Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2012

4 марта 2012: Сериал "Белая гвардия". Гости - Сергей Мелькумов, Сергей Шакуров

Посмотреть и послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/864269-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня будем говорить о событии очевидном, неполитическом телевизионном событии этой недели, о премьере сериала «Белая гвардия». Вот, составляя конкуренцию этой самой премьере. которой вторая часть показывается в эти минуты на канале «Россия 1», мы поговорим с теми, кто успел посмотреть вчера первые... 4 серии вчера было, да?

С.МЕЛЬКУМОВ: Да, первые 2 фильма по полтора часа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это Сергей Мелькумов, продюсер сериала «Белая гвардия». А также у нас в студии Сергей Шакуров, исполнитель роли гетмана. Вы сейчас, кто смотрит Сетевизор, можете удивиться, то Сергей Каюмович приехал со съемок и на съемки уедет (спасибо тем, кто его отпустил), поэтому в таком необычном виде. А кто не видит, скажем, что у него такая, загадочная бородка, еще что-то на голове.

С.ШАКУРОВ: Я и роль играю такую, загадочную. Мой персонаж называется «Дед Азим», это татарская сказка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Дед Азим?

С.ШАКУРОВ: Да, о тайнах озера Кабан.

Е.АФАНАСЬЕВА: Далекая от гетмана, да? Далекая.

С.ШАКУРОВ: Очень далекая.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, кстати, на сайт уже сразу пришли многие вопросы. Один из них такой: «Почему авторы неаккуратно относятся к истории? Скоропадский именовался не «Ваше превосходительство» как в русской армии, а «Его Светлость, ясновельможный Пан Гетман Всея Украины»?» Ну и дальше идет огромное количество каких-то неточностей, которые зрители въедливо поймали.

С.ШАКУРОВ: Я, к сожалению, с ним не был знаком. Поэтому нечего сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж. Уважаемые наши слушатели, надеюсь, среди вас много тех, кто смотрел вчера, смотрит сейчас и может оторваться, чтобы послушать и наше обсуждение этого сериала «Белая гвардия». Наш SMS-номер +7 985 970-45-45, вы можете задавать свои вопросы Сергею Каюмовичу Шакурову и Сергею Георгиевичу (чтобы не путать двух Сергеев в студии) Мелькумову по поводу этого сериала, а также высказывать свои мнения. Посмотрели вы его вчера и что вы думаете? Ну, все-таки, хочется тех мнений услышать, кто сериал смотрел вчера и смотрит сейчас, а не так, что вот я не читал Пастернака, но осуждаю.

Сергей (вопрос к продюсеру сериала Сергею Мелькумову).

С.МЕЛЬКУМОВ: К Булгакову.

Е.АФАНАСЬЕВА: К Булгакову? Хотелось бы, но это, наверное, как всегда... Говорят, с Булгаковым всегда в экранизациях какая-то мистика. Сергей Георгиевич, у вас как с мистикой было?

С.МЕЛЬКУМОВ: Вы знаете, говорят, да, но у нас могу сказать только один случай. Мы не думали о мистике, у нас так вот получалось, что некоторые кадры были, ну, на нашем языке это называется «мягкий фокус», то есть это не совсем в фокусе. Причем, мы меняли камеры, меняли оптику.

Е.АФАНАСЬЕВА: Операторов меняли.

С.МЕЛЬКУМОВ: Нет, оператор у нас выдающийся наш Сергей Александрович Мачильский, с которым мы проработали очень много лет и сделали большое количество фильмов. Ну, за фокус отвечает такой человек, который называется у нас «фокусником».

Е.АФАНАСЬЕВА: Фокусников пришлось менять, да?

С.МЕЛЬКУМОВ: Да. Но вот этот фокусник, который замечательный фокусник и мы с ним много работали и до, и после, и никогда у него такого не было. И когда мы уезжали из города Киева, отсняв киевский блок, вот, пришло решение, ну, у фокусника, правда, что он, конечно же, не виноват, а вот это, наверное...

Е.АФАНАСЬЕВА: Это мистика Булгакова.

С.МЕЛЬКУМОВ: Да, Михаил Афанасьевич таким образом как-то не хочет или хочет, может быть. Не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Откуда взялась идея «Белой гвардии» именно сейчас, именно многосерийного (я не хочу это называть сериалом), многосерийного телевизионного кино? Почему сейчас и почему вот в такой, не в кино большое, не прокатное, а вот в такой жанр?

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, идея пришла не сейчас...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, понятно, что процесс занимает длительное время такого большого фильма.

С.МЕЛЬКУМОВ: Да. По-моему, это было лет 7 назад, когда вдруг Роднянский... Мы после выхода «Девятой роты» думали, что делать, и Роднянский сказал, что у него есть идея с детства...

