Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2013

11 марта 2013: Анна Каренина в кино и на телеэкране. Гость - Татьяна Друбич

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1026090-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня у нас долгожданная гостья, которую я очень нежно люблю, уважаю. Замечательная Татьяна Друбич. Добрый день, Танечка.

Т.ДРУБИЧ: Здрасьте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, поводом для того, что мы, наконец, дозвались Таню на «Эхо Москвы», стал показ 5-серийной телевизионной версии фильма Сергея Александровича Соловьева «Анна Каренина», на этой неделе он был показан на Первом канале. Вот под это событие мы и пригласили Таню поговорить.

Т.ДРУБИЧ: А я пришла с удовольствием.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Танечка, здравствуйте. С прошедшими праздниками вас со всеми и с премьерой. Вы телевизионную версию сами видели? Или это тоже вместе со зрителями смотрели как зритель?

Т.ДРУБИЧ: Я вот сейчас посмотрела вместе со зрителями впервые эту картину.

Е.АФАНАСЬЕВА: А телевизионная 5-серийная отличается от фильма, который снимался как фильм? Это несколько другое получилось?

Т.ДРУБИЧ: Меня поразило, насколько это другая история, другая картина. И я очень беспристрастный зритель. Ты даже это знаешь – я сложно относилась к этой долгой жизни картины, у меня были вопросы, я и там, и сям, и тут я недовольна, и там, и так надо было по-другому, и я что-то пыталась все время донести до Соловьева, что нужно сделать фильм о «Карениной», что должен быть он, в общем, вообще черно-белый и что, в общем, я хотела, чтобы было 2 серии, там бы был рассказ Каренина – это первая серия, а другая серия – рассказ Вронского. Но в том, и в другом случае это были бы разные истории со всеми своими новациями. Сережа отмахивался от меня. И я... Ну как сказать? Я поразилась, когда увидела 5-серийную версию. Мне понравилось, и я впервые не пожалела о том, что я сыграла эту роль.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я хочу сказать, что Таня очень-очень трепетно работала. Я, действительно, была свидетелем, мы разговаривали много лет, пока фильм... Больше 7 лет сами съемки шли, да?

Т.ДРУБИЧ: Фильм снимался быстро, но долго.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть с большими перерывами.

Т.ДРУБИЧ: С большими перерывами. Снимался он, тем не менее, легко, Сережа это делает с удовольствием. Мы все, в общем, получали удовольствие, работая вместе. Но обстоятельства самые различные как раз – они были все извне. Да, они, в общем, растягивали это удовольствие.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, и я к тому, что Таня у нас только...

Т.ДРУБИЧ: Что, мне кажется, пошло всем только на пользу, как я теперь понимаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напомню наш SMS-номер. Уважаемые слушатели, которые давно его знают, уже присылают смски, реплики и вопросы, а для всех остальных напомню. +7 985 970-45-45 – вы можете присылать вопросы Татьяне, свои комментарии по поводу «Анны Карениной», телевизионного фильма. Во второй части программы мы будем принимать ваши звонки и по телефону. А пока +7 985 970-45-45. Совершенно понятно, что когда-то давно, придумывая этот фильм, Сергей Александрович... Он сразу говорил, что он видел только тебя в этой роли или Иру Метлицкую. Ну, жизнь сложилась так, что Иры не стало очень рано, и поэтому ты... Но я знаю, что ты очень долго сомневалась, сопротивлялась и не решалась на эту роль. Что тебя смущало? Что было главным, через что было трудно перешагнуть, и что стало, все-таки, решающим?

Т.ДРУБИЧ: Ты знаешь, я поняла только теперь, какая самая трудность. Она единственная. Трудность заключается эта в том, что ты попадаешь в чужие ожидания и чужие стереотипы. И когда это не совпадает с этими ожиданиями, ты им не соответствуешь, то здесь начинаются кажущиеся провалы. И это самое большое испытание. Я даже не думала, что это будет до такой степени, потому что все почему-то понимают, какая должна быть Анна, какой должен быть Вронский. Я не к тому... Все имеют на это право. Я даже не знаю, что говорить, про картину, про сериал. Во-первых, я хочу сказать про картину, что тут очень важен существеннейший момент, о котором, наверное, радиослушатели не знают и зрители Первого канала тоже не подозревали, что все эти долгие мытарства с «Карениной» и долгие годы сподвигнули Сергея Соловьева сделать фильм «Ассу-2». Я знаю, что много раз его со всех сторон провоцировали и, наверное, только из коммерческих соображений сделать вторую «Ассу». И он отказывался. И вдруг, обидевшись на то, что не нужна эта никому «Анна», ну, может быть, не обидевшись (это я уже не знаю, может быть, я неточно это говорю). Но вот эти все истории хождения по мукам с этой «Карениной» его как-то завели. И во второй «Ассе», где сюжетной линией идут съемки «Анны Карениной», он там сделал картину-мелодраму, то, чего все хотят, то, чего от него все хотят, и то, чего ждут. И там он, по-моему, отвязался и сделал сериал. И я была поражена, изумлена, когда я это увидела. И до меня это как до жирафа все дошло. Он сделал ту картину, которую он хотел сделать. Он свободно, он сделал настоящую трагедию, то, что, собственно говоря, и есть этот роман. Потому что сюжет – мелодрама, все хотят видеть костюмную мелодраму. А жанр-то это трагедия, и это трагедия рока.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кстати, человек с ником Алиенс заранее на сайт «Эха Москвы» прислал такой вопрос, видно, что-то чувствует: «Татьяна, а нет ли параллели с «Ассой»? Ведь, там тоже отношения по расчету, потом страсть к молодому мужчине. Мне кажется, что общего больше, чем может показаться на первый взгляд».

