Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

9 февраля 2015: Годовщина Олимпийских игр в Сочи. Гость - Дмитрий Губерниев

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1486326-echo/

Е.Афанасьева Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами персонах, программами, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях сегодня Дмитрий Губерниев, здравствуйте, Дмитрий.

Д.Губерниев Елена, вы как Keeper of the seven keys– так называется альбом группы Helloween, хранитель семи ключей телевизионных.

Е.Афанасьева Вот, что значит, позвать комментатора – не дает слово сказать. Сразу одеяло эфирное на себя.

Д.Губерниев Я просто тяжелую музыку люблю. При чем тут одеяло. Вы хозяйка, вам и бас-гитара в руки.

Е.Афанасьева Спасибо! Тут, к сожалению, не бас-гитара. Трагическая новость сегодня пришла для людей телевидения: умер Сергей Александрович Муратов. Я не могу про это не сказать.

Д.Губерниев Я знаю да, кто это.

Е.Афанасьева Человек, сделавших огромный вклад в развитие отечественного телевидения. Один из трех людей, которые придумали КВН. Уже этого достаточно, чтобы его помнили долго-долго. У него еще огромное количество учеников, научных работ. Вот такая печальная весть. Наши искренние соболезнования его жене марине и его дочери.

Д.Губерниев Светлая память. Человек, который знал изнутри телевидение, стоял у истоков. Это не просто проштампованная фраза журналистская, а на самом деле светлая память.

Е.Афанасьева И действительно, что называется, креативили они тогда на века, потому что столько лет живет КВН, придуманный ими – это значит, нашли что-то, что не меняется от системы, от строя, ни от развития техники.

Д.Губерниев А главное, что это наше, знаете, не покупное и не лицензионное, а исконно наше.

Е.Афанасьева Да. Так что помнить Сергея Александровича мы будем всегда.

Тема наша сегодняшняя – я сразу говорю нашим слушателям, очень прошу не задавать вопросы про биатлон и другие виды спорта – я думаю, что для этого у Дмитрия достаточно своих собственных эфиров…

Д.Губерниев Как это?

Е.Афанасьева Нет. Это косвенно, косвенно. Мы все-таки говорим о телевидении спортивном.

Д.Губерниев О телевидении. Давайте, давайте.

Е.Афанасьева Потому что, как, знаете, когда к нам приходит «Контрольная закупка» или «Ревизоры», начинаются жаловаться на колбасу или грязь в ресторанах.

Д.Губерниев А сегодня, видимо, на первую стрельбу Шипулина будут жаловаться.

Е.Афанасьева Вот-вот…

Д.Губерниев А я для вас все равно комментатор, Лена, вы же знаете.

Е.Афанасьева Абсолютно.

Д.Губерниев Зачем ты его хвалишь, пока он не подошел к первой стрельбе? Понимаете? А после уже может быть поздно.

Е.Афанасьева Мы поставили тему: «Год после Олимпиады» не только для того, чтобы поговорить о тех празднествах, которые прошли и в Сочи, и в эфире, и о воспоминаниях, и о сравнении, но и о том, чтобы как-то понять, что же эта Олимпиада была и для телевидения спортивного, что, в общем-то, тоже важно для профессионалов. Вы вели программу, которая была… Вы, вообще, очень такой, стремительный человек: только вели в Сочи, сейчас комментировали биатлон – уже к нам пришли.

Д.Губерниев Спасибо за приглашение, во-первых. Поскольку я за две минуты до начала нашего прямого эфира в данном случае, появился – у меня было 20 минут, чтобы доехать с Шаболовки, слава богу, Москва сегодня полупустая, поэтому удалось это сделать. Вообще, у нас у телевизионщиков принято на эфиры не опаздывать, особенно на прямые, поэтому я всегда… я же слежу за творчеством "Эха Москвы", и, когда ваши уважаемые гости ссылаются на пробки - господа, метро! Ну, не будьте вы такой мелкой буржуазией!

Е.Афанасьева Вот так.

Д.Губерниев Конечно!

Е.Афанасьева Расскажите про это событие. Если сама церемония открытия год назад и победы нашей сборной, в общем, вызывали достаточно редкую единодушную поддержку, то празднества, посвященные годовщине вызвали разные отклики…

Д.Губерниев У кого?

Е.Афанасьева Скажем, у аудитории, вот, судя по вопросам.

Д.Губерниев Эти люди были там вчера?

Е.Афанасьева Нет, но вот вы нам сейчас и расскажете. Но это показывали по телевизору. Разумеется, зрелище масштабов церемонии открытия и закрытия сделать было невозможно, это иные ресурсы.

Д.Губерниев А зачем?

Е.Афанасьева Расскажите, как это было?

Мы не ели ничего, не спали, работали, но получали такое колоссальное удовольствие от происходящего

Д.Губерниев Во-первых, так получилось, что принято было совместное решение моим непосредственным руководителем Олегом Добродеевым и Константином Эрнстом, руководителем Первого канала о том, что я отправляюсь в Сочи 7 числа на годовщину празднования Олимпийских игр. Во-первых, зимних видов спорта день был накануне, большой праздник. Их было несколько в стране, и проходят различные соревнования до сих пор: и «Лыжня России» и всякие разные марафоны, и все прочее. И мне, будучи спортивным комментатором ВГТРК, удалось провести эфир на Первом канале, что является случаем беспрецедентным на самом деле.

Е.Афанасьева Объединяющим.

Д.Губерниев В этом смысле я благодарен и своему руководству и руководству, конечно, Первого канала, потому что в данном случае мы выступили как партнеры. И смею думать, что со своей задачей я справился. В «Айсберге» прошло большое мероприятия. И хочу сказать, что уж насколько мы являемся толстокожими людьми достаточно, потому что, знаете, со многими виделись, многих знаем… Вот вчера, когда Франк Ульрих, великий биатлонист, человек сам подошел и говорит: «Давай с тобой сфотографируемся». Мы с ним знакомы, но где я, и где Ульрих, понимаете? Но, когда стоит вместе с Якушевым Филл Эспозито… И я к чему: вроде уже всех видели, всех знаем и так далее, но, когда ты вспоминаешь эти яркие моменты… Потому что это же, как в книжке замечательного спортсмена и журналиста Игоря Масленникова «Лучшая половина жизни» - вот, не повторяется такое никогда.

