Статьи // Variety Russia
АЛЕКСЕЙ ВОЛИН: "Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ОБИЖАТЬ АКЦИОНЕРОВ АОЗТ "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"!"
АЛЕКСЕЙ ВОЛИН: "Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ ОБИЖАТЬ АКЦИОНЕРОВ АОЗТ
"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"!"
Елена АФАНАСЬЕВА поговорила с
заместителем министра связи и массовых коммуникаций Алексеем Волиным.
- Опаздываете, господин замминистра!
- Так пробки!
- И у вас пробки?!
- А у кого их нет...
- Хорошо, раз время времени еще меньше, чем планировали, перейдем
сразу к делу. Вы работали в государственных медиа, в правительстве, в частном
бизнесе, теперь вернулись на госслужбу. Когда вы были президентом или гендиректором
"Издательского дома Родионова"или "Амедиа,
вам как руководителю профильное министерство было нужно?
- Нет.
- Так зачем же тогда министерство?
- Помимо частных средств массовой информации, существуют и
государственные СМИ...
- Ими надо рулить?
- Ими надо заниматься. Любая собственность требует, чтобы ею
управляли. Это первое. И второе: министерство создает правила игры на рынке. От
министерства зависит, будет ли участникам рынка проще или тяжелее. Наша задача,
чтобы участникам рынка было проще. Когда я был на рынке, я легко обходился без
министерства, потому что прекрасно понимал, как я могу решить ту или иную
проблему. Но если министерство делало что-то, от чего рынку становилось
тяжелее, это все от меня требовало определенного количества усилий. А участники
рынка должны меньше усилий тратить на то, чтобы обходить вещи, которые
придумывает государство, а больше на то, чтобы повышать свою
конкурентоспособность и зарабатывать больше денег. Министерство должно не
мешать. Мы не мешаем.
- Какие-то взаимоисключающие тезисы получаются - "мы не
мешаем", "министерство не нужно", но "оно нужно"...
- Оно нужно, еще раз говорю, чтобы создавать правила игры.
- Какие правила игры за время вашей работы удалось изменить?
- Первое, мы улучшили ситуацию с распространением печатных СМИ - ввели нормативы по точкам продажи газет и
журналов в регионах. Нас долго просили сделать представители издательского
бизнеса. Второе, мы приняли решение не отключать с 2015 года аналоговое вещание
телевизионных каналов, чем сохранили жизнь для более чем 500 региональных
телекомпаний, которые могли попасть под аналоговое отключение, потому что у них
не было частоты в цифре. Третье, мы сегодня вводим две модели на рынок
существования телевизора - модель рекламную и модель подписную, четко определяя
правила игры для каналов, которые живут по рекламе и бесплатны для
потребителей, и каналов, которые живут на основе подписки. Следующее, мы
помогаем наладить отношения - и мы уже это сделали - между производителями
контента и интернет-площадками, с точки зрения борьбы с пиратством. Мы исходили
из того, что необходима согласованная позиция, которая устраивала бы и
интернет-площадки, давая им возможность зарабатывать, и правообладателей. Далее,
мы организовали диалог по выработке правил игры между операторами кабельного
телевидения и телевизионными каналами, которые определили, на какие условиях
какие каналы взаимодействуют с кабельщиками...
- Очень много сразу тем и вопросов, требующих уточнений. "Мы" - это кто?
- Министерство.
- После работы в разных структурах, вам какая модель ближе -
легкий бардак и теснота издательского дома или старого здания завода, где живет
"Амедиа", или пустота и длина коридоров и кабинетов министерских?
- У меня в
"Амедиа" бардака не было. (смеется).
У меня система всегда достаточно понятная и простая - максимальная доступность
для любого уровня сотрудников. Любой сотрудник может обратиться ко мне к любым
предложением, я его в обязательном порядке его выслушаю.
- Вы говорите про стиль руководства, а я сейчас, скорее, про среду
обитания. Визуальную. Входишь в министерское здание - бесконечные коридоры,
двери, таблички, приемные... А в местах, где вам довелось поруководить частным
бизнесом - теснота, скученность, мельтешение, броуновское движение...
- Броуновское движение ближе, конечно.
- И как вам тогда тут?
- Создаю здесь броуновское движение. Создаю климат вокруг себя.
Тот, который мне удобнее.
***
- Первым из достижений министерства вы назвали регламентирование
распространения печатных СМИ за счет введения нормативов по точкам продажи
газет и журналов. Нет ли противоречия? Ведомство, которое отвечает за успешную
интернетизацию всей страны, в то же время делает искусственное дыхание умирающим
местным бумажным изданиям.
