Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2012

9 сентября 2012: Контрольная для рожденных в СССР

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/927145-echo/#element-text

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И сегодня мы будем говорить о проектах, которые, действительно, повлияли на то, каким наше телевидение из вчера через сегодня будет завтра. Потому что это уникальные проекты, потому что мы вспомним и еще один похожий проект. Поводом для разговора таким оперативным стала премьера очередной серии фильма «Рожденные в СССР». Сергей Мирошниченко – автор этого уникального проекта сегодня у нас в гостях. Здравствуйте, Сергей Валентинович.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это программа, которую вы могли видеть в серии про граждан, про героев этого цикла, которым сейчас по 28 лет. Их показывал на этой неделе канал «Россия 1». Канал «Культура» повторял старые серии. Ну а тем, кто совсем не в курсе, мы скажем, что больше 20 лет... Сколько всего лет уже, Сергей Валентинович?

С.МИРОШНИЧЕНКО: 21 год с небольшим. Подготовка была. 22,так, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сергей Мирошниченко снимает людей. Сначала этим людям было 7 лет и они жили в одной общей стране, потом им было 14 и страны стали разные, и мир менялся, и сознание менялось. И потом 21, и теперь 28 лет. А также мы вспомним еще один цикл, который очень многие, смотря цикл Мирошниченко, вспоминали. Старый-старый, как теперь кажется, то есть давний проект еще советский Ленинградского телевидения. У нас на связи по телефону будет автор этого проекта Игорь Абрамович Шадхан. Называлась эта программа «Контрольная для взрослых».

Вот первый вопрос какой. Идея, в принципе, наверное, витающая в воздухе – она совсем была ваша или она откуда-то пришла, были какие-то люди другие? Потому что в интернете очень много разных идей на этот счет и утверждений, что кто-то вам этот проект заказал, что были международные продюсеры, где-то говорится, что это ваш. Как все было, Сергей Валентинович?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Нет, ну, конечно, это международный проект. Это международный проект. Причем, это формат.

Е.АФАНАСЬЕВА: Честно сразу?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да. Конечно. А почему? Зачем скрывать? И этот формат принадлежит английской компании, раньше это была Granada, а теперь ITVS.

Е.АФАНАСЬЕВА: А когда же они первую такую идею свою начали? Они свою когда начали снимать?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Их детям уже по 56 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: По 56?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И они продолжают с вот этим шагом 7-летним?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да-да, с 7-летним. Потому что именно идея этого проекта заключается в том и она была в свое время, в 50-е - 60-е годы сформулирована продюсерами, идеологами этого проекта, они вспомнили такую цитату из Блаженного Августина, или иезуиты говорят это «Дайте мне ребенка в 7 лет, и я скажу, каким он будет человеком».

И, вот, они шли, дошли, пошагово шли до какого-то... Они получили даже какие-то награды большие. И потом им пришла в голову идея пустить 2 параллельных проекта – США и Советский Союз. В 1988 году они начали вести переговоры. Они приехали в нашу страну, искали режиссеров. Они смотрели режиссеров разных – там были, ну, замечательные...

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда, наверное, еще с Гостелерадио искали контакты, да? Или нет?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Они нет, они договорились с Гостелерадио, но они искали режиссера, им нужен был режиссер.

Е.АФАНАСЬЕВА: И нашли вас?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, это был такой конкурс. Там были хорошие очень режиссеры. Я вам могу сказать, что многие из них сейчас очень известные люди и продюсеры, и режиссеры. Ну, там допустим, Роднянский был тогда он хороший документалист и Манский Виталий. Ну, выбрали меня по некоторым там... Я уже к этому времени получил международные призы в Оберхаузене, и Нику выиграл. И еще у меня было двое детей – это тоже было важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы начали сразу разговаривать сейчас о цикле «Рожденные в СССР». Я забыла напомнить нашим слушателям наши средства связи. Уважаемые слушатели, если вы смотрели этот проект, посмотрели его серии вот сейчас или видели его раньше, пожалуйста, пишите свои SMS-вопросы и комментарии, свои рецензии, оценки, реплики по SMS-номеру +7 985 970-45-45. Если вы смотрели цикл «Рожденные в СССР», а также если вы помните старый цикл «Контрольная для взрослых» - мы чуть позже будем говорить по телефону с его автором, Игорем Шадханом.

Сергей Валентинович, когда вас выбирали, это было еще Гостелерадио, Советский Союз, британские продюсеры...

С.МИРОШНИЧЕНКО: И жил я в Свердловске.

Е.АФАНАСЬЕВА: И жили вы в Свердловске. А прошло с тех пор, если вы говорите, 1988-й, вообще 24 года.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, это начало разговора, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. И поменялось за эти годы... И телекомпании менялись, и партнеры, вероятно, британские. Сейчас вы продолжаете вместе с ними как партнеры этой компании? Либо это уже ваш собственный проект, который вы продолжаете?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Я – сторонник того, чтобы это был международный проект всегда. И я даже привлек другие компании. Сейчас это участвует уже не только ITVS, но еще и RT, и телеканал «Россия». Но во время этого проекта все менялось. Например, когда вначале был Советский Союз и Великобритания, было 50 на 50, и все это было так построено, наша рабская работа бесплатная почти, и сила советской стороны, потому что операторы все были и всё. Но деньги были какие-то выделены тоже с советской стороны, и было такое, 50 на 50. А потом, когда разрушился Советский Союз, то никто, ни одна телевизионная компания не поддержала никак.

