Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2014

12 октября 2014: Голоса эпох. Гость - Вадим Глускер

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1416660-echo/

 

Е.АФАНАСЬЕВА –Добрый вечер, в эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, как всегда, по воскресеньям. Говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

В гостях у нас Вадим Глускер. Вадим, добрый день!

В.ГЛУСКЕР – Добрый день!

Е.АФАНАСЬЕВА – Собственный корреспондент НТВ в Париже, автор фильма, который прошел на прошлой неделе, посвященный 100-летию великого Юрия Левитана, называется «Голос великой эпохи». Наверное, с фильма-то и начнем. Потом поговорим про текущую деятельность. Я на всякий случай напоминают телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. И вы можете задавать свои вопросы Вадиму Глускеру, ваши комментарии, реплики.

Вадим, каким образом корреспондент в Париже и вдруг фильм про великого диктора, но все-таки не европейский…. Одно дело – вы прошлый раз приходили к нам – у вас был проект документальный, но про Италию, которая все-таки ближе к Парижу, Европа. А тут такая совсем вроде бы другая тема.

В.ГЛУСКЕР – Абсолютно да. Такая российская действительность, что называется. Дело в том, что, может быть, мы скажем так, что еще месяцназад - мы про это не будем говорить – я выпустил фильм, НТВ выпустил большой достаточно серьезный бойопик, как мы любим теперь говорить про де Голля – фильм, который назывался «Генерал», но это опять же чисто французская история.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но это действительно французская, но об это тоже можно сказать.

В.ГЛУСКЕР – Это мы можем, да, сказать. Знаете, мы просто исходили из того… Есть, что называется, календарь памятных дат. Давайте посмотрим. Я, помимо того, что работаю в Париже, я занимаюсь производством документальных фильмов не только для себя. У меня там есть команда высокопрофессиональных людей, которая делает фильмы, которые с успехом шли на НТВ. Это и фильмы «Сталин с нами», это фильм «Белый дом, черный дым», Владимир Чернышев автор. Были и другие проекты. И вот мы так смотрим, что происходит в стране и мире. Посмотрим, что мы можем предложить каналу НТВ. И вот мы увидели памятную дату. Абсолютно памятная дата: 100-летие Юрия Левитана.

И я, что называется погрузился в эту историю, в эту биографию. Начал с самого банального: прочитал Википедию, что называется. Потом немножко капнули глубже. И дальше мы пришли к удивительному выводу, что здесь мы не будем играть на поле конкурентов – Первого канала – это ведь абсолютно проект «Голос». Это человек, который прожил удивительную жизнь. Народный артист СССР, главный диктор, «голос Сталина», главный враг Гитлера – мы можем называть, что угодно. При этом никто, за исключением очень немногих…

Е.АФАНАСЬЕВА – В лицо не знал.

В.ГЛУСКЕР – Да, в лицо-то не знал, и человек прожил такую удивительную жизнь, что вся страна замирала, слушая этот удивительный голос, а на улице его путали с шахматистом Ботвиником, а он – это мы тоже увидели – от этого еще расстраивался, переживал, и, вообще, вел какую-то очень своеобразную жизнь. И дальше, когда мы еще более погрузились – вот дальше началась просто детективная история. Все эти истории про то, как его скрывали, как его чуть ли переодевали – уж до такой степени не доходили, но тем не менее, человек вел даже не двойную – тройную, четверную жизнь, мы можем, как угодно это называть. Абсолютно детективная история.

И как-то я захотел это сделать. Я увидел этот персонаж и понял: а почему бы и нет, и, действительно, не все время же заниматься – правильно ты сказала про Италию, до этого была Франция – не все время заниматься занимательным страноведением. Можно что-то и другое сделать.

Е.АФАНАСЬЕВА - Но фильм – мы говорим о фильме сейчас, который называется «Голос великой эпохи», посвященный Левитану. Я его посмотрела и для себя многое открыла, потому что первое удивление для любого человека, который слышит – сколько бы не говорили о Великой Отечественной, Второй мировой – это для современных людей с голосом связано Левитана. Первое удивление когда-то давно было, когда ты вдруг узнаешь, что он в войну-то был совсем мальчишкой.

В.ГЛУСКЕР – 27 лет. И боялся и скрывался, и с ужасом переживал свой переезд в Екатеринбург, тогда Свердловск.

Е.АФАНАСЬЕВА – И для меня в фильме, который вы сделали, было два больших удивления. Первое – это история про то, как забрасывали диверсионные отряд фашисты, чтобы именно его уничтожить, в Москву. И второе, что оказывается вещал-то потом после всего этого «голос Сталина», «голос Победы» не из Москвы. «Говорит Москва» доносилось из Свердловска. Может быть, все это знали, для меня это было таким откровением, но я думаю, что многие, кто этот фильм посмотрел, были удивлены.

В.ГЛУСКЕР – Думаю, были удивлены еще массой вещей, например, тому, что эта история – уже это из серии баек, но, тем не менее, это не байки, это правда – это история, как он в 43-м или 44-м году объявил о победе в Херсонской области, которой на тот момент не существовало, а голос Сталина, как мы знаем, врать-то не может, и не может ошибаться. И в течение, может быть суток, была перекроена карта Украины, от соседних областей были отделены куски этих областей и создали снова Херсонскую область. То есть он абсолютно того сам не желая, оговоркой перекроил карту современной Украины, будем говорить.

