Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2014

13 июля 2014: Кино и телевидение - конкуренция или сотрудничество. Гость - Екатерина Мцитуридзе

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1357256-echo/#element-text

Е. АФАНАСЬЕВА - Добрый вечер. В эфире "Телехранитель" - программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Сегодня наша тема - это "Кино и телевидение: конкуренция или сотрудничество?" На каком этапе взаимоотношений этих двух, я даже не знаю, как сказать, отраслей, культур, эпох… Чего?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Отраслей, наверное.

Е. АФАНАСЬЕВА - Отраслей. Екатерина Мцитуридзе (думаю, по голосу вы узнали) у нас в гостях. Здравствуйте, Катя.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Добрый вечер, Лена. Добрый вечер, радиослушатели "Эха Москвы".

Е. АФАНАСЬЕВА - Да. Кинообозреватель и… Как правильно ваша должность называется?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Генеральный директор "Роскино".

Е. АФАНАСЬЕВА - "Роскино". Это аналог того, что в советские времена называлось "Совэкспортфильм"?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да, это мы и есть, "Совэкспортфильм". Мы просто сделали ребрендинг несколько лет назад. И, кстати, телевидение нам не чуждо, мы занимаемся полноценно и телевидением тоже.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вот об этом мы и поговорим сегодня с Екатериной Мцитуридзе. Пожалуйста, ваши вопросы по SMS-номеру +7 (985) 970-45-45. Во второй части программы вы сможете поговорить с Катей по телефону и задать свои вопросы. Если у вас есть реплики по поводу того, как выглядит наше кино на телевидении, чего вам не хватает, чего слишком, может быть, много и так далее - вы можете сейчас всё это написать, высказать свои реплики и задать вопросы.

Катя, вы уже достаточно давно обозреваете кино на телевидении.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - На Первом канале.

Е. АФАНАСЬЕВА - Да. Это не противоречащие вещи - рассказывать о кино на телевидении? Как вы для себя это определяете?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Мне кажется, что на самом деле, к сожалению, очень мало рассказов о кино на телевидении. Мне кажется, должно быть больше программ. Потому что на самом деле все хорошие программы - они либо идут далеко за полночь, либо они идут рано утром, как моя. Поэтому я считаю, что должно быть много программ, пропагандирующих кино, хорошее кино, качественное кино, разное кино. Мне как раз, наоборот, кажется, что в этом смысле надо использовать максимально. Тем более вот сейчас, когда разговор идёт о понятии престижа российского кино, поднятии его коммерческого статуса, поэтому тут, конечно, можно было бы, наоборот, больше использовать.

Е. АФАНАСЬЕВА - А какая задача людей, которые о кино по телевидению рассказывают - вас, ваших коллег? Привлечь всё-таки зрителей в кинотеатры, или у вас есть другие задачи?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - У всех разные, наверное. Там есть культурологические программы, например, как у Кирилла Разлогова; там есть программы, которые покрывают фестивали, как у Шолохова или Бермана с Жандаревым. То есть кто как.

У меня совмещение, наверное, всех этих разных моментов. То есть мы в первую очередь, конечно, нацелены на рынок, мы рассказываем о том, что выходит в ближайшее время, где что можно посмотреть. Мы рассказываем о том, что было самого интересного на фестивалях, стараемся с точки зрения звёзд подать фильм, опять же чтобы сделать его более привлекательным для зрителя. И мы стараемся очень много времени и внимания уделять российским фильмам - всему достойному, что выходит - что непросто.

Потому что выходит не только достойное, но много того, что я считаю… Ну, бесполезно о нём рассказывать, потому что, что называется, оно и так пробьётся, и незачем ещё его и пропагандировать, я бы так сказала.

Е. АФАНАСЬЕВА - Думаю, называть эти фильмы вы сейчас не будете.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, опять же мы их просто разрекламируем.

Е. АФАНАСЬЕВА - Чтобы не рекламировать.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Конечно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вот вы, как человек, который занимается в том числе и, что называется, раскруткой фильмов, пиаром, продвижением… Вот рассказ о фильме по телевидению насколько эффективен? Что эффективнее - всё-таки такие обозрения, которые делаете вы и ваши коллеги, либо прямая реклама, которая идёт в рекламных блоках?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Разные вещи. Конечно, одно другое только дополняет. Прямая реклама, разумеется, да, работает. Я вообще очень верю в телевизионную рекламу, что бы что ни говорили. Я считаю, что если есть реклама на центральных каналах и на Первом канале - конечно, это… Мы и считаем очень много в журнале "Variety", который мы выпускаем, вот именно влияние отдельных… Скажем, делаем графики по влиянию, соответственно, отдельных сегментов, где тратятся рекламные деньги.

Мы делали за последние десять лет обзор и пришли всё-таки к выводу (несмотря на то, что многие телевизионщики даже не согласятся с этим), что в первую очередь влияет телевизионная реклама и потом уже наружная реклама. Хотя опять же были разговоры, что наружка не работает. Работает и то, и другое.

А телевизионная программа о кино - всё-таки это уже рассказ больше авторский, это уже подача более мягкая, ненавязчивая, она немножко с другой стороны подаёт тот же фильм. Потому что в рекламе мы что-то видим такое эффектное, завлекающее. А мы можем рассказать разные точки зрения про тот же фильм, мы можем сказать не только хорошо, но и плохо, по-разному.

Но судя потому, какое количество букетов мне присылают (ну, букет же не взятка, поэтому я не отказываюсь) после хороших сюжетов, если я сделала какой-нибудь, допустим, фильм про Терри Гиллиама… Я стараюсь продвигать такое кино, которое хорошо бы, чтобы люди посмотрели, немножко такое, где можно подумать.

