Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2012

15 апреля 2012: Премьера фильма Шпион. Гости - Алексей Андрианов, Анна Чиповская (по тел.)

Посмотреть и послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/878350-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И наши постоянные слушатели, может быть, помнят, что в прошлое воскресенье мне пришлось извиниться, сказать, что наш гость заболел и поэтому разговор о фильме «Шпион» мы переносим на одну неделю. Вот, к счастью, Алексей Андрианов, режиссер этого фильма сейчас в студии, он выздоровел. Здравствуйте, Алексей.

А.АДРИАНОВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, поэтому мы можем поговорить о фильме «Шпион». Но так как еще лишняя неделя проката добавилась, надеюсь, что и наших слушателей, которые стали зрителями вашего фильма, тоже прибавится. Уважаемые наши слушатели, звоните, пожалуйста, нам по телефону. Во второй части программы вы будете звонить, а в первой части программы наш SMS-номер +7 985 970-45-45. Вы можете высказывать свои точки зрения по поводу фильма «Шпион». Надеюсь, все, кто заинтересован, знают, что это экранизация шпионского романа Бориса Акунина, поэтому мы сейчас пробуем еще и дозвониться до Бориса Акунина, Григория Чхартишвили. Он к нашему сожалению сейчас, насколько я понимаю, на литературной ярмарке в Лондоне, поэтому, к сожалению, пока не прозванивается. Но наши референты помогают нам, и надеемся, он выйдет с нами на связь по телефону. А также по телефону будет у нас сегодня в эфире Анна Чиповская, которая сыграла главную женскую роль в этом фильме. Все актеры заняты на съемках – к сожалению, тоже в студию прийти не смогли. Но режиссер за свое детище готов ответить.

Алексей, расскажите, пожалуйста, откуда взялась идея?.. То есть вам-то ее, наверное, уже готовую дали? Как вы совпали с экранизацией акунинского романа?

А.АДРИАНОВ: Ну, мне предложили, конечно, шпионский роман. Пытались или хотели запустить еще года за 2 до того, как я появился. Там были другие режиссеры. Потом, видимо, случился кризис и картину закрыли. Потом, когда появилась возможность ее снимать, видимо, тот режиссер, который собирался, он был занят и, видимо, позвонили мне.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот достаточно странная история. Я посмотрела, естественно, готовясь к сегодняшней программе, у вас в вашем резюме, в основном, до фильма «Шпион» только короткометражки, насколько я понимаю, были.

А.АДРИАНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кто рискнул молодому режиссеру, у которого не было опыта, доверить такой фильм, в общем, масштабный, как я понимаю, с немаленьким бюджетом, потому что там замечательные актеры, огромное количество визуальных эффектов, драки, погони, исторические все реалии. Это все не дешево. Кто доверил?

А.АДРИАНОВ: Ну, доверили, конечно, продюсеры фильма, потому что «Шпион» - это настоящее продюсерское кино. Это совершенно не авторский фильм, поэтому здесь...

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Сергей Шумаков, да?

А.АДРИАНОВ: Да, да, Сергей Леонидович Шумаков – он продюсер данного фильма, это, как бы, его детище, скажем так. То есть идея снять это кино у него была еще задолго до меня, пытались что-то делать, готовились и так далее. И потом, когда я пришел, у него уже был практически готовый концепт того, чего он хочет увидеть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тут как раз я хочу ответить... Вот я потеряла этот вопрос (на сайт был прислан), там пишут, что «мы думали, «Телехранитель» - передача о телевидении, а это, типа, обо всем подряд, рекламная программа». Не обо всем подряд. Мы говорим о кино только в тех случаях, когда эти фильмы, выходящие на российский экран, имеют какое-то отношение к телевидению, продюсируются телеканалами. Вот, в частности, фильм «Шпион» - это продукция, связанная с ВГТРК и телеканалом «Россия 1», и Сергей Шумаков, который сейчас возглавляет канал «Культура», он – продюсер этого фильма. Именно поэтому мы говорим об этом фильме в передаче «Телехранитель».

Значит, мы с вами перед тем, как войти в студию, Алексей, говорили о том, что не все зрители сразу поняли, что это не историческое кино, а что это комикс. Вот эта история про то, что это комикс, это тоже продюсерская идея или это ваша?

А.АДРИАНОВ: Да, когда я встретился с Сергеем Леонидовичем, он, в принципе, сказал, что... То есть первое его пожелание, когда мы начали говорить о картине, он говорит: «Я не хочу в конечном итоге получить историческое кино».

Е.АФАНАСЬЕВА: «Не хочу»?

А.АДРИАНОВ: «Не хочу в том виде, как оно сейчас выходит».

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у нас не смотрят в кинотеатрах, да?