Вот история про то, как его самого внесли в расстрельные списки в 46-м году.

Е.АФАНАСЬЕВА - Вообще, удивительно и загадочно: как «голос Победы», «голос Сталина»…?

В.ГЛУСКЕР – Ну, 5-й пункт его преследовал, и он этого боялся… И, вообще, там очень много интересный вещей, потому что мы попали, нам удалось получить архив семьи Левитана – вот это было самое главное.

Е.АФАНАСЬЕВА – Там звучит голос…

В.ГЛУСКЕР – Это пленка, это его единственное интервью. Вернее так – интервью было очень много – это единственное его человечное интервью, которое он дал в 70-м году чехословацкому радио. И там очень много любопытных деталей. Он видно был в «расслабленном» состоянии, может быть, думал, что пусть это и социалистическая страна, но не Советский Союз – он может позволить себе сказать нечто большее. Плюс фотографии, плюс масса удивительных каких-то подробностей, о который мы действительно не знали. Этот человек действительно уникальная личность для Советского Союза.

И даже та же история про то, как Леонид Брежнев его, по сути, отстранил от эфира, потому что формулировка-то была удивительная: Нам не нужен голос, не нужен человек, голос которого ассоциируется с трагическими моментами нашей истории, хотя за 5 лет до этого он объявил о полете Гагарина в космос, но это не играло роли.

То есть нет, человек прожил такую удивительную жизнь: всего боялся, от всего скрывался, выдергивал листы… Он вел дневник, и как мы тоже это поняли, мы увидели это: он что-то напишет - и тут же уничтожит!

Е.АФАНАСЬЕВА – То есть такое опасение было.

В.ГЛУСКЕР – Опасения было. Ну, абсолютная шпиономания.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вероятно, было, от чего. Со всех сторон…

В.ГЛУСКЕР – Со всех сторон.

Е.АФАНАСЬЕВА – Там Гитлер пытался уничтожить – в расстрельные списки вносили здесь.

В.ГЛУСКЕР – Абсолютно. Это история удивительная.

Е.АФАНАСЬЕВА – Вадим Глускер. Говорим сейчас с ним как с автором фильма «Голос великой эпохи», о Левитане, к 100-летию Левитана. И совершенно трагическая судьба его родственников, наследников.

В.ГЛУСКЕР – Ну, это, вообще, драматическое видение, что называется. Мы это упомянули буквально одним абзацем, потому что мы не стали уходить в какую-то…

Е.АФАНАСЬЕВА – Уподобляться другим программам НТВ…

В.ГЛУСКЕР – Я не буду это комментировать, этот пассаж. Мы решили уйти и от трэша, и от какой-то скабрезности всей этой истории. История грустная, трагическая и очень личная. Но опять же она связана не с самими Левитаном, а с его родственниками. Но мы решили показать историю про него самого, но это мы не могли совсем, скажем так, не затронуть. Действительно у него любимая дочь… Но опять же, делая фильм, его жена Раиса, которая прожила с ним 11 лет, которая ушла к офицеру советской армии, оставив ему…

Е.АФАНАСЬЕВА – Оставить голос Левитана…

В.ГЛУСКЕР – Так нет, мало того, что она оставила голос Левитана, она к голосу Левитана еще оставила свою дочь и маму. Он же прожил всю жизнь с тещей любимой.

Е.АФАНАСЬЕВА – Прекрасно.

В.ГЛУСКЕР – История прекрасная, и вот эта Наташа, в которой он души не чаял, Борис – внук, который родился, который страдал серьезным психическим заболеванием, Наташа ¬ это мы тоже не стали говорить в фильме – все это время скрывала это заболевание, потому что, как говорят люди, которые были близки этой семье, что если бы Наташа, может быть, сказала об этом раньше, удалось бы избежать всей этой драмы. В общем, в 2006 году Наташа погибает от рук собственного сына. Сам он отправляется на лечение – вот тогда и открывается весь этот диагноз. Потом он выходит из этой клиники под гарантии людей, которые гарантируют, что будут за ним следить и так далее. Но опять же трагическая история, я даже не хочу вдаваться – лекарство, не лекарства – это буквально в фильме абзац – Наташа погибает от рук собственного сына, то есть внука Левитана, а сам внук Левитана замерзает на улице просто как бомж в прошлом году. В прошлом году! Это, вообще, было только что.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но есть правнук, который есть вашем фильме.

В.ГЛУСКЕР – Есть правнук Артур Судариков, который работает на телевидении, наLifeNews. Он достаточно, я так понимаю, и успешный бизнесмен, и успешный, наверное, телевизионный продюсер, деятель.

Е.АФАНАСЬЕВА – А, что-то от дедушкиного голоса есть в правнуке или уже нет.

В.ГЛУСКЕР – Ну, это, во-первых, все-таки правнук. Но фактура в нем, конечно, есть, фактурность есть.

