Работа на радио // 2014
11 мая 2014: Программа "Эходром" - к 10-летию "Телехранителя"
Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/echodrom/1317396-echo/
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Д. БОРИСОВ: К нам присоединяется Елена Афанасьева. Добрый вечер!
Е. АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер!
Д. БОРИСОВ: Одна программа у нас сегодня – «Телехранитель». Выходит по воскресеньям после 6 вечера. Программа уже выходит в эфир…
Е. АФАНАСЬЕВА: Страшно сказать – 10 лет!
А. ПЛЮЩЕВ: 10 лет!!!
Е. АФАНАЕЬСВА: Сама испугалась.
Д. БОРИСОВ: На следующей неделе будет праздноваться юбилей.
А. ПЛЮЩЕВ: Вот когда наша с тобой программа, Борисов, будет выходить 10 лет, вот тогда…
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы меня еще раз позовете.
Д. БОРИСОВ: Ни одна наша программа 10 лет не выходит. Она все время меняет название.
Е, АФАНАСЬЕВА: Очень переменчивые вы. По-моему, вы сами меняетесь.
Д. БОРИСОВ: Да, 10 лет назад. Это был 2004. В мае 2004.
Е. АФАНАСЬЕВА: Все намного страшнее. Я была первым парламентским корреспондентом Эха Москвы. В 1991 году, когда у Эха не было аккредитации в Кремле.
А. ПЛЮЩЕВ: Когда и парламента-то никакого и не было.
Е. АФАНАСЬЕВА: Это был Верховный совет союза. И там не было аккредитации ни у Фонтона, ни у Венедиктова. Я звонила на Эхо на Никольскую и что-то долго диктовала. Вот такие истории. Потом еще второй приход был на Эхо. У нас была программа «Гайд-парк» в 1992 году. Борисов смотрит: он, наверное, те времена вообще не помнит.
Д. БОРИСОВ: Кроме того что парламентский корреспондент, еще и книги писала?
Е. АФАНАЬЕВА: Я старая- старая. Вот сейчас Леся рассказывала про Белый дом. А я поняла, что девушка первый раз зашла в эти страшные коридоры. А мы ходили там в те самые 1991, когда там был парламент. Ужас, как страшно долго мы живем на свете. Вот так и «Телехранителю» оказалось 10 лет. Нет ничего более постоянного, чем что-то временное. Думали, что совсем ненадолго.
Д. БОРИСОВ: Кстати, за время, что «Телехранитель» выходит в эфир, в жизни ведущей программы произошли изменения.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну да. Когда-то Дмитрий Борисов зашел в эфир «Телехранителя» почитать новости и оказался потом на ТВ.
А. ПЛЮЩЕВ: Вы знаете, я сижу, молчу и загадываю желание, потому что сижу между двумя людьми, работающими на Первом канале.
Е. АФАНАСЬЕВА: Когда-то мы сидели старой студии и работали только на Эхе Москвы. А вот через «Телехранитель» оказались на Первом канале.
Д. БОРИСОВ: И не только мы.
Е. АФАНАСЬЕВА: Если я сейчас перечислю всех, кого мы перетянули на Первый канал с Эха Москвы, Венедиктов не обрадуется этому большому списку. Замечательных людей забрали.6 Наташу Нелупенко, Машу Морозову.
Д. БОРИСОВ: Многие люди совмещают, по-прежнему приходят в родной дом. И как Маша.
Е. АФАНАСЬЕВА: Маша – вообще символ Эха: на всех юбилеях, мероприятиях, днях рождениях.
Д. БОРИСОВ: Маша – фейс-контроль наша.
Е. АФАНАСЬЕВА: Больше профессионалов, чем на Эхе Москвы, не найти.
А. ПЛЮЩЕВ: Хотелось бы ближе к программе.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да.
Д. БОРИСОВ: Когда появилась программа?