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, про финансовую сторону он мне не говорил. То есть мы не говорили об окупаемости фильма. Он просто говорил, что из этой картины нужно сделать что-то новое, современное, на современном языке и чтобы молодежь пошла смотреть этот фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот я себе представляю, вы получаете такой, с одной стороны, карт-бланш, с другой стороны, такую, неразрешимую задачу. Как сделать так, чтобы а) перевести достаточно легко читаемый как все романы Акунина увлекательный, приключенческий роман, переложить на киноязык? б) как сделать так, чтобы заинтересовать современного зрителя реалиями довоенными? И в) как определить в этой игре, все-таки, за кого должны болеть? Потому что когда вчера показывали подряд по Первому каналу «Неуловимых мстителей»... И я понимаю, что то, как смотрели «Неуловимых» дети и школьники, и подростки, когда они вышли на экран, и то, как смотрят сейчас, это 2 большие разницы. Тогда все болели за наших, а сейчас не очень понятно, за кого там болеть. Так и у вас. Одно дело, когда снимали про шпионов в советское время, было понятно «Вот это наш, а это чужой». Другое дело, когда мы сейчас не очень понимаем, где свой, где чужой – речь идет о такой, о сталинской России.

А.АДРИАНОВ: Ну, вы знаете, на самом деле, я такой проблемы для себя не видел. Фильм проходит... То есть время фильма проходит перед началом войны. То есть это связано с Великой Отечественной войной, и чужой понятно, кто был в этой войне. То есть по прошествии времени ничего не поменялось.

Е.АФАНАСЬЕВА: А то, что предвоенные, речь идет о войне, а мы, все-таки, как вы сказали, вы делаете комикс. Это не смущало? Такая, трагическая страница истории.

А.АДРИАНОВ: Нет, но мы же саму войну не снимали. Мы хотели снять кино про придуманную довоенную Москву, в которой, как бы, уже был построен коммунизм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Придуманная Москва – вот это одно из самых интересных из того, что я для себя вынесла из вашего фильма. Я напомню для слушателей, которые только что подключились, включили свои приемники, что мы говорим сегодня о фильме «Шпион», и в гостях у меня в программе «Телехранитель» режиссер этого фильма Алексей Адрианов. Вот эта придуманная Москва с совершенно фантастической придуманной архитектурой, на которую, вероятно, ваши компьютерные графики потратили огромное количество сил и средств, это Москва из того прошлого, как вы сказали, построенного уже коммунизма. Чья была идея сделать такую Москву и насколько кропотливо вы ее воссоздавали?

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, изначально эта идея уже существовала, когда я появился на картине. Ну, наверняка, это идея Сергея Леонидовича Шумакова. Он хотел это воплотить. Я не думаю, что он конкретно видел это в виде комикса и так далее. То есть эскиз с Дворцом советов я уже видел у него на картинке, когда пришел к нему в офис. Вот. А дальше мы уже сели и начали разрабатывать уже с художниками, операторами, вместе с Сергеем Леонидовичем начали уже разрабатывать, в каком виде это все должно быть, как мы себе это можем позволить показать, то есть насколько это должно быть придумано, на каком уровне. То есть это должна быть фантастика или это должно быть на грани того, что было, не было? Дальше уже пошла разработка и...

Е.АФАНАСЬЕВА: А насколько сложно было снимать ту натуру, которую вы должны были потом совместить с компьютерной графикой? Вот, современная Москва, какая она есть сейчас, вам надо было ее снять а) довоенную, б) еще и придуманную.

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, на самом деле, в Москве историческое кино снять практически невозможно, потому что сейчас, ну, во-первых, построено очень много новых домов, которые закрывают ландшафт сами собой. То есть их можно даже затереть, но придется достраивать, как бы, эту Москву. И огромное количество рекламы, которую приходится тоже затирать. Но зачастую ты снимаешь кадр и понимаешь, что, в принципе, там остается только 10% от того, что ты снял. И мы решили какую-то часть Москвы, там, допустим, погоню, которая существует в этом фильме, мы снимали в городе Минск, так как там рекламы нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Там меньше новшеств, да?

А.АДРИАНОВ: Да, там нет рекламы, это раз. А во-вторых, он стилистически пока еще, центр Минска выдержан и выдержан, на наше счастье, в архитектуре сталинского ампира.

Е.АФАНАСЬЕВА: Потом, когда вы говорите «остается 10%», потом это к делу приступают компьютерные графики, они дорисовывают каждый кадр? Или как это происходит?

А.АДРИАНОВ: Да, конечно-конечно. Там работали архитекторы, которые восстанавливали эскизы, смотрели эскизы архитекторов 30-х годов, пробовали поставить те дома именно на то место, где они должны были стоять, где они задумывались. Потом дорабатывали художники, чтобы это все смотрелось гармонично в кадре, потом компьютерная графика. То есть это все ставилось, дорабатывалось, фактура и так далее. То есть это был очень непростой процесс, потому что мы ставили перед собой задачу не просто напридумывать красивых картинок, а сделать максимально достоверное изображение той Москвы, которая могла бы быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Если вы так играли с Москвой, то играли ли вы с образами людей? То есть вы пытались показать, все-таки, людей, которые выглядят так, как выглядели люди в конце 30-х – начале 40-х? Или так, как выглядят современные люди? Или вы еще что-то третье придумывали?