Т.ДРУБИЧ: Возможно. Это тема вечная. Знаете вот, Толстой же говорил о «Войне и мире», он определял это как роман о прошлом. А «Каренину» он, кстати, долго писал и собирался ее быстро сделать, а работал над ней, по-моему, 5 лет. И он говорил, что это роман о современной жизни. А получился роман о вечности. И так, если вдуматься, то это практически первый, ну, не сериал, но...

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, сериал.

Т.ДРУБИЧ: Сериал. Он выпускал отдельными главами.

Е.АФАНАСЬЕВА: Человек, так же на крючке подвешенный в конце серии. Сейчас вешают режиссеры, а Толстой какую-нибудь интригу оставлял, чтобы читатель дождался продолжения.

Т.ДРУБИЧ: Да. И это, по сути дела, это был первый опыт в России.

Е.АФАНАСЬЕВА: Только в отличие от современного сериала там еще столько пластов, что каждый на какой уровень донырнет, вот на том и плавает.

Т.ДРУБИЧ: А уровней, естественно, много и их должно быть много, от самых детских и простых. Ничего в этом плохого нет. От недоумения, как она могла уйти от Барона Мюнхгаузена непонятно к кому, до уровня осознания, что это обе личности, которые встретились для кармических страданий до того, чтобы пройти этот духовный рост и так далее, и так далее.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что говорим мы с Татьяной Друбич. Поводом стал показ 5-серийного фильма «Анна Каренина», который был показан на этой неделе. +7 985 970-45-45 – наш SMS-номер, ваши реплики. Очень много уже пришло. Любовь пишет «Мне удалось посмотреть фильм в кинотеатре «Эльдар», очень понравилось, но нельзя его разбивать вообще на серии – очень многое теряется».

Т.ДРУБИЧ: Я так не считаю. Это совсем другая история получилась. Понимаете, многие пишут, что они не понимают, они не поняли. А мне кажется, тут надо прочувствовать. А чувствительность притупилась.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот это – да, это да.

Т.ДРУБИЧ: И все, понимаете, мы все уже сами, мы живем так, что мы – персонажи мелодрам и боевиков. Мы трагедию не воспринимаем, она для нас невозможна, мы ее не можем прочувствовать (эту трагедию).

Е.АФАНАСЬЕВА: Я хочу что сказать? Вот, правильно сказала Таня, что все знают, что должно быть. Трудность экранизации любого великого произведения и очень любимого – она именно в том, что каждый человек стопроцентно знает, какая должна быть Анна Каренина, какой должен быть Болконский, какими должны быть Маргарита и Мастер, и так далее, и тому подобное. И, в общем, мы все попадаем в стереотипы своих собственных представлений. А вот даже Каренина – ее читаешь в каждом этапе своей жизни по-разному. Если человек ее многократно перечитывает, то понятно, что то, как ты читал его в школе или в школьные годы, и как ты читаешь осознанно или в более зрелые, это совершенно разные Каренины. Книга совершенно про другое для тебя, потому что ты что-то для себя открываешь. Соответственно, наверное, так же и с экранизациями. Не случайно...

Т.ДРУБИЧ: Ты знаешь, «с экранизациями». Я первую экранизацию, будучи маленькой девочкой совсем. Мне потом где-то как-то достали, смотрела «Сагу о Форсайтах». Я была поражена, насколько это совсем не то, что я себе представляла. Но у меня, ты знаешь... Извини, я тебя перебила – ты хотела что-то сказать. Извини, перебила.

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, это, действительно, очень интересный вопрос, потому что практически невозможно сделать экранизацию, которая всем будет нравиться, потому что у всех своё.

Т.ДРУБИЧ: Невозможно, не нужно, глупо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я когда написала сегодня... Ну, обычно пишу в Twitter’е, в Facebook о том, какие гости будут. Написала, что будет Татьяна Друбич, и Владимир Кошевой (актер), который играл Раскольникова в последнем «Преступлении и наказании», написал вот что: «Скажи ей хорошие слова. Я знаю, что играть знакомый до оскомины образ трудно. Сам получил за это по полной. Ломать стереотип трудно, но важно. Страстная, живая, светлая, увлекающаяся. Получилась неземной, не суетной, метафизической мечтой о счастье и его представлении. Спасибо», - написал Володя.

Т.ДРУБИЧ: Спасибо, Володя.

Е.АФАНАСЬЕВА: Человек, действительно, знает, потому что, в общем, играть Раскольникова, наверное, не менее сложно, чем Анну Каренину.