Потому что, да, я могу сделать прекрасный сюжет о "Трансформерах". Мы даже летали в Гонконг, наш корреспондент - здорово. Я считаю, что последние "Трансформеры" - это просто произведение искусства в каком-то смысле уже. Но тем не менее мы стараемся поддерживать авторское кино, и в первую очередь, конечно, российское авторское. Ну и если это хорошее кино, допустим, Джармуша или Линча, или Альмодовара, или Вуди Аллена - мы стараемся тоже об этом рассказывать и уделять внимание.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я ещё раз напоминаю, что это Екатерина Мцитуридзе, кинообозреватель и глава компании…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - "Роскино".

Е. АФАНАСЬЕВА - "Роскино", правильно. Ещё мы забыли представить вас как главного редактора журнала "Variety".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - "Variety", да.

Е. АФАНАСЬЕВА - Русский…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Русская версия.

Е. АФАНАСЬЕВА - Русская версия американского, я бы даже сказала, культового журнала для мира кино. Если у вас есть вопросы: +7 (985) 970-45-45. Мы говорим сейчас с вами о том, насколько эффективна информация о кино по телевидению.

Действительно ли (я читала такое исследование) для того, чтобы привлечь в кинотеатры зрителей, кинопрокатчики, вернее, дистрибьюторы пришли к выводу, что нужно размещать рекламу на Первом канале и на ТНТ? Именно основная киноаудитория сосредоточена там.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да.

Е. АФАНАСЬЕВА - А на других каналах эффективность меньше.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Это последние исследования. Мы читали разные исследования, было много разных независимых. Да, самые эффективные, скажем, вложения в рекламу на Первом и на ТНТ. Ну, что здорово, потому что это говорит о том, что аудитория, которая, допустим, есть у ТНТ, и аудитория на Первом канале - получается, они и не сильно отличаются, хотя многие считают, что у нас более возрастная на Первом канале аудитория.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я как раз хотела спросить. ТНТ - понятно: молодая, динамичная, соответствует аудитории, которая ходит в кино. А Первый канал с охватом 99% страны, где более возрастное население - как это коррелируется с данными об эффективности рекламы?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, мне кажется (сделаем комплимент нашей службе, наверное, программирования), у нас довольно грамотно… Я мало смотрю телевизор, но вот каждый раз, если случайно где-то включаю, мне кажется, что всегда идёт что-то такое, на что зритель может попасться посмотреть, подсесть и дальше смотреть тоже. Будь то сериал качественный или там, не знаю, какое-нибудь шоу, типа как "Голос" - какие-то вещи, которые становятся событиями. И я думаю, всё, что потом в районе этих программ и фильмов, тоже начинает уже пользоваться популярностью.

У меня своя версия, я не уверена. Вы знаете, я всё-таки не такой прямо аналитик. Мы пишем много в журнале, но у нас есть специальные такие аналитики, которые этим занимаются. Я могу сказать на основе общего вот такого взгляда на всё, что мы изучаем, что это абсолютно достоверная информация. Ну, даже если вот бегло посмотреть на телевизионные каналы, лучшие программы выходят именно на этих каналах.

Е. АФАНАСЬЕВА - Илья из Ярославской области спрашивает: "Сколько замечал, что реклама фильма такая пафосная и наглая, а фильм сам по себе не очень. Зачем такая обманка? Ведь создаётся стереотип: раз реклама шикарная, то, скорее всего, фильм дурацкий".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, это отличный вопрос. На самом деле часто так случается. Но вот мы обозревали как раз, "Рекламное камлание" у нас назывался такой цикл статей. И мы обозревали с 2003 года, начиная с "Дозоров" и вот того года, когда доля российского кино была больше 28% в общих сборах. Это были лучшие годы до 2007-го, пока не появилась альтернативная программа финансирования, и всё почему-то наоборот просело при желании сделать лучше. И как раз те рекламные кампании были, наверное, самые изысканные - вот первые "Дозоры", "9-я рота" - они были очень эффективные и классные.

Потом, ближе к 2007-2008-му пошла очень навязчивая реклама, жертвой чего, например, стал второй уже, следующий фильм Бондарчука "Обитаемый остров". Потому что у него было такое количество навязчивой рекламы, что в принципе хороший фильм просел, потому что была такая уже, ну, обратная реакция.

И когда они уже сделали "Сталинград" опять же спустя несколько лет, они учли все эти ошибки. И вот, например, рекламная кампания "Сталинграда", на мой взгляд, была опять же примерной, потому что она была такая сбалансированная, умеренная и не давила на психику. Но опять же тут надо сказать, что лучшие рекламные кампании у фильмов, которые поддерживает ТНТ и Первый канал. Это уже вопрос вкуса.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Сталинград" - это Второй канал.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, я как бы отдельно привела. Но это исключение. Я считаю, то как раз маркетинговая стратегия телеканала "Россия" во многом обусловливает провалы их фильмов, потому что она, на взгляд большинства профессионалов, оставляет желать много лучшего. И исключение - наверное, фильм "Сталинград" и "Легенда №17", сами по себе хорошие. И их рекламные кампании очень сильно контролировались производящими компаниями: в данном случае студией Бондарчука, а в другом случае студией Никиты Михалкова "ТРИТЭ" и Леонидом Верещагиным.

Е. АФАНАСЬЕВА - А правду ли говорят, я слышала о том, что именно во время рекламы "Сталинграда" очень большое внимание было уделено интернет-сегменту, что называется, посеву откликов через блоггеров, в социальных сетях?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Через вирус.

Е. АФАНАСЬЕВА - Через вирус.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да, было много.

Е. АФАНАСЬЕВА - Действительно ли это становится сейчас очень заметным инструментом в продвижении фильмов?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Я бы сказала, сейчас пик этого всего. Возможно, что последует за этим спад. Но сейчас это очень актуально.

