Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2013

14 апреля 2013: Фильм "Коронованные особи" и другие телевизионные расследования. Гость - Борис соболев

Посмотреть и послушать эфир - http://www.echo.msk.ru/programs/tv/1051082-echo/

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. В эфире – «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии – Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня будем говорить о достаточно нашумевшем проекте. В пятницу в эфире канала «Россия 1» вышел фильм «Расследование Бориса Соболева», которое называется «Коронованные особи». Несмотря на такое название, посвященное отнюдь не монархии, а королевам красоты и конкурсам красоты, а шум, в общем, возник в интернете даже не по поводу всего 2-часового фильма, а по поводу одного эпизода. Но давайте сначала поздороваемся с автором. Здравствуйте, Борис.

Б.СОБОЛЕВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Борис Соболев сегодня у нас в студии. Я напоминаю наш SMS-номер +7 985 970-45-45. Собирались мы сегодня говорить с Борисом не только об этом фильме, но и вообще о жанре расследований, которым он занимается в программе «Специальный корреспондент» на канале «Россия 1».

Б.СОБОЛЕВ: Я прошу прощения, я в «Специальном корреспонденте» уже довольно давно не работаю.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Но то, чем вы занимаетесь, можно, все-таки, назвать жанром расследований.

Б.СОБОЛЕВ: Совершенно верно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вот я говорю о том, что когда мы приглашали Бориса и еще был только фильм анонсирован, я его еще в тот момент не видела, мы собирались говорить вот так вместе. Но когда я посмотрела после эфира вчера и сегодня реакцию в интернете, я вдруг заметила, что из всего 2-часового фильма, в котором было вскрыто, что называется, много язв нашего общества, имеется в виду вы раскрывали тайные секреты, механизмы конкурсов красоты, всех подкупов, стоимости не только отечественных, но и международных. Из всего это огромного фильма и количества очень такого, жесткого материала выбраны 2 минутки в YouTube и они всячески активно в интернете обсуждаются – это 2 минуты, когда вы разговариваете с одной из королев, по-моему, конкурса «Миссис Россия», женой футболиста Жиркова.

Б.СОБОЛЕВ: Да. Ей, конечно, досталось в нашу интернет-эпоху.

Е.АФАНАСЬЕВА: И если вдруг наши слушатели не заметили, что это было, я скажу, что, в общем-то, обсуждают не стоимость короны, не то, как наживаются разные, скажем так, нечистые на руку организаторы на этом, а интернет-сообщество потрясло, что женщина не знает, крутится ли Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца, предполагает, что, все-таки, вокруг нас крутится светило. Думает, что Агния Барто – это, вероятно, какая-то тоже мамочка, а кто написал Полонез Огинского неизвестно. Прицепились-то к этому. Вам не обидно, что из 2-часовой огромной работы (вы, наверное, ее снимали много месяцев, рисковали, я так полагаю, потому что такие деньги крутятся в конкурсах), взяли 2 минуты?

Б.СОБОЛЕВ: Вы знаете, интернет – это такая странная среда. Как правило, мне вообще почти постоянно бывает обидно, какова реакция на мои и не только мои работы этого сообщества. Оно очень примитивное.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но, в общем, девушку, женщину молодую вы подставили тем самым.

Б.СОБОЛЕВ: Да боже упаси! Да что вы...

Е.АФАНАСЬЕВА: Стала очередным мемом.

Б.СОБОЛЕВ: Да что вы такое говорите? Мы показали молодую, красивую, счастливую. Ну, прекрасно. Ну что же? Потом у нее, наверное, теперь будет повод в жизни открыть книжку какую-то, правильно? Ну, почитает. Я надеюсь, что это пойдет ей на пользу.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, может, в обратную сторону. Вы знаете, вот, в бурных обсуждениях припоминают также, что была такая девушка, которую все звали «Света из Иваново», а потом стала звездой одного из каналов. Не на том, на котором вы работаете, на другом.

Б.СОБОЛЕВ: Ну, тоже, кстати, не исключено.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что, может быть, вы пиар сделали огромный.

Б.СОБОЛЕВ: Может быть, может быть. Я, если позволите, чуть-чуть разовью эту тему. Коль скоро это самое пресловутое интернет-сообщество заинтересовало именно самое, казалось бы, несерьезное из всего, что говорилось в течение двух часов, я тогда немножко разовью эту тему. Вот этот прием задавания элементарных вопросов и вопрошания о прописных истинах, я, честно говоря, эксплуатирую уже не первый раз. И по большому счету, Инне Жирковой это, наверное, даже простительно. Ну, она не для того рождена на белый свет. Она – красивая, она – жена, она – мать, ну и бог с ним.