Е.АФАНАСЬЕВА: Не дала денег на продолжение.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Причем, мой партнер, молодая Джема Джаб – она просто при мне обзванивала людей. И это было такое, знаете... Я слышал, что они отвечают. Она говорила по-русски и она спрашивала, и ни один... Надо было при стоимости в 500 тысяч долларов дать 20 тысяч. Ни один не давал. Даже те люди, которые сейчас достаточно известные (я не буду называть их фамилии) продюсеры, они говорили так: «Мы не будем участвовать в этом проекте, потому что это вообще вредно для России. Наши граждане будут жить все хуже и хуже, а граждане Америки будут жить лучше и лучше». При этом Джема говорила: «Вы знаете, там есть Чикаго, там каждые 3 минуты убивают человека. Там не очень хорошо жить».

Е.АФАНАСЬЕВА: Это был 1988-й год. До этого вот уже показывало Ленинградское телевидение цикл. То есть, вероятно, вот те британские аналоги, о которых вы говорите, где уже сейчас 56 лет тем детям, с которых начинали снимать, мы тогда не видели. Это сейчас, наверное, можно уже в YouTube посмотреть все. А по Ленинградскому телевидению выходил этот цикл Игоря Шадхана. Вы смотрели тогда «Контрольную для взрослых»?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Нет, я видел часть программ, я видел часть программ по телевидению. Но это такая была пошаговая и ежегодная съемка. И вы знаете, в мире же, ведь, есть несколько таких подобных проектов. И она очень похожа, это аналог немецкой съемки. Там они начали снимать в каком-то 1950-м году. И вот эта вот пошаговая съемка ежегодно снимать класс – это совершенно другой формат.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сейчас спросим у Игоря Абрамовича Шадхана – он у нас на связи по телефону. Добрый вечер, Игорь Абрамович.

И.ШАДХАН: Добрый-добрый.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы нас слышите, да?

И.ШАДХАН: Да, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы говорим здесь в студии с Сергеем Мирошниченко, говорим и о его проекте «Рожденные в СССР», и вспоминаем вашу «Контрольную для взрослых». Когда вы ее начинали, это какой год был?

И.ШАДХАН: Это был год 1978-й.

Е.АФАНАСЬЕВА: 1978-й. Это еще были дети, по-моему, в детском саду, если я не путаю.

И.ШАДХАН: Это правда.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы когда начинали, тогда, по-моему, даже наши телевизионщики слово «формат» не очень-то знали. Вы придумывали все сами или, все-таки, видели, что есть подобные проекты где-то в других странах?

И.ШАДХАН: Нет-нет, вы знаете, мы придумывали все сами. Кстати говоря, я говорю «мы», потому что еще автором этого цикла была Светлана Волошина, журналист, которая разговаривала с родителями. Я разговаривал с детьми и был режиссером этого всего цикла, который насчитывал 50 программ.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы снимали с каким шагом этих детей?

И.ШАДХАН: Ну, с разным очень. Потому что мы снимали в 7 лет, когда они были в детском саду и пошли в первый класс. Потом мы снимали их в лет 10, по-моему. Потом мы снимали их в 14, в 15. И потом мы их снимали уже в 1995 году, когда им было за 20, или 20-21 год. Вот так.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть последние съемки – это 1995-й год, да?

И.ШАДХАН: Да, совершенно верно. Это уже другая страна и другая Россия.

Е.АФАНАСЬЕВА: А почему не получилось продолжить дальше?

И.ШАДХАН: Ну, потому что, во-первых, они выросли. Во-вторых, у них были семьи. Они, в общем, не очень хотели этого делать сами. А я не очень настаивал, потому что, в общем, я понимал, что жизнь у них сложилась очень по-разному, очень трудно, очень сложно у кого-то. И я не настаивал на этом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда я хочу спросить Сергея Мирошниченко. Ваши герои примерно в той же ситуации: когда они повзрослели, вот сейчас им 28, у них тоже у многих есть уже свои семьи, свои отношения, они иначе, наверное, относятся, чем относились детьми. У вас были сложности именно сейчас, при съемке взрослых людей?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Конечно-конечно-конечно. Они, действительно... Вот, правильно Игорь Абрамович говорит, они начинают уже отказываться от съемок. Но единственное, что меня спасает, что мы снимаем раз в 7 лет. Они не устают и они, как бы, забывают немножко ужасы съемок и интервью, и поэтому они меня прощают. Но, вот, я-то знаю, что этот цикл будут снимать до 70-ти у нас, если все будет в порядке, и вот этих детей будут вести до 70 лет.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть он как и в Британии. Там, наверное, уже производители и режиссеры меняются.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Нет. Майкл Аптед, остается один и тот же человек.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сколько же ему самому лет, если он начинал детей маленьких?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, ему за 70. Но он возглавляет Гильдию кинорежиссеров Америки. Он очень успешный игровой режиссер, и поэтому... У него дети. И, по-моему, 2 или 3 года его ребенку, так что он такой. Орел.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно. Игорь Абрамович, у меня вопрос к вам. Вот, сначала вы очень долго снимали детей и они росли и менялись – я их детей помню, я их смотрела, наверное, примерно в их возрасте. Я не видела Ленинградское телевидение, оно у нас не вещало, там, где я росла, в Ростове-на-Дону, но ваш проект показывали и по Центральному телевидению. А вот в тот момент, когда, все-таки, все поменялось, жизнь резко поменялась и вы снимали их еще раз в 1995-м, это были другие люди, нежели в те годы, когда они просто росли в Советском Союзе? Вот, так же «Рожденные в СССР» как герои Сергея в первых сериях.

