Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

16 февраля 2015: Телевидение в эпоху трансмедиа. Гости - Алексей Пивоваров

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1492680-echo/

Е.Афанасьева Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами персонах, программами, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И вот сейчас уж точно будем говорить о том, каким оно будет завтра, потому что само название должности Алексея Пивоварова: директор Департамента трансмедийных проектов СТС Media – это уже что-то из будущего. Здравствуйте, Алексей.

А.Пивоваров Добрый вечер!

Е.Афанасьева Несмотря на то, что мы и в анонсах, и на сайте, и в эфире представили вас должностью, которая все еще, вероятно, считается новой для вас, большая часть вопросов по поводу НТВ и ругани по поводу НТВ.

А.Пивоваров Это, к счастью, не ко мне.

Е.Афанасьева Как-то наши слушатели очень внимательно следят: раз Пивоваров – значит, НТВ. Это намертво приклеивается к человеку, который работал столько лет в эфире?

А.Пивоваров Я надеюсь, что нет, потому что не хотелось бы, чтобы это всегда преследовало. У меня, правда, есть почта, одна из основных, которой я пользуюсь. Я вот как вбил там «Пивоваров. НТВ», так и пользуюсь. Но я, в общем, надеюсь, что нет.

Е.Афанасьева Понятно. Поэтому уважаемые слушатели, те, кто тут требовал отчета за действия НТВ - от Алексея, уже поздно требовать.

А.Пивоваров Да, я за НТВ последних полутора лет никак не отвечаю.

Е.Афанасьева И поэтому говорим мы сегодня все-таки о трансмедиа-проектах. И как мы определим, что такое трансмедиа-проекты, чтобы люди знали, чем же вы занимаетесь в СТС Media?

А.Пивоваров Это очень просто объяснить. Просто трансмедиа-проекты – это проекты, которые одновременно в разных средах доносят один и тот же контент, но с учетом особенностей этих сред. Очень просто объяснить. Вот у нас есть сериал «Молодежка», очень успешный. Сейчас идет как раз его второй сезон, заканчивается. Мы сделали приложение для мобильных устройств Second Screen, когда идет сериал, оно синхронизируется по звуку и идет дополнительный контент – это в мобильной среде. Мы сделали также массу всяких интересных вещей, как мы говорим, «фич», в вэбе. Мы сделали также игрушку для мобильных устройств и социальных сетей «Молодежки»…

Е.Афанасьева Сами играете?

А.Пивоваров Сам? Ну я тестировал…

Е.Афанасьева Задумался!

А.Пивоваров Я не очень целевая аудитория, но я все, конечно, тестирую лично. И смысл в том, что «Молодежка» - это становится не просто сериал, а такой контентный бренд, который мы доносим в разных средах до разных людей по-разному для того, чтобы монетизировать его во всех возможных средах, с одной стороны, конечно, получая для холдинга дополнительную прибыль, но с другой стороны, и создавая интересные варианты контента для самых разных потребителей.

Е.Афанасьева Уважаемые наши слушатели, ваши вопросы к Алексею Пивоварову по поводу трансмедиа-проектов вы можете задавать по телефону для sms: +7 (985) 970 45 45. Во второй части, как обычно, мы сможем поговорить с вами и по телефону. У нас люди замечательные. Тут написали, что вы уже на СТС, дальше начинают уже вопросы про РЕН ТВ задавать. У меня ощущение иногда бывает, что зрители воспринимают телевидение, как одну большую кнопку, по крайней мере, один сорт каналов – это федеральные. Другой сорт каналов – это, которые раньше назывались сетевыми и вещали через партнеров в регионах. Какое у вас ощущение – сильно аудитория разбирается в этом, или все-таки бренд разных каналов, он размывается все больше и больше?

А.Пивоваров Тут двойной ответ. Я коротко отвечу, как один из топ-менеджеров СТС Media: Мы делаем все, для того, чтобы наш контент не размывался, по крайней мере, в сети, в мобильных устройствах, в эфире – мы очень над этим активно работает и, с точки зрения охраны наших прав, и с точки зрения работы над нашими брендами. Надеюсь, что бренд не размывается.

Что касается восприятия людей из ящика, то вы, наверное, сами прекрасно знаете, что люди воспринимают всех с телика, как людей из одно такой большой организации…

Е.Афанасьева Причем он вся где-то в Останкинской башне.

А.Пивоваров Да-да-да. Все сидят в Останкинской башне. Хотел сказать: конторы, но потом понял, что «контора» не та организация. Меня часто еще спрашивают: А на улице узнавали, узнают? Это такой специфический тип узнавания: люди видят знакомое лицо и не понимают, где они видели.

Е.Афанасьева Вы столько лет работали в прямом эфире по многу времени - не то, что что сюжет двухминутный…

А.Пивоваров Это, кстати, интересно. Я на своем примере чувствовал, как меняется - модное слово «паттерн» - телесмотрение, проще сказать, как меняются аудитории. Если, кода мы начинали делать новостную программу «Страна и мир» в 2003-2004-м годах, меня действительно многие в моем кругу узнавали, то потом меня узнавать как ведущего новостей стали быстро намного меньше. Меня довольно долго узнавали и до сих пор иногда узнают как ведущего программы «Авиаторы», которая уже пять лет в эфир не выходит.

