Статьи // Ежедневный журнал
Хроника одной победы, объявленной заранее
Елена Афанасьева
ТРК «Петербург» выиграла конкурс на право телевизионного вещания в 41 регионе страны. Иного результата состоявшегося в минувшую среду заседания Федеральной Конкурсной Комиссии (ФКК) не ждал никто. Слишком уж было очевидно, что и данный конкурс, и разыгранный уникальный пул частот заготовлены специально под победителя, а не наоборот.
Подконтрольная Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране памятников культурного наследия (Росохранкультуре), нынешняя ФКК раз за разом принимает решения, согласованные «с вышестоящими организациями». А, точнее, этими организациями сконструированные. Так было прошлой весной, когда лицензия на вещание в ряде регионов была отдана каналу «Звезда», главным телевизионным достоинством которого на тот момент была лишь принадлежность Министерству обороны, возглавляемому потенциальным президентским преемником. Так было и осенью, когда выставленным на конкурс оказался невиданный пул частот сразу в 41 регионе страны. Такого «сладкого пирога» прежде никогда не разыгрывалось.
Объявление условий невиданного конкурса по времени удивительно совпало с президентским пожеланием видеть телеканал «Петербург» общефедеральным. Сопоставив президентское высказывание с условиями назначенного на 25 января конкурса на право стать «каналом Российских регионов», телеаналитики не выразили ни малейших сомнений, что победитель известен заранее – ТРК «Петербург». Члены ФКК пытались разубедить их в этом, доказывая, что ничего еще не решено. Глава Росохранкультуры Борис Боярсков накануне голосования заявлял, что на конкурс «представлены очень интересные, серьезные концепции». А один из «нечиновных» членов ФКК Эдуард Сагалаев говорил, что конкуренты ТРК «Петербург» «настолько мощные игроки», что «ни один из них не стал бы выступать в качестве марионетки». Но в искренность подобных попыток разубеждения верилось с трудом.
Появившееся в среду днем на лентах информационных агентств сообщение об итогах голосования ФКК лишь подтвердило прогнозы. «Петербург», разумеется, победил. При мягком рейтинговом голосовании из 9 членов комиссии за концепцию канала «Домашний» проголосовали 6 человек, а за концепцию ТРК «Петербург» - 8.
За бортом, кроме «Домашнего» остались и армейская «Звезда», и предложенный REN TV канал «Семейный», и профессионалы регионального телевидения из Национального Телевизионного Синдиката, и детский канал в версии MTV Russia .
У всех этих участников были интересные концепции, но у них не оказалось главного - их каналы не принадлежат личным друзьям российского президента. А ТРК «Петербург» принадлежит. После того, как администрация Санкт-Петербурга перестала быть главным и единственным хозяином своей телекомпании, совладельцами ТРК «Петербург» стали уже владеющая пакетом REN TV «Северсталь-групп», а так же инвестиционная структура питерского банка «Россия», владельцем которого является Юрий Ковальчук, и ООО «Прибой» - одна из медиаструктур главы Балтийской медиагруппы Олега Руднова. Именно Ковальчук и Руднов и являются давними друзьями президента Путина.
Но прежде чем рассуждать на тему, хорошо или плохо, что «каналом российских регионов» станет именно такой питерский канал, позволю себе небольшое отступление на тему конкурсного распределения телевизионных частот в России.
В перелопатившие все отечественное телевидение 90-е годы главное телевизионное богатство – частоты вещания – распределялись не иначе как по высочайшему повелению. Наиболее яркий пример – передача четвертой кнопки каналу НТВ указом президента Ельцина. Нынче, когда с поры подписания того указа минуло более 10 лет, все основные участники тех событий уже не скрывают, что кнопка была отдана НТВ в обмен на поддержку политики президента.
По той же схеме раздавались большие и меньшие частоты до 1997 года, когда в телевизионном сообществе разгорелся первый «частотный скандал». После получения дециметровой частоты ничем себя на тот момент не зарекомендовавшей компанией «Дарьял-ТВ», принадлежащей известному детективщику Аркадию Вайнеру и его дочери Наталье Дарьяловой, терпение профессионального сообщества, что называется, лопнуло. В газете «Известия» появилась статья телекритиков Ирины Петровской и Анны Качкаевой, впервые раскрывающая механизм закулисной раздачи частот.