И.ШАДХАН: Вы знаете, я, честно говоря, должен вам сказать, что я тоже не видел других людей и в цикле «Рожденные в СССР». Дело в том, что маленький ребенок – это маленький ребенок. И его реакции, и даже когда он в 10-11 лет, и даже когда он в 15, то, в общем-то, они отличаются от уже взрослых самих себя. И дело даже не в том, что рождены они в СССР или не рождены в СССР, рождены они в России или не рождены в России. Они рождаются с определенным, мне кажется, менталитетом, с определенными реакциями. И всегда интересно видеть судьбу человека.

Я вам должен еще сказать вот какую штуку. Что много-много лет тому назад Манский вызвал меня к себе, ну, не вызвал, а пригласил. Я приехал в Москву и он сказал «Ты знаешь, вот у нас есть такая идея снимать такой цикл. Вот, он очень похож на «Контрольную для взрослых», но это будет «Рожденные в СССР» и так далее, и так далее». Я вам честно скажу, я не видел ни немецких, ни английских, никаких фильмов...

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, наверное, это не «Рожденные в СССР» - это, наверное, другой цикл Виталия Манского, где он начинал с родов женщин снимать и собирался следить за судьбой детей, вот, практически с беременности их матерей.

И.ШАДХАН: Ну, может быть, да. Может быть. Я просто хочу сказать, что когда я смотрел «Рожденные в СССР», мне это нравилось, это, в общем, действительно, очень любопытно, потому что мы видим судьбы людей.

Но по форме это было очень похоже на «Контрольную для взрослых» и с вопросами закадровыми, и так далее, и так далее. Поэтому мне кажется, что... Я очень рад тому, что такой проект жив, понимаете? Вот для меня это была радость, что проект «Рожденный в СССР», рожденный в 1978 году, то есть 30 с лишним лет тому назад, он живой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну видите, Сергей говорит, что это международный формат, что они его делают с британцами. А британским детям уже 56 лет и старше.

И.ШАДХАН: Может быть. Нет-нет, я нисколько не хочу...

С.МИРОШНИЧЕНКО: Давайте... Я бы хотел так сказать. То, что было сделано, и «Контрольная для взрослых» - это замечательная работа и чудесная. И, наверное, если бы на телевидении в Петербурге люди были бы более так, ну я не знаю...

Е.АФАНАСЬЕВА: Рачительно к своим сокровищам телевизионным, да?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Рачительно, да. Они обратились бы и стали, все-таки, продолжать. Потому что, ну, это же, ведь, не имеет значения. Это изучение человеческой жизни.

Е.АФАНАСЬЕВА: И жизни страны в том числе.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да. И таких проектов, я еще раз говорю, несколько в мире.

И.ШАДХАН: Может быть, может быть. Я не спорю с вами.

С.МИРОШНИЧЕНКО: И я думаю, что, конечно, когда Виталий обращался к вам, надо было обратиться к вам с тем, чтобы продолжать этот проект, а не делать новый, наверное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Игорь Абрамович, а вы этих вот детей, которым сейчас уже, наверное, за 40, как я понимаю, вы их потеряли (контакты) или вы, все-таки, знаете, как их жизни продолжаются, следите за ними?

И.ШАДХАН: Нет-нет, я, конечно, знаю. Я все знаю про них. И даже один из них, к великому сожалению, умер, Илюша. Если вы помните, такой был яркий-яркий мальчик Илюша Качоров. Вот, его уже нет с нами. А вообще я знаю всех, конечно. И знаю, как сложилась у них жизнь.

Е.АФАНАСЬЕВА: А нет ли желания, идеи, все-таки, снять сейчас какой-то еще один цикл и посмотреть, что с ними стало за те годы, которые с 1995-го прошли?

И.ШАДХАН: Вы знаете, я пытался это сделать и даже Волошина пыталась это сделать. Но я позвонил одной девочке Кате, и она мне сказала: «Игорь Абрамович, у меня двое детей, и я замужем второй раз, и я не очень хочу, чтобы дети обо мне знали, потому что вы будете использовать старые съемки. И то, что я говорила...»

Е.АФАНАСЬЕВА: Ой, можно подумать, сейчас дети не найдут в интернете все эти старые съемки и не посмотрят.