Е.АФАНАСЬЕВА – Уважаемые слушатели, еще раз напомню телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Мы с Вадимом Глускером разговариваем. Начали с документального его проекта, который крайний, как говорят, по выходу в эфир, это «Голос великой эпохи» о Левитане. А чуть раньше вышел фильм о генерале де Голле, ближе к его территориальному расположению в корпункте в Париже. Как Де Голль, несколько он нужен сегодняшнему российскому зрителю оказался, как вам кажется? Была ли какая-то реакция, которую вы ожидали здесь у зрителей российских на этот ваш фильм?

В.ГЛУСКЕР – Это совершенно удивительная история. Когда мы начинали этот фильм, обсуждалось это еще в конце прошлого года, я хочу обратить на это внимание. Ни до каких санкций, ни до каких, скажем так, современных политических историй даже не было… мы были оченьдалеки от этого. Была дата, было 70 лет в августе освобождения Парижа от фашистов, конец войны. И мы захотели просто сделать фильм о де Голле. Все-таки человек не банальный, не стандартный, это все-таки тоже генерал своей великой эпохи, и таких еще поискать надо. Мы хотели опять же сделать такой исторический фильм, рассказать об этом удивительном человеке, и самое главное, опять же в этом фильме нам было очень важно, что многие из соратников де Голля, средний возраст которых, Лена, 90 лет – все в здравом уме и при памяти. Во-первых, они живы, не все, но многие живы. Его личные помощники, министры, советники, госсекретари…

Е.АФАНАСЬЕВА – Продолжительность жизни в Европе больше, чем в России. И у этого поколения несмотря тоже на тяготы Второй мировой все-таки не было другим многих бед и трагедий, которые были в нашей стране у этого поколения.

В.ГЛУСКЕР – Безусловно. Но они, самое главное, что помимо того, что они дожили до своего возраста, они еще сохранили и память и мысли и все…

Е.АФАНАСЬЕВА – Надо было запечатлеть.

В.ГЛУСКЕР – По сути дела, надо было это сохранить, потому что люди рассказывали удивительные вещи, удивительные вещи, и это была фантастика. Дальше произошло то, что произошло. Я имею в виду…

Е.АФАНАСЬЕВА – События…

В.ГЛУСКЕР – События российской политики внешней: санкции и так далее. И тут – опять же не надо ничего придумывать – и дальше происходят удивительные вещи: когда мы опять же впрягаемся, включаемся в работу над де Голлем, мы видим, что этот человек шел наперекор всему, который имел не просто свою личную точку зрения, свою какую-то точку зрения, которая абсолютно шла вразрез с общественным мнением; как он абсолютно наплевал на США в 62-63-м, как он демонстративно выходит из НАТО, как он демонстративно едет с государственным визитом в Советский Союз, который длится 12 дней. Он объезжает всю страну: Байконур, Академгородок, Волгоград, де он там плачет на Мамаевом кургане. Он специально в гражданском, в Волгограде. Он приезжает в цивильном костюме. Но идя на Мамаев курган о надевает генеральский мундир и так далее. Как он выступает – мы это все нашли, есть архивы российские, советские и французские – как он обращается к российскому народу по французскому телевидению на русском языке – это 18 минут длится. Он говорит по-русски без бумажки и без суфлера.

Е.АФАНАСЬЕВА – А как?

В.ГЛУСКЕР – Он выучил.

Е.АФАНАСЬЕВА - Он выучивает 18 минут на чужом языке?

В.ГЛУСКЕР – Да, на чужом языке. Потому что нам говорит из его соратников, что он каждое утро – де Голь – начинал с того, что он 10-15 страниц Горация, Эвклида, Софокла читал, заучивал и так далее. И более того, писал свои речи сам, и он так же их заучивал. То есть, может быть, конечно, он написал эту речь на французском, ее, естественно перевели, но он же ее читает, со своим этим прекрасным акцентом, но он ее читает. И более того, ладно – пусть это в записи телевизионной, может быть, где-то суфлеры, хотя я думаю, вряд ли существовали суфлеры в 60-е годы – я как-то в это слабо верю, ну, может быть, кто-то ему помогает – и он сказал же гениальную фразу – она у нас звучит в фильме – когда его кто-то спросил: «А как вы все это помните, как вы это можете читать наизусть?», он говорит: «Ну я же это сам написал. Если все-таки я это сам писал, то я могу это воспроизвести».

И, конечно, есть эта уникальная запись, и мы ее показали, причем она в цвете – это, вообще, прекрасно, как он обращается к москвичам с балкона мэрии, со здания бывшего Моссовета, Тверская -13: «Да здравствует Советский Союз! Россия!»

Опять же эксклюзивность этого фильма. Нам один из его соратников – мы об этом ничего не знали – они во время этого визита первые заключили договор о поставках советской нефти на Запад. Купили ее у Совгазэкспорта за 2 доллара за баррель. Цена смешная, и, тем не менее. Советский Союз хотел за 10 продать – они сторговались до 2-х. История потрясающая. Опять же эмбарго – какая благодатная тема. А он его нарушил. Поэтому мы сами того не желая…

Е.АФАНАСЬЕВА – Сейчас вам скажут слушатели, что и это стало пропагандистским шагом…

В.ГЛУСКЕР – Что это абсолютная пропаганда. Вот не дай бог! Опять же газпромовский газовый эпизод 20 секунд в этом фильме. Нет, просто удивительно другое. Правильно поставлен вопрос, что начиная делать фильм как бы про одно, мы как бы не меняли концепцию по ходу фильм, потому чтону, что менять – его жизнь…

Е.АФАНАСЬЕВА – Жизнь внесла другие оттенки и оценки и высветила в вашем же фильме просто другие стороны Де Голля, которые, может быть, если бы не поменялась политическая ситуация не так были заметны, те так потрясали.