Е. АФАНАСЬЕВА: Я не была никем делегирована. Я на тот момент пришла сотрудником Эха Москвы, у меня здесь трудовая лежала. Была очень смешная история, я работала до этого в журнале, который закрылся. Назывался «Политбюро». Как раз писала книжки, как ты правильно сказал. Я решила, что сейчас допишу книжку и пойду работу искать. И меня позвал тогдашний руководитель «Известий» Раф Шакиров. Я говорю: а можно, я книжку допишу и выйду к вам? Можно, сказал он. Договорились. И пропал. Потом очень странно позвонил и сказал, что ему не разрешили брать Афанасьеву, ей недоволен Кремль, она пишет книжки, как Трегубова. А тогда Лена Трегубова, помните, сделала книжку, как раз это было 10 лет назад, где упоминался какой-то обед в японском ресторане с Путиным. Но в отличие от Лены Трегубовой, у меня были совершенно не документальные книжки, а приключенческие. Хотя отдельные, знающие историю, начало 90-х годов, политических героев узнавали. Но это было далеко от того дня. В общем, это была смешная история. Афанасьевой недоволен Кремль, сказали ему. Хотите писать под псевдонимом? Я сказала: нет, я ничего плохого не сделала, чтобы писать у вас тексты под псевдонимом. Сказал:, спасибо, не надо. Потом выяснилось, что это никакой не Кремль, а бабские сплетни и интриги. Но это отдельная история. И я решила…
А. ПЛЮЩЕВ: Иногда это посильнее Кремля бывает.
Е. АФАНАСЬЕВА: Саша, это всегда сильнее Кремля. Я решила выяснить у того, кто действительно может быть в курсе. А кто может быть в курсе? Я знала таких трое на тот момент: двое телевизионных и один Венедиктов. Я пришла к Венедиктову.
А, ПЛЮЩЕВ: Ныне остался только один.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, они все остались, но только к одному можно зайти сейчас. Я пришла к Леше узнать, не знает ли он чего. Леша сказал, что ничего не знает, это смешно, не хочешь ли ты тут у нас передачу повести, раз ты сейчас не работаешь. Я подумала: раз я сейчас временно не работаю, поведу передачу. Пришла домой, взяла словарь, стала смотреть слова, связанные со словом «телевидение». И что-то «теле». Вот, «Телехранитель». Венедиктов поставил мощную галочку. Вот так. Первый же, кстати, раз, вышла эта заставка с Уитни Хьюстон, которая 10 лет и не менялась.
А. ПЛЮЩЕВ: Потрясающе!
Д. БОРИСОВ: У меня даже теперь эта песня стойко ассоциируется с программой.
А. ПЛЮЩЕВ: Я вот о чем сегодня подумал, когда настраивался перед программой.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот профессиональный ведущий! Настраивается!
А. ПЛЮЩЕВ: Подумал: по радио много рассказывают про телевидение. У нас аж три программы есть по радио про телевидение! Три!
Е. АФАНАСЬЕВА: А по Первому каналу нет про Эхо Москвы.
А. ПЛЮЩЕВ: Ладно, по Первому каналу – вообще по какому-нибудь!
Д. БОРИСОВ: Три: «Человек из телевизора», «Телехранитель» и Арина Бородина.
А. ПЛЮЩЕВ: Да, три.
Е. АФАНАСЬЕВА: Что, хочешь спросить, когда будет программа о радио?
А. ПЛЮЩЕВ: Почему по ТВ не говорят про радио? Что это за безобразие?
Е. АФАНАСЬЕВА: Почему? Упоминают цитируемость Эха Москвы. Спросите у ведущего новостей Первого канала.
А. ПЛЮЩЕВ: Хорошо, мы тоже на первый канал ссылаемся. Дело не в этом, а в том, почему радио не обозревают по ТВ, а ТВ обозревают по радио. Может быть…
Е. АФАНАСЬЕВА: А нет радиокритиков. Телекритики есть, а радиокритиков нет. Вот ты знаешь хоть одного радиокритика?
А. ПЛЮЩЕВ: Нет.
Е. АФАНАСЬЕВА: И я нет.
Д. БОРИСОВ: Мы с тобой почти в начале этого пути.
Е. АФАНАСЬЕВА: Действительно. Во-первых, у вас отдельный сетевизор есть. Ты понимаешь, что сейчас то время, когда ТВ это не ящик в углу комнаты, а контент. Вот, вы первый контент про радио и делаете.
А. ПЛЮЩЕВ: Конечно.
Д. БОРИСОВ: И телекритиков в стране мало, их катастрофически мало.
Е. АФАНАСЬЕВА: Мало. Я могу рассказать смешную историю, когда Александр Роднянский, придя примерно когда я начала делать передачу, СТС делать, общался с телекритиками. Их там было всегда человек 5-7, 10 от силы, если не брать тех, кто пишет в гламурные журналы подписи к фото или статьи про звезд. А потом он делал Кинотавр. И когда первый раз делали Кинотавр, повезли всех кинокритиков. Он тогда сказал фразу: почему кино российского нет, а критики есть, ТВ есть, а критиков нет. Это было 10 лет назад, может быть что-то с кино и ТВ изменилось, не знаю. Из критики ушла. Вот когда пошла на Первый канал, сразу сказала…
А. ПЛЮЩЕВ: Критика осиротела.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, она не осиротела. Она прекрасно живет, мои коллеги бывшие по-прежнему вручают приз прессы, который мы вместе придумали.