И.ШАДХАН: Не-не-не-не. Но это же не про свою маму, правда? Об этом, может быть, и не посмотрят. Но, по крайней мере, такое желание абсолютно человеческое – оно мне понятно. Не важно, найдут они, не найдут. Оно мне понятно, понимаете? Потому что она была тогда очень откровенна, она была тогда очень, ну, что ли, искренней. Ну, что ж делать? Вот так.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сергей, как вы справляетесь с похожими ответами, когда ваши герои тоже отказываются?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Вы знаете, я, начиная с 21 года, когда я приехал к ним, в 21, я решил так. Я их убедил, что они – соавторы мои. И это правда. То есть все, что я фиксирую, это то, что они хотят показать. И нет ничего того, что бы они не хотели показать. Наверное, в отличие от других, может быть, проектов, это ущемление ограничивает меня. Но я не вмешиваюсь в те темные стороны, которые существуют. Или они их показывают.

И.ШАДХАН: Вы знаете, я в темные стороны... Извините, ради бога. В темные стороны тоже не вмешивался.

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сейчас, извините, Игорь Абрамович и Сергей Валентинович, мы вынуждены прерваться, потому что у нас сейчас новости на «Эхо Москвы». Через 4 минуты мы вернемся, еще раз позвоним вам, Игорь Абрамович, и продолжим разговор в программе «Телехранитель» о проекте «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко и о проекте Игоря Шадхана «Контрольная для взрослых».

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Итак, мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева. Здесь же в студии Сергей Мирошниченко, известный режиссер-документалист, автор многочисленных премий Ника, ТЭФИ и других и обладатель премии Эмми за этот цикл «Рожденные в СССР», да? Одна из ваших.

С.МИРОШНИЧЕНКО: В 14.

Е.АФАНАСЬЕВА: В 14 лет получила американскую премию Эмми. Говорим мы о его цикле «Рожденные в СССР». Очередной цикл 28-летних героев...

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да, фильм.

Е.АФАНАСЬЕВА: Фильм, да, был показан на канале «Россия 1», канал «Культура» повторял предыдущие фильмы. А также по телефону на связи с нами Игорь Шадхан, автор проекта, где также снимали детей через какое-то количество лет на питерском, еще ленинградском телевидении еще в Советском Союзе. Я напоминаю еще раз SMS-номер +7 985 970-45-45 – вы можете задавать свои вопросы и реплики. Белла пишет: «Спасибо за прекрасную работу вам, Сергей. Не могла оторваться». Спрашивает, как назывался британский аналог, о котором вы говорили?

С.МИРОШНИЧЕНКО: «Seven Up» сначала. Но потом изобрели воду с этим названием, и пришлось поменять.

Е.АФАНАСЬЕВА: Наибольшее количество вопросов, которые сейчас пришли по SMS, касаются одной единственной вещи. Как вы думаете, какой? Какой вопрос больше всего тревожит наших слушателей, ваших зрителей.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Буду ли я снимать дальше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет. Это, наверное, тоже есть. Но самый главный вопрос – это почему отказался сниматься Андрей, что случилось у вас в отношениях с Андреем, почему не стал сниматься мальчик, который в Америке, и так далее. Что произошло?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, у нас ничего с ним лично не произошло. Но я думаю и считаю, что именно это проблема взаимоотношений его и родителей сейчас.

Е.АФАНАСЬЕВА: Усыновивших его?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да. На данный момент. Я думаю, что это основная проблема, к сожалению.

Е.АФАНАСЬЕВА: И даже несмотря на то, что ему 28 лет и он уже не ребенок?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, иногда люди бывают, ну, не свободны в чем-то. И я думаю, что сейчас у него такое, психологически сложное состояние, в котором, видимо... Там родители очень такие, серьезные, очень глубоко верующие, протестанты. И они, видимо, как-то посоветовались и не стали.

Но в этом проекте пошаговом, я уверен, что будут и уходить, и приходить.

Е.АФАНАСЬЕВА: А как могут прийти герои, которые раньше не снимались?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, так же как Ася?

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть просто вернуться?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да, вернуться в проект. Ну, пропущен будет один возраст и все.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, есть надежда, что через какой-то цикл мы увидим Андрея?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Конечно. Мы будем поддерживать с ним связи.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Игорь Абрамович, вы нас слышите?

И.ШАДХАН: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тот вопрос, который вам адресует Юля по SMS. «Елена, - пишет она мне, - спросите, пожалуйста, Илья – это тот мальчик, родители которого врачи и он жил в Израиле или это кто-то другой?» Это о человеке, который, вы сказали, уже ушел из жизни, ваш герой.

И.ШАДХАН: Нет, это другой мальчик. Того звали Павел, который жил в Америке. С ним все в порядке. А это мальчика другой, яркий очень мальчик, о котором я потом делал самостоятельно совершенно кино, даже уже о его родителях. Ну, я не знаю. Это яркий мальчик, который немножко картавил, вот так можно сказать о нем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из той разности к подходам у Сергея Валентиновича и у Игоря Абрамовича, Сергей Валентинович снимал людей по всей бывшей большой стране, сейчас в разных местах они живут. Вы снимали один класс, то есть один детский садик тогда это был сначала, да?