В.ГЛУСКЕР – Не так бы были заметны. И, когда этот фильм показывается 30 августа, его НТВ показало в прайм, в 10 вечера в субботу, что большой риск, и огромное спасибо руководству, Владимиру Кулистикову огромное спасибо, что, кстати, и «Левитан» - он тоже показан… Потому что я знаю, что были фильмы на «Культуре», на Первом канале, которые все шли ближе к ночи, к часу ночи и так далее. Здесь же два документальных фильма, скажем так: не самый рейтинговый априори продукт, потому что документальное кино у нас смотрится с большим трудом – мы это все знаем – и это ставится в прайм. Огромная благодарность телеканалу, большое спасибо. Другое дело, когда 30 августа мы это смотрим про де Голля, 30 августа 2014-го некие параллели уже другие немножко восприятия.

Е.АФАНАСЬЕВА – Не только другие – просто прямые становятся параллели. Мы сейчас вынуждены будем прерваться для выпуска новостей на "Эхо Москвы" и продолжим разговор с Владимиром Глускером. Мы говорим о его документальных работах о де Голле и о Юрии Левитане. Поговорим также и о работе как собственного корреспондента.

НОВОСТИ

Е.АФАНАСЬЕВА – Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева, в гостях редкий гость, потому что большую часть времени все равно рабочее место у него в Париже, Вадим Глускер, собственный корреспондент НТВ в Париже, но сегодня он, все-таки, как проектов, документальных фильма «Голос великой эпохи», посвященной 100-летию Юрия Левитана и «Генерал», посвященную Шарлю де Голлю.

Вот наш постоянный слушатель Дмитрий Мезенцев спрашивает: «Вадим, а как нынешние французы относятся к памяти Шарля де Голля?»

В.ГЛУСКЕР – Ждут - ждут, что появится кто-то подобный, хотя ведь можно очень долго рассказывать: Франция – это удивительная страна, которая, мне кажется, по-прежнему еще живет идеалами 68-го года, как раз теми самыми идеалами революционной ситуации, которая, может быть,и свергла генерала де Голля. Это же де Голль произнес гениальные слова, что Франция, наверное устала от меня… То есть он очень любил свою Францию, он только не до конца, наверное, понял, что эту любимую Францию населяют Французы. Вот с Французами ему было значительно сложнее…

Е.АФАНАСЬЕВА – Чем с самой Францией.

В.ГЛУСКЕР – Чем с самой Францией, чем с этой любовью. И поэтому, кстати, я просто знаю: к нам вышли, обратились уже некие французские структуры, телеканалы и так далее, потому что они очень заинтересовались этим фильмом, потому что, сейчас во Франции существует некое такое возрождение культа Де Голля, как настоящего правителя, как настоящего политика, который до конца может защищать интересы Франции.

Е.АФАНАСЬЕВА – А Фархат из Оренбурга интересуется: «А не хотите ли вы снять фильм про Франсуа Миттерана?» Сейчас пойдем по списку.

В.ГЛУСКЕР – Ну, если мы так дальше пойдем по списку, тогда надо начинать с Жака Ширака, который еще жив. Нет, я опять же повторяю, Миттеран великий президент и был великим президентом, который полностью реформировал Францию, но как меня сейчас не заклевали специалисты по французской истории или французы работающие, экспаты здесь, в Москве, но все-таки уровень величия Миттерана будем чуть-чуть ниже уровня величия де Голля, все-таки другая эпоха.

Е.АФАНАСЬЕВА – Все-таки поговорим об основной работе, о корпункте в Париже, и, соответственно, приходится работать в европейских странах в близлежащих и не только. Поменялось ли за этот год – ты говоришь, что начали фильм о де Голле с одной исторической ситуации… другой; в Париже много лет работаешь, в Европе – за последний год насколько изменилась сама работа? Труднее стало, легче в связи с происходящим? Отношение французов к российскому каналу?

В.ГЛУСКЕР – Нет, отношение, я бы не сказал, что поменялось. То есть сказать о том, что нам кто-то вставляет палки в колеса или, если мы просим в каком-либо интервью, нам отказывают только потому, что мы представляем российское СМИ – все-таки такого нет. Пока - тьфу-тьфу-тьфу! - на каком журналистском уровне это не проявляется. Это также не проявляется, может быть, в повседневной жизни, когда вы общаетесь – про друзей мы не будем говорить, это друзья – скажем, когда происходит какой-то бытовой общение и там во время этого разговора выясняется, что из России и еще к тому же работаю на телевидении и так далее, люди не разворачиваются и не уходят со словами «нет, мы с вами иметь дело не будем». И более того, общественное мнение опять же, если мы все время будем возвращаться к ситуации текущей в стране, к образу России, имиджу России на Западе, он, безусловно, наверное, изменился, но опять же нельзя сказать, что это иллюзия – сказать, что десять лет назад имидж России был такой потрясающий, что нас все безумно любили, умоляли и только говорили: «Когда же вы к нам все приедете?» Из-за того что и 10 лет назад ситуация была такая же, поэтому сказать, что на каком-то бытовом уровне…