Д. БОРИСОВ: Но на слуху фамилий пять.
Е. АФАНАСЬЕВА: Меньше! Арина Бородина, Ирина Петровская, Анна Качкаева, Женя Гузин, теперь Ксения Ларина тоже стала критиком. Есть еще Сусанна Альперина, Саша Мельман, Юрий Богомолов.
А. ПЛЮЩЕВ: Ну вот 10.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, мало.
А. ПЛЮЩЕВ: 10% ушли на Первый канал.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я когда решила идти работать на Первый, попрощалась с коллегами, сказала, что я больше не критик. Пришла к Венедиктову увольняться. Принесла бутылку.
Д. БОРИСОВ: Это было в 2007?
Е. АФАНАСЬЕВА: В 2006. Виски принесла, поставила, сказала, что пришла увольняться. Он говорит: чего? Я говорю: ну вот, иду на Первый канал работать, не могу больше быть независимым. Он говорит: у меня таких зависимых полный эфир. Иди работай. Вот так странно оказалось. Сказал6 я это потом выпью.
Д. БОРИСОВ: А с того момента, как стало общеизвестно, что ведущая программы «Телехранитель» работает на Первом канале, как представители других каналов отреагировали?
Е. АФАНАСЬЕВА: Ты знаешь, у меня как-то случилось сразу. У нас все сразу не сложилось с ВГТРК. Когда я только пошла к руководителю телевизионному, который будучи в Новой газете, уж совсем непроправительственной, как вы знаете, я у всех них брала интервью. И у Олега Борисовича Добродеева. Я пришла к Олегу Борисовичу и говорю: я теперь на Эхе передачу веду. Он говорит: к тебе – когда хочешь, а на Эхо не пойду. Вот с тех пор как-то отношение ВГТРК к Эхо не изменилось в лучшую сторону. Очень редко, когда приходят их представители. Чаще всего – Николай Карлович Сванидзе, который и так здесь участвует. Вот они и ко мне в программу. Либо это производители, которые делают сериалы.
А. ПЛЮЩЕВ: А что вы ничего не спрашиваете у Елены Афанасьевой, хотя и хвалите ее на смс?
Е. АФАНАСЬЕВА: Неужели хвалят? У меня сегодня прямо поток. Если отмотаете смски на мой эфир, там был какой-то зритель, который не щадя своего компьютера, гадости мне писал.
А. ПЛЮЩЕВ: Единственное, Таня пишет: простите, а чем Елена занимается на Первом? Почему мы не видим Елену? Все же знают, что на ТВ людей показывают по телевизору.
Е. АФАНАЬЕВА: Да, почему я в не кадре? Как вот Борисов. Я занимаюсь дирекций креативного планирования. Я занимаюсь фотохантингом Первого канала. Я занимаюсь поиском идей и людей для реализации этих идей. Занимаюсь интернет-вещанием.
Д. БОРИСОВ: У вас там огромная работа.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я долго могу рассказывать. Но кто хочет на Первый канал – это ко мне, обращайтесь.
А. ПЛЮЩЕВ: И сломался смс-приемник у нас сразу.
Д. БОРИСОВ: Зато, благодаря Лене, что у нас появилось на Первом канале. Я со стороны немножко быстро скажу: когда ко мне подходят и спрашивают, как попасть на Первый канал, я спокойно говорю 1tv.ru/rabota. Заполняйте анкету.
Е. АФАНАСЬЕВА: Дима-то пришел до того, как я там появилась, я случайно его сосватала, а вот, например, Ваня Прозоров, спецкорр, который последние годы в Сочи работал .а сейчас вернулся из этой длительной командировки, ему было 20 лет, он учился в Кемерово, на мехмате и работал в местной телестудии. Он прислал свой репортаж, через месяц работал на Первом канале. Просто с улицы абсолютно человек.
А. ПЛЮЩЕВ: Отличный вопрос к тебе поступил: интересно, а что Лена смотрит из ТВ. Ты сама что смотришь?
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот мы с Борисовым сериалы новые смотрим.
Д. БОРИСОВ: Да, и я периодически пишу Лене: Лена, обрати внимание на это, надо показать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, мы смотрим какие-то вещи. Например, «Голос» я люблю как зритель.
