Статьи // Newsweek
Сага о советских Форсайтах
Вынужденный жить в эпоху перемен зритель ждет сериала, проговаривающего наше недавнее прошлое.
Елена Афанасьева
Есть романы, которые увлекательно читаются, завораживают литературным или беллетристическим посылом, но категорически не желают поддаваться переводу на кино или телевизионный язык. При экранизациях они теряют и прелесть, и живость, рассыпаются в прах, обнаруживая не заметные в литературном первоисточнике прорехи сюжета и неизбежную книжность главных героев. Причем романы эти могут быть как высочайших литературных достоинств (даже если не брать в расчет мистику вокруг не экранизируемости «Мастера и Маргариты», а вспомнить неудачи многих экранизаций, засушивших, выхолостивших романы Тургенева, Толстого, Куприна – список бесконечен), так и вполне проходные. Суть не в уровне литературы, а в неком ином, заложенном или незаложенном в роман посыле его возможной киношности.
Но есть романы, которые изначально читаешь как кино. Или как сериал. Лучшего или худшего качества, но абсолютно киношный или телевизионный. Для не знавших сериалов и прочего телевизионного мыла пра-прабабушек настоящими литературными, из вечера в вечер читаемыми сериалами были и великие романы Толстого, и бесконечные саги Джеин Остин или Джона Голсуорси, которые привыкшие к киношному монтажу современной литературы праправнучки откладывают в сторону на тридцатой странице.
Но и для познавших долготу бразильско-мексиканского телевизионного мыла и клиповость нынешней и высокой и низкой литературы внуков и внучек все ж находятся романы, изначально читаемые как телевизионная сага. Московская сага.
«Московская сага» Василия Аксенова, появившись добрый десяток лет назад на книжных прилавках, изначально была обречена на экранизацию. Сама, помню, читала роман, невольно представляя членов семьи профессора Градова с лицами раскрученных тогда актеров, мысленно подбирая, кто из модных в середине 90-х эстрадных певиц мог бы сыграть и спеть таинственную и загадочную певичку из ресторана насквозь пропитанной советской гэбухой гостиницы «Москва», и сомневаясь, что на роль Борьки Града можно найти молодого актера, наделенного той степенью обаяния и харизматичности, каковой наделил своего героя Аксенов.
Не прошло и десяти лет как «Московскую сагу» экранизировали. Стартующие сегодня вечером на Первом канале 24 серии из жизни одной семьи, неотделимой от жизни Советской страны, обещают стать одной из самых заметных премьер телесезона. По крайней мере, уже посмотревшие промосерии кинокритики отдают должное новому телевизионному продукту. А подобное отношение кинокритиков к телевизионному кино (о чем я уже писала в прошлом номере Newsweek , рассказывая о другой знаковой премьере сезона, только что завершившемся на канале «Россия» сериале «Штрафбат») само по себе обозначает тенденцию. Сериалы, все чаще даже серьезными и почитаемыми в мире кино профессионалами и аналитиками называемые «телевизионным кино», уже не воспринимаются как низший жанр, а просто обозначают иной формат и несколько иной киноязык.
Кинообозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Витта Рамм считает, что экранизация романа Аксенова способна стать очередной вехой телевизионного кино. «Это такая советская «Сага о Форсайтах», снятая вполне в духе большого стиля всего Первого канала», - говорит Витта Рамм, и обращает внимание на посыл, осознанно или подсознательно заложенный в нынешней экранизации романа о советском прошлом. «В пору нахлынувшей ностальгии по советскому прошлому этот фильм точно разделяет, по какому именно прошлому скучает нынешний зритель – по юности, по маме, по семье, или по сломавшему жизнь этой семьи советскому строю».
Ностальгия по юности неизбежна, на какие бы страшные или счастливые времена эта юность не пришлась. Снятая режиссером Дмитрием Барщевским «Московская сага» точно показывает, что юность, счастье, любовь и предательство не зависят от строя. Они зависят от людей. Но строй, тем более тот тоталитарный строй, на пик которого приходятся изложенные в «Московской саге» события, способен крушить и калечить. А люди, если они, кончено, люди, способны и в пору крушений оставаться людьми.
Успех современного сериала зависит множества факторов. Во-первых, от точного продюсерского расчета – ко времени ли подоспеет тот или иной телероман, захотят ли зрители смотреть его именно теперь? Думается, в этом расчет Первого канала может оказаться точным. Именно такой неторопливый разговор о судьбах страны, отраженный в судьбах простых людей и знаковых персонажей своего времени, востребован сегодня. Советское прошлое, с его лучшими и худшими сторонами осталось, что называется «не проговоренным», оттого и не понятым большей частью наших сограждан. И сограждане эти не будут вслушиваться в выступления политиков, историков и философов. Сограждане эти будут смотреть сериалы, и только сочувствуя, сострадая понравившимся героям, смогут понять что-то важное о времени и о себе.
Другая неотъемлемая составляющая любого сериального успеха – актеры. Не полюбит зритель героев, не отожествит себя с ними, не сочтет их, шествующих на экране, членами своей семьи, и тогда уж никакая блистательная режиссура, никакой грамотно вытроенный промоушн не спасет. В «Московской саге» большое количество хороших актерских работ. Старшее поколение семьи доктора Градова блистательно сыграно нестареющим Юрием Соломиным и уже получившей в прошлом сезоне телепремию «ТЭФИ» за лучшую женскую роль в сериале «Идиот» Инной Чуриковой. В ролях их детей Александр Балуев (красный командарм Никита Градов), … (прошедший сталинские лагеря марксист Кирилл) и Ольга Будина (поэтесса Нина). Совершенно в непривычной для себя роли стукача и лагерного начальника появится в этом сериале и наконец то выросший из образа вечного гардемарина Дмитрий Харатьян.
Посмотрев только первые серии, пока не могу сказать, достанет ли харизматичности юному …., которому доверена роль градовского внука Бориса, который появится во второй половине сериала. Как не могу сказать вытащит ли свою роль манящей, не сломанной жизнью жены Никиты Градова Вероники молодая …., в начальных сериях ей пока не хватает дарованной Аксеновым своей героине женской неподражаемости и манкости. Не видела пока и какой предстанет в роли загадочной Веры Горды Кристина Орбакайте, но, зная особенности сериального продюсирования команды Первого канала, думаю, что для ее героини запасена некая новая или по новому исполненная старая песня, способная стать не только мотивом сериала, но и вполне успешно фигурировать в современных чартах.
В романе Аксенова и, следовательно, в сериале, действие которого разворачивается на протяжении едва ли не самых страшных трех десятков лет из жизни страны – с 1925 по 1953 год – помимо главных героев есть и герои исторические. Появляющиеся в эпизодах (например как непривычный Игорь Скляр в роли умирающего Михаила Фрунзе) или проводящие целые сквозные сюжетные линии (как фонтанирующий энергией Сергей Безруков в роли сына Сталина Василия) они становятся не фоном, а смысловыми вехами того времени и той жизни. Кстати в роли самого Сталина снялся не профессиональный актер, а вполне успешный банкир… , и странность такого выбора создатели сериала объяснили тем, что … похож на вождя народов. Впрочем, с ролью вождя современный банкир справляется лихо. Кстати, еще в одном эпизоде сериала появится Марина Швыдкая – жена главы федерального агентства по культуре Михаила Швыдкого, и те, кто видел этот эпизод, говорят, что сыгран он великолепно.