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, у нас, как я уже говорил, не стояла задача делать историческое кино, поэтому даже по типажам и по всему мы людей и игру актеров не подбирали конкретно, чтобы они были похожи на 1941-й год. То есть если мы возьмем, там, допустим, фильм Германа «Иван Лапшин», то есть мы там видим типажи, там даже Андрей Миронов очень четко играет и подходит под состояние того времени. У нас такой задачи не стояло, потому что мы выбрали другой жанр и у нас... Как сказать? Ну, мы позволяли себе даже где-то играть в такой жанровой манере, то есть даже где-то переигрывать для того, чтобы дать ощущения. Дело в том, что в кино есть развитие – это главный герой выходит из состояния любви к своей родине и тому, что в этой родине ничего не может быть плохого и так далее, то есть он приходит к некоему выводу, что не все хорошо, не все так просто и так далее, что существуют какие-то проблемы в данном социуме, в котором он существует. И для этого мы пытались, то есть у нас актеры, главные герои работали, ощущение, что они находились в маске. То есть они играли так, как будто у героя существует некая маска и он, как бы, играет в ней. И потом которая скрывается, допустим, там, Октябрьский в конце, когда его убивают в будке, он, как бы, ее снимает и становится другим человеком, становится тем, кем он был до революции.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я только когда читала критику в газетах и в журналах, и где-то в интернете на ваш фильм, то там случайно где-то узнала, что, оказывается, Борис Акунин придумал вот такую очередную игру, что ваш Октябрьский – это герой другого его цикла «Смерть на брудершафт», где он идет как Романов и, вроде бы, он пошел на службу революции, поменял фамилию и вообще очень сильно поменялся. Насколько вы, действительно, делали того героя другого романа, который писал Акунин, в новых исторических условиях?

А.АДРИАНОВ: Ну, в любом случае, Октябрьский был прописан как человек с прошлым. И у него в каких-то деталях, в каких-то поведенческих вещах, в каких-то сценах вылезало его прошлое. Поэтому, как бы, без этого было невозможно (это объем героя) и мы, естественно, закладывали то, кем он был раньше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, вопрос по SMS пришел, Юрий спрашивает: «Как влиял Акунин на съемки, кастинг и так далее?» Как влиял автор романа? Насколько я знаю, он всегда очень придирчиво относится к экранизации своих романов.

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, мне, видимо, повезло с тем, что Григорий Шалвович уже до этой картины... У него было уже много экранизаций, и он очень четко уже выработал для себя, как работать с режиссером. То есть у меня не было ощущения давления совершенно никакого. Какие-то вещи он рекомендовал, мы это смотрели, обсуждали.

Е.АФАНАСЬЕВА: А кастинг? Насколько он отбирал героев?

А.АДРИАНОВ: На кастинге то же самое. То есть все было в обсуждении. То есть он конкретно не говорил «Я хочу это» или «Я хочу это». То есть, допустим, мы пробовали артистов, у нас не был никто утвержден без проб.

Е.АФАНАСЬЕВА: Даже Бондарчук ходил пробоваться.

А.АДРИАНОВ: Да, даже Федор Сергеевич. Мы пробовали артистов, делали, как бы, кастинг, одевали их в ту одежду, в которой они должны быть, делали декорации, в которых они должны существовать, снимали в той стилистике и уже все вместе сидели, отбирали, кто больше подходит.

Е.АФАНАСЬЕВА: Знаете, мы как раз дозвонились актрисе, исполнительнице главной женской роли Анне Чиповской. Вы возьмите, пожалуйста, Алексей, наушники, иначе вы не услышите. Анна, здравствуйте.

А.ЧИПОВСКАЯ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Жалко, что вы не смогли прийти в студию. Мы сейчас говорим с Алексеем о фильме «Шпион», и хотелось бы задать несколько вопросов вам. Каково вам было вот в такой странной?.. Алексей это называет «комиксом историческим». Каково вам было играть в таком необычном жанре исторического комикса?

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, как вам сказать? Во-первых, мне как актрисе, мне, я так думаю, не обязательно видеть целую картину того, как это видит Алексей, комикс это, не комикс. Я не знаю, вообще задумывалась ли я над этим, когда мы работали, что это будет по итогу.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы играли классическую героиню, девушку, в которую влюблен главный герой, да?

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, я немножко не знаю, что такое классическая героиня. У нас была данность в виде Нади, вот мы ее и пытались играть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю, вы до этого снимались и в сериалах, и в кино. Какая разница для вас между работой в сериалах и работой в кино, которое идет в кинопрокат?

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, там, скорее всего, наверное, разница, все-таки, в процессе. Потому что в сериале все гонят-гонят как можно быстрее, многое надо успеть. Кино, все-таки, конечно, и процессуально, и результативно люди вдумчивее делают, наверное, как-то.

Е.АФАНАСЬЕВА: А для вас что было самое необычное в работе над этим фильмом, который, все-таки, и исторический, и в то же время немножко фантазийный? Там и Москва придумана, и многие герои такие, додуманные. Вам что показалось самым необычным?

А.ЧИПОВСКАЯ: Вы знаете, мне самым необычным показался подход к работе. Потому что я, на самом деле, в первый раз такое видела, чтобы люди так хотели что-то сделать вместе, что-то по-настоящему достойное, интересное, чтобы самим было интересно это делать. Вот, наверное, вот это было наиболее необычным.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я думаю, это комплимент для режиссера, который сейчас сидит и внимательно вас слушает.

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, для Леши, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Леш, а вы хотели бы что-то спросить у Ани после времени уже? Может быть, она как-то со стороны фильм оценивает?