Политика – да, политика другое, но на нас опять же -тьфу-тьфу-тьфу - на нас это пока никак не влияет, а на бытовом уровне это никак не изменилось, никак. Может быть, и к лучшему. В этом смысле – нет. А сфера деятельности да, она изменилась – вот то, что ты спросила второй вопрос, безусловно. Потому что, если, может быть, раньше мы больше уделяли внимания чисто французским каким-то историям, каким-то бытовым социальным, каким-то историям в стиле «это интересно» - они были в нашем эфире, они и сейчас присутствуют, безусловно, но конечно, политическая ситуация такова, что достаточно большое количество времени я в этом году провожу в Брюсселе, например, где каждую неделю проходят какие-то саммиты, встречи, переговоры, так или иначе, связанные с Россией. Ситуация ведь в Европе и без России не слишком экономическая и политическая, скажем, удачная. Поэтому истории с национальными фронтами во Франции, с экстремистскими полуфашистскими партиями в Европе – это все присутствует, это все часть политики, это все часть нашей работы.

Е.АФАНАСЬЕВА – А, как французская пресса отражает все происходящее, на твой взгляд, как меняется или не меняется отражение, потому что я, наблюдая за отражениями англоязычных каналов на французские, была ли сильно разочарована профессионально работой коллег там, потому что осталась иллюзия, что где-то ведь есть чистый профессионализм. Нет, оказалось, нету. Хотя в последнее время тема как раз Россия и Украина она ушла совсем с больших каналов европейских.

В.ГЛУСКЕР – Ее практически нет, Лена, ее нет. Про это все забыли. Ее нет – это правда. И опять же всегда это разговор на тему: идеология и пропаганда. Давайте уйдем в сторону. Существует редакционная политика каждого СМИ и политические, экономические и идеологические интересы. Если мы возьмем французскую печатную прессу, существует газета «Монд» и «Либерасьон» - это скажем, газеты центристские и левые, которые к Советскому Союзу и России всегда даже в самые – что я говорил – прекрасные моменты нашего существования относились к нам с некой настороженностью, которые никогда не писали оды во славу политики Москвы и Кремля. Они и продолжают это делать. При этом существует, например, газета «Фигаро», скажем, правоцентристская, которая и сейчас пишет прекрасные статьи –объективные, не объективные – каждый может найти свою объективность, поэтому есть подписчики у одной газеты, есть подписчики у другой. То же самое на телевизионных каналах. Но то, что Россия и Украина – да, конечно был всплеск, безусловно, и сами истории с украинской действительностью начала года и то, что было потом, безусловно это все отражалось – но опять же последний месяц, Лена…

Е.АФАНАСЬЕВА – Эбола.

В.ГЛУСКЕР – Эбола и масса всего другого, и – минуточку – Исламское государство – вот, что самое главное. Вот про это выпуск может посвятить: Эбола – два сюжета – с э того может начаться выпуск; Исламское государство – еще три-четыре сюжета. Это мы берем вечерние новости. И вот у вас Эбола плюс Исламское государство занимает половину, если не больше половины эфирного времени. Дальше у вас еще наводнение, безработица, чудовищных рейтинг Олланда и выпуск заканчивается – на этом новости завершились.

Е.АФАНАСЬЕВА – Чудовищный рейтинг Олланда. Оказывается все так плохо.

В.ГЛУСКЕР – 13% - ну ведь плохо же?

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, думаю, что не очень хорошо. Расскажи, пожалуйста – ты все-таки самый, наверное, долгожитель корпунктовский… Я вот смотрю: у вас еще в Америке достаточно долго работает…

В.ГЛУСКЕР – Долго. У нас есть коллеги, которые долго… Может, не меняют корпункты – вот так, на одном месте.

Е.АФАНАСЬЕВА – Но ты работаешь очень долго. За это время… Это одна и та же работа или это разные работы в смысле политической ситуации или позиция там все-таки меняется, и канал сильно на который ты работаешь?

В.ГЛУСКЕР – С точки зрения новостей, повторяю, я не могу сказать, что редакционная политика канала как-то очень сильно изменилась за последние, я бы даже сказал, годы – за последние 10 лет. Я работаю в новостях. Новости – это, что называется, абсолютно чистый продукт. Он может быть идеологическим, безусловно, но это чистый продукт, связанный с редакционной политикой, с некими экономическими и политическими задачами. Я делаю сюжеты, находясь за границей. Может быть, мне в этом как-то проще и легче, но опять же, я не могу сказать, что и 10 лет назад и сейчас я чувствовал на себе какое-то дикое давление редакции со словами: «Нет, мы будем делать эти новости, мы будем подавать их так». Боже упаси, нет. Другое дело, мир меняется, ситуация меняется. Конечно, я повторяю, в прошлом году я не сидел каждую неделю в Брюсселе и не делал бесконечные сюжеты про санкции, санкции, санкции. Конечно, это да, но опять же это редакционная повестка дня, от этого мы уйти никуда не можем. И если санкции вводятся против каких-то российских структур, банков, частных лиц, юридических, физических – мы об этом всем рассказываем и списки публикуем. Не то, что мы утаиваем об этом информацию.