Но когда мы такие вопросы задавали, например, выпускникам и аспирантам МПГУ, головного педагогического вуза страны и аспирант, который на кафедре русской филологии и сейчас, как он сообщил, пишет работу кандидатскую на тему «Методология преподавания русской литературы», он с трудом, но ответил на вопрос, кто убил Пушкина. Но когда я чуть-чуть усложнил задачу и спросил «А кто Лермонтова? С кем Лермонтов стрелялся?» Он сказал «Вы чего, надо мной прикалываетесь?» Я говорю «А что?» - «Лермонтов стрелялся? Первый раз слышу». И так далее. И в таком вот духе. Ну, слушайте, вопрос о половой принадлежности Ремарка, ну, конечно, Эрих Мария Ремарк по его версии женщина. И так далее.

И мы это проделывали несколько раз. Последний раз мы такого же разряда вопросы задавали выпускникам Бабуринского вуза, когда как раз шла речь о его закрытии. Ну, это просто песня. Это просто песня. Это экономисты, которые... Ну, он не знает просто ничего. Его в ступор вводит... Ну, мы начали, естественно, с вопроса, кто написал «Капитал» Маркса. Ну, это невозможно ответить. Понимаете?

Это гуманитарная катастрофа общественная. Тут речь не об Инне Жирковой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы в своих расследованиях занимаетесь же не только образованием и гуманитарной катастрофой, а темы разные поднимаете. Давайте вернемся к сути последнего фильма вашего, к расследованию этих конкурсов. Вот уже приходит SMS, вопросы и реплики. Например, Лена Брагина пишет «Фильм замечательный, а прицепились к жене футболиста, потому что наши футболисты на слуху и играют так же, как жена отвечала на вопросы. Других не знают, поэтому и прицепились». «Особенно понравилось насчет детских конкурсов. Спасибо автору», - без подписи вопрос.

«Здравствуйте. Конечно, зрители телевизора более глубокие и образованные, более тонко воспринимающие, нежели интернет-пользователи», – я думаю, с издевкой или с иронией пишет Илья из Москвы. В общем, такие реплики уже пишут наши слушатели. Напоминаю еще раз, кто хочет задавать вопросы Борису Соболеву или высказывать мнения по поводу и последнего его фильма «Коронованные особи», и других расследований, вы можете сделать это по номеру +7 985 970-45-45. А вот вопросы, которые заранее на сайт пришли и здесь есть, звучат примерно так. «Вы провели журналистское расследование о том, как устраиваются конкурсы красоты. Из фильма понятно, что там крутятся большие деньги. Но там, где большие деньги, большая опасность. Вопрос. Не боялись ли? И чем страховались? Вам угрозы поступали?» - задает вопрос Ильяс. А и дальше интересно: «Честно скажите, это не заказное расследование? И предлагали ли вам когда-нибудь заказуху?»

Б.СОБОЛЕВ: Честно говорю, не заказное. В жизни не выполнял никаких заказов. Уже почти 20 лет на телевидении работаю. Едва ли меня кто-то может упрекнуть в том, что я что-то когда-то делал по заказу.

Что касается угроз, они поступают регулярно и прямым текстом, и чащ в завуалированном виде. Что касается опасности, это та данность, с которой не только мне, а вообще, как бы, журналистам этого жанра приходится жить постоянно. Ну, с этим приходится мириться, с этим приходится свыкаться. Страховки? Какие страховки? Ну что я, бронежилет, что ли, надену? Или что? Шлем? Конечно, нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я посмотрела перечень ваших фильмов, и там были темы достаточно острые. Там вот и алкомафия, бутлегеры, МММ и про водку вы снимали, и другие. Почему сейчас выбрали именно конкурс красоты? Вот сейчас это самая острая тема или что? Что стало поводом?

Б.СОБОЛЕВ: Вы знаете, красивыми женщинами я интересуюсь не сейчас, а вообще.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так вы же их тут просто, бедных, изничтожили в своем фильме.

Б.СОБОЛЕВ: А что касается вот этих всех механизмов, они меня заинтересовали довольно давно, а вовсе не сейчас. Мы фильм снимали полтора года, вы не поверите. Вообще вряд ли сейчас кто-то на телике имеет возможность столько времени вынашивать какой-то продукт. В этом плане я, конечно, очень благодарен каналу «Россия». Потому что столько времени терпеливо ждать, когда эта редакция чем-то разродится, в общем, готов далеко не каждый руководитель. Но я надеюсь, что качеством наших работ мы оправдываем все затраты и это долготерпение.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из всего, что вы вскрыли, вам самому что показалось наиболее шокирующим, наиболее неожиданным? В общем, там чистого и честно-то, Как понятно из вашего фильма, ничего нет в этих конкурсах.

Б.СОБОЛЕВ: Вы знаете, я вам честно скажу, последнее время вообще меня уже мало что удивляет. Был у меня период в жизни разных иллюзий, фантазий. Он давно миновал. Удивить и удивиться мне теперь уже очень сложно.

Я пребываю вообще в состоянии такого уныния, честно говоря, по поводу положения дел в нашем обществе. И вообще считаю, это такой, в общем, гуманитарной, моральной катастрофой все вместе. Я человек не политизированный, от политических тем стараюсь и всегда старался держаться в стороне. И, конечно, беды страны, полагаю, вовсе не в том, кто в настоящее время сидит в Кремле или в том или ином министерстве. У нас...