Е. АФАНАСЬЕВА - И это именно для того, чтобы привести сетевую аудиторию, которая совпадает?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Конечно. Более молодую аудиторию, которая может стать потенциальной аудиторией этого фильма.

Е. АФАНАСЬЕВА - Для того чтобы понятно было, это действительно вирусные ролики либо это чётко организованная система с проплаченными какими-то публикациями, которые выдаются за мнение блоггера? Как это работает?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Я думаю, что это комбинация этого всего.

Е. АФАНАСЬЕВА - Комбинация.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Я думаю, что не без проплаты, но бывает и чистая работа, и джинсовая, как мы называем, "джинса", разная. Я в большинстве случаев это могу увидеть, и большинство профессионалов это могут увидеть. Но, с другой стороны, это, скажем так, не запрещено ведь. Ну, по большому счёту, всем надо как-то жить и работать. И эти блоггеры, они же воспринимают себя, в принципе, тоже как профессионалов. И они раз идут на такое - значит, отдают себе отчёт. Ну, я думаю, что это не всегда происходит.

Е. АФАНАСЬЕВА - А насколько меняется вот это соотношение? Если раньше приглашали прессу, пресс-показ, показывать фильм, сейчас вот мнения многих блоггеров уже наравне, наверное, с некоторыми обозревателями. Я не буду говорить "с топовыми", ну, с некоторыми, скажем так. Насколько меняется работа, работа с сетевой не только аудиторией, но и с сетевыми opening maker?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, блоггеры тоже блоггерам рознь. Тут есть, знаете, которые такие типа умники, всё посмотрели, заметят какой-нибудь бантик не на том месте, на какой-нибудь военной форме медаль не с той стороны висит - и будут потом вопить. Это, разумеется, мы не берём.

Но есть такие серьёзные блоггеры, как, например, Юра Гладильщиков - он профессиональный критик. Он же и блоггер. То есть если он напишет про фильм что-то - наверное, это какое-то влияние имеет. И в данном случае его можно приравнивать, если бы он писал, например, в каком-то издании.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ну, Юра, Юрий Гладильщиков…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, сейчас он уже блоггер такой.

Е. АФАНАСЬЕВА - А, уже блоггер? Вот так. То есть сейчас уже тренд…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Он больше блоггер.

Е. АФАНАСЬЕВА - Из печатных СМИ уже, собственно, в блоги.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Но в целом, Лена, я считаю, что вообще-то этот вопрос не стоит так актуально, потому что влияние ни СМИ, ни блогов в России, оно не имеет такого влияние, как в Америке, абсолютно.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вот интересно, как в Америке. Как раз эту тему вы затронули. Потому что даже в американских фильмах мы видим иногда ситуацию: "Вот я сейчас напишу в блоге". - "Нет, не пиши!" И это имеет какое-то важное значение.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да-да-да. Ну, это потому, что это даже не касаемо только кино, влияние журналистики, это в целом вообще - на политику, на бизнес. Всё, что ни пишут в наших изданиях, не знаю, начиная от "Коммерсанта" до "МК" (я имею в виду в популярных изданиях), в "Известиях", где угодно в российской газете - это всё равно никак не влияет на посещаемость того или иного фильма или, например, на обсуждаемость того или иного события. Это факт.

В Америке есть пара известных блоггеров. Когда мы проводили, например, передвижной кинорынок "DOORS" первый в Москве, мы привозили одну из самых таких… Мне все время говорили: "Не боишься её привозить?" Она такая самая отпетая блоггерша - Энн Томпсон. Вот Энн Томпсон скажет, например, что фильм на букву "Г", этот фильм не пойдёт на "Оскар". Она скажет, что это супер, этот фильм пойдёт. Конечно, это немножко я преувеличиваю, но по большому счёту очень серьёзное влияние.

И таких там у них три-четыре журналиста в блогах. Та же Дана Харрис, Энди Вайр. Или, допустим, Манола, которая пишет… Сейчас, забыла, то ли в "New-York Times" пишет, то ли… Ну, потом мы это посмотрим уже точно. Есть несколько таких крутых. Просто я Манолу знаю очень хорошо, она крутейшая на всех фестивалях, она первая идёт на все интервью. И когда она заходит, уже все расступаются. Крутейшая.

Поэтому нас таких, которые определяют своим словом, кто бы что бы ни написал в любой газете - в основном это удовлетворяет нас. Внутри себя мы прочитаем, посмеёмся, или наоборот скажем: "Классно. Написал хорошо про того-то". Или, например…

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть на кассу фильма не влияет?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Не думаю, что это влияет на какое-то существенное количество процентов.

Е. АФАНАСЬЕВА - А американская блоггерша может повлиять, собственно…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Она влияет очень серьёзно, да. Они читают и они ориентируются на это. Аудитория Интернета очень серьёзно ориентируется. И на газеты, собственно, на публичных журналистов таких известных изданий.

Е. АФАНАСЬЕВА - Дмитрий Мезенцев спрашивает: "Екатерина, как вы поступите? Фильм талантливо и хорошо снят, но режиссёр неприятен - вы будете рекламировать или нет?"

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Нет, ну что значит "режиссёр неприятен"? Кому он неприятен-то?

Е. АФАНАСЬЕВА - Возможно, вам.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, бывают разные. Но если хороший фильм, конечно, я буду стараться его подать с хорошей стороны.

Е. АФАНАСЬЕВА - Артемий из Хабаровского края практически восклицает: "На рекламу уходит больше половины бюджета. Если это так, то почему бы не тратить эти деньги на само кино?"