Я ехал по ночному Сочи – поздно прилетел 6-го – я смотрел на эти объекты. В памяти какие-то картинки воскрешались сразу же. И мы ведь сделали это вместе. Минус 5 килограмм у комментатора: я приехал худющий. Весил 103, потом - 98. Мы не ели ничего, не спали, работали, но получали такое колоссальное удовольствие от происходящего. Конечно, вчера, когда Илья Авербух сделал это шоу, когда мы все по мере сил в нем участвовали и увидели наших великих чемпионов и летающие бобы и на льду наши биатлонисты во главе с Зайцевой и Устюговым. И равнодушным остаться невозможно, понимаете. И опять эти влажные ладони, опять это ощущение энергетики. И самое главное – люди, которые заполнили «Айсберг». Я, когда отправлялся домой в гостиницу, когда шел утром на самолет, когда самолета, соответственно, и подходили люди, которые смотрели эфир на Первом канале, соответственно и говорили спасибо – это самое главное.

Вы понимаете, мы же не забрасывали шапками и не тратили кучу денег на эти мощные церемонии.

Е.Афанасьева Сейчас, вы имеете в виду церемонии по поводу годовщины.

Д.Губерниев Да. Цена олимпийских чемпионов. Люди, которые посетили Олимпийский парк, увидели уже живых легенд – уже по-другому не скажешь. И вы бы видели этих мальчишек и девчонок, которые висли на Алексее Воеводе. Это настоящий – может быть, не Илья Муромец, - но Алеша Попович. two-timeOlympicgoldmedallist, как говорят наши иностранные «партнеры».

Е.Афанасьева Дмитрий Губерниев. Он начал так бурно отвечать. Я не напомнила телефон для sms: +7 (985) 970 45 45 для наших вопросов и комментариев. Заранее пришло достаточно много вопросов на сайт "Эхо Москвы". Все равно по поводу Олимпиады остаются разные точки зрения: стоит тратить столько денег, не стоит тратить столько денег. Вот Артем, инженер-строитель из Москвы на сайт "Эха" написал: «Расскажу свою историю взаимоотношений с сочинской Олимпиадой. В 7-м году работал в крупнейших подрядных организациях «Газпрома». После выбора Сочи столицей зимних игр, следующий года «Газпром», как основной спонсор олимпиады, срезал объемы капремонта внутрироссийских магистральных газопроводов в пять раз». В общем, человек остался без работы. Потом та же ситуация в 14-м году постигает его, когда ВЭБ, также финансирующий работы на олимпиаде заморозил строительство другого объекта. Спрашивает, что будет, когда чемпионат мира по футболу и стоит ли проводить?

Д.Губерниев Я не работаю в «Газпроме» и на работаю в ВЭБе. Может быть, это для кого-то откровение сейчас, но я все-таки хочу сказать, поскольку, в строительных моментах я не участвовал. И, конечно, я в курсе, как человек следящий за ситуацией в стране и мире, о тех тратах, но еще раз повторяю: я видел счастливые лица людей. Я их видел и год назад, я встречаю их на улице. Я вижу матерей и отцов, которые просто под напором своих детей устроили их в те или иные секции, благодаря сочинской Олимпиаде – вот это я вижу. Я вижу, как все-таки, несмотря на то, что мы были расстроены вот этими фотографиями, которые были на вашем сайте по поводу того, что это пустует и так далее, но все-таки я вижу базы, на которых проходят сборы, в том числе, юных спортсменов. Я вижу спортивные сооружения, которые используются и для нужд и национальных сборных команд и не только. Конечно, нам грош цена, если мы будем по-прежнему вспоминать 33 медали, - как мы пели в «Голубом огоньке» «33 медали…» - Сотникова и Фетисов – из которых 13 золотых и первое общекомандное место, я напомню, - но, самое главное, что мы должны распорядится этим наследием, чтобы все осталось людям. А вы знаете, что на Красной Поляне сейчас, как мы говорим иногда на сленге: «биток», с точки зрения заполняемости горнолыжных курортов?

Е.Афанасьева Так, может, еще и потому, что курс доллара и евро резко возрос, и не всем по карману поехать как раньше за границу.

Д.Губерниев Я согласен. А может, еще потому, что там трассы одни из лучших в мире – может быть, еще и поэтому? Мы сейчас приплюсовываем одно к другому. Я не экономист, и, естественно, я тоже, как и вся страна, испытываю некоторые трудности в этом смысле. Потому что я завтра отравляюсь в Осло – тоже не дешевая страна и все такое прочее. То есть мы не оторваны от реалий.

Е.Афанасьева Смотри, Дима, для многих людей и для тех, кто делали Олимпиаду тоже, и для тех, кто ее смотрел, годовщина оказалась таким странным поводом сравнить, увидеть этот год еще раз. Год назад казалось, что страна и мир были совсем другими. По крайней мере, это очень многие оценивают, по крайней мере, пик украинского конфликта уже начался под конец Олимпиады.

Д.Губерниев Мы, вообще, по-моему, с коллегами Первого канала последними журналистами, которые в прямом эфире видели Януковича на церемонии открытия.

Е.Афанасьева Сейчас показывали повторы о церемонии – выглядит это очень странно. Мир поменялся.

Д.Губерниев Мир поменялся.

Е.Афанасьева Спорт ¬ это отдельный мир, но вы об этом задумывались, о том, как за год все изменилось?

Д.Губерниев Конечно, я же все-таки пока еще не сошел с ума, и еще раз повторяю: я слежу за политической деятельностью и знаю, о чем разговаривали Франции и Германии с президентом Путиным, во всяком случае каких-то общих чертах.

Е.Афанасьева О субстантивных переговорах.

Д.Губерниев Да-да, абсолютно точно. Я единственно иногда пытаюсь разбираться в формулировках, которые нам предлагают те люди, которые об этом знают…

Е.Афанасьева Ну, ладно, у вас спортивных комментаторах тоже бывают… Рассказывайте!