Т.ДРУБИЧ: Не знаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вопрос в том, то, что сейчас вышла «Анна Каренина», большое голливудское кино с Кирой Найтли и всё, это сыграло на пользу вашей версии «Карениной» или против? Или вообще никак не повлияло? Потому что вопросов, видели ли вы фильм, как вам этот фильм, что вы думаете...

Т.ДРУБИЧ: Я пока не видела картину. Я пока не видела картину, и не могу сказать. Я не думаю, что это повлияло. Может быть, какие-то столкновения, из которых произошла эта реакция и вдруг показали «Каренину», возможно. Но не думаю, что так все просто и, я бы сказала даже, примитивно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот любопытно, что несмотря на то, что все 5 серий прошло и люди, вероятно, судя по репликам, которые приходят к нам сейчас по SMS-вопросам и репликам, посмотрели, остаются вопросы глобальные. Вот, Анна из Самары спрашивает: «Татьяна, а о чем для вас история Анны?» Или Таня спрашивает: «Что было важно сказать вам?» То есть вот эти самые краеугольные вопросы – они задают их словами «О чем для вас была история Анны сейчас?»

Т.ДРУБИЧ: С Анной – трудно. И с ней трудно всем – и Толстому, и Вронскому, и Каренину, и мне. Ее любит, по-моему, один Соловьев. Она – тотальная, она – абсолютная женщина. Я правда говорю, что все у меня сложилось, у меня все сошлось, только когда я посмотрела сериал. Потому что я, действительно, все поняла вдруг. То, что сделал Сережа, как бы, оставив этот мелодраматический треугольник, только он изменил его стороны. Он связал этих трех людей сердечной связью. И Анна в моем понимании, она любит Каренина, а Каренина в исполнении Янковского она, конечно, любит. Она любит и этого хорошего человека. Вронский влюбился и запутался, он не был к этому совсем готов. Так же, как и она запуталась. Но они – мужчины, они ищут и надеются, что они могут найти выход из этого положения. А она не может. Ее уход связал их единой судьбой. Она... Понимаете, она сама себе прокурор.

Ведь, люди (и мы это знаем), они чаще всего оправдывают себя и находят себе объяснение во всех обстоятельствах места и времени. Никто не может себя судить до конца. А Анна в этом смысле – она анахронизм, она осознает все свои поступки и готова за них ответить. А это и делает нас взрослыми людьми. Вы понимаете, это история взрослых и зрелых людей, то, что я увидела. И вопрос страсти – страсть испепеляет. Страсть не может породить любовь. А это совсем другого рода чувство. И ее... Я, извини, пожалуйста, может быть, я скажу сейчас совершенно нелепую вещь, но я вдруг поняла, почему так у меня много в отношениях со Славой, с Вронским или с Олегом Ивановичем. Я, ведь, роман очень хорошо знаю, я его прочла. Я, Таня Друбич не могу быть Анной Карениной – я про Вронского знаю все, чего Анна про него не знала. И я про Каренина знаю то, чего Анна про него не знала. И я потом, вдруг когда я смотрю на экране, я вдруг понимаю: «Но я-то это знаю». И у меня так получается подсознательно, невольно. Я вдруг это все... До меня дошло, что я... Я же знала, что он думал и как он испугался, когда она объявила Алексею Александровичу о том, что она – его любовница. И как она утром проснулась. Она думала «Господи, только чтобы это все забыть. Это был страшный сон. Зачем это все? Надо срочно все отмотать назад». И никто к этому не был готов. И она как человек совестливый, умный и по-настоящему страстный, просто она... Понимаете, выбор всех нас, вот, с Сережей – это же не выбор артистов, это выбор, прежде всего, людей. Эти люди нужны были ему. Мы все каким-то образом совпадаем. И трогательный, и нежный, и растерянный Вронский, и совершенно прошедший огромный путь человеческого такого душевного своего развития Каренин, которым он и был. И Анна, которая всех примиряет своим уходом. Она – их общая судьба. И ничего быть не может. Она же не идиотка, она же понимает, что поезд давно на нее поехал. Она-то понимает, что у нее вообще вариантов нет. У нее нет этих двойных стандартов, от которых мы сейчас все сходим с ума.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга из Москвы пишет: «Очень точное замечание о том, что люди находят себе оправдание. И понять это – и есть взрослость. Но некоторые так и не взрослеют». А Таня пишет: «Анна – это женщина глазами мужчины. Поэтому и столько противоречий?» - спрашивает она.

Я хочу напомнить, что у нас в гостях Татьяна Друбич, мы говорим о 5-серийной версии телевизионной фильма «Анна Каренина», который был показан на этой неделе, говорим о том, какая она (Анна), что мы про нее понимаем и что мы не понимаем после этой экранизации. Вы можете присылать свои вопросы, +7 985 970-45-45. А вопрос в том, что... Сейчас мы прервемся на новости, а потом вернемся к разговору. Я хотела еще поговорить внимательно о том, что очень многие отметили, что главным героем фильма вдруг случайно оказалась не Анна, а Каренин. И то ли это вызвано тем, что все равно трагически ранний уход Олега Ивановича Янковского (а это одна из его самых последних ролей, которая только сейчас была показана). Может быть, поэтому было привлечено такое внимание. Может быть, потому что Соловьев снимал фильм, ему были понятны более мужские чувства, чем женские. Вот об этом обо всем мы поговорим во второй части программы «Телехранитель». Оставайтесь с нами.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева, в гостях сегодня у меня Татьяна Друбич. Говорим мы об экранизации «Анны Карениной» Сергея Александровича Соловьева, 5-серийную телевизионную версию на этой неделе показал Первый канал – об этом мы с вами и говорим сегодня. Очень много реплик, мнений, которые заранее на сайт пришли, пришли по нашему SMS-номеру, еще раз напомню, +7 985 970-45-45. Реплик так много и они такие разные, что, естественно, просто...