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, это не совсем профессиональный вопрос, потому что это разные вещи. Вот сняли фильм… В Америке иногда бывает действительно половина бюджета. У нас не так, у нас гораздо меньше. Ну, иногда бывает четверть бюджета примерно, или треть бюджета тоже бывает. Но это необходимо, потому что одно дело, что вы сделали что-то красивое, другое дело, что вы должны это потом выставить на витрину, чтобы кто-то купил, даже если вы платье сшили. Как люди узнают о том, что у вас есть этот фильм?

Е. АФАНАСЬЕВА - Без подписи из Москвы вопрос-требование: "Дайте оценку сегодняшнего российского кинематографа. Точка. Обоснуйте точку. Спасибо".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Маленький вопрос такой. Сейчас всё скажем. Сегодняшний российский кинематограф, если в двух словах, на самом деле представляет собой вполне себе достойную и конкурентоспособную, скажем, индустрию, если её не будут добивать медленно, но верно всеми этими прекрасными нововведениями, которые последние два года как из рога изобилия сыплются на бедных наших кинематографистов.

Потому что все эти ограничительные меры - от бесконечно возникающих идей ввести квоту, ограничить употребление тех или иных слов, ограничить, не знаю, какие-то другие вещи уже цензурного характера, жестокость и насилие, кто определяет, что это и где это в меру, где не хватает и где много - эти вещи только могут вносить какую-то смуту в головы кинематографистов.

Искусство, даже если это коммерческое кино - все равно это процесс такой творческий. И даже если человек снимает коммерческий фильм, ему надо думать о том, чтобы сценарий был идеальный, чтобы актриса была подходящая по роли, чтобы эпоха соответствовала действительности, а не думать о том, на какие грабли он может наступить, и где его стукнут по голове и отнимут у него прокатное удостоверение.

В целом если говорить даже на международном уровне, у нас есть 10-15 очень талантливых режиссёров, которые при нужной, скажем, раскрутке могут выстрелить. И выстреливают периодически в мире. У нас за последние несколько лет очень много наград, начиная от "Фауста" Сокурова ("Золотого льва"). Венец - Андрей Звягинцев вот совсем недавно в Каннах большую награду получил с фильмом "Левиафан". Боря Хлебников, Попогребский постоянно путешествует на фестивали в Германию. То есть наши режиссёры не находятся в каком-то гетто международном.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но у их фильмов, как вы сами сказали, с прокатным удостоверением как раз возникают…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Сейчас у них будет хромать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Увидим ли мы фильм Германики, увидим ли мы фильм Звягинцева? Это большой вопрос.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Звягинцева увидите, потому что он получил прокатное удостоверение.

Е. АФАНАСЬЕВА - Только что.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Только что, я читала где-то как раз.

Е. АФАНАСЬЕВА - Да. А с Германикой пока непонятно. Екатерина…

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ну, это частности, вы понимаете. Я считаю, что проблема в том, что в целом нельзя так вот вообще ограничительные меры. Есть меры, когда можно дотировать, помогать, субсидировать и поддерживать - всё со знаком "плюс". Всё, что со знаком "минус" и с обрубанием - оно не может помогать развивать индустрию.

Е. АФАНАСЬЕВА - Опять без подписи, возможно, это тот же респондент: "Екатерина, во сколько и по каким дням выходит ваша программа? Никогда её не видела".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Спасибо. Вот теперь прорекламируем наконец себя, воспользуемся. По средам и по пятницам в получасовке - это с 8 до половины 9-го.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы сейчас прервёмся на выпуск новостей на "Эхе Москвы" и продолжим разговор с Екатериной Мцитуридзе о том, как сосуществует кино и телевидение.



НОВОСТИ



Е. АФАНАСЬЕВА - Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня Екатерина Мцитуридзе. Говорим мы о кино и телевидении, о взаимоотношениях двух этих больших, огромных отраслей. И перед тем, как мы с Катей зашли в студию, она рассказывала, что только что прилетела из Петербурга, где готовит большой телекинорынок. Что это будет?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Это будет такой международный медиафорум, который состоит из нескольких площадок. И вот это то, чем занимаемся мы, все сотрудники "Роскино", мы очень готовимся. Мы перенесли специально даты ближе к "MIPCOM", потому что…

Е. АФАНАСЬЕВА - "MIPCOM" - это кинорынок в Каннах, телерынок в Каннах.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да, для тех, кто… "MIPCOM" - это телерынок в Каннах, самый крупный в мире. И, соответственно, многим американцам, многим гостям из Азии, из Китая, Южной Кореи или, например, Аргентины и Бразилии очень удобно через Питер лететь. Они как раз прилетают на три дня в Питер - и потом они улетят из Питера уже в Ниццу, соответственно, работать на телерынке.

А идея моя состоит в том, что нигде пока до сих пор нет организованной такой площадки, где все три эти отрасли пересекаются в одном. Есть телечасть на большинстве кинорынков - и в Каннах, и в Лос-Анджелесе - но она неполноценная, там телевизионщики как бы сбоку припёка. Есть digital-секции в Берлине, например, и в Торонто, где, соответственно, новые медиастартапы в Интернете, в индустрии развлечений тоже имеют место быть, их обсуждают, пытаются как-то интегрировать в бизнес. Но нет нигде ни одной площадки, где и кино, и телевидение, и новые медиа, стартапы опять же в области индустрии развлечений и СМИ, чтобы они все были представлены на одном рынке.

И мы придумали такой формат, я советовалась очень много с нашими общими друзьями из Ассоциации кино- и телепродюсеров, и в том числе с Александром Акоповым, и все эту идею очень одобрили и поддержали. А идея, собственно, была изначально… Там проходил кинофорум, они его закрыли, поскольку там два или три состава готовили этот кинофорум, и он оказался каким-то таким нежизнеспособным именно потому, что они акцентировались на конкурсе. А конкурс - это очень сложно. Строго говоря, в мире есть один конкурс - Каннский международный. Дальше все остальное - и Венеция, и Берлин и т. д. - это уже следующие, следующие, следующие волны.