Е.АФАНАСЬЕВА: Как человека, росшего в Киеве особенно, да?

С.МЕЛЬКУМОВ: Росшего в Киеве, игравшего в студенческом театре Мышлаевского и так далее. Мы ему, конечно, не предложили эту роль.

Е.АФАНАСЬЕВА: А пел сам?

С.МЕЛЬКУМОВ: Вот, я не спрашивал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Надо спросить его, Роднянскому.

С.МЕЛЬКУМОВ: Но Мышлаевский там не поет – он пьет, в основном. А пил, наверное, сам, да. Ну и как-то у меня всегда это был один из любимых романов. Почему не фильм? Вы знаете историю создания пьесы «Дни Турбиных», да? Он написал большой роман, который не влезал в рамки театра. И говоря нашим языком, он из телевидения сделал кино, да? Он сделал пьесу. Поэтому мы изначально и не думали собственно о фильме, а думали только, что возможно это сделать только на телевидении в этом формате.

Е.АФАНАСЬЕВА: И то, что сейчас большинство, естественно, зрителей сравнивают... То есть естественно или не естественно, для создателей-то это не естественно, а большинство зрителей сравнивают с фильмом, знаменитым фильмом. И фильм-то, наверное, был поставлен по пьесе, да?

С.ШАКУРОВ: Конечно.

С.МЕЛЬКУМОВ: Нет, ну, фильм у Басова называется «Дни Турбиных». Он один в один сделан по пьесе. И там другой герой, Турбин, он военный, он полковник, он герой войны. А мы экранизировали «Белую гвардию» - это другое произведение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так как этот роман, то, естественно, напрашивается вопрос. Человек с ником Коста1 спрашивает: «Кто писал такие диалоги и сцены? (ну, имеется в виду, видно о сценарии вопрос) Зачем такие додумки за Булгакова? Было ли лично вам неудобно?»

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, мне неудобно не может быть, потому что я это инициировал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, это уже оценочный вопрос. А кто делал сценарий за Булгакова?

С.МЕЛЬКУМОВ: Сценарий, первый вариант делали наши замечательные, теперь уже наши (раньше были украинские) драматурги Марина и Сергей Дяченко. Но когда мы позвали режиссером Сергея Олеговича Снежкина, то, естественно, сценарий был преобразован. Но опять-таки, он стал его доносить на основе романа. Был взят опять за основу роман, и, собственно, Сережа сделал сценарий. Но вы понимаете, почему есть додумки? Объясню. Это литература. Да, большая, да, выдающаяся. Но литература. Ну, не «но», а литература. Есть вещи, которые невозможно снять. Киносценарий предполагает конкретику, да? А в романе есть вещи, ну, например, как описание взаимоотношений Тальберга и Елены. Как это снять? Ну, это невозможно снять. Поэтому мы придумали сцену Тальберга и Шервинского, которая происходит в гетманском дворце. У нас герой Турбин, который, ну, пока (не хочу дальше рассказывать, потому что еще не закончился фильм), но не очень совершает какие-либо действия. Мы, собственно, Сергей и Марина Дяченко они вставили в повесть, которая очень хорошо, как нам кажется, отражает те события, которые происходили. Вот только поэтому. Не из неуважения к тому, что написал Михаил Афанасьевич.

С.ШАКУРОВ: Мне лично по тексту ничего в этой роли не смущало и не мешало. Мне было очень вольготно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, я как раз хотела спросить, Сергей Шакуров. Сергей Каюмович, вам когда предложили играть эту роль, были ли у вас какие-то собственные предпочтения? Обычно когда такие романы как «Белая гвардия», у актеров, наверное, есть свои мечты сыграть кого-то из героев. Были ли у вас другие мечты? И как вы отнеслись к этому?

С.ШАКУРОВ: Сергей Олегович Снежкин – энциклопедически образованный человек, поэтому я полностью доверился на него и не стал копаться в истории этой. Иногда, честно, и мешает артисту. Естественно, я роман помнил и знал, и поэтому полностью доверился самому процессу. Мне было так интереснее.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что вот для этого? Мы как раз вспоминали сейчас перед тем, как войти в студию, что в прошлый раз Сергей Шакуров здесь был, представляя сериал «Брежнев» в моей программе – как раз в той же компании делал с тем же режиссером, тот же продюсер. Вот такие для актера, такая, знаете, как это сказать даже...

С.ШАКУРОВ: Амплитуда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Огромная амплитуда, да, спасибо за подсказку. Как вам Брежнева, потом?.. Зворыкина, потом вот Скоропадский.

