Елена Афанасьева. Ne-bud-duroi.ru

Статьи // Newsweek

Ландыши, ландыши…

Любой полюбившийся зрителям кинофильм можно нарезать по 52 минуты. А при желании и доснять.

Елена Афанасьева

 

Несколько сезонов назад, когда старое советское кино перестало приносить показывающим его телеканалам прежние рейтинговые результаты, а после кризиса 1998 года средств на новый качественный продукт у отечественного ТВ не было, телевизионные менеджеры решились на эксперимент. И выдали за новое хорошо забытое старое - трансформировали старые фильмы в новые сериалы.

Первым на подобный шаг решился «Первый канал», в ту пору называвшийся еще ОРТ. И нарезал на 52-минутные эпизоды советские телеэпопеи и телесаги. Если в застойные времена лишенный свободы выбора зритель легко потреблял на одном из двух существовавших каналов полуторачасовые серии «Вечного зова» или «Семнадцати мгновений весны», то с неизбежной унификацией телевизионного процесса и усилением конкуренции между каналами даже это все еще милое зрительскому сердцу советское «мыло» нужно было привести в новую телевизионную кондицию.

«Косметический ремонт» старых телеэпопей означал печатание новых копий, в которых вдруг новыми красками заиграл даже запечатленный на жуткой отечественной кинопленке цвет, а так же переформатирование – нарезку всего киноматериала на более короткие части с обязательным развешиванием крючков. Закон восприятия зрителем любого сериала незыблем – каждая серия должна обрываться на самом интересном месте, чтобы зритель захотел смотреть сериал завтра. При этом каждая четвертая серия, которая выходит в эфир по четвергам (в пятницу сериалы обычно не показывают, прайм предвыходного дня традиционно заполнен играми и шоу) должна обрываться на месте более чем интригующем – чтобы зритель пережил выходные дни и вернулся к просмотру в понедельник.

После такой телевизионной реставрации на тогдашнем ОРТ успешно прошли обновленные советские телехиты – «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», которые в новом варианте собрали значительно более высокие рейтинги, чем их традиционные версии. Лично перекраивавший свои двухсерийные телефильмы о великом сыщике в новый телевизионный формат режиссер Игорь Масленников настолько увлекся, что не просто нарезал для ТВ и два собственных художественных фильма «Зимняя вишня» и «Зимняя вишня-2», но и доснял «Зимнюю вишню-3» уже собственно в сериальном формате.

О соотношении качества всех трех «вишен» спорить не имеет смысла. Телепродолжение и не претендовало на повторение успеха первой из «Зимних вишен». Для телевидения, вынужденного работать в режиме не элитарного ресторана, а добротного общепита, главным оказалось не потрясать художественностью и новизной, но предоставить зрителю не разовый деликатес, а вполне съедобный продукт для ежедневного потребления. Каковым превращенные в сериал «Зимние вишни» вполне могли служить.

В начале 2000-х, когда с рекламными доходами на телевидении стало получше, а успех «Улиц разбитых фонарей» заставил все телеканалы выйти на марафонскую дистанцию под названием «новые российские сериалы», про перекраивание и досьемку успешных кино и телефильмов прошлых лет забыли. Иной формой этой деятельности стало одновременное создание кино и телеверсий, что практикует все тот же «Первый канал», снявший в двух вариантах «72 метра», «Турецкий гамбит», «Статский советник», не говоря уже о «Ночном дозоре», сериальная версия которого еще ждет своей телепремьеры. На современные сериалы затрачивается столько средств, что вполне понятно желание руководителей телеканалов вернуть хотя бы часть денег за счет кинопроката.

Но в этом январе иной подход к делу скрещивания кино и ТВ продемонстрировал канал НТВ, и выпустил в эфир новый сериал «Ландыш серебристый», выросший из успеха фильма ???-летней давности.

Успешный кинопроект Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый» прежде был не однократно показан разными каналами (о коммерческом успехе в кинопрокате несколько лет назад говорить еще не приходилось), принес популярность актрисе Ленкома Олесе Железняк и сделал почти нарицательными героями продюсерскую парочку в исполнении Юрия Стоянова и Александра Цекало. Отчего несколько лет спустя успех не самого свежего уже фильма решили перелить в телевизионную емкость сказать трудно – то ли свежих идей перестало хватать, то ли единожды сработавшими находками решили не разбрасываться. Но так или иначе третью неделю в эфире НТВ с вполне адекватными для нынешнего состояния этого канала рейтинговыми показателями идет новый сериал «Ландыш серебристый». Не нарезка старого фильма, а именно новый сериал.

Опыт использования киношных наработок и киношного успеха для раскручивания телесериала не уникален. Нашумевший в свое время американский сериал «Горец» тоже вырос из одноименного фильма, но стал совершенно отдельным произведением. Снятый по особым законам не кино, но телевидения, теле-«Горец» сумел удержать внимание зрителей в течении нескольких сезонов, в каждом из которых снималось по 25-30 эпизодов.

Отечественным попыткам перевода кино в ТВ подобные масштабы пока только снятся. Но и новая 12-серийная работа Кеосаяна так же сделана по телевизионным законам. При сохранении полюбившихся героев киношного «Ландыша», в основе каждой серии «Ландыша» телевизионного лежат законченные истории, написанные сценаристкой Ганной Слуцки. Сюжеты их чуть более шаблонны, чем это мог бы выдержать полноформатный пусть даже комедийный фильм. Но, если верить законам сериального жанра, и бородатые истории срабатывают, если их завернуть в правильную упаковку. Упаковка эта подразумевает выверенность общей идеи проекта, единство режиссерского решения, наличие некой игры со зрителем и присутствие звезд.

Со всеми этими составляющими у телевизионного «Ландыша» все в полном порядке. Режиссер Кеосаян железной рукой ведет единую линию, хорошие актеры – Александр Лазарев-ст., Дарья Михайлова, Юрий Колокольников, Галина Польских и другие составляют костяк каждой серии. А полюбившаяся еще из фильма парочка продюсеров с примкнувшим к ним композитором (Валерий Гаркалин) и певицей Ирмой (Алена Хмельницкая) представляют собой тот гвоздь, на который навешиваются сюжеты каждой серии.

По сравнению с их киновариантом телевизионные Стас и Лева это, скорее, не сами герои, которых Стоянов и Цекало играли в кино, а их маски. Авторы сериала делают их нарочито незадачливыми, что позволяет героям в каждой серии пускаться в новые приключения, раскручивая новых потенциальных или старых звезд. В этих подопечных продюсерской парочки зритель жаждет разглядеть то Кобзона, то Алсу. И хоть авторы предваряют каждую серию титром гласящим, что все герои вымышлены, а совпадения случайны, но и сами титры, и узнаваемые намеки, и присутствие в эпизодах реальных звезд шоу-бизнеса так же входят в условия телевизионной игры. А условие это единственное – не дать зрителю заскучать и уйти на другой канал. Судя по реакции зрителей, у»теле-«Ландыша» это получается, а на большее этот телевизионный продукт и не претендует.

Как знать, если успех телеверсии «Ландыша серебристого» в профессиональном сообществе будет признан делом состоявшимся, то не стоит ли нам, зрителям, в ближайшее время ждать поставленную на поток «телевизацию» основных кинохитов. Эх, жаль только, что эра сериалов не приключилась на два десятка лет раньше. Это же сколько серий с бароном Мюнхгаузеном, Женечкой Лукашиным, Людмилой Прокофьевной Калугиной и графом Калиостро можно было бы снять!

Вернуться к статьям