Д.Губерниев Согласен, абсолютно точно. Но, вы понимаете, гибнут люди – о чем мы еще говорим? – если вы об этом. Конечно, мы, когда открывали Олимпиаду, и когда закрывали – мы, журналисты – у нас разное мироощущение было от всего. Конечно, я ужасаюсь тому, что происходит, конечно, я ни коим образом не оторван от того, что в известном месте творится. Но все-таки понятно, что, например, сейчас спорт по-прежнему является серьезным фактором, который объединяет людей, потому что мы же видим на трибунах, когда болельщики и России Украины, Белоруссии, Казахстана находятся вместе, вместе болеют за своих спортсменам, вместе желают удачи соперникам – разве не эта важнейшая функция?

Е.Афанасьева Я как раз хотела спросить. Вот спортсмены России, Украины на каких-то соревнованиях. Сталкивались ли вы с поведением спортсменов и болельщиков – что-то за этот год изменилось?

Д.Губерниев У меня не изменилось ничего, потому что, если вы смотрите мои репортажи, - я точно так же рассказываю о тех или иных успехах украинских спортсменов, ровно так, как я рассказывал год назад, и так сопереживаю им, и за белорусами слежу, и за немцами, и за норвежцами, в конце концов, естественно, прежде всего болея и желая удачи российским биатлонистам, в данном случае. Но, тем не менее, мы прекрасно общаемся. Я точно так же у Вали Семеренко спрашиваю о здоровье Виты, которую мы очень ждем, что она вернется после долгого перерыва, я точно так же интересуюсь у Юли Джимы по поводу ее состояния, когда она выступает не очень удачно. Более того, у нас есть такая программа, она называется «Биатлон с Дмитрием Губерниевым» - название нескромное, но не я его придумал, - где мы с Юлей Джимой рисовали картинки – она прекрасная художница. В этом смысле ничего не изменилось. Я точно так же знаю всех тренеров – тренеры знают меня. И никаких в этом смысле проблем не возникает. Украинская команда приезжала в Тюмень на сбор, столкнулись там с великолепной организацией на «Жемчужине Сибири». Это не великая функция спорта?

Е.Афанасьева Но великое: «О спорт, ты – мир!» не сработал: война, по сути, началась во время олимпиады.

Д.Губерниев Я сейчас немножко о другом говорю. Вы мне задали локальный вопрос о взаимоотношениях – я вам рассказываю.

Е.Афанасьева Да, я поняла. Ну, хорошо хоть какое-то это безумие не дошло до спортсменов. Потому что я слышала рассказы о том, что во время подготовки церемонии закрытия и паралимпиады открытия и закрытия украинская делегация обсуждала самые разные ситуации, как вести себя: как выходить, не выходить…

Д.Губерниев С теми людьми, с которым общался я, мы ничего такого не обсуждали.

Е.Афанасьева Это Дмитрий Губерниев. Ваши вопросы по телефону для sms: +7 (985) 970 45 45. Только я напоминаю, что сегодня мы, собственно, не про биатлон – только косвенно. Не собственно, про спорт, а о телевидении. Олимпиада для спортивного телевидения что-то дало новое, какие-то толчки, прорывы, или просто хорошо отработали?

Д.Губерниев Конечно, конечно. Ну, мы отработали хорошо.

Е.Афанасьева А, что нового в спортивной журналистике появилось, в том, как показывают, как комментируют, в технологиях?

Д.Губерниев Если вы видели показ – я сейчас не буду вдаваться в какие-то технические тонкости – если вы видели показ олимпийский, то здесь все сработано было на высочайшем уровне, и здесь я хочу сказать огромное спасибо Василию Кикнадзе, человеку, с которым мы в свое время работали еще на «России», на канале «Спорт», которые отвечал, в том числе, за олимпийский показ в рамах руководства «Панорамой». И здесь, конечно, мы собрали все то лучшее, что накопил как раз телевизионный мир. И с огромным удовольствием я наблюдал работу коллег, которые на этой олимпиаде ничуть не уступали в плане показа тех видов спорта, которые, скажем, я курирую; и ведущих немецких режиссеров, которые во-много являются новаторами, что ли.

И потом, кстати, этот опыт олимпийский имел продолжение колоссальное, потому что для меня было откровение, когда мы в Москве блестяще провели… мы же, вообще, блестяще проводим соревнования и блестяще выступаем. Чемпионат мира по легкой атлетике, для меня это еще чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ в Москве, когда наши режиссеры на телеканале «Россия», - их фамилии Белов и Журанков – показали настолько греблю здорово, что я, человек, который имеет отношение к этому виду спорта, просто обалдел, потому что раньше это была епархия польских телевизионщиков или, скажем, немецких, то есть мы не просто научились работать, а мы еще в какой-то степени превосходим иностранных коллег.

Я вижу матерей и отцов, которые под напором своих детей устроили их в секции, благодаря сочинской Олимпиаде

Что касается коллег по цеху, я хочу сказать без ложной скромности – я не о себе, а о моих друзьях, которые работают, в частности в холдинге ВГТРК и других телевизионных компаниях, - российская комментаторская школа, – если я скажу, сильнейшая в мире, это прозвучит нескромно, - но одна из самых сильных – абсолютно точно. У Фуркада спросите, кто его любимый комментатор? Хо-хо!

Е.Афанасьева Кто? – скромно сказал он.

Д.Губерниев Спросите у Фуркада.

Е.Афанасьева А для вас, кто любимый комментатор?

Д.Губерниев Вы знаете, я пользуясь случаем, хочу вспомнить этих замечательных людей. Я спорт всегда воспринимал через комментатора, всегда. То есть для меня как-то картинка картинкой, но вот эти слова, которые я сейчас повторяю вслед за Георгием Сурковым, который комментировал лыжи и биатлон очень долго и греблю, в том числе – он был мастер спорта по гребле. Допустим, мы с вами вХолменколлене, где верхушки сосен пронзают небо. Я туда отправлюсь завтра и опят начну репортаж с этой фразы, ничуть не опасаясь обвинения в плагиате – просто повод вспомнить замечательного мастера, который сказал вместе в Александром Тихоновым в Сыктывкаре на финале кубка по лыжам эту сакраментальную фразу: «Сама гонка протекает хорошо». Холодно было. Там не будет рассказывать, что делали великие люди.