- Это не искусственное дыхание. Это товаропроводящая сеть, которая
искусственным образом выжималась. Ряд мэров и начальников в регионах хотели,
чтобы на улицах города продавали пиво, что более рентабельно, а не газеты и
журналы. Наличие газетных и журнальных киосков является частью культурной среды
любого города. В том же самом Париже или Риме вы увидите достаточно большое
количество газетных киосков. Если говорить про региональную жизнь, то люди в
регионах не в таком уж большом количестве гаджетами пользуются, и печатные СМИ
там еще долгое время будут жить.
- А вы сам как газеты и журналы читаете?
- Только в электронном виде.
- Тогда для кого эти меры? Для потребителей старшего поколения,
которое еще не интернетизировано в достаточной степени?
- Я бы говорил не про поколение, я говорил бы про среду обитания.
Если речь о районных центрах...
- ...то вы думаете, что там бумага навсегда?
- Не навсегда, но на ближайшие лет 10 точно.
- Не лучше усилия министерства направить на создание удобного и
недорогого доступа в интернет в каждом упомянутом райцентре?
- Одно другому не мешает. Это не означает, что если мы будем
заниматься сейчас широкополосным доступом, мы должны создать условия для гибели
печатных газет. Все должно происходить естественным путем.
- Но силы и средства любого министерства небезграничны. Вам
неизбежно приходится выбирать тратить ли все это на поддержку печатной прессы
или на широкополосный доступ...
- У нас много сил, хватает и на то и на другое. У нас вообще дохерища
еще на что хватит! (смеется)
***
- Но если посмотреть на деление страны не по населенности мест
проживания, а по поколенческим различиям. Я сейчас дочитываю курсовые работы
магистров ВШЭ, занимающихся вопросами медиакоммуникаций, так они через одного
цитируют Марка Пренски с его теорией деления ныне живущих на Digital Natives и Digital Immigrants
(на живущих с рождения в цифровой среде, и на пришедших в эту среду уже в
сознательном возрасте). У первых, в массе своей рожденных после 1980 года, уже
присутствует цифровой ген, который определяет иной способ мышления и
восприятия. А вторые, сколько бы ни читали газеты и журналы на электронных
носителях, навсегда останутся цифровыми "иммигрантами",
потому что выросли в другой среде. Ваше министерство в
первую очередь на какую из этих групп потребителей ориентируется?
- И на тех и на других. Среди потребителей наших услуг - а мы
рассматриваем население страны как потребителей услуг министерства - есть и
люди, которые живут в этой цифровой среде, и люди, которые в ней не живут. Мы
должны предоставить свой продукт и свои усилия для всех групп. Не приходится
выбирать или-или.
- Как это "не приходится"?! Хочешь-не хочешь, нужно
выбирать - либо "строить" мэров, чтобы те выгнали с главной улицы
ларьки с пивом и поставили ларьки с газетой, либо тянуть доступный интернет, а умирающим
газетам советовать перестраивать работу с бумаги на цифру.
- Мы поддерживаем оба тренда. Мы говорим газете: если ты не будешь
развивать свой интернет-ресурс, то в конечном итоге ты загнешься. Многие люди в
регионах не знают, каким образом можно хорошо и эффективно зарабатывать на
интернете. Потому что эти вещи очень часто обсуждаются на других площадках, в
том числе международных, куда человек из Ужопинска просто не в состоянии
поехать.
- Так может, тогда задача министерства не ларьки на главной улице
менять, а сделать так, чтобы подобные образовательные и дискуссионные площадки
были здесь?
- И мы такие площадки создали! В частности, в ноябре месяце будем
в Екатеринбурге проводить большое Всероссийское совещание руководителей
региональных СМИ, где будем рассказывать и о способах заработка в интернете. Главная
цель этого совещания - повышение конкурентоспособности региональных СМИ. Мы
постоянно ведем дело к тому, что СМИ, особенно региональные, не являются
инвалидами, они в состоянии нормально зарабатывать себе деньги. Наша задача
помочь им эти деньги заработать.
- Но для того, чтобы местные СМИ могли заработать в интернете, вы должны
еще создать среду для потребителей. Чтобы Wi-Fi в любой
городской среде был доступен свободно, а с паролем на листочке в углу приемной
замминистра связи. И 3G
в упомянутом вами "Ужопинске" летал, а не в центре Москвы все на EDGE сбивался, как у
меня сейчас...
- Неправда, у меня на телефоне вот 3G.
Но доступом в интернет мы тоже занимаемся. Есть программа проведения
широкополосного доступа. К концу 2018
года все населенные пункты с населением свыше 500 человек получат ШПД.
- И сколько такой доступ будет стоить для жителей?
- Это будет зависеть от оператора. Когда оператор протащит
оптоволокно - а это условие его
функционирования - дальше оператору нужно будет давать услуги по той цене,
которую потребитель в состоянии заплатить.
- А когда вы все это протащите, в 2018 году, вам нужно будет
продолжать поддерживать печатные киоски на улицах?
- Посмотрим, как будет спрос. Не исключаю, что нужно. Я абсолютно
уверен, что тот же самый глянец в интернет не уйдет.
- А глянец востребован в населенных пунктах с численностью жителей 500 человек?
- А почему нет?
- Трудно представить там "Татлер" с колонкой Байбаковой
как правильно увольнять прислугу.
- Но есть "Бурда" и "Cosmo".
- "Бурда" и "Космо" не "глянец" по
сути, а дешевый потребительский контент,
просто изданный в цвете и на
более качественной бумаге.
- "Cosmo"?
все-таки, скорее, глянец.
- Последний вопрос на эту тему. Мы с вами, хочется нам того или
нет, из поколения "цифровых иммигрантов". А ваш непосредственный
руководитель министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров,
родившийся в 1982 году, очевидно принадлежит к Digital Natives.
Большая разница работать с людьми из своего цифрового поколения или из
следующего?
- Никакой.
- А ваши дети? Алексеевичи или Алексеевны, не знаю кто у вас...
- И те, и другие!
- Вы же понимаете, что это поколение детей, которые растут в
иной медийной реальности.
- Они не растут в иной медийной реальности, просто увеличилось
количество источников информации. И мы прекрасно понимаем, поэтому один из
проектов нашего министерства - это медиа-грамотность.
- Медиа-грамотность для
кого?
- Для всех.
***
-
Зачем понадобилось создавать New VI? (Единый продавец
телевизионной рекламы, созданный "Газпром-медиа", ВГТРК, Первым
каналом и НМГ на основе "Видеоинтернешнл")
- Потому что в условиях падения рекламного рынка излишняя
конкуренция на этом рынке между количеством крупных операторов приводила к
снижению цены на рекламу. Это можно было делать в условиях, когда рынок рос, но
в условиях кризиса на рекламном рынке и падения продаж лучше иметь одного
оператора, который, собственно говоря, позволит оптимизировать ситуацию.
-
Но существует же Федеральная антимонопольная служба! И то, что произошло сейчас на рынке телевизионной рекламы, должно попадать
в поле ее деятельности!
- Не попало.
-
Почему?
- Потому что это не есть монополия.
-
Почему?!
- Ну, не монополия это! Юристы доказали.
-
Юристы могут все что угодно доказать! Объясните для непонятливых.
- Это не монополия, потому что есть еще много разных других видов
рекламы, которая где-то там распространяется...
-
Но на рынке телевизионной рекламы это монополия!
- А у нас не обязательно должно быть по секторам, извините. Нигде
не сказано, что телевидение отдельно от другой рекламы! Более того, у нас есть
еще и региональные продажи! СТС есть, который по-другому продается.
-
Почему тогда СТС в продажи New VI не взяли?
- Никого же не загоняли, все добровольно.
-
То есть, они сами не захотели? Слащева (Юлиана
Слащева, гендиректор СТС-Медиа) говорит: "Не пойду!"
- Так и говорит: "Не такая я девушка, чтобы идти!"
-
А "Газпром-медиа" с "Ростелекомом" делает теперь такое же "New VI" для интернета?
- Что-то я не знаю про совместный проект "Газпром-медиа"
с Ростелекомом.
-
Да быть такого не может, чтоб вы не знали! В начале октября объявлено, что «Газпром-медиа»
и «Ростелеком» создают совместную интернет-компанию по онлайн-видео. И, как я понимаю, при всех интересах
Михаила Юрьевича (Лесина) в новых
медиа, в перспективе эта компания призвана стать единой точкой входа в
интернет, по крайней мере, в тот его российский сегмент, который связан с видео.
- Не знаю, индустрия с нами этот проект не обсуждала.
-
А вы предполагаете, что возможно появление такого монополиста в российском
сегменте?
- Там куда бо'льшее количество игроков, чем на телевизионном
рекламном рынке, поэтому говорить о едином операторе или даже о группе
операторов, которые занимались бы интернет-видео, я думаю, не приходится.
Телевидение проще.
-
Но в конце 80-х - начале 90-х на рекламном рынке, в том числе и телевизионном, было такое количество маленьких игроков! А
потом появился "Видео Интернэшнл".
- Вот не надо грязи!
-
Какая же это грязь? Я вопрос задаю.
- Я сразу же хочу сказать, что у нас изначально на телевизионном
рынке было два крупных оператора. У нас был Видак и "Премьер СВ". И
все время, пока была реклама на российском телевидении, мы жили в условиях как
раз двух крупных операторов.
-
Это уже ближе к середине 90-х, а было еще и их начало! То есть, вы не верите,
что Михаил Юрьевич (Лесин) создает "Видео
Интернэшнл" для интернет-видео? Я имею в виду "VI" как определение монополизма в отрасли, а не
как конкретное название.
- Да у нас вообще нет проблемы монополизма в отрасли!
-
Вы работали с Михаилом Юрьевичем (Лесиным)
в разных вариантах, он был вашим непосредственным начальником, а теперь
формально вы по отношению к нему кто?
- Регулятор.
-
И как это регулирование Лесина Волиным строится?
- У Волина с Лесиным, в принципе, проблемы коммуникации нет. Если
нас интересует точка зрения холдинга "Газпром-медиа" на ту или иную
отраслевую проблему, я звоню Михаилу Юрьевичу и спрашиваю, что он думает по
этому поводу. Равно так же, как звоню Олегу Борисовичу (Добродееву) или Константину Львовичу (Эрнсту).
-
А со стороны выглядит так, что регулятор Волин смотрит, что делает Лесин, и
говорит: "А это не монополизм!".
- В этом можно было бы обвинить регулятора Волина, но сложно в
этом обвинить регулятора Артемьева (Артемьев
И.Ю. - руководитель Федеральной антимонопольной службы), который тоже этого
не видит. Сложно же поверить в то, что и Волин, и Артемьев неожиданно стали
страдать странной болезнью "куриная слепота".
-
Интересный диагноз! С возвращением на рынок такого сильного игрока, как Лесин,
что поменялось?
- Да ничего не поменялось! Возвращение Лесина повлияло на работу
одного из игроков в виде "Газпром-медиа". Но говорить о том, что
руководство частного холдинга в состоянии повлиять целиком на индустриальную
картину, я бы не стал.
-
Давно вы на этом рынке, умеете формулировать...
***
-
Среди упомянутых вами в начале разговора достижений министерства - жесткое
разграничение существования телеканалов или по рекламной или по подписной
модели - вызвало бурю негодования со стороны кабельных и сотовых
операторов. Ваше выступление на
Санкт-Петербургском Международном Медиафоруме на посвященной этой теме сессии
ими бурно обсуждалось.
- Побурлят и согласятся.
-
Количество спутниковых и кабельных каналов после введенных мер сильно
сократится?
- Да. Я не думаю, что количество каналов сократится в разы. Но
живопырки какие-нибудь точно отомрут. И особой беды в этом не вижу.
-
Против кого этот закон направлен?
- Он не против кого-то
направлен, а он направлен на то, чтобы было две ясные модели. Закон прежде
всего выгоден самим операторам. Они АРПУ поднимут.
-
А как же версия, что данный закон направлен против телеканала
"Дождь"?
- Слушайте, если бы хотели убить канал "Дождь", точно бы
законы не принимали! На блоху потратить мощь российского законодательства много
чести!
***
-
Расскажите про ваши инициативы по борьбе с интернет-пиратством. На какой стадии
этот процесс? Министерство, как я понимаю, на стороне правообладателей, а не
протестующих представителей интернет-индустрии?
- Мы на стороне и тех и других, потому что наше министерство
занимается и интернетом, и телевизионными компаниями. Мы очень долго пытались
объяснить той и другой индустрии, что у них есть общие интересы. Первое, с чего
мы начали, когда были серьезные возражения со стороны интернет-индустрии, я позвал
представителей интернет-компаний и задал им вопрос: "Ребята, назовите мне
имя, фамилию, название компании, кто от этого закона страдает?!" Имена,
пароли, явки! У меня есть имена и фамилии российских граждан и российских
владельцев бизнесов, правообладателей, которые говорят: мы страдаем, потому что
теряем на пиратстве большие деньги. Вы говорите, пострадает интернет-индустрия,
но если нет физически человека, который про себя конкретно скажет "я от
этого страдаю", я не собираюсь обсуждать проблему.
-
И вам никого не назвали?
- Никого! Интернет-индустрия сказала: нашего интереса в пиратке
нет! И Яндекс не говорит, что он сильно страдает или что он зарабатывает на
пиратке. И "В Контакте" говорят, что они не капитализируют пиратку. Если
нет нашего интереса, хуйли мне договариваться?
-
Так закон работает или нет?
- Закон работает. До момента его принятия у нас было 6 млн
человек, которые покупали легальный контент в интернете, а сегодня 15 млн.
-
Почему, разрабатывая и принимая этот закон, вы не пошли по пути той же
Германии, где штрафуют конкретного потребителя пиратского контента в сети?
- Что немцу здорово, для русского смерть! Категорически нет! Мы
считаем, что это неэффективно. У нас 150 пиратских площадок и 50 млн
пользователей интернета. Проще бить по 150, чем по 50 млн! И второе,
потребитель в массовом сознании всегда прав! Если государство всей своей мощью
набросится на несчастного Ивана Ивановича Петрова, который у кого-то что-то
скачал, то точно общественное мнение будет на стороне Ивана Ивановича Петрова.
-
Если набросится на одного - да, а будут ослеживаться тысячи и десятки тысяч
скачиваний...
Вернуться к статьям