Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Ежедневный журнал

Последний парад начинаем…

Телевидение снова осваивает жанр бронзового надгробного венка.

Елена Афанасьева

 

На фоне закатного солнца и древних гор парит орел. Голос за кадром произносит: «Я стал на путь спасения своего народа. И я не сомневаюсь – победа будет за нами. Пусть меня не станет, я все равно уже считаю себя победителем, потому что я смог встать после них!».

Согласитесь, вполне достойные слова. И вполне достойное начало для фильма о погибшем лидере нации. Только подтвердите ли вы свое согласие, если уточнить, что фильм этот об Ахмаде Кадырове. Сама личность героя, как и исторический контекст недавних событий делает все сказанное и все показанное слишком уж двусмысленным.

Давнюю поговорку «О покойных или хорошо или никак» государственный телеканал «Россия» принял как истину в первой и в последней инстанции. И 23 августа, в день рождения погибшего чуть более года назад президента Чечни, сняв с эфира объявленный ранее в сетке вещания документальный проект «Битва за сверхзвук. Правда о ТУ-144», показал фильм «Ахмад Кадыров: последний парад победителя».

Помимо экстренной замены в сетке вещания у этого фильма оказалось еще несколько составляющих, призванных сделать его особым явлением в телевизионном контексте сегодняшнего дня.

Во-первых, почти часовой фильм ни разу (!!!) не прерывался рекламой. Явление это для отечественного ТВ беспрецедентное! К уникальным событиям, способным заставить руководство ВГТРК (в состав которой входит канал «Россия») на целый час отказаться от рекламы и потерять на этом несколько сот тысяч долларов, можно отнести разве что церемонию инаугурации президента, его же обращение к федеральному собранию, его же ежегодную пресс-конференцию в Кремле и его же «Прямую линию» телевизионного общения с народом. Но в этих случаях главным действующим лицом телевизионного события остается главная и единственная неприкасаемая для ТВ персона - президент, которого как священную корову прерывать рекламой телевидение не рискует. Во всех остальных случаях наше государственное телевидение было и остается телевидением коммерческим. И вполне спокойно зарабатывает деньги на политике, спорте и культуре. Даже заботясь о глубине восприятия шедевров мирового кинематографа, телеканал «Россия» не смог не прерывать рекламой ни оскароносного «Титаника», ни более близкий к идеологии госканала «Сибирского цирюльника». А фильм об Ахмаде Кадырове канал прервать рекламой не смог, тем самым подчеркнув священную значимость всего показываемого.

Во-вторых, наряду с отцом, братом и сыном погибшего Кадырова, наряду со вчерашними полевыми командирами, во время перешедшими на сторону федералов, как рядовой свидетель событий из жизни Кадырова интервью в фильме дает Владимир Путин. Много ли вы видели телепроектов, в которых президент выступает в качестве рядового интервьюируемого? Вот и я почти не видела. А здесь – пожалуйста! Скромный, не официонзно-казенный, а убедительно домашний, хотя и черный в знак траурности события свитерок. Милый пейзаж не кремлевского кабинета, а простой среднерусской природы одной из подмосковных резиденций за спиной. И проникновенные слова о том, как еще будучи премьер-министром, осенью 1999-го Путин пригласил в Белый Дом муфтиев северного Кавказа. И все были уверены, что муфтий Чечни в Москве не появится, но он появился.

- Очевидно было, что передо мной человек честный, цельный, последовательный. – Произносит Путин. - И, что особенно важно было для меня, человек который понимает ошибочность идей сепаратизма, понимает, что построить будущее вне России невозможно.

В общем то ничего нового в показанном по каналу «Россия» фильме о Кадырове нет. Бронзовение образа героя было начато еще при жизни Кадырова, в пору его предвыборной кампании. Особенно пышным цветом телевизионное обожествление расцвело после его гибели, отбрасывая бронзовые отблески на образ главного преемника, сына Рамзана, нынешнего вице-премьера, а (судя по трогательности почти отцовского общения с ним Путина) в скором будущем, возможно, и нового президента Чечни.