И.ШАДХАН: Да-да-да, да, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, вот, 2 среза – посмотреть на детей, которые начинали из одной точки и где они оказываются через много-много лет. А Сергей Валентинович смотрел детей, которые изначально в разных местах жили, и посмотреть, как жизни складываются, параллельно, перпендикулярно. Сергей Валентинович, как вам кажется, вот то место, где ребенок был рожден, наложило отпечаток на то, как жизнь развивается его сейчас?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, конечно. Это же есть национальные традиции, культурные традиции.

Е.АФАНАСЬЕВА: На каких героях наиболее это заметно?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, грузины, Вадо, например. Даже если русскоязычные, но жил в Грузии, допустим... Там, Алена – она тоже, конечно. И также в Киргизии. Вот, Настя – она переехала сейчас, но родина для нее – Киргизия. Она ее любит, и ментальность полностью там. И также в Прибалтике, естественно.

Но, видите ли, у нас задача была такая, чтобы изначально. Потому что задачу ставил, конечно, я. Мне просто был дан цикл, но мы вдвоем ездили, чтобы показать как можно больше разных и непохожих людей в разных местах. И мы брали и Сибирь. И в России тоже люди далеко не одинаковые, которые живут в Сибири или в Петербурге. Это совершенно разные люди. И задача такая, что их нужно было, наоборот, соединить и объединить в один фильм. Ну, вот это самая сложная для меня была сторона.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у них есть еще, вот у этих героев, которые за столько лет, в общем, и менталитет меняется, и отношение, и страны поменялись... Что вам кажется сейчас до сих пор у них главная объединяющая связующая, ну, кроме того, что они – герои вашего фильма?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, все по-русски практически говорят.

Е.АФАНАСЬЕВА: Что уже сейчас редкость, да?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Для тех, кто рождается позже.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Нет, тогда они, в 7 лет не все говорили. А сейчас они все могут говорить по-русски, даже те, кто не хотели раньше говорить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Игорь Абрамович, у меня к вам вопрос. Вот, дети, которые начинали примерно из одной социальной среды, один детский садик, один город, насколько их сильно жизнь разметала? Насколько вас удивляли эти пути?

И.ШАДХАН: Вы знаете, для меня не это было самое главное. Для меня самое главное было – это их... Ну, во-первых, это взаимоотношения с родителями. Во-вторых, это тема, когда они, в общем, как-то раскрывались очень искренне. Я, ведь, в фильмах что делал? Я все время, давая этот возраст, вспоминал старое. Понимаете? Вспоминал их маленьких, задавал одни и те же вопросы маленькому и уже выросшему на 5, на 6, потом на 10 лет. Я все время подчеркивал, как они меняются и что с ними происходит. И поэтому там был в каждом фильме такой многолетний, что ли, если хотите, портрет этих героев.

Мне кажется, вот как раз мне не хватало в «Рожденные в СССР», мне не хватало их детьми. Понимаете, все-таки, ярче всего в этом фильме их судьба, их судьба как взрослых людей. Они взрослые рассказывали уже что-то о себе, когда они были маленькими, или я просто вспоминал внешность.

У нас была другая задачка – показать... Это помните Корчака, да? Вслушаться в ребенка, наклоняться к нему, именно к нему, к ребенку, слушая его, то, что он говорит, открывать детей, открывать их ум, открывать то, что они видят, то, что они слышат, как они за нами смотрят и так далее. Это было открытие бабушек, фотографии которых находились в коробках где-то там спрятанные родителями и так далее.

Помните, наверное, этот великий, с моей точки зрения, эпизод, когда молодые бабушки и дедушки, фотографии их были развешаны в студии и эти дети пытались узнать, а кто же их бабушка, а кто же их дедушка, глядя на фотографии молодых.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть у вас, все-таки, Игорь Абрамович, цикл больше был о том, как формируется ребенок, да? Как растет, как формируется его сознание.

И.ШАДХАН: Да, конечно. Как он формируется, какие ценности у него в детстве и какие ценности переходят уже во взрослый возраст, понимаете? Вот это была моя главная цель.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, понятно. Спасибо. Я хочу почитать смски, которые приходят нам. Вот так просто буду читать подряд. Если это вопросы, вы будете отвечать.

Татьяна Михалева пишет: «Мне стало очень грустно, когда я смотрела «Рожденных в СССР». Жалко героев и жалко нас всех». «Елена, передайте низкий поклон Игорю Шадхану, я – ровесница его героев. Тогда и теперь этот фильм был откровением», - пишет Юля.

«Как выбирали детей в 7-летнем возрасте? Такие все интересные», - Лиза спрашивает. Наверное, это вопрос Сергею Мирошниченко, потому что в цикле «Контрольная для взрослых» это была одна группа детского садика, если я правильно понимаю. Сергей, как вы выбирали?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, мы делали... Это была поездка по всем местам. Мы сначала отобрали около тысячи человек.

Е.АФАНАСЬЕВА: Тысячи?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Тысячи, да. Это была поездка по всем местам. Потому что мы выбрали, действительно, Среднюю Азию, там, Урал, Сибирь, Грузия, Прибалтика была.