Даже Московский фестиваль, он уже традиционно много лет проходит адскими усилиями отборщиков (Кирилла Разлогова, Андрея Плахова, Шепотинника того же), что-то им удаётся собирать. Тоже очень сложно, как мы понимаем, и он не имеет того резонанса, какой мог бы быть. Поэтому фестиваль конкурсный в Питере.

Но это был как бы ещё следующий шаг и ни о чем. И мы решили отменить конкурс. Собственно, меня когда пригласили делать… Это делается под эгидой города, финансируется городом. И курирует лично, что меня подкупило, губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко. И его команда, она, знаете, не относится как-то вот так, что вот это какое-то зачётное для нас мероприятие, они загорелись идеей, они спросили - что это будет? Я сказала - это будет ПЭФ, Питерский экономический форум, но в индустрии развлечений.

Конечно, это первый год будет не какое-то феерическое событие, но мы постараемся сделать достойное событие. И там будет не только бизнес-площадка, которая нам любезно предоставила Биржу - потрясающее, совершенно уникальное старое здание Михаил Пиотровский.

Е. АФАНАСЬЕВА - Велику Биржу.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - На Васильевской стрелке, да, нам предоставил Михаил Борисович Пиотровский. Мы сейчас работаем плодотворно с его заместителем Михаилом Ивановичем Новиковым, чтобы правильно её уже использовать.

Очень важно, что будут и зрительские программы, но без конкурса. У нас десять ведущих российских кураторов, критиков готовят свои именные программы.

Е. АФАНАСЬЕВА - То есть жители Петербурга в этот момент смогут посмотреть какие-то программы и фильмы, которые они не видели?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да, всё самое лучшее кино...

Е. АФАНАСЬЕВА - А где? В кинотеатрах или там же на Бирже?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - В кинотеатрах. На Бирже будет проходить несколько показов, но у нас будет около 55 фильмов в разных секциях, и всё это будет проходить по всему городу от кинотеатра "Великан" Бондарчука и Пичугина до старых кинотеатров - "Родина", "Аврора" и так далее. Там есть новые площадки. Например, ходила на потрясающую совершенно новую сцену в театре Фокина в Александринке, они мне сами предложили любезно, и я с радостью согласилась делать у них, например, телепремьеру, у них потрясающая новая сцена на 400 мест.

И наше отличие ещё опять же будет такое небольшое, хотя довольно большое, никогда ни на каких кинофестивалях не делают телепремьер. У нас будет телепремьера. Я думаю, один российский сериал. Это будет первый сезон, пилот или первые две серии, и один американский, очень известный сериал, первый сезон первая серия.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вы ещё не отобрали, или уже знаете...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Не можем говорить. Мы в переговорах сейчас. Нет, у нас есть список из 3-4 американских сериалов и двух российских. И вот мы выбираем в данный момент и говорим с правообладателями.

Е. АФАНАСЬЕВА - Сериалы стали такого качества, что как раз их хочется смотреть на большом экране, и неслучайно кинотеатр "Пионер" во время показана "Оттепели" на несколько часов раньше эфира показывал на большом экране.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Помните, такой аншлаг и такая явка, как на премьерах киношных.

Е. АФАНАСЬЕВА - Даже после большого экрана и канал ТНТ показывал для прессы, когда показывал свой сериал "Сладкая жизнь" на большом экране, потом на телевизоре хуже, то есть качество сериалов уже приближает.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Более того, я бы сказала, что качество сериалов сегодня на самом деле на голову выше уже кинопродукции во многом, если так сравнивать, можно смело это утверждатЬ, поэтому мы постараемся... и каннские фильмы, у нас будет 5 фильмов из Каннского конкурса нового, у нас будут фильмы, которые придут к нам из Локарно, которые закончатся двумя неделями перед нами, да, соответственно перед Санкт-Петербургом.

У нас будут фильмы из Торонто, у нас будут отдельные архивные программы, будет очень классная документальная секция, будет кино для подростков, которое собирается.

Е. АФАНАСЬЕВА - Мы вас позовём потом по итогам вашего...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - А мы вас позовём участвовать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спаспибо, Катя. Я хотела спросить. Мы говорили о вашей структуре, Роскино, о том, что это правопреемник... в советское время это была государственная структура. Сейчас это государственная структура?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Да. Мы стопроцентно государственная структура, стопроцентно акции наши принадлежат Росимуществу.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но каким образом строится ваше отношение? Вы должны пропагандировать российское кино за рубежом?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Мы этим и занимаемся.

Е. АФАНАСЬЕВА - Это любое кино. Это вне зависимости от того, кто снял - какие продюсеры, какие компании.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Хорошее кино, разумеется, тут несложно, потому что у нас достаточно мало коммерчески успешного кино, которое можно соответственно продвигать на запад, и достаточно выборочно можно продвигать и артовое кино, потому что зачастую оно только для внутреннего употребления, поэтому в год примерно получается 10-15 фильмов, с которыми мы можем работать ¬- и коммерческих, и некоммерческих.

Е. АФАНАСЬЕВА - Какие российские фильмы... не буду говорить - вам удалось продвинуть, но последние год-два действительно нашли своего зрителя на Западе?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ой, мы работали практически со всеми фильмами, которые были на всех фестивалях за последние годы, опять же, первая пиар-кампания - это был Фауст, и, собственно говоря, мало того что он получил "Золотого Льва", это была наша первая пиар-кампания Роскино, фильм был продан во многие страны мира. В Венеции он заработал 600 тысяч евро, мы даже вкладывались и даже немножко заработали в этой рекламной кампании. МЫ работали с Лозницей Сергеем, который снял фильм прекрасный "В тумане", мы занимались его рекламной кампанией в Канне. Немножко работали с "Левиафаном" сейчас, мы работали с фильмом "Овсянки", его вообще старт и потом феерическое выступление в Венеции началось в Канне на русской площадке русского павильона.

