Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Работа на радио // 2015

20 декабря 2015: Тихий Дон: за и против. Гости - Сергей Урсуляк, Александр Шолохов (по тел.)

Посмотреть и послушать эфир - http://echo.msk.ru/programs/tv/1679306-echo/

Е. Афанасьева Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

И так получилось, что немножко мы с вами задержались обсудить сериал «Тихий Дон», который вышел несколько недель назад на канале Россия-1, вот, к сожалению, наш сегодняшний гость режиссер Сергей Урсуляк был в отъезде. Сейчас он смог к нам прийти. Но, судя по количеству вопросов и ваших реплик и комментариев, тема еще актуальна, есть что обсудить.

Здравствуйте, Сергей Владимирович.

С. Урсуляк Здравствуйте, здравствуйте!

Е. Афанасьева Сегодня мы будем говорить в студии с Сергеем Урсуляком, а по телефону к нам чуть позже присоединится директор музея-заповедника «Вешенская» внук Михаила Александровича Шолохова Александр Михайлович.

С чего начать, что называется? Почему «Тихий Дон», почему именно сейчас? Что сподвигло вас после тех известных проектов, которые вы делали, вдруг выбрать этот роман?

С. Урсуляк Вы знаете что, так случилось, что я сейчас довольно часто отвечаю на разные вопросы, связанные с «Тихим Доном», и этот вопрос, к сожалению, тоже задавался, и мне придется, отвечая на этот вопрос, как бы самоцитироваться.

Е. Афанасьева Может быть, наши слушатели не читали все ваши интервью.

С. Урсуляк Может быть. Мне всегда очень неловко повторяться, но тем не менее. Я любил этот роман. Когда встал вопрос о том, что мне делать, и были какие-то предложения от канала Россия, то с моей стороны последовало – увидев серьезность предложений канала – с моей стороны последовало предложение сделать «Тихий Дон».

Почему? Потому что это великое произведение, рассказывающее о нас гораздо больше, полнее и интереснее, чем многое из того, что пишется сейчас или писалось еще, и так далее.

Мне кажется, что время экранизировать еще раз «Тихий Дон» пришло, и вопрос даже не в актуальности его, такой буквальной актуальности, а в том, что такие произведения актуальны всегда.

Вот, собственно, вся нехитрая история, связанная с экранизацией этого романа.

Е. Афанасьева Уважаемые слушатели, наш смс-номер +7-985-970-45-45. Пожалуйста, ваши вопросы к Сергею Урсуляку, режиссеру сериала «Тихий Дон». Ваши реплики, комментарии по поводу того, как вам понравился этот сериал, ваши «за» и ваши «против».

Во второй части программы мы постараемся успеть принять ваши телефонные звонки, а пока +7-985-970-45-45.

Реплик, на сайт пришедших, очень много, я думаю, для вас не секрет, что делятся они практически пополам – от огромной благодарности и признательности за проделанный труд до полного неприятия. Количество надписей «вопрос скрыт», то есть, вероятно, там уже идет с активной лексикой. Даже те, которые не скрытые, тоже как бы главный вопрос: а зачем, почему, никакого отношения к Шолохову, бла-бла-бла… Извините за такой нелитературный пересказ.

С. Урсуляк … там именно бла-бла-бла.

Е. Афанасьева Пишет человек – очень трудно прочесть его ник, потому что там что-то…

С. Урсуляк Мы же не собираемся ему писать.

Е. Афанасьева «Слишком мы далеки от того времени, страшного и судьбоносного». Он считает, что не надо было браться за такую неподъемную тему. Имхо – то есть, его личное мнение.

У меня вопрос немного по-другому сформулирован: не было ли у вас опасения, что вот в то время, которое настолько трагически вдруг стало напоминать – то есть, мы же жили в нашем детстве, даже вся эта шолоховская история была чисто историей – революция, до революции Первая мировая, гражданская война.

То, что мы когда-то доживем, что на нашей земле – а я человек оттуда родом, и корни мои все там – что там же начнут, рядом, на Украине, буквально в 40-ка километрах происходить что-то похожее, это представить было нельзя.

С. Урсуляк Да.

Е. Афанасьева И вот сейчас люди живут в таком опасении в жутком того, что где-то это уже происходит, не дай бог, может произойти и с твоим домом. Семьи действительно многие вот на Донбассе делятся пополам.

С. Урсуляк Да и в России тоже.

Е. Афанасьева И в России. Пока еще… не будем говорить страшные вещи. Не было ли у вас сомнения, что такая горькая правда сейчас для людей страшна, они закрываются от нее, не хотят ее видеть?

С. Урсуляк Ну, вы знаете, конечно, вообще уровень разговора со зрителем сегодня на телевидении, он, конечно, облегченный, но тут же фокус в том, что я делаю то, вернее, предлагаю, чтобы было сделано то, что мне кажется интересным, мне кажется важным, мне кажется актуальным. Я не могу ориентироваться на тех, кто предпочитает смотреть только развлекательные программы или только заниматься, я не знаю, Фейсбуком. Мне кажется, что говорить в такие времена о серьезных вещах необходимо, только разговаривать об этом нужно серьезно, опять же, да?