Е.АФАНАСЬЕВА: И как же из тысячи отобрали этих? Что было главным, решающим фактором?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, видите, ну, мы хотели, конечно, чтобы был полный срез советского общества.

Е.АФАНАСЬЕВА: И географический, и социальный, да?

С.МИРОШНИЧЕНКО: И социальный, да. Но последних, когда осталось 100 человек, мы выбирали по непохожести.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чтобы разные были, да?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Чтобы разные были, да. Но некоторых, вот, я выбрал. Вот, Стас и Денис из Петербурга – ну, они просто дрались между собой в садике, и я сначала одного достал, потом второго и я понял, что это люди, похожие один на другого, и я подумал, что будет интересно смотреть, как они будут.

Е.АФАНАСЬЕВА: А сейчас, вам кажется, они по-прежнему похожи или, все-таки, совсем разные выросли люди?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Они идут разными... Сначала пошли в 21 сильно разными путями. А сейчас они приблизились. Они отталкиваются друг от друга, но любят друг друга. Вот это такое.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще почитаем SMS-реплики и вопросы. «Добрый вечер. Огромное спасибо всей команде за проект (имеется в виду «Рожденные в СССР»). Настоящий проект о настоящих людях, - пишет Ксения 18-ти лет. – Самое большое впечатление – это этот год».

Анна пишет: «Форматы обеих передач похожи, уровень разный. – считает она. – «Контрольная» заставляла думать, а «Рожденные» - скучно и непонятно, зачем». Мария из Москвы пишет: «Великолепный проект «Рожденные в СССР». Спасибо большое. Есть 2 вопроса. Почему некоторых детей несколько раз не снимали?» Ну, мы уже, наверное, сказали – потому что отказываются герои. Вот, она указывает: «Асю – в 21, Иру – в 21 и в 28. И кто из героев больше всего вам импонирует?»

С.МИРОШНИЧЕНКО: Я люблю всех. У меня нет такого приоритета, они для меня все как дети. Но главное для меня, что состоялось в этом году. Ведь, сейчас все говорят, повторял. Но, ведь, ни 7-летних, ни 14-летних...

Е.АФАНАСЬЕВА: Показали только 21-летних.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да. Не показывало Центральное телевидение. Их не показывают. Даже я, получив Эмми, я не мог добиться того, чтобы картину показали по какому-нибудь центральному каналу. Ее показывал Интерньюс по кабельным каналам. И я вам хочу сказать, конечно же, я ставил задачу... Они – социальные фильмы. Ведь, это исследование того, как среда влияет на человека. И моя задача – проверить, как среда. И, конечно же, и первый фильм 7-летний вызвал очень негативную... Тогда Горбачев и все, они были... Картину просто без объявления показали в 3 ночи в советское время. И 14 точно так же не захотели показывать.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть, по сути, это премьера была?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Это была премьера.

Е.АФАНАСЬЕВА: У меня такой вопрос и к Игорю Абрамовичу, и к Сергею Валентиновичу.

С.МИРОШНИЧЕНКО: В России.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, я поняла.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Потому что во всем мире это показывают.

Е.АФАНАСЬЕВА: Становление героев ваших пришлось на такие сложные годы, на то, что называется «лихими 90-ми» и так далее. Были ли те герои, чья судьба увела так далеко или которые вас так по-человечески разочаровали, что вам не захотелось дальше снимать, или какие-то трагедии, связанные с тем, что страна переживала? Игорь Абрамович?

И.ШАДХАН: Вы знаете, в общем, нет, таких героев не было. Я ко всем относился, вот как говорит Сергей, достаточно влюбленно, каждый из них был для меня очень и очень интересен. И я же тоже переживал вместе с ними те сложности, которые были в стране, правда? И смотрел за ними, и как они это воспринимают. Но карьера многих, если так можно сказать, она, в общем, конечно, не сложилась. И нельзя назвать ни одного из них, ну, вот, как-то очень удачливым (вот, наверное, правильное слово), удачливым человеком. Им всем пришлось достаточно трудно.

И такой Алеша Караваев был мальчик – наверное, помните – он пел. В общем, вы знаете, он ушел в Синагогу, он ушел, в общем, в религию, чего никогда от него нельзя было ожидать, понимаете? То есть повороты самые разные. Но это жизнь, это, в общем... Вот, кстати говоря, он соглашался сниматься.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, может быть, все-таки?.. Вот, очень многие наши слушатели пишут в смсках: «Уговорите продолжать. Очень хочется увидеть героев «Контрольной». Игорь Абрамович, мы вынуждены сказать вам сейчас большое спасибо и до свидания, потому что мы хотим принять...

С.МИРОШНИЧЕНКО: И я тоже: до свидания и большое спасибо.

И.ШАДХАН: Да. И спасибо Сергею.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я объясню, почему мы чуть раньше прерываем разговор с вами. Потому что иначе мы не сможем услышать звонки наших слушателей, а мне хотелось, чтобы нам позвонили.

С.МИРОШНИЧЕНКО: А я буду лоббировать ваши интересы, если это возможно.