А второй человек, которого я хочу вспомнить, это Анатолий Малявин, тоже безвременно ушедший, как и Сурков. Я на застал их, хотя уже почти 20 лет на телевидении, но все-таки как раз эти его комментарии бобслея и лыжных гонок, эти произношения замечательные…

Е.Афанасьева А из действующий коллег есть те, чьи репортажи вы не пропускаете или учитесь у кого или учились.

Д.Губерниев Я хочу сказать, что я с огромным пиететом отношусь к Кириллу Набутову, безусловно, и считаю его совершенно блестящим телевизионным комментатором. Я хочу сказать, что, если оглядываться на наш телеканал «Россия -2» и на наш холдинг, у нас есть целая плеяда людей, у которых можно учиться. Алексей Попов, мой заклятый друг, мой партнер многолетний, великий комментатор, безусловно; и Владимир, Стогниенко в футболе, и тут могу еще несколько фамилий называть…

Е.Афанасьева Комментаторы всегда, конечно, вы говорите, что если проиграли, виноват комментатор, то есть все шишки… Не бывают комментаторы, которые устраивают всех.

Д.Губерниев Абсолютно точно. Причем представляете, мы говорим во время стрельбы, где наши промахиваются, а в это время на канале NRK–неужели наш попал? Неужели сегодня на норвежском и немецком ТВ Шипулин первый рубеж отработал на ноль, господа!?

Е.Афанасьева Я понимаю, потому что начинается это: «Не ставьте этого комментатора на матч – наши при нем проигрывают».

Д.Губерниев Становятся какими-то язычниками в этом смысле, вы знаете.

Е.Афанасьева Да. Я к тому, что невозможно быть… Но, когда вы комментируете и что-то не то говорите, а это смотрят миллионы, я представляю, какая энергетика мощная обрушивается. Как вы привыкли отбивать это?

Д.Губерниев Как-то я сказал, что мой биатлонный учитель Оноре де Бальзак сказал, что художник должен быть восприимчив к ударам критики. Я все-таки как-то хоть худой, но художник. Художник – от слова «худо». Но если серьезно, то комментатор, как и спортсмен, кстати - все же в этом пространстве находятся: читают комментарии и все прочее, - должен быть достаточно толстокожим для того, чтобы «караван шел дальше», понимаете? Более того, иногда на спор или после разговоров с какими-то близкими людьми или не очень близкими, нарочито выдаю какие-то фразы - и потом последите за тем, как их обсуждают. А народ заглатывает в данном случае, наживку. И я очень ценю на самом деле людей, которые ненавидят. Вот, когда я сказал: «Шипулина надо обсыпать женщинами… та-та-та… и он все равно будет таким же Шипулиным…» - да на тебя надо КамАЗ щебня! – понимаете?

Е.Афанасьева Но КамАЗ щебня не будем. Прервемся на новости.

Д.Губерниев Очень люблю новости на "Эхе".

Е.Афанасьева Ну, тогда вместе послушаем Александра Климова и продолжим разговор с Дмитрием Губерниевым.

НОВОСТИ

Е.Афанасьева Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева. В гостях Дмитрий Губерниев, которого представлять никому не нужно. Говорим мы все-таки о телевидении в спорте, а не просто о спорте. Еще раз напоминаю телефон для sms: +7 (985) 970 45 45.

Д.Губерниев А что-то пишут?

Е.Афанасьева Пишут. Много пишут, по-разному.

Д.Губерниев Прочитайте, что…

Е.Афанасьева «Дмитрий, вы позитивный и живой человек. Что делаете, чтобы дольше оставаться таким?» - Дмитрий Мезенцев. «Дмитрий, а ваше: «Ой, блястящая, блястящая» - было великолепно…»

Д.Губерниев Да это не я.

Е.Афанасьева Леонид, это не Дмитрий.

Д.Губерниев Ну, что ж, такое?

Е.Афанасьева «Здравствуйте! Почему в эпоху ТВ высокой четкости не предусмотрена возможность получать высококачественное звуковое сопровождение с возможностью слушать комментатора или без» - Аркадий.

Д.Губерниев А какой смысл устанавливать без комментатора, когда потом все всё равно на кухне сделают погромче. Меня, конечно, умиляют люди, которые на протяжении многих лет усиленно не смотрят, в данном случае…

Е.Афанасьева Но цитируют каждое ваше слово.

Мы видим на трибунах болельщики России, Украины вместе желают удачи соперникам – разве не это важнейшая функция?

Д.Губерниев Но цитируют каждое слово. То есть я-то знаю, что здесь включен, допустим, «Евроспорт», NRK, или Первый канал, но там-то на кухне, там на кухне особенно под финиш-то: «Мам! Сделай погромче».

Е.Афанасьева Я хотела вернуться к разговору о влиянии телевидения и спорта друг на друга. Если, например, в советское время был спорт номер один: футбол, хоккей, фигурное катание – такие, самые телевизионные; то ест ли те виды спорта – мне кажется, безусловно, биатлон – с вашим, конечно, появлением в качестве комментатора, но с новой системой показа, которая стала намного более качественной.

Д.Губерниев И с новой системой продажи телевизионных прав.

Е.Афанасьева – Аа! Еще и прав. Тем более.

Д.Губерниев Конечно.

Е.Афанасьева Вот расскажите о том, как телевидение меняет вид спорта.

Д.Губерниев Безусловно меняет. Я далек от мысли, хотя мне грех жаловаться на количество комплиментов по поводу биатлонных репортажей, мы не можем от этого вида спорта отказаться. Потому что, Международная федерация, которую возглавляет господинБессеберг, приняла решение продавать пакетом соревнования, то есть чемпионат мири и этапы кубка мира сразу. Вот хотите показывать – возьмите все, что, кстати, не делают лыжники – а зря. Мы, между прочим, купили чемпионат мира по лыжам из Фалуна покажем в феврале, совсем скоро, уже через неделю с небольшим. Так вот, и потом, когда было принято решение руководством телеканала «Спорт» тогда еще этот биатлон показывать, а дальше уже начались очень интересные истории, потому что сейчас это увлекательнейший сериал, колоссальная женская аудитория, детская последние годы подключилась. Если раньше, скажем, дети говорили: «Ой, вы дяденька, в Букиных снимались!», то сейчас 5-7, 10-12-летние дети, сиречь подростки, кто постарше, уже узнают, как спортивного комментатора – это приятно.

