоящая речь короля», где показали настоящего короля, как он по-настоящему произносил эту речь – по-моему, было очень интересно сравнить.

«Как подключить «Дождь»? Нина». Нина, у них есть сайт tvrain.ru – там объяснено все, как что можно подключить, плюс на этом сайте прямо можно и смотреть.

Так. «Не смотрю телик, но случайно посмотрел «Приключения Япончика». Понравилось. Юрий». Ну, хорошо, что понравилось. У Михаила любимая передача – «Легенды мирового кино». Плюс – ТВ «Культура» и выход Disney, минус – все остальное у Игоря. Вот видите, кто-то минусом считает Disney, кто-то плюсом. Елена пишет: «Минус – пропал Мягченков (это бывший канал «Столица», который стал теперь круглосуточным информационным каналом), а плюс – Лекции академии», Да, Елен, Лекции академии – это, действительно, очень интересное событие, я с вами совершенно согласна.

«Когда же покажут Италию Познера на Первом?» - Марина интересуется. Марин, в новом сезоне покажут ее. Только летом снимали Познер и Ургант, а такие проекты – они, ну, как бы, постпродакшн, что называется, то есть смонтировать и сделать качественный сериал, это такой, настоящий сериал – это все требует времени, поэтому в новом сезоне покажут.

«Большая опера – плюс, новогодние программы – минус». Без подписи. Так. «Неужели не надоело острить по поводу салата Оливье?» А кто острит по поводу салата Оливье? Вы имеете в виду название проекта «Оливье-шоу»? Ну так это... Знаете, Оливье – это все равно символ Нового года.

Так. «Поддерживаю звонящего: Disney дети не смотрели даже тогда, когда он был в кабеле. Теперь он на двух каналах никому не интересен. Семерку жалко». Ну, знаете, когда была Семерка, писали, что Семерку не смотрят, Я еще раз говорю, давайте каналу дадим возможность поработать, тем более, как обещали создатели, там будет собственная продукция и российского представителя, российской компании Disney. И посмотрим, насколько это будет интересно.

«Болеро, Большая опера, открытие сезона Ла Скала – лучше не ТВ», - считает Максим. Ну, вот, кстати, опять к этому разговору, что и оперные соревнования, состязания на культуре, и проект «Призрак оперы» на Первом и, вот, балетный проект «Болеро» на Первом. Мне кажется, это тренд, который очень примечателен, когда пусть через такую популяризацию, более массовое сознание, и какое-то для профессионалов и утонченных любителей оперы и балета это кажется слишком моветон, но, мне кажется, для большой, широкой аудитории это, все-таки, приближение к высокому искусству и, может быть, посмотрев эти проекты, они с удовольствием пойдут в театр, поведут туда своих детей, что тоже очень важно.

Еще звоночек примем. 363-36-59, добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Евгения Николаевна, я из Подмосковья.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Евгения Николаевна. Для вас что плюс и минус?

СЛУШАТЕЛЬ: С Новым годом и с Рождеством.

Е.АФАНАСЬЕВА: С Новым годом, вас также.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня поражает вот это вот постоянное пребывание «Дома-2», и это не только 2011-й год. Вот эта программа меня очень удивляет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, мы столько раз об этом говорили, что если бы программа была ужасная с точки зрения... Ну, не правда человеческая, а просто гадость и все, да? Она бы не выдержала столько лет. Вероятно, есть что-то очень правильное в ней в каком плане? Я не являюсь зрителем «Дома-2», но психологически понимаю: поменялись эпохи, поменялись отношения человеческие, поменялись способы общения, то, как люди знакомятся, встречаются, выстраивают свои отношения. То, как это было в пору наших родителей, - это одно. Как это было в нашу пору – другое. В пору современной молодежи – совершенно все иначе. Родители, а уж тем более там бабушки-дедушки, они не знают, как их дети и внуки ведут без них, да? Вот, в момент, когда они выходят из квартиры, закрывается за ними дверь или еще что-то. И для них это такая возможность увидеть изменившиеся отношения, совершенно изменившиеся и посмотреть, что же происходит, когда они это не видят. Наверное, поэтому у этого проекта есть такие рейтинги, а не потому, что там показывают, как люди друг с другом спят или еще что-то происходит.

Так, 363-36-59, еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей, Волгоград.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Сергей.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, вы перечислили государственные каналы. Может быть, стоит провести референдум, попросить у людей денег, чтобы хоть на этих государственных каналах рекламы не было?

Е.АФАНАСЬЕВА: О-о-о, знаете, вот вы затронули очень больной вопрос. Несмотря на то, что Дмитрий Медведев предложил в очередной раз сделать общественное телевидение, но вот вы посмотрите, что происходит в мире. Есть, например, Би-Би-Си, и в Британии есть налог специальный, который платят все обладатели телевизоров для того, чтобы Би-Би-Си существовало. И он не самый маленький. Попробуйте в России собрать с людей деньги на телевидение. Да у нас никто ни за что никогда не хочет платить, у нас даже, вот, в интернете те модели, где на Западе работает платное телевидение в интернете или какие-то вещи, у нас это не идет – у нас люди идут, как это обойти. Или в Японии канал NHK. У них есть специальные сборщики налогов на NHK – они ходят по квартирам и собирают деньги или как-то иначе идут платежи. У нас заставить людей за что-то платить практически невозможно. У нас это, в общем, миф, что можно собрать с людей на хорошее телевидение.

