Статьи // Ежедневный журнал
ТЭФИ № 11. Шорт лист.
Сможет ли новая система голосования избавить телеакадемиков от корпоративных пут.
Елена Афанасьева
Вручение главной телевизионной премии «ТЭФИ» в этом году сместилось с сентября на ноябрь, но время оглашения троек претендентов осталось без изменений - конец сентября. На минувшей неделе собравшись на заседания в трех секциях – «Информационное вещание», «Просветительское, образовательное и развлекательное вещание» и «Телевизионные фильмы и сериалы» - из сотен присланных на конкурс работ телеакадемики выбрали по три наиболее достойные. На общем заседании 24 сентября академики утвердили почти все предложенные секциями тройки финалистов. Единственным исключением стал документальный фильм Михаила Дегтяря «Алеша» (ТВЦ), на профильной секции попавший в тройку лучших документальных фильмов, но на общем заседании академии Российского телевидения не утвержденный.
Помимо утверждения троек финалистов, академики тайным голосованием определяли победителей в номинациях «За личный вклад в развитие российского телевидения» и «Специальный приз» телеакадемии. Бюллетени с результатами голосования, как обычно, переданы аудиторской компании « Ernst and Yang », которая, на протяжении многих лет проведения «ТЭФИ» зарекомендовала себя как компания умеющая не допускать ни малейших утечек и сохранять интригу до самой церемонии. Но в этот раз, несмотря на бережно хранимую тайну, известно, что, скорее всего приз «За личный вклад» будет посмертным. И, вероятнее всего, будет присужден сразу трем профессионалам телевидения и журналистики, безвременно ушедшим в сентябре этого года – дизайнеру Семену Левину, главе компании «Видеоинтернешнл» Юрию Заполю и журналисту и редактору, в начале 90-х возглавлявшему Гостелерадио СССР Егору Яковлеву.
Среди отличий «ТЭФИ» этого года наблюдается меньшее, по сравнению с предыдущими сезонами количество представленных на конкурс работ. Вызвано это не падением популярности телепремии, и не уменьшением числа работ, достойных выдвижения на конкурс, а тем, что в этом сезоне академики ввели новое правило, согласно которому в каждой номинации каждый производитель и каждый канал-вещатель может выдвинуть только одного претендента. По мнению академиков, это должно устранить возникавшие в прошлые годы ситуации, когда в одной тройке номинантов оказывались программы только одного канала.
После оглашения троек в негласном «командном первенстве» телеканалов традиционно лидирует «Первый канал» - 37 претендентов от этого канала сохраняют шансы на получение «Бронзового Орфея» работы Эрнста Неизвестного. У главного конкурента «Первого» телеканала «Россия» 24 номинанта. Еще 17 номинаций – это работы, показанные на канале «Культура», входящему в единый государственный медиахолдинг с каналом «Россия». Двенадцать номинаций у канала НТВ, 7 - REN TV , 6 - СТС, 5 - ТВЦ. Два попадания в тройки финалистов у телекомпании « ТВ-2» из Томска, по одному у ТРК «Петербург», «4 канала» Екатеринбурга, «ТВК-6 канал» Красноярска, информационного агентства «Чукотка» из Анадыря и у телекомпании «Эхо ТВ», чья телепродукция доступна только зрителям канала RTVI за пределами России.
Любопытно, что у «Эхо-ТВ», кроме Андрея Норкина, попавшего в трио претендентов на приз «Ведущему информационной программы», в тройку призеров могла попасть и сама информационная программа «Сегодня в России». На заседании информационной секции наибольшее количество голосов академиков набрали не три, а сразу четыре программы. Причем, среди них не было двух главных программ двух главных каналов. Ни «Вести» канала «Россия», ни «Время» и «Новости» «Первого канала» профессионального одобрения коллег не получили. В эту четверку лучших попали региональный выпуск «Вести - Москва» («Россия»), «Сегодня в 22.00» (НТВ), «Час Пик» («ТВ-2» Томск») и «Сегодня в России» («Эхо-ТВ»). Потребовалось переголосование, в котором томская программа «Час пик» опередила «Сегодня в России». Странно, что во второй раз за программу «Час пик» проголосовал даже изначально активно пропагандировавший среди коллег продукцию компании «Эхо ТВ» Виктор Шендерович.
Сами тройки претендентов в 39 номинациях этого года особого удивления не вызвали. Как и ожидалось, большое число попаданий в тройку лидеров у открывающих новую эру телевизионного кино в России сериалов «Штрафбат» («Россия»), «Гибель империи» и «Дети Арбата» («Первый»). Эти работы и будут оспаривать приз в номинации «Лучший сериал». В тройки лучших вошли так же сценарист Эдуард Володарский, режиссер Николай Досталь, продюсер Владимир Досталь, оператор Алексей Родионов, актер Алексей Серебряков (все «Штрафбат»). Среди потенциально лучших режиссеров Владимир Хотиненко («Гибель империи») и Сергей Снежкин («Брежнев»), и работавшие со Снежкиным актеры Сергей Шакуров и Светлана Крючкова, сценарист Валентин Черных. Их сериал «Брежнев» вошел в тройку претендентов в номинации «Лучший фильм/мини-сериал», где будет соперничать с сериалом НТВ «Последний бой майора Пугачева» и с самом рейтинговым сериалом прошлого сезона «Диверсант»(«Первый).