С.ШАКУРОВ: Ну, конечно. После Брежнева сыграть сказочного старика, которому 700 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Кто-то предположение высказал: «А это Шакуров в роли Хоттабыча снимается?» (все смеются) Увидев вашу бородку.

С.ШАКУРОВ: Практически да. Не-не, как раз вот эти перепады интересны для актерской жизни, для актерского существования, конкретно для самой профессии.

Е.АФАНАСЬЕВА: А что в этом гетмане то, чего вы еще прежде не играли? Было ли что-то, что заставило вас согласиться кроме приятной компании режиссера Снежкина, продюсера Мелькумова и хороших людей рядом?

С.ШАКУРОВ: Ну, это наша история, люди, которых мне лично, вот, сегодняшнего XXI века жалко – они потеряны были. Не знали куда идти, куда, в какую сторону бежать. И продать они ничего не могли, потому что у них была совесть и честь. Купить тоже. Это претило. Они потрясающие, интересные люди, вся вот эта вот эпоха, о которой написал Булгаков. И вот в этом плане мне было очень интересно окунуться. И мне кажется, Снежкину удалось. По крайней мере, в моих сценах. Я картины не видел, мне очень сложно рассказывать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, окунувшись, как вы сейчас относитесь? Я почитала внимательно обсуждение и поняла, что, по крайней мере, ту часть населения, которая активно общается где-то в FaceBook. в Twitter’е, в соцсетях, вы затронули. Потому что те люди, которые редко смотрят телевизор, вчера активно реагировали.

С.ШАКУРОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не могу сказать, что эта реакция была вам вся приятная, но, по крайней мере, это задело. И среди обсуждений, которые я вчера почитала, было очень много реплик вот как раз на стыке обсуждения российско-украинских отношений и того, что кто-то предполагал, что вы делали такую антиоранжевую агитку или еще что-то. Вы, вот, сыграв тем более такую роль, которая имеет отношение непосредственно и к украинской истории, вы сейчас что скажете на такие реплики?

С.ШАКУРОВ: Да боже упаси, у меня никакой мысли близко об этом не было. Даже близко. Можете себе представить? Я вообще не политически наклоненный человек, я вне политики живу. Мне так удобнее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Сергей Шакуров, мы говорим о сериале «Белая гвардия». Вот, кто-то, не подписавшись, причитает: «И как сейчас? Вас слушать или сериал смотреть?» Ну, посмотрите сериал, нас послушаете...

С.МЕЛЬКУМОВ: Смотреть сериал, конечно.

С.ШАКУРОВ: Конечно, смотреть. Я всем завидую, честно говоря.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, да. Тут уже, честно говоря, нас можете потом послушать, Сетевизор можно смотреть на сайте «Эхо Москвы». А вопросы, если у вас есть, вы можете присылать их сейчас по номеру +7 985 970-45-45 Сергею Мелькумову и Сергею Шакурову. Сергей Георгиевич, у меня вопрос вот какой. Когда, опять-таки, речь заходит о таких – не хочется использовать затертое слово «культовых», но не могу подобрать иное – о таких романах, где у каждого есть свои представления об образах, кастинг – это, наверное, одно из самых сложных направлений работы, потому что угодить всем невозможно, потому что попасть трудно, потому что будут сравнивать не только с фильмом Басова, но и с огромным количеством блистательных спектаклей разных, блистательных, не блистательных, но разных, потому что у каждого свои герои есть. Как проходил кастинг? И насколько было уступок, кто кому уступал? Или некоторые герои были однозначно именно эти актеры, а не другие?

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, конечно, это было сложно. Три роли, я вам скажу, которые были, наверное, для нас однозначные, что ли, это Хабенский, ну, Турбина, это Федор Бондарчук на Шполянского, хотя он не подходит под описание в книжке. И Раппопорт. Хотя, мы на Елену попробовали, ну, всех наших больших актрис, там, от 25-ти до какого-то возраста понятного. И делали мы это в течение 7 месяцев. Пробовали у всех – и у Миши Пореченкова, с которым мы давно и много работаем, и у Стычкина. Мы спорили, конечно. Конечно, мы шли друг другу на уступки. Но иначе, да? Сергей Каюмович, по-другому кино не делается.

С.ШАКУРОВ: Ну, конечно, конечно.

С.МЕЛЬКУМОВ: Нет диктата одного человека – это невозможно просто. Поэтому, ну, мне кажется... Тяжело опять судить, говорить, пока не посмотрели фильм. Но, по-моему, мы не ошиблись, я не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Меня удивило, что очень много было, вот, из всех ролей как-то больше всего претензий вчера, которые я прочла, было к Ксении Раппопорт, блистательной актрисе совершенно. Почему, вам кажется, так вот не все приняли ее в этой роли?