Е.АФАНАСЬЕВА: А в том, что люди не знают, кто написал «Капитал» Маркса? Или в чем?

Б.СОБОЛЕВ: Может, это прозвучит очень пафосно, но вы знаете, как у Мережковского был такой сборник «Хам грядущий». Вот, мы сейчас живем в период, когда «Хам пришедший». Во всех слоях пирога социального. И это страшно удручает. Я вот сегодня в интернете там читал чего-то и прочитал сообщение. ГАИ, ГИБДД информирует. Оно провело какие-то исследования, что у нас в половине регионов с места аварии с человеческими жертвами скрывается каждый третий водитель, а еще в половине каждый второй. Убил и убежал.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну вот вам тема для следующего фильма.

Б.СОБОЛЕВ: Возможно. Это, понимаете, понимать, во что мы погрузились и с кем ты ходишь вот так вот все время по улице, ездишь в метро там, в одном лифте, и представлять себе, что каждый второй способен на это, жутковато. Просто жутковато.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так, может, телевидение наше тоже сыграло не последнюю роль в том, что общество стало такое? Показывают постоянно, как кого-то убили, вот замочили, вот сплошные там чрезвычайные происшествия и прочие криминальные России?

Б.СОБОЛЕВ: Безусловно. То, что безответственность СМИ, вообще СМИ, не только телевидения сыграла значительную негативную роль, тут отрицать сложно. Но это вот как кто-то из моих коллег резонно заметил, это процесс взаимного отупления. Аудитория требует, телевидение дает. Некоторые еще рассуждают, что «Ну, не нравится, не слушайте. Мы похожи на супермаркет. Хочешь, бери с полки, хочешь, не бери». Ну, видите, получается так, что граждане берут с этой полки не всегда то, что стоит брать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Борис, ну, вы – человек, который закончил Философский факультет МГУ, то есть по основной специальности вы – философ. Тогда что заставляет вас работать в СМИ, если все так удручающе?

Б.СОБОЛЕВ: Я тешу себя надеждой, что я приношу пользу. Мне приятно думать, что если до, там, пусть минимального количества людей мне удалось достучаться, если какое-то, вот, даже по этому фильму, если какое-то количество этих совершенно дезориентированных девочек, девушек, мам, пап, посмотрев это, если у них в голове что-то щелкнет, значит, я уже работал не зря.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасенные девичьи жизни?

Б.СОБОЛЕВ: Ну, может быть, не жизни, но судьбы, наверное. Потому что они, конечно, себе калечат судьбы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я напоминаю, что это Борис Соболев, специальный корреспондент телеканала «Россия 1». Говорим мы сегодня в первую очередь о его фильме «Коронованные особи», который вышел в пятницу в эфир канала, о конкурсах красоты и о всех этих грязных механизмах финансирования и подкупа, и всего прочего, а также о других его работах. +7 985 970-45-45 – вы можете вопросы задавать, реплики высказывать.

Дмитрий Мезенцев спрашивает у вас: «Борис, какими критериями вы руководствуетесь при выборе темы для расследования?»

Б.СОБОЛЕВ: Знаете, у нас постоянно в работе с десяток тем. И критерий, как правило, один – пошла тема или не пошла. Поскольку жанр очень трудноисполнимый и одно дело выбрать тему, а другое дело снять приемлемый телевизионный продукт по качеству, то... Ну вот если одна из десяти выстрелит, вот, пойдет тема, то и слава богу. Поэтому критериев, в общем, два. С одной стороны, она должна меня внутренне цеплять и казаться мне интересной. За столько лет я уже, мне кажется, научился чувствовать и интерес аудитории. А второе основное – это исполнимость. Напридумывать можно много чего, но не всегда Луну с неба достать удается.

Е.АФАНАСЬЕВА: И тот же Дмитрий Мезенцев спрашивает: «Вот, вы вскрыли гнойники общества. И что дальше? Какой результат?»

Б.СОБОЛЕВ: Я надеюсь, еще раз повторюсь, что у какого-то количества людей включится мозг. Ну, много людей живут, вообще не применяя этот орган. Вот, если он включится и что-то изменится, хотя бы, например, перестанут таскать своих детей на вот эти вот конкурсы детские. Ну, это просто безобразие натуральное. Ну, вот, это уже, значит, я работал не зря.

А что еще может измениться? Ну что, дядя милиционер придет их закрывать? Да не придет он никогда. Во-первых, у этой милиции и так есть, чем заняться в жизни. А во-вторых, это слишком богатое и влиятельное вот это шоу-лобби, чтобы так просто их кто-то вдруг пришел закрывать.

