Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

ТЭФИ 2006: шорт-лист

Елена Афанасьева

 

В минувшем феврале в телевизионной тусовке родилась шутка, что в этом сезоне Владимир Познер будет выдвинут на премию «ТЭФИ» как лучший спортивный комментатор. Владимир Владимирович, если помните, вместе с профессионалами в этой сфере тогда вел одну из трансляций состязаний фигуристов в Турине.

В шутке этой, как водится, оказалась доля шутки. Ибо на полном серьезе в тройку финалистов премии «ТЭФИ» этого года в номинации «Спортивный комментатор, ведущий спортивной программы» вошел… Никита Михалков, который вместе с Виктором Гусевым комментировал показанную на «Первом канале» церемонию закрытия Олимпийских игр.

Оглашенные в субботу, 16 сентября, тройки финалистов главной телевизионной премии страны сенсации не произвели. В большинстве номинаций неожиданностей не случилось. Но некоторые предварительные выводы о качестве прошедшего телевизионного сезона на основе этого шорт-листа сделать можно.

И главный вывод: часто телеакадемики голосовали не за профессионализм свои коллег, а за задавивших своим авторитетом классиков. Булгаков, Пастернак, Солженицын собрали создателям сериалов по своим романам больше номинаций, чем сами экранизации того заслуживают.

При всем уважении к личности Солженицына стоит отметить нелепость попадания Александра Исаевича в тройку лучших сценаристов телевизионных художественных фильмов и сериалов. Мастерство романиста и ремесло сценариста – две разные профессии. Общеизвестно, что из гениальных и просто хороших писателей редко когда получаются хорошие сценаристы, умеющие выстроить действие снимаемого по своему роману фильма по законам кино или телевидения. Солженицын исключением не стал. И при отличной игре актеров и вдумчивой режиссуре Глеба Панфилова (который, кстати, в разряд лучших режиссеров почему-то не попал) сериал «В круге первом» часто «проседал» и не добирал того количества зрителей, какого заслуживал, именно из-за чисто ремесленных просчетов в сценарии, написанном без учета телевизионного зрительского восприятия.

Другой классик Михаил Булгаков своим авторитетом и магией своего великого романа Владимиру Бортко подарил номинацию на приз лучшему режиссеру. Чего плюшевый кот Бегемот и все режиссерское решение «Мастера и Маргариты» в стилистике дешевого телеспектакля 70-х годов при отнюдь не дешевом бюджете (только официально оглашенных 5 миллионов долларов), скажем честно, не заслуживают. Как этого могли не заметить несколько десятков телеакадемиков, отбиравших работы в одной из трех секций, не понятно. Скорее всего, просто не рискнули идти против мощнейшей и трудоустраивающей большое число этих самых академиков корпорации ВГТРК и ее главного канала «Россия», изначально позиционировавших «М&М» как главный проект прошлого сезона.

Еще одна номинационная странность, связанная с экранизациями классиков – отсутствие в шорт-листе Инны Чуриковой, чья работа в сериале «В круге первом» стала маленьким шедевром. Но в данном случае наряду с «Маргаритой» Анной Ковальчук и «Ларой» из «Доктора Живаго» Чулпан Хаматовой академики внесли в список претенденток звезду старого советского кино Лидию Смирнову, наверное, просто за то, что «живая легенда» появилась в кадре достаточно проходного проекта ТВЦ «Наследницы-2».

Не оказалось среди претендентов и Олега Меньшикова, сыгравшего Юрия Живаго, одну из лучших своих ролей последнего времени. Вероятно, академики не простили Меньшикову параллельного участия в неудачной экранизации «Золотого теленка», сделанной телевидением в этом же сезоне.

Заметьте, все чаще, обсуждая результаты главной телевизионной премии страны, мы говорим о номинациях художественных – лучших сериалах, актерах, режиссерах. Бурление вокруг информационных жанров практически сошло на нет. Если в середине 90-х в негласной телевизионной табели о рангах главными номинациями считались именно новостные – «информационная программа», «информационно-аналитическая программа», «ведущий информационной программы», «интервьюер», «репортер», то в последние годы с нивелированием этих жанров падает и интерес к ним.

Номинация «Интервьюер» в этом сезоне и вовсе ликвидирована, якобы, за неимением жанра. А работающая в якобы исчезнувшем жанре интервью Тина Канделаки отнесена к разряду «ведущих ток-шоу», отчего ей придется конкурировать с ведущими программы «Жди меня» и с Михаилом Швыдким, как ведущим «Культурной революции».

С прочими информационными разделами тишь да гладь, да божья благодать. Разве что Виктор Шендерович не пустил в тройку лучших информационных программ программу «Вести» государственного телеканала «Россия».

Напомню, что в прошлом сезоне именно при выборе троек случился казус. Выдвигавший в число претендентов коллег с «Эха-ТВ» Шендерович при решающем голосовании отчего-то высказался не за своих протеже, а за не менее достойных информационщиков из томской телекомпании «ТВ-2». Объясняя сей факт в своей колонке в ej . ru , Виктор написал тогда, что «сумел подняться на корпоративной солидарностью». В этом году он над корпоративной солидарностью подниматься не стал, и насолил таки бывшему начальнику по старому НТВ Олегу Добродееву.

Любопытствующих отсылаю к блогу Шендеровича в «Живом журнале», а для прочих скажу только, что в отсутствии Добродеева и большого числа представителей руководства ВГТРК на общем собрании телеакадемии, при утверждении троек Шендерович поставил эту номинацию на переголосование. В результате программа «Сегодня в России» телекомпании «Эхо ТВ» сменила «Вести» в тройке претендентов. Ведущий этой программы Андрей Норкин, как и в прошлом сезоне, вошел в тройку лучших ведущих информационных программ.

Интерес к информационным жанрам затухает, зато в духе времени и в эфире, и в прении «ТЭФИ» плодятся и множатся жанры развлекательные. Именно из-за такого стремительного «размножения» в этом сезоне телеакадемики были вынуждены разделить номинацию «развлекательная программа» аж на три – «развлекательная программа: образ жизни», «развлекательная программа: юмор», «развлекательная программа: игра».

По количеству попаданий в тройки лидирует, как водится, «Первый канал», у которого без малого сорок номинаций. Около тридцати попаданий в тройку у их основных конкурентов с канала «Россия». 15 – у канала «Культура», 11 - у СТС, 10 - у НТВ, 4 - у ТВЦ, 3 – у REN TV (еще в его старом написании латиницей), по 2 у «Эхо ТВ» и « MTV Россия», по одной у канала «Спорт», томской телекомпании «ТВ-2» и у ГТРК «Чукотка».

Победители станут известны в через два месяца. 17 ноября в Московском доме музыки состоится вручение призов в 27 номинациях, объединенных общим названием «Профессии». Через неделю 23 ноября в зале «Академический» будут вручены 15 статуэток в номинациях «Лица», а так же спецприз правления Академии российского телевидения и приз «За личный вклад в развитие российского телевидения. Впервые обе эти церемонии будет транслировать канал СТС.

Вернуться к статьям