Е.Афанасьева То есть документальный цикл больше, чем ежедневная программа?

А.Пивоваров Или как ведущего документальный фильмов. Да, это вот такой был парадокс, когда я еще работал ведущим в новостях и появлялся каждый вечер, меня все равно узнавали больше как документалиста и как автора еженедельного проекта об авиации. Это любопытно, было над чем задуматься.

Е.Афанасьева Так, по-моему, настолько, в общем, объяснимо. Новости перестали быть личностными. Я даже не имею в виду, что это, как в былые времена, в 91-м году Светлана Сорокина могла в кадре заплакать, а просто перестали быть персонализированными и все больше работают дикторы. Это поэтому? Вас воспринимали как диктора уже?

А.Пивоваров Мне сложно сказать, как именно. Конечно, я всегда себя считал ведущим. Но да, вы, конечно, правы. Модель потребления новостей с развитием интернет-технологий, особенно мобильных технологий стремительно меняется. И, конечно, я согласен с теми, кто говорит, что современный зритель, особенно зритель ближайшего будущего, если говорить об общественно-политическом вещании, будет приходить, чтобы не новости узнавать, а комментарии слышать. Он будет приходить на тот канал, которому доверяет, чтобы услышать комментарии тех людей, тех экспертов, комментаторов, которым он доверяет. Потому что новость он узнает и так, новости стремительно сейчас распространяются. Достаточно иметь мобильный телефон и ты узнаешь все быстрее любого телевизионного выпуска.

Е.Афанасьева Чтобы как-то завершить тему с новостями и с вашей предыдущей работой. Много вопросов все-таки, сами ли вы ушли, или вас подвинули? Вызван был вас уход с каким-то несогласием с информационной политикой канала?

А.ПИВОВАРОВ: Зритель будет приходить, чтобы не новости узнавать, а комментарии слышать

А.Пивоваров Я тогда на этот вопрос много раз отвечал.

Е.Афанасьева Но его повторяют.

А.Пивоваров За год с лишним ничего не изменилось. Нет, я почувствовал, что мне интересно попробовать себя в другом. Я с Сашей Расторгуевым и Павлом Костомаровым - мы как раз делали проект «Срок», который был сетевым, и я уже много экспериментировал уже как продюсер всяких сетевых проектов. Мне было интересно развиваться в эту сторону, потому что на тот момент я понимал, что все, что я мог достичь как ведущий телевизионных классических новостей, я, наверное, достиг. Я по-прежнему так думаю. Так что это, в общем, совпало счастливо для меня – надо добавить.

Е.Афанасьева А не нет ли ломки? Все-таки прямой эфир – это всегда считается сильный очень наркотик для человека, который столько лет работал. Тем более информационщик – это иная жизнь, иной способ мышления. А вы ушли на канал, на котором вообще нет новостей, и даже, занимаясь трансмедиа-проектами, это совершенно другая среда и другая аудитория, нежели та, в которой вы работали раньше.

А.Пивоваров Нет, на самом деле этой ломки нет. Меня многие предупреждали, что, мол готовься… Ничего подобного. На самом деле я просто никогда не относился к эфиру, как самостоятельной ценности; я всегда его воспринимал, как возможность реализовать тот или иной проект, замысел и так далее. И поэтому такой самоцели быть в эфире любой ценой у меня никогда не было. Вот у меня сейчас есть какие-то другие контентные мысли о том, что какие-то программы сделать для того же СТС Media, и мы как раз это обсуждаем. И в этом смысле да, возможно, я снова окажусь в эфире, но тяги в прямой эфир нет. Хотя, конечно, вы правы, привычка начинать утро с просмотра новостей и несколько раз в день возвращаться в какой-то новостной ресурс, она остается и, видимо, навсегда со мной будет.

Е.Афанасьева А вот вопрос, который достаточно типичен для слушателей, причем меня каждый раз удивляет, что люди задают его в программу о телевидении. Эдуард Иванов из Тольятти спрашивает: «Я отключился от ТВ и выкинул телевизор в 12-м году, так как больше не находил правды ни на одном канале. Ситуация сегодня не изменилась. Что вы можете сказать таким, как я?» Хочется сразу спросить, откуда вы знаете, что на телевидении ситуация не изменилась, если телевизор вы выбросили? Передаю теперь слово Алексею Пивоварову.

А.Пивоваров Я, давайте, уже больше, чем сейчас занимаюсь, отвечу, потому что есть у меня ответ на этот вопрос. Когда современный человек говорит: «Я не смотрю телевизор» - я, кстати, так тоже всегда говорю, - то это правда в том смысле, что человек не смотрит телевизор, как прибор, который воткнут в розетку, висит на стене или стоит на тумбочке. Это да. Но он продолжает потреблять конечно же профессионально сделанный контент. И, как показывают все опросы, как показывают все социологические исследования, потребление профессионального телевизионного контента любого, оно только растет, а не падает. То есть если я выкинул телевизор, не смотрю телевизор, но в сети смотрю все выпуски «Вечернего Урганта», я что – перестал смотреть телевизор? Ну, весьма относительно: как прибор - перестал, как потребитель контента - нет, конечно. И к новостям это тоже относится в той или иной степени.