Е.АФАНАСЬЕВА: Лилиана из Казани пишет: «Добрый вечер. Отличный момент на моменте с «Мамой Любой». Надеюсь, эти сумасшедшие мамаши поняли, кого выращивают, девиц легкого поведения, мягко говоря». Спрашивает, о чем новый фильм, но об этом мы, наверное, поговорим уже во второй части программы. Спрашивают, как вам такая тема, «Дураки на дорогах»? Ну, мы вначале и говорили о том, что это одна из ваших возможных будущих тем. «Борис, от футболиста Жиркова не было претензий?» - интересуется Егор.

Б.СОБОЛЕВ: Нет, чего-то пока ничего не говорил, слава богу.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пока не говорил. Мы разговариваем с Борисом Соболевым, специальным корреспондентом канала «Россия 1», говорим о его расследованиях, в частности, о расследованиях по поводу конкурсов красоты, которые были в эфире в пятницу. Продолжим после выпуска новостей на «Эхо Москвы» через несколько минут.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии – Елена Афанасьева. Говорим мы сегодня с Борисом Соболевым, специальным корреспондентом телеканала «Россия 1», автором фильма «Коронованные особи», посвященном конкурсам красоты и всем махинациям, которые творятся в этом мире. Фильм был в эфире в пятницу. Также мы говорим о других его расследованиях. +7 985 970-45-45 – наш SMS-номер для ваших вопросов и комментариев, их уже очень много приходит нам. Чуть позже будем принимать и ваши телефонные звонки.

Лиля из Казани пишет: «В прошлом году попала на «Казанскую красу России», победила самая страшная. Зал не мог сдержать эмоций, заулюлюкал и засвистел. Организаторы, стоявшие на сцене, покраснели». А Лора спрашивает: «Вот такой вопрос. Как можно связать женскую или любую красоту со знанием, например, Барто? Согласитесь, что от знаний такого рода красота не прибавляется». Но, наверное, Лора не видела ваш фильм и не поняла, к чему вы там задавали эти вопросы.

Б.СОБОЛЕВ: Может быть, Лоре это, действительно, лишняя информация. Удивительно, зачем тогда она слушает вашу радиостанцию?

Е.АФАНАСЬЕВА: Просто если Лора не видела, Борис зачитывал фрагменты из положения о конкурсе, где речь шла о том, что девушки должны быть образованные, эрудированные, интеллектуальные. Какая там фраза, я точно не процитирую.

Б.СОБОЛЕВ: Интеллектуально развитые.

Е.АФАНАСЬЕВА: Выяснилось, что девушки даже насчет интеллектуальности не очень знают. Ну, не важно.

Я вот о чем хочу сказать. Мы с вами начали эфир здесь на радио с того, что из 2-часового фильма был взят 2-минутный фрагмент именно с Инной Жирковой и именно он стал хитом в интернете. И помимо того, что большая часть людей, конечно, обсуждала глубокую дремучесть девушки... Вот, например, у нас Юлия пишет «Девушку мне не очень жаль, но не злорадствую как многие. На вопрос, что она читает детям если не Агнию Барто и Маршака, не знает. А в обсуждениях кто-то говорит, вот на сайте «Эха» даже, что ничего, за детей-то не волнуйтесь – там явно есть хорошие няни, которые читают правильные книги и отправят учиться потом детей куда надо». Я вот не об этом сейчас. Вот, кроме потока людей, которые всячески обсуждают незнание девушек, есть и те, кто активно обсуждают, собственно, этичность или неэтичность работы журналиста. В частности, то, как вы задаете личные вопросы. Вот, например, Максим Виторган, актер и режиссер у себя в Facebook пишет, что «в истории с интервью жены Жиркова меня больше всего напрягает лоснящийся от чувства собственного превосходства журналиста. Иди с Путиным так поговори, иронично и провокационно, раз такой умный. Мы, конечно, все постим «Ура, ура! Она – дура, а я – умный». Она что, директор библиотеки, министр образования? По-моему, некрасиво». Дальше с ним же спорят в разных социальных сетях другие люди, которые так или иначе говорят об этике. Этично или не этично? Как вам кажется, в этом фильме вы этику журналистскую нигде не нарушили?

Б.СОБОЛЕВ: Вы знаете, что считать журналистской этикой? Вот, вы мне можете объяснить? У нас есть какой-то текст, где написано, что можно и что нельзя?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, есть какие-то общечеловеческие нормы.

Б.СОБОЛЕВ: Вот, общечеловеческие, на мой взгляд, нормы тут не всегда в данном случае подходят. Потому что, скажем, если речь идет об организованной преступности, если речь идет о заведомых профессиональных жуликах и мошенниках, о, в общем, очень серьезных противниках, тут или нужно иметь железный неубиваемый аргумент, или лучше не трогать. Просто потом затаскают по судам. Уж чего-чего, а юротделы у них есть у всех – обзавелись.

Значит, либо мы строим материал, что где-то там у нас порой кто-то там. Таким образом работает очень много моих, как бы, в кавычках высокоэтичных коллег. Как правило, это пишется, не выходя из редакции, просто перелопачивается интернет, вымарываются все конкретные фамилия, указания места действия и еще что-то. И, вот, вроде как, чего-то написал, вроде как, про вообще. И ничего. И пустота. И таких публикаций 90%.