И.ШАДХАН: Да, спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо, Игорь Абрамович. Это автор «Контрольной для взрослых», знаменитого советского еще цикла ленинградского телевидения Игорь Шадхан. Уважаемые наши слушатели, вы можете дозваниваться по телефону прямого эфира 363-36-59, вы можете писать, SMS-номер +7 985 970-45-45. Но единственное, сейчас уже только Сергей Мирошниченко сможет ответить на ваши вопросы. Из тех вопросов, пока дозваниваются наши слушатели, было много вопросов: «Были ли постановочные съемки?» - спрашивают.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да нет. Ну, что вы? Ну, какие-то там, ну, под титры, например, какие-то были там панорамы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы знаете, меня что интересует, Сергей? Вот такой вопрос. За эти годы очень сильно меняется стилистика как телевизионная, как киношная. И более даже поменялось не то, что мы, люди, рожденные в определенном возрасте, как привыкали мы к телесмотрению, к киносмотрению. Мы совершенно спокойно считываем язык. Современные дети, которые уже, может, даже младше ваших героев... Я просто один из фильмов смотрела, были рядом подростки и они спросили: «Да, круто, но почему так уныло смонтировано?» То есть это те подростки, которые росли уже в этом клиповом, ссылочном сознании.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Это какое они имеют в виду?

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот последнее, которое уже 28-летние дети показывали. Должна ли меняться стилистика показа в зависимости от того, как меняется ваша аудитория?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, она очень меняется. Очень меняется, на самом деле. И я удивлен, потому что монтировали это молодые люди (помогали мне).

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы уже берете молодежь?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Конечно. Я вообще подготавливаю всю команду для того, чтобы она меня заменила. Средний возраст людей...

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть если вы будете снимать до 70-ти героев...

С.МИРОШНИЧЕНКО: Не, ну, средний возраст людей, которые сейчас делали эту картину, им меньше 28-ти.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть они делали про своих ровесников?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Вот, Соня Гевейлер, Маша Мирошниченко, которая помогала, и Шура Марченко, и Артур Ангоян – это такой у нас интернационал там полный, потому что картина интернациональная.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте звонки будем принимать. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. (НЕРАЗБОРЧИВО).

Е.АФАНАСЬЕВА: Так. Вот, видите, какие интеллигентные люди выросли у нас. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

С.МИРОШНИЧЕНКО: А что он хотел сказать?

Е.АФАНАСЬЕВА: Извините, пожалуйста, сейчас я отвечу Сергею Валентиновичу. Людей так жизнь обижает, что он дозвонится на радио и выматерится. Больше у него в жизни интересов нет. Мы вас слушаем, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Ольга, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, Ольга.

СЛУШАТЕЛЬ: Я бы хотела задать такой вопрос по поводу мальчика, который из Баку, в 7 лет его снимали на Красной площади. Так и неизвестно, что с ним случилось?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Вы знаете, если бы я его нашел, я бы был счастлив. Я его очень искал. Но тогда все боялись, и родители не дали точно ни телефон, ни адрес. Спустя 2 недели, их не было. И я не могу до сих пор найти. Правда, я сделал через интернет запрос. Было 280 Паш, которые хотели сниматься, но все они были не те.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Очень жаль.

Е.АФАНАСЬЕВА: Может быть, постепенно сейчас и интернет входит, и соцсети, и все. Может быть, удастся когда-нибудь его найти.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: 363-36-59, еще звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Анна, я из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ: Я тоже хотела присоединиться к тем людям, которые благодарили Сергея. Но вот мне, честно говоря... Ну, то есть я 7 лет не успела посмотреть, посмотрела 14 и 21 по культуре вместе с дочерью, которой 12 лет. А потом 28 лет. Там даже поздно шло, поэтому мы записывали, чтобы вместе посмотреть. И честно говоря, после последнего фильма у меня осталось немножко тягостное впечатление. Потому что когда ты видишь таких, ну, в общем-то, счастливых детей... Ну, понятно, что дети искренние, счастливые, довольные. И среди взрослых, в общем, в основном, все, ну, мне показалось, ну, несчастливы даже не с точки зрения успеха, потому что, допустим, у Вадо вполне себе успешная работа, а именно с точки зрения душевного комфорта. Буквально там 2-3 человека, которые чувствуют, что им хорошо, что они себя комфортно чувствуют. Вот, интересно узнать у Сергея, потому что он общался с ними и вне кадра, какие остались впечатления и что он думает?

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за вопрос. Спасибо.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Спасибо вам большое за вопрос. Но я вам хочу сказать, что эти ребята, которым по 28, они пережили 2 сильных стресса. Первое, это, конечно, крушение общества социальной справедливости.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но они еще совсем, ведь, маленькие были. Они же вот это не...

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну что вы? Ну как это маленькие?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, им 7-10 лет было.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, родители у них, трагедия была у родителей. Это же, ведь, серьезно. Я не имею в виду коммунизм, там, или еще что-то. Но сама идея умерла, вы понимаете? Идея баланса социального. И второе, конечно, сильный технический прогресс. Это такой скачок колоссальный. И ребятам было очень сложно. Те, которые укрепятся в жизни, это очень сильные люди. И я бы, наверное, не выдержал бы. Конечно, им сложно. Я могу сказать, что треть из них просто в таком находится, сложном психологическом состоянии.