Т.ДРУБИЧ: Странное ощущение, что всё, я как будто с экрана ушла, переоделась, жизнь началась и вдруг такое абсолютно каренинское дежавю. Столько мнений, какая она такая, не такая.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давай чуть-чуть почитаем, что люди написали быстро, а потом продолжим разговаривать более подробно. Вот просто читаю подряд: «Мало Толстого, плохой сценарий, Друбич хороша», - пишет Юрий. «Таня, вы должны признать...»

Т.ДРУБИЧ: А как? А что значит «мало Толстого»?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, давай сейчас просто блиц устроим, я прочту несколько реплик, а потом будем рассуждать. «Татьяна, вы должны признать, что роль вам не удалась, фильм не интересный. Надо уметь признавать провалы», - без подписи. «Татьяна, спасибо за ответ. Меня сильно расстроила версия Соловьева о том, что Каренина ушла из жизни, потому что не выдержала тяжести греха в смысле прелюбодеяния. Мне эта версия кажется сильным упрощением», - пишет Анна из Самары.

«Татьяна, ваша работа изумительна. Мы с вами ровесники. Как вам удается так хорошо выглядеть? Откройте секрет», - спрашивает Ольга из Петербурга. «В романе нет плохих людей, есть дурные поступки?» « Это и есть та, которая по словам Каренина боится в себе?» - спрашивает Алекс.

Здесь очень-очень много реплик, все очень разные. Камеру не могу на Татьяну Друбич направить – у Сетевизора камеры стоят всегда, к сожалению. «Татьяна, ваша Анна Каренина – Демон Врубеля. Браво!» - пишет Ната. «При всем уважении к актрисе кроме Янковского и Абдулова все сыграли слабо», - пишет Роман. Ну, тут то, о чем мы говорим – сколько людей, столько и мнений.

Т.ДРУБИЧ: Как говорит Анна, «сколько голов, столько и умов».

Е.АФАНАСЬЕВА: Абсолютно. И, вот, даже из тех реплик, которые на сайт сейчас приходят к нам по SMS-номеру, вот видно, что подряд я читаю и они все разные. Яна пишет: «А голос у вас все тот же, что у Лены Ерголиной», вспоминая «Сто дней после детства». Ну что ж.

Т.ДРУБИЧ: Столетиями люди ходят в концерты. Столетиями. Слушают Шуберта, Моцарта, Баха. Слушают они... Раньше, правда, ходили с клавирами и очень следили, и получали удовольствие, что все у них получалось, никакую ноту не пропустили. Сейчас без клавиров ходят и слушают Плетнев Моцарта играет, Вирсаладзе играет, играет Аргерих. И что-то я никак не могу понять этого, да? Это тема с вариациями, это большая форма. И то же самое с Толстым. Это, действительно, вечная история, вечный роман и его будут... И сейчас 30 раз его экранизировали, и будут еще 130 раз экранизировать, и они будут разные Анны. И все, кто хочет видеть маленькую толстенькую черненькую или страстную...

Е.АФАНАСЬЕВА: Или мелодраму.

Т.ДРУБИЧ: Или мелодраму, да, в хороших красивых костюмах. В каждой свое получится.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот как раз есть вопрос «Где интерьеры?» Вот видишь, людей тоже интересует: «Где снимали интерьеры?»

Т.ДРУБИЧ: Это тоже отдельный, я вам скажу, подвиг, потому что буквально из ничего. Я смотрю и вижу из дома принесенную мебель у кого-то, оранжерею, которую, действительно, мы приносили из дома. Ну, это глупость, потому что выдающийся художник Александр Тимофеевич Борисов, который делал еще ту «Анну Каренину» Зархи – это особенно. Потрясающий художник Вера Зелинская в Питере, которая знает Питер, которая находила... Невозможно было себе представить, что это сейчас сохранено и осталось. Вот, например, квартиру Вронского снимали просто в научно-исследовательском институте. Вот он сейчас в таком виде существует. Вынесли оттуда столы и все. Ну и, конечно, руки всего этого, голова и душа – это Сережа Иванов, который все это сдюжил, построил. Это построенный павильон на Мосфильме. Да, действительно, отдельно. Браво.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Дорогая Татьяна, ваша Анна – это Анна, которую создал Лев Толстой. Тонкая, глубокая, нежная, трагичная. Игра безупречная, без каких-либо изъянов. Образ создан». Но без подписи.

Т.ДРУБИЧ: Ну, не получилось, надо это признать. Образ создан, но не получился.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это ты цитируешь чужие реплики?

Т.ДРУБИЧ: Нет-нет, сейчас человек говорит «Образ не создан у вас».