Мы работали с Борей Хлебниковым "Долгая счастливая жизнь". Он в Берлине, конечно, не получил награды, но резонанс был огромный. Я считаю, это один из лучших фильмов за последний год - "Долгая счастливая жизнь". Работали с большинством всех коммерчески успешных картин, которые тоже были проданы во многие страны. Вот, "Легендой №17" мы просто открывали в прошлом году фестиваль российского кино в Лос-Анджелесе, и приглашали много профессионалов, он уже был куплен американскими прокатчиками и... компанией, которая его дальше продаёт в мире, но резонанс среди профессионалов тоже дорогого стоит, и я была довольна, что мы открыли именно этим фильмом.

До Роскино я ещё работала, участвовала в команде Константина Львовича, когда мы делали "Дозоры"... и это большая школа, поэтому я считаю, что при нужном отношении российское кино может стать абсолютно конкурентоспособным, и оно становится. Опять же, если не будет вот этой напряжённой борьбы с собственным кино внутри своего отечества.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я напоминаю, что это Екатерина Мцитуридзе, ещё раз напоминаю СМС-номер: +79859704545. Пожалуйста, ваши вопросы. А вот из Москвы опять без подписи: "Екатерина, а вы считаете, что ваш журнал... по 300 рублей за номер доступен для россиян? Если людям он не по карману, то как люди должны прочитать хоть какие-то рекомендации о новых фильмах? Опять только для избранных".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Мне очень интересно, где вы нашли за 300 рублей журнал, потому что мы его не продаём, это B2B-журнал, мы распространяемся везде бесплатно, видимо, это был какой-то эксперимент моих издателей, потратили где-то денег и продавали. Мы, конечно, не продаём, всё это бессмысленно абсолютно, мы раздаёмся бесплатно, мы лежим в Аэрофлоте, мы лежим во всех кафе и ресторанах Москвы, где ходят и молодёжь, и разная публика профессиональная, и во всех офисах, начиная от студии Fox, заканчивая тем же ТНТ. Мы везде распространяемся - и в Питере, и в Москве.

Е. АФАНАСЬЕВА - А что за новый тренд, вот, вы не так давно стали издавать российскую версию...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Два года уже.

Е. АФАНАСЬЕВА - Ваша недавняя коллега Мария Лемешева, котоаря вела дневные новости, стала редактором журнала русской версии "Голливуд Репортер". Почему вдруг... это америкнские журналы захотели сюда прийти, или вы увидели эту необходимость?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Наверное, в каждом случае своя история. Думаю, то, что вместе они вышли, это совпадение. Но что касается нас, мы четыре года вели переговоры. Не знаю, как в случае с THR. Дима Литвинов вёл 4 года переговоры со старыми владельцами. И в прямом, и в переносном смысле старыми... И это были мучительные переговоры. Когда меня назначили руководить Роскино, почему-то их это очень убедило отдать их журнал в наши руки.

А когда они уже продались в Америке, для нас стало уже вдвойне легче, потому что пришла молодая команда, Джей Бенски, он такой из медиа-индустрии, из IT-индустрии, он человек, который понимает с полуслова, что нужно и как нужно, он вложил миллион только в американский сайт, нам это всё было передано бесплатно, то есть мы делали брендинг нашего сайта за счёт американцев. и для нас это большая помощь, конечно. При том, что в редакционную политику никто, разумеется, не вмешивается. И мы получаем какое-то количество качественных аналитических статей бесплано, поэтому для нас это очень выгодно в этом смысле.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вопрос из Петербурга с такой подписью "Владимир, оленевод из Австралии": "Добрый вечер, полнометражные мультики под вашу опеку не попадают? Спасибо".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Полнометражные мультики. Если они сняты, например, студией "Мельница" Сергея Стельнянова, они прекрасно чувствуют себя в прокате и в нашей опеке не нуждаются, они зарабатывают отличные деньги. А других я не знаю. У нас снимает ещё кто-то полнометражные мультики? Вот, сейчас наши коллеги сняли, мы в Канне продвигали фильм "Крякнутые каникулы" - первый русский полнометражный анимационный фильм в 3D, и там очень классная история криминальных группировок утиных семейств таких. Довольно смешная.

Е. АФАНАСЬЕВА - А в наш прокат этот фильм выходит?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - А они снимают в 2015 году. Мы делали презентацию. Всем очень понравилось.

Е. АФАНАСЬЕВА - Владимир К. Вопрос-индикатор, как он его сам обозначает: "Как вы относитесь к Н. Михалкову, его деятельности в отрасли российского кино?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Н. Михалков в первую очередь известный российский ньюсмейкер уже на сегодняшний день. Всё, что бы он ни делал, оно имеет резонанс, или говорил, или комментировал. И, безусловно, это известный российский режиссёр и замечательный актёр. Поэтому можно по-разному расценивать его деятельность в Союзе кинематографистах или в других отраслях, или как президента Московского фестиваля.

Мне кажется, это деятельный человек, сложный, наверное, это тема диссертации "Н. Михалков и его влияние на современную российскую киноиндустрию".

Е. АФАНАСЬЕВА - Интересно действительно, кто-нибудь напишет.