А. ПЛЮЩЕВ: Всех стран, причем.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, есть заслуги. « Шерлок» у нас шел с пятиминутной задержкой от британского. Только у нас в мире, больше нигде. Это заслуга Виталия Сизова, который занимается закупкой кинопродукции. И моя лично. Мы просто как могли доказывали, что это единственная возможность победить торренты и пиратов – это показывать одновременно с ВВС. И если зимой, Саша видел, наверное, 10 дней «Шерлок» не уходил из трендов твиттера российского. А в момент показа вспе 10 тем были в топах твиттера.
А. ПЛЮЩЕВ: Я был в этот момент в Эстонии. Я предпринимал все усилия, чтобы обойти запрет на трансляцию за границу и посмотреть сайт Первого канала. Я обошел.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, понятно, только не рассказывай громко, а то ВВС нам больше ничего не продаст.
Д. БОРИСОВ: Александр Плющев может обойти все что угодно.
А. ПЛЮЩЕВ: Главный вопрос, который я хотел сегодня тебе задать, настраиваясь на передачу. Вообще по радио, как и трудно ли рассказывать о ТВ? И зачем?
Е. АФАНАСЬЕВА: Зачем – не знаю. Как ни странно, наверное, людям это интересно, потому что, судя по звонкам и количествам смс, они все это смотрят и хотят еще раз обсудить и задать вопрос. По моему опыту, как ни странно, аудитория эховская продвинутая, такая умная, политизированная, все-все понимает, но когда приходят люди не просто пообсуждать, а конкретно знают, когда что во сколько на каком канале будет. Вот приходит руководитель канала – и тогда больше всего вопросов. И вопросы очень конкретные, про какие-то программы, которые я могу не видеть и не слышать, даже на маленьком каком-то: когда выйдет третий сезон, пятый вот этот, то-то того-то , а когда вернется этот человек в этот проект. Причем, очень часто бывает, что мне кажется, это не наша аудитория, не эховская. Приходит канал совершенно развлекательный ,молодежный, с креном в попсу. Или Перец, или что-то такое. И огромное количество вопросов. Меня каждый раз многообразие аудитории эховской восхищает и удивляет.
А. ПЛЮЩЕВ: Дима уже спрашивал насчет того, как сложились отношения с каналами. А с другой стороны, как ты сама. Понятно, у тебя есть какие-то корпоративные интересы, взгляды. Как ты это сама с ними? При отборе, например?
Е. АФАНАСЬЕВА: Саш, передача же не телекритическая. Я не Ира и не Ксюша, которые в субботу утром разбирают программы. Я задаю вопрос. У меня пару раз в год бывают конференции со слушателями, когда я отвечаю на их вопросы. Как человек, работающий на радио, ты понимаешь, что это в основном бывает в январские дни и в августовские, когда телевизионщиков днем с огнем не найти. Не по тому что я не люблю слушателей – я их очень люблю! – а потому что нет никого более интересного, чем я сама в этот момент в Москве. Поэтому я отвечаю на вопросы, их тоже бывает очень много. Наверное, есть небольшой перекос. В каком плане? Я чуть больше знаю про проекты Первого канала. Когда я совсем никого не могу найти, мне легче уговорить людей, с которыми я работаю. И второй минус: ВГТРК не очень любит ко мне посылать своих представителей. Но это было до Первого канала. Это было в пору раздела Медиа-Моста, в те нелучшие отношения Эха с ВГТРК.
Д. БОРИСОВ: Но путь ВГТРК в твою программу открыт?
Е. АФАНАСЬЕВА: Они у меня бывают. НТВ в последнее время не очень любит ходить, несмотря на общность нашего холдинга, к которому принадлежит Эхо и НТВ. Вероятно, понимают сильно разную историю НТВ и Эха Москвы. Как-то мало желающих прийти.
А. ПЛЮЩЕВ: Мне, например, ужасно нравится, когда у тебя маленькие каналы какие-то приходят. Маленькие по сравнению с большими.
Е. АФАНАСЬЕВА: Кого позвать в следующий раз? По заявкам Плющева.
А. ПЛЮЩЕВ: Да нет, ты знаешь, я затрудняюсь, потому что, по-моему, у тебя все были.
Е. АФАНАСЬЕВА: Была замечательная история, когда я позвала программу Реутов-ТВ. Ходит Венедиктов совершенно злой: да что это, нашла какое-то районное ТВ, позвать некого? Я сначала не поняла. Говорю: ну как, они же популярные! Только потом до меня дошло, то Леша был не в курсе.