А.АДРИАНОВ: А мы уже с Аней поговорили на премьере.

Е.АФАНАСЬЕВА: Уже поговорили. И к какому выводу пришли? Ань, как вы оценили? Вы правильно сказали, что актрисы и актеры не всегда видят общую картину. Когда вы фильм посмотрели, как вам? Какое впечатление у вас было?

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, если честно, в сам день премьеры я мало чего вообще поняла, потому что это очень нервный был и довольно суетный день. Но я хочу сказать, что, думаю, имеет смысл смотреть полную версию в 4-х сериях.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть будет еще сериал, да?

А.ЧИПОВСКАЯ: Ну, я надеюсь, что да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Аня. Это актриса Анна Чиповская, исполнительница главной женской роли в фильме «Шпион». Мы в программе «Телехранитель» сегодня говорим о фильме «Шпион», который произведен был при участии телеканала «Россия 1», поэтому говорим в передаче о телевидении. В студии у меня режиссер этого фильма Алексей Андрианов. Мы продолжим после выпуска новостей. Вот пришел Володя Варфоломеев. который сказал, что «Шпион» видел. Сейчас новости прочтет и расскажет нам свои впечатления.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня о фильме «Шпион», который вышел при поддержке телеканала «Россия 1» и спродюсирован был генеральным директором канала «Культура» Сергеем Шумаковым, поэтому и говорим в передаче о телевидении. Алексей Андрианов, режиссер этого фильма в студии. А мы сейчас в перерыве, в новостях, те, кто смотрит «Сетевизор», наблюдали, как мы уговаривали Володю Варфоломеева остаться в студии и сказать несколько слов, потому что он смотрел фильм, то есть живого зрителя заловили.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Учитывая, что я был в зале полном и было это, соответственно, неделю назад, в прошлое воскресенье, то полагаю, что найти живого зрителя этого фильма тебе, Лена, было бы довольно просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, сейчас мы будем по телефону с ними разговаривать. А так как ты живьем в студии, все-таки, скажи. Он сказал «Перескажи сама», что понравилась Аня Чиповская, с которой мы только что разговаривали по телефону.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: По-моему, помимо нее потрясающая роль Бондарчука. Неожиданная.

Е.АФАНАСЬЕВА: А как тебе Москва? Тебе, любителю.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Нарисованная Москва 1941 года, та, которой не было в реальности, которую придумал отчасти Акунин в этой своей книге, она поразила. Что-то похожее, а что-то совершенно невероятное. И этот огромный Дворец Советов, который в реальности оставался только в проектах, вы сделали этим гигантским, и стоящий на балконе Сталин – это потрясает.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что? Все-таки... Спасибо. Режиссеру приятно послушать. Спасибо, что ты задержался и сказал несколько слов. Ругать не будешь, как я поняла.

В.ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет-нет-нет. Это веселый, беззаботный водевиль. Я-то, кстати, смотрел его совершенно как новичок, потому что вот эта серия, шпионская серия Акунина – одна из тех, которая у меня на полке стоит, но до которой я не добрался, поэтому мне было невозможно сравнивать с первоисточником и я оценивал исключительно сам фильм, который, в принципе, мне понравился. Это хорошее времяпрепровождение для воскресного вечера.

Е.АФАНАСЬЕВА: Замечательный комплимент для создателей, потому что именно фильмы и делаются для того, чтобы понравиться зрителю. Спасибо, Володя, что задержался в студии.

А.АДРИАНОВ: Спасибо большое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, уважаемые слушатели. Надеюсь, те, кто смотрел фильм, нам дозвонятся и напишут. +7 985 970-45-45, ваши SMS-вопросы я сейчас буду зачитывать, а вы также можете дозваниваться по телефону. Код Москвы – 495, 363-36-59 – это наш телефон. Вот, один человек без подписи подписался «Возмущенный из Санкт-Петербурга» уже, по-моему, пятый или шестой раз одну и ту же смску присылает: «Фильм, воспевающий НКВД и сталинизм. Мерзость. А Акунин – приспешник власти и провокатор». Что? Воспеваете ли вы сталинизм, Алексей? Алексей аж задумался. (смеется) Не ожидал такого вопроса. Где там у вас в фильме воспевание сталинизма и НКВД?

А.АДРИАНОВ: Я так не думаю. (все смеются) Индивидуальное мнение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. «Сколько серий в фильме «Шпион»?» - интересуется Ирина.

А.АДРИАНОВ: Четыре.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это в том, который выйдет по телевидению, в сериальном варианте.

А.АДРИАНОВ: Да, 4 по 45 минут.

Е.АФАНАСЬЕВА: И, соответственно, фильм большой. А когда по телевидению это будет показано, спрашивают.

А.АДРИАНОВ: Это я не могу сказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это обычно вопрос к продюсерам канала.

А.АДРИАНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Здравствуйте, Алексей. Фильм понравился, краски яркие. Снимали на Кодак?» - спрашивает Дмитрий из Салтыковки.

А.АДРИАНОВ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Дмитрий, снимали на Кодак. Давайте будем звонки принимать. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Михаил из Челябинска.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Михаил, говорите, мы вас слушаем, вы в эфире. Вы фильм видели?