Илья спрашивает: "Екатерина, как вы думаете, телевидение, те же сериалы уже заменили полнометражное кино? Поход в кинотеатр уже маргинален?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Нет, разумеется, нет. Поход в кинотеатр - это та самая магия, которую опредилили ещё столетие назад, она всё равно работает. И любое хорошее кино, на мой взгляд, лучше смотреть в кинотеатре, потому что это совершенно другой эффект тёмного зала, и неважно, это зрелищное какое-то кино типа боевика или это маленький фильм какой-нибудь актовый, который тоже всё равно, я считаю, лучше смотреть в кинозале. это абсолютно другое.

Кстати, телесериалы в кинозалах тоже смотрятся прекрасно. Как раз фильм, который имеет на такую современную субкультуру и телевизионное кино огромное влияние - "Игра престолов". Был эксперимент, показывали в кинозале... устраивала показ для зрителей, я сама сходила, и, честно говоря, получила удовольствие. Потому что в этом что-то есть. Качество абсолтно соответствующее кино.

Е. АФАНАСЬЕВА - Смотрите, что происходит, о чём мы с вами говорили. Когда в большом кино прокатном стали доминировать фильмы по сути для подростков, да, для более молодой аудитории, экшн, такие аттракционы и компьютерные технологии превалируют, то сериалы вдруг стали абсолютно востребованы людьми всех возрастов, не только более старшими, потому что молодые люди тоже смотрят, и перешли на какой-то иной качественный уровень. Они заняли ту нишу интеллектуального удовольствия, которое люди получали в своё время от кино, частично от чтения. Сейчас, на ваш взгляд, как складываются отношения сериалов и прокатного кино? Это конкуренты друг другу?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - В каком-то смысле это, конечно, конкуренты, но не стоит забывать того, что интернет - это сегодня главный игрок. И на всех рынках - и киношных, и телевизионных - интернетчики, ребята со своими старт-апами, которых вчера не было, а сегодня у них капитализация 300-400 млн долларов, они уже становятся самыми сильными игроками, поэтому новые формы распространения контента сегодня обуславливают эти самые тенденции.

И, конечно, если человек будет выбирать между комфортным просмотром и скачиванием в интернете, особенно если это... премьера, в случае маленьких фильмов, они одновременно выходят в кино и в интернете, конечно, большинство предпочитают смотреть в интернете, это очень доступно, недорого, но это развито в Америке и немного в Европе.

Пока в России нет таких мощных сервис, как, допустим, Netflicks или Hulu, которые предоставляют огромный выбор и когда человек может найти всё, что угодно посмотреть, есть одиночные, там есть та же... те есть "айви" и "зумби", но это маленькие такие, всё равно у них не хватает того объёма и кино, и телевидения, и любого другого контента, когда ты просто заходишь, и в одном месте у тебя всё, и оно обновляется, постоянно делается update. Собственно, поэтому мы делаем рынок, чтобы всех этих людей свести вместе и обсудить, у нас будет очень много конференций. Я надеюсь на ваше присутствие. И сразу делаю вам предложение модерировать что-нибудь.

Е. АФАНАСЬЕВА - Спасибо, Катя. С удовольствием.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - И узнать как раз, куда мы двигаемся. Для России это очень важно. Потому что все разговоры о том, запретим в интернете это, запретим в интернете то - это пугающие разговоры в первую очередь рыночников, потому что не может развиваться рынок, если ему постоянно грозятся отрезать руки, ноги. Это абсолютно невозможно, поэтому последняя встреча интернетчиков, представителей IT-индустрии с Владимиром Путиным в меня лично вселила надежду, что эта игра не проиграна ещё.

Е. АФАНАСЬЕВА - У нас очень много вопросов. Предлагаю попробовать блиц такой, чтоб успеть ответить как можно больше вопросов.

Одна реплика - не вопрос. Артемий из Хабаровского края пишет: "В кино ходят девок пощупать, а не кино смотреть". Ах, Артемий.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Артемий, приезжайте в Москву.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Скажите, пожалуйста, Екатерина, а посещаете ли вы фестивали грузинского кино в Грузии? Аркадий, Батуми, спасибо".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Грузинского кино в Грузии фестиваля, наверное, не бывает. Наверное, фестиваль грузинского в кино в других странах, я не знаю, если в России проводится, вообще хорошая идея, было бы здорово.

Есть фестивали российского кино в Грузии, и я знаю, что они тоже проходят на ура, я, к сожалению, в прошлом году не смогла полететь, но была приглашена.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Саратовская область, Александр. Добрый день. Почему не скажете о фильме "Две зимы, три лета"?". Я, к сожалению, не знаю, что это за фильм. Катя, вероятно, тоже не знает.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Нет, я слышала такой фильм.

Е. АФАНАСЬЕВА - Но пока ещё...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - А о чём, я ещё не сказала.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Назовите известных российских кинокритиков в стране. Кроме вас и Экслера никого не знаем. Дмитрий".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Ой, я люблю стольких кинокритиков. Это мои все друзья. Поэтому сейчас начну, не знаю, от комммерсантовских - Маслов, Трофименков, Волобуев, Зельвенский, Долин, всех на свете перечислять... и Тыркин, Плахов, всех-всех...

Е. АФАНАСЬЕВА - Ян из Самарской области: "Екатерина, вы очень красивая женщина. Расскажите о себе, семье, карьере".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Какой прекрасный вопрос. Это вторая тема диссертации.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Екатерина, бывает у вас желание самой сыграть в кино? Что вас останавливает? Олег".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Отсутствие желания.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Как вы относитесь к тому, что иностранные фильмы пытаются запретить, на ваш взгляд, правильное ли это уничтожение конкуренции?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Нет, это не уничтожение конкуренции, это обрезание абсолютно той ветки, на котором сидит всё артовое и российское кино, и умное европейское, американское и азиатское кино. Запрет не коснётся блокбастеров, запрет коснётся именно авторского интеллектуального и хорошего кино. И это будет финиш, я бы сказала, и для российского альтернативного кино. Не хочу говорить слово "авторское", потому что оно немножко глуповато звучит. Что значит авторское? Хороший коммерческий фильм тоже авторский, правда ведь?