Значит, если ставится сверхзадача показать зло лицом, показать, что у каждой беды, проблемы, преступления есть фамилия, имя и отчество и вот этот человек, можете посмотреть в его глаза, ну, слушайте, к ним нужно, конечно, применять не всегда не самые ординарные методы. Это я говорю про жуликов и преступников. Конечно, к бедным девушкам это никоим образом не относится, они просто, ну, вот, такие вот простушки.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я вам скажу, почему я вам сейчас этот вопрос задаю. Так бы он остался в интернете, обсуждали был людей и обсуждали. Из тех норм, то есть из тех методов, которые вы применяете в фильме, меня совершенно не трогает скрытая камера, когда записывают, как они требуют деньги, люди со статусом, с положением. И, в общем, даже не жалко в тот момент, что их когда-то дети будут стыдиться вот этой их записи, которая будет гулять в интернете, ее не сотрешь.

Б.СОБОЛЕВ: Думаете, будут стыдиться? Сомневаюсь.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я про другое. У вас есть фрагмент там в фильме, когда вы показываете бывшую девушку, которой когда-то покупал Тельман Исмаилов корону, потом она, скажем грубо, пошла по рукам, живет сейчас в подмосковной убогой квартирке с двумя детьми. И, вот, мальчикам, которые такие, предпубертатные, сложные возраст... Мало того, что вы не микшируете лица их даже, вы потом следом, поговорив с ними, рассказываете, что мама занялась порно-бизнесом. Но, может быть, в школе этих детей-то не все знают, а сейчас в интернете будут знать, а мальчикам-то в школу идти. Вот, мне кажется, вот тут с этикой у вас было совсем сложновато.

Б.СОБОЛЕВ: Мне это так не кажется, поскольку девушка не скрывает род своих занятий, мягко говоря, да? Вы просто не в курсе, слава богу, потому что вы не являетесь потребителем этой специфической продукции, да?

Е.АФАНАСЬЕВА: Я-то не являюсь, но вы-то, все-таки, общаетесь с детьми, а не только с ней. Ей-то, пожалуйста, бог с ней.

Б.СОБОЛЕВ: Ситуация, к сожалению, именно такова. Детей о том, кто их мама, знают все вокруг. Детей, как и было сказано в эфире, третируют в школе. Это правда. Мозаить лица? Ну, это уже секрет Полишинеля. Всюду, где была опасность подвести детей как-то, все лица были замозаены. Если вы посмотрите...

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, знаете, сейчас детей третируют в школе, потом они поступят или пойдут в другую школу учиться или куда-то уедут, начнут общаться на том уровне, на каком нормальные подростки или молодые люди могут общаться, а потом кто-то из друзей тут же, что называется, надыбает в интернете эти кадры и начнется все по-новой.

Б.СОБОЛЕВ: Смотрите, у нас там было 2 эпизода, связанных с детьми. Были детские конкурсы и была Елена Бонд с ее детишками. Мы довольно долго в редакции обсуждали, как мы поступаем. Всюду, где на наш взгляд была опасность подвести детей под какие-то неприятности, все лица были замозаены. Вы это увидите. В детских конкурсах у нас там 3/4 лиц замазаны просто.

Здесь на мое усмотрение мы не стали этого делать, потому что уже, к сожалению, скрывать нечего.

Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Не убедили, я осталась при своем мнении, вы при своем. Читаем вопросы. Еще раз напоминаю SMS-номер +7 985 970-45-45. «Борис, где грань между свободой слова и вмешательством в частную жизнь?» - Дмитрий.

Б.СОБОЛЕВ: Грань, по-моему, довольно-таки очевидная. Если кто-то к кому-то лезет со скрытой камерой в спальню, в семейные дела или во что-то подобное, или раскрывает какие-то тайны, предусмотренные законом (а их у нас очень много – там, медицинская, тайна усыновления и прочее-прочее), это совершенно недопустимо. Это незаконно и морально недопустимо.

Здесь речь идет о людях, злоупотребляющих своим должностным положением, о людях, нарушающих закон и совершающих уголовно наказуемые деяния. Переговоры о взятках не являются частной жизнью и являться не могут. Это очевидный совершенно коммерческий подкуп и ничего больше.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я предлагаю дозваниваться тем, у кого есть вопросы и кто хочет задать их в прямом эфире. Код Москвы 495, телефон 363-36-59. Пока вы будете дозваниваться, я еще почитаю некоторые реплики и вопросы, которые во время передачи приходят по SMS-номеру +7 985 970-45-45.

«Спасибо, Борис. Фильм своевременный. За державу обидно. Молодежь не очень грамотная. Татьяна, 60 лет». Очень много на вас накинулись и предлагают вам ответить на те и на другие вопросы, видно, в отместку, что вы спрашивали несчастную Инну Жиркову про то, что же, все-таки, Солнце или Земля, кто вокруг кого вертится.

