Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Variety Russia

АЛЕКСЕЙ ВОЛИН: "Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ОБИЖАТЬ АКЦИОНЕРОВ АОЗТ "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"!"

АЛЕКСЕЙ ВОЛИН: "Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ОБИЖАТЬ АКЦИОНЕРОВ АОЗТ "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"!"

 

Елена АФАНАСЬЕВА поговорила с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Алексеем Волиным.

 

- Опаздываете, господин замминистра!

- Так пробки!

- И у вас пробки?!

- А у кого их нет...

- Хорошо, раз время времени еще меньше, чем планировали, перейдем сразу к делу. Вы работали в государственных медиа, в правительстве, в частном бизнесе, теперь вернулись на госслужбу. Когда вы были президентом или гендиректором "Издательского дома Родионова"или "Амедиа, вам как руководителю профильное министерство было нужно?

- Нет.

- Так зачем же тогда министерство?

- Помимо частных средств массовой информации, существуют и государственные СМИ...

- Ими надо рулить?

- Ими надо заниматься. Любая собственность требует, чтобы ею управляли. Это первое. И второе: министерство создает правила игры на рынке. От министерства зависит, будет ли участникам рынка проще или тяжелее. Наша задача, чтобы участникам рынка было проще. Когда я был на рынке, я легко обходился без министерства, потому что прекрасно понимал, как я могу решить ту или иную проблему. Но если министерство делало что-то, от чего рынку становилось тяжелее, это все от меня требовало определенного количества усилий. А участники рынка должны меньше усилий тратить на то, чтобы обходить вещи, которые придумывает государство, а больше на то, чтобы повышать свою конкурентоспособность и зарабатывать больше денег. Министерство должно не мешать. Мы не мешаем.

- Какие-то взаимоисключающие тезисы получаются - "мы не мешаем", "министерство не нужно", но "оно нужно"...

- Оно нужно, еще раз говорю, чтобы создавать правила игры.

- Какие правила игры за время вашей работы удалось изменить?

- Первое, мы улучшили ситуацию с распространением печатных СМИ -  ввели нормативы по точкам продажи газет и журналов в регионах. Нас долго просили сделать представители издательского бизнеса. Второе, мы приняли решение не отключать с 2015 года аналоговое вещание телевизионных каналов, чем сохранили жизнь для более чем 500 региональных телекомпаний, которые могли попасть под аналоговое отключение, потому что у них не было частоты в цифре. Третье, мы сегодня вводим две модели на рынок существования телевизора - модель рекламную и модель подписную, четко определяя правила игры для каналов, которые живут по рекламе и бесплатны для потребителей, и каналов, которые живут на основе подписки. Следующее, мы помогаем наладить отношения - и мы уже это сделали - между производителями контента и интернет-площадками, с точки зрения борьбы с пиратством. Мы исходили из того, что необходима согласованная позиция, которая устраивала бы и интернет-площадки, давая им возможность зарабатывать, и правообладателей. Далее, мы организовали диалог по выработке правил игры между операторами кабельного телевидения и телевизионными каналами, которые определили, на какие условиях какие каналы взаимодействуют с кабельщиками...

- Очень много сразу тем и вопросов, требующих уточнений.  "Мы" - это кто?

- Министерство.

- После работы в разных структурах, вам какая модель ближе - легкий бардак и теснота издательского дома или старого здания завода, где живет "Амедиа", или пустота и длина коридоров и кабинетов министерских?

- У меня в  "Амедиа" бардака не было. (смеется). У меня система всегда достаточно понятная и простая - максимальная доступность для любого уровня сотрудников. Любой сотрудник может обратиться ко мне к любым предложением, я его в обязательном порядке его выслушаю.

- Вы говорите про стиль руководства, а я сейчас, скорее, про среду обитания. Визуальную. Входишь в министерское здание - бесконечные коридоры, двери, таблички, приемные... А в местах, где вам довелось поруководить частным бизнесом - теснота, скученность, мельтешение, броуновское движение...

- Броуновское движение ближе, конечно.

- И как вам тогда тут?

- Создаю здесь броуновское движение. Создаю климат вокруг себя. Тот, который мне удобнее.

 

***

- Первым из достижений министерства вы назвали регламентирование распространения печатных СМИ за счет введения нормативов по точкам продажи газет и журналов. Нет ли противоречия? Ведомство, которое отвечает за успешную интернетизацию всей страны, в то же время делает искусственное дыхание умирающим местным бумажным изданиям.