Е.Афанасьева Это Алексей Пивоваров, напоминаю. И говорим мы об трансмедийных проектов СТС Media, где он теперь возглавляет департамент этих самый трансмедийных проектов, поэтому и переходим к более подробному разговору о том новом телевидении, для которого не нужен ящик в углу комнаты или на стенке, а которое может быть всегда с собой, как это теперь называют наши западные коллеги TV ToGo: как офис с собой, так и телевидение с собой.

А.Пивоваров TVonDemand – телевидение по запросу.

Е.Афанасьева Вот теперь уже есть термин TV ToGo, потому что идешь… Я сама во время олимпиады опаздывала куда-то. Была та сама лыжная гонка, которую чудом наши в конце олимпиады выиграли, и я поймала себя на том, что я, смотря с телевизора, перебросилась на мобильный телефон, побежала куда-то к метро или что-то, досматривая эту трансляцию. Вот TV ToGo.

А.Пивоваров Ну, конечно. Все мобильно, да.

Е.Афанасьева Работаете на эту аудиторию?

А.Пивоваров Мы стараемся. У нас есть даже такой внутренний лозунг: «Мы там, где наша аудитория». Мы – в смысле СТС Media. То есть если наша аудитория сидит и смотрит наш сериал или наше шоу в эфире, то мы там. Если нашей аудитории удобней по дороге на работу или с работу в метро, где сейчас есть скоростной Wi-Fi, смотреть наши сериалы, то мы и там. Если аудитории удобней потреблять в Smart TV, то в Smart TV. Если в вебе, то в вебе. В общем, мы идем туда, где наша аудитория. И очень важно сказать, что мы идем туда, где наша аудитория привыкла смотреть видео-контент, прежде всего, в социальные сети. Мы понимаем, что мы не сможем никогда заставить нашу аудиторию пойти на наши собственные сайты или наши собственные приложения смотреть наш контент, хотя нам бы это было, конечно, очень выгодно экономически. Мы понимаем, что аудитория потребляет видео-контент «ВКонтакте», в «Одноклассниках», в «Фейсбуке», и мы идем туда, в том числе, тоже.

Е.Афанасьева Тогда вы говорите о том, что было бы выгодней, естественно, привести на сайт к себе аудиторию – там более-менее понятно, как монетизировать. А вот вопрос монетизации всего существующего багажа, который у телевидения огромен в отечественном сегменте интернета. Потому что, если западный потребитель привык платить, то у них было еще с тех пор, как они смотрели видео в других видах, то у нас всегда предпочитали пиратскую сначала вэхаэску, потом паленый диск, который будет ужасно плохо показывать, но не лицензионный. И с контентом: будут искать, где скачать нелегальную копию, лишь бы не заплатить три копейки. Как вы решаете этот вопрос?

А.Пивоваров Во-первых, начну с конца. Во-первых, эта ситуация меняется, к счастью. Сейчас растет количество людей, которые хотят и готовы заплатить какие-то деньги – как правило, это не такие уж большие деньги, - для того, чтобы смотреть в отличном качестве любимый контент без рекламы. Скажем, все потребители иностранных сериалов, культовых в определенной среде, особенно в столице, он, конечно, относятся к этой категории людей.

Понятно, что, когда пиратство всегда под рукой, когда то же самое можно получить бесплатно, то, конечно, соблазн для массовой аудитории всегда будет превышать готовность заплатить, но с пиратством мы совместно со всей индустрией более-менее успешно боремся. Эта ситуация будет продолжать меняться. Что касается, готовы или не готовы платить, я уже ответил, а важно еще что понимать: когда вы смотрите сейчас, например, весь контент СТС, не только канал СТС – весь СТС Media: там и канал «Перец» и «Домашний» и так далее – как бы бесплатно, вы смотрите рекламу, которую продал наш сейлз-хаус, то есть она не так, чтобы бесплатно для вас. То есть вы за то, что вы посмотрели нашу рекламу, смотрите наш контент. Такого, чтобы вообще бесплатно, такого уже сейчас нет.

Е.Афанасьева Но, порядок цифр рекламы на телевидении и в интернете пока еще несопоставим.

А.Пивоваров Несопоставим в России, потому что в России свои модели потребления всегда были. Действительно объем рекламного рынка на телеке сейчас даже не в разы, а на порядок, наверное, чем в вебе, и эта ситуация меняется. И, кстати сказать, нынешний кризис ускорит изменение этого, извините за модное слово, тренда, потому что мы наблюдаем падение всего рекламного рынка на телеке вообще. На телевидении оно большими темпами идет, и в общем, уже сопоставима с кризисом 9-го года. В вебе оно идет не такими большими темпами.

Е.Афанасьева Но просто в 9-м еще не было такой рекламы в интернете.

А.Пивоваров Конечно, конечно. Я говорю: технологии стремительно развиваются. И как раз, например, сегмент видео-рекламы в интернете – это единственный сегмент рекламы в видео, который по прогнозам на 15-й год не будет падать, а будет все-таки расти, несмотря на все кризисные явления.

Е.Афанасьева Вот один из наших слушателей, который подписывается ником Джесси Дентон, пишет: «Ничё-ничё, сейчас кризис и все снова пойдут на торренты и за blu-ray НЕРАЗБ сериалов?