Е.АФАНАСЬЕВА: «Татьяна, вы – самая нежная, тонкая, небесная и неземная одновременно. Каково вам в нынешней жизни? Спасибо», - спрашивает Татьяна.

Т.ДРУБИЧ: Это все спрашивают про Анну, какая нравится больше, и все время, естественно, сравнивают. И это нормально. Человеку всегда легче от того, что он сравнивает. Конечно, Анна та, которая у Толстого, это и есть Анна Каренина. Все остальное – это все в исполнении. Это во-первых.

Во-вторых... Извини, ты меня что-то хотела спросить?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, читаем дальше, что люди пишут, потом еще поговорим сами. «Смотрели «Каренину» с мамой в «Эльдаре», обсуждали взахлеб. Наша 80-летняя бабушка в восторге. Это показатель. Ирина». «По Толстому Каренина – большая женщина!» - с восклицательным знаком пишет Юрий.

«Актрису Друбич люблю, в фильме не увидела ни любви, ни страсти, но ждем новых фильмов. Людмила». Тань, вот как раз вопрос, который очень часто мелькал в обсуждениях о том, что страсти между этой Анной и этим Вронским вообще нет. Писали, что плохо подобран актер на роль, были претензии к Бойко и так далее. Или фильм не про то?

Т.ДРУБИЧ: Ну, во-первых, это все глупости, потому что не может быть Бойко отдельно от Янковского. Это всё вместе. Не может этого быть, нельзя никого отсюда ни вытащить, ни добавить. Это во-первых. Это, действительно, так. Я не говорю это, потому что я хочу там что-то, кого-то убедить или поумничать. Это, действительно, так. Один или одно не может существовать без другого. Это во-первых.

Во-вторых, то, что касается страсти. Сережа, Сергей Александрович, он снимал. Он снимал постельные сцены, они были. Неужели вы думаете, что он такой, так сказать, лопух и не может удовлетворить желания и снять и страсти, и это? Ну, во-первых, страсти... Вообще страсть на экране – это всегда изображение чувств, это симуляция и это всегда пошловато. Но мы снимали эти сцены. Но он от них отказался. И я думаю, что это правильно, потому что люди хотят, конечно, страсти какой-то. А еще если бы им показали страсть, постельные сцены тройные, Янковский, Вронский и Каренина Анна, так, как она себе это представляла... Она мыслила так, она спала с ними двумя. Вот тогда бы были все довольны, все бы сказали «О, это по-Толстовски. Вот это да». А я считаю, надо порно смотреть, если важны страсти. Есть выбор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Леля задает тот вопрос, который очень многие обсуждают, естественно: «Почему все герои значительно старше толстовских? Ведь, даже Каренину всего 44 года по роману».

Т.ДРУБИЧ: Да, я тоже, вот, изумляюсь такому знанию Толстого, потому что, вот, Анне сколько лет непонятно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я видела разные вещи – 28 и сколько-то.

Т.ДРУБИЧ: Нет, в романе он не указывает, сколько ей лет, ему абсолютно все равно, это не в этом главное. Впрочем, как и Соловьеву. Понятно только, что она старше Вронского и моложе Каренина. А с возрастом и с цифрами у Толстого вообще путаница, потому что Долли, оказывается, старше Стивы, а Анна – она старшая сестра Стивы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но при этом я помню очень хорошо свое ощущение. Я когда однажды, листая книгу о Толстом, увидела фотографию родителей его жены Софьи перед их свадьбой, все-таки, дед и бабка, старик и старуха. Она в чепце, такая матрона, вся в черном, полная женщина, он – такой, бородатый. Из чего я понимаю, что ей 37 лет, будущей теще Толстого перед их свадьбой и отцу Софьи не намного больше. Это старик и старуха, у которых жизни нет. И сейчас представить мужчину, которому около 40, и женщину 37-ми.

Т.ДРУБИЧ: Да не в этом дело.

Е.АФАНАСЬЕВА: Возраст еще поменялся, наверное.

Т.ДРУБИЧ: Не в этом дело. Это история взрослых и зрелых людей, она по-другому не может быть, они не могут этого пережить по-другому. Поэтому в этом-то все и дело.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот мы начали с тобой говорить перед новостями, ты даже удивилась моему этому вопросу, почему говорят некоторые, что фильм о Каренине и так далее. Мне как раз как зрителю, одно из моих ощущений, что Сергей Александрович как мастер все равно находит человека, через которого он транслирует, и в данном фильме это, все-таки, был Янковский. Он какие-то свои понимания мира нес через Олега Ивановича и через Каренина.

Т.ДРУБИЧ: Это тема... Вот, мы говорили, это тема с вариациями. Олег Иванович, действительно, это выдающаяся роль. И кроме того, что это выдающаяся актерская работа, это еще абсолютно я ставлю знак равенства его человеческому масштабу. Эти масштабы – они абсолютно совпадающие. И все, кто так или иначе с ним в этом взаимодействуют, они все, так сказать. соразмеряются относительно этого стопроцентного масштаба. Вот, я думаю, в чем дело.