С.МЕЛЬКУМОВ: Потому что, в основном, люди... Я не скажу, что это хорошо или плохо. Это так. Они воспринимают это как римейк фильма Владимира Басова. И, конечно же, Раппопорт не похожа на Титову, вообще. И понятно, что если у Раппопорт (это все знают), что у нее волосы в жизни не рыжие, понятно, что это парик. Ну и вот от этого, кажется, что раздражение. Хотя, очень много я читал, что и по поводу Кости, что, наверное, он не совсем.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вы сказали, что были однозначные вот эти про персонажи.

С.МЕЛЬКУМОВ: Что это не его роль и так далее, и так далее.

С.ШАКУРОВ: Адмирала смог сыграть, а что, полковника не потянул? Ну, смешно.

Е.АФАНАСЬЕВА: А то, что вы использовали некоторых звезд в кастинге именно тех, кто играет сейчас в мхатовском спектакле, это было осознано? Специальное решение?

С.МЕЛЬКУМОВ: А кто? Их двое всего, Костя да Миша.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, двое, но ключевых.

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, надо сказать, что я не видел спектакль, я не могу... Я видел все их спектакли, поскольку мы там... Но нет, мы Мишу утвердили только после проб. И было несколько человек (не хочу называть фамилии), про которых мы думали. Ну, я думаю, что он был там один из 3-х кандидатов. И только после этого мы решили, что да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Сергей Мелькумов, продюсер сериала «Белая гвардия». Тут же в студии у нас Сергей Каюмович Шакуров. Говорим мы, естественно, о «Белой гвардии». После выпуска новостей продолжим программу «Телехранитель».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева, говорим мы сегодня о премьере вчерашней и сегодняшней канала «Россия 1», сериале «Белая гвардия». В студии здесь продюсер этого сериала Сергей Мелькумов, и Сергей Шакуров, который сыграл роль гетмана Скоропадского. Вы можете задавать свои вопросы и высказывать свои точки зрения, наш SMS-номер +7 985 970-45-45. Также вы можете дозваниваться по телефону прямого эфира, код Москвы 495, 363-36-59. Будем ваши звонки также принимать. Вот, например, человек с подписью «Алкид» смску прислал: «Я смотрел «Белую гвардию». Первое ощущение, что хвалебные фильмы про красных сменились хвалебными фильмами про белых». Что скажете, уважаемые создатели? Сергей Георгиевич?

С.МЕЛЬКУМОВ: Да нет. Книжку читали, хочется спросить? Не отошли про хвалебность и про все остальное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Тут вот есть еще человек, который спрашивает: «Это те самые «Дни Турбиных», которые Сталину нравились?» Да, те самые. Те самые.

С.ШАКУРОВ: Только это не пьеса, а роман.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну да, это роман. Человек с подписью Рупрехт этот вопрос задает. Хотя, это, по-моему, до сих пор загадка, как Сталин эту пьесу любил. Вот я для себя так ответа на нее не нашла.

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, мне кажется, он вообще загадка, Иосиф Виссарионович.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да уж. Еще есть такой вопрос, который прислал человек Денис Зинчук, написал: «Уважаемый господин Мелькумов, я участвовал в массовке вашего фильма и очень его ждал. Но если честно, премьера расстроила и не понравилась. Но есть несколько вопросов. Почему принято решение провести премьеру за 2 дня? И знаю, что изначально планировалось 10 серий, а теперь это называют «режиссерской версией». Почему было принято решение сократить фильм, и когда покажут версию Снежкина?»

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, это тоже фильм Снежкина – там написано. А почему показали в 2 дня? Вы знаете, ну, тяжело всегда... Как вам сказать? Вот, типа, решили «Давайте сделаем» и обязательно будет так. Сначала было написано «8 серий». Потом в разговорах с каналом пришли к выводу, что хорошо бы, чтобы было 10 серий, то есть иметь 2 формата. В итоге осенью было принято решение, что мы делаем для большего смотрения и чтобы это посмотрело большее количество зрителей, и нам показалось, что мы умещаемся в формат 4-х именно фильмов, потому что по качеству, по всему, ну, тяжело назвать это произведение сериалом, да? Поэтому было принято решение... Не принято, это как-то само собой в монтаже получилось, что мы поимели 4 фильма по полтора часа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот вам как продюсеру нравится эта идея, когда человек сразу смотрит в 2 дня такой колоссальный объем? Или вам кажется, если бы он выходил с обычным телевизионным шагом, когда 52 минуты за вечер человек смотрит, было бы удобнее?

С.МЕЛЬКУМОВ: Вы знаете, я здесь доверяю своим партнерам на канале, потому что это их работа и они в этом, наверное, разбираются. А мои предпочтения – конечно, они есть, но, мне кажется...

Е.АФАНАСЬЕВА: У каждого своя работа, да?

С.МЕЛЬКУМОВ: Да, у каждого своя работа.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте попробуем звонки принимать. Возьмите наушники, пожалуйста. 363-36-59, добрый вечер. Добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это «Эхо Москвы», да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да-да, говорите, пожалуйста, как вас зовут и откуда вы.

СЛУШАТЕЛЬ: Я звоню из Германии, из Нюрнберга.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. И вы там смотрели и смотрите «Белую гвардию»?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. А почему вы решили, что я...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, потому что вы звоните в передачу «Телехранитель», и мы обсуждаем сериал «Белая гвардия». Если у вас вопрос не...

СЛУШАТЕЛЬ: А мы обсуждаем выборы...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, выборы – вы позвоните в другую передачу и чуть позже. 363-36-59, добрый вечер. Я очень прошу, уважаемые слушатели, сейчас только по сериалу «Белая гвардия». По выборам будут программы позже. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Андрей, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, мы вас слушаем, Андрей.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотел задать вопрос. Ну, собственно, я не смотрел, я, как бы, только смотрел «Бег», ну, соответственно читал.

С.МЕЛЬКУМОВ: «Бег» - очень хорошая картина.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Да вот. Я хотел спросить. Ну, как бы, до конца ли снята картина? То есть до конца ли проведен сюжет? И второй вопрос, это по поводу, где снималось это? Ну, в Киеве ли? Или похож ли этот город на Киев, который, как мне кажется, угадывается?

С.ШАКУРОВ: Понятно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос, Андрей. Лучше посмотрите, все-таки, сериал. «Бег» - это совсем другой фильм и другой роман. Кто ответит, Сергей Георгиевич?

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, фильм мы закончили и сегодня его можно посмотреть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Разумеется. Сегодня вы увидите финал, да? И все закончится как у Булгакова, я надеюсь.

С.МЕЛЬКУМОВ: А где снимали? Снимали в городе Киеве, прежде всего. Снимали в Петербурге, строили декорации в Петербурге. И снимали в городе Выборге, потому что улица, где происходит бой между Най-Турсом и Козырем-Лешко, мы не смогли найти похожую улицу, то, что нам требовалось, в Киеве. И прежде всего еще потому, что это центр города, а мы там стреляли, взрывали, нам нужно было достраивать. Все это мы сделали в Выборге для одной сцены. Все остальные ключевые места – конечно, это Андреевский спуск, конечно, это Софийская площадь.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот Роман из Чикаго смску прислал, спрашивает: «Сохранился ли в Киеве булгаковский дух? И какое впечатление на вас произвел современный Киев?»

С.МЕЛЬКУМОВ: Нет, не сохранился. Киева – нет, конечно, не осталось, и мы его собирали, придумывали по фотографиям, по каким-то документальным кадрам. Мы его собирали и, вот, мне кажется, собрали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363-36-59, добрый вечер. Добрый вечер. Приемник выключите, только в телефон говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Павел зовут, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Я, к сожалению, ничем не могу порадовать. Даже вот в лице Сергея Каюмовича очень печальное впечатление. Очень печальное впечатление и, к сожалению, увы, это тенденция.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, тогда, наверное, вас стоит попросить несколько подробнее, что вам показалось печальным, потому что критика должна быть аргументированной.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, печальным показалось... Если рассматривать это в контексте вообще последнего времени, то, к сожалению, складывается картина того, что вместо творчества просто люди стали заниматься проектами, понимаете? И вот это вот очередной проект.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще раз, это вот общие слова. Можете вы назвать какой-то конкретный пример, что вам показалось в этом фильме?

СЛУШАТЕЛЬ: Отсутствие режиссуры даже на примере той же уважаемой Раппопорт, актрисы, которая не знает, что ей играть. Абсолютно не знает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Давайте будем считать это вашей точкой зрения. Спасибо за мнение.

СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста.

Е.АФАНАСЬЕВА: Послушаем еще звонки. 363-36-59, добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Приемник выключите. Да, вот. Теперь говорите, как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, это Виталий. Хотелось бы узнать, а вот историческая обстановка, которая была именно на экране при просмотре фильма, у кого-нибудь вы консультировались вообще, вот именно у историков о той исторической обстановке?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду, обстановка – что, декорации, фон? Или политическая ситуация в то время?

СЛУШАТЕЛЬ: В том числе и политическая ситуация. Но, как бы, хотелось узнать и про декорации, костюмы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Были ли у вас консультанты? Настолько я поняла вопрос профессиональный. Сергей Георгиевич?