Е.Афанасьева А в какую ветвь ментальности русского человека, постсоветского, скажем так, человека попал биатлон сейчас, что он стал спортом практически номер три, как минимум, а может, и два.

Д.Губерниев Во-первых, когда показывают биатлон, особенно контактные гонки, то этот тайм-слот так называемый, если сравнивать рейтинг и долю каналов в этот момент именно, биатлон все чаще занимает первое место. То есть все больше людей в данную минуту… Сложно сказать. Я все время над этим думаю, понимаете?

Е.Афанасьева Что случилось? Отдельно лыжи так не смотрят, отдельно стрельбу так не смотрят. А тут смотрят, как вы сказали: женщины, дети, бабушки, мужчины. Входишь к Алексею Алексеевичу Венедиктову – на прошлой неделе – он за монитором сидит и болеет за девчонок.

Д.Губерниев Спасибо вашему руководителю. А входишь к Александру Анатольевичу Ширвиндту – вот сегодня трехсотый «Орнифль» через 25 минут – а он со страшной силой вместе с Натальей Николаевной – супругой – которая первая, кстати, начала смотреть… Хороший сериал, качественный. Одни и те же, но лучшие… Вот мы говорим про сериалы. Есть в стране хорошие фильмы, но все-таки много и, мягко говоря, не очень хороших. А здесь, представляете, в разные ситуации попадают первые артисты в своем деле. Сегодня ты такой, завтра ты сякой, плюс ко всему еще некий комментаторский бэкграунд. Плюс ко всему разные условия, разные гонки, и вот это приковывает. Понимаете, когда мне присылаются 90-летние бабушки письма… 90 лет! Один раз… для меня просто откровение… когда меня чихвостят многие, что вот, дескать, эти поженились, те развелись, хотя я сейчас все-таки стараюсь знать меру все-таки в этом смысле, но, когда в Екатеринбурге бабушка сказала: «Сынок, ты же биатлон комментируешь? Почему ж НЕРАЗБ не вышла? Что ж такое? Уж больно парень симпатичный» - я заплакал, понимаете? Клянусь, такая история была!

Е.Афанасьева Дима, а как вам кажется, - вот некоторое время назад представить, что биатлон станет настолько популярным, было невозможно, - есть ли какой-то вид спорта, у которого есть не меньший потенциал?

Д.Губерниев Лыжи.

Е.Афанасьева Это потому что вы фанат.

Д.Губерниев Нет, но я фанат, но «я дзюдо любил и до» в том смысле, что я хотел биатлон комментировать…

Е.Афанасьева А ваша гребля родная?

Д.Губерниев Зимой – лыжи, биатлон, скажем, прыжки, бобслей – вот такая специализация, с уклоном на лыжи, биатлон. Летом, понятно, гребные виды спорта, естественно, плавание, прыжки в воду - в данном случае, моя специализация. Но я этим хотел заниматься и раньше, и, поскольку я человек достаточно честолюбивый, мне всегда хотелось составить конкуренцию футбольным комментаторам, не комментируя при этом футбол. Но понятно, что мы сейчас будем говорить про перерывы и все такое прочее, но я не буду сейчас себя оценивать. Я по-прежнему все-таки достаточно адекватен в этом смысле и скромен, как ни странно. Понимаете, я робею… Вот мне говорят: «Вот биатлон…» Давайте так…

Е.Афанасьева Ой! Но вы же стали… вы уже не просто комментатор профессиональный, вы – мем, уже просто человек-образ, на которого делают постоянно пародии.

Д.Губерниев Я благодарен коллегам, кстати. Хочу сказать отдельное спасибо огромное, молодцы! Прекрасно! А, что? На какой вопрос я должен ответить – доволен? Доволен!

Е.Афанасьева Нет, каково быть не просто профессионалом, а просто уже отдельно от вас…

Д.Губерниев Но это же не мне решать. Я парень обычный парень со Сходни, понимаете?

Е.Афанасьева Со Сходни.

Д.Губерниев Со Сходни.

Е.Афанасьева Вот человек с ником Палешник…

Д.Губерниев А вашему прекрасному звукорежиссеру нравится наша беседа…

Е.Афанасьева Я думаю, что да. Сразу девушку заметил, оценил. Вот, что значит, Губерниев! «Живу в Белоруссии, но смотрю иногда российские каналы. Губерниева чаще всего вижу на всяких концертах, награждениях в качестве ведущего. А он точно комментатор? Может быть, все-таки тамада?» - интересуется наш белорусский слушатель.

Д.Губерниев Да нет, какой я тамада?

Е.Афанасьева Вероятно, у них биатлон кто-то другой комментирует по белорусским каналам.

Д.Губерниев Во-первых, я хочу сказать, что последняя пресс-конференция белорусского лидера, когда он упомянул наш телеканал и мою фамилию, конечно, это все ужасно приятно. И на самом деле я горжусь, что в республике Беларусь помимо Александра Григорьевича, который признался, что нет-нет, да включает «Россию-2» и сравнивает со спортивным своим каналом, огромное количество людей смотрят именно наши репортажи, и мне ужасно приятно. Все знают, что в таком, гоночно-биатлонном смысле я неровно дышу к Дарье Домрачевой, которая сегодня одержала свою очередную роскошную победу, с чем я поздравляю не только белорусских поклонников, но и российских. Она вроде как и не наша Даша, а вроде как и наша – тут каждый решает для себя. Девушка из Нягани.

Е.Афанасьева Чем отличается для вас с профессиональной точкой зрений комментарии вида спорта, который вы ведете и ведение концерта, шоу?

Д.Губерниев Отвечу. Спорт, и в данном случае спортивная журналистика, помимо того, что это моя работа – это моя жизнь. А вот, что касается всего остального – это моя работа, которую я тоже очень люблю. Мне хотелось быть ведущим, например, новогодних праздников на канале «Россия». Я благодарен безмерно моему руководству. 7 лет подряд, и слава богу, мы даже по цифрам выигрываем у коллег с Первого канала и у всех остальных – неспроста!