Но да, здесь интересна была история, потому что это духовный путь человека, того, как он был, как он жил, как он ничего себе... Каренин же был сиротой, у него не было родителей, его воспитал дядя. Он не собирался жениться на этой Карениной, она ему совершенно... Он ездил по своим делам, он там был каким-то молодым губернатором. Про него единственное, что сказано, что он был уже немолодой человек, но молодой губернатор. И какая-то там по стечению обстоятельств тетка активная в губернии общественница решила ему пристроить свою, по-моему, тоже племянницу. Там все это, действительно, стечение обстоятельств. Люди, которые вместе прожили 8 лет, родили ребенка, у них счастливый брак, потому что она многому научилась.

Я вначале не понимала, например. Вот сейчас все у меня сложилось, я не понимала, почему. У меня хорошие волосы свои, и мне муж сделал прекрасную прическу. Почему Сережа так настаивал на накладочке? И все время меня это раздражало, я говорила «А зачем мне эта накладка нужна, Сереж?» Он говорит «Тань, тут...» И она... Она – жена очень простая и она – жена чиновника. Простая и с виду то, что внутри у нее, как она там, так сказать, что ее там крутило, этого не должно быть. В этом есть эволюция возраста.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть представление о светской даме, которое у нас есть, этого в романе нет?

Т.ДРУБИЧ: Этого вообще ничего этого не было. Она была простая, нормальная женщина, очень хозяйственная, очень скромная, жила абсолютно... Очень старалась жить по средствам таким, которые ей позволял Каренин.

Дальше, конечно, с ней начинает это происходить. Знаешь, вот удивительно: я, посмотрев второй день, позвонила Сереже и говорю «Слушай, Сереж, извини меня, пожалуйста, может, я чего-то не понимаю, но вот почему Левин и Кити, все сцены – они как-то, вот... Ну, они прекрасно играют. Но все равно у меня какая-то театральность, вот, ощущение. Я не понимаю, что это такое». Он говорит «Конечно. Это же кукольное счастье, это же по Толстому. Они же куколки».

Е.АФАНАСЬЕВА: Господи, какие многогранные трактовки. А для кого-то Левин – это Лёвин, как моя дочка в каком классе учится и говорит «Это не Левин, это Лёвин».

Т.ДРУБИЧ: Он – Лёвин, совершенно верно.

Е.АФАНАСЬЕВА: «Нам учитель постоянно говорит, что это сам Лев Толстой».

Т.ДРУБИЧ: Совершенно верно. И в том числе и так. Просто все женщины хотят, на самом деле, быть Кити. Но так не бывает. Левин и Кити – это так, как всем хотелось бы быть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. То есть сейчас уже будет вообще практически Кен и Барби, все понятно. Я сейчас назову номер наш, по которому вы можете дозвониться.

Т.ДРУБИЧ: Я не помню, что такое Кен и Барби.

Е.АФАНАСЬЕВА: Кен игрушечный и Барби.

Т.ДРУБИЧ: А, нет-нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: +7 495 – код Москвы, 363-36-59. Пока вы дозваниваетесь, очень частный вопрос. Но так как я видела потом в разных социальных сетях бурное его обсуждение, я его задам. Анна пишет: «Почему сыночка?» Очень многие прицепились к этому слову, не очень правильному, когда Анна обращается к сыну и говорит «сыночка». Кинулись листать, у Толстого не нашли, сказали «Что это такое? Режет слух». Откуда взялось?

Т.ДРУБИЧ: Надо вырезать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Откуда взялась?..

Т.ДРУБИЧ: Вырежем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, 363-36-59. Танечка, возьмите наушники, мы будем принимать звонки. Добрый вечер. Только единственная просьба ко всем дозвонившимся, только по поводу, если вы видели фильм, а не вообще абстрактно. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Татьяна, Москва. Я видела и тот фильм, и с Самойловой. Ну, этот, к сожалению, я дотерпела только... Первые серии посмотрели вот эти, а вторую часть, когда во вторник, я уже не смогла.

Т.ДРУБИЧ: А вот зря – было, на что посмотреть.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, Татьяна, вы – очень красивая женщина и Пореченков... Ой, не Пореченков, а...

Т.ДРУБИЧ: А причем тут это?

Е.АФАНАСЬЕВА: Нет, Пореченкова там не было.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну вот этот, который... Не важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ярослав Бойко, если вы имеете в виду исполнителя роли Вронского.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, Ярослав Бойко.

Т.ДРУБИЧ: Важно, что вас зовут Татьяна.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, действительно, вот именно чувств, как бы, между... Ну, любви не чувствовалось и непонятно тогда, из-за чего все это? А потом, вы знаете, вот я вас смотрела в «Десяти негритятах», естественно, в «Ассе». Вы очень органично там играете, но вы совершенно не отличаетесь, что Анна Каренина, что в «Ассе». Один и тот же человек. Анна Каренина, понимаете, истерическая натура, с моей точки зрения. И только такая женщина могла совершить такие поступки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Татьян, вы знаете, ну вот мы сейчас об этом говорили. Вы сейчас говорите с позиции своей. Вот, у вас есть своя Анна Каренина, а у Соловьева, который ставил этот фильм, другая Анна Каренина. Ведь, вы даже до конца не досмотрели. Спасибо вам за звонок, давайте примем еще реплики. Добрый вечер, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Я хочу поблагодарить вас за передачу и поблагодарить актрису Татьяну Друбич. Это красивая женщина, очень приятная, органичная всегда актриса. Но в том, что она права, трактовок будет много еще «Анны Карениной». Но мне хотелось бы сказать, что у Толстого обозначен возраст Анны. Это, конечно, не самой первой важности вещь. Ей 28 лет.