СЛУШАТЕЛЬ: Фильм «Шпион» посмотрел, очень понравился.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, расскажите. Режиссеру интересно будет мнение ваше. Если можно, вы выключите приемник, потому что фон идет, и говорите с нами только по телефону.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажу только одну вещь, что фильм сделан очень так, ну, качественно, всё. Но единственный один нюанс, который меня, скажу так, может быть, жуткую вещь. Все-таки, Акунин – он такой, ну, хороший писатель... Все-таки, зря он пошел в эту либеральную оппозицию, и после этого осталось неприятное у него...

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, давайте мы, наверное, поговорим о политических взглядах Григория Чхартишвили в другой программе, здесь поговорим о кино. Тем более, вот, Григорию Шалвовичу у нас не получается дозвониться, а мы говорим, собственно, о фильме. Спасибо за звонок.

Еще звонок, 363-36-59. Добрый вечер. Приемник выключите, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да, мы выключим. Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Александр Васильевич из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый день, Александр Васильевич. Вы фильм видели?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Расскажите ваше мнение.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, ну, мне понравился и фильм, и сюжет. И главное, это прекрасный отдых. Вот, моя жена терпеть не может все эти шпионские и прочие фильмы, но она с удовольствием посмотрела и сказала, что ей очень понравилось. Прекрасные актеры. Ну, из того, что еще не говорили в передаче, вы знаете, вот именно воссоздание Москвы, той, которой еще не было. Сейчас всё научно-технические вопросы, вот, видеосвязь, наблюдение – это тоже очень интересно, хотя мы понимаем, что этого тогда еще в полном объеме не было. Кстати говоря, можно мне один вопрос задать о научно-техническом прогрессе? Есть, вот, очень интересная передача, такая, научно-техническая «Мозговой штурм», идет по телевидению. И, вот, там тоже поднимают все такие проблемы интересные. С удовольствием я все 3 передачи прослушал. К сожалению, почему-то нет... Вот, в следующий вторник по программе ее нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А по какому каналу эта передача выходит?

СЛУШАТЕЛЬ: Это по «Центру» идет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, к сожалению, я не в курсе – попробую уточнить, в чем дело. Спасибо вам за комментарий ваш по поводу фильма. Уважаемые зрители фильма и слушатели нашей программы, 363-36-59, если вы хотите свой комментарий по поводу фильма «Шпион» высказать или задать вопрос Алексею, режиссеру фильма. Пожалуйста.

Так. Опять возмущенный товарищ, который настаивает, что фильм ваш про КГБ, пишет: «Как вам смешно! Ха-ха! В Германии снимают комикс о Гестапо и Гитлере в розовом свете. Вопрос». Ну, вот видите, никак не успокоится товарищ, что у вас комикс.

А.АДРИАНОВ: Это тот же, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вот, почему жанр комикса, тем более кинокомикса настолько не понятен, как вам кажется, Алексей?

А.АДРИАНОВ: Ну, потому что русских комиксов, на самом деле, существует очень мало, если они вообще существуют. Просто еще не привыкли, потому что люди, когда идут на историческую картину, они уже подсознательно настраиваются на...

Е.АФАНАСЬЕВА: Серьезности.

А.АДРИАНОВ: Ну да, на серьезную подачу. Потому что у нас, в принципе, как бы, кино о войне, то есть война – это наше святое (Великая Отечественная). Поэтому здесь не до смеха, как бы, и так далее. Но так как у нас кино не про войну, а довоенное время, мы дали себе возможность сделать некую параллельную реальность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок примем. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Галина, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Галина. А вы видели фильм «Шпион»?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, видела фильм «Шпион».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Что скажете?

СЛУШАТЕЛЬ: Я-то... Это не мой жанр, я-то пошла туда только потому, что знала, что там звучит песня «Довоенный вальс», которую написал мой муж, композитор Аедоницкий с Феликсом Лаубе. И хочу спросить у режиссера. Зачем там эта песня? Это такая, светлая грусть... В общем-то, одна из лучших песен Аедоницкого и Лаубе. Идет там просто в конце фильма вместе с титрами. Какое отношение имеет эта песня, всем давно известная и прозвучавшая, и оцененная? Какое это имеет отношение к этому фильму?

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас Алексей ответит. Я просто скажу, что это абсолютный художественный прием, который используется во всех странах, когда в конце фильма или сериала в серии, если они исторические, идет музыка того времени или музыка похожая, передающая какое-то настроение.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, я совсем не потому, что я этого не понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Извините, давайте мы попробуем, все-таки, послушать ответ Алексея. Если он вас не устроит, вы продолжите...

СЛУШАТЕЛЬ: Да, пожалуйста-пожалуйста. Я с удовольствием, да.

А.АДРИАНОВ: Я хотел сказать, на самом деле, огромное спасибо за эту песню – она очень замечательная. И она, как вы уже сказали, она очень сильная и настраивает зрителя на правильное понимание вообще истории.

Е.АФАНАСЬЕВА: На послевкусие правильное.

СЛУШАТЕЛЬ: Но это уже после фильма. Она и звучит после фильма.