А. ПЛЮЩЕВ: Это классная история.
Д. БОРИСОВ: Мне кажется, она очень для своих, потому что там огромное количество телевизионных шуток, околожурналистских, которые понять человек со стороны не знаю, насколько сможет быстро.
А. ПЛЮЩЕВ: Отдельные программы бывают очень интересные, познавательные.
Д. БОРИСОВ: Сколько воскресений ты пропустила за эти 10 лет?
Е. АФАНАСЬЕВА: Мало. Я уезжаю иногда в отпуск или в командировки. У меня по основной работе 121 день отпуска неотгуленный. Я когда бываю в Москве, я и на Эхо не прогуливаю. Вообще тяжеловато жить без выходных, потому что, несмотря на то что это час эфира, но он как-то разбивает день: не уедешь. Охота пуще неволи.
А. ПЛЮЩЕВ: Конечно, наша жизнь такая. Скажи, пожалуйста, вот ты наблюдаешь за телеканалами, ты можешь сказать, когда запустилось что-то, что это точно не выстрелит, вообще никак.
Е. АФАНАСЬЕВА: Сейчас, по-моему, никто уже не может сказать. Раньше были суперспециалисты, которые могли, а сейчас всегда говорят, что никто не знает, что стрельнет, а что нет. Иногда бывают подозрения. Не работает, не работает, а потом Аксюта, когда принес и показал первый голос, просто записи слепых прослушиваний, это сразу пробрало до какого-то комка в горле. Причем, даже не те ребята, которые до финала дошли. У меня тогда сразу было ощущение, что если это не сработает, тогда я просто не знаю, что работает. Бывает иногда, когда кажется, что нет, а оно выстреливает. Или наоборот, что бывает горазд чаще. Например, то, что «Оттепель» собрала такие цифры и такую реакцию аудитории, в том числе в интернете, это было приятно и неожиданно. Потому что казалось, что сериал слишком для своих, слишком тонкий. Дай бог, оказывается, что не слишком.
Д. БОРИСОВ: Писать книги сейчас время есть, Дина спрашивает?
Е. АФАНАСЬВА: Спасибо, дорогая Дина. Когда я их писала, у меня не было времени, но была какая-то острая потребность себя на слабо проверить, напишу или не напишу. Четвертая книга, которую я написала, так и осталась недописанной. Там действие происходило в гражданскую войну в Крыму. Как теперь понимаешь, было бы сейчас не туда. Я всю войну в Крыму знала по дням, когда писала. Так и не дописала.
А. ПЛЮЩЕВ: Тут спрашивают, какая тебе программа запомнилась больше всего.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да несколько было. У меня было два пьяных в эфире. Я поняла, что они пьяные, когда они уже были в эфире. И вот надо было дотянуть программу до конца. По телефону тоже было. Живьем в студии было два. Один раз я буквально поругалась с Олегом Максимовичем Попцовым, тогдашним директоров ТВ-Центра. Его Леша потом увел в кабинет отпаивать, потому что он мне говорил: не перебивайте меня, а я ему говорила: Олег Максимович, когда я к вамп приходила как пишущий журналист с диктофоном, я вас внимательно слушала до конца, а потом сокращала до нужного места на полосе, а эфир у нас ограничен, поэтому мне приходится вас перебивать. БЫи какие-то живые, интересные эфиры. С Познером всегда интересные. Он у меня был к 70-летию, 75-летию, к 80-летию. И каждый раз что-то можно с этим человеком новое открыть.
А. ПЛЮЩЕВ: Мы поздравляем с 10-летием программу Елены Афанасьевой.
Е. АФАНАСЬЕВА: Спасибо, дорогие, что вспомнили.
Д. БОРИСОВ: Воскресенье, после 6 вечера. Время, по-моему, не меняется.
Е. АФАНАСЬЕВА: Нет, я начинала в 5. Год или полтора. Потом перешла на 6. И первым гостем был Александр Акопов, А-Медиа. И я когда говорила, что дальше будете слушать в 6, он говорил: это тебя подвинули ближе к прайму. Я – программа для тех, кто в пробках едет с дачи и меня слушает.
А. ПЛЮЩЕВ: Мы тоже тешим себя этой мыслью.
Е. АФАНАСЬЕВА: Что летом пробки бывают до 12 и позже. Спасибо, ребята.
А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо, Лена, что пришла к нам.