Вскоре после этого при ведомстве министра Лесина и была образована Федеральная конкурсная комиссия, которой было вменено привести дело раздачи частот если не в цивилизованный, то хотя бы во внешне пристойный вид. Превалирование в той комиссии чиновников над независимыми экспертами, такими как Владимир Познер, Всеволод Вильчек, Манана Асламазян, а так же принадлежащее самому министру Лесину право решающего голоса в спорных ситуациях, вряд ли позволяло надеяться на некую абстрактную независимость решений той комиссии. Но все же процесс дележа большого пирога телевизионного вещания был выведен из тени на свет.
Свет этот ничего особо не изменил. Ни одно из решений ФКК не шло в разрез с интересами власти, тщательно отстаиваемыми министерством и лично министром. В мае 2000 года на конкурс была выставлена метровая частота, занимаемая каналом ТВЦ, на которую так же претендовала телекомпания «ВИД». В отеле «Балчуг» «видовцами» был уже заказан банкет, отголоски которого оказались видны в кадре выходящей тогда в прямом эфире программы Александра Любимова «Здесь и сейчас» - настолько реальной в тот год казалась возможность обыграть канал попавшего в кремлевскую немилость мэра Лужкова. Но накануне конкурса Лужков успел пообедать в кафе «Пушкин» с Лесиным, и московский канал в битве за кнопку устоял. Решающим оказался именно голос министра, который при ничейном результате склонил чашу весов в сторону ТВЦ.
Следующая волна интереса к деятельности ФКК была вызвана конкурсом на шестую кнопку, принудительно освобожденную от принявшего к себе команду старого НТВ канала ТВ-6. Тот конкурс стал достойным образцом закулисной челночной дипломатии. Кто только ни выполнял роль посредников между определяющим решение ФКК Михаилом Лесиным и представляющим УЖК (Уникальный Журналистский коллектив) Евгением Киселевым. Сложная многоуровневая структура инвесторского пула олигархов, надстроенная идеологическим цензурирующим органом в виде «Медиасоциума» была тщательно согласована в Кремле. Что успехов каналу ТВС не принесло, но частоту выиграть позволило.
Третья нашумевшая история случилась в ноябре 2002 – марте 2003 года, когда на конкурс была выставлена частота все того же «Дарьял-ТВ». Правда к тому времени, Дарьяловы успешно продали свой бизнес известной шведской медийной структуре. Переименованному в ДТВ каналу, к неприятному удивлению новых владельцев, пришлось отстаивать свою частоту в битве с таким гигантом как «Первый канал». На стороне шведов оказались представления о цивилизованном бизнесе, мол, негоже подставлять несчастных европейцев, иначе никакие инвестиции в российскую медийную отрасль станут невозможны.
В тот раз, к удивлению многих, представления о «цивилизованном бизнесе» победили всю государственность «Первого». Шведы свою частоту сохранили, но, честно признаться, нынешний ДТВ слишком далек от той концепции, которую канал представлял на конкурс. Что заставляет медиааналистиков задуматься над вопросом – таким ли уж правильным было решение в пользу честных шведов, или новый канал, который мог на этой частоте создать «Первый», был бы российскому зрителю более интересен, чем ДТВ?
Но после драки кулаками не машут. Тем более, что прежняя ФКК закончилась вместе со старым министерством печати. А новая комиссия, созданная при Росохранкульте, никакими самостоятельными решениями или хотя бы видимостью таковых пока не прославилась.
Теперь о новом канале, который должен стать каналом «российских регионов». Возможно ли это? Теоретически ничего невозможного нет. Но на практике слишком сложно представить, что сюжеты из губернаторской жизни Валентины Матвиенко заинтересуют зрителей из Биробиджана или города Шахты Ростовской области. Концепция регионального вещания изначально хрупка. То, что вызывает интерес в Якутске, не тронет жителя Новороссийска, а телевидение для зрителей Назрани вряд ли может быть тем же самым, что для зрителей Горноалтайска. К тому же нынешнее содержание вещания ТРК «Петербург» слишком далеко от того, чтобы удовлетворить интересы даже зрителей собственного города, не то что всей страны.
Плюс к этому, выигранный частотный пул потребует от своих новых владельцев огромных финансовых вложений. Большинство передатчиков в выигранных регионах маломощные, а шесть из частот и вовсе еще находятся в стадии разработки. Так что за эту победу «Петербургу» придется еще платить и платить. И вопрос, сможет ли питерский канал стать действительно федеральным или останется лишь дорогим подарком, в котором красивая статусная упаковка будет превалировать над так и недостигнутым общероссийским содержанием, остается без ответа.