А.АДРИАНОВ: Ну, вы знаете, сейчас в кино, на самом деле, если бы ее можно было, видимо, поставить где-то внутри фильма и, возможно, это... Ну, она, может быть, украсила. Но дело в том, что сейчас в кино очень сложно внутри ставить песню.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я еще раз говорю, саундтреки – это чаще всего у очень многих фильмов, которые идут на титры, но они становятся саундтреком фильма и музыкальной линией фильма. Так что это, в общем, общепринятая вещь.

А.АДРИАНОВ: Они подчеркивают и очень сильно усиливают.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это, по-моему, огромное уважение к творчеству вашего супруга.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, не потому, что я... Я как раз, в общем-то, большая девочка, я понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: По-моему, это уважительное отношение и такая, высокая оценка песни, которую написал ваш муж.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в общем, в моем представлении эта песня и этот фильм никак не сошлись.

А.АДРИАНОВ: Мне кажется, что эта песня настолько сильная, что, ну, просто молодежь сейчас вряд ли может ее где-то услышать и так далее. А мне кажется, то, что у нее появилась вторая жизнь для молодежи, я считаю, что она очень сильно того достойна.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок примем. 363-36-59, добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, здравствуйте. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Леонид Николаевич.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Леонид Николаевич.

СЛУШАТЕЛЬ: И у меня возникло впечатление, когда я смотрел этот фильм, особенно вот эти красочные картины предвоенной Москвы, что и сам Акунин, которого мы все уважаем, ну и режиссер тоже – не хотели ли они тем самым провести идею о том, что проект, затеянный Лениным, Сталиным в 1913 году, он проект был удачный, но, вот, супостат помешал нам? Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не хотели ли вы провести мысль о том, что все бы было бы хорошо, если бы не?

А.АДРИАНОВ: Ну... Специально, наверное, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Может, подсознательно только, да?

А.АДРИАНОВ: Может быть, подсознательно так получилось.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Давайте еще звонок. 363-36-59, давайте еще звоночек примем и почитаем SMS-вопросы. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Николай, я из Санкт-Петербурга.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Николай. Вы видели фильм?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, я сегодня, вот только что буквально 4 часа назад вышел из кинотеатра. Мне фильм очень понравился, он легкий фильм. Как бы, наводит иногда, правда, на такие, очень странные размышления. Но у меня вопрос к режиссеру. Алексей, скажите, а Октябрьский, может быть, в конце концов, будет жив? Потому что там в титрах было написано, что тело так и не нашли. Может быть, в 4-й серии он где-нибудь и всплывет в Амстердаме или где-то?

Е.АФАНАСЬЕВА: Есть ли шанс, что в телевизионной версии у вас Октябрьский выживет?

А.АДРИАНОВ: Нет, телевизионная версия – она закончится примерно так же, как закончилось кино. Просто она дополнится еще рядом сцен примерно на то же количество, на полтора часа, интересных сцен, которые будут раскрывать более глубже психологический ряд героев и какие-то линии, которые вылетели из данной картины.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вот, люди очень серьезно относятся, зрители к этому: «Приборов ночного видения в 1941 году не было», - настаивает Сергей из Москвы. Здесь есть еще о том, что не было... А, вот: «Показано здание МГУ, построенное в 1953 году, а у вас в фильме события 1941 года». Вот. Пишет человек без подписи, правда, сообщает, что его друг писал музыку для фильма. Вот видите, насколько сложно воссоздавать параллельную придуманную реальность, когда люди все равно смотрят, было или не было?

А.АДРИАНОВ: Ну...

Е.АФАНАСЬЕВА: Что вы себе разрешали использовать?

А.АДРИАНОВ: Мы себе разрешили все использовать. Потому что так как кино начинается, когда Гитлер разговаривает по старому Скайпу с Канарисом, я думаю, что это уже правила игры, которые нам позволяют сделать все, что мы хотим, и холодильник поставить в комнату, и ширинку сделать на молнии, и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мало кто знает, что молнии в Советском Союзе до войны просто не было.

А.АДРИАНОВ: То есть мы сразу говорим, что это фантастическое кино, и здесь можем найти такое количество исторических ляпов, что тут о высотке вообще разговоров быть не может.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это вообще совершенно другие правила игры. «Прекрасный фильм. Посмотрел с удовольствием. Спасибо за него огромное. Потом прочитал историю Гесса и удивился, что это правда».

А.АДРИАНОВ: Да, потому что любые книги Акунина построены на каких-то исторических фактах, и он, оперируя этими фактами, придумывает внутри них историю. Поэтому, конечно, то, что Гесс прилетел и так далее, это все было на самом деле.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Планируете ли вы представлять свой фильм в программе «Закрытый показ»? Если да, то не боитесь ли вы желчного языка Александра Гордона?» - интересуется Денис. Насколько я понимаю, Александр Гордон говорит, в основном, об артхаусе, а этот фильм вряд ли относится к жанру артхауса.

А.АДРИАНОВ: Я боюсь, меня не пригласят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну и потом, в общем, это фильм другого канала – обычно они как-то не пересекаются. Так. Про приборы ночного видения мы уже прочли. А, вот интересно: «Посмотрел. Фильм местами смотрибельный, а сценарий – суицидально-приметивный», - пишет Андрей. Андрей, ну чтобы не был сценарий «приметивный», пойдите посмотрите в словаре, как это слово пишется. Наверное, так.