Е.АФАНАСЬЕВА – А ты, как человек, работающий в «Газпром Медиа» структуре, и вероятно, карточки у вас газпромбанковские, которые под санкциями – ты какие-то сложности испытываешь, что ты русский человек, получающий здесь зарплату, живущий там? Вот в твой бытовой жизни что-то осложнилось?

В.ГЛУСКЕР – Нет, в бытовой жизни не осложнилось, потому что если мы почитаем любые документы, связанные с введением санкций, и, когда под санкции попадают те или иные банки – мы знаем эти списки, это крупнейшие российские банки под санкциями – речь идет о заимствованиях, речь о долгосрочных или краткосрочных кредитах, о переводах, о пополнениях счетов корпунктов, переводов денег. На нашу бытовую жизнь там это никак не повлияло, абсолютно. Банковский механизм работает как часы и ни на что это не повлияло.

Е.АФАНАСЬЕВА – Французских производителей как-то эти санкции ответные российские как-то коснулись. Потому что мы читаем, что в Польше деревья гнутся от яблок, в Испании катастрофа, коллапс.

В.ГЛУСКЕР – Вот сегодня, через 15 минут - я займусь рекламой, собственной рекламой – вот будет в эфире…

Е.АФАНАСЬЕВА – Это те сыры, которые ты в Фейсбуке выкладывал.

В.ГЛУСКЕР – И сыры, в частности, тоже.

Е.АФАНАСЬЕВА – Просто я видела на твоей странице такие роскошные сыры на фотографии.

В.ГЛУСКЕР – Роскошные сыры – вот через 15 минут в нашей итоговой программе с Кириллом Поздняковым. Очень любопытный сюжет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Твой.

В.ГЛУСКЕР – Мой. Именно об этом, причем из Италии мы его сделали. Объясню, почему. Существует крупнейший и один из процветающих регионов Венето. Это: Венеция, Верона, Падуя – мы все это знаем, это культурное наследие и так далее. Губернатор этого региона, целого региона, бывший министр сельского хозяйства, который все знает не понаслышке…

Е.АФАНАСЬЕВА – Всей Италии.

В.ГЛУСКЕР – Он был министром сельского хозяйства всей Италии, а сейчас губернатор этого региона. Он принял решение и парламент региона за то проголосовал: Они в одностороннем порядке выходят из режима санкций.

Е.АФАНАСЬЕВА – А это возможно по законодательству Италии?

В.ГЛУСКЕР – Смысл такой. Он говорит, что «нам абсолютно наплевать на это законодательство». Он приводит гениальный пример – он нам это говорит интервью – что вот вспомните историю с бомбардировкой Ливии. Вот вроде весь Европейский союз сказал: «Да, мы будем бомбить Ливию». Германия сказала: «Бомбите. Мы в этом участвовать не будем». Вот они цитирует этот пример, говорит: «Мы хотим быть как Германия в этой истории».

Е.АФАНАСЬЕВА – А, что они поставляют в Россию?

В.ГЛУСКЕР – Они поставляют все.

Е.АФАНАСЬЕВА – И что они теряют, когда не могут поставлять?

В.ГЛУСКЕР – Он, конечно, как бы исходит из ответной реакции России, когда Россия ввела продовольственное эмбарго.

Е.АФАНАСЬЕВА – Ну, да. На все остальные санкции, когда против России, ему было…

В.ГЛУСКЕР – Нет, мы снимаем удивительный станкоинструментальный завод – вот он будет в эфире, директор которого и владелец вернулся из Москвы на прошлой неделе. Они поставляют станки для «Уралвагонзавода», который находится под санкциями. Те контракты, которые были заключены до августа 2014 года – они будут исполнены в срок. С 1 января 15 года все закрыто, потому что итальянское правительство отозвало лицензии на поставки в Россию и Белоруссию. Ну, Белоруссия, я думаю, пострадала исключительно за дружбу с Россией, при этом они обязали заключить договоры на экспорт с Украиной. Только, как нам говорит директор завода, мы никогда за все годы, что существует предприятие не работали на украинском рынке, и что делать, не знает. Вот уже оттого, что у него контракты заканчиваются 15 января, он теряет 50 миллионов евро чистой прибыли. И таких предприятий навалом.

И плюс ответные санкции, все эти бесконечные сыры. Мы нашли феноменальную, как мы ее называли «королева рукколы» - нашу чудесную Барбару Гамборе – ее хозяйство поставляло 70% - не всего русского рынка, а ее хозяйство, 70% ее экспорта шло в Россию – она разорена. Причем они в прошлом году увеличили количество теплиц специально под нас. Все закончилось. Там все плачут. Очень драматический и трогательный сюжет, но смысл в чем - ситуация меняется. И этот губернатор Венето говорит: «Мы это сделаем». Он сейчас будет договариваться с Россией напрямую, чтобы ему, отдельно взятому региону оставили этот зеленый коридор на поставку сыров, молока, вина, рукколы итак далее. С санкциями внутренними они будут договариваться, уже однозначно принято решение, что по каждому конкретному контракту они будут договариваться, чтобы Уралвагонзавод не остался в беде.

