Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Переход количества в качество. И обратно.

Елена Афанасьева

 

С первым понедельником сентября, как водится, начался не только школьно-студенческий учебный год, но и новый телевизионный сезон.

Все или почти все каналы переоделись в новые одежки, кардинально поменяв или существенно обновив свои цветовые палитры, дизайн, межпрограммное оформление эфира, а иные замахнулись и на святое - логотипы и названия своих телекомпаний (о повальной эпидемии телевизионного ребрендинга в одном читайте в «ЕЖ» в ближайшие дни). И премьеры посыпались, как листья, которые в эти сентябрьские дни начинают слетать с деревьев.

Исключения редки. Кто-то, как бывший ТВЦ ныне упорно желающий именовать себя «ТВ-Центром», решил стартануть в этом забеге заранее, и выдал залп премьер еще в середине августа. Кто-то, как два супергиганта «Первый» и «Россия», по сути, и вовсе не прерывались на лето, но самое сладкое все же припасли на начало сентября. Но в массе своей все каналы ждали этой осенней отмашки, чтобы начать поражать воображение зрителя своими новыми шедеврами.

Но вот проблема - новых проектов много, а зритель один. На все, научившиеся делать вполне качественный, но вполне одинаковый телевизионный продукт, телеканалы один и тот же зритель. И как его между одновременно случившимися показами десятка новых сериалов, полудюжиной ситкомов и залпом развлекательных шоу делить? Тем паче, на каждом канале премьер больше, чем этот несчастный зритель может переварить, даже если круглосуточно будет сидеть только у одного канала. А таких каналов в домашнем телевизоре у кого 13, у кого и все 20. И если учесть, что нынешняя телевизионная мода вещь странная, и каждый сезон в эфир вываливается масса однотипного продукта – то пачки реалити шоу, то тучи игр, то горы ситкомов, то зрителю не просто разобраться, где чья премьера.

В отечественном эфире всегда все одновременно. То ментовские саги, то множественные конвейеры по производству из простых мальчиков и девочек звезд шоу-бизнеса, то двухсотсерийные слезливые мыльные оперы и прочие долгоиграющие сериалы, будто по одному сценарию снятые, с одним и тем же набором штампов, с одними и теми же актерами, а порой и почти с одинаковыми названиями. Когда на «ТВ-Центре» идут «Сестры», на «Первом» «Сестры по крови». Поди не перепутай!

Ясное дело, краски я несколько сгущаю. Но суть явления остается.

В начавшемся телевизионном сезоне невозможно выделиться за счет какого-то невиданного на отечественном телепространстве зрелища. Все всё уже видели. Все жанры в отечественный эфир привнесли, все успешные западные форматы купили. Нефтяные деньги, через рекламные леечки перетекающие в телевизионные резервуары привели телерынок в такое состояние, когда количество однотипной и вполне качественной продукции превышает разумные пределы ее потребления.

При всем интересе, скажем, к сериалам, не одна завзятая сериаломанка не способна одновременно переваривать все, что ей ежедневно подносят на телевизионном блюде. «Любовь как любовь», «Пять минут до метро» и «Сестры по крови» и «Остаться в живых» на «Первом канале», «Обреченная стать звездой», «Волчица» и «Тайны следствия» на «России», «Петя Великолепный» и «Кадетство», не считая грядущий новых серий «Моей прекрасной няни» на СТС, «Сестры» и «Херувим» на ТВ-Центре, «Острог» и бесконечно повторяемые, но до конца всеми не увиденные «Улицы разбитых фонарей» на НТВ.

Все это в один день. И все это, за исключением культового американского сериала Lost («Остаться в живых»), вполне однотипное зрелище, рассчитанное на вполне однотипную, потребляющую подобные сериалы аудиторию. И что эта аудитория «съест», а что не заметит, предугадать ныне практически невозможно.

К примеру, канал СТС, казалось бы, знал, что его ждет трудный сезон. И даже сам определил свое нынешнее бытование как «жизнь после сериала «Не родись красивой». История превращения некрасивой Кати Пушкаревой в прошлом сезоне так резко взметнула рейтинговую планку канала, что падать с той высоты на прежний «допушкаревский» уровень теперь больно.

Запуская вместо одного проекта прошлого сезона сразу два, СТС рассчитывал вместо доли 30% аудитории, которую собирала «Не родись красивой», собрать на двух премьерах два раза по 15%, что в сумме дало бы желанные показатели. Но первые дни эфиров нового долгоиграющего лирического мыла «Пети Великолепного» и «Кадетства» вмененной им половины «пушкаревской» доли и близко не собрали. Массированной рекламой в первый день показа удалось привлечь на эти премьеры около 6% смотревших телевизор москвичей, но уже на вторых сериях доля московской аудитории снизилась до 5,1% на «Кадетстве» и до 3,4% на «Пете Великолепном». О доле 28-35% каждой серии «Не родись красивой», а с ними и о среднесуточной доле в 10-11%, которую собирал СТС в прошлом сезоне, теперь мечтать не приходится. В прошедшие дни канал довольствовался среднесуточной долей по Москве в аудитории старше 18 лет в 4,6-5,4%.

В чем секрет нынешней зрительской популярности того или иного сериала или шоу, точно сказать не может никто. Даже профессионалы. И производители, и вещатели разводят руками, и, складывая примерно одинаковые финансы и усилия, с дрожью ждут – выстрелит или не выстрелит. А почему «выстрелило» или почему не получилось, понять могут только постфактум. И главные из этих «почему», похоже, теперь, как тот черт, кроются в деталях.

Ну, посудите сами. Два главных канала страны «Первый» и «Россия» разом покупают у разных западных компаний лицензии на почти одинаковые форматы, в которых не знающие азов фигурного катания звезды становятся на лед. Дальше все как под копирку. Там чемпионы, тут чемпионы (у «Первого», правда, чемпионы «посвежее», все звезды Туринской олимпиады и иже с ними, в то время как «России» приходится довольствоваться блистательными, но все же подзабытыми звездами 80-90 годов). И тут и там выглядящие коровами на льду певцы, актеры, чемпионы из других видов спорта, почти тот же набор. И тут и там жюри из профессионалов фигурного катания и балета, (если на одном канале Тарасова, то на другом, разумеется, Чайковская). И тут и там зрительское голосование …

В чем же разница, спросит не видевший ни «Танцы на льду» на «России», ни «Звезды на льду» на «Первом» зритель. А разница в деталях. Во всех деталях телевизионного мастерства – постановке шоу, свете, звуке, многокамерной съемке, декорациях, освещении, промотировании проекта в эфире и т.д.

Сложенные в единый проект эти детали и показывают уровень современного телевидения, присущий тому или иному каналу. Стартовавшие на две недели раньше конкурентов «Танцы на льду» на «России» выглядели вполне эффектным шоу, пока в прошлую субботу на «Первом» не вышел первый выпуск «Звезд на льду». И в сравнении с ним проект второго канала, по меткому выражению одного не телевизионного, а кинокритика, стал казаться «школьной самодеятельностью». И свет не тот, и объема кадру не хватает, да и сами пресловутые звезды, которые, казалось бы, в двух проектах стали на лед за полтора-два месяца до первого появления в эфире, на «Первом» отчего-то катаются лучше, и делают куда более сложные элементы, чем на «России»…

Все это самые первые впечатления от первых премьер сезона. Но уже по сумме этих ощущений можно точно сказать – наш ждет сезон, в котором огромное количество телевизионных проектов лишь в единичных случаях может перейти в качество. Главное, чтоб не случился обратный процесс.

 

Вернуться к статьям