А.Пивоваров Это спорное утверждение, потому что не только экономическая ситуация меняет модели потребления, но и технологическая революция, которая постоянно с нами, и которая стремительно, в течение нескольких лет меняет модели потребления. Я считаю, что нет – кризис, может быть, притормозит этот процесс слегка, но не повернет его вспять совершенно точно. Безусловно, количество людей, которые готовы платить и будут платить за качественный профессиональный контент, будет возрастать в России несомненно.

Е.Афанасьева Мы все время говорим контент, контент, забывая, что для слушателей часто слово непонятно. Ну, содержание телевизионного продукта.

А.Пивоваров Контент – это, собственно, телевизионные программы, сериалы и так далее. То есть, когда я говорю «профессиональный контент», я имею в виду, что это контент, произведенный для показала на телеэкране…

А.ПИВОВАРОВ: Зритель будет приходить на тот канал, чтобы услышать комментарии экспертов, которым он доверяет

Е.Афанасьева Профессионалами, а не любителями, снявшими что-то свой айфон.

А.Пивоваров Да. То есть любителями, снявшими что-то на свой смартфон. Это, как правило, то, что у нас попадает в категорию User-generatedcontent или UGC – тоже очень любимая наша аббревиатура.

Е.Афанасьева А из всего, что производит СТС Media, какое содержание наиболее понятно у сетевой аудитории, мобильной и этой самой трансмедийной?

А.Пивоваров Безусловно, в этом смысле, кстати, сетевая аудитория и мобильная аудитория мало отличается от телевизионной, только по разным тайтлам, как мы говорим. Одни сериалы больше любят смотреть в сети, другие в эфире. Но, скажем, наши топовые сериалы – ту же «Молодежку», ту же «Кухню» - они одинаково успешно смотрятся и в сети и в эфире. И мы понимаем, конечно, что эти аудитории пересекаются отчасти, но лишь отчасти. То есть мы здесь имеем дело с двумя разными аудиториями, и для нас это очень хорошо, потому что, если это разная аудитория, то одна может быть увеличена за счет другой.

Е.Афанасьева Илья из Ярославской области интересуется: «Как вам кажется интернет вытеснит телек? Это вопрос времени или технологий?» Я тогда сразу вспоминаю «Москва слезам не верит», когда телевизионный оператор говорил, что все будет одно сплошное телевидение.

А.Пивоваров Я частью ответил на этот вопрос. Нет, они на самом деле – хотел сказать, сольются – они уже слились. Это, в общем, будет единая технологическая среда, когда у вас дома будет стоять прибор, похожий на телевизор. Вы будете его включать, но вы не будете знать, как к вам пришел тот или иной контент. То есть этот сериал вы смотрите через эфир, или он пришел к вам по кабелю, или через интернет, или черезSmart TV. Он может, интерактивным будет – часть из этого контента, часть не будет интерактивна. А, скорей всего, все будет со временем интерактивным. И в этом смысле телевидение не отомрет, оно просто технологически объединиться со всеми технологиями и, более того, это уже произошло.

Е.Афанасьева Мы сейчас прервемся на выпуск новостей и продолжим разговор с Алексеем Пивоваровым в программе "Телехранитель".

НОВОСТИ

Е.Афанасьева Продолжаем программу "Телехранитель". В гостях сегодня Алексей Пивоваров как директор департамента трансмедиа-проектов СТС Media. Об этом мы и говорим с ним. Хот вопросов очень много. Вот, в частности, про ваши документальные фильмы: «Будут ли еще фильмы о войне? Ждем».

А.Пивоваров В ближайшее время не планируется. Во-первых, никто особо не заказывает.

Е.Афанасьева То есть даже к 70-летию?

А.Пивоваров А во-вторых, откровенно говоря, я уже достаточно сделал фильмов о войне и, в общем, что я мог сказать, я уже сказал. Дальше будет, в общем, по большому счету, повтором одних и тех же мыслей, чего не хотелось бы.

Е.Афанасьева А другие фильмы и проекты личные в качестве ведущего, автора у вас будут или вы полностью переключились?

А.Пивоваров Возможно. Обсуждаем. Но пока рано говорить.

Е.Афанасьева Хорошо. Возвращаемся к трансмедиа. Я напоминаю, уважаемые слушатели, телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Игорь спрашивает или утверждает: «В российском трансмедиа отсутствует понятие «передачи на иностранном языке». Переводы и адаптации меняют суть и тонкости. Вот и не понимают НЕРАЗБ россияне иностранцев и юмор, взгляды. Как вы относитесь к этому, Алексей? Должна ли быть возможность при трансляции западного контента, смотреть на иностранном языке?»

А.Пивоваров Это не очень трансмедиа, честно сказать. Это вопрос как раз эфирного телевидения. Я не очень понял на самом деле, что имеется в виду. Если говорить о потребителях, скажем, западных сериалов, которые в огромных количествах потребляются в сети, почти на сто процентов сетевой аудиторией, потому что практически нет в российском телеэфире, то там, по-моему, всегда есть возможность выбрать язык и смотреть это без перевода. К тому же сейчас есть возможность… некоторые сериалы уже и титрами переводят, так что эти возможности есть. И в кино, мы знаем, есть, по крайней мере, в Москве и Питере есть кинотеатры, где можно посмотреть западные фильмы на языке оригинала. Я бы не сказал, что это большая проблема для того, кто хочет смотреть голливудский фильм на английском. Другое дело, что для массовой аудитории таких продуктов нет, и ни в какой стране их нет, потому что массовая аудитория всегда потребляет продукт на родном языке.

Е.Афанасьева Нет, в скандинавских странах всегда идут фильмы с титрами. И говорят, что именно поэтому такое высокое знание английского в этих страна, потому что все смотрится на английском.

А.Пивоваров Если говорить именно о кинопоказе, то, что в кинотеатрах идет, то в подавляющем большинство стран традиция переводить субтитрами – это чисто даже не российская – советская традиция – переводить войсовером, то есть голосом поверх и актерами. Но это вопрос традиции на самом деле. Я тоже люблю смотреть титрами, когда есть возможность слушать оригинал. Но это вопрос, по-моему, еще вкусовой.

Е.Афанасьева Да. Возвращаемся еще раз к трансмедиа уже ближе. У вас, насколько я знаю, маленький сын. Сколько ему сейчас?

А.Пивоваров Почти шесть.

Е.Афанасьева Имеется в виду из того поколения, которое сейчас называется уже «digital natives» - рожденные в этой мультимедийной…

А.Пивоваров Рожденные в айпеде. Встает и в айпед.

Е.Афанасьева Мы с вами, которые уже «digital emigration», то есть мы взрослыми эмигрировали в эту среду, может быть, кто-то лучше освоились, кто-то хуже. Но это поколение совсем другое. СТС Media очень много контента делает для семейного просмотра, в том числе, для просмотра с детьми. Вы как-то думаете о работе для это аудитории?

А.Пивоваров Конечно, безусловно. Вот, например, уже упомянутый Second Screen для сериала «Молодежка». Это приложение, которое позволяет во время просмотра сериала запустить приложение, оно автоматически синхронизируется и будет выдавать дополнительный контент. Мы проанализировали целевую аудиторию «Молодежки», самую основную. И в результате основной прицел этого Second Screen приложения для аудитории старшего школьного возраста. Мы специально это сделали, и специально продумывали, как говорить с этой аудиторией на ее языке. Мы, безусловно, всегда думаем о той целевой аудитории, на которую прицеливается, извините за тавтологию, наш контент, и в сети и в эфире?

Е.Афанасьева Но ваш сын уже поиграл в те игры, которые вы делаете? А, главное, наверное, он у вас должен быть человек, которые тестирует, а не вы сами.

А.Пивоваров Он до Second Screen еще не очень дорос, но, если говорить о том, что, как это называется, естественная навигация, когда мой сын первый раз взял айфон и сразу понял, что надо сдвинуть пальцем вправо – это у меня было сильное впечатление.

Е.Афанасьева А откуда это именно natives, почему они знают, как в два года на горшке…

А.Пивоваров А вот какой-то единый информационный слой так настроен, что айпед существует в той же информационной среде.

Е.Афанасьева То есть бабушкам надо долго объяснять.

А.Пивоваров Бабушке надо объяснять, ей надо прочитать слово «сдвинь вправо», а ребенку не надо.

Е.Афанасьева И то еще нужно показать… Дмитрий Мезенцев спрашивает: «Какой именно контент вы готовы предоставить своей аудитории, и что в себя это включает?»

А.Пивоваров Это какой-то слишком глобальный вопрос. В СТС Media очень много всякого отличного контента, и западного и отечественного и сериального, и шоу, и программы. Зайдите на самом деле на сайт ctc.ru – посмотрите. Если вам не понравится, зайдите на сайт domashniy.ru, извините, что я рекламирую – посмотрите там. У нам есть много чего предложить.

Е.Афанасьева Вы сказали, что вам бы хотелось приводить на свои сайты, но очень многие смотрят через социальные сети, и мы знаем, что очень долгое время социальные сети, в частности, «ВКонтакте» был одним из рассадников пиратства. Там можно найти все, но с правами все было очень сложно. Как вы договариваетесь с социальными сетями?

А.Пивоваров Мы социальными сетями договариваемся очень просто. Когда они распространяют свой контент, у них, собственно, есть аудитория – у нас есть контент, и мы делим доход по определенной схеме. И понятно, что и они, и мы с этого зарабатываем. Что касается пиратства, то я не могу и не буду говорить за «ВКонтакте», но они уже с этим серьезно борются и в ближайшее время, мы знаем, они будут предпринимать дальнейшие шаги, чтобы откровенно пиратского контента у них становилось все меньше и меньше.

Видео-рекламы в интернете – это единственный сегмент рекламы, который по прогнозам на 15-й год не будет падать

Е.Афанасьева Какие все-таки трансмедийные проекты у вас, что называется, двигатель, главный локомотив? Вы сказали о «Молодежке». Это идет от проекта канала, которым зритель наиболее интересуется, и вы для него делаете все виды потребления в мультимедийной среде, либо вы ищете, что вашей аудитории сетевой и мобильной может быть интересно из вашего многочисленного разнообразного контента СТС Media и с этим работаете?

А.Пивоваров Нет, конечно, все идет от содержания. И есть даже такая американская, по-моему, поговорка "Contentisking" – контент – это король. И мы уже не раз убеждались, в том числе, и у нас в трансмедийном департаменте, что если это хороший сильный, качественно сделанный контент, то одно удовольствие будет его дистрибутировать и в сети, и в мобильных, и придумывать разные трансмедийные решения, и он будет всходить достаточно легко, он будет зарабатывать деньги – будут все рады. И наоборот, если контент слабый, если сериал неудачный, или программа, то как ты его не трансмедируй, результат будет не очень успешным, мягко говоря.

Е.АфанасьеваВот как раз Алексей пишет: «Доброго дня. Почему так много профессиональных выражений на английском языке? Это значит, что в ТВ сегодня это западная школа?»

А.Пивоваров Это не западная школа. Просто понятно, что в технологиях, хотим мы того или нет, в том числе, телевизионных технологиях, компьютерных технологиях, в мобильных технологиях, все идет с Запада вместе с понятиями, и довольно наивно полагать, что все это можно адекватно всегда и во всех случаях переводить на русский. Да и вопрос, нужно ли? Мы же все-таки хотим, я надеюсь, быть частью мировой системы.

Е.Афанасьева Странно переводить слово «iPhone». Ольга пишет, что «Молодежку» с одинаковым интересом смотрит и ее 74-летняя мама и 10-летний сын. Ну вот, наверное, все-таки трансмедийные проекты скорее для 10-летнего сына и для самой Ольги.

А.Пивоваров Скорее 10-летний сын захочет смотреть ее с мобильным телефоном, в котором включено приложение с функцией second screen, чтобы видеть дополнительную информацию о героях, участвовать в конкурсах и отвечать на вопросы, и зарабатывать баллы. А бабушке будет, наверное, приятно просто без second screen сериал посмотреть.

Е.Афанасьева А вы, ваша команда сами разрабатываете игры, приложения, или это, что называется аутсорсинг, то есть опять-таки, западное слово – это заказ на стороне.

А.Пивоваров Мы все содержательные – что бы в 250-й раз не повторять слово «контентные» - решения стараемся разрабатывать внутри, когда это возможно. Само производство мы, как правило, отдаем профессиональным компаниям на аутсорс, компаниям, которых мы хорошо знаем, с которыми мы работаем по многим проектам – это и эффективнее и экономичнее во многих случаях.

Е.Афанасьева Мы «Молодежку» уже много раз упомянули. Кроме «Молодежки» какие проекты СТС Media сейчас в активной работе для трансмедиа?

А.Пивоваров Я не очень могу анонсировать…

Е.Афанасьева – Аа, вот так!

А.Пивоваров Потому что у нас все-таки в СТС Media за анонсы контента отвечают другие люди, в первую очередь руководители телевизионных каналов, поэтому я не буду называть…

Е.Афанасьева То есть это те премьеры, которых еще в эфире не было?

А.Пивоваров Да, конечно. Я не буду называть конкретные названия, но поверьте, что до конца этого сезона и в следующем телевизионном сезоне, который начнется в августе-сентябре, у нас много чего задумано и подготовлено, в том числе, довольно неожиданные прорывные вещи. Я надеюсь, что и в частности, и second screen, и с трансмедийными пакетами, как мы говорим, я думаю, что будет, чем порадовать аудиторию.

Е.Афанасьева Вы можете дозваниваться к нам уже в прямой эфир. Наш телефон (495) 363 36 59. Вы можете продолжать присылать ваши вопросы по телефону для sms: +7 (985) 970 45 45. Ваши вопросы Алексею Пивоварову, ваши реплики и комментарии. Пожалуйста, дозванивайтесь. А пока наши слушатели дозваниваются… Вот, например, Таня спрашивает: «А важен ли смысл контента?» - вот такой веселый вопрос у Тани.

А.Пивоваров Так же как форма содержания – я бы так ответил.

Е.Афанасьева А Илью интересуют ваши проекты: «Это только бизнес или вы что-то хотите донести зрителю?»

А.Пивоваров Нет, конечно, мы хотим, чтобы всем было интересно, хорошо и, не побоюсь этого слова – прикольно. Если еще и денег приносит, то это совсем прекрасное сочетание. Ну, разумеется, мы работаем в коммерческой компании: все, что мы делаем должно быть прибыльно, по крайней мере, не убыточно.

Е.Афанасьева Тем более, у вас открытая компания, торгуется на IPO, акции, вышли на IPO и торгуется на бирже, и есть инвесторы, которые очень строго следят за показателями. Вам ставят какие-то задачи: сколько трансмедийный ваш блок должен собирать доходов?

А.Пивоваров У нас, конечно, у всех есть еще одна наша любимая аббревиатура KPI… контрольные…

Е.Афанасьева Сегодня слушателям будет плохо от английских терминов! Переведите все-таки.

А.Пивоваров Это как раз те самые контрольные показатели эффективности – по-русски, - которые ты должен достичь, чтобы получить бонусы или, по-русски говоря, 13-ю зарплату. Ну это такая обычная схема работы в любой бизнес-компании. Конечно, у нас есть эти самые KPI или вот эти КПЭ, но не только KPI все измеряется. Опять же, если мы сделали какую-то удачную историю, которая сходу не заработала, и мы первые, и мы довольны тем, как она взошла, как с тем же second screen «Молодежки», то, в общем, удовлетворение от работы мы получаем и без денег.

Е.Афанасьева Давайте попробуем звонок принять. (495) 363 36 59. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер, Дмитрий, город Москва. Я очень много смотрю канал СТС. Мне нравится, что он мультиформатный. Я, как вы заметили, не из молодежи. Хотелось бы узнать, проект, который назывался «6 кадров» - он закрыт или будет как-то продолжаться, или будут какие-то будут с ним…»

А.Пивоваров Опять же, я не очень готов комментировать контентные решения не телеканалах. На настоящий момент он закрыт. Что касается планов о его какой-то реинкарнации, я, честно говоря, и сам не очень знаю.

Е.Афанасьева Еще звонок. (495) 363 36 59. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер, меня зовут Максим, я из Уфы. У меня такой вопрос возникает: а будет ли с «Кухней» что-нибудь связано?

Наши топовые сериалы – ту же «Молодежку», ту же «Кухню» - одинаково успешно смотрятся и в сети и в эфире

Е.Афанасьева Вот. Я тоже хотела этот вопрос задать, что есть такая «Кухня». Как же с ней?

А.Пивоваров Конечно, куда же без «Кухни»! У нас будут трансмедийные решения по «Кухне» в предстоящем сезоне. Какие – пока говорить не буду.

Е.Афанасьева Максим, вы будете ждать?

Слушатель Буду ждать. И еще такой вопрос: Будете ли вкладываться в серии до эфира – это было сделано на Первом канале.

А.Пивоваров Хороший вопрос, да. Мы планируем это делать в довольно уже обозримом будущем. Точно в этом сезоне мы будем с этим экспериментировать – выкладывать серии до эфира. Это так называемый catchfor НЕРАЗБ

Е.Афанасьева Урок английского сегодня успешно прошел.

А.Пивоваров И это одна из тех самых технологически-экономических формул, которые мы хотим попробовать в ближайшее время.

Е.Афанасьева Вопрос без подписи из Москвы: «Куда можно направить сценарий фильма и каков шанс оказаться у вас на столе, а не в урне автоматом?» Вы смотрите входящие сценарии?

А.Пивоваров – Я нет, потому что это не моя епархия совсем. Ну, конечно, можно. Опять же зайдите на ctc.ru – там есть e-mail и все контакты, и velcom, что называется. Хороший контент, я могу сказать по своему личному опыту, не только в СТС, но и вообще, он всегда себе дорогу пробьет, так же, как и талант себе всегда дорогу пробьет.

Е.Афанасьева Еще звонок. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер. Из Тюмени беспокоит. Владимир Владимирович.

Е.Афанасьева Да, мы вас слушаем, Владимир Владимирович.

Слушатель Я в сущности телевизор не смотрю, но меня взволновало про пиратский контент: смотрят, туда-сюда… Я бы, может быть, смотрел иногда без рекламы, но настолько дикие деньги покупать… для наших, конечно, регионов, за Уралом которые.

Е.Афанасьева А, что именно покупать вы имеете в виду, Владимир Владимирович?

Слушатель Я имею в виду покупать те же диски, тот же контент, который где-то с интернета скачать можно. Это для наших уровней несоразмерные деньги.

Е.Афанасьева Спасибо за вопрос. Алексей.

А.Пивоваров Экономические причины, конечно, всегда будут определяющими и первостепенными в принятии любого человека, решения о любой покупке. Понятно, что если вы считаете, что этот продукт – я не говорю обязательно, что это сериал, а вообще любой продукт – вам не по карману, конечно, вы трижды подумаете. Понятно, что, наверное, развлекательные продукты, сериалы и шоу не относятся к числу первоочередных и жизненно необходимых – это все понятно. Но рынок развивается таким образом, что, чем более массовым становятся предложения платной услуги, тем она дешевле.

Е.Афанасьева Раньше нельзя было себе представить, что мобильные телефону будут абсолютно у всех…

А.Пивоваров Вот-вот, мобильная связь. То же самое и здесь будет. Уже сейчас в принципе – я понимаю, что нельзя, говорить, что какой-то контент стоит дешево, потому что это очень относительно, - но уже сейчас есть недорогие возможности сделать это легально. Чем дальше, тем их будет больше. Чем более массово будет потребление платного контента, тем он будет становиться дешевле.

Е.Афанасьева Вы упомянули сегодня фильм «Срок». Как раз этот проект – вы несколько раз повторяли, что это интернет-проект, он не предназначался для телевизионного эфира – какой ваш опыт продюсерский, довольные ли вы тем, как он сработал именно как интернет-проект?

А.Пивоваров О, да! По-моему, мы устроили такой шум или, как в сети говорят Buzz с интернет-премьерой, которую мы провели прошлым летом. Вся целевая аудитория, безусловно, отметилась довольно активно: и комментировали и лайкали или наоборот, дислайкали. То есть, мне кажется,что на самом деле и целевая аудитория и даже за границами целевой аудитории очень активно реагировали на этот проект. Мы получили массу отзывов и хороших и плохих, и, мне кажется, он хорошо разошелся. К тому же сейчас он продолжает ездить – я имею в виду фильм «Срок» - ездить по разнообразным фестивалям документального кино. И вот даже тут недавно нас пригласили в Рио-де-Жанейро.

Е.Афанасьева О Рио, Рио! Но, с точки зрения окупаемости… То есть, понятно, что купить такой проект…

А.Пивоваров Нет, это изначально не планировалось. Это, конечно, невозможно окупить такой проект. Это было наше такое, если хотите, авторское высказывание, наше творчество – не люблю это словно, но так и есть. Зарабатывать на этом не планировалось изначально.

Е.Афанасьева Какие-то проекты, может быть, есть еще с Расторгуевым, Костомаровым или иные?

А.Пивоваров Да. И я надеюсь, что скоро даже могу рассказать о некоторых. У нас несколько проектов, в который участвует и Александр, и я надеюсь, Павел будет участвовать. Надеюсь, что в текущем году мы о некоторых расскажем и даже, возможно, покажем.

Е.Афанасьева И это опять интернет-проекты, или они могут быть показаны по телевизору?

А.Пивоваров И, может быть, даже телевизионные. Но не общественно-политические, сразу хочу сказать.

Е.Афанасьева Понятно. Последний, наверное, звонок на сегодня. (495) 363 36 59. Добрый вечер!

Слушатель Добрый вечер! Это Юрий. Жутко не хватает программы про наших «головастиков». В свое время были, скажем, про наших самоделкиных, автоподельщиков, а сейчас не хватает просто…

Е.Афанасьева Типа «Это вы можете» в советское время, да?

Слушатель В советское время мы помним, скажем, «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»

Е.Афанасьева Нет, был проект «Это вы можете».

А.Пивоваров Что за «головастики», я не понял?

Е.Афанасьева Про умных людей, которые что-то изобретают, про изобретателей таких, да?

Слушатель Да, про изобретателей.

Е.Афанасьева Самоделкиных. Понятно, спасибо.

А.Пивоваров Не хватает, я с вами полностью согласен, не хватает.

Е.Афанасьева И что вы хотите, Алексею продюсировать такой проект?

Слушатель Просто это то, чего нет на экране, и, в общем, как бы вымывание мозгов. Мы видим по «24 Техно»канал есть – там масса интересных, вкусных фильмов про изобретателей, самоделкиных, студентов – кого угодно. А про наших – ничего нет.

А.Пивоваров Я с вами не могу в полной мере согласиться. Есть, например, канал «Наука 2», который делает ВГТРК, и, по-моему, очень качественно и профессионально сделанный контент. Там работают многие мои знакомые и в прошлом коллеги. Мне кажется, им есть, чем гордится. Конечно, таких программ могло бы быть больше, и понятно, что ваша претензия во многом обоснована. С другой стороны, понятно, какой логикой руководствуются коммерческие каналы. Понятно, что – извините уж за откровенность – программа про студентов-изобретателей рейтинга не соберет.

Е.Афанасьева Да, к сожалению. Много вопросов все-таки по поводу того самого контента, содержания СТС Media, но я еще раз говорю мы сейчас о трансмедийных проектах и за них отвечает Алексей. Спрашивать у него, будет ли в эфире то или другое, когда будет премьера чего-то – это бесполезно. Это мы пригласим – у нас бывают регулярно директора каналов, продюсеры, руководители проектов – вот тогда вы им зададите.

Вот, например: «Большинство фильмов широкоэкранные. Откуда вы выкапываете копии в формате «4 на 3», да еще растягиваете до «16 на 9»?» Аркадий, вы опять, наверное, имеете в виду показ экранный, эфирный, а не интернет-показ. Но вопрос такой: Есть ли сложности с показом телевизионных форматов в интернете?

А.Пивоваров Конечно, есть, но это чисто технические вопросы. Я не думаю, что это стоит обсуждать в эфире. Ну, кому это интересна транскодировкаSD в РD - ну ей богу!

Е.Афанасьева Таня спрашивает: «Что бы вы никогда не стали показывать, хотя бы зрители смотрели это на ура?»

А.Пивоваров Лично я…

Е.Афанасьева Таня, лично Пивоваров или кто?

А.Пивоваров Слушайте, понятно, что есть некоторые форматы, понятно, которые соберут огромный рейтинг, но никогда не будут показаны на общественно доступным канале. Ну, например, порно.

Е.Афанасьева А разве у них большой рейтинг? Насколько я знаю по разным исследованиям, как раз у порно не сильно большие рейтинги. Видно люди в интернете смотрят.

А.Пивоваров Поверьте, у порно, как такового очень хорошие рейтинги, и, разумеется, если бы его показывали в эфире… Но мы не будем.

Е.Афанасьева Давайте заканчивать разговор не о порно, а о чем-нибудь другом. Из ваших проектов, что в ближайшем будущем, что вы можете сказать: не пропустите.

А.Пивоваров Ничего не буду говорить. Постараемся проанонсировать своевременно.

Е.Афанасьева Хорошо. Алексей Пивоваров, которого вы все помните прекрасно как телеведущего, автора фильмов, продюсера, а теперь еще и как трансмедиа-директора. Пожалуйста, я думаю, что все, что не успели вы спросить, есть на вверенных ему сайтах, какие-то странички, где вопросы можно задавать…

А.Пивоваров Да, формы для задавания вопросов. Пожалуйста.

Е.Афанасьева Спасибо, Алексей. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья. До свидания!

А.Пивоваров До свидания!