Работа на радио // 2015
5 апреля 2015: 20 лет передаче "Угадай мелодию". Гость - Валдис Пельш
Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1521772-echo/
Е.Афанасьева― Добрый вечер! В эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева и, как всегда, по воскресеньям говорим мы персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. И Сегодня такая юбилейная программа: совершенно незаметно программе «Угадай мелодию» исполнилось 20 лет. На день раньше, чем сегодня – сегодня 5-е у нас апреля – 4-го, да? Валдис Пельш – постоянный ведущий.
В.Пельш― Если быть точным, 3-го, по-моему.
Е.Афанасьева― 3 апреля, страшно сказать, 95-го года эта программа появилась на 3-й день существования тогдашнего ОРТ.
В.Пельш― Да, я сегодня почему-то вспомнил фразу Козакова из «Покровских ворот»: «Юность моя, иль ты приснилась мне! Была ли ты?» Как-то все очень быстро происходит в нашей жизни. Да, действительно, 20 лет…
Е.Афанасьева― Вы сегодня с Костиком из «Покровских ворот» ассоциируете, а, оказывается, уже пора с Козаковым.
В.Пельш― Нет, нет. Я разделяю наших героев: героя Меньшикова и своего героя в программе «Угадай мелодию», как его называю Рукамашец, он же Телевизионное трепло. Нет, мы разные люди, но да, нам, к счастью, уготована достаточно длительная судьба. И опять же, что меня очень радует, с начала этого года руководство перестало нас двигать туда-сюда по сетке, менять на различные программы, которые выходили и вставали на наше место, и мы вдруг обрели вторую молодость, второе дыхание. Фактически это был фейслифтинг, полный рестайлинг и пиллинг всего телевизионного хозяйства…
Е.Афанасьева― Пластическая операция уже программы.
В.Пельш― Да, мы стали регулярно сидеть в пятерке лучших программ дня.
Е.Афанасьева― Это Валдис Пельш, вы все уже его узнали. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Во второй части программы вы сможете пообщаться, позадавать вопросы и прокомментировать по телефону, а пока для ваших вопросов и комментариев телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Нельзя не спросить, как все начиналось. Ведь это, по сути, последний продюсерский проект Влада Листьева.
В.Пельш― Да, это его последняя программы.
Е.Афанасьева― Расскажите, Валдис, о том, откуда взялась идея, на каком этапе вас нашли, был ли кастинг?
В.Пельш― В конце января… Предыстория как бы. Пускай рассказывают те, кто…. Допустим, Алла Плоткина, первый режиссер программы и, пускай не обижаются остальные режиссеры, лучший режиссер программы – ей будет приятно это услышать. Так вот она вела более ранние переговоры. Мне позвонили в конце января и сказали, что меня бы хотел увидеть Влад Листьев. Я приехал, он мне рассказал суть концепции…
Е.Афанасьева― Вы в то время были известным кавээнщиком…
В.Пельш― Нет, нет…
Е.Афанасьева― Не очень известным. У вас была группа «Несчастный случай».
В.Пельш― Я все сейчас сам расскажу.
Е.Афанасьева― Давайте!
В.Пельш― По поводу КВН. Мы играли сезон 87-88 за команду Московского университета. Группа «Несчастный случай» обеспечивала все музыкальные конкурсы, которые мы выигрывали всегда. И как-то раз, помню, Таня Лазарева поймала, она говорит: «Мы, новосибирские кавээнщики никому не проигрывали музыкальные конкурсы!» Я говорю: «Секунду, Танюша, а МГУ, «Несчастный случай»?» Она говорит: «Да, вам мы проигрывали». Вот! Поэтому мы отыграли сезон и ушли из КВН, и никакой славы – это, кстати, первое разочарование телевидением, потому что после первой игры я ехал в метро…
Е.Афанасьева― И никто не узнавал.
В.Пельш― …И я не понимал, почему меня не узнают. Почему люди… не то, чтобы подойти ко мне за автографами, но они должны были мне кивнуть как-то…
Е.Афанасьева― Приглядеться и сказать: «Где-то я тебя, парень, видал».
В.Пельш― Совершенно верно. Ноль! Поэтому КВН вряд ли детерминировал мое приглашение в программу «Угадай мелодию». Просто мы к этому времени, к 94-му году уже с Лешей Корневым снимали некоторое количество телевизионных премьер-министр. Это было и «Кабаре «Синие ночи»» на Авторском телевидении мы делали. Мы выпускали клипы. Я снимался еще в каких-то программах, которые, как правило, не доходили до эфира – таких было штуки три-четыре, или выходили один-два раза. Да, мы с Лешей и с Сережей Гинсбургом сняли программу «Дебилиада».
Е.Афанасьева― Креативное название.
В.Пельш― Нас закрыли после первого выпуска. Мы создавали телевидение для дебилов…
Е.Афанасьева― Как яхту назовет, так она и поплывет.
В.Пельш― У нас был очень хороший рекламный слоган: «Ты дебил, и этим интересен».
Е.Афанасьева― Наверное, вы опередили время. Вот сейчас бы пошло!
В.Пельш― Может быть. Но тогда нас сняли с эфира после первого выхода в тот же самый эфир с формулировкой: «За издевательство над образом канала».
Е.Афанасьева― А какой канал-то был? «Останкино».
В.Пельш― Нынешний «Первый».
Е.Афанасьева― То, что в постсоветском называлось «Останкино».