Т.ДРУБИЧ: А где он обозначен? Подскажите мне.

СЛУШАТЕЛЬ: В тексте. В тексте романа.

Т.ДРУБИЧ: А в каком месте текста? Я очень внимательно текст знаю. Вы знаете, вот мне все это говорят, а я говорю «Вы мне покажите, где?»

СЛУШАТЕЛЬ: Нет-нет-нет, там написано. Простите, что я очень...

Т.ДРУБИЧ: Там не написано, поверьте мне. Я не буду сейчас с вами спорить. Уж, как я читала с карандашом...

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела бы сказать, что Анна не просто простая женщина, живущая на те средства, которые ей выделяет муж. Это тоже не самое важное, но все равно всё работает как-то в красках образа. Она – абсолютно светская дама, она – дочь государственного...

Т.ДРУБИЧ: Она стала светской дамой.

СЛУШАТЕЛЬ: Простите, она – жена государственного чиновника на очень высокой должности. К сожалению, в фильме, может быть, это не было так важно, но покойный Янковский сыграл бы это прекрасно. Каренин, ведь, необычайно интеллектуальный человек и вы, наверное, помните, что он читает...

Т.ДРУБИЧ: Да, он старался быть интеллектуальным человеком, да-да-да.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, он не старался, он им был. Он читает и Толстой специально это написал.

Т.ДРУБИЧ: Да-да. Поэтому у него и фамилия Каренин...

СЛУШАТЕЛЬ: Простите, он читает так называемый текст, который сейчас уже никому не нужен, так называемые грузинские таблицы.

Т.ДРУБИЧ: ...от слова «каренон», голова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Можно немножечко конкретней к вопросу? Потому что у нас очень много звонков. Так вот, более емко вашу мысль, если можно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хочу сказать, что Татьяна Друбич – очень красивая женщина, но, все-таки, в трактовке образа право отдается режиссеру, но право первое – за Толстым.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть ваша трактовка Толстого не совпала с трактовкой режиссера. Ой, извините, звонок сорвался. Понятно. Ну, о чем мы говорим.

Т.ДРУБИЧ: Мы уже говорили о том, что самая настоящая Каренина – это толстовская Каренина, все остальные – это вариации на тему. Почему же люди не слышат?

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему все тогда говорят, если ты читала с карандашом, все почему-то настаивают на 28-ми?

Т.ДРУБИЧ: Не знаю. Хорошо бы мне кто-нибудь показал это. Знаете вот, много знатоков я знаю. Мне довелось сниматься со Станиславом Сергеевичем Говорухиным, которого я люблю и уважаю очень, и у него, когда люди так начинали говорить... Я не хочу, поверьте, обидеть человека, который сейчас звонил, я вижу, что она понимает, знает, у нее свое есть и она будет отстаивать это знание, это правильно. Но всегда у него был такой тест. Он говорил «Скажите, а как начинается «Евгений Онегин»?» И все говорят «Мой дядя самых честных правил». Он говорит: «Свободны».

Е.АФАНАСЬЕВА: И никто не помнит начала. Вот, Елена пишет, что она вышла замуж в 19, родила в 20, Сереже – 8, таким образом, ей 28, все это описано в романе.

Т.ДРУБИЧ: Где она вышла замуж в 19 лет? Вот, где это? Не знаю. Мы все время разные какие-то романы читаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я не берусь, к сожалению. «Татьяна прекрасно...»

Т.ДРУБИЧ: А какое это имеет сейчас значение? Вот, я, правда, не понимаю, какое это имеет значение?

Е.АФАНАСЬЕВА: Анна пишет из Самары: «Толстого не люблю, особенно «Анну Каренину», но сериал понравился. Эта Анна для меня живая. Правда, ее трудно представить в современном контексте жизни и это грустно.

Т.ДРУБИЧ: Ну, сериалы – они в некотором смысле для тех, кто не читал, это правда. Я думаю, для тех, кто не читал, им понравится, к сожалению.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Еще звонок давайте примем. 363-36-59, добрый вечер. Приемник только выключайте, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, это я говорю, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, вы говорите. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Наталья, Волгоград. Вы знаете, мне, все-таки, не понравилось то, что Татьяна Друбич сказала, что Лев Толстой не любит Анну Каренину, один режиссер только любит. Но извините, я недавно прочитала тоже Толстого...

Т.ДРУБИЧ: Это шутка.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это шутка была. Это была шутка.

Т.ДРУБИЧ: Извините.

СЛУШАТЕЛЬ: Но, ведь, какое трепетное отношение у Толстого к Анне.

Е.АФАНАСЬЕВА: Это шутка была, вы, наверное, просто долю иронии не расслышали.