Актер Михаил Казаков и сценарист Павел Финн номинированы за мини-сериал «Таиров» (ТВЦ). Сам Михаил Казаков претендует еще и на приз как лучший режиссер документального фильма «Играем Шекспира». Некий дисбаланс ощущается разве что в номинации за лучшую женскую роль. Исполнительница главной роли в милой, но достаточно незатейливой лицензионной комедии положений «Моя прекрасная няня» Анастасия Заворотнюк вынуждена конкурировать с великими актрисами Инной Чуриковой (сериал НТВ «Винтовая лестница») и Светланой Крючковой («Брежнев» - «Первый канал»).
Именно качественная сериальная составляющая - отличительная черта «ТЭФИ-2005». В остальном все как всегда. Или почти как всегда.
Среди лучших информационно-аналитических программ «Вести недели» («Россия», «Неделя с Марианной Максимовской» ( REN TV ), «Времена» («Первый»), а среди их ведущих – Владимир Познер, Сергей Брилев и ведущий программы «Тем временем» Александр Архангельский. Претенденты на звание лучшего ток шоу – уже закрытый «Основной инстинкт» («Первый»), «Культурная революция» («Культура») и «К барьеру!» (НТВ).
Лучшей игрой могут стать «Последний герой. Суперигра» («Первый»), «За семью печатями» («Культура»), «Что? Где? Когда?» («Первый»), а лучшим ведущим игры – главный миллионер Максим Галкин, Петр Кулешов («Своя игра» НТВ) и Виктор Кряковцев («За семью печатями» - «Культура») Причем, появление сразу в двух номинациях достаточно слабой с телевизионной точки зрения игры «За семью печатями» можно объяснить разве что желанием телеакадемиков не слыть бесКультурными).
Тройка лучших развлекательных программ – «Розыгрыш», «Пока все дома» (обе «Первый»), «Квартирный вопрос» (НТВ), а трио ведущих развлекательных программ – Тимур Кизяков («Пока все дома»), Андрей Малахов («Пять вечеров» - оба «Первый») и Алексей Лысенков («Сам себе режиссер»).
И, как водится, полная неразбериха в номинации «Музыкальная программа», где смешаны все жанры, отчего «Звездному альбому Юрия Башмета» придется конкурировать с шансонной (хоть и ведомой министром культуры) программой «Жизнь прекрасна» (СТС) и с более чем попсовой «Фабрикой звезд-5» («Первый»).
Но главное новшество «ТЭФИ-2005» скрыто не в тройках претендентов, а в системе итогового голосования академиков. Напомню, что два года назад, понимающие толк в живом эфире телеакадемики стали голосовать «вживую» непосредственно в ходе торжественной церемонии, что должно было прибавить драйва и самой церемонии, и особенно ее телевизионной версии.
Два года подряд «Голосование в живую» подразумевало закрытое голосование пультами в зале. Что заставляло телеакадемиков снова и снова подозревать коллег-конкурентов в так называемом «корпоративном голосовании», когда крупные каналы влияют на голосование за или против своих работ. Так, следуя в духе корпоративных воин, последние два года академики буквально «мочили» работы абсолютного лидера «ТЭФИ» последних лет «Первого канала», зачастую выплескивая с грязной водой пропагандистских жанров и выпестованного творцами этого канала дитя действительно нового телевидения, новой системы программирования и эфирного промоушна.
В этом году система голосования изменена. И, если верить президенту телеакадемиии Владимиру Познеру, изменена именно для того, чтобы избежать упреков в корпоративности.
Определение победителей в этот раз, как и в прошлые сезоны, пройдет в 2 этапа. 16 ноября в «Новой опере» на закрытом заседании академии Российского телевидения будут вручены награды по 26 номинациям в категории «Профессии». А 18 ноября в концертном зале «Россия» состоится вручении в категории «Лица», куда войдут 14 более интересных зрителю номинаций. Вторая церемония будет транслироваться каналом «Россия» в традиционном «хоккейном варианте» - якобы «вживую», но с некоторой задержкой, во время которой в прошлом году, например, успели вырезать несколько «острых» фрагментов. Закрытую часть вручения, возможно, покажут на одном из каналов НТВ+.
Во время закрытого заседания академии в «Новой опере», и во время второй церемонии в зале «Россия» будет опробована новая система голосования. Специальная компьютерная программа из всех присутствующих в зале телеакадемиков выберет 12 человек. Организаторы утверждают, что программа составлена таким образом, что среди этих двенадцати не может быть большинства представителей одного канала или связанных с этим каналом компаний-производителей. Избранные таким образом дюжины академиков будут четырежды сменять друг друга 16 ноября, и еще трижды они поменяются на торжественной церемонии 18 ноября.
И эти двенадцать несчастных будут голосовать. В живую. Открыто. Поименно. И результаты голосования будут немедленно выводиться на мониторы в зале. А это значит, что сразу после церемонии в холле проголосовавшим придется встречаться глазами с не получившими статуэтки коллегами и объяснять свой выбор не только вездесущим журналистам, но и собственному начальству.
Похоже, что выбор между профессионализмом собственных оценок, за которые придется отвечать перед коллегами и общественностью, и между попытками уловить эманации начальства, которое и впредь будет (или не будет) выпускать голосовавших в эфир, и может стать главной интригой «ТЭФИ»-2005.