В.Пельш― Да, давняя любовь. И вот я получаю приглашение к Владу Листьеву. Приезжаю, он мне рассказывает концепцию. А я тогда был, что называется, замучен этими несчастными выходами программ в эфир. Я говорю: «Влад, а тебя не смущает, что у меня большой опыт по закрытию программ?» Он говорит: «Ты знаешь, ты не поверишь, а у меня большой опыт по открытию программ. Давай посмотрим, чья возьмет?» И на этом, собственно говоря, мы ударили по рукам, после чего я встретился с Аллой Плоткиной, которая, когда и Влад Листьев сказал: «Вот надо встретится с Валдисом Пельшем, по-моему, это кандидатура для программы», она почему-то представляла себе Лешу Кортнева…
Е.Афанасьева― Вы, как близнецы-братья.
В.Пельш― А Лешу она не видела в качестве ведущего. Она говорила: «Он замечательный, он талантливый…»
Е.Афанасьева― Всячески отбивалась.
В.Пельш― «…Нет, я не буду встречаться с этим Пельшом, не буду». Он говорит: «Ну встреться!» И потом Влад куда-то уезжал в командировку и он говорит: «Ну, я тебя прошу: встреться!». И вот мы встречаемся. Я захожу в комнату – там сидит красивая умная миловидная женщина. Я говорю: «Вы Алла?» Он на меня смотрит и говорит: «А вы кто?» Я говорю: «Я Валдис Пельш». – «А-а! Так это все меняет!» И мы пошли с Аллой пить кофе и придумывать прилагательные к этому ведущему, что он веселый, динамичный, что он всегда на стороне игроков, что он всегда подсказывает по возможности, он быстрый, он никогда не самоутверждается. Я один раз сказал: «В моей программе» — тут же получил от Аллы по ушам. Потом пошутил над игроком – у нас играл водитель грузовика, дальнобойщик, — и я как-то посетовал на то, вернее удивился: неужели у него не стоит какая-нибудь стереосистема, и он не слушает музыку. Это было в те времена, когда такого не было. Тут же опять получил по ушам. Она сказала: «Вадюша, а что это ты так самоутверждаешься за счет человека? Ты крутой: у тебя стереосистема есть, а у тебя нету? Ты ему на это указал». Вот так родился этот Рукомашец, и дальше пошел…
Е.Афанасьева― Так он не только Рукомашец, но, судя по тогдашнему облику ведущих – у «Первого» были такие яркие, выдающиеся костюмы – это чья идея?
В.Пельш― Это Алла.
Е.Афанасьева― Тоже Алла?
В.Пельш― Да, она ратовала именно за оригинальный образ. Эти костюмы были из чудовищных синтетических тканей, они не дышали вообще. И некоторые из них с меня снимало два человека.
Е.Афанасьева― Они так прилипали к телу?
В.Пельш― Да, стояла девочка-костюмер и снимала нижнюю часть, а на табуретке стояла девочка-администратор и снимала верхнюю часть. Я не мог снять, она, как кожа прилипала. И с меня лилась вода в это время. Очень помогает сбрасывать вес.
Е.Афанасьева― Кошмар. Но, учитывая, что программа попадала в Книгу рекордов Гиннесса в первый раз, когда ее посмотрело, как написано здесь, 132 миллиона человек в 95-м году…
В.Пельш― Да, мы считали, я считал.
Е.Афанасьева― А также то, что вы за 40 дней сняли 143 программы. И вот это все в этих ужасных тканях?
В.Пельш― В тканях – да, но 143 программы за 40 дней не попало в Книгу рекордов Гиннесса, хотя мне этот рекорд кажется гораздо более несбыточным, чем 132 миллиона.
Е.Афанасьева― Страшным. И повлиявшим на состояние здоровья ведущего. Мне указывали как бы, смотри: Опра Уинфри – 64 миллиона, а у тебя 132. На что я всегда отвечал: Ребята, вы 143 программы подряд снимите – вот тогда да.
Е.Афанасьева― Но у Опры, наверное, ткани натуральные, в которых она работает.
В.Пельш― Но, надо сказать, что такое повторить нельзя было. Мы потом писали 60, ну 70 максимум программ, потому что в районе 105-й я был близок к помешательству.
Е.Афанасьева― А, сколько в сутки писали программ?
В.Пельш – 4―5.
Е.Афанасьева― И в пятой, глубокой ночью вы все равно выходили с вот этой улыбкой, или уже путались слова и мелодии у самого в голове?
В.Пельш― Я могу сказать, что после окончания съемок я две недели просыпался…
Е.Афанасьева― И продолжал петь.
В.Пельш― Нет. … С ужасом понимая, что мне надо ехать снимать, сегодня очередной день отстоять съемочный, а потом понимал, что этого нет, что я свободен – на волю с чистой совестью! – и я вновь засыпал, и это были самые счастливые сны мои.
Е.Афанасьева― Я еще раз напомню телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Это Валдис Пельш. Мы говорим о 20-летии, как это не страшно звучит программы «Угадай мелодию». И Алла Плоткина была у нас чуть меньше месяца назад в гостях, и как раз вспоминала, что первое время после выхода программы она все предлагала отвезти вас домой после работы – у вас то ли машины еще не было…
В.Пельш― Нет, не было.
Е.Афанасьева― А вы шли в метро, чтобы почувствовать эту славу. Это действительно, проснулись знаменитым уже?
В.Пельш― Нет, я просто жадный был, экономил на такси, а использовать Аллу в качестве извозчика было как-то не очень корректно, как мне кажется, потому что жил я тогда в Новокосино на Суздальской улице, то есть это не ближний свет, что называется.
Е.Афанасьева― Так на насчет все-таки славы. Если после КВН вы все-таки ждали, что в метро заметят, то после «Угадай мелодию» как поменялась ситуация?