Т.ДРУБИЧ: Она измучила его (Толстого). И я не знаю, доводилось ли вам читать его дневники, он долго и сложно продвигался с этим романом, давая по кускам и, как сказала Лена, на крючок ловя читателей. Он писал, что она его измучила. Он совершенно не понимал вообще, что с ней делать, куда ее приткнуть. И ему, действительно, нравился Каренин, ему очень нравился Вронский. А с Анной было у него все неоднозначно. Поэтому я так и сказала.

Е.АФАНАСЬЕВА: Еще звонок. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Людмила, я из Подмосковья.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Людмила.

СЛУШАТЕЛЬ: Я очень рада, что я попала в эфир. Я смотрела и фильм, и сериал. Я смотрела сериал вместе со взрослым сыном, которому больше 30 лет, потом он внимательно проанализировал компьютер и странную закономерность выявил, что все более-менее негативные отзывы – от женщин моего возраста, будем так говорить. А все позитивные отзывы и благодарные отзывы – от мужчин. Я присоединяюсь к мужчинам со всей своей семьей.

Т.ДРУБИЧ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо вам большое.

Т.ДРУБИЧ: Значит, не угадали, поставив в эфир к 8 марта.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да. Спасибо. Аня пишет «Толстой многих своих героинь не любит». Вот так вот. 363-36-59, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Здравствуйте. Я хотела сказать большое спасибо Татьяне Друбич и вообще этому фильму. Я звоню из Санкт-Петербурга. Потому что она – живая и современна. И большое ей спасибо, я получила огромное удовольствие.

Т.ДРУБИЧ: Спасибо.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Мы уже, наверное, больше не успеем принять звонки. Очень много звонков. «Татьяна, ваша Анна бесподобна, заставляет о многом задуматься. Мне кажется, она у вас живая», - пишет Нина из Саратова. Страстно обсуждают возраст. Здесь пишут, что Анна говорит, что вышла замуж в 18.

Т.ДРУБИЧ: Ну, это же специально Соловьев сделал, чтобы было, о чем поговорить. Это же вы не понимаете, Соловьев специально это сделал. Он так долго тянул с этой картиной, чтобы было, о чем людям поговорить.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я бы, все-таки, еще раз сказала об Олеге Ивановиче Янковском. По-моему, это грандиозная его работа. Просто, может быть, потому, что мы еще ее, самую последнюю из его работ невиденных увидели. И мне кажется, это совершенно великая роль.

Т.ДРУБИЧ: Это великая роль. И я, вот, не... Ну, у меня нет слов. Вот, вы знаете, я понимаю, что это все очевидно, это видно всем. Но тот мой опыт работы с ним и то, что мне удалось сделать в этой картине, это очень много, благодаря Олегу Ивановичу Янковскому, его работе в кадре, его безукоризненности, его сверхпрофессионализму. Я не знаю равных актеров, я бы сказала, в мире, которые бы могли вот так сыграть Каренина. Это абсолютно великая роль.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, я еще хотела сказать большой комплимент, наверное. Ну, может быть, слово не очень подходит. Музыка к этому фильму была первой работой вашей дочки Ани.

Т.ДРУБИЧ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: И, по-моему, работа более, чем достойная, музыка замечательная. Насколько я знаю, она папа просто спасала. Сначала писала что-то типа черновика, чтобы он мог разложить сцену бала, а потом уже...

Т.ДРУБИЧ: Ну, тут в этом смысле, когда нас попрекают, что это семейный подряд, я бы сказала, что это семейные ценности. Потому что, конечно, такую долгую дистанцию я, зная Сережу хорошо, даже я удивилась его выносливости и мужеству пройти такую долгую дистанцию, сделать тот фильм и те 5 серий, которые он сделал, хотел сделать и, вероятно, имел право сделать. Поэтому... Это, действительно, так. И я рада, что музыка нам всем только в этом деле помогла. Я хочу поблагодарить всех, кто прошел с нами этот путь, все группы (а их было много), всех операторов, которых было много, гримеров, которых было много, но с которыми мы, все-таки, дошли до конца. И еще раз всех-всех поблагодарить. Конечно, поздравить Сережу с такой... Как вам сказать? Может быть, это даже не очень хорошо, не знаю. Я знаю биографию Сергея Соловьева и знаю его жизнь. Я много узнала, посмотрев сериал «Анна Каренина» про его настоящую, ту, скрытую, подлинную жизнь этого человека.

Е.АФАНАСЬЕВА: Светлана из Петербурга пишет: «Татьяна, спасибо. Вопросов много, противоречий, но все очень затронуло. Сейчас перечитываю третий раз».

Т.ДРУБИЧ: Боже мой, ну, может быть, найдете, сколько там ей лет?

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что, в общем, может быть, это одно из важных достижений любой экранизации, когда люди кидаются к книжной полке, берут книгу и начинают роман. Даже если они его прочтут совершенно иначе, это все равно, по-моему, очень важно. Я хочу сказать спасибо Танечке Друбич, что пришла к нам сегодня в гости.

Т.ДРУБИЧ: Спасибо, Лен.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за то, что она прошла до конца эту героическую работу тяжелую. Спасибо Сергею Александровичу Соловьеву. Даже если вам не понравилось, я думаю, вас заставили думать, а это очень важно. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья.

Т.ДРУБИЧ: До свидания.

Е.АФАНАСЬЕВА: Всего доброго, до свидания.