Е. АФАНАСЬЕВА - "Екатерина, многие говорят о кризисе российского кино. То нет сценариев хороших, то ещё что-то. А что вы думаете?", - Дмитрий Мезенцев.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Безусловно, есть кризис сценариев. Но, опять же, это вопрос команды уже. Если собирается хорошая команда, сценарий иногда делается в 2-3 года, но делается. Кризис есть, да.

Е. АФАНАСЬЕВА - Олег спрашивает: "Екатернина, для вас важно быть публичным человеком? Какие плюсы и минусы в популярности?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Моя публичность достаточно ограничена. Я стараюсь использовать свои телевизионные наработки и знакомства, для того чтобы продвигать и дальше делать хорошие какие-то проекты. И, конечно, облегчать отношения с власть имущими людьми. Когда они тебя узнают и есть доверие к тому, что ты говоришь, они легче верят, что мы умеем это сделать.

Е. АФАНАСЬЕВА - Без подписи из Москвы: "Как вы считаете, нужно ли бороться с пиратством в интернете? Можно ли скачивать фильмы бесплатно?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Нельзя же прийти в магазин и, не заплатив деньги, взять что-то. Правильно? Наверное, это называется воровство. А интернет-воровство - такое же воровство, как и любое другое воровство. Поэтому нельзя. Но, опять же, обрубать сайты, закрывать, громить интернет... это хрупкая интеллектуальная структура. Конечно, нельзя вот такими варварскими методами. Надо работать, как во Франции - присылать предупреждение, первое, второе, третье, дальше штраф...

Е. АФАНАСЬЕВА - В Германии штраф, причём очень крупный.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Это правильно. Я считаю, что штраф должен получать пользователь, а не сайт.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Посоветуйте посмотреть хорошее кино", - из Москвы.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Посмотрите хорошее кино.

Е. АФАНАСЬЕВА - Вероятно, требуют названий. Куда пойти, чтобы...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Сегодня пока российский кинопрокат прекрасный. Я считаю, что огромное количество хороших фильмов. Сейчас есть выбор большой. Одновременно в прокате такое количество фильмов. Сейчас действительно не хочу перечислять, потому что это как реклама будет для одних, и кого-то забуду. Поэтому просто откройте афишу, кинопоиск, что угодно, посморите репертуар.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Как вы стали кинокритиком? Закончили киноведческий факультет или журфак, но стали писать о кино?".

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Закончила истфак и киноведческий, параллельно училась на двух факультетах.

Е. АФАНАСЬЕВА - "Европейское кино - редкость для нашего проката. В чём феномен одной встречи?", - Фархат. Не очень поняла я, Фархат, вопрос, уточните, пожалуйста.

"Футбол смотреть будете?", - из Хабаровского края вопрос.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Я вчера позвонила президенту одной прокатной компании, мне надо было с ним переговорить по поводу одного фильма, который мы приглашаем в Санкт-Петербург, Геворгу Нарсисяну, это компания "Парадиз". Было два ночи. И по моим предположениям, он был в Лос-Анджелесе, потому что 3 дня назад он был в Лос-Анджелесе, я его разбудила в 6 утра, теперь я переждала, соответственно позвонила ему ночью. Опять наткнулась на него в Москве. И он мне говорит - Катенька, я смотрю футбол. Я говорю - что за футбол? Ну дальше, конечно, был долгий смех, но это не помешало мне в два ночи перейти к вопросу о том, всё-таки что же с фильмом и прилетит ли он в Питер.

Е. АФАНАСЬЕВА - Сегодня вы тоже явно можете звонить минимум до часу ночи, потому что большинство людей...

Е. МЦИТУРИДЗЕ - А что сегодня?

Е. АФАНАСЬЕВА - Сегодня финал Чемпионата мира по футболу.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Это классно. Мы его прорекламировали.

Е. АФАНАСЬЕВА - Я думаю, что он как раз, в отличие от российского кино, в рекламе не нуждается. Ну что, наш разговор подходит к концу. Всё-таки не могу не задать самый журналистский вопрос: за последний год из российских фильмов какой на вас произвёл наибольшее впечатление, один или два?

Е. МЦИТУРИДЗЕ - Я бы не сказала, что были какие-то ошеломительные. Много таких впечатлений, но в среднем уровень очень вырос, и поскольку я смотрю любые фильмы на разных стадиях, даже на черновых всяких разных, я думаю, что основные сюрпризы у нас ещё впереди до конца года, будет несколько хороших картин, если они успеют все доснять.

Поэтому из тех, которые были там представлены на разных фестивалях - это "Левиафан", "Комбинат Надежда", очень сильный дебютный фильм Наташи Мещаниновой. Было ещё несколько картин. Но я думаю, что сейчас будут интересные... вчера будут и Василия Сигарева "Занимательная этология", будет новый фильм Михаила Местецкого, который снимает продюсер Роман Борисевич. Снимает очень интересный фильм Андрей Прошкин, продюсер Игорь Мишин. Я думаю, что будет какой-то костяк интересных фильмов.

Е. АФАНАСЬЕВА - У вас есть огромный плацдарм для работ и пропаганды нашего кино и за рубежом, и для встреч на рынках. И приходите к нам говорить о кино и телевидении. Это Екатерина Мцитуридзе в программе "Телехранитель". Елена Афанасьева, прощаюсь с вами. До следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.

Е. МЦИТУРИДЗЕ - До свидания, спасибо.