В.Пельш― Во-первых, московское метро – это удивительный вид транспорта, где люди, в общем-то, как правило, погружены в себя. И, надо сказать, именно это погружение привело Лешу Кортнева, моего друга к очень комичной ситуации. Он рекламировал одежду. В то время часто крутился ролик, и он с книжкой зашел в метро. Он куда-то опаздывал, надо было быстрее. Встал. Говорит: «Стою с книжечкой, читаю, и вдруг чувствую осуждение глубокое всех пассажиров вагона. И тут я понимаю, что что-то за моей спиной позволяет им меня осуждать. Поворачиваюсь – там висит рекламный плакат мой». То есть совсем обнаглел! Вот он всем доказывает, что он популярный – становится под своими рекламными плакатами.
Е.Афанасьева― Я так подозреваю, что это было до времени соцсетей и тех мобильных телефонов, которые тут же снимают и выкладывают. Иначе это была раскрутка массовая этого бренда и самого Леши.
В.Пельш― Не знаю. Я крайний раз ездил в метро года три назад. Милейший вид транспорта, надо сказать…
Е.Афанасьева― Сейчас мы попиарим метро действительно.
В.Пельш― И я не испытывал… Я видел, что какие-то люди меня узнали, но не испытывал никакого неудобства, меня никто не хлопал по плечу и не предлагал выпить. Очевидно, все знают, что я не пью просто, вот и все.
Е.Афанасьева― Вот смотрите, у программы, как я понимаю, третья реинкарнация. То есть я, по крайней мере, помнила про две – что недавно она возродилась, но открыв Википедию,которая все про всех знает, тут прочитала, что якобы программа уходила и возвращалась дважды. Это так, да? По каким причинам ее якобы закрывали и потом… вот тут написано, что она выходила в 99-м, потом с 2003-го по 2005-ый, а сейчас с 13-го года в эфире.
В.Пельш: Мы обрели вторую молодость, стали регулярно сидеть в пятерке лучших программ дня
В.Пельш― Я не помню все периоды нашего безэфирья, но у меня никогда не было ощущения, что эта программа закрыта навсегда и надолго. По каким-то причинам руководство канала принимала решения из эфира программу убрать. Точно так же, как тот период, который у нас был осенью 14-го года. Мы все лето шли, весну всю шли, потом в сентябре – вжик! – нас нет в эфире. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь мы отдыхаем – в январе нас ставят 8 программ подряд, на январских праздниках. После чего нас ставят в сетку вещания в нашу стандартную позицию, в субботу в 18-15. Я этот перерыв на 4 месяца – я не считаю его перерывом. Просто мы как спецпроект, но вместе с тем цикловой проект, вот и все. У нас своя судьба. Нас как-то выгоняют из комнаты, потом говорят: вернитесь!
Е.Афанасьева― Скорее, знаете, если вы поляной сравнили, то это, ка поля под пары.
В.Пельш― Под парами стоят.
Е.Афанасьева― Чтобы земля лучше стала. Илья интересуется: «Валдис, что нового? Какие изменения за 20 лет произошли, как научный прогресс сказался на проекте?»
В.Пельш― Никак. Там не надо ничего менять. Мы один раз попытались изменить, мы с Аллой Плоткиной. Алла, прости, надо будет разделить эту горечь вместе, потому что это правда, мы с тобой вместе решили, что надо побаловать нашего зрителя улучшением правил. Мы напридумывали новых правил, называли эту программу уже не «Угадай и мелодию», а «Угадай и Компания», «Угадай и Ко». Получилось погано. Эта программа была придумана американцами в 1954-м году. Это одна из старейших программа на телевидении…
Е.Афанасьева― То есть это опять-таки формат.
В.Пельш― Это формат, который выверен десятилетиями, и можно сказать полустолетиями. В ней ничего нельзя менять, вообще ничего. Можно увеличивать длительность за счет количества мелодий, которые проигрываются в каждом туре, можно увеличивать денежный приз, что бы очень хотелось. Больше ничего менять в ней не надо. Она идеальна именно такая, какая она есть.
Е.Афанасьева― Вот смотрите: «Валдис Пельш – человек-тараторка, яркая вспышка, оркестр, просто пожар на ТВ того времени. Все мое детство прошло под фразой: «Я угадаю с…», — пишет Мария.
В.Пельш― Вот это убивает, между прочим. Объясню,почему. Стоишь на телецентре… Я не считаю себя стариком – мне всего лишь 47. Вот стоишь в Останкино, в коридоре, с кем-то общаешься, и видишь: идет по коридору молодая красивая девушка. И она тебя узнала, и она едет к тебе что-то тебе сказать. И ты сразу расправляешь плечи, втягиваешь живот. Она подходит и говорит: «Валдис, я выросла на вашей программе, и ты понимаешь: ловить тебе не-че-го!»
Е.Афанасьева― Но вот, когда подходят лысеющие дядьки и это говорят – это гораздо хуже.
В.Пельш― Нет, я и сам пользуюсь… У нас была ситуация, когда у нас снимались Розенбаум, Кобзон и Саша Маршалл. И у нас с горела техника. Это был первый съемочный день цикла. А Иосиф Давыдович приехал, как всегда, на час раньше загримированный, в костюме. А вы знаете, что костюм, в котором он выйдет на съемку – он в нем никогда не сядет до этого, потому что замнется чуть-чуть.
Е.Афанасьева― Да, наслышана.
В.Пельш― И мы уже час не можем запуститься. У нас происходит электронный сбой. Я вижу, как Иосиф Давыдович закипает – я решаю дать нашим ребятам-электронщикам еще одну попытку. Я подхожу к Иосифу Давыдовичу и говорю: «Иосиф Давыдович, я вижу вы волнуетесь, вы кипятитесь. Признайтесь честно, вы же выросли на моей программе?» Он говорит: «Да». Я говорю: «Тогда Иосиф Давыдович, пять минут стойте, пожалуйста, и непетюхайте. Через пять минут можете послать нас». Через пять минут у нас опять вышибло всю электронику. Иосиф Давыдович очень красиво послал нас и под аплодисменты покинул студию. Мэтр.
Е.Афанасьева― Ой, вопросов много. Давайте, вот как раз две минуты до новостей, и воспоминаний много: «Я был тогда школьником, и во дворе тогда могли шутить про гардероб Пельша», — пишет человек, подписавшийся Серж. Очень много вопросов: «Как не заболеть звездной болезнью,будучи ведущим «Угадай мелодию»?», — Дмитрий Мезенцев.
В.Пельш― Все зависит от ваших личностных качеств. Если вам приятно быть сволочью – ну, болейте звездной болезнью. Если вы не получаете от этого удовольствие – а я, как мне кажется, не получаю от этого удовольствие, хотя я, естественно, пытаюсь все плюсы звездности и какой-то известности извлечь, — но я считаю себя не заболевшим. Мне это абсолютно не нужно, мне гораздо приятней общаться с людьми на равных и получать от этого удовольствие, видеть, что и они получают от этого удовольствие.
Е.Афанасьева― Вот тот же Серж Турманян пишет: «Интересней, когда там простой обыватель. А потом вездесущие звезды все заполонили». Вам как: со звездами или с простыми обывателями интересней».
В.Пельш― Периодически прошу руководство, в данном случае «Красного квадрата» подумать над тем, чтобы мы вернули игроков обычных, обычных людей, но пока мои призывы не находят понимания. Мы сделали несколько игр. Руководству кажется, что все-таки звезды – более беспроигрышный вариант, хотя мне кажется, в отличие от руководства «Красного квадрата» — смотрите, как я их смело критикую – вы слышите, руководство «Красного квадрата»? Мне кажется, что надо хотя бы делать…
Е.Афанасьева― Это реклама. Приветы передаете. Кривицкому привет.
В.Пельш― Да, Илюша Кривицкий, тебе привет огромный и спасибо, что ты нами руководишь. На самом деле он замечательный руководитель. Так вот, я бы сделал пропорцию один к одному: одна игра звездная, одна игра с обычными людьми. Но я приглашенный ведущий, я не могу влиять на политику программы.
Е.Афанасьева― Без подписи: «Завидую, вы работали с такими людьми!» Ну и работает тоже, не закончил работу. Валдис Пельш у нас в программе «Телехранитель». Говорим о 20¬летии программы «Угадай мелодию». После выпуска новостей вернемся в студию.
НОВОСТИ
Е.Афанасьева― Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Валдис Пельш, а поводом очередной встречи с ним стало 20-летие программы «Угадай мелодию», которая жива до сих пор и только обрела новые краски, новые посылы. Тут спрашивают: «Помните ли вы игру, когда вы были участником, в ведущим – Угольников?» Вопрос из Санкт-Петербурга.
В.Пельш― Нет, не Угольников был – Киркоров.
Е.Афанасьева― Ну вот, все вы перепутали, товарищ…
В.Пельш― Не-не, может быть, это я не помню. Была замечательная игра. Играли: Расторгуев, Меладзе, я. Филипп был на месте ведущего. Я сделал как детей.
В.Пельш: Вряд ли КВН детерминировал мое приглашение в программу «Угадай мелодию»
Е.Афанасьева― Ну столько-то лет стоять и мелодии слушать, наверное, запомнили уже?
В.Пельш― Там была замечательная фраза, когда Филипп сказал: «Посмотрите, какой у нас интернациональный состав участников: латыш, грузин, русский, ведущий – болгарин!» Я говорю: «Филипп, вы забыли про дирижера оркестра Республики Беларусь Михаил Яковлевича Финберга». Он сказал: «Да, и белорус». Вот этой фразой «и белорус» с тех пор мы Михаила Яковлевича и звали.
Е.Афанасьева― Тут, кстати, много вопросов. Один несколько раз повторяется. Думаю, вам такого типа вопросы надоели давно, но вот Рембрандт-1953 у пользователя сайта «Эха": «Валдис, вы же Пельше, а не Пельш. Не стоит отрекаться от родственников».
В.Пельш― Дело в том, что Пельш – это латгальская фамилия, а Пельше – это земгальская фамилия. Все мои дочери и жены – все они Пельше.
Е.Афанасьева― А, почему так?
В.Пельш― Ну это, как Иванов – Иванова, Пельш-Пельше. Огласовка женская. И, когда мне младшую дочь отказались записывать Пельше, я сказал, что я пойду – господи, как я это сказал? – комиссию по делам малых народов и скажу об ущемлении прав малых народов.
Е.Афанасьева― Записали.
В.Пельш― Тут же записали, сказали: «Что с вами, козлами, спорить!»
Е.Афанасьева― Действительно, да. «Завидую вам, вы с Супоневым были знакомы» — без подписи.
В.Пельш― Сережа Супонев очень светлый человек, замечательный. И надо сказать, об обладал уникальным даром – он был ведущим детских программ развлекательных.
Е.Афанасьева― После него такого не было.