«Что там с Абдразаковой? То же самое? Значит, народ был прав?» - спрашивает Шварц.

Б.СОБОЛЕВ: Поскольку там у нас этих барышень в фильме было до полусотни, уже запомнить, кто это именно, мне сложно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Напомните, хорошо.

Б.СОБОЛЕВ: Да, напомните, кто это такая?

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте попробуем звонки. 363-36-59. Борис, возьмите наушники. Добрый вечер.

Б.СОБОЛЕВ: Добрый вечер.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут?

Б.СОБОЛЕВ: Меня зовут Андрей.

Е.АФАНАСЬЕВА: Извините, сорвался звонок. Перезвоните еще раз. Добрый вечер, алло? Алло, вы нас слышите?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Здравствуйте. Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Виктор.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы откуда, Виктор?

СЛУШАТЕЛЬ: С Красногорска.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: А, вот, этот фильм у вас снимается...

Е.АФАНАСЬЕВА: Что-что?

СЛУШАТЕЛЬ: Полтора года фильм снимали.

Е.АФАНАСЬЕВА: Полтора года, да, сказал Борис.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, полтора года. А в это время были, вот, мешали там, кто-нибудь там, правоохранительные органы?

Е.АФАНАСЬЕВА: Мешали ли Борису снимать фильм? Правильно я поняла ваш вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Е.АФАНАСЬЕВА: Были ли за время съемок, за полтора года какие-нибудь попытки помешать вам снимать этот фильм? – так я поняла вопрос.

Б.СОБОЛЕВ: Ну, там он сказал про правоохранительные органы. Правоохранительные органы тут, ясное дело, абсолютно не причем, это, в общем, не их история, прямо скажем. А все эти тетки-то, конечно, всячески там пытались не попасть в кадр. Но мы работаем. Мы работаем.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте еще звонок. 363-36-59, добрый вечер. Добрый вечер. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы нас слышите? Как вас зовут, вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Алексей, я из Саратова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Да, пожалуйста, Алексей.

СЛУШАТЕЛЬ: Хочу сказать большое спасибо Борису за то, что он принял активное такое участие, ну и, конечно, не первый раз. На стороне своего народа просто в информационной войне, которая ведется против России. И не только информационной, конечно. Потому что нашу страну со всех сторон, в общем, пытаются зажать, задушить наш народ всей этой чуждой нам культурой.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вы хотите только сказать «спасибо» или у вас еще есть вопросы?

СЛУШАТЕЛЬ: Вопроса нет как такового. Просто выразить благодарность ему.

Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо за звонок. Спасибо.

Б.СОБОЛЕВ: Пожалуйста. Мне, честно говоря, очень приятно, что зрителям это понравилось. Далеко не всегда мои фильмы хвалят. Что касается того, что нас кто-то пытается задушить, я не соглашусь. Я вообще противник этой идеи, что кругом враги. Потом, ведь, понимаете, какая вещь? Сильных задушить нельзя и сильным навязать никакую вот эту антикультуру невозможно. Это можно только сделать со слабыми и деморализованными, какими мы, к сожалению, в настоящее время и являемся. Может быть, надеюсь, что когда-нибудь, может быть, мы выплывем из этого печального состояния.

Е.АФАНАСЬЕВА: Из реплик, которые приходят по SMS-номеру: «Молодец. Так держать». «Что прицепились к Инне? Это из-за того, что мало кто был удивлен продажностью конкурсов. А про Инну и Юру можно прикалываться в интернете». Ну, в общем, я об этом и сказала, что меня как раз удивило, что из 2-часового фильма с огромным количеством материала, действительно, сенсационного, то, что называется бомбой, выбрали маленький эпизод. Ну, наверное, все-таки, во-первых, известность мужа, а, во-вторых, такая, незамутненность сознания женщины как-то потрясла интернет-сообщество.

«Моя 7-летняя внучка участвовала в конкурсе красоты в одном из районов Москвы. Выбор победительницы всех удивил. Ощущение, что ради нее все и затевалось», - пишет Ирина.

Б.СОБОЛЕВ: Ну а как же, Ирина, вы думаете? А ради кого же это все затевается? Тут же штука какая? Занимаясь этой темой, я понял следующее для себя. Если позволите, немножко мы в конкурсы уйдем. Подлог и фальсификация заложены в этом формате изначально, от рождения. Иначе, насколько я понимаю (это мое личное мнение), и быть там, в общем, не может. Потому что критериев отбора победительницы нет. Что такое красивая и некрасивая, вам не скажет никто и никогда. То есть после того, как проведен первичный отбор и отобрали вот этих девушек, которые соответствуют вот этому стандарту куклы Барби 90-60-90 и так далее, вот их стоит 50 человек на сцене, можно подойти к любой и сказать, что сегодня ты – самая красивая, завтра ты. И это будет правда, они, действительно, все красивые.

Критерия отбора нет.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но на вашем канале одна из звезд – это Оксана Федорова, победительница такого конкурса. У вас не было внутрикорпоративных проблем? Все-таки, один канал.