Е.Афанасьева Вы это делаете по сценарию?

Д.Губерниев В каком смысле?

Е.Афанасьева Нет, ну вот ведете вы без сценария… А, когда вы ведете концерт?

Д.Губерниев Всякое бывает. Есть сценарий, один лучше сценарий… Понимаете, бывает так, что на самых ответственных мероприятиях сценарий – «тут читать, тут не читать, а здесь я рыбу заворачивал» - помните, как у Оганезова и Винокура? Тьфу! – и так, бумажкой…

Е.Афанасьева Человек подписался Мрмм: «Дмитрий, вы часто страдаете от своего бывшего языка?» - спрашивает он.

Д.Губерниев Да, страдаю. Последнее время – реже, раньше страдал чаще. Я ответил на вопрос?

Спортивная журналистика, помимо того, что это моя работа – это моя жизнь

Е.Афанасьева Думаю, что Мрмм успокоится. Я просто в свое время как-то очень давно, в ранней юности спортивной журналистике и писала одну из курсовых по спортивным комментариям. Я до сих пор некоторые перлы помню с тех времен. Коте Махарадзе…

Д.Губерниев Ну, Коте Махарадзе, ну, что – артист. Прежде всего артист.

Е.Афанасьева Там много было замечательных цитат. Могу вспоминать эти цитаты до сих пор. Ваши войдут?

Д.Губерниев Зачем вы меня об этом спрашиваете? Спросите Венедиктова.

Е.Афанасьева Я смотрела: в Википедии есть отдельный раздел – ваши цитаты. То есть отдельная страничка про Губерниева, а есть отдельная страничка: Цитаты Губерниева.

Д.Губерниев Дело в том, что на этом ресурсе… ну там много всяких скандальных историй, причем некоторые совсем выеденного яйца не стоят. Да, я знаю людей, которые в интернете на очень популярных спортивных ресурсах собирают всевозможные цитаты, но это нельзя назвать перлами, оговорками… По-разному бывает. Понимаете, ведь хороший репортаж и хорошую фразу в момент финиша, старта, или о новом спортсмене, которая может остаться в умах человечества – высокопарно – ее же нельзя придумать, она должна родится сиюминутно. Вот вчера, например, в Сочи Николай Семенович Зимятов, король лыж, четырехкратный олимпийский чемпион – у меня была такая фраза, и он очень смеялся, когда я называл, условно: «отставание Подчуфаровой была одна минута 6 секунд, потом следующая отсечка: отставание Подчуфаровой – одна минута, 6 секунд! Отставание такое же незыблемое, как в свое время 3.62». Телезрители со стажем знают, о чем идет речь…

Е.Афанасьева А молодые не поняли.

Д.Губерниев Добавочный номер в известном фильме про Ивана Васильевича – 3.62.

Е.Афанасьева Думаю, надо дать возможность нашим слушателям с вами пообщаться. (495) 363 36 59.

Д.Губерниев А звонят вам?

Е.Афанасьева Сейчас начнут. Я только сейчас выведу, включу телефонную линию. (495) 363 36 59. Пока они начнут дозваниваться, у меня еще такой вопрос. В то же самое юное время, когда я пыталась анализировать спортивную журналистику, я понимала, что очень трудно быть хорошим, почему – если происходит какое-то событие, которое смотрят и болельщики, которые знают все нюансы: кто когда кого обогнал, забил, на какой минуте, секунде и как зовут прабабушку и собачку, то есть болельщики, которые ничего не понимают даже в этом виде спорта и пришли на каком-то вот порыве. Есть среднее: как быть хорошим для всех?

Д.Губерниев Невозможно. Дело в том, что все-таки есть узкая аудитория…

Е.Афанасьева Суперболельщики.

Д.Губерниев Ест широкая аудитория.

Е.Афанасьева А есть, кого олимпиада привела и в керлинге все в тот момент специалисты.

Д.Губерниев И нужно, чтобы эти люди остались, поэтому здесь ты все-таки стараешься объяснять и какие-то нюансы для одних, для других – я стараюсь все-таки это делать, и скажу, что у меня получается – у-у!

Е.Афанасьева (495) 363 36 59. Пробуем. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер, меня Геннадий зовут. Большой привет всем и Дмитрию, конечно! Дмитрию огромное спасибо за то, что, в общем-то, во многом благодаря ему биатлон стал популярен среди огромное количества семей. Но у меня вопрос немного другой. Он такой, достаточно сложный. Вот вы упомянули Юлю Джиму, биатлонистку украинскую. У меня, честно говоря, к ней было очень хорошее отношение до этого лета, когда по телевизору показали, как Юлия передает деньги на украинскую армию, то есть можно как угодно относится к событиям на Майдане, но передавать деньги, в общем-то, на убийство, я, например, понять не могу. У меня к этой девушке отношение изменилось очень сильно.

Д.Губерниев Спасибо вам за вопрос. Вы не то что меня сейчас в сложное положение ставите, но, понимаете, я, во-первых, знаком с ней достаточно долго, много, и хочу сказать, что хорошая она девушка, но если она так поступила – честно говоря, не видел этого сюжета, никаких подробностей не знаю, сложно мне говорить сейчас на эту тему.

Е.Афанасьева (495) 363 36 59. Еще сейчас звонок примем. Добрый вечер! Как вас зовут, откуда вы?

Слушатель Добрый вечер! Николай. Москва.

Д.Губерниев Здравствуйте!

Слушатель Здравствуйте Хочу Диме передать привет.

Д.Губерниев Спасибо!

Слушатель Его репортажи слушаю, смотрю.

Е.Афанасьева А вопрос у вас есть?

Слушатель Вопрос есть.

Е.Афанасьева И сорвался звонок… Давайте еще звонок. (495) 363 36 59. Добрый вечер!

Слушатель Алло! Елена, здравствуйте!

Е.Афанасьева Здравствуйте!

Слушатель Это Анатолий, Москва.

Д.Губерниев Задайте уже вопрос, пожалуйста.