В.Пельш― Дело в том, что, допустим, у нас в «Угадай мелодию» играют дети. Там компания одна по производству напитков выкупила несколько программ. У них этот кролик бегал все время, путался под ногами, я помню. Играли дети. Я не могу… вот Сережа Супонев с детьми становился ребенком. Он был взрослый, но ребенок, то есть он все правильно делал, он руководил процессом, но при этом он общался с ними на равных. Это очень большой талант. У нас очень мало, на самом деле, ведущих, которые способны вести детскую программу и растворяться в детях.
Е.Афанасьева― Таки нет. Потому что сейчас, вот вы говорите, к вам подходят НЕРАЗБ. Сейчас ровно поколение, вступившее в жизнь активно, выросла на его программах, и часто я смотрю в соцсетях, очень часто вспоминают, помнят все его фразы, и игры, и все прочее. Эдуард из Тольятти пишет: «Когда я впервые увидел «Угадай», то подумал, что идея слишком узкая и выжать из нее ничего нельзя, а последующие несколько просмотров подтвердили мне это. Но передача набрала популярность».
В.Пельш― Вопреки вашему прогнозу. Но надо сказать, что тут же посыпались предложения: «Угадай кинофильм», «Угадай спектакль».
Е.Афанасьева― А не работает.
В.Пельш― Не работает вообще. Музыка настолько тотальный жанр, но настолько близкий и настолько понятный… Ведь смысл программы «Угадай мелодию» очень простой: зритель должен угадывать раньше.
Е.Афанасьева― Кроме того многие помнят: пам, пам – пам-пам-пам! – но не помнят слова после первой какой-то фразы и фразы припева.
В.Пельш― Да, мы этим, кстати, отличаемся от американцев. У американцев точное называние песни должно прозвучать, точное. А мы, пожалуйста, — третья строчка из четвертого куплета – засчитано.
Е.Афанасьева― Разумеется, масса вопросов, которые заранее пришли, именно там так и звучат: «Угадайте мелодию: пам-пам, пум-пум!» Часто вас так достают, троллят?
В.Пельш― Это была долгая история, она длилась несколько лет. Я считал людей, которые ко мне подошли с этим предложением. Сбился после 5157-го, условно говоря. Идет человек, он тебя узнает на улице. Потом ты видишь у него на губах блуждающую улыбку, – и ты понимаешь, что он придумывает шутку. И ты знаешь, какую шутку он придумывает, потому что он подходит к тебе, или хлопает тебя по плечу или просто как бы останавливает тебя неким жестом и говорит: «Угадай мелодию….!»
Е.Афанасьева― Но а хоть кто-то из таких людей, почитателей или тех, кто хочет вас поставить в интересное положение, чтобы вы выкручивались, хоть раз вас удивил каким-то вопросом, подколкой?
В.Пельш― Да многократно. Вот я помню, на питерском морвокзале стою, курю – ну это было еще до закона, ограничивающего права курильщиков. На меня идет омоновец в бронежилете с автоматом, идет прямо на меня. Я один на площади, никого вообще нет. И я думаю: может, здесь курить нельзя, может, у меня ширинка расстегнута – я не знаю. Я начинаю волноваться. Он подходит ко мне, говорит: «Я извиняюсь, это вы?» – делает несколько жестов руками. Я говорю: «Я». Он говорит: «Все четко» — и уходит. Я считаю, он меня развел как дитя.
Е.Афанасьева― Еще раз повторяю телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Через несколько минут мы будем и звонки ваши принимать, (495) 363 36 59. Вот есть вопрос: «А признайтесь, — спрашивает Максим, — в вашей коллекции касок есть экземпляры с нацистской символикой?»
В.Пельш― Это грустная, на самом деле, история, которая произошла в эти дни, потому что я знаю владельца магазина «Техника молодежи». Это Боря Сумароков. Надо сказать, что он попал в совершенно идиотскую историю».
Е.Афанасьева― Имеется в виду обыски, которые проходят в новом «Детском мире» по поводу солдатиков.
В.Пельш― Да-да-да. У него закрыли магазин на Олимпийском проспекте. Просто его закрыли. У него проходят, насколько я понимаю, обыски и дома. Люди увидели модели… Там модели советских самолетов, английских, французских, американских, немецких. Танки – то же самое, разных принадлежностей: пехотинцы и бойцы разных стран. И вот кто-то посчитал, что оскорбляет чувства. Ну, допустим, в некоторых странах, если быть честными, свастика не наносится на модель самолета или танка или корабля. Вот крест опознавательный остается, свастика – ну вот, не принята. У нас нет таких ограничений, но предписывать этому экстремизм…
Е.Афанасьева― То есть это специальные наборы для коллекционеров, для тех, кто делает реконструкции сражений из деталей.
В.Пельш― Это огромное хобби. Это люди, которые интересуются историей, очень хорошо в ней разбираются и популяризируют эту историю, надо сказать, делают диорамы. У меня есть диорама, которая сделана по моему заказу. Называется: «Побег и ада». Там воспроизведен момент, когда Михаил Девятаев, впоследствии герой Советского Союза угоняет из немецкой базы в Пенемюнде. А они были пленными, там работали на этой базе, их было 10 человек, они угнали Хенкель-111, двухмоторных бомбардировщик. Аналогов такому побегу не было никогда и не будет, наверное. Вот у меня стоит эта диорама. Это экстремизм – то, что у меня на хвосте Хенкеля свастика, потому что так было тогда нанесено? И мне как, сушить сухари, уважаемые компетентные органы? Вы скажите, чтобы я не волновался. Мне кажется, что все это, рано или поздно, рассосется, но нервы ребятам будут попорчены сильно.
Е.Афанасьева― Пожалуйста, дозванивайтесь. (495) 363 36 59. Телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. «Валдис, вы аполитичный человек? Хотели бы вести какую-нибудь программу», — интересуется Илья.
В.Пельш― Нет, потому что я сейчас занимаюсь вплотную документалистикой. Мы уже отсняли и показали на Первом канале большое кино, которое, как мне кажется, получилось весьма удачным.
Е.Афанасьева― Вы летом нам рассказывали, когда готовили его.
В.Пельш― Да. Называется: «Люди, которые сделали землю круглой». Сейчас реклама в мой карман, что называется. Если хотите бесплатно в хорошем качестве посмотреть, скачать в интернете. Зайдите ко мне в ИнстаграмpelshTVи там получите ссылку. Единственно – это тоже сейчас будет хвастовство – не начинайте смотреть фильм часов в 10 вечера, потому что мне позвонило несколько людей, сказали: «Ты знаешь, ты сволочь, ты же не сказал… Мы решили одну серию, — а там 4 серии по часу, — решили посмотреть на сон грядущий, а закончили в 2 часа ночи».
Е.Афанасьева― У вас в этом фильме есть замечательная вещь, которой вы показываете, что эти люди сделали, и, когда там чинили крыло – я сейчас буду путать терминологию…
В.Пельш― Они чинили шасси в полете.
В.Пельш: Не помню все периоды нашего безэфирья, но у меня никогда не было ощущения, что программа закрыта навсегда
Е.Афанасьева― Да, в полете. И они делали это без страховки. Вы с парашютом пытаетесь дотянуться и показываете, как реально вы выпадаете, но вы опытный парашютист, и это производит, конечно, чудовищное впечатление. И ты понимаешь, что этот человек, которые это делал в полете столько-то десятилетий назад…
В.Пельш― Евгений Карлович Стоман. Его никто не держал. Он четыре часа чинил шасси прямо в небе, высунувшись из прорубленного люка, который он прорубил в крыле. У них не было ни одного парашюта, потому что единственный парашют они порвали на новый трос, потому что трос у них оборвался. Он, кстати, был георгиевским кавалером, и в Первую мировую войну на его счету было два сбитых немецких аэроплана. Дядька тоже был очень непростой. У него, кстати, была привычка перед каждым боевым вылетом шептать себе под нос: «Собьют, чувствую, собьют» — и всегда возвращался. И, когда АНТ-25 закатывали на стартовую горку, — он был ведущим инженером – он всегда бормотал под нос: «Завалится, чувствую, завалится» — и АНТ-25 всегда возвращаться.
Е.Афанасьева― Давайте попробуем звонки принимать. (495) 363 36 59. Добрый вечер!
Слушатель― Добрый вечер, меня зовут Максим, я из Уфы.
В.Пельш― Добрый вечер, Максим!
Слушатель― Хороший фильм «Люди, сделавшие землю круглой». Очень замечательный. Смотрели все четыре серии.
В.Пельш― Спасибо большое, мне очень приятно.
Слушатель― И такой вопрос: Будут ли еще документальные фильмы?
В.Пельш― Ой спасибо вам. Но неудобно как-то – пригласили на 20 лет программы – неудобно рекламировать свое творчество. Мы закончили сейчас съемки фильма о Московском университете. Фильм представлен руководству канала. Канал будет решать, показывать его или нет. И через неделю мы уезжаем на месяц в Гималаи снимать кино, будет называться: «Ген высоты или как пройти на Эверест». Это фильм-рассказ о технике восхождения, потому что 99% не представляют себе даже 10-й доли того, с чем сталкиваются люди, когда идут на эту гору. И параллельно это будет фильм «Восхождение», потому что у нас большая группа альпинистов будет сопровождаться камерами. Это 12 человек, и они пойдут до вершины 8848. Наша съемочная группа для себя поставила плановую высоту 7100 метров. Выйти туда, чтобы снять северное седло и, как нам кажется, мы сможем там не только хорошо, красиво снять, но и я, как ведущий, влезу в шкуру тех людей, которые идут на эту гору. И, кстати, опять возвращаясь к моему инстаграму и твиттеруpelshTV, мы будем выкладывать репортажи, то есть мы будем каждый день показывать, что происходит, на какой мы высотке. Там очень красиво, надо сказать. Да, только подписывайтесь на меня, пожалуйста, в истаграме, а том у меня подписчиков мало. Если получится кино таким, каким мы его замышляем – это, может быть, одна, может быть, две, а, может быть, три серии – то Первый канал с огромным удовольствием покажет это, наверное, в сентябре-октябре.
Е.Афанасьева― Еще звонок. (495) 363 36 59. Добрый вечер!
Слушатель― Александр. Город Пермь. Хочу еще немного вашего гостя посмущать.
В.Пельш― Давайте.
Слушатель― На такую тему. Мне очень-очень много лет говорят, что я очень похож на Валдиса Пельше.
В.Пельш― Ну так используйте это вовсю.
Слушатель― Хотелось узнать, на кого из родственников похож Валдис Пельш, и, вообще, откуда корни?
В.Пельш― Корни латышские наполовину, наполовину московские, потому что по маме — я коренной москвич. По отцу – я латгалец, впоследствии – рижанин. И возвращаясь к теме вашей схожести со мной, пользуйтесь вовсю. Я очень давно не был в Перми. Берите все корпоративы. Прямо пишите: «Только один день! Проездом в вашем городе Валдис Пельш!»
Е.Афанасьева― А процент просить будете?
В.Пельш― Да перестаньте, не надо никаких процентов!
Е.Афанасьева― «Валдис, бываете ли вы в Латвии? Не забыли ли вы свою историческую родину, и знают ли дети латышский?» — интересуется Дмитрий Мезенцев.
В.Пельш― Дети не знают латышский. Более того, я сам уже практически забыл язык, потому что он у меня второй, первый – русский. Но я знаю, что мне для того, чтобы вернуть язык назад, нужно три месяца. Язык очень просто, очень красивый. Дети – это мое упущение, я виноват перед своей родиной, и поэтому меня, кстати, Латвия ничем не награждает, потому что… а, за что тебя награждать? Твои дети не знают латышского языка.
Е.Афанасьева― Еще есть один вопрос на тему Латвии. «Валдис, как вы относитесь к маршам Waffen SS на вашей родине?»
В.Пельш― Разговор где-то минут на 30-40 с исторической точки зрения…
Е.Афанасьева― Сжимаем до 2-х минут…
В.Пельш― Не получится. Тема достаточно разносторонняя и в ней нет только черного и нет только белого. В ней масса нюансов, на которые нужно обращать внимание, но, мне кажется, что гораздо важнее — я имею в виду с российской, и с той, с латвийской стороны – перестать вспоминать все обиды, нанесенные за многие годы друг другу и начать как-то жить. Я очень расстроен тем, что экономические и торговые отношения Латвии и России сейчас очень сильно подпорчены, и об этом жалеют, смею вас уверить, очень многие люди в Латвии. Мне кажется, что Латвия Россия – это две страны брата, просто один чуточку больше раз в …дцать.
Е.Афанасьева― Таня спрашивает: «А у вас только дочки?»
В.Пельш― Нет, у меня два сына, две дочки. Я уровнял счет четыре месяца назад.
Е.Афанасьева― Вы совсем молодой отец!
В.Пельш― Да, у меня младшему сыну четыре месяца будет через два дня… нет – три…
Е.Афанасьева― Вот так отцы помнят дни рождения.
В.Пельш― Сегодня третье, четвертое?
Е.Афанасьева― сегодня пятое.
В.Пельш: Формат передачи выверен десятилетиями. В ней ничего нельзя менять, вообще ничего
В.Пельш― Сегодня пятое. Через три дня, все правильно. Ему будет четыре месяца. Растет замечательный мальчишка.
Е.Афанасьева― Странный вопрос: «Кем вы себя ощущаете?» — спрашивает Таня.
В.Пельш― Сейчас – молодым отцом.
Е.Афанасьева― Александр Аленин – вот как раз вам бальзам на сердце – поздно включил, простите, а какой у вас инстаграм?
В.Пельш― pelshTV. Подписывайтесь! Мне нужны новые подписчики.
Е.Афанасьева― (495) 363 36 59 Добрый вечер!
Слушатель― НЕРАЗБ из города Ярославля. И я тоже смотрел замечательный фильм четырехсерийный. Мне очень он понравился. Спасибо большое Валдису за творчество. И единственно, у меня все-таки вопрос. Я сейчас слушал ответ на латвийский этот марш СС. Если можно, Валдис, все-таки конкретизируйте ответ. Очень интересно ваше мнение, потому что я очень уважительно отношусь к вашему творчеству. Я не понимаю, какое может быть там двоякое отношение к маршу. Очень плохо и надо об этом говорить.
В.Пельш― Я говорю, это разговор минут на тридцать-сорок. Я готов прийти в эфир и рассказать свою позицию. Дело не формально вот в хождении в либо айсаргов, либо 19-й или 15-й дивизии СС – 1, 2-й Латвийский регион. Дело в куче обид, которые накопились с той и иной стороны. Я говорю, сложно взять и сказать: я отношусь к этому… Естественно, любой человек относится плохо, когда люди в нацистской форме маршируют по улицам любой страны, любого государства.
Е.Афанасьева― А уж по родным улицам…
В.Пельш― Совершенно верно. Но есть причины, по которым люди одели эту форму у то время, и почему они ее сейчас стараются достать из чуланов и вновь одеть. И у них тоже есть свои резонные доводы определенные. Ну вот мы начинаем втягиваться в эту беседу. Я понимаю, что времени не хватит, и в результате это будет однобоко.
Е.Афанасьева― У нас много программ на „Эхе Москвы“. Я думаю, что продюсеры уже услышали вашу заинтересованность ими. Если будет тема другой программы, посвященная подобным событиям, все шансы стать гостем этой программы и подробней об этом поговорить.
В.Пельш― Просто я быстро еще сейчас договорю, потому что понятно, сейчас получается, что я выгораживаю войска СС. Никоим образом. Просто летом 40-го года, когда очень многие латыши – я помню, как мой папа рассказывал, как его дед, когда были введены советские войска, и когда закончилась независимость Латвии объявлением Советской республики, он сказал: «Нас обидели, унизили и оскорбили». Так вот, очень многие люди тогда выбрали ту форму для того, чтобы как-то постараться вернуть свою независимость. Другое дело, что это делалось негодными средствами и методами и не с теми войсками, с которыми это вообще можно и нужно было делать, но они до сих пор пытаются что-то объяснить, говорят: «Мы тогда воевали за свободу Латвии, вы должны нас понимать. А другой формы у нас не было». На что им говорится: «Ребята, вы все равно одеваете форму СС как ни крути». И вот начинается вечный спор, где каждый старается доказать что-то свое. Можно это доказывать спокойно, но если это переходит за рамки… Я боюсь, что меня сейчас в экстремизме, и я буду иметь долгий разговор со следствием.
Е.Афанасьева― Тогда примем последний звонок на сегодня. (495) 363 36 59. Добрый вечер!
Слушатель― Здравствуйте, уважаемая ведущая, здесь, Валдис!
В.Пельш― Добрый вечер!
Слушатель― Меня зовут Иван Зайцев. Я звоню вам из Псковской области. Очень мне нравится творчество Валдиса, и хочу ему задать два вопроса.
В.Пельш― Пожалуйста.
Слушатель― Кто ваши родители, и кто из творческих людей является авторитетом. Валдис, успехов вам!
В.Пельш― Спасибо! Мама журналист-мелиоратор… Ой, извините инженер-мелиоратор, папа – радиожурналист. То есть я из служащих происхожу. У меня никогда не было кумиров за исключением… Я в детстве прочел одну книжку – вот я ее прочел, закрыл и понял, что я очень хочу быть похожим на этого человека. Эта книжка называлась: «Кем же ты станешьФритьоф?» Книга от Фритьофе Нансене. И вот, наверное, это был единственный кумир моего детства. Я очень хотел стать таким как он – разносторонним, интересным, смелым, отважным и усатым. У него были очень красивые усы, у Фритьофа Нансена. Наверное, это единственный кумир.
Е.Афанасьева― Ну что, есть еще минута. Еще один звонок примем. (495) 363 36 59. Добрый вечер!
Слушатель― Меня зовут Андрей, я из Екатеринбурга.
В.Пельш― Добрый день, Андрей, добрый вечер!
Слушатель― Здравствуйте! Валдис, у меня к вам вопрос чисто информационный.
В.Пельш― Да, пожалуйста.
Слушатель― Заключается вот, в чем. Все люди, которые представляют московскую тусовку – Стас Намин, например, я могу вам назвать, потом есть такой….
Е.Афанасьева― А можно чуть короче, у нас эфир заканчивается. В чем вопрос?
Слушатель― Короче говоря, они все являются родственниками известных людей, то есть Намин – это…
Е.Афанасьева― Хорошо, вопрос, если можно…
В.Пельш― Про Арвида Яновича Пельше? Нет. Никоим образом. И мы даже не дальние родственники, мы просто однофамильцы. Причем мой папа из Латгалии, а Арвид Янович, насколько я понимаю, он из Курземе все-таки или он земгалец. Это просто совпадение с разнице в одну букву: Пельш – Пельше.
Е.Афанасьева― Александр вас радует: «В Инстаграме число ваших подписчиков растет быстро». Видно, пока мы с вами сидим….
В.Пельш― Спасибо тебе „Эхо Москвы“, спасибо тебе то что ты есть! Иногда приглашаешь меня.
Е.Афанасьева― А вот Федор, который очень не любит Первый канал, спрашивает: «Почему в этой передаче все время пиарят Первый канал? Вам не стыдно работать на Первом канале?»
В.Пельш― Я искренне, и надо сказать, я уже раз пятый повторяю эту фразу, она мне почему-то стала нравится: Я имею честь работать на «Первом канале». Я считаю, что «Первый канал» — это канал, на который все равняются, как не крути. И то, что производится на «Первом канале» и те люди, которые там работают, мне кажется, это, действительно, гордость отечественного телевидения. Вот так вот. Я сам половину программ на «Первом канале» не смотрю. Более того, если на «Первом канале» выходит программа, которая мне кажется неудачной, я об этом честно говорю. И защищать программы… Во-первых, никто не застрахован от ошибки. Смею вас уверить, на «Первом канале» это видят и ни долго не живут. Хорошие, красивые, добрые программы, к коим, я надеюсь, относится программа «Угадай мелодию», они, мне кажется, будут существовать достаточно долго.
Е.Афанасьева― А Илья спрашивает: «Валдис, как для вас изменился за 20 лет Первый?»
В.Пельш― Для меня…
Е.Афанасьева― Кто-то вам звонит все время. Можно сказать… отключить, а то мы не в программе у Диброва «Временно доступен», где он просит всем разговаривать по телефону.
В.Пельш― Стало много дышащих тебе в спину.
Е.Афанасьева― Интересно.
В.Пельш― Надо сказать, что лет 10-15 назад, — ну и, правда, форматов было меньше, ¬ когда обсуждался вопрос, кто будет вести новый формат, и очень часто слышалась кандидатура: а кто? – конечно Пельш.
Е.Афанасьева― Тогда Ургант еще не подрос.
В.Пельш― Ваня тогда уже заходил на Первый канал. Он, правда, тогда еще был на России, но было понятно, что это очень талантливый парень, и этот парень очень далеко пойдет. Тогда пришли Яна Чурикова, одна из лучших ведущих на нашем отечественном телевидении. И надо сказать, что это тоже гордость Первого канала. Первый канал кооптирует в себе огромное количество талантливых людей, и вот, к сожалению, конкурировать с этими талантливыми людьми, хотя бы в силу того, что их много, уже сложно.
Е.Афанасьева― Дышат в спину.
В.Пельш― Нет, может быть, кто-нибудь из них на НТВ сходит, а?
Е.Афанасьева― «Валдис, спасибо за участие в передаче. Ваш оптимизм заразителен», — пишет Дмитрий.
В.Пельш― Спасибо!
Е.Афанасьева― Ну на этом мы попрощаемся. Ждем вас после Эвереста. Это будет, наверное, очень интересный рассказ.
В.Пельш― Мы постараемся.
Е.Афанасьева― Когда вы сделаете фильм, приходите, расскажете и про это.
В.Пельш― Обязательно.
Е.Афанасьева― Елена Афанасьева прощаюсь с вами до следующего воскресенья. До свидания!