Е.АФАНАСЬЕВА – А Ольга пишет: «Глускер, так ведь именно Россия ввела продовольственные санкции против Европы, а не наоборот. Что-то у вас не бьется с информацией».

В.ГЛУСКЕР – Нет, у нас все бьется. Ольга, еще раз специально для Ольги, у которой у меня не бьется с информацией. Смысл в том, что, конечно, Россия ввела ответные санкции, но до этого были введены – то, с чего я начал - завод станкоинструментальный пострадал не от ответных санкций России, он пострадал от санкций Евросоюза. 50 миллионов евро чистого убытка, безусловно. Я просто говорю, к чему. Мы не собираемся заниматься какой-нибудь мегаидеологией и пропагандой в контексте того, что вот, вся Европа плачет и умирает от голода, от того, что они нам не могут поставить яблоки, помидоры и так далее – нет. Но общественные настроения…

Е.АФАНАСЬЕВА – То есть регионы, которые сильно страдают, хозяйства…

В.ГЛУСКЕР – Есть регионы, которые страдают. И общественные настроения… Вы понимаете, мы очень часто бываем в той же Франции, вот эта история с «Мистралями». Мы же не придумали, не я же, не СМИ России и российское посольство собирало тысячный митинг работников этой верфи, которые протестуют против поставки «Мистраля». Они же сами вышли, потому что они понимают, что «Мистраль» - это их пять лет работы на ближайшее время, но и нет.

Е.АФАНАСЬЕВА – Эсэмэска с подписью В.Кара-Мурза: «Делай фильма про Зиновия Пешкоффа – будет интересно?»

В.ГЛУСКЕР - Зиновий Пешкофф, да. У нас был целый фильм под названием «Русский хозяин Парижа». Целый фильм был в нашей серии про Францию. И, кстати, про Зиновия Пешкова есть достаточно большой эпизод в нашем фильме про де Голля. Вот, кстати, опять же де Голль. Сын эмигранта – я имею в виду Пешков, который у него был политическим советником, консультантом, послом Франции в Японии, Китае. То есть он окружал себя такими, может быть, неблагонадежными людьми.

Е.АФАНАСЬЕВА – Еще раз Фархат из Оренбурга пишет: «Через два года юбилей у моей любимой Софи Марсо. Что-нибудь покажете?»

В.ГЛУСКЕР – Ну, Софи Марсо еще далеко до статуса великих лиц.

Е.АФАНАСЬЕВА – Там много великих француженок.

В.ГЛУСКЕР – Меня можно спросить, почему мы тогда не сделали фильм про 80-летие Софи Лорен или Бардо.

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, хороший вопрос.

В.ГЛУСКЕР – Пожалуйста, на канал «Культура». У нас есть специальный канал для этого.

Е.АФАНАСЬЕВА – То есть вы только по генералам.

В.ГЛУСКЕР – Но Левитана же генералом назвать нельзя. Мы по эпохальным, скажем, так, персонажам.

Е.АФАНАСЬЕВА – По «эпохалкам». Еще раз напоминаю телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Вы можете задавать вопросы. Попробуйте дозвониться нам в прямой эфир, телефон (495) 363 36 59. Могу сразу сказать, что за все интервью вряд ли будет отвечать Вадим, а то вы захотите сейчас попинать пришедшего, давайте все-таки о его собственном продукте и о том, что делает он.

Дальше, какие перспективы? Все равно Брюссель, Брюссель и опять Брюссель, потому что санкции, политика или еще что-то, или есть какие-то планы, другие европейские темы, может быть, фильмы?

В.ГЛУСКЕР – Темы появляются, с точки зрения новостей – всегда. Вот сейчас мы были- история совершенно чудовищная, опять же можно сказать: да, это трэш, но это же объективная история – мы сейчас снимали сюжет про санкции в Италии, но именно в тот день, когда мы снимали, гигантская европейская новость про современный концлагерь в доме престарелых в Италии. История чудовищная, где мэр города одного владел этим, скажем, привилегированным и благополучным пансионатом, люди платили за пребывание в нем полторы тысячи евро в месяца – там тысячу 200 с лишним – и там людям просто устраивались пытки. И сейчас, естественно, могут сказать: «Посмотрите, что делается в России. У нас того хватает…». Безусловно. Мы же не говорим, что в России этого нет, что это происходит только в Европе. Но, согласитесь, что имидж, что Европа – где-то там и у них все должно быть хорошо, цивилизовано и достойно. Но бывает и не так.

Е.АФАНАСЬЕВА – Давай попробуем звонок принять. (495) 363 36 59. Добрый вечер! Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Михаил. Я хотел бы спросить у гостя, как он относится к политике Путина.

Е.АФАНАСЬЕВА – Может быть, вы уточните? Ведь политика Путина разносторонняя. В отношении чего?

СЛУШАТЕЛЬ – В отношении Европы, Запада в целом.

Е.АФАНАСЬЕВА – Это по-моему очень долго, но если вы можете ответьте, Вадим.