Главными всходами на этом бронзовом поле стал сложившийся за минувший год новый жанр информационных репортажей – «Рамзан в Кремле», «Рамзан в Чечне», «Рамзан впереди футболистов «Терека» несет выигранный ими Кубок России и объявляет, что эта победа посвящена погибшему президенту Чечни». «Рамзан вместе с Ксенией Собчак закладывает аквапарк в Грозном». «Рамзан привозит мать в президентскую резиденцию «Бочаров ручей» (а нынешний президент Чечни Алханов и премьер Абрамов своей очереди могут и в приемной подождать)».

Очевидно, что с трудом отыскав в современной Чечне силу, на которую можно хоть сколько-нибудь надежно опереться, Путин лично, а вслед за ним и вся государственная пропагандистская машина всячески отбеляют и возвеличивают образы своих нынешних друзей. И вот уже в фильме исключительно деликатно почти намеками очерчивается период середины 90-х, когда клан Кадыровых воевал на стороне боевиков, а сам будущий президент Чечни был одним из ближайших сподвижников Дудаева и Масхадова, едва ли не главным идеологом чеченской войны.

«Ахмад Кадыров, в то время ректор первого на северном Кавказе исламского интитута и заместитель муфтия республики, как и тысячи чеченцев тоже поверил в светлое дудаевское будущее, и потому ввод федеральных войск в республику в ноябре 1994-го воспринял как покушение на свободу и независимость… В 1995-м Кадыров объявляет России свой джихад, еще более суровый и непримиримый», - закадровый голос произносит этот текст с той строгой торжественностью, с которой несколькими минутами позднее будет говорить о приверженности Кадырова России.

- Пришли войска. А в шириате, в исламе есть закон – если иноверец приходит на твою землю покорить тебя, значит ты должен восстать. Это священная война! – идет записанный в начале 2000-х синхрон Кадырова.

И дальше оправдывающие героя фильма слова о том, что «сам Кадыров в окопах не сидит и в боевых действиях не участвует». И все. Ни слова больше. Вроде бы так и нужно. Объявлял джихад России, поднимал чеченцев на священную войну, потом перешел на сторону тех, кому эту войну объявлял…

Но, если факт активного присутствия нынешнего символа про-российской Чечни Ахмада Кадырова на стороне яростных противников России хотя бы затронут, то другому факту из жизни Кадырова в фильме просто места не нашлось. За весь час ни слова о том, осенью 2002-го боевики, захватившие заложников в театральном центре на Дубровке, обещали отпустить пятьдесят человек в случае, если к ним придет Кадыров. Кадыров к боевикам тогда не пошел. Пятьдесят не спасенных жизней остались на совести того, кого теперь стараются представить совестью новой Чечни.

Но этого факта авторы фильма не замечают. Не та у них задача, чтобы такие факты замечать. У них задача создать апокриф, высветлить, отбелить образ Кадырова, очеловечив его в еще не забытом жанре недавнего прошлого - в жанре «Прост как правда». В этот жанр хорошо вписываются слова русской учительницы чеченского президента. И кадры с детьми. Только на сей раз не «Ленин и дети», а «Кадыров и внуки», «для которых он не президент республики, а любимый дедушка Ахмад». Далее трогательные кадры детей большого кадыровского клана, в котором маленькие мальчики бегают по двору с игрушечными автоматами. И ни слова о других детях, погибших на Дубровке, в Грозном, измученных похитившими их боевиками…

Эти дети в концепцию фильма, как и в концепцию современной пропагандистской кампании в Чечне, не вписываются. Новая пропаганда должна творить новые мифы, в которых у новой Чечни в составе России должен быть такой первый президент. Эта новая пропаганда вполне вписывается в стиль общей пропаганды государственного телевидения. И появление подобной осанны Кадырову на канале «Россия» вряд ли кого удивляет. Удивляет другое – фильм-восхваление был снят телекомпанией «Совершенно секретно», входящей в состав медиа-холдинга некогда созданного Артемом Боровиком. Премию имени Артема вручают за самые честные, самые не приглаженные, самые неудобные власти журналистские выступления. Причем вручают те же люди, что руководят и телекомпанией, снявшей этот заказной фильм о идеальном президенте Чечни. И как сочетается одно с другим, лично я понять не могу.

 

Вернуться к статьям