Б.СОБОЛЕВ: Я очень легко решил эти проблемы. Об Оксане Федоровой и об этом конкурсе у меня в фильме нет ни слова.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, это у вас в фильме. Но подсознательно человек сразу думает, ну, значит, и ее корона такая же, значит, за нее тоже кто-то заплатил, а она – ваша коллега.

Б.СОБОЛЕВ: Вы знаете что? Именно поскольку она – моя коллега, я этот вопрос для себя сознательно оставил в стороне. Вот, пусть каждый думает, чего хочет. Я честно вам скажу, я к ней даже не подходил с вопросом. Ну а зачем? Я спрошу ее «Послушай, у тебя так же все было?» Она, конечно, скажет «Да бог с тобой. Конечно, нет». Ну, как такой красивой женщине не поверить?

Е.АФАНАСЬЕВА: Сложность. Сложность.

Б.СОБОЛЕВ: Сложность.

Е.АФАНАСЬЕВА: Внутри одной корпорации работать. Давайте еще звонок. 363-36-59, давайте попробуем еще звонок принять. Добрый вечер. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Я – Ольга из Москвы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Пожалуйста, мы вас слушаем, Ольга, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела бы задать вопрос человеку, коллеге в определенной степени. У меня тоже 20 лет за спиной журналистики, я сталкивалась с разными социальными областями и пластами. Что же, все-таки, в конечном итоге каждый журналист должен сделать, чтобы наша люмпенизированная в последнее время страна, начиная с программы обучения и идеологической составляющей, все-таки, сдвинулась с той точки зрения? Я не согласна, что мы такие сильные, что нам ничего не страшно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Какой-то вы глобальный, по-моему, для Бориса вопрос задали.

СЛУШАТЕЛЬ: Почему?

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну хорошо, давайте.

Б.СОБОЛЕВ: Ну, я постараюсь своим скромным умом как-то хотя бы частично осмыслить этот вопрос. Значит, на мой взгляд, если вы говорите, что должны сделать мы, коллеги. на мой взгляд, мы, коллеги должны перестать работать в низком, примитивном жанре. Значит, когда огромная часть моих коллег свой хлеб зарабатывает передачами о колдунах каких-то, третьем глазе, четвертом сглазе, когда создаются целые нишевые каналы, которые, в общем, заняты пропагандой мракобесия, то... Ну что? Ну, слушайте, ребят, ну, мы сами так опускаем свою аудиторию. Вот, можно там что угодно говорить о государственном телевидении, предъявлять ему различные претензии, но, слава богу, у нас нет в эфире программ, за художественный уровень которых, ну, совсем стыдно. Есть для публики простой, там, простецкой, эти там дневные шоу и так далее. Но программ, за которые, вот, ну, стыдобища, ну, слава богу, нет.

Если же вы включите там какой-нибудь Третий мистический (я недавно открыл для себя, что существует такой), ну, это просто кошмар, понимаете? Тут начинаешь думать о введении художественной цензуры, понимаете? Ну, невозможно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас придут ваши коллеги с ТВ3, и начнут говорить, что когда включишь ваш канал нал политических программах, тоже ужасно. Давайте не будем вмешиваться тогда в работу коллег, пускай они отвечают за свое, а вы за свое.

Так. «Дочь 17 лет ответила на все вопросы. С нашей молодежью не все так плохо». На какие? Вы имеете в виду, кто такая Агния Барто? Я не поняла в данном случае вашей реплики. «Сейчас в СМИ много расследований. Где грань журналистики между репортажем и публицистикой?» - спрашивает Д.В. Ну, в общем, какой-то странный вопрос. Публицистика и репортаж – совсем разные жанры.

Б.СОБОЛЕВ: Я стараюсь как-то по возможности смешивать эти 2 жанра.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я как раз хотела спросить другое. Где грань между, действительно, реальным расследованием и тем, что творилось очень долго на этом журналистском рынке в 90-е годы и, в общем, частично в 2000-е, когда одна сторона в каком-то бизнес-конфликте или в политическом находила компромат на конкурентов и сливала в то издание?.. В общем, журналисты часто знали и за деньги это делали, порой даже не знали, думали, что они это нашли. Вот, где эта грань?

Б.СОБОЛЕВ: Да где эта грань? У каждого... Понимаете, ну как? Где у человека совесть, в каком она месте? Ну, вот, она или есть, или нет. Каждый прекрасно для себя знает и себе цену, и цену своей работе. Значит, если человек работает сливным бачком, ну что? Ну, есть такие люди. Я никогда этим не пользовался и я надеюсь остаться в этой профессии рукопожатным человеком. Для меня лично это очень важно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Если, например, дальше выяснится, что те все люди, которых вы показали и скрытой камерой, и назвали суммы за эти конкурсы... Вот как раз здесь есть вопрос, звонил ли уже Следственный комитет вам или нет? Ну, например, если все пройдет, как, по идее, должно быть в цивилизованном обществе, заинтересуется Следственный комитет, будут заведены уголовные дела, прикроются эти лавочки, но свято место пусто не бывает и кто-то активно воспользуется, скажет «Ох, молодец парень, расчистил мне площадку».