В.ГЛУСКЕР – Это, во-первых, долгий разговор. Если я буду отвечать за политику Путина в отношении Запада, это мы можем уйти очень далеко в дебри. Опять же повторю, то, что мы можем сказать… вопрос очень конкретный: политика Запада – она принесла свои плоды. Вот как бы это ни звучало парадоксально. Да, мы можем сейчас говорить: эмбарго, санкции и так далее, но даже по тому настрою… Мы можем говорить, как СМИ освещают события в России. Да, мы знаем, что 3-4, 5 месяцев назад они освещали очень конкретно, будем говорить и очень негативно – будем называть вещи своими именами. Дальше появились санкции, дальше появилось ответное эмбарго. Дальше появилось то-се, пятое-десятое, и все как-то затихли. Все как-то затихли.

Вот я прихожу, например, выступать на французский канал TV-5 – я там периодически появляюсь в программе «Киоск», где присутствуют зарубежные корреспонденты, работающие во Франции. Первый вопрос: «Когда вы нам перекроете газ? Но вы же нам газ не перекроете все-таки?» Я говорю: «Безусловно, не перекроем. Зачем нам перекрывать газ? О чем вы говорите?» - «Да, но вы же это можете сделать». Вот этот панический ужас от того, что газ можно в любой момент перекрыть, но это правда жизни, это объективная реальность. До этого никто будет опускаться. Зачем? «Газпром» и другие компании выполняют все свои контракты.

Мы не будем сейчас уходить в политику, но этот фактор… Нету этой критики, может быть, которую бы многие люди очень отели бы, наши зрители, слушатели, что да, Запад весь протестует, критикует – нет этого. Откройте западную прессу. Безусловно, есть редакционные статьи, редакционная политика – это все присутствует, но массовой критики отношений нет. Россия – это стирана очень влиятельная, обладающая ядерным оружием, обладающая природными ресурсами, и как бы мы не хотели – Запад – ее изолировать, изолировать не получится. Они, может быть, этого бояться, но с этим живут.

Е.АФАНАСЬЕВА – Давай еще звонок примем. Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте! Я бы хотела поделиться с Глускером информацией интересной. Я знала Левитана очень давно. Мы жили в одной коммунальной квартире. Может быть, его заинтересует это.

Е.АФАНАСЬЕВА – А давайте я запишу ваш телефон. У он у меня определился. Вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Татьяна Николаевна.

Е.АФАНАСЬЕВА – Я сейчас запишу телефон.

В.ГЛУСКЕР – Если мы будем делать продолжение, мы с удовольствием это все.

Е.АФАНАСЬЕВА – Еще звонок. Добрый вечер!

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, Федор, Санкт-Петербург. Вы знаете у меня абсолютно негативное отношение к деятельности господина Глускера. Я в общем-то смотрю много. Как он показывает жизнь во Франции, отношение к России – ну, это абсолютно стиль советской пропаганды, где очень подтасовываются факты, сознательно говорит: Да, какая-то критика есть, но вы же видите, простые-то люди – они все равно любят и уважают Путина, как сильное лицо. Это вот то же самое мракобесие, чем занимается господин Чернышев, воспевающий Сталина.

Е.АФАНАСЬЕВА – Хорошо, спасибо, Федор. Тут у меня количество ваших эсэмэсок – я не знаю, вам не жалко денег по поводу гадкой холопской передачи, которая у нас идет сейчас в эфире. Мы прошли. Услышали ваше мнение, вы дозвонились. Спасибо!

Добрый вечер! Алле.

СЛУШАТЕЛЬ – Я тоже Вадим, Санкт-Петербург. Я хотел спросить, а вот в своем фильме про Левитана вы рассказали про то, что в 46-м году пришлось переписать все записи Совинформбюро за все годы войны?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, безусловно, был этот эпизод. Спасибо, безусловно, это прозвучало. Мы отдельно об этом рассказываем, что он все переписал, даже 9 раз он переписывал обращение в начале войны. Мы и так же знаем, что это зачитывал Молотов. Это же тоже одна из иллюзий, что он объявил о начале войны. Объявил Молотов. Он потом 9 раз это перечитывал и после этого, начиная с 46-го года, но больше всего это было в 60-м году – все заявления Совинформбюро с 41-го по 45-й года были все перечитаны, причем в видеофайлах, чтобы это оставить для истории.

Е.АФАНАСЬЕВА – Так что, Вадим, спасибо, что вы уточнили, но в фильме это было. Вопросов видно, очень много, потому что видны звонки ваши, но мы не успеем их принять. Программа подходит к концу. Приезжай еще из Парижа.

В.ГЛУСКЕР – Буду стараться.

Е.АФАНАСЬЕВА – Да, пожалуйста, работайте не только в Брюсселе, но думаю, что… Карамурза продолжает: «Пешков – прототип Павла Власова из романа «Мать», Горького». Ты знал об этом?

В.ГЛУСКЕР – Вот клянусь тебе, Володя, не знал. Вот представь себе, не знал!

Е.АФАНАСЬЕВА – Видишь, как хорошо: с Кара-Мурзой можно пообщаться в эфире "Эха Москвы". Володя, спасибо. Вадим Глускер, собственный корреспондент НТВ в Париже в программе "Телехранитель", прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания!