Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

8 марта 2015: Женщины в кино и телевидении. Гости - Алла Плоткина, Елена Шанович

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1506610-echo/

Е.Афанасьева Добрый вечер! В эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева и, как всегда по воскресеньям говорим мы персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Во-первых, с праздником всех женщина. А на телевидении, наверное, как у нас во всех видах бизнеса, деятельности и творчества, женщин больше, чем мужчин, оказывается. Алла так посмотрела… Я сейчас представлю своих гостей: Алла Плоткина, режиссер, продюсер, руководитель мастерской телевизионной режиссуры ВГИКа имени Герасимова; и Елена Шанович, директор департамента ТНТ-Дизайн и арт-директор канала ТНТ. Здравствуйте, прекрасные дамы, с праздником!

Е.Шанович Добрый вечер!

А.Плоткина Спасибо!

Е.Афанасьева Как Алла сказала перед началом программы: «Но мы же не будем говорить про то, что женщина тоже человеку?» Нет не будем. Мы просто хотели поговорить о том, в общем, телевидение наше, как все практически в стране, держится на плечах женщины. Но, может быть, не только у нас. Какое у вас ощущение?

А.Плоткина Уже началось: женщина тоже человек!

Е.Афанасьева Какое у вас ощущение в мире, вообще в мире, не в России – это мужская больше профессия, женская или смешанная?

А.Плоткина Профессия сложная. Мы говорим о режиссере, продюсере, да?

Е.Афанасьева Мы говорим вообще о телевидении, разных его проявлениях.

А.Плоткина Индустрия сложная, конечно, но в этом смысле, мне кажется, гендерные роли не очень применимы, поскольку, знаете, я работала и с мужчинами и с женщинами на самых разных позициях и истероидов можно встретить и там и там, и вполне уравновешенных адекватных людей – тоже и там и там. Это, мне кажется, в данном случае для нас не очень применимо. Я не уверена, что женщин больше на телевидении, честно сказать.

Е.Афанасьева Лена, а у вас какое ощущение?

Е.Шанович У меня больше мальчишек, по крайней мере, моих, дизайнеров. И я на самом деле предпочитаю больше работать с мужчинами, потому что, мне кажется, что они более талантливы.

Е.Афанасьева Профессии у вас, у обеих наших прекрасных гостий как раз те, которые раньше считались мужскими. Режиссеры преобладали, сильно преобладали. А уж во ВГИКе девочек, наверное, в режиссуре было - по пальцам пересчитать. А сейчас, насколько я знаю, потому что у меня дочка учится на параллельным с вашем курсе, девочек больше гораздо. Даже на операторском стали девочки доминировать.

А.Плоткина Очень много.

Е.Афанасьева Что случилось с профессией?

А.Плоткина Наверное, модно. У меня была первая мастерская – в ней было 4 мальчика и 8 девочек. Сейчас у меня другая, следующая мастерская – там у меня 8 мальчиков и 4 девочки. Так что общий счет 50 на 50.

Е.Афанасьева А вот как раз дизайнеры раньше, по-моему, только мальчики были. Или девочки сейчас их тоже вытесняют?

Е.Шанович Не знаю. Нет, девочки тоже есть, но бродкаст-дизайнер, которые занимаются трехмерной графикой, в основном, конечно, мальчишки, потому что это сложная история, она связана с техническими определенными навыками, хотя есть блестящие и девочки бродкаст-дизайнеры, которые делают свою работу.

А.Плоткина Вот верю: у меня идиосинкразия на технику.

Е.Афанасьева Сейчас мы подробней поговорим. Уважаемые слушатели, если вы хотите поговорить о том, что остается в телевидении за кадром, но составляет его действительно суть, пожалуйста ваши вопросы Елене Шанович, арт-директору ТНТ и Алле Плоткиной, режиссеру, продюсеру, руководителю мастерской телевизионной режиссуры. Наш телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Вот Дмитрий Мезенцев уже нас с праздником поздравляет. Спасибо, Дмитрий!

Е.Афанасьева Как вы пришли на телевидение? Потому что уже краем уха перед эфиром… Алла сказала, что она, вообще, пришла из театра.

А.Плоткина Знаете, в моем случае это любимый рассказ телевизионщиков на тему того, как все случайно. Но это, правда, длинная и очень смешная история.

Е.Афанасьева Вы на телевидении еще с того, что называется, «листьевского» призыва, да?

А.Плоткина Я со «Взгляда», да. Но не с самого раннего призыва «Взгляда», но я еще выводила в эфир Сашу Любимова - «Взгляд». Это 94-й года. С 91-го года я на телевидении. Просто в моем случае это объяснимо историческими вещами, поскольку, помните, как говорил герой в фильме «Москва слезам не верит»: «Наступят такие чудесные времена, когда не будут читать книг, не будут смотреть кино – будет сплошное телевидение». Так вот во время, когда выпустилось мое поколение, выпустился мой курс в 87 году…

Е.Афанасьева Театральной режиссуры.

А.Плоткина Ну, конечно – ГИТИС.

Е.Афанасьева И работы не было.

А.Плоткина На «Мосфильме» торговали обувью. В кинотеатрах продавали мебель, а что происходило с театрами, тоже лучше не вспоминать. А через какое-то время, - мы сами понимаем, что это было обусловлено социальными изменениями, - телевидение стало играть очень значимую роль. Я попала на телевидение совершенно случайно и очень меня интриговало первую неделю, когда при мне произносили слово «мастер». Кто из них мастер? Потому что у нас «мастер», это были: Гончаров, Эфрос, Васильев…

Е.Афанасьева А это мастер кассеты, которую на эфир несут…

А.Плоткина И это меня как-то очень шокировало. Но было время такое любопытное, был ресурс на новое дело, и было интересно. Довольно долго было интересно. Потом перестало быть интересно.

Е.Афанасьева Это Алла Плоткина. Елена Шанович – вы как попали, Лена?

Е.Шанович Тоже достаточно случайно. В 98-м году - я в то время уже закончила институт, и писала диссертацию, будучи аспирантом на кафедре художественного оформления печатной продукции в полиграфическом институте; я художник-график по образованию – и мы встретились с Семеном Левиным, который тогда возглавлял НТВ-Дизайн…

Е.Афанасьева Великий дизайнер, который создал… на многие годы определил…

А.Плоткина Зеленый цвет…

Е.Афанасьева Да, шарик…

Е.Шанович Да, и он сказал: «Что ты дурью маешься? Кому нужны твои диссертации? Кому нужны твои преподавания студентам. Ты талантливая – приходи на телевидение, будем делать красивые штуки». И я как-то ему поверила и пришла, и начала работать как дизайнер в НТВ-Дизайн и, в общем, такая история.

Е.Афанасьева И тогда вопрос: Кто раньше пришел на телевидение: вы или ваш муж, известный телевизионный дизайнер Сергей Шанович?

А.Плоткина Да, Сережа раньше пришел.

Е.Афанасьева То есть это у вас телевизионный роман. Вы еще пришли не как Шанович туда?

Е.Шанович Нет, нет, я пришла с другой фамилией, не как Шанович.

А.Плоткина Сюжетообразующий приход.

Е.Шанович Да. И мы встретились, и в общем так…

Е.Афанасьева То есть это еще и история телевизионной любви.

Е.Шанович Ну есть такой момент, да.

Е.Афанасьева Замечательно. Тогда сразу вопрос: Когда два человека, два телевизионных дизайнера в одной семье, это плюс или минус для семейной жизни?

Е.Шанович Я не знаю, плюс или минус. Я могу только сказать конкретно о нас. Мы вместе не работаем…

Е.Афанасьева Хотя Сергей тоже делал много для ТНТ.

Е.Шанович Да, и для ТНТ он делал, но у него своя «Студия ШАН-ДИЗАЙН», и он там прекрасно существует, имеет своих заказчиков и свои интересные работу. А я существую как арт-директор канала, который полностью погружен только в ТНТ, думает только о ТНТ, решает все задачи, связанные с ТНТ. Иногда мы пересекаемся, но именно творческая история у нас своя. Дома – вот как всех интересует: дома вы разговариваете? – да, мы разговариваем, но так, чтобы бесконечно обсуждать какие-то профессиональные вещи – скорее, нет.

А.Плоткина Идеальная конфигурация.

Е.Афанасьева «С праздником весны и красоты, милые дамы!» - но без подписи. Но вы уж подписывайтесь – милым дамам будет приятно. Еще раз напоминаю: Елена Шанович, арт-директор канала ТНТ, Алла Плоткина, режиссер, продюсер. Надо сказать, что юбилей, 20-летие программы, которую Алла начинала, сейчас празднуется фактически…

А.Плоткина «Угадай мелодию» будет, да.

Е.Афанасьева «Угадай мелодию», да…

А.Плоткина Это в апреле будет, да. Катастрофа! – 20 лет, да…

Е.Афанасьева Я как раз помню как чистый телезритель – я тогда еще телекритикой не занималась – когда Валдис появлялся, говорил: «Режиссер Алла Плоткина…». Запускали вы проект вместе с Владом еще…

А.Плоткина С Владом да, с покойным – царствие ему небесное… Но это было уже время, когда он занимался вплотную созданием нового канала Общественного российского телевидения. И я помню, как он был в это вовлечен. Хорошо помню, как входишь в его комнату 11-39, по-моему, на 11-м этаже. Маленькая комната, где они сидели вместе с секретарем Лизой. И на тебя поднимает глаза очень усталый человек. Он говорит: «Тебе чего-нибудь нужно?» Я говорю: «Я решу». Да, какое-то время делали вместе. Потом, последний месяц, когда его не стало, мы все сидели в одной большой комнате: программа «Тема», «Час пик», мы… Через несколько недель у нас должен быть первый пул записи, первые 150 программ мы писали. И мы сидели помнится, пели, чтобы определить, какая из песен годится для последнего тура, можно ли угадать с трех нот или нельзя. И как на нас коллеги смотрели косо, потому что мы только что похоронили близкого человека…

Е.Афанасьева А тут приходится петь по работе.

А.Плоткина А мы с ним поем. Я в какой-то момент просто понимаю, что уже и на моих сотрудников действуют эти косые взгляды. Я сказала: «Друзья мои, единственное, чем я могу почтить его память, это сделать хороший, качественный продукт. Простите» Все. Это уже мы сняли эти косые взгляды. Потом мы уже пели, но тихо пели, не во весь голос. И 3 апреля вышла в первый раз «Угадай мелодию», а через несколько недель с Валдисом уже нельзя было ходить по улицам.

Е.Афанасьева То есть на него просто обрушилась слава.

А.Плоткина Катастрофа! Он еще такой смешной, Вадька – он первые недели – у него не было машины, я ему говорила: «Давай, я тебя довезу куда-то…» - не помню, где он жил, по-моему, на Фрунзенской, а может, еще нет. Он говорит: «Не-не, я на метро». Я не могу понять, что за страсть – ехать на метро? А он проверял: узнают его или нет! Но потом уже все… какое метро!

Е.Афанасьева В общем, вы сделали программу, которая пережила очень длинную жизнь и второе рождение сейчас. И сколько лет ее не было в эфире – постоянно писали наши слушатели: «Верните «Угадай мелодию»» и зрители.

А.Плоткина И удивительным образом вернул Первый канала. Я-то, как всегда, все последней узнаю. Мне мои друзья говорят: «Слушай, я ничего не понимаю, - моя подруга, - я включила – там абсолютно твои декорации, так же кран летает – все то же самое, только Валдис постарел». Я говорю: «Да ты что?». Она говорит: «Может, из архива взяли?» Я говорю: «А как он постарел?» Оказалось, что то же самое.

Е.Афанасьева Максим нам говорит, что это он забыл подписаться. Это он нас поздравлял с праздником. И много вопросов: «Алла, Елена, что для вас было трудным в начале карьеры и сейчас, в чем различие?», - Дмитрий спрашивает.

А.Плоткина Вначале и сейчас – разные вещи, признаться. Но в начале карьеры – это же как «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была». В начале карьеры хотелось соответствовать каким-то собственным представлениям, что является хорошей качественной работой – ну это и сейчас так, - но сейчас с возрастом приходят какие-то другие вводные: мне хочется делать смысловые вещи, смыслово заполненные. Поэтому я в какой-то момент взяла паузу в том, что я делала – после чего вернулась и стала продюсировать вещи, которые мне по-человечески интересны.

Е.Афанасьева А надо сказать, что Алла делала знаменитые сериалы, длинные и нашумевшие. Просто надо напомнить, что Алла причастна к культовому практически сериалу, который открыл эху этих длинных амедиевских сериалов. Лена, у вас – что?

Е.Шанович Мне всегда помогали мужчины. Я счастливый в этом плане человек. Когда меня пригласили на ТНТ в 2002 году. Это были Роман Петренко и Александр Дулерайн. Я, конечно – ну как? Я не справлюсь, я не смогу… Был просто такой… чисто страх – как такую большую машину… и как? Да, я художник, я могу решать какие-то небольшие задачи, связанные с какими-то художественными историями, но как полностью вести этот объем? Там действительно большая как бы история. Это связано не только с оформлением московского эфира, программ, продвижения и так далее, но и вся страна тоже должна быть правильно упакована, одета и так далее. Но они в меня поверили и очень мне помогали, и практически обучали: рассказывали, объясняли. И постепенно страх проходил и появлялась уверенность. И потом настолько много нужно было делать, что это много превратилось уже как бы в понятное и постижимое. А когда ты только входил на телевидение, все для тебя было непонятно, как это все устроено… Там же не только от дизайна зависит. Там огромный коллектив, который взаимосвязан, который двигается в едином ритме, в одном дыхании, поэтому…

Е.Афанасьева Вот уже заявки идут. Максим пишет: «Я бродкаст-дизайнер. Возьмите к себе на ТНТ. Я 9 лет на TV. Готов работать. Закончил. ScreamSchool. Спасибо. Куда можно направить резюме?»

Е.Шанович У нас есть и в Фейсбуке ТНТ-Дизайн и можно на канал отправить резюме в нашу HR-службу. Я с удовольствием посмотрю ваше портфолио и, если вы такой прекрасный, может быть, мы сможем посотрудничать. Я считаю, что у меня сейчас одна из лучших команд, которая может справляться с задачами телевизионным.

Е.Афанасьева Здесь есть еще вопрос конкретно по каналу ТНТ: «Добрый день! С праздником – это Анна из Москвы пишет, - у канала ТНТ яркий уникальный, фирменный стиль. При этом вы меняете его ежегодно, придерживаясь общей концепции. Подскажите, Елена, что является источником вдохновения для вашей творческой группы, для вас лично; и как разрабатываются идеи и как долго?»

Е.Шанович Я не знаю. Он такой гибкий, он просто меняется. Не знаю, воздух, жизнь – все вокруг. И книги, фильмы, какие-то случайные моменты. Ничего такого специального, сложного и такогобрейнсторминга, как это принято описывать в разных книжках – такого нет. Мы просто чувствуем, как он должен жить в то или иное время, в тот или иной сезон и плавно его развиваем, не меняя сути, не меняя основы. Я считаю вообще, что очень глупо, когда на телевидении складывается какой-то образ у канала, он узнаваем, и его вдруг кардинально – бах-бабах! – переделали. Логотип переделали…

Е.Афанасьева Это очень модно – ребрендинг…

Е.Шанович Но для чего? Понятно, если меняется целевая аудитория, концепция…

Е.Афанасьева А средства освоить, на ребрендинг выделенные?

Е.Шанович Ну зачем? Надо потратить на что-то полезное. Я считаю, что есть как фундамент, есть основы и его так деликатно как-то так поддерживать. Смена ради смены – она никому не нужна. Я считаю, что это глупо.

Е.Афанасьева Я напоминаю, что в гостях у нас Елена Шанович, арт-директор ТНТ, Алла Плоткина, режиссер, продюсер. Снежана нас поздравляет: «С днем весны! Любви, цветов, успехов в работе!» Спасибо, Снежана. У нас буквально несколько секунд до новостей, поэтому, наверное, мы не будем начинать новую тему – прервемся, а после выпуска новостей продолжим разговор в программе "Телехранитель".

НОВОСТИ

Е.Афанасьева Мы продолжаем программу "Телехранитель". В студии Елена Афанасьева. Сегодня мы говорим с Аллой Плоткиной, режиссером, продюсером, руководителем мастерской телевизионной режиссуры ВГИКа и с Еленой Шанович, дизайнером канала ТНТ. Пожалуйста, если у вас есть вопросы к нашим замечательным гостьям, телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Вот написали: «Очень рады слышать любимого арт-директора на волнах любимого радио. Коллектив ТНТ-Дизайн».

Е.Шанович Спасибо!

Е.Афанасьева «Красивые, позвольте вам поздравить. Желаю вам быть! Серега». Вот все сегодня с поздравлениями. И хоть мы пытались не говорить про то, что женщины тоже люди, новости подталкивают. Смотрите, сколько в мире женщин… Оказывается, Болгария какая недовольная…

А.Плоткина Поражают размеры опросы. Чтобы выявить два миллиарда страдающих женщин, их же нужно о чем-нибудь спросить. Два миллиарда…. Может быть, просто мужчин не спросили?

Е.Афанасьева Ну а как вам кажется, на телевидении больше счастливых женщин или страдающих?

А.Плоткина Как и везде, я полагаю. На самом деле это твой личный выбор, кем ты хочешь быть… Счастливым? - при одних и тех же обстоятельствах.

Е.Шанович Согласна.

Е.Афанасьева А какие-то есть базовые черты в женском характере, которые позволяют на телевидении легче реализоваться. Я беру телевидение, как большой сегмент. Понятно, что у дизайнера в одну, у режиссера в другую, но, что-то должно быть в женском характере, что позволяло быть в этом мире успешной, востребованной?

А.Плоткина Все пытаемся вернуться к празднику.

Е.Афанасьева Да-да. Не выйдет… Поздравляют нас Сереги, Дмитрии, Максимы…

А.Плоткина Спасибо, Дмитрий тем более. Но должна разочаровать: я таких особенных примет… Знаете, есть же много мифов. Например: женщины более стрессоустойчивы. Ну все индивидуально, правда. Все очень индивидуально. Единственно, чем женщины, может быть, выгодно отличаются от мужчины работающие – это то, что они еще успевают как-то быть такими красивыми, ухоженными, но это тоже, дорогие мужчины, поверьте нужно…

Е.Афанасьева Мужчины хуже выглядят на телевидении?

А.Плоткина Да нет, им проще. Послушайте, ведь им не нужно, как у моих собеседниц иметь такие красивые красные ногти. А на это нужно время. Его тоже надо где-то взять.

Е.Афанасьева Я заметила, что все-таки в этой студии, когда мы по воскресеньям говорим о телевидении, мужчин-то бывает больше, потому что сюда приходят в основном руководители, продюсеры…

А.Плоткина Это ваш выбор, Лена.

Е.Афанасьева Нет, это не мой выбор. Вот последние года два стало действительно очень много женщин-руководителей телеканалов. Во-первых, за счет СТС-Медиа, где пришла Юлиана Слащева и она как-то женскую волну у себя… Потом возглавила СТС Юлия Быстрицкая. Появилось как-то женщин больше. А так в руководстве раньше была в питерском давно канале, возглавляла женщина, и остальные все сидели мужчины…

А.Плоткина На бродкастах, пожалуй, да, а так-то в индустрии достаточно много женщин-продюсеров.

Е.Афанасьева Вот получается, что женщины больше в «поле» работают, а мужчины руководят или нет?

А.Плоткина Это, видимо, разумное распределение труда.

Е.Афанасьева А вы, как думаете, Лена?

Е.Шанович Я не знаю. Первый вопрос – я бы на него ответила все-таки – в чем есть… Мне кажется, женщина умеет слушать. По крайней мере, я всегда пытаюсь услышать своего заказчика, собеседника, который ко мне приходят…

А.Плоткина А мужчины не умеют?

Е.Шанович Мне кажется, они слушают в основном только себя.

Е.Афанасьева А с точки зрения реализации идей, женщина, наверное, тоже прислушивается, что этому заказчику надо и делает то, что надо, а не просто самовыражается или это не женское… не гендерное качество?

Е.Шанович Не знаю. У меня всегда было так, чтобы услышать, что хочет заказчик и сделать достаточно сильную художественную идею, за которую не стыдно. То есть это все равно комбинация. Это не значит, что упереться и сделать только, как я хочу – наплевать на все вводные.

А.Плоткина Так можно потерять заказчика. Мужчины или женщины… Просто на раз.

Е.Шанович У меня в основном все заказчики мужчины, больше. Это продюсеры, это генеральный директор канала, это маркетинг-директор канала, и я считаю, что моя одна из главных задач – услышать их позицию, их видение и реализовать это визуально. В данном случае я скажу, что на мой взгляд, женщины лучше слышат своего собеседника и прилагают максимум усилий, чтобы понять, чего же он хочет. Это мое личное мнение.

Е.Афанасьева Есть деление на аудиторию. Алла, вы, когда делаете сериал, который явно более женский – та же «Бедная Настя».

А.Плоткина Большинство сериалов.

Е.Афанасьева Или вы делаете программу, которая не чисто женская – если вы делаете программу. Есть разница в подходе того, как вы делаете этот телевизионный продукт?

А.Плоткина Сериалы, как правило, смотрят женщины.

Е.Афанасьева Режиссер должен изнутри себя достать женщину-женщину, чтобы понравилось, или все-таки профессионализм от этого не зависит?

А.Плоткина Нет, до того, как режиссер что-то будет из себя доставать, должен из себя что-то достать драматург, чтобы этих женщина заинтересовать. А уже, как это будет реализовываться на уровне режиссуры, это следующий вопрос. Сериалы, как правило, смотрят женщины, и в общем, есть набор инструментария, которым пользуются в сериальной продукции. Не могу сказать, что он сильно разнообразный, если честно. Но я этим давно уже не занимаюсь, потому что мне это кажется каким-то этапным.

Е.Афанасьева Уже не интересно. Пока говорим с вами, я немножечко параллельно посмотрела рейтинг, который каждый год "Эхо Москвы" готовит: «100 самых влиятельных женщин России». И естественно, раз мы о телевидении – быстро выбрала наших с вами коллег. Оказалось, что из сотни, как вы думаете, сколько телевизионных дам попало – вот просто интересно – по соотношению…

А.Плоткина Влиятельных в телевидении?

Е.Афанасьева Нет, вообще… В сотне самых влиятельных российских женщин – опрос составлен мужчинами: мужчин опрашивают, там самые разные влиятельные мужчины…

А.Плоткина Сколько там телевизионщиц?

Е.Афанасьева Я даже могу сказать, кто определял. Тут еще Борис Немцов успел поучаствовать. Здесь были и Дымарский, Дворкович, Гусев, Венедиктов, Варламов, Гудков, Кашин, Милов, Дима Муратов и наш Саша Плющев и Рыжков – в общем, очень много людей. Они свои давали списки, и вот по соотношению этих списков… Сколько телевизионных женщин попало в сотню?

А.Плоткина Я буду оптимистом: 5.

Е.Афанасьева Лена, вам кажется…?

А.Плоткина Не знаю, наверное - 14…

Е.Афанасьева Вот получилось пополам – 10. На 11-м месте Наталья Синдеева. Собчак – на 13-м, Маргарита Симоньян – на 14-м. На 32-м Светлана Сорокина, Марианна Максимовская хоть из телевидения ушла, но телевизионный человек – на 33-м. Юлия Быстрицкая, руководитель ТВ-Центра. Тина Канделаки – 50-е. Татьяна Миткова – 57-е, Лисневская Ирена Стефановна – на 72-м. И Татьяна Лазарева на 74-м. Десять из сотни – это степень влиятельности профессии нашей с вами общей телевизионной? Там, конечно, есть политики, министры и так далее…

А.Плоткина В политике, конечно, женщин не так много. Если вопрос стоит о том, насколько влиятельны в политическом отношении, то тут дискриминация налицо.

Е.Афанасьева Кого-то забыли, как вам кажется, из нашего мира в этом списке?

А.Плоткина Нет Юлии Слащевой, о которой мы говорили.

Е.Афанасьева Те влиятельные женщины, которые действительно влиятельные, а, может быть, просто они настолько публичны и их не знают. Задумались, девушки. Не обидеть бы других наших с вами коллег…

А.Плоткина В нашей индустрии, знаете, еще меняется все очень быстро. Вот я, например, не знала, что Ирена Лисневская еще занимается телевидением.

Е.Афанасьева Нет, она уже не занимается, но так как все равно она телевизионный человек, создавший тот великий бренд, которых хоть ребрендят-ребрендят, но он до сих пор… Дизайнер Елена Шанович просто закрылась! Дмитрий из Екатеринбурга: «Алла, тяжело ли работать со «звездами»? Чаще всего ведь они бывают капризными».

А.Плоткина Они бывают разными, Дмитрий. С большинством из тех, с кем я работала, я работала, начинала работать, когда они еще не были звездами. Покойный Андрюша Разбаш меня когда-то называл stars- maker. Поэтому не могу сказать, что на мою долю пришлось много звездных капризов. Точно так же и с актерами. Из сериала, который упоминали выше…

Е.Афанасьева Вы их сделали звездами.

А.Плоткина Даня Страхов не был звездой, когда мы начинали «Бедную Настю», равно, как и Дима Исаев и очень многие. И Антон Макарский…

Е.Афанасьева Да Яну Корикову не так еще знали.

А.Плоткина Нет, ну Яна Корикова все-таки имела достаточно кинематографический опыт по сравнению…

Е.Афанасьева А эти были совсем начинающие.

А.Плоткина Да, да. И Катя Климова – чуть не одна из первых ролей.

Е.Афанасьева То есть звезд лучше делать… Это секрет ваш продюсерский и режиссерский.

А.Плоткина Вы знаете, в том же сериале «Бедная Настя» были и Александр Александрович Калягин и Александр Филиппенко и Оля Остроумова, с которой мы очень подружились просто после этого проекта. Это все зависит от человека. Если человек адекватный, то… Может быть, не звезда вовсе, а тяжело.

Е.Афанасьева Конкретный вопрос для Лены: «16 марта стартует сериал «Закон каменных джунглей» на ТНТ, и судя про промо-роликам, в сериале много уличных граффити. Есть рисунки известного мастера граффити - Миша-Most. Это случайное совпадение или вы сотрудничали с Мишей?», - спрашивает Александра.

Е.Шанович Да, действительно, этот художник работал для сериала. Его команда расписывала разные локации, в которых производились съемки. И логотип, который мы адаптировали уже для имиджа, для макета в прессу, для продвижения – он основан на его графике, но уже просто адаптирован. Там добавлены элементы графические и уже сделан немного более сложно, как бы чуть более красиво, чем это сделано… Он действительно работал на этом проекте, и я считаю, что очень органично добавил свое искусство в визуальный ряд этого замечательного сериала, который скоро у нас стартует, и мы очень надеемся, что это будет премьера года, потому что он и снят очень интересно, и интересная история, и мы его серьезно так промотируем.

Е.Афанасьева Дмитрий спрашивает: «Включил канал «Ю» и вздрогнул от обращения к себе, как зрителю женского пола. Интересно, как вы к этому относитесь, женщины?» Канал «Ю» по моему ощущению очень точно… Вот как раз там переориентация канала, изменение на новую аудиторию молодых девушек, уставших от тягости того, что показывают на других каналах, произошло очень точно. Но Дмитрия обижает, что как к девушкам обращаются.

А.Плоткина Это, может быть, один день в году?

Е.Афанасьева Нет, канал «Ю», он именно ориентирован: «Ты такая красивая, ты такая…, такая…» - и там говорится это во всех заставках. Дмитрий, если вы смотрите футбол, бокс, для которых много каналов, то оставьте девушкам один канал «Ю», как маленькую такую…

Е.Шанович Да, тем более, там молоденькие девочки…

Е.Афанасьева Мимимишную такую очень маленькую среду, где они могут побыть девочками, девушками и не притворяться, что им жесткость современных телеканалов других или фильмов, на которые они ходят с мальчиками вместе, чтобы мальчики смотрели… Мне кажется, так.

А.Плоткина Я совсем не могу поддержать этот разговор про канал «Ю».

Е.Афанасьева Понятно. Еще раз напоминаю: Алла Плоткина, режиссер, продюсер, руководитель мастерской ВГИКа и Елена Шанович, арт-дизайнер канала ТНТ. Алла, хотела спросить, поколенчески меняются те, кто приходит заниматься телевидением. Вот вы сейчас занимаетесь с теми, кто придет на наше телевидение через несколько лет. И если вы сегодня вспоминали ту знаменитую фразу из «Москва слезам не верит», что все уйдет и будет одно телевидение…

А.Плоткина Сейчас это уже не так.

Е.Афанасьева Сейчас все, наоборот, говорят о том, что все уйдет и будет один интернет. То есть это те ребята, которые как вам приходят, они уже, так или иначе, живут в интернет-медийной цифровой среде, не в телевизионной.

А.Плоткина И при этом они мечтают снимать кино, конечно же.

Е.Афанасьева Большое кино, не для телевидения?

А.Плоткина Я преподаю во ВГИКе…

Е.Афанасьева Но вы занимаетесь теми, кто будет заниматься все-таки преимущественно телевидением.

А.Плоткина Да, как я уже сказала до начала эфира, мы выпускаем режиссеров широчайшего диапазона. Учим снимать очень много разных жанров, много разных форматов: и телевизионные форматы и музыкальные и кино, в том числе. Моя предыдущая мастерская, она защищалась короткометражными фильмами 30-минутными. И Джаник Файзиев в своей мастерской – у него третий курс нашей кафедры – тоже они показывают совершенно любопытные кинематографические работы. Они, конечно же, все мечтают о кино. Но телевидение, как мы прекрасно понимаем, в значительно большей степени, чем сегодняшнее кино… там востребованы…

Е.Афанасьева Дает возможность работать.

А.Плоткина Конечно. Ну, конечно.

Е.Афанасьева И руку набить и заработать.

А.Плоткина Я сейчас недавно встречалась со вторым курсом, параллельным с нами Игоря Семеновича Клебанова, с которым мы сотрудничаем, операторами. Нужно, чтобы они в паре работали. Конечно же в стенах ВГИКа они мечтают о большом кинематографе. Я им говорила, что я вас умоляю, давайте работать вместе. Потому что, дай вам бог снимать блокбастеры, но поверьте мне: вы точно заработаете себе на жизнь, если вы будете уметь делать это, это и это, а мы вас научим, мы это будем вас учить делать.

Е.Афанасьева Лена, а вашей профессии где-то хорошо учат? Вот с телевизионным – достаточно сложно. Где-то учат – они все равно мечтают кино делать. Где-то больше учат журналистов пишущих мультимедийных, но телевизионных, и какого-то идеального места, где учат режиссеров телевидения или продюсеров телевидения, нет. А дизайнеров?

Е.Шанович В Москве есть насколько учебных заведений, но они больше связаны с ремеслом, то есть с владением программами. Вот так, чтобы было учебное заведение, которое учило бы думать…

А.Плоткина Ничего не изменилось за двадцать лет… Если у них есть мозги, они быстро адаптируются.

Е.Шанович Такого нет…

Е.Афанасьева То есть телевидение под себя все равно адаптирует талантливых людей.

Е.Шанович Безусловно. То есть на телевидение, в отличие, может быть, даже и от прекрасного высокого кино, где все хотят работать, есть быстрая смена и задач; и эта многозадачность, очень сжатое время, понятные дедлайны – это заставляет человека очень быстро учиться, приспосабливаться, овладевать какими-то новыми знаниями и, естественно, думать.

Е.Афанасьева А не мешает ли это женщинам потом вот, в какой жизни – я вам расскажу быстренько. Вопрос вот, в чем: телевидение нас заставляет только быстро думать, реагировать, принимать решение, что, когда кто-то делает что-то медленно хоть в параллельной жизни: зайдешь в ЖЭК – они совершенно нелогично работают. Думаешь: боже! Тут же перестроить…

А.Плоткина Начинает раздражать.

Е.Шанович Безусловно.

А.Плоткина Лена, вы знаете, лет десять назад, даже не десять – ну пятнадцать точно, - чтобы актер получил сценарий, ему нужно было отправить администратора. Этот администратор доедет – человек вернется вечером домой, и типа на другой день утром прилично позвонить, спросить, читал ли ты. А сейчас мы нажимаем кнопку, и в этот момент уже можно звонить – спросить, получил ли ты и когда прочтешь. Вот до такой степени ускорилась жизнь.

Е.Афанасьева Ну это жизнь так меняется. Анна спрашивает у Елены: «Расскажите об оформлении 3-го сезон шоу «Холостяк», которое стартовало вчера на ТНТ? Насколько легко было работать с Тимуром? Имеется в виду с Батрутдиновым? Как личность главного героя шоу влияет на дизайнерское решение оформления?»

Е.Шанович Это 3-й сезон. Соответственно, мы оформляли и первые два. И я очень рада, что Тимур стал «холостяком» и участвует в шоу…

Е.Афанасьева «Стал холостяком» - имеется в виду стал главным героем, а не то, что он вдруг стал холостяком…

Е.Шанович Главным героем – да-да-да. Он замечательный человек. Я его знаю, естественно, давным-давно, и снимала его очень много для других сущностей, которые у нас фигурируют на ТНТ. Вот та шапка, о которой спрашивает Анн, это некая аллегория борьбы внутренних всяких его демонов, которые не дают ему найти ту прекрасную даму, которая составит счастье его жизни. То есть в этом была некая визуальная история. Ну, и, соответственно, эти демоны потом уходят, и он дарит НЕРАЗБ розу и образуется название шоу. На самом деле я считаю, что третья шапка получилась самой интересной, потому что она и благодаря Тимуру приобрела именно тот глубокий смысл. Мне кажется, что новый «Холостяк» будет очень интересный. Я смотрела вчера премьеру, и, конечно, личность героя – это самое важное. Потому что девушки-то у нас все прекрасные, а вот…

Е.Афанасьева С холостяками проблема.

А.Плоткина Как смотрел весь мир на Джорджа Клуни – вечно в холостяках… Очень влияет.

Е.Афанасьева Нам из Дагестана пишут: «С праздникам, виновницы срывания цветов!» А вот мне, кстати, подарили очень много цветов, которые растут в горшочках. Так что не всегда срывают.

А.Плоткина Это очень дальновидно.

Е.Шанович Можно потом посадить.

Е.Афанасьева Да, так что можно посадить - они долго будут расти, не завянут и не расстроят дам, которым подарили. Вот еще, о чем хотела спросить. Девушки раньше больше стремились к телевидению, оно было более модным или сейчас телевидение менее модное для нас? Как вам кажется, раньше телевидение было более вожделенным в качестве профессии для девушки?

Е.Шанович Мне кажется, да.

Е.Афанасьева Почему?

Е.Шанович Статус какой-то, мне кажется, был очень высокий.

А.Плоткина А сейчас?

Е.Шанович Мне кажется, менее интересен с точки зрения и карьеры и каких-то реализаций…

А.Плоткина Но у нас набор сумасшедших.

Е.Афанасьева Но вы же говорите, они в кино все равно хотят.

Е.Шанович Но вы про кино говорите. Кино все равно более такая…

Е.Афанасьева А, когда вы приходили, это было вожделенное? То, что вы попали, это казалось круто?

Е.Шанович На самом деле я так особенно не стремилась, то есть я думала, что я буду преподавать в институте, я буду писать картины, оформлять книги и, в общем, я как-то особенно не думала. Но попав туда, я поняла, что для художника это уникальная история, где можно реализовывать себя практически каждую минуту.

А.Плоткина Мне кажется, что телевидение просто, например, 20 с лишним лет назад играло более значительную роль в нашей жизни.

Е.Афанасьева Еще не было ни интернета, ничего…

А.Плоткина Ну во-первых. Оно возникло – то телевидение новое, о котором мы упоминали, в конце 80-х годов из Молодежной редакции «Останкино» и фактически все люди, которые, так или иначе, определяют сегодняшнее телевидение, - что называется, как в литературе: мы все вышли из «Шинели» Гоголя – писал, по-моему, Белинский – вот все вышли из Молодежной редакции.

Е.Афанасьева Из Молодежной редакции Гостелерадио, конечно.

А.Плоткина Конечно, и это было очень значимое время в жизни страны, потому что это был огромный тектонический слом эпох…

Е.Афанасьева Но по сути, сейчас телевидение делают те – я говорю сейчас не про женщин, но вообще про всех, - кто и пришел в тот тектонический слом.

А.Плоткина В больше случаев да. Поэтому просто телевидение стало менее заметно и важно. Ну и правильно: всему свое место.

Е.Афанасьева Я недавно читала в американском выпуске HollywoodReporter – тоже у них был топ, только самых влиятельных женщин кино- и телеиндустрии Голливуда, сейчас это сплелось, раньше у них было жесткое разделение: сериалы и телевидение – это низший сорт, а кино – большой, сейчас это все вместе – и там представляя всех этих дам, был выведен средний возраст. Как вам кажется, какой средний возраст?

А.Плоткина 45.

Е.Шанович В Америке.

Е.Афанасьева Да, в Америке у топ-лидеров женщин…

Е.Шанович – 4550, да.

Е.Афанасьева 51. А как вам кажется, а у нас выше или ниже?

Е.Шанович Мне кажется, у нас, наверное, 35-45 – вот что-то такое.

А.Плоткина Я думаю, 30-35.

Е.Афанасьева То есть у нас моложе?

Е.Шанович Мне кажется, да.

Е.Афанасьева Просто у нас позже и стали идти в эту сферу, телевидение молодое позже началось, чем в Америке. Лене письмо от Валентины или Валентина – не пойму. «Какой гений придумал оформления «Закона о каменных джунглях»? Ролик и графика – как киношный трейлер». Думаю, вам будет приятно, что накануне премьеры такая уже реакция на вашу работу. Какой же это гений придумал, рассказывайте?

Е.Шанович Это на самом деле – я уже повторюсь, - телевидение – это не один гений, это множество гениев…

А.Плоткина Коллективный разум.

Е.Шанович Да, это абсолютно коллективный разум. Мы, я имею в виду ТНТ-Дизайн очень плотно работаем с департаментом промо. Его возглавляет Гавр - Гордеев…

Е.Афанасьева Да, он у нас был в эфире.

Е.Шанович И я считаю, что мы вдвоем и наши ребята – тот двигатель, который придумывает все, что связано с промотированием, соответственно, с них – тексты и идеи, с нас – картинка, анимация. Соединение дает тот эффект, который так высоко оценен.

Е.Афанасьева Алла, как вам кажется, какое количество, процент, может быть, ваших студентов все-таки будет работать на телевидении, а не уйдет в то большое кино, о котором он мечтают.

А.Плоткина Уйти в то большое кино – это не то, что «а пойду-ка я в большое кино»…

Е.Афанасьева Это индустрия еще должна исправится у нас.

А.Плоткина Должно совпасть очень много-много разных обстоятельств. Относительно телевидения - да я думаю, что 99,9. Потому что характер человека – его судьба – я всегда говорю студентам. Они все молодые люди с характером, как правило. Они мотивированы на успех – это очень важная позиция в сознании молодого человека сегодняшнего. И они хотят этого успеха, они будут за него бороться.

Е.Афанасьева Спасибо моим замечательным гостьям. Наш эфир подошел стремительно к концу. Так как не хотела Алла – мы все равно говорили про то, что женщина тоже человек, и на телевидении! У вот праздник, каким бы он ни был странным, обязывает возвращаться к женской теме, может быть, потому что у нас все равно страна, где какое-то профессиональное неравенство долго присутствовало. Женщинам доставались менее карьерные, более сложные работы. Только сейчас, надеюсь, потихонечку эта ситуация выравнивается, по крайней мере, мне кажется, в телевидении все на равных. Если есть – сложности, если есть успех – то успех. Спасибо Елене Шанович, спасибо Алле Плоткиной! Мы прощаемся до следующего воскресенья. До свидания!