Е.АФАНАСЬЕВА: А вот любопытно: те люди, которых снимают британцы, они более счастливыми выглядят, чем наши?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Да, там Майкл Аптед пришел к такому, ну, тяжелому резюме. Он сказал, что те дети, которые были богатыми, остались богатыми, те, кто были бедными, остались бедными. В Британии социального лифта нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: А у нас? Что показывают судьбы ваших героев?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, наши герои находились в равных приблизительно ситуациях. Ну, кто-то был там, у Вадо или у Антона были чуть более обеспеченные... Ну, даже не обеспеченные – возможностей было больше. И поэтому у них всех были равные возможности.

Главное – это то, я понял, что вот этот возраст с 21-го по 28 – он самый тяжелый, наверное, для людей. Это то, сумеет человек определиться со своей судьбой, с вектором развития, с пониманием... Вторая серия поэтому и называется, связанная с этим названием, «Воплощением». И, вот, воплотится этот человек или нет? Вот, он... Нас этому не учат, в стране не учат, но, вот, после окончания института или после окончания школы молодой человек или девушка должны сосредоточиться на своей жизни, они должны знать, что жизнь не проста. Уже родители не отвечают за них, никто, ни государство, никто. И, вот, я думаю, еще важно то, что мы показали эту картину. И я знаю другие отклики, и не только то, что нравится, не нравится. Люди многие стали задумываться о том, а какое общество мы строим в мире вообще. Какое это общество? Это что, мы хотим построить такое общество, где этим людям не найдется места? Или они винтики и шурупчики только другого? Такой неофеодализм? И мне кажется, что картину в какой-то мере мне хотелось сделать о том, что нужно, чтобы для людей искали и они сами искали новый путь.

Я помню Лёню, который живет в Аргентине теперь, и прекрасного мальчика, который в Израиле был. Он сказал: «Если у тебя сколько-то дюймов телевизор, это не значит, что Рональдо будет играть лучше». Это нужно искать им всем новый путь. И я думаю, что они найдут его.

Е.АФАНАСЬЕВА: Татьяна спрашивает: «Скажите, пожалуйста, как повлияло на судьбы героев то, что они попали в ваш проект?» Вот, действительно, то, что они становятся героями, это как-то, все-таки, влияет на них? То есть тем самым меняет частоту вашего наблюдения или нет?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, это не так, как «Дом-2».

Е.АФАНАСЬЕВА: Да уж. (смеется)

С.МИРОШНИЧЕНКО: Нет, я думаю, что я – сторонник того, что если есть у человека жизнь, ее изменить при помощи фильма невозможно. Ну, за исключением Андрея. Но его бы все равно усыновляли, потому что в тот период усыновляли многих детей, а он был очень хороший мальчик. Я сам хотел его усыновить, просто это невозможно было российским гражданам в то время, просто невозможно – это надо было в Иркутск переезжать, чтобы его усыновить. И поэтому... Вот, я просто хочу сказать, что не повлияло сильно. Единственное, что они знают, что раз в 7 лет придет некий потом уже и не я, может быть...

Е.АФАНАСЬЕВА: Но это заставляет думать о жизни, и не просто жить кое-как, а они знают, что раз в 7 лет им придется просто задавать себе... Вы им будете, а, может быть, и они себе тем самым задавать сложные вопросы, которые их ровесники не всегда себе задают.

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, я, видите ли, я хотел... Ведь, этот же цикл – это не монтаж физиологии жизни, да? А это монтаж мыслей, о чем человек думает, думает о будущем и о себе.

Е.АФАНАСЬЕВА: У нас эфир подходит к концу. Вопрос только один. Каждый раз, смонтировав очередной фильм, вы, наверное, думаете о том, что, вот... С каким-то ощущением, с надеждой, с тревогой. Какое сейчас ощущение? Вот, следующие 7 лет вас пугают, настораживают, радуют? Как вам кажется, через 7 лет какими вы увидите героев?

С.МИРОШНИЧЕНКО: Ну, вот, там один мальчик у нас говорит о распаде России. Если его предсказания окажутся верными, как когда-то сказал это Антон, то это будет катастрофа огромная, и безумные, тяжелые времена для тех, кто живут на территории России.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте надеяться, что, все-таки, он не будет...

С.МИРОШНИЧЕНКО: Я надеюсь на то, что эти ребята будут сильными и сумеют в мире... Понимаете, это фильм не про Россию, это фильм про мир.

Е.АФАНАСЬЕВА: И про время.

С.МИРОШНИЧЕНКО: И про время, да.

Е.АФАНАСЬЕВА: У нас в гостях Сергей Мирошниченко, автор фильма «Рожденные в СССР», который на этой неделе показывали канал «Культура» и канал «Россия 1». На связи по телефону был Игорь Шадхан, автор цикла «Контрольная для взрослых». Елена Афанасьева, прощаюсь с вами не на одну, а на две неделе – уеду на следующей неделе в командировку. Всего доброго, до свидания.