Слушатель Да. Дмитрий, скажите, часто патриотический угар во время ваших выступлений на телеканале «Россия-2» - это необходимость или профессиональный такой этикет.

Д.Губерниев А что вашем понятии «угар», простите, мой дорогой?

Слушатель Дмитрий, ну вы знаете, когда открываете просто интернет, открываете любой сайт, который специализируется на отлове ваших «перлов», и «Лукоморье» то же, и почитайте, что там написано.

Д.Губерниев Не-не, почему это называется «угаром» я никак не пойму. Кто это придумал?

Слушатель Угар… ну, понимаете, когда вы с придыханием говорите так о российских спортсменах, который только что выиграли, такое ощущение, что мы только что победили как знаете…

Д.Губерниев Послушайте, я сегодня с придыханием восхищался Кайсой Макарайнен, финской гражданкой, которая чуть у Домрачевой не отыграла 15 секунд. Потому что, конечно, я болею за свою страну, как нормальный финский комментатор болеет за Кайсу, норвежский, соответственно – за ребят и девчонок. При чем здесь угар?

Слушатель Тут вопрос не про боление. Тут вопрос про то, как это все вы экстраполируете на все сознание человека, который смотрит в данным момент телевизор.

Д.Губерниев Это же нормально – болеть за свою страну. Я сижу точно так же переживаю. Но больше того, если вы успели заметить, - я не знаю, что что за ресурсы меня обвиняют, что я очень много рассказываю про Лауру Дальмайер и про кучу различных замечательных, уважаемых людей… Поэтому я делаю свою работу.

Слушатель Спасибо! И тогда второй короткий вопрос: Вы с господином Малафеевым, когда вопрос уже уладили, вы какое-то рациональные зерно от этого конфликта вынесли или нет?

Е.Афанасьева Спасибо.

Д.Губерниев Очень странно… Конечно, да. Знаете, я хочу сказать: а мы уже помирились. Мы на связи, у нас масса проектов было. Но рационально – безусловно.

Е.Афанасьева У каждого есть свой мем. У Ирады Зейналовой – мальчик, которого она послала случайно. У Кирилла Набутова тоже кто-то слил в интернет пленку. У вас – вот Малафеев. Знаете, пока мы тут с вами в студии разговариваем в прямом эфире, «Лента.ру» в 18-24 сегодня выдала такую информацию: «Губерниева попросили изменить текст в рекламе алкоголя. Телекомментатора и шоумена Дмитрия Губерниева заставили переозвучить текст для рекламы, - подождите, не вырывайте у меня из рук! - популярного слабоалкогольного напитка». Об этом сообщает корреспондент «Ленты.ру» Заказчики получили немало жалоб на рекламный ролик, в концовке которого из уст телеведущего звучит фраза: «Последний круг! Осталось только накатить перед финишем!». Что, это было – заставляли вас?

Д.Губерниев Нет. Я поддерживаю отечественного производителя. Это важно, сейчас, кстати.

Е.Афанасьева «Ранее Министерство спорта России предложило переводить часть средств, полученных от рекламы пива во время спортивных мероприятий, на содержание национальных сборных».

Д.Губерниев Прекрасное решение министерства спорта. Я поддерживаю. Дайте хоть посмотреть, что ли…

Е.Афанасьева Да заберите с собой, пожалуйста, что вас там заставят переозвучить, может быть, вы еще не в курсе. «Меня как раз каждый раз радует, когда во время спортивных трансляций, бесконечной рекламы средств для потенции идут. Не оскорбляет ли это болельщиков?» Он зачитался.

Д.Губерниев Я зачитался, да.

Е.Афанасьева С собой возьмете. (495) 363 36 59. У кого еще есть вопросы к Губерниеву – пожалуйста. Добрый вечер!

Слушатель Алло! Здравствуйте!

Е.Афанасьева Как вас зовут?

Слушатель Петр. У меня вопрос к Дмитрию. Скажите, Дмитрий, ваши репортажи всегда яркие, очень эмоциональные, такая манера стебковая. Бывало у вас когда-нибудь, чтобы вам от редактора доставалось по башке за это, и если да, то какой-нибудь случай можете рассказать, и как вы пытались объяснить что-то?

Е.Афанасьева Спасибо за вопрос.

Д.Губерниев Спасибо!

Е.Афанасьева «Были ли интересные случаи на съемках?» - это обычно…

Д.Губерниев Интересные случаи на съемках случаются. Я в этом смысле хочу сказать, знаете, у нас принято хвалить начальство чаще без дела. Я хочу вот похвалить за дело, потому что мне в этом смысле настолько работать в команде Олега Добродеева, и у нас есть полное взаимопонимание. И в данном случае, конечно, мы постоянно на связи с руководством телеканалов «Россия», «Россия-2», но мы находим общий язык, как правило, до, а не после.

Е.Афанасьева Это прекрасно!

Д.Губерниев Это важно.

Е.Афанасьева Кто-то пишет из Самарской области: «Губерниев, прекратите рассказывать результаты. Я еще не смотрел биатлон». Так в прямом эфире, наверное, надо. Самарская область - вроде одна…

Д.Губерниев Дело в том, что у нас же сквозное вещание и биатлон на «России-2» все прямо идет.

Е.Афанасьева Извините, тогда уж не виноват Губерниев, что вы не посмотрели. «А болеть надо не за страну,а за спортсмена», - пишет Аркадий.

Д.Губерниев Абсолютно правильно. Вот именно поэтому я практически напророчил, - и об этом знаемУле Эйнар Бьорндален – пожелал ему выиграть награду в Сочи – мы об этом мы с ним говорили, и он знал, как радовался я. Но не в первой гонке, и, когда Бьорндален, интересно, что выиграл еще одну медаль золотую, и мы с ним встретились на «Медал плазе», я говорю: «Послушай, ну это уже перебор». Одна медаль – не две. Поэтому он знает, что я с огромным уважением к нему отношусь. Об этом знает, кстати, Фуркад, об этом знает Яков Фаг, и люди даже какие-то мои отдельные перлы, как вы говорите на своих страничках выдавали – это ужасно приятно. Поэтому тут биатлонная семья в действии.