Ольга пишет: «Водевиль о сталинской России сняли, на очереди водевиль о фашистской Германии. Браво, маэстро». Ольга, я не совсем поняла: это тоже должен Алексей снять или кто?

«Не хочет ли Алексей в новом качестве как режиссер возродить съемки (он был там оператором-постановщиком) приключенческого проекта «Мустанг»? Эскизы и чертежи остались». Опять без подписи. Что это за проект, Алексей?

А.АДРИАНОВ: Ну, я был оператором-постановщиком. Но я когда работал оператором-постановщиком, я снимал несколько картин полнометражных. Одна из них была картина «Мустанг», приключенческий боевик. Его, к сожалению, не досняли по каким-то финансовым, видимо, причинам. Но это не от меня зависит. Будет ли он доснят, это вопрос больше не ко мне, наверное.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59 – это телефон, дозванивайтесь, пожалуйста, если вы хотите высказать свое мнение о фильме «Шпион» или задать вопрос режиссеру фильма Алексею Андрианову. А также вы можете еще успеть прислать сообщение на номер +7 985 970-45-45. Дмитрий из Самары: «Предлагаю снять такой же фильм про запасную столицу Куйбышев, История нашего города очень удивительна. Подумайте». Дмитрий, надо тогда сначала, наверное, предложить Акунину, чтобы в вашем городе произошла какая-то часть, продолжение или следующий роман из этого цикла, и тогда, вот, Алексей снимет продолжение про вашу столицу.

363-36-59, пожалуйста. Добрый вечер. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, я – Сергей из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста. Вы видели фильм, Сергей?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, это был долгожданный фильм, его снимали несколько лет, несколько лет готовили. Я очень ждал его выхода – это мое любимое произведение Акунина.

Е.АФАНАСЬЕВА: И как вам произведение экранизированное?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, когда автор сказал, что выдавал дочь замуж и очень придирался к жениху, точно так и у нас – как будто это наша любимая девушка выходит замуж и мы очень переживали. Двоякое впечатление. Очень понравилась Москва. Немножко смущает именно то, что порезанность, не хватает некоторых линий, некоторых эпизодов. Я надеюсь, что в 4-серийной версии я все это увижу.

А.АДРИАНОВ: Да, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за такой внимательный анализ и внимательное наблюдение. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Иван.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Иван.

СЛУШАТЕЛЬ: Фильм посмотрел, очень понравился. Насчет НКВД не знаю, как они там воспевают НКВД, ничего не могу сказать. По-моему, НКВД там полностью провалилось. А так, на самом деле, фильм очень приятный, и всем советую посмотреть его.

А.АДРИАНОВ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Иван, сколько вам лет, если не секрет?

СЛУШАТЕЛЬ: 36.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вы думаете, этот фильм больше для молодого зрителя или для опытного?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, думаю, для среднего.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть те подростки, которые составляют основную аудиторию в кинотеатрах, не совсем аудитория фильма, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Я думаю, что да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. 363-36-59, еще звоночек. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Алексей, я из Балашихи.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Алексей.

СЛУШАТЕЛЬ: Слушаю передачу с удовольствием, и хотел бы свое мнение по этому поводу тоже высказать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Я смотрел и фильм, и читал произведение Акунина. И глядя кино, у меня обнаружились некоторые мелкие несостыковочки. Во-первых, когда гонялись за связным, то есть у Акунина там, по-моему, происходило это, если мне память не изменяет, где-то в районе Новодевичьего монастыря, а там где-то на задворках ВДНХ, как мне показалось. Это первое. Ну и второй такой небольшой косячок, когда они до погони распивают водочку где-то в задворках магазина, сначала выпивает Дорин, а затем больше половины бутылки выпивает сам связной, а в конечном счете опять полная бутылка оказывается у Дорина.

Е.АФАНАСЬЕВА: Надо же, какой вы внимательный зритель, а? Это просто мечта любого режиссера, чтобы человек так внимательно смотрел фильм.

СЛУШАТЕЛЬ: И опять же по поводу заточения Дорина. У Акунина он находился где-то во дворах, если мне не изменяет память, Старого Арбата, в заброшенном здании, а здесь где-то, можно сказать, в подземелье, в метро на заброшенной ветке или что-то в этом роде. А так, в целом, впечатление очень хорошее. Спасибо создателям фильма за хорошее времяпрепровождение. К сожалению, супруга моя не имела возможности туда сходить, но я ее всячески уговариваю, наконец-то, посетить и получить удовольствие от просмотра хорошего, удачного фильма.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что же, спасибо за звонок. Уговаривайте супругу.

А.АДРИАНОВ: Спасибо вам за наблюдательность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Вот Сергей из Москвы пишет: «Видеосвязь в Третьем Рейхе могла быть в реальности. У них телевидение появилось до войны». А здесь Ирина, дирижер отвечает нашей слушательнице, которая звонила по поводу песни ее супруга на титрах, она пишет, что молодежь песню слышит и поет, она сама (Ирина) – дирижер. Так что, в общем, надо не расстраиваться, а, наоборот, наверное, радоваться, что в современном фильме звучат старые песни.