С.МЕЛЬКУМОВ: Конечно, были.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот тут есть смешной вопрос, по SMS пришел. Ольга спрашивает: «На одной вывеске заметила «С.Мелькумов». Увековечили?» Видите, какие внимательные зрители.

С.МЕЛЬКУМОВ: Вы знаете, это мы работали с замечательным художником Григорием Пушкиным, с которым много картин тоже сделали, и это их, ну, шутка была в мою сторону. Я увидел это на площадке.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, прекрасно. Коля считает, «Хабенский хорошо сыграл и Серебряков. Шакуров – лучший». А, вот, Виктор пишет: «Хороший актер Шакуров, тем досаднее его крайне неорганичная попытка мовы. Наверное, так же играют русские в Голливуде – корявая фраза в начале и быстрый переход на привычный английский». Вот такая вот. А Владимир спрашивает: «Белую гвардию» сняли потомки Красной гвардии?» (смеется) Сергей Георгиевич задумался.

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, у меня дедушка и один, и другой были красными, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сергей Каюмович, у вас предки?

С.ШАКУРОВ: А у меня дедушки вообще не было, я без дедушки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так, без дедушки. Давайте еще звонки. 363-36-59, добрый вечер. Приемник выключайте, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня Иван зовут, я из Томска.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Иван, говорите, пожалуйста. Только приемник выключите – фон идет.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Фон идет?

Е.АФАНАСЬЕВА: Иван, вы только в телефон говорите – приемник выключите, иначе я вынуждена отключить ваш звонок буду.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, я сейчас это... Ну...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, Иван, извините, так долго мы не можем. Еще звонок. Добрый вечер.

С.ШАКУРОВ: Он не успел закусить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. У них уже поздно в Томске, отметили закрытие избирательных участков.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Я хотел бы замечание сделать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Я – Санкт-Петербург, Александр.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Александр, мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ: Значит, ну, во-первых, офицеры, которые там были, вот, поручик, потом второй поручик, значит, они по возрасту своему даже натянули бы на генерала в отставке. А мы знаем, что в царской армии офицеры, поручик, капитан были молодые люди. Это первое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, по-моему, понятие о возрасте с 1918 года сильно изменилось, то есть сейчас молодыми людьми считаются люди намного старше по физиологическому возрасту, чем тогда.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я вам еще раз повторяю, вот, значит, если он младший лейтенант, одна звездочка при одном браслете, а его к нему обращаются «Господин Поручик», и этому младшему лейтенанту уже возраст под 50 – это ж, понимаете, в жизни такого не бывает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Спасибо за критику. Я думаю, продюсеры на будущее, если будут делать что-то похожее, учтут.

С.ШАКУРОВ: Да, мы приняли.

С.МЕЛЬКУМОВ: Приняли, приняли.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок примем. Добрый вечер. Приемник выключайте, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста, выключаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Александр, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, приемник вы не выключили, он фонит.

СЛУШАТЕЛЬ: Пожалуйста-пожалуйста, выключаю. Нормально?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот теперь говорите, мы вас слушаем, да.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Александр, я из Москвы. Конечно, я с большим ожиданием такого, знаете, наслаждения начал смотреть фильм. Но коротко, чтобы много времени не отнимать, я хочу сказать одну вещь, да? Я не буду углубляться в режиссуру и прочее, какие актеры. Мне сразу стало понятно, что мне не хватает воздуха – там нет, вот, для меня лично не было атмосферы, понимаете, воздуха. Вы меня правильно понимаете, да? Вот, смотришь «Тихий Дон», например...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вы опять сравниваете с фильмом Герасимова так же, как сейчас сравнивают этот фильм с фильмом Басова.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я просто говорю, воздух, понимаете, атмосфера, воздух? Вот такое ощущение, что это какой-то плакат прилизанный.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, что очень трудно объяснить, что такое воздух, потому что надо говорить о каких-то конкретных кинематографических вещах.

СЛУШАТЕЛЬ: Не хватает атмосферы, не хватает, знаете? Атмосферы не хватает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Спасибо за вашу точку зрения, давайте мы еще примем несколько звонков.

С.ШАКУРОВ: А мне не хватает женских звонков. Одни мужики звонят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Женщины, звоните, пожалуйста. «Много вопросов вот каких, - пишет Алексей. – Показ фильма в день выборов связан с тем, чтобы привязать часть зрителей к экрану и помешать уехать на дачу?» Сергей Георгиевич, как вы считаете, почему именно под выборы поставили этот фильм? А были другие варианты – чтобы показать страх красной угрозы или оранжевой угрозы, или еще чего-то.