Б.СОБОЛЕВ: Ну, тут я разделю это на 2 вопроса. Во-первых, никакой Следственный комитет никуда звонить не будет. Вот, зуб даю просто.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть все дальше так и будут собирать эти деньги за эти конкурсы?

Б.СОБОЛЕВ: Все будет в том же репертуаре. Может быть, будут поосторожнее в переговорах. Вообще как-то раз, еще в бытность мою в программе «Специальный корреспондент» при Маше Ситтель у меня был даже фильм, назывался он «Преступление без наказания». И мы взяли свои старые темы, которые освещали там 4-5 лет назад, 3 года назад и посмотрели, что изменилось. В половине случаев ничего. Тот же жулик в том же кабинете занят тем же самым. Вот это самое удручающее. Вот сейчас, может быть...

Е.АФАНАСЬЕВА: Тогда риторический вопрос: а ради чего работаете?

Б.СОБОЛЕВ: Знаете, вот, во-первых, у меня сейчас последние месяцы появилась надежда, что лед как-то тронулся, потому что количество сообщений о посадках всех этих негодяев меня лично очень радует. Посмотрим, чем эти дела все закончатся, не развалятся ли они как было много раз.

Е.АФАНАСЬЕВА: А знаете ли вы, что социологи показывают, что когда только пошли первые сообщения, люди радовались, ну вот общественное мнение, а сейчас начали напрягаться и уже жалеть тех, кого сажают. Вероятно, каждый начинает подозревать, что и сам может быть, не дай бог, где-то не совсем чист на руку и какие-то 3 копейки, с работы какой-нибудь, знаете, лист фанеры унес.

Б.СОБОЛЕВ: Ну, послушайте. Во-первых, пока что-то о посадках за лист фанеры что-то не слышно, понимаете? За миллиарды не сажают.

Е.АФАНАСЬЕВА: Я говорю не о посадках за это, а о реакции людей.

Б.СОБОЛЕВ: Ну что? Ну, мнение общественное переменчиво, неустойчиво. Сегодня они говорят одно, а завтра другое. Ну, на мой взгляд, если, действительно, не начнутся репрессии в хорошем смысле слова, то есть если вот это вот проворовавшееся сословие не расчистить, это для страны может просто кончиться, ну, бедой. Просто бедой.

А продолжая ответ на этот вопрос. Когда сказали, что если вдруг этих людей кто-то там посадит и на их место придут другие, не расчищу ли я им место, ну, послушайте, нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. Мне бы, конечно, было бы очень неприятно думать, что моя работа, сделанная от души, сыграла на руку какому-то подлецу. Мне бы, конечно, этого очень не хотелось бы.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот реплика без подписи: «Омерзительно. Что этот журналист понимает в эзотерике? Очевидно, что абсолютно ничего». Видите, народ кинулся защищать эзотерику.

Б.СОБОЛЕВ: Ой, слава богу, что я в ней ничего не понимаю, понимать не хочу...

Е.АФАНАСЬЕВА: Шварц уточняет, что Абдразакова – это последняя Мисс Россия. Масса негатива по поводу внешности и нерусского происхождения. Кто-то пишет, что «сторона Жирковых выступила с комментариями, говорят, сфабриковано. Удачи. Думаю, будут разбирательства». Не видела комментариев, но сфабриковать, по-моему, сложно.

Б.СОБОЛЕВ: Я повторюсь, у меня это там специально в тексте фильма есть. Я повторюсь еще раз, значит, теми же буквально словами. Все исходники по каждому эпизоду фильма у нас, пожалуйста, лежат в редакции. Если есть претензии, если подозрение в фабрикации, в неверном цитировании, в некорректном переводе или если есть подозрение, что Жиркова сказала, что она знает, кто такая Агния Барто, а мы там позвали актера с Мосфильма, ну, или какой-нибудь бред еще, пожалуйста, в суд. Суд назначает техническую экспертизу исходников и все становится ясно. Именно поэтому, как правило, подобными заявлениями все и ограничивается, потому что этим ребятам в суд совершенно не резон идти. Проигрышное дело.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, мы говорили сегодня с Борисом Соболевым о его последней, «крайней» говорят летчики...

Б.СОБОЛЕВ: Надеюсь, крайней.

Е.АФАНАСЬЕВА: ...крайней работе, о фильме «Коронованные особи», который прошел в эфире телеканала «Россия 1». Много очень реплик, на все ответить не успели. Ну что ж, думаю, будут у вас и другие фильмы и расследования. А судя по реакции в интернете, то шум еще продолжится. Спасибо, что пришли к нам и поговорили.

Б.СОБОЛЕВ: Спасибо за внимание.

Е.АФАНАСЬЕВА: Елена Афанасьева. Прощаюсь до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.