Так. «Это, получается, фильм в стиле дизельпанк, стилизация под фантастику 30-х годов», - считает Дмитрий из Петербурга. Как с дизельпанком-то у вас?

А.АДРИАНОВ: Да, там есть детали дизельпанка. То есть весь фильм, конечно, не выдержан в этой стилистике, но есть что-то то, что сделано именно в стилистике дизельпанка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Видите? Оказывается еще как много интересного можно узнать. А вот Кукла (подпись): «Фильм не понравился. Профессионально, но не трогает. Плохое озвучание, неживой звук. Сделано как при дубляже, и это режет слух». Что ответите Кукле?

А.АДРИАНОВ: Ой, вы знаете, на самом деле, очень сложно. Для того, чтобы понять, о чем говорит человек, для этого нужно понять, в каком зале она смотрела, при каком звуке она смотрела и так далее. Потому что было один раз, когда я смотрел копию этого фильма в одном из залов (я не буду называть), мне тоже звук очень не понравился. Но потом, когда я посмотрел это на премьере с классическим звуком, как это должно звучать, меня звук очень впечатлил, потому что звукорежиссер у нас был очень профессиональный человек.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что можно попробовать просто сходить в другой кинотеатр, где есть... Наверное, Dolby Surround у вас, вероятно, да? Или нет?

А.АДРИАНОВ: Ну, конечно-конечно. Нет, ну, может быть, настройки зала или еще что-либо. Так очень сложно судить. Но звук у нас сделан очень профессиональным человеком.

Е.АФАНАСЬЕВА: К сожалению, нам не удалось дозвониться до Григория Чхартишвили, так вот мы практически всю нашу сегодняшнюю программу набирали его номер, но, видно, не отвечает он вообще, вне зоны действия сети. Потом попробуем как-нибудь с ним отдельно поговорить об экранизации. Естественно, наверное, сравнивали вашу экранизацию с экранизациями других, в основном, фандоринских циклов, и всегда говорили, что Акунина очень трудно экранизировать, потому что у него идут литературные игры, которые так или иначе это для начитанного читателя такие отсылы к другим романам, к другим произведениям, цитатное чтение такое. Вы играли в это же, в какое-то цитатное такое смотрение?

А.АДРИАНОВ: Да, конечно. У нас в картине достаточное количество цитат, и которые взяты у Акунина из книги, которые сделаны нами, съемочной командой во время съемок фильма, то есть цитаты, которые относились к каким-то фильмам старым и так далее. Да, мы пытались тем самым поддержать стилистику Акунина.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что вы можете, уважаемые наши слушатели, кто еще не сходил в кино или может пойти второй раз, поиграть в эту игру, поискать цитаты и потом посмотреть, насколько вы насмотрены в старом советском кино, насколько вы эти цитаты считываете. Какое примерно количество цитат могут люди найти там?

А.АДРИАНОВ: Вы знаете, мы их не подчитывали. Но там не только старое советское кино, там, в принципе, весь кинематограф.

Е.АФАНАСЬЕВА: А. Видите? Вот такая замечательная киноигра для киногурманов. Вы вполне можете поискать то, что... Так. Вот, кто-то считает, что фэнтези у нас снимали до войны, например, фильм «Танкисты», пишет Сергей.

А.АДРИАНОВ: Да, конечно-конечно. До войны у нас снимали фильмы черно-белые, которые были сняты практически в комиксовой стилистике. Они ничем не уступали фильмам по масштабу американским. То есть эта стилистика была у нас, просто ее забыли и сейчас начали снимать немножко по-другому. То есть у нас, в принципе, если и были какие-то референсы, то это было точно не американское кино, а наше советское кино 40-х годов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот, Кукла вам ответила, что смотрела она в Художественном, а имела в виду кладку звука – дело не в звукорежиссере, а как читают текст актеры. Ну, вот это уж тогда, наверное, правила игры такие в фильме. Или нет?

Любовь пишет: «Комикс говорите? А моей дочери 22-х лет было страшно». Любовь, а что там могло быть страшно? Вот, я не совсем поняла. По-моему, это, все-таки, правила игры такие, что насчет страшно там быть не должно было в вашем фильме.

А.АДРИАНОВ: Там было страшно?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вот, любовь пишет, что дочери 22-х лет было страшно.

А.АДРИАНОВ: А. Ну, нужно понять, на каком моменте. Честно говоря... Это же не фильм ужасов.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, в общем, совсем не фильм ужасов, а, может быть, как-то не совсем точно настроились и ждали, действительно, серьезную историю про предвоенное время. Тогда это немножко другой подход.

Видите, достаточно сложно происходит восприятие новых жанров нашими зрителями Но судя по тем звонкам, которые сегодня были от слушателей, люди совершенно разного возраста нам с вами звонили и, в общем, достаточно активно... По крайней мере, я среди звонивших не помню, чтобы были какие-то отрицательные отклики.

Мы говорили сегодня о фильме «Шпион». Еще, уважаемые слушатели, вы, если хотите, можете успеть его посмотреть (он еще идет в прокате). Алексей Андрианов, режиссер этого фильма был в студии. Дозвонились мы до актрисы Анны Чиповской. Не дозвонились, к сожалению, до Бориса Акунина, но что ж делать? Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания.