Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Больше политик хороших и реальных

НТВ решило брать не умением, так числом

Елена Афанасьева

 

Анонсированная как «Большая политика» долгожданная программа главного политоведа Глеба Павловского вышла на НТВ как «Реальная политика». Чем она реальнее, чем «большая», и что в многократно произнесенном с экрана слове «реальная» слаще и телевизионнее, с первого выпуска программы сразу и не понять. Придется подождать два-три эфира, прежде, чем делать выводы.

Впрочем, Глеб Олегович не Лолита. Начинать свой дебют в роли телевизионного ведущего с горячего обращения к телекритикам - мол, пожалейте, братцы, дайте срок программе устояться, а уж тогда ругайте! – ему не пристало. Посему с чистой совестью можно анализировать все, увиденное в эфире в минувшую субботу.

Павловский сам по себе персонаж колоритный. В реальной жизни. А не в «Реальной политике». Очечки стильные. Стрижка ежиком. Характерное отсутствие костюмов и галстуков, летом на босу ноги сандалики, не то, что у закованных в официозную броню коллег…

И где вся эта павловщина в эфире? Ан, нету. Для эфира обычно некий образ, некие отличительные стильные фишки для ведущего придумывают, а здесь наоборот, будто бы поставили себе задачу все, отличающее этого мастера политпера и политдубинки, стереть.

За казенным (декоративным) столом человек в костюме, хоть и без галстука. Такой, как сотни других человек за декоративными столами по всем телеканалам во всех городах и весях великой и необъятной…

Человек глядит строго в камеру. Но смотрит он не на нас с вами, которым он хочет что-то важное, нами доселе непонятое объяснить, а на телесуфлер, который помещается непосредственно внутри объектива.

Человек читает вслух свои политологические вирши.

И попадает в тот же капкан, в который в разные годы уже попадало множество прославившихся печатным словом творцов, перешедших на ТВ. Даже такой вполне телевизионный ныне персонаж как Михаил Леонтьев, помнится, году эдак в 1998-м начинал на ТВЦ, наступая на те же самые грабли – читал вслух собственные статьи. Правда трехдневная сексуальная небритость Леонтьева даже тогда смотрелась телевизионнее, нежели седоватый ежик Павловского, впрочем, можно сказать, что это уже вкусовщина.

А ежели по сути, то редко кто из пишущих сразу сел в кадр и заговорил по живому. Ну, может, Лев Новоженов в свои лучшие, отнюдь не нынешние времена, да вездесущий Дима Быков, да Андрей Максимов в своем теледебюте пересаживались в кадр, не дублируя себя газетно-журнального, а улавливая свою новую считываемую глазом телекамеры суть.

Остальные – как бы развели их ныне политические и нравственные пути-дороги Ольгу Романову от Михаила Леонтьева, Юлию Латынину от квартирующего ныне на том же НТВ Глеба Пьяных – все они начинали, читая свои статьи вслух. Вопрос, как быстро им не на уровне разума, а на уровне подсознания удалось понять, что ТВ это не лучше и не хуже, чем письменное творчество. Это просто другой жанр. Это просто телеВидение. Те, кому это удалось понять, доселе в кадре. А иные, кому это уловить не удалось, вынужденно вернулись к письменному общению с массами.

Понятно, что делать выводы о телевизионности мистера Павловского и бригады его колумнистов рановато. Придется обождать. Впрочем, об этой удивительной бригаде хотя бы два слова не могу не сказать.

Представьте себе подсевшего к телевизору рядового потребителя всех телевизионных вестей-времен-аншлагов-программмаксимум-воскресныхвечеровсвладимиромсоловьевым-кривыхзеркал и прочих удовольствий, которыми потчуют аудиторию из телекормушки. Зритель этот газету «Ведомости» отродясь не читал. И ни за что не признает в крутящейся на офисном кресле розовой от румянца до продуманно выглядывающих из-под офисного стола туфелек-лодочек девушке-леденце, отчего-то представленной как «мисс Каранд'Аш», редактора одной из наиболее влиятельных деловых газет страны Елизавету Осетинскую. Как не страдающий интернет-зависимостью телезритель, ничего не знающий о легендарной сетевой биографии Мистера Паркера и не имеющий обыкновение начинать утро с сайта vladimir.vladimirovich.ru, не признает в этом не телегеничном персонаже автора книги с аналогичным названием. Что до третьего колумниста «Мистера Монтблана», человека, чем-то похожего на актера Филипова в «Карнавальной ночи» («Есть ли жизнь на Марсе, нету лижизни на Марсе…»), чей ядовито синий пиджак ярко выделялся на фоне неистово красных кресел и столь же неистово сливался с не менее ядовито синим столом, так этого персонажа я и сама не признала, каюсь. Постучал этот мистер на мэрскую чету («Кто не знает старика Батурина!), да сыночка экс-экс-экс премьера Черномырдина и творимые ими дела в Белгородчине, и только – с глаз долой, из сердца вон.

Впрочем, что это я все о внешности, да о форме (хотя, можно подумать, что на родном отечественном телепространстве, по крайне мере в его остаточно политизированном секторе, хоть что-то кроме формы осталось!). Попробую вернуться к сути. А по сути ощущения более чем странные.

На НТВ все складывается по принципу «то густо, то пусто». То, как в позапрошлом сезоне, «Намедни» Леонида Парфенова и «Личный вклад» Александра Герасимова друг друга в субботне-воскресном эфире локтями расталкивают, темы друг у друга перехватывают. То, как в сезоне прошлом, один конкурентов, уволив за «вдову Яндарбиева» другого, через месяц оказывается уволенным сам, и площадка аналитики выходного дня на долгие более чем полсезона остается на НТВ зачищенной. А зияющая в эфире дыра так не дает покоя новому НТВшному руководству, что с весны по осень этого года на сей поляне высаживаются уже не две, а четыре программы, претендующие на звание «информационно-аналитической», или, проще говоря, главной итоговой программы недели.

Шоу Владимира Соловьева «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», в котором главное, конечно, не гости и не темы, а, как всегда и везде сам Владимир Соловьев – это раз.

«Программа максимум» перешедшего с госканала «Россия» Глеба Пьяных (душок не очень, респектабельной уважающей себя публике потреблять подобный продукт не пристало, но прочий пипл, судя по рейтингам, охотно хавает) – это два.

Новый воскресный тележурнал «Сегодня. Итоговый выпуск» с Кириллом Поздняковым, где находят последнее пристанище остатки некогда дважды славной репортерской команды НТВ – это три.

И вот, Глеб Олегович со товарищи с их «Реальной политикой» – четыре.

Это надо уметь! Четыре итоговые информационно-аналитические программы при полном отсутствии того, что можно было на отеческом политическом пространстве анализировать! И что остается друзьям-соперникам, как не зубами вырывать друг у друга темы, героев и повороты сюжетов, и как не действовать по принципу «не съем, так понадкусываю».

Судя по первому выпуску «Реальной политики» Павловский надкусывает отлично. Калейдоскоп мельком затронутых тем - от продажи «Сибнефти» до заздравных клипов во славу Романа Абрамовича («Мы твои фанаты Роман, славный царь вся Чукотки, бабки ты свои заработал сам…»); от Тимошенко и Березовского до Грабового; от РСПП - «ярмарки тщеславия для тех, у кого все уже есть», до ярмарки миллионеров, где продавались и покупались дубайские острова по 23 млн. долларов.

Все вскользь, все не всерьез, все намеком.

Разве что давно не виденные компьютерные персонажи студии «Пилот ТВ» в эфир вернулись, вызывав тем самым легкий шок посвященных – а что, уже можно?! Правда, вернулись они не для самостоятельной жизни (как в «Тушите свет!» или «Кремлевском концерте») и даже не для полу-самостоятельной (как в «Красной стреле»), а всего лишь для оживления самых аккуратненьких и причесанных историй с сайта vladimir.vladimirovich.ru.

Владимир Владимирович (даже со значком ТМ) и Владислав Юрьевич вместо Хрюна и Степана – это сильно! Вот уж аттракцион невиданной политической смелости, которой от нынешнего НТВ вряд ли можно было ожидать! И пусть в кадре вместо Владимира Владимировича одни только руки (береженого бог бережет), пусть мало кому из зрителей известный в лицо замглавы президентской администрации Сурков в компьютерном виде сам на себя кроме родинки вовсе и не похож, а из узнаваемых персонажей лишь Немцов, Явлинский да Чубайс, рассуждающие о выдвижении Квачкова в депутаты как о секретном оружие Генпрокуратуры, но всем недоброжелателям нос утерт. Кто говорит об отсутствии свобод на отечественном телепространсте? Пусть поглядят, как это мы политическую сатиру в эфир выдаем!

А то, что владимирвладимировичу.ру можно, а Шендеровичу и Хрюну со Степаном нельзя, так это же всего лишь дело вкуса…

Вернуться к статьям