С.МЕЛЬКУМОВ: Ну, нет, ну... Во всяком случае, мы про это не думали. А то, что... Почему? Это хорошее время для смотрения, именно суббота и воскресенье. Тем более, все, да, будут ждать выборов, будут смотреть. Что здесь плохого?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что идеальное время для премьеры.

С.МЕЛЬКУМОВ: Идеальное, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ян спрашивает: «Почему на канале Россия фильм идет с черными полосами сверху и снизу экрана?» Наверное, это связано с форматом, что вы снимали 16 на 9, наверное?

С.МЕЛЬКУМОВ: Мы снимали на кинорамку формата 1,85. И в итоге будет 16 на 9, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мари пишет: «Очень понравился фильм. Сейчас, к сожалению, в дороге. Когда повтор? Где повтор? Когда диски? Приятно посмотреть, особенно если учесть, что книгу так и не прочла». Мари, прочтите книгу, честное слово.

С.МЕЛЬКУМОВ: А диски – после 15-го.

Е.АФАНАСЬЕВА: После 15-го. Ну вот. Так. Опять-таки Оксане не очень нравится время показа. Но еще раз, это вопрос к каналу, потому что канал решает, как ставить фильм. Нет, режиссера здесь нет, Анна, здесь продюсер. Но вопрос такой: «Где вы видели белых офицеров с такими мордалинчиками?» То есть лица не понравились или что?

С.МЕЛЬКУМОВ: Это плохие лица или что, мордалинчики?

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вы считаете?

С.ШАКУРОВ: Нет, (НЕРАЗБОРЧИВО), я так полагаю, она имеет в виду.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, не знаю. Наверное.

С.МЕЛЬКУМОВ: А вы видели других офицеров в 1918 году?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вероятно, в 1918-м она не видела, но есть какой-то стереотип того, какими были офицеры.

С.ШАКУРОВ: Ну, к сожалению, это плохо, что есть стереотип.

С.МЕЛЬКУМОВ: Да. Причем стереотип возникает, опять-таки, из телевизора, в кино и так далее, и так далее, и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, опять без подписи смска такая: «Все равно сериал в интернете будет, так что можно и вас послушать». Сергей Георгиевич, как вам то, что в интернете появляется ваша продукция? Как вам с пиратством?

С.МЕЛЬКУМОВ: Плохо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Плохо. Бороться не получается.

С.МЕЛЬКУМОВ: Нет, пока не получается.

Е.АФАНАСЬЕВА: Увы, не получается. 363-36-59, мы еще звонок пробуем принять. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, женский звонок, Сергей Каюмович. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Татьяна Владимировна, Московская область.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, Татьяна Владимировна, говорите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот я вам сейчас хочу сказать. У Булгакова написано «Алексею – 27, Еленочка моложе его, ей 25, Николеньке – 17».

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, мне не хочется задавать, извините, бестактный вопрос, сколько вам лет и не буду этого делать. Но я знаю, что представление о возрасте очень сильно меняется. У Льва Николаевича Толстого я нашла когда-то фотографию родителей Сонечки Бернс, когда они собирались жениться, маме 37 лет, сидит матрона в черном чепце, жизнь закончилась.

С.МЕЛЬКУМОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Представления о возрасте поменялись настолько, что, мне кажется, цепляться к паспортным данным актеров совершенно не имеет смысла.

С.МЕЛЬКУМОВ: И, ну, нам казалось, почему мы подняли возраст совершенно сознательно и мы не утверждаем, что нашему Турбину 27. Если бы мы взяли молодых ребят... Там пожившие люди.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. У молодых современных инфантилизм другой какой-то.

С.МЕЛЬКУМОВ: Конечно! Это невозможно было с ними снять кино.

Е.АФАНАСЬЕВА: Рита пишет: «Сергей Каюмович – единственное светлое пятно в «Белой гвардии». Думаю, Сергею Каюмовичу приятно, а Сергею Георгиевичу, наверное, не очень – хотелось больше светлых пятен.

С.ШАКУРОВ: Нет, но я тогда так не считаю. То есть я, наверное, неплохо справился со своей задачей, но мне ужасно нравятся все мои партнеры, с которыми я работал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наверно, один из последних звонков на сегодня сейчас еще попробуем принять. Добрый вечер. Приемник выключите, пожалуйста. Добрый вечер. Зовут вас как?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Зовут меня Мария Михайловна.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Мария Михайловна, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня вопрос к режиссеру...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет режиссера – есть продюсер и есть исполнитель одной из ролей.

СЛУШАТЕЛЬ: Прекрасно. Ну, к продюсеру и к исполнителю нашему весьма известному актеру. Вы консультировались с людьми пожилыми, людьми культурными по поводу того, как ведут себя и женщины, и мужчины того сословия, которое вы представляли на экране? Вот интересно, откуда вы брали тип поведения?