Плюс – вот вы правильно сказали, что еще из побудительных мотивов постановки этой истории – мы смотрели на эту историю как на что-то абсолютно отдельное. И, так сказать, как бы великое произведение по великой книге. Мне хотелось вернуть какое-то живое дыхание в это, опять же, не поставить хуже-лучше, понимаете, да? А просто вернуть вот этих героев, вернуть этим героям их возраст, их молодость, их неготовность воспринять жизнь такой, какой она, так сказать, предстала перед ними.

Мне кажется, это очень актуально, и на таких романах, на таких событиях взрослеет поколение, которое смотрит, мне кажется. Оно взрослеет внутренне. Мне кажется, это крайне важно. Вообще мне кажется, что разговаривать со зрителем нужно серьезным и нормальным языком, не опуская планку, стараясь не опускать планку.

Е. Афанасьева Но при этом вот фильм идет в той линейке – вот мы его смотрим в контексте того канала телевизионного, идет он на канале Россия-1 в линейке, где у них обычно идут классические мелодрамы современные, там, Золушки и все прочие истории, и в какой-то момент вдруг – почему у меня вопрос возникает – это было ваше решение или канал настаивал, что из «Тихого Дона» вы в какой-то момент вытягиваете больше все-таки мелодраматической истории, немного отдаляя вот особенно историю с большевиками? У вас даже некоторые герои отсутствуют – Штокман, да? Вы эту линию просто убираете. Это было требование канала, или вы так решили?

С. Урсуляк Нет, требования канала не было по этому поводу вообще. Мы даже не обсуждали эту историю, что оставлять, что убирать. При любой экранизации какие-то линии должны уходить. Иначе просто не справиться, ни по каким вещам – ни по финансовым, ни по временным. Ни по каким вещам нельзя справиться. И после каких-то раздумий я убрал не только линию Штокмана, но линия Штокмана, почему-то о ней больше всего грустят.

Е. Афанасьева Почему грустят? Вопрос задают.

С. Урсуляк Но вы вопрос задаете, кто-то грустит почему-то. Это не значит, что мы ушли в большую мелодраматичность, нет. Мелодрама, в принципе, она внутри этой истории присутствует все время. Это вообще, как вам сказать, замечательно умело еще сделанное произведение, потому что там эта любовная история постоянно пересекается с историей социальной.

Я не считаю, что мы сделали упор на мелодраму. Я считаю, что мы старались сохранить какой-то баланс. Но что касается конкретно вот этой линии некого большевика, пришедшего на хутор и начавшего возбуждать казаков – мне кажется, что не в этом – помимо того, что я сказал, что нельзя все вместить – мне кажется, что это довольно выморочная история, потому что не в этом дело. Не из-за того, что пришел некто чужой и начал смущать казаков, началась революция. Это все, так сказать, «роль партии в истории» называется. Не в этом дело.

Меня гораздо больше интересовала история, при которой в 1912 году мы все родные, и мы все любимые, и мы все братья, и мы все друзья, и мы все близкие люди, а проходит совсем немножко времени…

Е. Афанасьева А в 1919 уже стреляют…

С. Урсуляк … мы начинаем друг друга убивать. И как это происходит? Вот это мне было гораздо интереснее. А отчего это произошло? От того, что Штокман сказал? Это очень просто – Штокман…

Е. Афанасьева Я напоминаю, что это Сергей Урсуляк, режиссер сериала «Тихий Дон». Очень много у нас реплик взаимопротиворечащих, как я сказала. Анатолий из Москвы пишет: «Казак Григорий Мелехов не может говорить на языке Мишки Япончика, беда с подбором артиста».

С. Урсуляк Не может, это правда.

Е. Афанасьева Другой человек пишет: «Я сам с Дона, дед воевал у Миронова. Ездят в фильме по-казачьи, говорят тоже. Дух романа передан не хуже, чем у Герасимова».

У нас на связи по телефону Александр Михайлович Шолохов, директор музея-заповедника «Вешенская», внук Михаила Александровича. Здравствуйте, Александр Михайлович.

А. Шолохов Добрый вечер.

С. Урсуляк Здравствуйте, Александр Михайлович! Здравствуйте, дорогой.

А. Шолохов Добрый вечер, Сергей Владимирович.

С. Урсуляк Да, привет.

Е. Афанасьева Да, когда-то мы с вами, Александр Михайлович, были на «ты», катались в одном дворе на коньках, но, наверное, вы этого уже не помните. В Ростове тогда еще лед заливали.

А. Шолохов Такого, я думаю, уже многие не помнят.

Е. Афанасьева Просто мы с Сашей в одном дворе росли. Но так как он был постарше, то разница в возрасте была.

Я не случайно прочла сейчас несколько реплик по поводу казачий – не казачий. Конечно, в первую очередь хотелось бы узнать о реакции ваших земляков на новую экранизацию и вашей собственной. Я знаю, что вы помогали Сергею, да, активно?

С. Урсуляк Да, конечно, очень активно.

Е. Афанасьева Как результат?

А. Шолохов Я должен сказать, что большинство, причем, подавляющее большинство реакции, которую я слышу, и оценок, они положительные. И я уже отзывался о том, что чаще всего мы в жизни сталкиваемся с такой ситуацией, что есть определенная категория людей, которые считают, что они лучше всех знают, как нужно разговаривать, ездить на лошади и так далее и так далее.