К сожалению, нашим людям, которые телевидение делают, если кто-то хочет, все-таки, попробовать общественную модель, приходится искать совершенно иные способы финансирования этого. А когда способы финансирования иные, ну, вот, случаются и совершенно иные подходы хозяев каналов, будь то государство или какие-то бизнес-структуры.

Давайте попробуем быстренько почитать еще смски, потому что их очень много. «А мне нравился 7ТВ. Где еще посмотришь «Маски-шоу», «33 метра» и прочее, «Осторожно, модерн»?» Вы сейчас называете очень старые программы – не знаю, как к вам обратиться, вы не подписались – они все в интернете есть.

Так. «31 декабря включил телевизор без звука, а вместо речи президента включил «Эхо». Ну, опять без подписи, ничего сказать не могу. У меня, вот, например, свет в квартире показ 31 декабря в 23:20 и включился в 00:20. И вместо обращения новогоднего у меня были свечи, дети, мои родители и мы сами считали вместо Курантов. Так тоже бывает. Хотя, было, в общем, странно, потому что Куранты для нас всех – это, по-моему, какое-то единство со всей страной, в этот момент все слушают и какая-то совершенно магия общего сопереживания, вот этого отсчета последних минут года, загадывания желаний. Поэтому, по-моему, здесь телевидение такое, совершенно объединяющее.

Так. «У меня только дочка Disney смотрит». Ну, правильно, а кто еще должен смотреть? Ну вот, наверное, дочка и должна. «В кабеле в Волгограде стали транслировать «Дождь». Мне этот канал понравился», - пишет Дамир из Волгограда. Ну, прекрасно. «Разочарование года – возвращение Караулова с «Моментом истины», - считает Максим. Николай из Таганрога пишет, что лучшее – «Центральное телевидение», «Последнее слово», «ПрожекторПерисХилтор», «Hard Day Night» на «Дожде», а худшее – вся новостная сетка, клоуны «Пусть говорят», особенно «Говорим и показываем». Стабильно хорошая «Школа злословия» и «Закрытый показ». Лучший канал – «Дождь», худший – «Россия». Стабильно хорошие – «Культура», под итог года «Перец». Вот такой просто фактически телекритический анализ сделал Николай. Сергей: «Плюс – новое РЕН ТВ и «Культура», убивает закадровый хохот дебильных молодежных сериалов».

Так. Дальше что у нас есть? «1 января на «Культуре» трансляция из Венской филармонии. Плакала от восторга – на этот концерт билеты не купишь. Надя из Улан-Удэ». Надя, ну вот только могу присоединиться. Спасибо, что канал «Культура» делает такие трансляции.

Юля пишет: «Первый сезон «Следствия по телу» показали на Первом раньше Америки. Сейчас за границей завершился второй сезон. Когда его покажет Первый канал?» Ну, покажет в новом году. «На каком канале идет дождь?» - спрашивает Николай. На канале «Дождь» идет «Дождь», он есть у спутниковых операторов, у кабельных, он идет в интернете на сайте канала «Дождь» и так далее.

Так. «Елена, прежде всего хотел поздравить вас с Рождеством и с Новым годом», - пишет Василий. Спасибо, Василий. «Пожелать всех благ. Кроме того, респект вам за гостей, программы, за редким исключением, которые были в студии в 2011 году». Ну, это моим гостям респект – будем их приглашать и в 2012 году, так что... Присылайте свои пожелания. Я всегда стараюсь приглашать тех гостей, которых вы хотите здесь видеть.

Ольга из Москвы: «Хорошо, что на «Эхо Москвы» есть ваша передача, которая, действительно, про телевидение». Спасибо, Ольга. Так. Денис пишет: «Вы заметили, как в последнее время изменился канал Муз ТВ? Там все меньше музыки, а все больше показывают старые советские фильмы и мультики. По-моему, это хорошо – молодое поколение увидит и сравнит, насколько лучше наш Маугли и другие мультфильмы, и глубже американских». Но видите, в общем, это тренд такой тоже: то, что было культовым для молодежи, это вот такая развлекательная музыка, когда создавались каналы Муз ТВ и русское MTV. Сейчас так не собирают молодую аудиторию, вот ищут каналы и другие подходы к своей аудитории.

«Для меня большой плюс телевидения в том, что они не сделали даже попытки удержать людей дома 24 декабря». Без подписи. Ну, хорошо. «Событие года – конечно, «Дождь», хоть там что-то похожее на инфоканал. Плохо, что и там своя либеральная...» Не буду читать точно это слово, как написал господин Пахомов Константин – цензура.

Ну что ж, очень много смсок, все прочесть не успеваю, у нас последние секунды эфира. Я могу сказать, что телевидение, судя по вашим сегодняшним звонкам, все равно становится интересным. Разное телевидение, разные аудитории. И то, что вы находите что-то для себя интересное, это большой плюс телевидения. В этом году будет много нового. Из того, что каналы анонсируют, это и «Белая гвардия» Снежкина, и «Жизнь судьба» Урсуляка, и «Краткий курс счастливой жизни» Гай-Германики, и новый проект, который называется «Без названия» с Иваном Ургантом, «Первый класс» с Иваном Охлобыстиным. Мне кажется, там есть что смотреть и о чем нам с вами поговорить в программе «Телехранитель» в наступившем 2012 году. Я вас еще раз поздравляю, уважаемые зрители, слушатели – для вас телевидение и делается. Пишите, о чем вы хотели поговорить в «Телехранителе». Прощаюсь с вами до следующего воскресенья, Елена Афанасьева. Всего доброго, до свидания.