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. Извините, у нас мало времени, давайте дадим возможность ответить, Мария Михайловна. Спасибо за вопрос. Откуда манеры?

С.ШАКУРОВ: Ну, это вопрос к режиссеру, скорее всего, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Режиссера здесь нет. Откуда актер берет манеры, как гетман ведет себя?

С.ШАКУРОВ: Я своим поведением доволен. Мелькумов, может быть, скажет...

С.МЕЛЬКУМОВ: Конечно же, это режиссер, прежде всего. Все, что делает артист в кадре, это режиссер. А манера поведения – что тут смущает? Ну, нормально...

Е.АФАНАСЬЕВА: Мне кажется, знаете, вот в чем. Здесь можно угодить одним и полностью навредить другим. Потому что если точно воспроизвести, как общались между собой люди в то время, то это совершенно не будут считываться отношения сейчас. Сейчас иной тип поведения, иной тип отношений. И я думаю, что любой человек, который экранизирует классику, вынужден искать вот эту золотую середину, потому что невозможно говорить ни чисто на том языке для современного зрителя непонятном, невозможно соблюдать все те нормы.

С.ШАКУРОВ: Сейчас манера поведения даже не подходит к той манере поведения, которая была у Басова в картине – там были совершенно разные люди, другое поколение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Я когда была еще даже достаточно маленькая, замечала, что почему фильм, который экранизирует, например, классику, «Война и мир», все равно в прическах, в лицах та эпоха, которая во время съемок? Наташа Ростова Бондарчука – это все равно Наташа Ростова 60-х годов.

С.МЕЛЬКУМОВ: Конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Басова фильм – это люди, рассказывающие о «Белой гвардии» в то время. А вы рассказываете в нынешнее. Вот такое у нас время, вот такое отражение одновременно 2000-х, вернее, это уже... Как нынешние года называются? 10-е?

С.МЕЛЬКУМОВ: 10-е, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: 10-х годов.

С.ШАКУРОВ: И самое любопытное, ни у кого не было претензий к тому фильму, так ли ведут артисты или не так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да я думаю, вы знаете, были. Сергей Каюмович, если сейчас расспросить тех, ту же Валентину Титову, я думаю, что она расскажет, что и Басова клевали. Это сейчас кажется, что все, в общем, в шоколаде.

Я честно скажу, что я критик достаточно строгий, и, например, ту же экранизацию Булгакова на том же канале, «Мастера и Маргариту» я восприняла тогда просто в штыки, потому что мне все не нравилось, и плюшевый кот, и все-все-все. Чего я не могу сказать о вашем. То, что я успела вчера посмотреть, и была очень удивлена настолько резким неприятием некоторых пользователей интернета, которые это писали. Но, во-первых, я хочу досмотреть – вот мне как раз Сергей Георгиевич обещал диск подарить, когда он выйдет. Во-вторых, я думаю, что любой сериал – это отражение своего времени. И насколько точно отражает время нынешний взгляд современного человека, удалось ли это вам показать или не удалось на то время. Ведь, вы сегодня в 2010-м... В 2010-м начали или раньше, Сергей Георгиевич? Раньше, наверное, еще, да? Лет 5 назад?

С.МЕЛЬКУМОВ: Не-не-не. Я сейчас пытаюсь вспомнить. Мы запустились в августе 2009 года.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот. Отражает конец 2000-х, начало 2010-х. И тот взгляд на те темы прошлого, который сегодня актуален. Поэтому воспринимать абсолютно, как под лупой разглядывать любую историческую неточность, ну, тогда надо снимать историческую реконструкцию, а не художественное произведение.

С.МЕЛЬКУМОВ: Конечно. Есть такой жанр реконструкции.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Я очень благодарна создателям сериала. Сергей Каюмович пришел просто со съемок в гриме и вернется сейчас. Спасибо, что пришли.

С.ШАКУРОВ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Сергей Георгиевич, который не смотрит в эфире, а поедет сейчас, наверное, досматривать, и я успею присоединиться. Успехов вашему сериалу – надеюсь, рейтинги будут хорошие. И повторят его тогда, когда мы сможем посмотреть спокойно и режиссерскую версию, и простую. Это были создатели сериала «Белая гвардия» Сергей Каюмович Шакуров, Сергей Георгиевич Мелькумов.

С.ШАКУРОВ: Читайте роман.

Е.АФАНАСЬЕВА: Во! Очень хорошо. Если это кого-то заставит прочесть роман, уже хорошо.

С.ШАКУРОВ: Читайте роман.

Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья, до свидания.