Е.Афанасьева Георгий спрашивает: «Дмитрий, сколько в ваших репортажах журналиста, а сколько бАлельщика?» - через «А» почему-то этот укол Георгия. Ну, сколько?

Д.Губерниев Я никогда не считал, это симбиоз. Я, вообще, не понимаю сути… Вот это слово «угар» какое-то непонятное…

Е.Афанасьева Зато Аркадий пишет: «Губерниев согласен ли, что Соукалова самая красивая биатлонистка?»

Хорошую фразу, которая может остаться в умах человечества, ее нельзя придумать, она должна родится сиюминутно

Д.Губерниев Что самая красивая? Симпатичная женщина

Е.Афанасьева Еще вопрос примем по телефону. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер!

Е.Афанасьева Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель Мират меня зовут. Подмосковье. Хотел Дмитрию вопрос задать.

Е.Афанасьева Говорите.

Д.Губерниев Мират, здравствуйте!

Слушатель Дмитрий, скажите, вот советская школа комментаторов богатая очень, это Владимир Перетурин, Николай Озеров, Котэ Махарадзе, Малявин, Майоров, Анна Дмитриева. Скажите, пожалуйста, есть музей этого достояния именно советской школы?

Д.Губерниев Спасибо, Мират! Мират сейчас, как Котэ Махарадзе - с такой силой выступил.

Е.Афанасьева Да, голос прямо в ушах зазвучал.

Д.Губерниев Дело в том, что музея, как такового пожалуй, нет. Но я все-таки не считаю себя человеком, не помнящим родства, как тот Иван не помнящий родства. Если есть малейшая возможность – мы сегодня вспоминали и Суркова и Малявина – если есть возможность о великих предшественниках, о предтечах, так скажем, поговорить – я стараюсь это делать. Точно так же важно, как у спортсмена есть личные тренеры. И здесь без ложной скромности хочу сказать, что фактически первым ваш покорный слуга начал называть тех людей, которые рядом со спортсменом. Тут есть, правда, другая история: если кого-то забыл – тебе хана.

Е.Афанасьева Вот спрашивают – я не знаю, почему, наверное я не прочла книгу Устиновой «Флора» - как вы оцениваете? Это связано со спортом что-то?

Д.Губерниев Какая книжка?

Е.Афанасьева Книга Устиновой «Флора».

Д.Губерниев Я не знаю, кто это.

Е.Афанасьева Я тоже не знаю, но завтра Первый канала, ваш конкурент начинает показывать сериал про биатлон. Как вы относитесь к игровым сериалам про спорт?

Д.Губерниев Очень интересно будет узнать, кто же комментирует соревнования на Первом канале.

Е.Афанасьева Там снимали, по-моему, часть прямо пиратски в Сочи, команда Дениса Евстигнеева поехала туда под видом болельщиков – были куплены билеты – но подснимали – благо, современные камеры позволяют их брать с собой как и болельщикам и снимали какие-то куски.

Д.Губерниев Я слышал что-то об этом.

Е.Афанасьева А посмотрите? Или все-таки для человека, который в мире спорта все знает, это смотреть, как играют в спорт – неинтересно?

Д.Губерниев Вы знаете, как в свое время говорил Озеров: «Мы солдаты! Вот куда скажет нам Лапин поехать – туда мы и… Сказали: в Токио – значит, в Токио! Сказали: в Цюрих – значит, в Цюрих».

Е.Афанасьева В советское время это звучало прекрасно. Нет, а просто: завтра посмотрите или в другой день, что это за сериал про биатлон или нет?

Д.Губерниев Ну, скорей, фрагментарно. Вы знаете, я сейчас «Декстера» смотрю, это уже пятый сезон.

Е.Афанасьева А вдруг «Выстрел» круче?

Д.Губерниев Это ужасно. Дима Востриков, на оператор первые две серии мучился – теперь оторваться не могу.

Е.Афанасьева Другой вопрос. Все-таки в «Выстреле» хоть это люди и биатлонисты и спортсмены и там, как я понимаю, они что-то в Сочи выиграют, эти герои. А фильм про Фетисова, который вот-вот…- снял Алексей Пиманов.

Д.Губерниев Алексей Пиманов. Мы говорили с Алексеем об этом.

Е.Афанасьева Понятно, был фильм о Харламове, но, к сожалению, величайшему для всех Валерия давно нет в живых. Слава живой и здоровый, имеющийся сейчас в наличии…

Д.Губерниев Мы в прекрасных отношениях, мы дружим…

Е.Афанасьева Как вам кажется, можно ли снимать о тех, кто сейчас жив-здоров?

Д.Губерниев Нет, надо ждать пока все умрут. Конечно, надо.

Е.Афанасьева А можно ли рассказать все?

Д.Губерниев Не знаю. Мне сейчас предлагают уже написано о биатлоне книгу, уже настойчиво – очень крупное издание - на протяжении целого года. Но, понимаете, все-таки повременю пока.

Е.Афанасьева Все рассказать еще нельзя.

Д.Губерниев Есть на то причины. Ну, буду держать как джокер в кармане. Хочу сказать о том, что давайте все прекратим встречаться на похоронах. Давайте говорить о живых, снимать фильмы…

Е.Афанасьева Вопрос даже не в этом. В фильме всегда есть конфликт. Можно ли рассказать все, что было в судьбе живого человека, не обидев при этом никого, чтобы не приходилось потом мириться.

Д.Губерниев Конечно. Нам показывают, что надо закругляться. Спасибо большое, Лена! Я вас очень уважаю как профессионала, спасибо.

Е.Афанасьева Спасибо большое! Вы теперь на лыжи или куда - комментировать?

Д.Губерниев Сейчас неделька биатлона, потом пауза.

Е.Афанасьева Ну что, будем надеяться, что с вами и биатлон и лыжи и другие виды спорта будут все популярнее, вы будете приходить к нам все чаще и чаще. Вопросов просто очень много.

Д.Губерниев Спасибо большое! А я еще футбольным обозревателем иногда работаю!

Е.Афанасьева Ну, тогда летом приходите.

Д.Губерниев Да.

Е.Афанасьева Спасибо! Это был Дмитрий Губерниев. До следующего воскресенья, всего доброго, до свидания!