Сергей Владимирович с этой ситуацией сталкивался, по-моему, ежедневно. Да, Сергей Владимирович?

С. Урсуляк Да, конечно.

А. Шолохов И вот эту категорию зрителей удовлетворить полностью никогда невозможно. Ну, и слава богу, потому что люди стремятся к некоторому совершенству. Тем не менее, я считаю, что говорят, в общем-то, языком казаков, языком Шолохова, языком произведения, а не каким-то другим. И хотя, безусловно, достаточно сложно сегодня воссоздать полностью дух того времени, и огромная работа, действительно, была сделана и художником, перед которым я просто снимаю шляпу. Сегодня создать хутор на Дону – это уже становится проблемно в большинстве случаев. И еще раз повторю, что здесь на Дону, в Вешенской в частности, большинство отзывов, большинство оценок, они положительные.

Е. Афанасьева Насколько я знаю, по-моему – может быть, вы меня поправите – вот та ваша декорация уникальная построенная, она осталась, да, Александр? Вы ее как-то намерены использовать, или я неверной информацией обладаю?

А. Шолохов Нет, там немножко иначе. Использовать ее будем не мы, использовать ее будут люди, которые в том числе помогали финансово в создании этого фильма. К сожалению, музей – и так весьма большое хозяйство, это, опять же, Сергей может засвидетельствовать.

С. Урсуляк Да.

А. Шолохов Для того, чтобы еще один хутор принять на баланс и взять на себя эту ответственность – к сожалению, у нас не было силенок просто.

Е. Афанасьева Это будет или, может быть, уже есть, этнографический музей, или как?

С. Урсуляк Видимо, да. То есть, в любом случае это остается в Ростовской области, если я правильно понимаю, да?

А. Шолохов Да.

С. Урсуляк Просто это будет не в Вешках, а в другом месте.

Е. Афанасьева А, перевезут всю эту декорацию.

С. Урсуляк Совершенно верно. Это все складируют и перевозят…

Е. Афанасьева И можно будет прийти и посмотреть, как жили казаки.

С. Урсуляк Можно прийти и посмотреть. Александр Михайлович, у вас замечательный музей. Я очень благодарен вам за участие и всем вашим сотрудникам, всем жителям Вешенской. Передавайте им, пожалуйста, привет огромный.

А. Шолохов Спасибо.

С. Урсуляк Скажите, что мы их помним, любим. И особенно тем, кому понравилось.

Е. Афанасьева А, вот так. Александр, у меня еще один вопрос. Меня очень удивило, я читала интервью исполнительницы главной роли Полины, да?

С. Урсуляк Чернышовой.

Е. Афанасьева Да, Полины Чернышовой, и она вдруг написала в этом интервью в ответ на вопрос, что «Тихий Дон» — произведение не для молодых, и нам рассказывал внук Шолохова, что когда он потянулся к «Тихому Дону» на полке, отец ему сказал, что ему рано. А было ему 25 лет. Вот что-то я в это не поверила, Александр Михайлович.

А. Шолохов Нет, немножко не так. Хотя, безусловно, доля истины в этом есть. Потянулся не я, потянулся мой папа, будучи в старших классах школы. И, действительно, дедушка ему сказал, что, ты пока подожди, тебе рановато.

Е. Афанасьева Старшие классы и 25 лет – немного разница, да, конечно.

А. Шолохов Ну, да. Поэтому, конечно, это разница. Тем не менее, я думаю, что, в общем-то, подобные произведения, они совершенно для всех возрастов, более того, к любому подобному произведению, я имею в виду не только «Тихий Дон», но вещи, до которых невозможно дойти с одного прочтения, и невозможно дойти в каком-то одном возрасте. Я имею в виду, конечно, «Тихий Дон», и «Анну Каренину», например. Это произведения, к которым нужно возвращаться, и с высоты определенного жизненного опыта оценивать зачастую совсем по-новому.

Е. Афанасьева А вот смотрите, у нас здесь недавно в студии была Фекла Толстая, это было после чтения романа «Анна Каренина». Сейчас вот так же повторили с романом «Война и мир», для того чтобы именно молодые люди и вообще все люди как-то вспомнили великий текст. Нет ли у вас таких идей, оживить слово Шолохова без экранизации современными методами, с использованием интернета и других трансляций?

А. Шолохов Вы знаете, во-первых, по-моему, экранизация это и есть оживление слова Шолохова. Более того, точно так же оценивая, как экранизацию, так и нашу собственную работу, я всегда говорю, что, по-моему, самая большая награда и самая лучшая оценка работы литературного музея, это когда наши посетители, уезжая из Вешенской, говорят: вот сейчас возьму книгу и буду читать. Поэтому, естественно, любой подобный проект, он нужен, он необходим, он невероятно важен в современной нашей России.

Тем не менее, я хочу сказать, что, по-моему, все создатели этого фильма, они приложили руку к повышению интереса к шолоховскому творчеству, это одна часть вашего вопроса. А другая часть – не хотел бы я что-то подобное сделать – ну, если дорогая Фекла, с которой мы очень дружим, надумает расширять свой проект шолоховскими произведениями, я с удовольствием с ней посотрудничаю.

Е. Афанасьева Как оценили главных героев ваши земляки и вы лично? Потому что из того, что читала я, больше всего обсуждения вызывали именно, естественно, исполнители роли Григория и Аксиньи.

А. Шолохов Вот обратите внимание на то, на мой взгляд, почему больше всего обсуждают главного героя – по-моему, не столько потому, что Женя не сильно похож на Глебова, а потому что Женю немножко уже знают. И вот тут у Сергея Владимировича, по-моему, совершенно правильный выбор, он взял актеров молодых, актеров не примелькавшихся в каких-то иных ролях, и тем более, актеров с не прилипшими, так сказать, типажами…

Е. Афанасьева Не, ну, вот, Мишку Япончика уже знают, поэтому и сравнивали.

А. Шолохов А Женю знают. И поэтому, по-моему, это начинается уже сравнение не столько Глебова в роли и Евгения в роли, сколько Григория Мелехова в глебовском исполнении с Япончиком в исполнении Ткачука. Вот это неверный посыл.

Е. Афанасьева Понятно. Спасибо, Александр Михайлович.

С. Урсуляк Спасибо, Александр Михайлович! Привет всем! Спасибо.

А. Шолохов Спасибо, Сережа!

Е. Афанасьева У нас на связи по телефону был Александр Шолохов, внук Михаила Александровича, директор музея-заповедника «Вешенская». Мы сейчас прервемся на впуск новостей на «Эхо Москвы» и продолжим разговор с Сергеем Урсуляком, автором сериала «Тихий Дон».

НОВОСТИ

Е. Афанасьева Мы продолжаем программу «Телехранитель». В студии Елена Афанасьева. В гостях сегодня Сергей Урсуляк, режиссер, автор сериала «Тихий Дон». Пожалуйста, уважаемые наши слушатели, +7-985-970-45-45, это наш смс-номер. Вы можете задавать вопросы Сергею Владимировичу, а также высказывать свое мнение о сериале «Тихий Дон». Чуть позже мы примем и ваши телефонные звонки.

Очень много смс, и так же они, как предварительные вопросы, и за, и против. Но вот интересное от Юли: «Вначале не могла смотреть, сразу переключала, возмущало все. Потом не могла оторваться, все глаза выплакала».

С. Урсуляк Спасибо, Юля!

Е. Афанасьева Есть еще такое сообщение, которое пришло на сайт: «Вокруг главной героини Аксиньи такие страсти, и выбрать на эту роль невзрачную актрису… Она пытается играть эмоции, но именно играет. Ваша дочь по всем данным внутренним и внешним забивает Аксинью напрочь. Смотрела и думала: как можно такую девку, как Наталья променять на такую невзрачную серую Аксинью?» Ну, может быть, немножко резкий комментарий, но мне тоже вдруг в какой-то момент показалось, что у вас фильм про Наталью, а не про Аксинью.

С. Урсуляк Вам показалось. Я думаю, что вам показалось. Это фильм и про Наталью, и про Аксинью, и про Григория, и про взаимоотношения, и про жизнь. Вам показалось.

Е. Афанасьева Значит, это мое зрительское ощущение. Давайте еще несколько смс прочтем: «Урсуляк – молодец, поздравляю, фильм получился, открыты новые актеры. Лариса».

С. Урсуляк Спасибо, Лариса!

Е. Афанасьева Из Петербурга: «Режиссер вы неплохой, но взяться за «Тихий Дон» после Герасимова… Но, я думаю, что вам это говорили чаще всего».

С. Урсуляк Не чаще, но говорили.

Е. Афанасьева «Не видела Мишку Япончика, — пишет Юля из Челябинской области, — показалось, что артист, игравший Григория, просто реинкарнация Глебова».

Буду ли я принимать звонки – я уже вам сказала, что через несколько минут мы включим телефон, и вы сможете позвонить. «Актеры будто из какого-то клуба вышли» — написал человек Офф из Химки.

«В аллегорической картине битвы красных с белыми спутана последовательность цветов в российском триколоре» — пишет Григорий из Екатеринбурга.

С. Урсуляк Надо наладить телевизор, Григорий из Екатеринбурга, потому что это не триколор.

Е. Афанасьева «Сергей, чем для вас является «Тихий Дон»? Что вы почерпнули из него?» — спрашивает Дмитрий Мезенцев.

С. Урсуляк Я почерпнул огромный опыт профессиональный, прежде всего. Я узнал много новых людей, я познакомился с новой человеческой средой, я поработал с замечательными молодыми артистами, с которыми вряд ли в таком количестве я столкнулся бы просто так. Я ставил перед собой очень сложные задачи и по мере сил их решал. Со всех сторон это очень важный для меня фильм.

Е. Афанасьева Сколько вы работали над этим проектом?

С. Урсуляк От нуля, так сказать, с нулевого цикла до завершения прошло два с половиной года где-то.

Е. Афанасьева Это уникальные сроки для такого романа просто.

С. Урсуляк Я не знаю, насколько это уникальные сроки, я думаю, что если бы к моменту начала работы, вообще прихода на канал был бы готов, скажем, сценарий, хотя бы первый вариант, конечно, эти сроки были бы короче, все-таки два с половиной года.

Е. Афанасьева Я имею в виду, уникальные, что для такого романа это мало. Это для сериала современного много.