- Это не искусственное дыхание. Это товаропроводящая сеть, которая искусственным образом выжималась. Ряд мэров и начальников в регионах хотели, чтобы на улицах города продавали пиво, что более рентабельно, а не газеты и журналы. Наличие газетных и журнальных киосков является частью культурной среды любого города. В том же самом Париже или Риме вы увидите достаточно большое количество газетных киосков. Если говорить про региональную жизнь, то люди в регионах не в таком уж большом количестве гаджетами пользуются, и печатные СМИ там еще долгое время будут жить.

- А вы сам как газеты и журналы читаете?

- Только в электронном виде.

- Тогда для кого эти меры? Для потребителей старшего поколения, которое еще не интернетизировано в достаточной степени?

- Я бы говорил не про поколение, я говорил бы про среду обитания. Если речь о районных центрах...

- ...то вы думаете, что там бумага навсегда?

- Не навсегда, но на ближайшие лет 10 точно.

- Не лучше усилия министерства направить на создание удобного и недорогого доступа в интернет в каждом упомянутом райцентре?

- Одно другому не мешает. Это не означает, что если мы будем заниматься сейчас широкополосным доступом, мы должны создать условия для гибели печатных газет. Все должно происходить естественным путем.

- Но силы и средства любого министерства небезграничны. Вам неизбежно приходится выбирать тратить ли все это на поддержку печатной прессы или на широкополосный доступ...

- У нас много сил, хватает и на то и на другое. У нас вообще дохерища еще на что хватит! (смеется)

 

***

- Но если посмотреть на деление страны не по населенности мест проживания, а по поколенческим различиям. Я сейчас дочитываю курсовые работы магистров ВШЭ, занимающихся вопросами медиакоммуникаций, так они через одного цитируют Марка Пренски с его теорией деления ныне живущих на Digital Natives и Digital Immigrants (на живущих с рождения в цифровой среде, и на пришедших в эту среду уже в сознательном возрасте). У первых, в массе своей рожденных после 1980 года, уже присутствует цифровой ген, который определяет иной способ мышления и восприятия. А вторые, сколько бы ни читали газеты и журналы на электронных носителях,  навсегда останутся цифровыми "иммигрантами", потому что выросли в другой среде. Ваше министерство в первую очередь на какую из этих групп потребителей ориентируется?

- И на тех и на других. Среди потребителей наших услуг - а мы рассматриваем население страны как потребителей услуг министерства - есть и люди, которые живут в этой цифровой среде, и люди, которые в ней не живут. Мы должны предоставить свой продукт и свои усилия для всех групп. Не приходится выбирать или-или.

- Как это "не приходится"?! Хочешь-не хочешь, нужно выбирать - либо "строить" мэров, чтобы те выгнали с главной улицы ларьки с пивом и поставили ларьки с газетой, либо тянуть доступный интернет, а умирающим газетам советовать перестраивать работу с бумаги на цифру.

- Мы поддерживаем оба тренда. Мы говорим газете: если ты не будешь развивать свой интернет-ресурс, то в конечном итоге ты загнешься. Многие люди в регионах не знают, каким образом можно хорошо и эффективно зарабатывать на интернете. Потому что эти вещи очень часто обсуждаются на других площадках, в том числе международных, куда человек из Ужопинска просто не в состоянии поехать.

- Так может, тогда задача министерства не ларьки на главной улице менять, а сделать так, чтобы подобные образовательные и дискуссионные площадки были здесь?

- И мы такие площадки создали! В частности, в ноябре месяце будем в Екатеринбурге проводить большое Всероссийское совещание руководителей региональных СМИ, где будем рассказывать и о способах заработка в интернете. Главная цель этого совещания - повышение конкурентоспособности региональных СМИ. Мы постоянно ведем дело к тому, что СМИ, особенно региональные, не являются инвалидами, они в состоянии нормально зарабатывать себе деньги. Наша задача помочь им эти деньги заработать.

- Но для того, чтобы местные СМИ могли заработать в интернете, вы должны еще создать среду для потребителей. Чтобы Wi-Fi в любой городской среде был доступен свободно, а с паролем на листочке в углу приемной замминистра связи. И 3G в упомянутом вами "Ужопинске" летал, а не в центре Москвы все на EDGE сбивался, как у меня сейчас...  

- Неправда, у меня на телефоне вот 3G. Но доступом в интернет мы тоже занимаемся. Есть программа проведения широкополосного доступа.  К концу 2018 года все населенные пункты с населением свыше 500 человек получат ШПД.

- И сколько такой доступ будет стоить для жителей?

- Это будет зависеть от оператора. Когда оператор протащит оптоволокно - а это  условие его функционирования - дальше оператору нужно будет давать услуги по той цене, которую потребитель в состоянии заплатить.

- А когда вы все это протащите, в 2018 году, вам нужно будет продолжать поддерживать печатные киоски на улицах?

- Посмотрим, как будет спрос. Не исключаю, что нужно. Я абсолютно уверен, что тот же самый глянец в интернет не уйдет.

- А глянец востребован в населенных пунктах  с численностью жителей  500 человек?

- А почему нет?

- Трудно представить там "Татлер" с колонкой Байбаковой как правильно увольнять прислугу.

- Но есть "Бурда" и "Cosmo".

- "Бурда" и "Космо" не "глянец" по сути, а дешевый потребительский контент,  просто  изданный в цвете и на более качественной бумаге.

- "Cosmo"? все-таки, скорее, глянец.

- Последний вопрос на эту тему. Мы с вами, хочется нам того или нет, из поколения "цифровых иммигрантов". А ваш непосредственный руководитель министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, родившийся в 1982 году, очевидно принадлежит к Digital Natives. Большая разница работать с людьми из своего цифрового поколения или из следующего?

- Никакой.

- А ваши дети? Алексеевичи или Алексеевны, не знаю кто у вас...

- И те, и другие!

- Вы же понимаете, что это поколение детей, которые растут в иной медийной реальности.

- Они не растут в иной медийной реальности, просто увеличилось количество источников информации. И мы прекрасно понимаем, поэтому один из проектов нашего министерства - это медиа-грамотность.

-  Медиа-грамотность для кого?

- Для всех.

 

***

- Зачем понадобилось создавать New VI? (Единый продавец телевизионной рекламы, созданный "Газпром-медиа", ВГТРК, Первым каналом и НМГ на основе "Видеоинтернешнл")

- Потому что в условиях падения рекламного рынка излишняя конкуренция на этом рынке между количеством крупных операторов приводила к снижению цены на рекламу. Это можно было делать в условиях, когда рынок рос, но в условиях кризиса на рекламном рынке и падения продаж лучше иметь одного оператора, который, собственно говоря, позволит оптимизировать ситуацию.

- Но существует же Федеральная антимонопольная служба!  И то, что произошло сейчас  на рынке телевизионной рекламы, должно попадать в поле ее деятельности!

- Не попало.

- Почему?

- Потому что это не есть монополия.

- Почему?!

- Ну, не монополия это!  Юристы доказали.

- Юристы могут все что угодно доказать! Объясните для непонятливых.

- Это не монополия, потому что есть еще много разных других видов рекламы, которая где-то там распространяется...

- Но на рынке телевизионной рекламы это монополия!

- А у нас не обязательно должно быть по секторам, извините. Нигде не сказано, что телевидение отдельно от другой рекламы! Более того, у нас есть еще и региональные продажи! СТС есть, который по-другому продается.

- Почему тогда СТС в продажи New VI  не взяли?

- Никого же не загоняли, все добровольно.

- То есть, они сами не захотели? Слащева (Юлиана Слащева, гендиректор СТС-Медиа) говорит: "Не пойду!"

- Так и говорит: "Не такая я девушка, чтобы идти!"

- А "Газпром-медиа" с "Ростелекомом" делает теперь такое же "New VI" для  интернета?

- Что-то я не знаю про совместный проект "Газпром-медиа" с Ростелекомом.

- Да быть такого не может, чтоб вы не знали! В начале октября объявлено, что «Газпром-медиа» и «Ростелеком» создают совместную интернет-компанию по онлайн-видео. И, как я понимаю, при всех интересах Михаила Юрьевича (Лесина) в новых медиа, в перспективе эта компания призвана стать единой точкой входа в интернет, по крайней мере, в тот его российский сегмент, который связан с видео.

- Не знаю, индустрия с нами этот проект не обсуждала.

- А вы предполагаете, что возможно появление такого монополиста в российском сегменте?

- Там куда бо'льшее количество игроков, чем на телевизионном рекламном рынке, поэтому говорить о едином операторе или даже о группе операторов, которые занимались бы интернет-видео, я думаю, не приходится. Телевидение проще.

- Но в конце 80-х - начале 90-х на рекламном рынке, в том числе и телевизионном,  было такое количество маленьких игроков! А потом появился "Видео Интернэшнл".

- Вот не надо грязи!

- Какая же это грязь? Я вопрос задаю.

- Я сразу же хочу сказать, что у нас изначально на телевизионном рынке было два крупных оператора. У нас был Видак и "Премьер СВ". И все время, пока была реклама на российском телевидении, мы жили в условиях как раз двух крупных операторов.

- Это уже ближе к середине 90-х, а было еще и их начало! То есть, вы не верите, что Михаил Юрьевич (Лесин) создает "Видео Интернэшнл" для интернет-видео? Я имею в виду "VI"  как определение монополизма в отрасли, а не как конкретное название.

- Да у нас вообще нет проблемы монополизма в отрасли!

- Вы работали с Михаилом Юрьевичем (Лесиным) в разных вариантах, он был вашим непосредственным начальником, а теперь формально вы по отношению к нему кто?

- Регулятор.

- И как это регулирование Лесина Волиным строится?

- У Волина с Лесиным, в принципе, проблемы коммуникации нет. Если нас интересует точка зрения холдинга "Газпром-медиа" на ту или иную отраслевую проблему, я звоню Михаилу Юрьевичу и спрашиваю, что он думает по этому поводу. Равно так же, как звоню Олегу Борисовичу (Добродееву) или Константину Львовичу (Эрнсту).

- А со стороны выглядит так, что регулятор Волин смотрит, что делает Лесин, и говорит: "А это не монополизм!".

- В этом можно было бы обвинить регулятора Волина, но сложно в этом обвинить регулятора Артемьева (Артемьев И.Ю. - руководитель Федеральной антимонопольной службы), который тоже этого не видит. Сложно же поверить в то, что и Волин, и Артемьев неожиданно стали страдать странной болезнью "куриная слепота".

- Интересный диагноз! С возвращением на рынок такого сильного игрока, как Лесин, что поменялось?

- Да ничего не поменялось! Возвращение Лесина повлияло на работу одного из игроков в виде "Газпром-медиа". Но говорить о том, что руководство частного холдинга в состоянии повлиять целиком на индустриальную картину, я бы не стал.

- Давно вы на этом рынке, умеете формулировать...

 

***

- Среди упомянутых вами в начале разговора достижений министерства - жесткое разграничение существования телеканалов или по рекламной или по подписной модели - вызвало бурю негодования со стороны кабельных и сотовых операторов.  Ваше выступление на Санкт-Петербургском Международном Медиафоруме на посвященной этой теме сессии ими бурно обсуждалось.

- Побурлят и согласятся.

- Количество спутниковых и кабельных каналов после введенных мер сильно сократится?

- Да. Я не думаю, что количество каналов сократится в разы. Но живопырки какие-нибудь точно отомрут. И особой беды в этом не вижу.

- Против кого этот закон направлен?

-  Он не против кого-то направлен, а он направлен на то, чтобы было две ясные модели. Закон прежде всего выгоден самим операторам. Они АРПУ поднимут.

- А как же версия, что данный закон направлен против телеканала "Дождь"?

- Слушайте, если бы хотели убить канал "Дождь", точно бы законы не принимали! На блоху потратить мощь российского законодательства много чести!

 

***

- Расскажите про ваши инициативы по борьбе с интернет-пиратством. На какой стадии этот процесс? Министерство, как я понимаю, на стороне правообладателей, а не протестующих представителей интернет-индустрии?

- Мы на стороне и тех и других, потому что наше министерство занимается и интернетом, и телевизионными компаниями. Мы очень долго пытались объяснить той и другой индустрии, что у них есть общие интересы. Первое, с чего мы начали, когда были серьезные возражения со стороны интернет-индустрии, я позвал представителей интернет-компаний и задал им вопрос: "Ребята, назовите мне имя, фамилию, название компании, кто от этого закона страдает?!" Имена, пароли, явки! У меня есть имена и фамилии российских граждан и российских владельцев бизнесов, правообладателей, которые говорят: мы страдаем, потому что теряем на пиратстве большие деньги. Вы говорите, пострадает интернет-индустрия, но если нет физически человека, который про себя конкретно скажет "я от этого страдаю", я не собираюсь обсуждать проблему.

- И вам никого не назвали?

- Никого! Интернет-индустрия сказала: нашего интереса в пиратке нет! И Яндекс не говорит, что он сильно страдает или что он зарабатывает на пиратке. И "В Контакте" говорят, что они не капитализируют пиратку. Если нет нашего интереса, хуйли мне договариваться?

- Так закон работает или нет?

- Закон работает. До момента его принятия у нас было 6 млн человек, которые покупали легальный контент в интернете, а сегодня 15 млн.

- Почему, разрабатывая и принимая этот закон, вы не пошли по пути той же Германии, где штрафуют конкретного потребителя пиратского контента в сети? 

- Что немцу здорово, для русского смерть! Категорически нет! Мы считаем, что это неэффективно. У нас 150 пиратских площадок и 50 млн пользователей интернета. Проще бить по 150, чем по 50 млн! И второе, потребитель в массовом сознании всегда прав! Если государство всей своей мощью набросится на несчастного Ивана Ивановича Петрова, который у кого-то что-то скачал, то точно общественное мнение будет на стороне Ивана Ивановича Петрова.

- Если набросится на одного - да, а будут ослеживаться тысячи и десятки тысяч скачиваний...

Вернуться к статьям