С. Урсуляк Вы знаете, что, мне кажется, что много, или мне уже по возрасту кажется, что многовато.

Е. Афанасьева Хватит поэтизировать казачество, не забывайте их зверства на Красной Пресне и в Петербурге», — пишет Костя из Москвы.

«Добрый вечер, вы уж меня простите, но фильм – ужасная халтура», — пишет Игорь.

«К Наталье претензий нет. Жаль, она не в роли Аксиньи», — пишет Алик. «Урсуляк – молодец! Поздравляю, фильм получился!»

С. Урсуляк Леночка, мы так и будем…

Е. Афанасьева Я просто показываю вам разность зрения. Я понимаю, что для человека, который делает фильм, он ответ, но для канала еще важен рейтинг. Меня очень удивила разница по тому измерителю, который априори является у нас принятым, TNS Gallup, что Россия смотрела намного лучше, чем Москва. Чем вы это объясните? В Москве доли были очень низкие.

С. Урсуляк Они были ниже, скажем, чем по России.

Е. Афанасьева Да, чем ожидалось.

С. Урсуляк Ну, во-первых, тут же два варианта есть. Можно огорчиться, что Москва смотрела меньше, чем ожидали, а можно обрадоваться тому, что Россия хорошо смотрела. Чем это вызвано, я не знаю. Для тех, кому нравится фильм, это они объяснят, наверное, тем, что зажравшаяся Москва, ей неинтересно смотреть то, чем живет страна. Те, кому не нравится фильм, скажут, что Москва понимает, а Россия нет. Тут, так сказать, вопрос трактовок.

Но вообще, вот если бы я был, скажем, социологом, мне была бы действительно эта тема интересна. Потому что нравится – не нравится, так сказать, вопрос второй, но смотрим – не смотрим, это интересный социальный феномен, потому что насколько я знаю, это редкий случай, когда вот такое расхождение.

Е. Афанасьева Сильное расхождение. Не часто бывает, чтобы так делилось.

Уважаемые слушатели, вы можете дозваниваться, наш телефон прямого эфира: (495) 363-36-59, звоните, пожалуйста, с вашими вопросами и репликами.

Гала пишет: «Большое спасибо за фильм. Я человек старшего поколения, честно говоря, боялась его смотреть, уговаривала подружек сразу после первой серии, но не удалось. Вчера смотрела «Белую студию», вы очень интересный умный человек. У меня есть несколько любимых фильмов, и какой будет следующий – это секрет?»

С. Урсуляк Это не секрет совсем. Просто здесь нечего раскрывать: я не знаю сам.

Е. Афанасьева То есть, вы еще не выбрали?

С. Урсуляк Нет, я не то что не выбрал. Понимаете, вот счастливые люди есть, режиссеры, которые планируют свою жизнь, зная, что, закончив это, у них там будет это, или они будут хотеть вот это. Я хочу сделать то, что я делаю сегодня, а на будущее у меня просто не хватает запала, у меня не хватает энергии думать еще и о будущем. Поэтому я остаюсь у своего – не скажу, разбитого, но, скажем так, старого корыта…

Е. Афанасьева Что-то вы сегодня слишком грустно… Такая работа завершена, а вы – «разбитое корыто»!

С. Урсуляк Я говорю: возле старого корыта.

Е. Афанасьева Не надо старое.

С. Урсуляк И думаю о том, чем мне заняться дальше.

Е. Афанасьева Давайте тогда звонки примем. Их очень много.

С. Урсуляк Давайте.

Е. Афанасьева: 363-3659, добрый вечер.

Слушатель1 Алло, здравствуйте.

Е. Афанасьева Приемник выключите, пожалуйста. Как вас зовут?

Слушатель1 Викторина.

Е. Афанасьева Пожалуйста, Викторина.

С. Урсуляк Здравствуйте.

Слушатель1 Я выражаю, конечно, благодарность Сергею Урсуляку за то, что он показал, вот то, что я сначала все время думала: вот почему он взялся за новую экранизацию этого фильма, и вот я все искала основную причину. Может быть, я ошибаюсь. Мне там многое понравилось – нет, я не буду это обсуждать. Мне просто, вот это главная линия, мне показалось, что в старом фильме – я вот сейчас не могу сказать за Шолохова – там был… здесь была показана более негативная сторона красная, большевистская, в образе Кошевого, в частности.

Е. Афанасьева В старом фильме?

Слушатель1 А раньше мне так не казалось. Мне раньше казалось по-другому. Там больше все-таки положительной была Красная армия.

Е. Афанасьева Понятно. Время другое было экранизации. Спасибо, Викторина.

Слушатель1 Мне показалось, для меня это было как-то основным.

С. Урсуляк Я могу сказать, Викторина, что на самом деле основная мысль моя, насколько вы поняли, почувствовали или не почувствовали, но она заключается в том, что при таком количестве крови правда Кошевого или правда младшего Коршунова – ее не существует. Она теряется, она тонет в потоках крови. И если мы это поймем когда-то, или как-то, или чем-то, я думаю, что, может быть, мы как-то поменяемся.

Е. Афанасьева Я как раз много раз думала, как такой роман, если его читать, глубоко антисоветский, как его вообще опубликовал Сталин, для меня это загадка великая.

С. Урсуляк Я думаю, что это стечение многих обстоятельств, да, в том числе и то, что первые книги вышли тогда, когда еще многое публиковалось, потом из Шолохова сделали культ, и уже не публиковать был странно. Потом и защита Горького, конечно, сыграла свою роль. И мне кажется, что огромную роль сыграло то, что Шолохов не жил в Москве.

Е. Афанасьева: 363-3659, уважаемые слушатели, мы принимаем ваши звонки. Добрый вечер.

Слушатель2 Здравствуйте.

Е. Афанасьева Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель2 Это Андрей, Московская область. Я по поводу фильма «Тихий Дон».

Е. Афанасьева Да-да.

Слушатель2 Ну, вообще фильм – вот я сейчас слушаю передачу, фильм, конечно, должен оценивать зритель, а не режиссер.

Е. Афанасьева Зрители оценивают, да. Вот и обсудили, что в Москве по одному, в России по-другому.

Слушатель2 Да-да. Теперь, значит, что касается – ну, конечно, сравнивать этот фильм с эталоном герасимовским…

Е. Афанасьева А почему все сравнивают с фильмом, а не с романом? Но есть гениальная экранизация своего времени.

Слушатель2 Потому что большая часть населения ныне живущее, которое сейчас, оно видело именно фильм Герасимова.

Е. Афанасьева А молодые не видели. Вы знаете, какое количество молодых не видело фильм Герасимова?

Слушатель2 … и я думаю, что скоро покажут именно…

Е. Афанасьева Герасимова показывают каждый год, не переставая.

Слушатель2 Времени, видимо, мало.

Е. Афанасьева Видимо.

Слушатель2 Я скажу по составу артистов. Очень великолепно сыграла Аксинья. А вот остальные герои, они как-то…

Е. Афанасьева Сколько людей, столько мнений. А я вот говорю: Аксинья слабая, а Наталья прекрасная. Видите, как получается, Андрей?

Слушатель2 Григорий, например, он вообще незаметен среди казаков, в отличие от Глебова, например.

Е. Афанасьева Ну, понятно. Но Глебову было сколько лет, 42, когда снимали, а здесь был молодой парень…

С. Урсуляк На самом деле понятно…

Е. Афанасьева Спасибо, Андрей, давайте дадим ответить.

С. Урсуляк Андрей, вы знаете, отвечать как-то нелепо – ну, вы посмотрели, вам показалось так.

Е. Афанасьева Сколько людей, столько мнений.

С. Урсуляк Да, это абсолютно нормально и правильно. Главное, что вы посмотрели. Главное, что вы скажете, что, не смотрите это, скажем, а смотрите Герасимова. Это будет замечательно.

Е. Афанасьева … а еще прочтите Шолохова.

С. Урсуляк Совершенно верно, да.

Е. Афанасьева Это куда важнее: прочтите вы Шолохова.

С. Урсуляк Абсолютно.

Е. Афанасьева Не отредактированного Герасимовым.

С. Урсуляк В любом случае замечательно, когда мы обсуждаем «Тихий Дон» Шолохова, а не, так сказать, какую-то дребедень.

Е. Афанасьева У меня есть подруга, которая много лет живет в Германии, ее муж – немец настоящий. У него культ Шолохова, он неожиданно прочел когда-то роман, сейчас мы – так как мой папа занимался ростовским землячеством, и с Александром Михайловичем работал, мы все время ему передаем какие-то уникальные книги с анализом. И этот немец натуральный, он читает, он знает все.

С. Урсуляк Он русский язык знает?

Е. Афанасьева Да, он знает русский язык, он читает, и в переводах жена ему помогает, которая лингвист сама. Но он просто настолько погружен в эту тему, она ему удивительно интересна. Это не его профессия – он занимается своим бизнесом. То есть, это роман мировой действительно.

С. Урсуляк Абсолютно.

Е. Афанасьева Человек, выросший в другой стране, в другой культуре живущий, и настолько интересен ему этот роман.

С. Урсуляк Это великая книга, и чем чаще мы будем к ней возвращаться, тем правильнее мы будем жить.

Е. Афанасьева Правильно сказал Александр Михайлович, что это как и Толстой, в разном возрасте он читается совершенно…

С. Урсуляк Совершенно верно. И интересно тебе разное в разном возрасте, конечно.

Е. Афанасьева И понятно, некоторые вещи ты даже не замечаешь.

С. Урсуляк Да.

Е. Афанасьева Еще звонок примем. Добрый вечер.

Слушатель3 Добрый вечер.

Е. Афанасьева Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель3 Из Москвы, зовут Ирина. Огромное спасибо за фильм Сергею.

С. Урсуляк Здравствуйте, Ирина. Спасибо.

Слушатель3 И хотела бы спросить у вас: а вас не интересует Лермонтов? Как вы относитесь к экранизации Печорина? Ни одного фильма хорошего нет.

Е. Афанасьева Спасибо за вопрос.

С. Урсуляк Вы знаете, я к Лермонтову отношусь замечательно и очень любил в свое время «Героя нашего времени». Ну, как-то я всерьез пока не думал об этом. Но теперь подумаю, спасибо.

Е. Афанасьева Еще звоночек. Добрый вечер.

Слушатель4 Добрый день.

Е. Афанасьева Да. Как вас зовут, вы откуда? Извините, сорвался звонок. Еще раз перезвоните, пожалуйста.

Добрый вечер.

Слушатель5 Добрый вечер.

Е. Афанасьева Как вас зовут?

Слушатель5 Мое имя Павел, я из Москвы.

Е. Афанасьева Да, слушаем вас, Павел.

С. Урсуляк Здравствуйте, Павел.

Слушатель5 Сергей, мое восхищение! Вообще, мне смешно, знаете, и странно, удивительно, и я в недоумении. Но я знаю, где я живу, и поэтому все вопросы мне очень странны и чудны, что-то из актеров, кто-то где-то не понравился… Настолько все просто по романному, а роман, он описывает настолько нутро России, что деваться из этого некуда.

И меня поначалу, вот завершение, когда Григорий выходит из дома, уезжает, темное, непонятное, все туманное… в недоумении, и ты понимаешь, что за этим темным, чем-то темным, там вообще что-то грозное стоит. То, что в России, в общем-то, происходит и по сей день. И понятно – выхода нет. Это просто, это настолько восхитительно, я поражаюсь, я смотрю на актеров, это как будто я там в кадре между ними. Действительно это очень странно. Там нет актеров, понимаете? Там кто-то звонил – там, актеры, не актеры… Аксинья восхитительна. Наталья…

Е. Афанасьева Спасибо вам большое!

С. Урсуляк Спасибо. Павел, спасибо огромное.

Е. Афанасьева «Очень много, нечеловеческий режим показа, по три серии, ложиться в первом часу ночи и вставать на работу в 6 утра невыносимо», — пишет Татьяна.

С. Урсуляк Ну, вы знаете, я думаю, что канал выбрал оптимальный для этого фильма режим показа. Я думаю, что у тех, кто интересуется, есть возможность посмотреть это в интернете, у тех, кто интересуется, будет возможность посмотреть повторный показ. Я надеюсь, что он будет рано или поздно на России или на Культуре, я уж не знаю. Но тем не менее, я думаю, что так – значит, так.

Е. Афанасьева Смешная очень смска: «Казаки – старообрядцы. Почему они курят?» — спрашивает Надежда. Ну, во-первых, они не старообрядцы. А, во-вторых, у меня дед был казаком – даже ночью просыпался покурить. Ну, что же делать? Курили казаки.

С. Урсуляк Курили, и больше того, и у Шолохова они курили.

Е. Афанасьева Да. Давайте еще успеем, наверное, один или два звонка. Пожалуйста, 363-36-59. Добрый вечер.

Слушатель6 Алло.

Е. Афанасьева Здравствуйте. Как вас зовут, вы откуда?

Слушатель6 Здравствуйте. Вы знаете, добрый вечер.

С. Урсуляк Здравствуйте.

Слушатель6 Я хочу сказать вам по поводу фильма. Я смотрела Герасимова и сейчас смотрела. И я очень довольна именно сейчас фильмом, а не Герасимова. У Герасимова все хорошо, все красиво – красивые артисты, они затмили содержание фильма, содержание Шолохова.

Е. Афанасьева Спасибо вам за мнение.

Слушатель6 … смотришь красоту и все. А здесь я так прочувствовала это содержание через себя. Я так довольна этим фильмом. А концовка для меня – это что-то было особенное. Я так плакала. Я почувствовала, как он любит эту землю, свое казачество. В общем, все через меня прошло. Я очень довольна.

Е. Афанасьева Спасибо большое.

С. Урсуляк Спасибо огромное.

Е. Афанасьева Спасибо. Мне пишут: «Ведущая, будьте объективны, выпейте валерьянку, и не будьте адвокатом. Заказуха. Валерий из Химки». Знаете, Валерий, у меня вот к Сергею претензий больше, даже чем у Александра Михайловича. Я просто не хочу их высказывать, но у каждого свое мнение. Поэтому я сейчас читаю ваши мнения и все. Давайте еще звоночек. Добрый вечер.

Слушатель7 Алло.

Е. Афанасьева Алло. Как вас зовут?

Слушатель7 Анна.

С. Урсуляк Здравствуйте.

Слушатель7 Москвичка. Сергей Владимирович, низкий поклон вам за все ваши фильмы, а за последний фильм – просто нижайший.

С. Урсуляк Спасибо.

Слушатель7 И дай вам бог удачи во всем в будущем.

С. Урсуляк Спасибо вам огромное.

Слушатель7 Да, и всем актерам низкий-низкий поклон и поздравление с успехом.

С. Урсуляк Спасибо большое, я им обязательно передам. Им будет очень приятно.

Е. Афанасьева Очень много замечательных комментариев по поводу игры Сергея Маковецкого, потому что, конечно, одна из лучших его ролей. Правда, в некоторых комментариях написано, что, если такой актер, как тут, правда, пишут, роль второго плана – а она явно не второго, конечно – но когда есть такой актер, он затмевает остальных. Но Сергей Маковецкий великолепен, конечно.

С. Урсуляк Сережа замечательный.

Е. Афанасьева Да, и я хочу восхищение игрой Дарьи Урсуляк выразить.

С. Урсуляк Спасибо.

Е. Афанасьева Вы открыли новую актрису, которая…

С. Урсуляк Я много там актеров открыл. И Дарью в том числе.

Е. Афанасьева Так что, актеров много. О музыке я хотела сказать. Здесь очень много пишут тоже по поводу музыки, что, почему музыка повторяется, это немножко раздражает.

У меня другой был вопрос. Особенно в первой серии. В тот момент – вы меня можете поправить – мне показалось, что в ней не было казачьих истоков, она была более классическая. Почему это было сделано? Потому что я человек, который вырос – все-таки бабушек слышала еще, уже мои дети этого не слышали, как пели казаки. Если не брать чисто этнографику, а вот просто влияние. Почему его там не было?

С. Урсуляк Вы знаете что, мы думали с композитором Юрием Красавиным, замечательным симфонистом, мы думали о том, как и что нам сделать. И в результате мне показалось, что у нас достаточно казачьих песен, достаточно аутентичного пения внутри картины, и музыка, мне казалось, должна выводить эту картину на некий не привязанный к конкретному месту уровень, она скорее должна строиться по какому-то классическом образцу. Мне так кажется, казалось, и этого мы добивались и добились в результате. Это, как все, что мы делаем, как любое решение, это можно оспаривать, оно может нравиться или не нравиться, но для нас это было вот так.

Е. Афанасьева Давайте еще один последний звонок. Добрый вечер.

Слушатель8 Добрый вечер.

Е. Афанасьева Вы откуда, как вас зовут?

Слушатель8 Из Петербурга.

С. Урсуляк Здравствуйте.

Е. Афанасьева И зовут вас как, извините?

Слушатель8 Должен обратиться к режиссеру Сергею Владимировичу.

С. Урсуляк Да-да.

Слушатель8 Вы создали прекраснейший фильм, по которому можно изучать историю вообще нашей страны. И дело в том, что я как раз жил тех местах. Ну, буквально это юго-восточная часть Луганской области, мы граничили как раз. От нас до Станицы Вешенской буквально 3 часа езды.

С. Урсуляк Да.

Слушатель8 И вот вся вот эта территория – я, между прочим, общался сегодня с человеком, который снимался в фильме «Молодая гвардия» в 47-м году.

С. Урсуляк Да что вы!

Слушатель8 Наша семья участвовала в этой съемке фильма, занимался сам Герасимов буквально. Я всех видел этих артистов: Нонну Мордюкову, которая буквально съемка была…

Е. Афанасьева Бога ради, извините, у нас заканчивается эфир. Давайте сейчас, если у вас есть вопрос или реплика сейчас…

Слушатель8 Сергей Владимирович, вы молодец, вы такой фильм создали! Я даже в конце фильма заплакал. Я действительно был очень готов к этому…

Е. Афанасьева Спасибо за звонок.

С. Урсуляк Спасибо огромное!

Е. Афанасьева Еще раз извините, что прерываем вас, у нас эфир заканчивается. Так что, вот видите. А вам пишут: «Просьба передать брату Дмитрию привет от одноклассника Василия Душейко. Спасибо за «Ликвидацию». Спрашивают, куда вам можно сценарий передать, есть для вас сценарий.

С. Урсуляк Надо искать места.

Е. Афанасьева Нет у вас адреса конкретного?

С. Урсуляк Вы хотите, чтобы я сейчас объявил телефон?..

Е. Афанасьева Нет-нет, телефон, я думаю, не надо. Хорошо, присылайте на «Эхо», мы передадим.

С. Урсуляк Вот, прекрасная идея.

Е. Афанасьева Так что, все-таки когда человек отходит от такой работы – я вернусь к вопросу о том, что дальше. Когда вы готовы рассматривать другие варианты, и когда мы узнаем, что вы делаете дальше?

С. Урсуляк Вы знаете, я думаю, что, наверное, пройдет, может быть, пара месяцев, а может быть, завтра я открою какую-то книгу, или мне позвонит какой-то замечательный драматург и скажет, и я прочту его сценарий и скажу: вот же то, что я хотел! Я сейчас читаю…

Вообще на самом деле я сейчас все время отвечаю на вопросы. Вот если говорить честно, это мое основное занятие. И думаю, что это сейчас кончится. Мы отпразднуем Новый год. Книжки у меня с собой, я все время их, куда бы я ни ехал, я их вожу с собой, я их пытаюсь мужественно читать. Что-нибудь прочту, и я постараюсь обязательно что-нибудь поставить…

Е. Афанасьева И будет озарение, и вы поймете, что вы не можете этого не поставить.

Ну что, я благодарю Сергея Урсуляка, что он пришел к нам в «Телехранитель». Много лет назад мой дед, который читать не умел, папе было лет 11, он читал ему вслух «Тихий Дон», и дед плакал, потому что он родом из тех мест. Я думаю, что если новая экранизация заставит людей прочитать, и не только заплакать, а хотя бы понять что-то плюс к тому, что они увидели…

С. Урсуляк Такая замечательная история.

Е. Афанасьева Я думаю, это будет крайне важно.

С. Урсуляк Спасибо.

Е. Афанасьева Спасибо большое. Елена Афанасьева, прощаюсь до следующего воскресенья. Всего доброго, до свидания.